Финикийские Мореплаватели
Технологическая карта урока
|
|
Предмет: |
история |
Класс: |
5 |
Тип урока: |
комбинированный |
Ф.И.О. |
Бондаренко О.В. |
|||
Тема |
Финикийские мореплаватели |
|||||||||||
Цель |
Знакомство учащихся с географическим положением и природой Финикии, особенностями хозяйства и культуры Финикии |
|||||||||||
|
|
|||||||||||
Задачи
|
Образовательные: |
Развивающие: |
Воспитывающие: |
|||||||||
Формирование у учащихся представления о географическом положении, природе, хозяйстве, культуре Финикии. Знакомство с понятиями: колония, алфавит |
Развитие коммуникативных умений, навыков самостоятельной работы, навыков установления причинно-следственных связей и формулирования выводов. |
Воспитание уважительного и бережного отношения к истории и культуре народов мира. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Предметные результаты |
Личностные результаты |
Метапредметные результаты |
Организационный момент. Актуализация знаний |
1) Приветствие. Проверка готовности к уроку. Вводное слово учителя. 2) Учащимся предлагается провести повторение по изученной теме «Древнее Двуречье»: прочесть текст, найти в нем ошибки и исправить их (см. приложение). |
1) Подготовка к работе на уроке. 2) Изучают текст, находят и исправляют ошибки, корректируют и дополняют ответы друг друга. |
Повторение и закрепление знаний о географическом положении, природе, социальной структуре, хозяйстве, культуре Древнего Двуречья |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; осознание вклада государств Древнего Двуречья в мировую культуру. |
Познавательные: развитие умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Регулятивные: развитие умений оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Коммуникативные: развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. |
Постановка учебных задач |
1) Одному из учащихся предлагается прочесть «Письмо фараона» для класса (см. приложение) 2) После прочтения «письма» учащимся задаются вопросы: - о какой древней стране просит разузнать египетский фараон? - почему он так интересуется этой страной? - что конкретно просит фараон рассказать об этой стране? 3) По результатам обсуждения учащимся предлагается самостоятельно сформулировать цель и задачи урока |
1) Слушают текст «Письма фараона» 2) Отвечают на предложенные вопросы 3) Формулируют цель и задачи урока
|
Формирование базовых представлений о Финикии, формирование мотивации к изучению истории Финикии |
Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Познавательные: развитие навыков работы с различными источниками информации, умения формулировать выводы на основе полученной информации. Регулятивные: развитие умений самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. |
Изучение нового материала |
1) Учащимся предлагается в ходе работы с исторической картой сформулировать особенности географического положения Финикии; выявить отличия географического положения Финикии от географического положения Древнего Египта и Древнего Двуречья2) Учащимся предлагается поработать с таблицей «Природа Финикии и основные занятия ее жителей»: работая в парах выдвинуть предположения о занятиях финикийцев, на основе информации об особенностях природы (см. приложение)3) Учащимся предлагается в ходе работы с картой назвать основные направления плаваний финикийцев, перечислить крупнейшие колонии, самостоятельно сформулировать определение понятия «колония»4) Учащимся предлагается разыграть сценку о похищении финикийцами ребенка (см. приложение). После просмотра сценки учащимся задаются вопросы: - о каком еще занятии финикийцев вы узнали из сценки? - каково ваше отношение к этому занятию? Почему? 5) Учащимся предлагается работа по рядам: 1 ряд получает текст «Легенды о Мелькарте и Тиро», 2 ряд – текст «Геродот о финикийцах», 3 ряд – изображения с символами, которые использовали финикийцы для письма (см. приложения). На основе работы с источниками каждый ряд должен доказать или опровергнуть один из «слухов», которые упоминались в «Письме фараона». По итогам работы учащимся предлагается перечислить наиболее значимые достижения финикийцев |
