Детские трудности
ИНДИВИДУАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
«ДЕТСКИЕ ТРУДНОСТИ»
Составитель программы:
Кузьмина Ольга Максимовна, педагог-психолог высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №21».
г. Дзержинск Нижегородской обл.
2018
Содержание
|
3 |
|
6 |
|
15 |
|
37 |
|
37 |
-
Пояснительная записка
Направленность программы социально-педагогическая.
Программа направлена на сохранение эмоционального здоровья ребёнка с двигательными ограничениями, коррекцию его эмоционально-личностных особенностей. Это подразумевает профилактику возникновения страхов и тревожности у ребёнка в семье и ДОУ, создание благоприятной обстановки, отражающей доброжелательное отношение, а также коррекцию коммуникативной установки и эмоциональных нарушений.
Доктор психологических наук, заведующая кафедрой специальной психологии и клинических основ дефектологии МГОПУ им. М.А. Шолохова И.Ю.Левченко пишет: «Социальная неуспешность ребенка с двигательными ограничениями во многом определяется преобладанием у него негативного эмоционального опыта, личностной незрелостью, и снижением коммуникативной компетентности (что не всегда очевидно для самого ребенка и его родителей). Трудности эмоционального развития дошкольника с двигательными ограничениями становятся фактором, осложняющим его познавательное развитие, взаимодействие со сверстниками и адаптацию в дошкольном учреждении, а затем в школе». Поэтому в психологическом направлении велико значение эмоционального самочувствия, адекватной самооценки и полноценного межличностного общения для гармоничного развития личности ребёнка с двигательными ограничениями.
Новизна программы.
И.Ю.Левченко отмечает, «к сожалению, специалисты склонны рассматривать вопросы эмоционального развития детей с нарушениями двигательной сферы с клинической точки зрения». «Проблема эмоционального самочувствия детей с двигательными ограничениями требует специального психологического изучения, разработки и реализации психокоррекционных программ, направленных на профилактику и преодоление страхов и тревожности в дошкольном возрасте». Далее Левченко советует при составлении психокоррекционной программы использовать как методическое пособие работу Е.В. Устиновой «Детский церебральный паралич. Психологическая помощь дошкольникам». В своей работе Е.В. Устинова рекомендует при работе с детьми с двигательными ограничениями применять изотерапевтический метод. Она пишет: «Применение изотерапии в медицине обусловлено лечебно-реабилитационными задачами, а в психологии – в большей мере коррекционно – прфилактическими» Далее она ссылается на разработки В.С. Мухиной и Е.А. Екжановой, в которых говорится, что в дошкольном возрасте одной из форм общения и усвоения социального опыта является изобразительная деятельность. В рисовании реализуется свойственная дошкольникам потребность обсуждать способы изображения впечатлений и получать эмоциональную поддержку в творчестве. Рисование здесь выступает аналогом речи. Л.С. Выготский даже назвал детское рисование «графической речью». Авторы считают, что осознание окружающего в рисунке происходит у детей быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. В процессе изобразительной деятельности психолог может решать как психотерапевтические задачи (улучшение эмоционального самочувствия, преодоление страхов и тревожности, расширение поведенческого репертуара), так и коррекционно-развивающие задачи (развитие познавательных процессов, мелкой моторики и координации движений).
Данная программа является новым опытом работы с ребёнком с двигательными ограничениями, посещающим обычный детский сад. При её составлении использовались также работы Г.В. Кузнецовой «Коррекционно – развивающие занятия по обучению графическим навыкам», Т.В.Ананьевой «Комплексная психологическая поддержка детей старшего дошкольного возраста», П. Деннисон, Г Деннисон «Гимнастика для развития умственных способностей» и др.
Актуальность.
Неврологи, психиатры, ортопеды, педагоги и психологи обращают внимание на наличие у детей с двигательными ограничениями повышенной склонности к страхам. Клиническая характеристика фобического синдрома у детей с двигательными нарушениями раскрыта в работах Л.О. Бадаляна, Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной, К.А. Семёновой, М.Я. Смуглиной. Большинство этих дошкольников постоянно демонстрируют сниженный фон настроения в сочетании с раздражительностью и импульсивностью.
Изучение медико-психологической литературы, анализ рекомендаций психолого- медико-педагогической комиссии, беседа с мамой и диагностика особенностей эмоциональной сферы поступившего в детский сад ребенка позволили сделать вывод о том, что в детском саду необходимо развивать эмоциональную сферу девочки, формировать адекватную самооценку и способствовать обеспечению полноценного межличностного общения для гармоничного развития личности ребёнка.
Цель программы.
Развитие эмоциональной сферы и коммуникативных умений ребёнка с двигательными ограничениями.
Задачи.
-
Способствовать самопознанию ребёнка.
-
Научить ребенка понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей.
-
Дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова).
-
Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями, развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.
-
Учить приемам расслабления.
-
Учить использовать продуктивные приёмы межличностного взаимодействия, разрешать конфликтные ситуации адекватными способами.
-
Повышать самооценку.
Адресат.
Программа предназначена для ребенка 6 лет с двигательными ограничениями.
Сроки реализации.
Программа состоит из 30 занятий. При соблюдении режима проведения - 1 занятие в 2 недели, цикл рассчитан на 16 месяцев (1 год (старшая группа) - с октября по май, 2 год (подготовительная группа)- с октября по май).
Основные этапы и формы реализации программы.
Диагностический - проведение психологического диагностического обследования.
Консультативный - индивидуальные консультации по результатам наблюдений за поведением ребенка в группе и результатам психологического диагностического обследования.
Обучающий - проведение коррекционно-развивающих занятий.
Форма проведения коррекционно-развивающих занятий: индивидуальная.
Длительность курса занятий – 16 месяцев (занятия проводятся 1 раз в 2 недели).
Продолжительность каждого занятия в старшей группе 20 минут, в подготовительной к школе группе – 25 минут.
Всего 30 занятий.
Занятия проводятся в комнате психологической разгрузки, где созданы все условия. На пол постелен ковер, кругом лежат подушки, на которых можно сидеть или лежать, детский стол и стул, где можно заниматься изодеятельностью. Подобраны дидактические пособия, материал для изобразительной деятельности, песочница с песком. Обстановка в кабинете располагает к общению.
Система занятий с использованием изотерапии включает в себя различные по задачам, продолжительности, содержанию, и приемам психологической работы этапы.
1 этап ориентировочный. 2 этап рефлексивный. 3 этап формирующий. 4этап обобщающий.
Аналитический - оценка результатов занятий посредством наблюдения, анкетных и проективных методов психологического обследования. Оценка результатов коррекционно-развивающей работы проводится с использованием методик психологического обследования ребенка, анкетирования и собеседования с родителями детей, проводимого дважды: до начала коррекционно-развивающих занятий и после прохождения курса коррекционно-развивающих занятий.
Ожидаемые результаты.
Предполагается, что результаты прохождения ребенком указанной программы отразятся на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с Я-концепцией, развитием эмоциональной сферы и компетентности в общении, сформированностью умения правильно выражать свои чувства, понимать и оценивать отношение к себе других людей, сверстников.
Ожидаем:
-
воспитанник понимает свои эмоции и эмоциональные реакции окружающих;
-
умеет выражать собственные эмоции;
-
умеет без боязни общаться со взрослыми и сверстниками;.
-
владеет базовым навыком управления своими эмоциями и чувствами.
Эмоционально – личностные особенности дошкольников с двигательными нарушениями:
-
Преобладание повышенной эмоциональной возбудимости.
-
Чрезмерная впечатлительность.
-
Раздражительность и двигательная расторможенность.
Либо.
-
Робость, внушаемость, эмоциональная пассивность и заторможенность.
Методы и методики изучения эмоционально-личностных особенностей дошкольников с двигательными нарушениями.
