Технологическая карта урока по географии "Вулканы Земли"
Предмет: география
5 класс
УМК. География. Начальный курс: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / А.А. Летягин; под общ. ред. В.П. Дронова.- 2-е изд., дораб. и доп. – М.:Вентана-Граф, 2014.
Тема урока: Вулканы Земли.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: формирование представления о происхождении вулканов; знакомство с проявлениями внутренних процессов на земной поверхности самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с учебником
Задачи урока:
Образовательные: развить умение формулировать определение понятий; развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию; обогащать словарный запас учащихся.
Развивающие: осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления; развитие внимания; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения формулировать проблему; развитие умения работы в группе.
Воспитательные: воспитание интереса и уважения к литературе;
воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные: знать о строении вулкана, об извержении вулкана, о положении вулканов на Земле.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
|||||||||||||||||||||||
1.Организа ционный момент |
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок. |
Ребята настаиваются на работу. |
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобрести новые знания. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем,одноклассниками необходимые действия. |
|||||||||||||||||||||||
2.Актуализа ция знаний |
Учитель загадывает загадку Я
плююсь огнём и лавой, - Какое природное явление мы будем изучать сегодня на уроке?
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? -Как вы представляете извержение вулкана? -О каких извержениях вулканов вам известно? -Давайте определим цель урока. -Что мы узнаем нового на уроке? |
Отгадывают загадку и определяют тему урока. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Определяют цель. Ответы учащихся. |
Личностные: устанавливают связь между целью и мотивом учебной деятельности. Познавательные: находят достоверную информацию. Формулируют тему урока, цель урока. Регулятивные: принимают учебную задачу. Коммуникативные: излагают своё мнение. |
|||||||||||||||||||||||
3.Изучение нового материала Физминут ка Рефлексия первичных знаний |
В создании земной коры значительную роль сыграли вулканы. -Что такое «вулкан»? Работа по рисунку «Строение вулкана». Работа с текстом учебника стр.35-36 -Выделить этапы образования вулкана. Работа с атласом -Как на карте обозначаются вулканы? -В чем причина образования вулканов на суше? -Приведите примеры вулканов? Используя текст учебника стр.36 составить классификацию вулканов Работа с атласом -Найдите самый высокий действующий вулкан в мире. -На каком материке он находится? -Назовите его высоту. -Приведите примеры действующих и потухших вулканов мира. -Где в нашей стране находятся вулканы? Приведите примеры. Он огромный, он могучий, Он бывает выше тучи. Басом может он смеяться, Кашей огненной плеваться. Старый добрый великан – Это дедушка - … вулкан.
«Магма», «Лава», «Мантия» Из слов составить процесс превращения одного вещества в другое. Работа в парах -Расскажите друг другу, что такое мантия, магма и лава. Еще одним проявлением вулканизма является гейзер. -Что такое «гейзер»? -Почему гейзеры встречаются там, где есть вулканы? Рассмотреть схему «Строение земной коры». Вулканы есть как на суше, так и на дне океанов. -Как вы считаете, где больше вулканов и почему? |
Работа со словарем терминов: поиск определения. Выделяют части вулкана (кратер, вулканический очаг, жерло). Дают определения частям вулканов. Находят в тексте и выписывают этапы образования вулкана. Ответы учащихся. Составляют схему, анализируют. Ответы учащихся. Выполняют движения. Составляют цепочку. Работа в парах, отвечают друг другу. Работа со словарем терминов: поиск определения. Работа с текстом учебника стр.37 Анализируют схему. Ответы учащихся. |
Личностные: оценивают природное явление Познавательные: находят достоверную информацию, владеют чтением текста, умеют работать с рисунками. Регулятивные: выдвигают версии. Коммуникативные: излагают своё мнение, сотрудничают с другими учащимися, вступают в диалог. Личностные: оценивают проявления вулканизма. Познавательные: анализируют, делают выводы. Регулятивные: работают с текстом, схемой. Коммуникативные: выражают свои мысли, сотрудничают с другими учащимися, вступают в диалог. |
|||||||||||||||||||||||
Закрепле ние новой темы |
Заполнение таблицы
|
Работают с атласом, заполняют таблицу. Анализируют заполненную таблицу. Делают выводы. |
Личностные: понимают значение новых знаний. Познавательные: анализируют, делают выводы. Регулятивные: работают с атласом, таблицей. Коммуникативные: выражают свои мысли. |
|||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
Поместите себя на той ступеньке,которой вы достигли в результате работы на уроке (напишите на ней свое имя). Подводим итог урока. - Что вы на уроке узнали нового и интересного? |
Рекомендации: 4-5 ступенька – все удалось, все понятно 2-3 ступенька – встречались затруднения 1 ступенька – все было не понятно |
Личностные: приобретают мотивацию процесса образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом знаний, приобретенных на уроке. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: выражают свои мысли, сотрудничают с другими учащимися |
|||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Параграф 7; сделать макет вулкана; приготовить сообщение о вулкане или гейзере. |
|
|
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Конструирование современного урока по ФГОС ООО. Технологическая карта урока географии
- Методика подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по географии
- Международный вебинар "Работа учителя географии по повышению качества школьного образования и развитию компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствии с требованиями ФГОС"
- Методика работы с текстами на уроках географии (ФГОС)