1) Называют и записывают особенности географического положения Финикии, обсуждают отличия географического положения Финикии от географического положения Египта и Двуречья (гораздо меньше, большую часть занимают Ливанские горы, нет крупных рек) 2) Работают с таблицей «Природа Финикии и основные занятия ее жителей», обсуждают результаты работы. Записывают основные занятия финикийцев (мореплавание, торговля, ремесло) 2) Работают с картой, определяют основные направления плаваний финикийцев, перечисляют крупнейшие колонии. Совместно с учителем формулируют и записывают определение понятия «колония» 4) Четыре учащихся разыгрывают предложенную сценку. Другие учащиеся после просмотра сценки отвечают на вопросы учителя 5) Работают с историческими источниками. В ходе обсуждения делают вывод о достоверности всех слухов, упомянутых в «Письме фараона». По результатам работы называют и записывают основные достижения финикийцев (научились изготавливать пурпурную краску, впервые обогнули Африку по морю, создали первый алфавит) |
Получение представлений о географическом положении Финикии, хозяйстве, образе жизни, культуре финикийцев. Усвоение ключевых понятий по теме. |
Формирование целостного мировоззрения, коммуникативной компетентности; осознание вклада Финикии в мировую культуру |
Познавательные: развитие навыков работы с различными видами исторических источников, умения формулировать выводы на основе полученной информации, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: развитие умений самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Коммуникативные: развитие умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. |
Первичное закрепление |
1) Учащимся предлагается написать ответное «письмо фараону», используя полученные знания. |
2) Пишут ответное «письмо фараону» используя полученные знания. Работы сдаются на проверку |
Закрепление знаний о природно-климатических условиях Финикии, хозяйстве, образе жизни, культуре финикийцев |
Формирование целостного мировоззрения, коммуникативной компетентности, уважения к истории и культуре народов мира; осознание вклада Финикии в мировую культуру. |
Познавательные: развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, делать выводы; развитие творческих способностей Регулятивные: развитие умения оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
Рефлексия |
1) Учащимся предлагается оценить результаты работы на уроке, исходя из поставленных целей 2) Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать вопросы о жизни финикийцев, не рассмотренные на уроке 2) На основе сформулированных вопросов учащиеся получают индивидуальные домашние задания (по желанию): с привлечением дополнительных источников информации самостоятельно подготовить сообщения о религии и искусстве Финикии 3) Учащимся предлагается самостоятельно оценить результаты работы на уроке в ходе устного обсуждения («мы узнали…», «нам понравилось…», «нам не понравилось…») 4) Выставление оценок за работу на уроке |
1) Делают выводы о проделанной работе на основе поставленных в начале урока целей 2) Записывают индивидуальные задания 3) Оценивают и обсуждают результаты учебного занятия |
- |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
Регулятивные: развитие умения оценивать правильность выполнения учебной задачи. Коммуникативные: развитие умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. |
Домашнее задание |
|
Приложения
Задание для повторения темы «Древний Египет» (текст с ошибками)
К югу от Египта, между реками Тигр и Нил, расположена чудесная страна – Двуречье, или, как называли её греки – Месопотамия. Дорийцы, загадочный древний народ, создали здесь свои первые государства. Произошло это около 2 тысяч лет назад. Большую часть Двуречья занимают высокие горы и густые леса, поэтому большинство зданий дорийцы строили из белого камня и дерева. Большой интерес представляют для историков руины крупнейших древних городов дорийцев – Урука и Мемфиса. Интересна религия жителей Двуречья: здесь впервые появилась вера в единого бога, которого называли Эа. В честь него сооружались огромные статуи – зиккураты. Также как и в Египте, здесь существовала письменность: дорийцы выдавливали на сырой глине клинообразные чёрточки, каждая из которых обозначала отдельный гласный звук. Такая письменность получила название клинопись.
«Письмо фараона»
Юные сыновья и дочери вельмож, писцов и ремесленников! Пусть поля ваши дают обильные урожаи и пусть головы ваши
наполняются знаниями. Я, царь Верхнего и Нижнего Египта, наслышан, что есть такое государство — Финикия. Многие разности и диковины делают ее умельцы. Говорят, что корабли их лучшие по всей великой воде, а одежды ярки, как закат. Говорят, что придумали они, как быстро записать то, что хранится в хранилищах их вельмож. Помогите узнать, где находится эта страна? Правдивы ли все эти рассказы о странных одеждах и загадочных письменах? Чем занимаются её свободные люди? Правда ли, что они лучшие мореплаватели?
Подробно нужно мне знать обо всём. Задумал я великое дело и нуждаюсь в хороших кораблях и расторопных людях.