-
Метод наблюдения. Учитывать методологические рекомендации, сформулированные И.Ю. Левченко, Т.Н. Волковой, С.Д. Забрамной, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. (Параметры в кн. Е. В. Устиновой «Психологическая помощь дошкольникам», стр. 40 – 41, 99 – 102).
-
Метод беседы. Структурный опросник детских страхов. Л.С. Акопян. (В кн. Е. В. Устиновой «Психологическая помощь дошкольникам», стр. 54 – 55, 111).
-
Метод анализа детских рисунков. Рисуночная методика «Чего я боюсь»
А.И. Захаров. Интерпретация детских рисунков на основе разработок Т.С. Комаровой, Г.В. Кузнецовой, Т.А. Хвиюзовой. (В кн. Е. В. Устиновой «Психологическая помощь дошкольникам», стр. 54 – 55, 103 - 105).
-
«Детский тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, Ф. Амен. (Протокол к тесту в кн.
Е. В. Устиновой «Психологическая помощь дошкольникам», стр.106).
-
«Незаконченые предложения о детских страхах» А. Пейман на основе Сакса и Леви. (В кн. Е. В. Устиновой «Психологическая помощь дошкольникам», стр. 50 – 52, 110).
2. Тематический план
№ |
Содержание. |
Задачи |
Время |
Источник |
I
1.
2.
3.
4. |
Ориентировочный.
«Знакомство».
«Моё имя».
«Я люблю больше всего».
«Мои пожелания». |
Установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком. Снятие мышечного напряжения. Обеспечить ориентировку ребенка в обстановке игровой комнаты. Снять эмоциональное напряжение. Замотивировать ребенка занятиями в комнате психологической разгрузки. Укреплять мышцы рук, нормализировать мышечный тонус. Развивать приемы рисования горизонтальных, вертикальных линий. Формировать позитивное отношение к образу «Я». Укреплять мышцы рук, нормализировать мышечный тонус. Развивать приемы рисования волнообразных линий. Формировать умение произвольно направлять свое внимание на собственные эмоциональные ощущения. Укреплять мышцы рук, нормализировать мышечный тонус. Развивать приемы рисования круга, квадрата.
Формировать умение произвольно направлять свое внимание на собственные эмоциональные ощущения. Укреплять мышцы рук, нормализировать мышечный тонус. Развивать приемы рисования треугольника, овала. |
20 минут.
20 минут.
20 минут.
20 минут. |
1.Интернет ресурсы https://naturopiya.comart-terapiya/vidy-i Каюмова
Анна Михайловна
1.Ю.В. Останкова Система коррекционно – развивающих занятий… стр10. 2.Интернет ресурсы https://naturopiya.comart-terapiya/vidy-i 1.Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий… стр 7,8 . 2.Интернет ресурсы https://naturopiya.com/artterapiya/vidyi 3.Е.В.Котова.В мире друзей. стр. 26.
1.Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…стр.7,12 2.Инструкция к игре – лото «Театр настроения». 3.Интернет ресурсы https://naturopiya.comart-terapiya/vidy-i |
II
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16. |
Отреагирование страхов и тревожности.
«Настроение».
«Радость».
«Удивление».
«Робость».
«Наши страхи».
«Наши страхи».
«Наши страхи».
«Наши страхи».
«Я больше не боюсь».
«Печаль».
«Злость».
«Настроение» |
Развитие эмоциональной сферы, изобразителных навыков. Преодолении эмоционально- личностных трудностей. Уточнение сенсорных представлений, стимуляция моторных и речевых навыков. Познакомить с приемами снятия эмоционального напряжения. Снять эмоциональное напряжение
Формировать умение различать и сравнивать эмоциональное состояние, «РАДОСТЬ». Определять характер этого состояния. Формировать умение понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонацию. Укреплять мышцы рук. Закрепить представление об основных цветах. Формировать умение различать и сравнивать эмоциональное состояние, «УДИВЛЕНИЕ». Определять характер этого состояния. Формировать умение понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонацию Укреплять мышцы рук. Закреплять представления о величине. Формировать умение различать и сравнивать эмоциональное состояние, «РОБОСТЬ». Определять характер этого состояния. Формировать умение понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонацию. Укреплять мышцы рук. Закрепить представление о фактуре материала. Формировать умение различать и сравнивать эмоциональное состояние, «СТРАХ». Определять характер этого состояния. Формировать умение понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонацию. Укреплять мышцы рук. Уточнить представление о геометрических формах. Обучать отреагированию чувств и переживаний, связанных с прошлым негативным эмоциональным опытом. Укреплять мышцы рук. Уточнить представления об оттеночных цветах.
Обучать приемам отреагирования чувств и переживаний, связанных с прошлым негативным эмоциональным опытом. Укреплять мышцы рук. Уточнить представления о геометрических формах и оттеночных цветах. Обучать приемам отреагирования чувств и переживаний, связанных с прошлым негативным эмоциональным опытом. Укреплять мышцы рук. Развивать приемы рисования различных геометрических форм.
Фиксировать положительные переживания успеха и победы в ситуации преодоления страха. Обогащать словарь словами-названиями основных эмоций.
Формировать умение различать и сравнивать эмоциональное состояние, «ПЕЧАЛЬ». Определять характер этого состояния. Формировать умение понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонацию. Формировать умение различать и сравнивать эмоциональное состояние, «Злость». Определять характер этого состояния. Формировать умение понимать собственное эмоциональное состояние «ЗЛОСТЬ», выражать свои чувства, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонацию. Укреплять мышцы рук. Обогащать словарь словами-названиями чувств и эмоций. Закрепить умение различать и сравнивать эмоциональные состояния свои и других людей, определять характер этих состояний. Закрепить умение понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонацию. Формировать интонацию и мимический рисунок, соответствующий основным эмоциям. Развивать фразовую речь. |
20 минут.
20 минут.
20 минут.
20 минут.
20 минут.
20 минут.
20 минут.
20 минут.
20 минут.
20 минут.
20 минут.
20 минут.
|
1.Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий… стр. 21 2.М.И. Чистякова. Психогимнастика. стр. 90. 1.И.В. Ковалец. Азбука эмоций. стр. 8-10). 2.Интернет ресурсы https://naturopiya.com/artterapiya/vidyi 3..Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…стр. 13 . 4.М.И. Чистякова. Психогимнастика. стр. 90. 1.И.В. Ковалец. Азбука эмоций. Стр. 60 - 73. 2.Интернет ресурсы https://naturopiya.com/artterapiya/vidyi 3.Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…стр 13 . 4.М.И. Чистякова. Психогимнастика. Стр 90. 1.И.В. Ковалец. Азбука эмоций.Стр 104 - 115). 2.Интернет ресурсы https://naturopiya.com/artterapiya/vidyi 3.Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр. 25. 4.М.И. Чистякова. Психогимнастика. Стр90.
1.И.В. Ковалец. Азбука эмоций. Стр. 74-90. 2Интернет ресурсы https://naturopiya.com/artterapiya/vidyi 3.Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр 31 4.М.И. Чистякова. Психогимнастика. Стр90. 1.И.В. Ковалец. Азбука эмоций. Стр. 74-90. 2.Интернет ресурсы https://naturopiya.com/artterapiya/vidyi 3.Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр 31 4.М.И. Чистякова. Психогимнастика. Стр 90). 1.Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр 27 . 2.М.И. Чистякова. Психогимнастика. Стр 90.
1.Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий… Стр 11,13,15,36. 2.Е. В. Устинова «Психологическая помощь дошкольникам». Стр. 110. 3.М.И. Чистякова. Психогимнастика. Стр90. 1.Е. В. Устинова «Психологическая помощь дошкольникам», стр. 111. 2.Интернет ресурсы https://naturopiya.com/artterapiya/vidyi 3..Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр. 43. 4.М.И. Чистякова. Психогимнастика. Стр91. 1.И.В. Ковалец. Азбука эмоций. Стр. 20-34). 2.Интернет ресурсы https://naturopiya.com/artterapiya/vidyi 3.Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр. 36,45. 4.М.И. Чистякова. Психогимнастика. Стр90).
1.И.В. Ковалец. Азбука эмоций. Стр. 46. 2. Интернет ресурсы https://naturopiya.com/artterapiya/vidyi 3.Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр. 36,49. 4.М.И. Чистякова. Психогимнастика. Стр91. 1.Инструкция к игре – лото «Театр настроения». 2.Интернет ресурсы https://naturopiya.com/artterapiya/vidyi 3.Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр 52. 4.М.И. Чистякова. Психогимнастика. Стр91. |
III
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
|
Формирующий.
«Волшебный лес».
«Кто Я».
«Ласковое слово»
«Мне это нравится».
«Сказка».
«Какой Я».
«Сказочная шкатулка».
« Мои плюсы и минусы».
«Волшебники».
«Исследуем себя». |
Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования. Развитие коммуникативных умений ребёнка Нормализация самооценки и формирование позитивного образа «Я». Развивать коммуникативные умения. Повысить чувство уверенности в себе. Укреплять мышцы рук. Развивать внимание. Развивать приемы рисования предметного рисунка. Развитие фразовой и связной речи.
Формировать позитивный образ «Я». Развивать коммуникативные умения. Укреплять мышцы рук. Развивать внимание. Развивать приемы рисования предметного рисунка. Развивать фразовую и связную речь.
Расширить навыки общения и поведенческого репертуара. Развивать внимание. Укреплять мышцы рук. Развивать приемы рисования предметного рисунка. Развивать память. Развивать фразовую и связную речь.
Формировать «эмоциональную децентрацию» - способность воспринимать и учитывать в своём поведении эмоциональные состояния, желания. Развивать коммуникативные умения. Укреплять мышцы рук. Развивать внимание. Развивать приемы рисования предметного рисунка. Развивать память. Развивать фразовую и связную речь. Формировать адекватные способы эмоционального реагирования и поведения в психотравмирующих ситуациях. Укреплять мышцы рук. Развивать внимание. Развивать приемы рисования предметного рисунка. Развивать память. Развивать фразовую и связную речь. Формировать предпосылки произвольной саморегуляции эмоциональных переживаний и поведенческих реакций. Развивать коммуникативные умения. Укреплять мышцы рук. Развивать внимание. Развивать приемы рисования предметного рисунка. Развивать память. Развивать фразовую и связную речь.
Обучать приемам саморасслабления. Развивать коммуникативные умения. Укреплять мышцы рук. Развивать внимание. Развивать приемы рисования предметного рисунка. Развивать память. Развивать фразовую и связную речь.
Формировать адекватную самооценку. Укреплять мышцы рук. Развивать внимание. Развивать приемы рисования предметного рисунка. Развивать память. Развивать фразовую и связную речь.
Формировать предпосылки эмоционального контроля и сдерживания негативных эмоций. Развивать коммуникативные умения. Укреплять мышцы рук. Развивать внимание. Развивать приемы рисования предметного рисунка. Развивать память. Развивать фразовую и связную речь.
Выявить наличие тревожности в знакомых ситуациях, связанных с опытом пребывания в детском саду, взаимодействием с родителями и психотравмирующими ситуациями. |
25 минут.
25 минут.
25 минут.
25 минут.
25 минут.
25 минут.
25 минут.
25 минут.
25 минут.
25 минут.
|
1.Интернет ресурсы https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy Каюмова
А.М. 2. Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр.17,51 3.А.А.Максимова Учим общаться детей 6-10 лет. Стр 1.Интернет ресурсы https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy 2.Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр.47,51. 3.А.А.Максимова Учим общаться детей 6-10 лет. Стр 47. 1.Интернет ресурсы https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy. 2.Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр.31,59. 3.А.А.Максимова Учим общаться детей 6-10 лет. Стр56. 4.А.А.Максимова Учим общаться детей 6-10 лет. Стр55. 1.Интернет ресурсы https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy 2.Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр.36,59. 3.А.А.Максимова Учим общаться детей 6-10 лет. Стр 48. 1.Интернет ресурсы https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy 2.Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр. 39,59. 3.А.А.Максимова Учим общаться детей 6-10 лет. Стр 48. 1.Интернет ресурсы https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy 2.Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр. 39,59. 3 А.А.Максимова Учим общаться детей 6-10 лет. Стр.57 1.Интернет ресурсы https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy 2.Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр.55,59. 3 А.А.Максимова Учим общаться детей 6-10 лет. Стр.45 1.Интернет ресурсы https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy 2.Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр.55,59. 3. А.А.Максимова Учим общаться детей 6-10 лет. Стр 44 1.Интернет ресурсы https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy 2.Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр.55,59. 3.А.А.Максимова Учим общаться детей 6-10 лет. Стр 48.
О.А. Орехова Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики». На основе ЦТО Эткинда. |
IV
27.
28.
29.
30.
|
Обобщающий.
«Солнышко в ладошке».
«Помирились».
«Встреча с другом».
«Праздник дружбы». |
Активация навыков уверенного социального поведения.(Эти занятия проводятся с приглашением 2 – 3 детей из группы). Развивать навык позитивной коммуникации. Укреплять мышцы рук. Развивать приемы рисования предметного рисунка. Развивать интонационную сторону речи. Развивать связную речь Обобщить сформированные адекватные способы эмоционального реагирования и поведения в психотравмирующих ситуациях. Укреплять мышцы рук. Развивать приемы рисования предметного рисунка. Развивать интонационную сторону речи. Развивать связную речь Формировать предпосылки эмоционального контроля и сдерживания негативных эмоций. Укреплять мышцы рук. Развивать приемы рисования предметного рисунка. Развивать интонационную сторону речи. Развивать связную речь Обеспечить перенос нового позитивного эмоционального опыта в реальную жизнь. Обеспечить обстановку , благоприятствую возможности ощущать принадлежность к группе, повышению самооценки у детей. Закрепить положительные эмоции от работы на занятиях |
25 минут.
25 минут.
25 минут.
25 минут. |
|
|
Итого |
|
30 занятий |
|
3.Содержание развивающей программы
Система занятий с использованием изотерапии включает в себя различные по задачам, продолжительности, содержанию, и приемам психологической работы этапы.
I этап. Ориентировочный (4 занятия). Подчинен формированию у дошкольника умению направлять внимание на собственные положительные и негативные эмоциональные переживания. На этом этапе происходит знакомство с художественным материалом и изобразительными возможностями.
II этап. Рефлексивный (12 занятий). Направлен на отреагирование детьми эмоциональных переживаний, связанных с прошлым негативным опытом в ситуациях страха и тревоги. На данном этапе дошкольник учится определять и различать эмоциональные состояния и отражать их с помощью интонации, мимики, линии, каракуль.
III этап. Формирующий (10 занятий). Связан с формированием у дошкольника адекватного эмоционального реагирования и поведения в психотравмирующих ситуациях, а так же «эмоциональной децентрации» (способность воспринимать и учитывать эмоциональные состояния партнеров по общению). На этом этапе активно используется техника поэтапного совместного (с приглашенными детьми, с психологом, с родителем) выполнения предметных рисунков и различные приемы игрового сотрудничества в паре, в тройке и т. д.
IV. Обобщающий (4 занятия). Направлен на активизацию навыков уверенного социального поведения в ходе игр и рисования.
Структура занятий.
1 этап. Организационный. Цель: подготовка к работе, установление положительного эмоционального контакта, снятие мышечного напряжения.
2 этап. Практический. Цель: развитие эмоциональной сферы и изобразительных навыков; преодоление эмоционально-личностных трудностей, уточнение сенсорных представлений, стимуляция моторных и речевых навыков.
3 этап. Рефлексивный. Цель: повышение самооценки, закрепление положительных эмоций от работы на занятии,
Использование изобразительной деятельности в работе психолога с детьми, имеющими двигательные нарушения, требует соблюдения следующих методических рекомендаций.