Царь Верхнего и Нижнего Египта, фараон Псамметих 2.
Таблица "Природа Финикии и основные занятия ее жителей"
Особенности природы Финикии |
Занятия жителей |
1) Расположена на морском побережье |
|
2) Гористая местность, недостаток плодородных почв, нехватка места для пастбищ |
|
3) Большая часть страны покрыта лесами |
|
Сценка о похищении финикийцами ребенка
На сцене купец и мальчик
Купец: Ах, кого я вижу, какой славный мальчик. Угощайся лепешкой с медом. Ты так силён и ловок. Давай я подарю тебе свой пояс и кинжал. Впрочем, нет, на корабле у меня есть кое – что поинтересней. Хочешь получить подарок?
Мальчик: Очень хочу! А что за подарок?
Купец: Давай поднимемся ко мне на корабль. Соглашайся.
Мальчик: Я согласен!
Купец и мальчик уходят (садятся на свои места)
Появляется мать мальчиков и прохожий
Мать: Вы не видели здесь маленького мальчика? Его нет дома уже очень долго.
Прохожий: Какие-то ребята сели на корабль с купцом, и корабль отчалил из страны. Вон, он вдали в море, наверно повезли детей в рабство.
Мать: Горе мне, горе. Не увижу больше своего сына!
Легенда о Мелькарте и Тиро
Жил-был на берегу моря мельник. Однажды увидел он удивительную картину: огромного мужчину в львиной шкуре, большую собаку и красивую женщину в белом хитоне. Мельник понял, что это бог Мелькарт и нимфа Тиро.
Мельник испугался, что его увидят, и спрятался. Тем временем Мелькарт и Тиро мирно беседовали друг с другом, а пёс бродил по берегу моря. Вдруг пёс заметил что-то на земле и схватил свою добычу, раздался хруст – завывая, пёс стал кататься по земле. Бог Мелькарт поспешил на помощь, он раскрыл псу пасть и увидел, что она кроваво-красная. Но это была не кровь. Тиро совсем не испугалась и сказала, что хотела бы иметь одежду такого же красивого цвета.
Мелькарт собрал что-то с земли и велел Тиро снять с себя одежду. Если человек посмотрит на обнажённую нимфу, то превратиться в камень. Конечно же мельник знал об этом, поэтому он крепко зажмурил глаза. Когда мельник открыл глаза Мелькарт и Тиро были уже далеко. На нимфе был прекрасный хитон цвета заката (пурпурный, то есть лилово-красный цвет).
Мельник увидел на берегу раздавленные раковины морских моллюсков и понял, что из них можно добыть необычную краску. Он решил немедленно взяться за дело: набрал на берегу раковин, принёс на мельницу и смолол. Затем взял одежду и выкрасил её в пурпурный цвет. Вся деревня сбежалась посмотреть на результат работы мельника. Вот так мельник научился делать краску из раковин.
Геродот о финикийцах
...Ливия же (Ливией Геродот называет Африку), по-видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к Азии; это, насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь Египта. После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал держать через Геракловы Столпы, пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет, Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу и, в какое бы место в Ливии ни попадали, всюду обрабатывали землю: затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам, во время плавания вокруг Ливии солнце оказывалось у них на правой стороне.
Так впервые было доказано, что Ливия окружена морем.
Впоследствии карфагеняне утверждали, что им также удалось обогнуть Ливию…
Финикийский алфавит
Список использованной литературы и Интернет-источников:
-
Вигасин А.А,, Годер Г.И. , Свенцицкая И.С. «История Древнего мира». 5 класс. Учебник - М.: «Просвещение», 2015 г.
-
Геродот о финикийцах [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studopedia.org/8-30921.html
-
История Древнего мира. Школьная энциклопедия. - М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003 г.
-
Использование технологии "Сторителлинг" на уроках истории в современной школе [электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29901655
-
Легенда о пурпурной краске [электронный ресурс]. Режим доступа: http://gorojanka.com/index.php?option=com_content&view=article&id=651%3Alegenda-o-purpurnoy-kraske&catid=59%3Ainteres&Itemid=2
-
Финикийское письмо [электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
в разработке должен быть размещён логотип Портала.
Подробнее см. инф. в разделе Помощь).
С уважением, С.А. Колодин.