Графические задания следует выбирать с учетом закономерностей развития изобразительно-графических навыков в онтогенезе и особенностей формирования изобразительной деятельности детей с двигательными ограничениями.
У детей с двигательными нарушениями необходимо формировать представление о том, что любое изображение (и каракули, и рисунок) – это отражение реальных предметов, людей или событий.
На занятиях следует сюжетно сочетать изобразительную деятельность с игровой и общением.
Развитие речи, совершенствование мелкой моторики и уточнение сенсорных представлений детей должны стать обязательной составной частью занятий.
Принятие ребенка и положительная оценка любых продуктов его изобразительной деятельности – непременное правило для родителей и психолога.
Содержание.
Необходимые приспособления для занятий: альбомные листы, листы бумаги разной формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) ножницы, краски, карандаши, разнообразные материалы для аппликации, Настольные игры «Театр настроения», настольные подвижные игры «Молоточки», «Мельница», мячи, коврики, магнитофон.
Занятие 1. «Знакомство».
Задачи.
1. Обеспечить ориентировку ребенка в обстановке игровой комнаты.
2. Снять эмоциональное напряжение.
3. Замотивировать ребенка занятиями в комнате психологической разгрузки.
4. Укреплять мышцы рук, нормализировать мышечный тонус.
5. Развивать приемы рисования горизонтальных, вертикальных линий
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Встреча с гостем - удивительным облачком (аппликация весёлого облачка) и радостным добрым солнышком (аппликация солнышка на стене кабинета).
Приветствие улыбкой и жестом (рука-к-руке).
Знакомство. Игра с именем «Кого как зовут». «Прошепчите своё имя так, как это бы сделал ветер».
2 этап. Практический.
Игра – превращение. Изобразить облачко. Хвастливую капельку, падающую из облачка. Упрямую, корявую корягу на болоте. Злой, тяжелый камень. Добрый надутый воздушный шарик. Ленивую, мокрую тряпку на столе. Легкую красивую снежинку в воздухе. Доброе, ласковое солнышко.
Изображение дождя, выпавшего из облачка в виде вертикальных линий и ручья в виде горизонтальных линий на альбомном листе акварельными красками.
Беседа по рисунку.
3 этап. Рефлексивный.
Подведение итогов. Что понравилось, что не понравилось. Какого цвета моё настроение (выбрать цвет из предложенных на карточках).
Упражнение «Доброе тепло».
Прощание с добрым, тёплым облачком, друг с другом « рука-к-руке».
Занятие 2. «Моё имя».
Задачи.
Формировать позитивное отношение к образу «Я».
Укреплять мышцы рук, нормализировать мышечный тонус.
Развивать приемы рисования волнообразных линий.
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Встреча с гостем - удивительным облачком (аппликация весёлого облачка) и радостным добрым солнышком (аппликация солнышка на стене кабинета).
Приветствие улыбкой и жестом «щека-к-щеке».
«Прожурчите своё имя так, как это бы сделал ручеек».
2 этап. Практический.
Нарисуйте ручеек. Приемы рисования волнообразных линий «Ручеек».
Игра с именем «Мое имя».
Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются» (Ю.В. Останкова Система коррекционно – развивающих занятий… Стр10)
Нарисовать себя «Автопортрет».
Беседа по рисунку «Кто Я?».
3 этап. Рефлексивный.
Подведение итогов. Что понравилось, что не понравилось. Какого цвета моё настроение (выбрать цвет из предложенных на карточках).
Упражнение «Доброе тепло».
Прощание с добрым, тёплым облачком, друг с другом « рука-к-руке».
Занятие 3. «Я люблю больше всего».
Задачи.
Формировать умение произвольно направлять свое внимание на собственные эмоциональные ощущения.
Укреплять мышцы рук, нормализировать мышечный тонус.
Развивать приемы рисования круга, квадрата.
Обогатить словарь прилагательными названиями основных цветов, геометрических фигур и величины изображений.
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Встреча с гостем - удивительным облачком (аппликация весёлого облачка) и радостным добрым солнышком (аппликация солнышка на стене кабинета).
Приветствие улыбкой и жестом (локоть-к-локтю).
2 этап. Практический.
Игра «Какой геометрической фигуры не стало». (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр 7 ).
Дыхательное упражнение «Глубокий вдох». (Ю.В. Останкова Система коррекционно – развивающих занятий…Стр7 ).
Упражнение «Мои достижения» (Е.В.Котова. В мире друзей. Стр. 26).
Моё любимое занятие. Свободное рисование. Ребенок рисует свое любимое занятие: или как он играет, или как ему читают книгу и т.д. (Источник: https:// naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-)
Беседа по рисунку «Я люблю больше всего».
Пальчиковая гимнастика «Разминка». (Ю.В. Останкова Система коррекционно – развивающих занятий…Стр 8).
3 этап. Рефлексивный.
Подведение итогов. Что понравилось, что не понравилось. Какого цвета моё настроение (выбрать цвет из предложенных на карточках).
Упражнение «Доброе тепло».
Прощание с добрым, тёплым облачком, друг с другом «локоть-к-локтю».
Занятие 4. «Мои пожелания».
Задачи.
Формировать умение произвольно направлять свое внимание на собственные эмоциональные ощущения.
Укреплять мышцы рук, нормализировать мышечный тонус.
Развивать приемы рисования треугольника, овала.
Обогатить словарь прилагательными названиями основных цветов, геометрических фигур и величины изображений.
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Встреча с гостем - удивительным облачком (аппликация весёлого облачка) и радостным добрым солнышком (аппликация солнышка на стене кабинета).
Приветствие улыбкой и жестом (рука-к-руке).
2 этап. Практический.
Игра «Цветные слова». (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий… Стр12).
Дыхательное упражнение «Глубокий вдох». (Ю.В. Останкова Система коррекционно – развивающих занятий… Стр. 7).
Игра «Стираем и сушим белье». Рисуем белье на веревочке в виде квадратов, овалов, треугольников заданного цвета и размера (Ю.В. Останкова Система коррекционно – развивающих занятий… Стр.12).
Беседа «Мои пожелания».
Пальчиковая гимнастика «Моя семья».(Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр. 13 ).
3 этап. Рефлексивный.
Подведение итогов. Что понравилось, что не понравилось. Какого цвета моё настроение (выбрать цвет из предложенных на карточках).
Упражнение «Доброе тепло».
Прощание с добрым, тёплым облачком, друг с другом « рука-к-руке».
Занятие 5. «Мои чувства».
Задачи.
Познакомить с названиями основных эмоций.
Познакомить с приемами снятия эмоционального напряжения.
Снять эмоциональное напряжение
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Встреча с гостем – Незнайкой (мягкая игрушка).
Приветствие «Рука-к-руке».
2 этап. Практический.
Игра – лото «Театр настроения». 1 вариант игры - «Маски» - один из приемов снятия эмоционального напряжения.
Игра «Спонтанное рисование» = прием снятия эмоционального напряжения. (Источник: https:// naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-)
Беседа по рисунку о чувствах.
Пальчиковая гимнастика «Веселые и грустные пальчики» - один из приемов снятия эмоционального напряжения. (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий… Стр. 21).
3 этап. Рефлексивный.
Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании «Солнышко и тучка» (М.И. Чистякова. Психогимнастика. Стр90) - один из приемов снятия эмоционального напряжения.
Моё настроение. (Выбор пиктограммы).
Прощание с гостем, друг с другом « рука-к-руке».
Занятие 6. «Радость».
Задачи.
Формировать умение различать и сравнивать эмоциональное состояние, «РАДОСТЬ». Определять характер этого состояния.
Формировать умение понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонацию.
Укреплять мышцы рук.
Закрепить представление об основных цветах.
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Встреча с гостем – Виннипухом (мягкая игрушка)
Приветствие «Рука-к-руке».
2 этап. Практический.
Покажи на рисунке людей, которые радуются и улыбаются. (И.В. Ковалец. Азбука эмоций. Стр. 8-10).
Изобрази мимикой радость.
Упражнение «Заряди мозги» (Самомассаж).
Рисование на тему «Я радуюсь».
Представь себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему «Радость».
Беседа по рисунку о цветовой гамме и чувстве радость. (Источник: https:// naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-)
Пальчиковая гимнастика «Моя семья». ». (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий… Стр 13 ).
3 этап. Рефлексивный.
Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании «Солнышко и тучка» (М.И. Чистякова. Психогимнастика. Стр90).
Моё настроение (Выбор пиктограммы).
Прощание с гостем, друг с другом « рука-к-руке».
Занятие 7. «Удивление».
Задачи.
Формировать умение различать и сравнивать эмоциональное состояние «УДИВЛЕНИЕ». Определять характер этого состояния.
Формировать умение понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонацию
Укреплять мышцы рук.
Закреплять представления о величине.
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Встреча с гостем – Лисёнком (мягкая игрушка)
Приветствие «Рука-к-руке».
2 этап. Практический.
Покажи на рисунке людей, которые удивляются (И.В. Ковалец. Азбука эмоций. Стр 60 - 73).
Изобрази мимикой удивление.
Упражнение «Заряди мозги» (Самомассаж).
Рисование на тему «Я удивляюсь».
Представь себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему «Удивление». (Источник: https:// naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-).
Беседа по рисунку о величине и чувстве удивления.
Пальчиковая гимнастика «Моя семья». (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий… Стр 13 ).
3 этап. Рефлексивный.
Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании «Солнышко и тучка» (М.И. Чистякова. Психогимнастика. Стр90).
Моё настроение (Выбор пиктограммы).
Прощание с гостем, друг с другом « рука-к-руке».
Занятие 8. «Робость».
Задачи.
Формировать умение различать и сравнивать эмоциональное состояние, «РОБОСТЬ». Определять характер этого состояния.
Формировать умение понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонацию.
Укреплять мышцы рук.
Закрепить представление о фактуре материала.
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Встреча с гостем – Медвежонком (мягкая игрушка).
Приветствие «Рука-к-руке».
2 этап. Практический.
Покажи на рисунке людей, которые стесняются (И.В. Ковалец. Азбука эмоций. Стр 104 - 115).
Изобрази мимикой стеснение, робость.
Упражнение «Художники».
Представим, что на носу у нас кисточки. Нарисуем ими на потолке 2 кружочка.
Рисование на тему «Я стесняюсь».
Представь себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему «Я стесняюсь».
Беседа по рисунку о чувстве «робость». (Источник: https:// naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-
Пальчиковая гимнастика «Шалун». (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий… Стр. 25 ).
3 этап. Рефлексивный.
Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании «На берегу моря» (М.И. Чистякова. Психогимнастика. Стр90).
Моё настроение (Выбор пиктограммы).
Прощание с гостем, друг с другом « рука-к-руке».
Занятие 9. «Наши страхи».
Задачи.
Формировать умение различать и сравнивать эмоциональное состояние, «СТРАХ». Определять характер этого состояния.
Формировать умение понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонацию.
Укреплять мышцы рук. Уточнить представление о геометрических формах.
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Встреча с гостем – котенком (мягкая игрушка).
Приветствие «Рука-к-руке».
2 этап. Практический.
Покажи на рисунке людей, которым страшно. (И.В. Ковалец. Азбука эмоций. Стр. 74-90).
Изобрази мимикой страх.
Упражнение «Рисование на тему «Мой страх».
Представь себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему «Мой веселый страх из геометрических фигур».
Беседа по рисунку о чувстве страха. (Источник: https:// naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-)
Пальчиковая гимнастика «Комарик».(Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий… Стр 31 ).
3 этап. Рефлексивный.
Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании «На берегу моря» (М.И. Чистякова. Психогимнастика. Стр90).
Моё настроение (Выбор пиктограммы).
Прощание с гостем, друг с другом « рука-к-руке».
Занятие 10. «Наши страхи».
Задачи.
Обучать отреагированию чувств и переживаний, связанных с прошлым негативным эмоциональным опытом.
Обучать приемам преодоления страха.
Укреплять мышцы рук.
Уточнить представления об оттеночных цветах.
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Встреча с гостем – Щенком (мягкая игрушка)Приветствие «Рука-к-руке».
2 этап. Практический.
Упражнение «Рисование на тему «Страх ».
Представь себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему «Чего я боюсь ». (Источник: https:// naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-).
Беседа по рисунку об оттеночных цветах и чувстве страха.
Нарисовать праздник, переделав рисунок. Можно включить радостную, торжественную музыку. Затем все смотрят на получившийся рисунок,и ребенок говорит, что он чувствует, какие чувства у него возникли, когда он рисовал.
Пальчиковая гимнастика «Комарик». (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр 31).
3 этап. Рефлексивный.
Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании «На берегу моря» (М.И. Чистякова. Психогимнастика. Стр90).
Моё настроение (Выбор пиктограммы).
Прощание с гостем, друг с другом « рука-к-руке».
Занятие 11. «Наши страхи».
Задачи.
Обучать приемам отреагирования чувств и переживаний, связанных с прошлым негативным эмоциональным опытом. Укреплять мышцы рук.
Уточнить представления о геометрических формах.
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Встреча с гостем – Бабой ягой (мягкая игрушка или др.)
Приветствие «Рука-к-руке».
2 этап.Практический.
Упражнение «Рисование на тему «Несуществующее животное».
Представь себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему животного, который никогда не существовал, и не будет существовать. Его можешь выдумать только ты и нарисовать простым карандашом.
Беседа о несуществующем животном.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй». ». (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий… Стр 27 ).
3 этап. Рефлексивный.
Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании «На берегу моря» (М.И. Чистякова. Психогимнастика. Стр. 90).
Моё настроение (Выбор пиктограммы).
Прощание с гостем, друг с другом « рука-к-руке».
Занятие 12. «Наши страхи».
Задачи.
Обучать приемам отреагирования чувств и переживаний, связанных с прошлым негативным эмоциональным опытом. Укреплять мышцы рук.
Развивать приемы рисования различных геометрических форм.
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Встреча с гостем – Змеем Горынычем (мягкая игрушка)
Приветствие «Рука-к-руке».
2 этап. Практический.
Нарисовать обеими руками одновременно 2 квадрата. (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр 11 ).
Нарисовать одной рукой квадрат, а другой круг одновременно. (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий… Стр !3 ).
Нарисовать одновременно двумя руками треугольник. (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий… Стр 15 ).
Беседа «Незаконченные предложения о детских страхах» Е. В. Устинова «Психологическая помощь дошкольникам», стр. 110).
Пальчиковая гимнастика «Коза рогатая». ». (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий… Стр. 36 ).
3 этап. Рефлексивный.
Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании «На берегу моря» (М.И. Чистякова. Психогимнастика. Стр90).
Моё настроение (Выбор пиктограммы).
Прощание с гостем, друг с другом « рука-к-руке».
Занятие 13. «Я больше не боюсь».
Задачи
Фиксировать положительные переживания успеха и победы в ситуации преодоления страха. Обогащать словарь словами-названиями основных эмоций.
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Встреча с гостем – Чудищем (мягкая игрушка)
Приветствие «Рука-к-руке».
2 этап. Практический. Рисование на тему «Кто живет в темной комнате» или «Меня оставили дома» (По выбору ребенка).
Рисование. Педаог ставит на листе бумаги очень много разноцветных клякс. Задача ребенка нарисовать праздник, используя эти кляксы-помощники. Можно включить радостную, торжественную музыку. Затем все смотрят на получившиеся рисунки и говорят, что они чувствуют, какие чувства у них возникли, когда они рисовали.(Источник: https:// naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-)
Беседа. Структурный опросник о детских страхах (Е.В.Устинова «Психологическая помощь дошкольникам», стр. 111).
Пальчиковая гимнастика «Зайчик». (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий… Стр. 43).
3 этап. Рефлексивный.
Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании «Лицо загорает» (М.И. Чистякова. Психогимнастика. Стр91).
Моё настроение (Выбор пиктограммы).
Прощание с гостем, друг с другом « рука-к-руке».
Занятие 14. «Печаль».
Задачи
Формировать умение различать и сравнивать эмоциональное состояние, «ПЕЧАЛЬ». Определять характер этого состояния.
Формировать умение понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонацию. Обогащать словарь словами-названиями основных эмоций.
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Встреча с гостем – Осликом, потерявшим хвост (мягкая игрушка или др.)
Приветствие «Рука-к-руке».
2 этап. Практический.
Покажи на рисунке людей, которые чувствуют печаль или горе. (И.В. Ковалец. Азбука эмоций. Стр.20-34).
Изобрази мимикой печаль.
Рисование на тему «Печаль».
Представь себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему «Печаль». (Источник: https:// naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-).
Беседа по рисунку о цветовой гамме и чувстве печали.
Пальчиковая гимнастика «Черепашки». (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр 45).
3 этап. Рефлексивный.
Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании «Лицо загорает» (М.И. Чистякова. Психогимнастика. Стр90).
Моё настроение (Выбор пиктограммы).
Прощание с гостем, друг с другом « рука-к-руке».
Занятие15. «Злость».
Задачи.
Формировать умение различать и сравнивать эмоциональное состояние, «Злость». Определять характер этого состояния.
Формировать умение понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонацию.
Укреплять мышцы рук. Обогащать словарь словами-названиями прилагательными-названиями основных и оттеночных цветов и величины изображений, фактуры материалов.
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Встреча с гостем – Бармалеем (мягкая игрушка или др.)
Приветствие «Рука-к-руке».
2 этап. Практический.
Покажи на рисунке людей, которые чувствуют злость. (И.В. Ковалец. Азбука эмоций. Стр. 46).
Изобрази мимикой перед зеркалом злость.
Дыхательное упражнение «Певец». (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий… Стр. 36).
Рисование на тему «Злость».
Представь себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему «Злость».
Беседа по рисунку о цветовой гамме и чувстве злости. (Источник: https:// naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-).
Пальчиковая гимнастика «На птичьем дворе». ». (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр. 49).
3 этап. Рефлексивный.
Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании «Сон на берегу моря» (М.И. Чистякова. Психогимнастика. Стр91).
Моё настроение (Выбор пиктограммы).
Прощание с гостем, друг с другом « рука-к-руке».
Занятие 16. «Настроение».
Задачи.
Закрепить умение понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонацию
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Встреча с гостем – петушком (мягкая игрушка).
Приветствие «Рука-к-руке».
2 этап. Практический.
Игра – лото «Театр настроения», 3 и 4 варианты игры «Театр одного актёра » и «Золотые маски».
Игра «Спонтанное рисование».
Цель: развитие фантазии, отреагирование негативных переживаний, снятие эмоционального напряжения.
Описание игры: в помещении включается приглушенный свет, приятная негромкая музыка. В течение 10-15 минут ребенок может рисовать все, что ему захочется, украшать рисунок аппликацией.
Ребенок рисует на листе цветными карандашами, под спокойную музыку. Установка: Послушайте своё дыхание, свою душу, тихо, тихо скажите сами себе: «Своё имя, я тебя люблю». Сейчас вы будете рисовать под музыку, все, что вам хочется, что вы увидели, можете нарисовать своё дыхание, свою душу, свою любовь к себе. Рисуйте, разговаривать не надо, слушайте музыку и ищите карандаши, которые вам очень нравятся.
Беседа по рисунку. (Источник: https:// naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-).
Пальчиковая гимнастика «Лягушка». ». (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр 52 ).
3 этап. Рефлексивный.
Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании «Лицо загорает» (М.И. Чистякова. Психогимнастика. Стр 91).
Моё настроение (Выбор пиктограммы).
Прощание с гостем, друг с другом « рука-к-руке».
Занятие 17. «Волшебный лес».
Задачи.
Повысить чувство уверенности в себе.
Расширить навыки общения.
Укреплять мышцы рук.
Развивать внимание.
Развивать приемы рисования предметного рисунка.
Развитие фразовой и связной речи.
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Приветствие «Щека-к-щеке».
Настольная подвижная игра на сосредоточение внимания «Молоточки №1».
2 этап. Практический.
Игра «Спонтанное рисование»
Цель: развитие фантазии, отреагирование негативных переживаний, снятие эмоционального напряжения.
Описание игры: в помещении включается приглушенный свет, приятная негромкая музыка. В течение 10-15 минут ребенок может рисовать все на тему «Волшебный лес».
(Источник:https:// naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-).
Бесед по рисунку «Что больше всего нравится на рисунке? Что лучше всего получается рисовать?»
Симметричные рисунки. Рисовать в воздухе двумя руками два грибка. (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр 17).
3 этап. Рефлексивный.
Дыхательное упражнение. Дышим только через левую, а потом только через правую ноздрю.». (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр 51).
Прощание с гостем, друг с другом « рука-к-руке».
Занятие 18. «Кто Я».
Задачи.
Формировать позитивный образ «Я».
Расширить навыки общения.
Укреплять мышцы рук.
Развивать внимание.
Развивать приемы рисования предметного рисунка.
Развивать фразовую и связную речь.
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Приветствие «Щека-к-щеке».
Настольная подвижная игра на сосредоточение внимания «Молоточки №2».
2 этап. Практический.
Игра «Спонтанное рисование».
Цель: развитие фантазии, отреагирование негативных переживаний, снятие эмоционального напряжения.
Описание игры: в помещении включается приглушенный свет, приятная негромкая музыка. В течение 10-15 минут ребенок может рисовать все, что ему захочется, украшать рисунок аппликацией. (Источник: https:// naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-).
Игра «Угадай, кто я?». (А.А.Максимова Учим общаться детей 6-10 лет. Стр.47).
Симметричные рисунки. Рисовать в воздухе двумя руками двух мышек.».
(Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр 47).
3 этап. Рефлексивный.
Дыхательное упражнение. Дышим только через левую, а потом только через правую ноздрю. ». (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр 51.
Прощание с гостем, друг с другом «рука-к-руке».
Занятие 19. «Ласковое слово»
Задачи.
Расширить навыки общения и поведенческого репертуара.
Развивать внимание.
Укреплять мышцы рук.
Развивать приемы рисования предметного рисунка.
Развивать память.
Развивать фразовую и связную речь.
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Приветствие «Щека-к-щеке».
Настольная подвижная игра на сосредоточение внимания «Молоточки №3».
2 этап. Практический.
Игра «Спонтанное рисование»
Цель: развитие фантазии, отреагирование негативных переживаний, снятие эмоционального напряжения.
Описание игры: в помещении включается приглушенный свет, приятная негромкая музыка. В течение 10-15 минут ребенок может рисовать все, что ему захочется, украшать рисунок аппликацией. (Источник: https:// naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-).
Игра «Кто красивей всех на свете?». (А.А.Максимова Учим общаться детей 6-10 лет. Стр56).
Симметричные рисунки. Рисовать в воздухе двумя руками букву А. (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр 31).
3 этап. Рефлексивный. Дыхательное упражнение. Глубокий вдох. Пауза. На выдохе: р-р-р-р-…(Ю.В.Останкова Стр 59).
Прощание с гостем, друг с другом « рука-к-руке».
Занятие 20. «Мне это нравится».
Задачи.
Формировать «эмоциональную децентрацию» - способность воспринимать и учитывать в своём поведении эмоциональные состояния, желания.
Развивать коммуникативные умения.
Укреплять мышцы рук.
Развивать внимание.
Развивать приемы рисования предметного рисунка.
Развивать память.
Развивать фразовую и связную речь.
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Приветствие «Щека-к-щеке».
Настольная подвижная игра на сосредоточение внимания «Молоточки №4».
2 этап. Практический.
Свободный рисунок «Я дома, в детском саду, на улице, с другом».
Лист делится на 4 части. В каждой части ребенок рисует на определенную тему: себя дома, в детском саду, на улице, с другом. Все, что он хочет, как он представляет себя дома, в детском саду, на улице, с другом. Затем рассказывает, что он нарисовал, почему он нарисовал именно это, кому он хочет показать этот рисунок дома.
Игра «Разговор через стекло» (А.А.Максимова Учим общаться детей 6-10 лет. Стр 48).
Симметричные рисунки. Рисовать в воздухе двумя руками одновременно букву П (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий… Стр 36).
3 этап. Рефлексивный. Дыхательное упражнение. Глубокий вдох. Пауза. На выдохе:
з-з-з-з -… (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр 59).
Прощание с гостем, друг с другом « рука-к-руке».
Занятие 21. «Сказка».
Задачи.
Формировать адекватные способы эмоционального реагирования и поведения в психотравмирующих ситуациях.
Развивать коммуникативные умения.
Укреплять мышцы рук.
Развивать внимание.
Развивать приемы рисования предметного рисунка
Развивать память.
Развивать фразовую и связную речь.
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Приветствие «Щека-к-щеке».
Настольная подвижная игра на сосредоточение внимания «Мельница».
2 этап. Практический.
Игра «Спонтанное рисование»
Цель: развитие фантазии, отреагирование негативных переживаний, снятие эмоционального напряжения.
Описание игры: в помещении включается приглушенный свет, приятная негромкая музыка. В течение 10-15 минут ребенок может рисовать все, что ему захочется на сказочную тему. (Источник: https:// naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-).
Игра «Передай указание». (А.А.Максимова Учим общаться детей 6-10 лет. Стр.48).
Симметричные рисунки. Рисовать в воздухе двумя руками:
дной рукой- А, другой- П. ». (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр 39).
3 этап. Рефлексивный.
Дыхательное упражнение «Глубокий вдох» Пауза. На выдохе: ж-ж-ж-ж-ж…(Ю.В.Останкова Стр 59).
Симметричные рисунки. Рисовать в воздухе двумя руками два грибка.
Прощание с гостем, друг с другом « рука-к-руке».
Занятие 22. «Какой Я».
Задачи.
Формировать предпосылки произвольной саморегуляции эмоциональных переживаний и поведенческих реакций.
Развивать коммуникативные умения.
Укреплять мышцы рук.
Развивать внимание.
Развивать приемы рисования предметного рисунка.
Развивать память.
Развивать фразовую и связную речь.
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Приветствие «Щека-к-щеке».
Настольная подвижная игра на сосредоточение внимания «Мельница».
2 этап. Практический.
Игра «Спонтанное рисование»
Цель: развитие фантазии, отреагирование негативных переживаний, снятие эмоционального напряжения.
Описание игры: в помещении включается приглушенный свет, приятная негромкая музыка. В течение 10-15 минут ребенок может рисовать все, что ему захочется, украшать рисунок аппликацией. (Источник: https:// naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-).
Игра «Узнай меня».(А.А.Максимова Учим общаться детей 6-10 лет. Стр 57).
Рисовать в воздухе двумя руками: одной рукой- А, другой- П (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр 39
3 этап. Рефлексивный.
Дыхательное упражнение. Глубокий вдох. Пауза. На выдохе: ма-мо-му-мы-мэ (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр 59).
Симметричные рисунки. Рисовать в воздухе двумя руками два грибка.
Прощание с гостем, друг с другом «рука-к-руке».
Занятие 23. «Сказочная шкатулка».
Задачи.
Обучать приемам саморасслабления.
Развивать коммуникативные умения.Укреплять мышцы рук.
Развивать внимание.
Развивать приемы рисования предметного рисунка.
Развивать память.
Развивать фразовую и связную речь.
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Приветствие «Щека-к-щеке».
Настольная подвижная игра на сосредоточение внимания «Мельница».
2 этап. Практический.
Игра «Спонтанное рисование».
Цель: развитие фантазии, отреагирование негативных переживаний, снятие эмоционального напряжения.
Описание игры: в помещении включается приглушенный свет, приятная негромкая музыка. В течение 10-15 минут ребенок может рисовать все, что ему захочется, украшать рисунок аппликацией. (Источник: https:// naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-).
Игра «Продолжи сказку». А.А.Максимова Учим общаться детей 6-10 лет. Стр 45).
Упражнение «Ухо - нос»». (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий… Стр 55).
3 этап. Рефлексивный. Дыхательное упражнение. Си Глубокий вдох .Пауза. На выдохе: ма-мо-му-мы-мэ…». (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий… Стр 59) .
Симметричные рисунки. Рисовать в воздухе двумя руками два грибка.
Прощание с гостем, друг с другом «рука-к-руке».
Занятие 24. «Мои плюсы и минусы».
Задачи.
Формировать адекватную самооценку.
Развивать коммуникативные умения.
Укреплять мышцы рук.
Развивать внимание.
Развивать приемы рисования предметного рисунка.
Развивать память.
Развивать фразовую и связную речь.
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Приветствие «Щека-к-щеке».
Настольная подвижная игра на сосредоточение внимания «Мельница».
2 этап. Практический.
Игра «Спонтанное рисование»
Цель: развитие фантазии, отреагирование негативных переживаний, снятие эмоционального напряжения.
Описание игры: в помещении включается приглушенный свет, приятная негромкая музыка. В течение 10-15 минут ребенок может рисовать все, что ему захочется. (Источник:https:// naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-).
Игра «Диалог».(А.А.Максимова Учим общаться детей 6-10 лет. Стр 44).
Упражнение «Ухо - нос»». (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр 55).
3 этап. Рефлексивный. Дыхательное упражнение. Глубокий вдох. Пауза. На выдохе: ма-мо-му-мы-мэ… (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр 59).
Симметричные рисунки. Рисовать в воздухе двумя руками два грибка.
Прощание с гостем, друг с другом «рука-к-руке».
Занятие 25. «Волшебники».
Задачи.
Формировать предпосылки эмоционального контроля и сдерживания негативных эмоций.
Развивать коммуникативные умения.
Укреплять мышцы рук.
Развивать внимание.
Развивать приемы рисования предметного рисунка.
Развивать память.
Развивать фразовую и связную речь.
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Приветствие «Щека-к-щеке».
Настольная подвижная игра на сосредоточение внимания «Мельница».
2 этап. Практический.
Игра «Спонтанное рисование»
Цель: развитие фантазии, отреагирование негативных переживаний, снятие эмоционального напряжения.
Описание игры: в помещении включается приглушенный свет, приятная негромкая музыка. В течение 10-15 минут ребенок может рисовать все, что ему захочется, украшать рисунок аппликацией. (Источник: https:// naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-)
Игра «Разговор через стекло» (А.А.Максимова Учим общаться детей 6-10 лет. Стр 48).
Упражнение «Ухо - нос»» (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр 55).
3 этап. Рефлексивный. Дыхательное упражнение. Глубокий вдох . Пауза. На выдохе: ма-мо-му-мы-мэ… (Ю.В. Останкова Стр 59).
Симметричные рисунки. Рисовать в воздухе двумя руками два грибка.
Прощание с гостем, друг с другом « рука-к-руке».
Занятие 26. «Исследуем себя».
Задачи.
Выявить наличие тревожности в знакомых ситуациях, связанных с опытом пребывания в детском саду, взаимодействием с родителями и психотравмирующими ситуациями.
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Приветствие «Щека-к-щеке».
Настольная подвижная игра на сосредоточение внимания «Мельница».
2 этап. Практический.
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики” О.А.Ореховой, на основе теста отношений А.Эткинда (ЦТО) Упражнение «Ухо - нос» ». (Ю.В. Останкова. Система коррекционно – развивающих занятий…Стр 55).
3 этап. Рефлексивный. Дыхательное упражнение. Глубокий вдох . Пауза. На выдохе: ма-мо-му-мы-мэ… (Ю.В. Останкова Стр 59).
Прощание с гостем, друг с другом « рука-к-руке».
Эти занятия проводятся с приглашением 2 – 3 детей из группы
Занятие 27. «Солнышко в ладошке».
Задачи.
Развивать навык позитивной коммуникации. Укреплять мышцы рук.
Развивать приемы рисования предметного рисунка.
Развивать интонационную сторону речи.
Развивать связную речь
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Приветствие «Рука к руке».
Функциональные упражнения "Костер".
2 этап. Практический.
Игра «Рисование Что я люблю».
Совместное рисование. Рисуют дети в группах на одном листе. Что каждый из них любит (делать, есть, читать, играть и т.д.). Затем психолог говорит, что получились общие работы, на которых нарисованы любимые занятия наших детей, давайте посмотрим, что любят наши ребята (должен состояться разговор по работам). (Источник:https:// naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i).
Игра «Продолжи сказку». (А.А.Максимова Учим общаться детей 6-10 лет. Стр 48).
3 этап. Рефлексивный.
Солнышко и тучка (на напряжение и расслабление мышц туловища) (М.И. Чистякова. Психогимнастика. Стр 139).
Упражнение «Ты хороший, я хороший».
Прощание с гостем, друг с другом «рука-к-руке».
Занятие 28. «Помирились».
Задачи
Обобщить сформированные адекватные способы эмоционального реагирования и поведения в психотравмирующих ситуациях.
Укреплять мышцы рук.
Развивать приемы рисования предметного рисунка.
Развивать интонационную сторону речи.
Развивать связную речь
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Приветствие «Рука к руке».
Подвижная игра в положении сидя на сосредоточение внимания «Нос, пол, потолок».
2 этап. Практический.
Игра «Рисуем ЛЮБОВЬ»
Ребята под лирическую музыку рисуют любовь, как они понимают это состояние, чувство, обязательно рисуют красками. Психолог помогает детям вопросами: какого цвета любовь, какая она - любовь, кого вы любите, как вы любите, кто любит вас и т. д.
Игра «Подарки». (А.А.Максимова Учим общаться детей 6-10 лет. Стр.49).
После окончания работы каждый ребёнок дарит свой рисунок, кому он хочет (в группе или дома). (Источник:https:// naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i).
3 этап. Рефлексивный
Солнышко и тучка (на напряжение и расслабление мышц туловища) (М.И. Чистякова. Психогимнастика. Стр. 139).
Упражнение «Ты хороший, я хороший».
Прощание с гостем, друг с другом « рука-к-руке».
Занятие 29. «Встреча с другом».
Задачи.
Формировать предпосылки эмоционального контроля и сдерживания негативных эмоций.
Укреплять мышцы рук.
Развивать приемы рисования предметного рисунка.
Развивать интонационную сторону речи.
Развивать связную речь
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Приветствие «Рука к руке».
Подвижная игра в положении сидя на сосредоточение внимания «Животное – хлопок, растение - щелчок».
2 этап. Практический.
Игра «Рисунок «Я тебя понимаю».
Ребята рисуют вчетвером, закрывают глаза, слушают, что происходит у них внутри, в их душе, слушают, что происходит внутри других ребят, в их душах, открывают глаза и начинают рисовать красками все вместе на одном большом листе, молча. Рисуют то, что они увидели, почувствовали, услышали. Затем организуется выставка работ и анализ ощущений по рисованию. (Источник:https:// naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i).
Игры – ситуации. (А.А.Максимова Учим общаться детей 6-10 лет. Стр.52).
3 этап. Рефлексивный
Солнышко и тучка (на напряжение и расслабление мышц туловища)(М.И. Чистякова. Психогимнастика. Стр. 139).
Упражнение «Ты хороший, я хороший».
Прощание с гостем, друг с другом « рука-к-руке».
Занятие 30. «Праздник дружбы».
Задачи.
Обеспечить перенос нового позитивного эмоционального опыта в реальную жизнь.
Обеспечить обстановку, благоприятствую возможности ощущать принадлежность к группе, повышению самооценки у детей.
Закрепить положительные эмоции от работы на занятиях.
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Приветствие «Рука к руке».
Подвижная игра в положении сидя на сосредоточение внимания «Колпак мой треугольный».
2 этап. Практический.
Игра «Рисуем РАДОСТЬ, ПРАЗДНИК».
Совместное рисование. Все вместе дети рисуют на большом листе бумаге радость и праздник. Лист бумаги ппсихолог готовит заранее - он ставит на нём очень много разноцветных клякс. Задача ребят нарисовать праздник, используя эти кляксы-помощники. Можно включить радостную, торжественную музыку. Затем все смотрят на получившиеся рисунки и говорят, что они чувствуют, какие чувства у них возникли, когда они рисовали. (Источник:https:// naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i).
Игра «У нас всё можно». (А.А.Максимова Учим общаться детей 6-10 лет. Стр.63).
3 этап. Рефлексивный.
Солнышко и тучка (на напряжение и расслабление мышц туловища)(М.И. Чистякова. Психогимнастика. Стр. 139).
Упражнение «Ты хороший, я хороший».
Прощание с гостем, друг с другом «рука-к-руке».
4.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Формы и методы работы |
Методическое обеспечение программы |
Формы оценки результативности |
Материальное обеспечение программы |
Беседа
(вводная, аналитическая,
итоговая); Упражнения (дыхательные, глазодвигательные, упражнения для языка и мышц челюсти, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, упражнения для развития эмоциональной, коммуникативной сферы, растяжки) Игры. |
В программе используются упражнения, предложенные Деннисон, Лютовой Е.К., Мониной Г.Б., истяковой М.И. |
Наблюдение. Л.С. Акопян Структурный опросник детских страхов. А.И. Захаров. Рисуночная методика «Чего я боюсь» «Детский тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, Ф. Амен. А.Пейман на основе Сакса и Леви.«Незаконченые предложения о детских страхах» (В кн. Е. В. |
Альбомные листы, листы бумаги разной формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Ножницы, краски, карандаши, разнообразные материалы для аппликации. Настольные игры «Театр настроения», «Молоточки», «Мельница». Мячи, коврики, магнитофон. |
5.Список литературы
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года.
-
«Об организации деятельности службы практической психологии в системе образования Нижегородской области». (Информационное письмо Министерства образования и науки Нижегородской области №01-24/1262 от 23.05.2001года).
-
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно.– воспитательном процессе в условиях модернизации образования. (Приложение к письму Министерства образования Р Ф от 27.06.2003г. № 28-51. 513/16)
-
Вильшанская А.Д.. Мир человека. Я и мои чувства, настроение, эмоции. Тематический словарь в картинках. Волгоград, 2016.
-
Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных способностей.
М., 2001 (В кн «Система коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе». Ю.В. Останковой)
Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в обучении воспитании дошкольников с отклонениями в развитии. М. 2003
-
Ковалец И.В. Азбука эмоций. М., 2014.
-
Киселева, М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
-
Кузнецова Г.В. Коррекционно – развивающие занятия по обучению графическим навыкам детей 5-7 лет с проблемами в развитии средствами изодеятельности.: Пособие для родителей, воспитателей, дефектологов. М. 2007.
-
Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. М.2001.
-
Лютова,Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.,2000
-
Максимова.А.А. Учим общаться детей. М., 2015. – 79с.
-
Останкова Ю.В. Система коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе. Волгоград.,2014.129 с.
Устинова Е.В. Психологическая помощь дошкольникам. М.,2007.121 с.
Чистякова М.И. Психогимнастика.М., 1995.159 с.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС