Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Малая родина – станица Нехаевская»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по теме: «Малая родина – станица Нехаевская»
(подготовительная к школе группа)
Составили:
воспитатель первой
квалификационной категории
Толстопятова В.Г.,
старший воспитатель
первой квалификационной категории
Карпова Ирина Александровна,
МКДОУ Нехаевский детский сад «Колосок»
ст.Нехаевская, Волгоградская обл.
Нехаевская, 2018 г.
Пояснительная записка
Образовательная область: познавательное развитие (ознакомление с социальным миром)
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное
Возраст детей: 5 – 7 лет
Формы занятия (НОД): беседа, отгадывание загадок, чтение, обсуждение, игра под музыку, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, динамическая пауза.
Формы организации: группа
Задачи:
1.Обогащать и углублять знания детей о Малой Родине – станице Нехаевской, о жизни и быте казаков в прошлом и настоящем; формировать представления детей о казачьей одежде, жилье и посуде. Закреплять знания детей улиц родной станицы, социальных объектов.
2. Развивать познавательный интерес к истории родного края, казачеству.
3. Воспитывать любовь и чувство гордости к Малой Родине.
Словарь новых слов: курень, хата, рушник, атаман, вечерить, чирики, надысь, крынка, уборный, узвар, рели, холявки, балясины, горница.
Предварительная работа: беседа с детьми и родителями, что они знают о своём родном крае, какие места посещают с детьми. Чтение художественных произведений: «Родное» М. Исаковского, «Родина» Е. Трутневой, «Наше Отечество» К.Д.Ушинского, «Поклон родному краю» Ю. Кузнецова, экскурсия в районный музей, участие в выставке «Станица детства моих родителей», создание альбома «Малая Родина», рассматривание фотографий и иллюстраций, слушание музыкальных композиций.
Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, макет «солнечного» диска с лучами, цветные карандаши по количеству детей, шаблоны казачьих костюмов по количеству детей, рушник, глобус, карта РФ, музыкальный центр.
План проведения непосредственно образовательной деятельности
1. Игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности.
Воспитатель: Ребята, какой сегодня замечательный день, солнышко, словно нам улыбается. Давайте поприветствуем друг друга.
Игра – приветствие
Здравствуй небо голубое.
Здравствуй солнце золотое.
Здравствуй матушка – земля.
Здравствуйте мои друзья!
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно, о чём у нас сегодня пойдёт речь.
Люблю поле и берёзки,
И скамейку под окном,
Заскучаю – вытру слёзки,
Вспоминая о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить.
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
Это……………..друзья! (Родина)
Воспитатель. Вы справились, мы с Вами поговорим о Родине.
Затруднение в игровой ситуации
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что у меня на столе? (глобус). Правильно. Это глобус. На глобусе расположены страны мира. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия). Правильно. Россия. Россия – это наша большая Родина. (Воспитатель показывает территорию России на глобусе.) Она огромна, в ней много морей, озёр, рек, она богата растительным и животным миром, славится городами и сёлами. У каждого человека есть ещё и Малая Родина. Как Вы понимаете, что такое Малая Родина? (Это место, где мы родились, наш дом, наш край, наша станица, в которой мы живём.) Как называется наш район, наша родная станица? (Нехаевский район, станица Нехаевская. Воспитатель показывает Нехаевский район на карте ). Посмотрите, какую огромную территорию занимает наша Россия, и какое маленькое место в ней занимает наш район, наша станица. Поэтому как еще мы можем назвать нашу станицу? (Малая Родина). Как называют людей, которые здесь живут? (Нехаевцы.) А, ещё вспомните как? (Казаками.)
Воспитатель: Послушайте, как о Малой Родине говорят поэты:
Малая Родина -
Островок земли.
Под кустом смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая Родина,
Малая моя!
Воспитатель: Ребята, вам понравилось, как поэт отзывается о своей Малой Родине? (Да). Какими словами он называет Родину? (Островок земли; Ласковая; Малая).
Воспитатель: Давайте и мы с вами скажем красивые слова о нашей с вами Малой Родине. Каждое ваше слово, как лучик, будем прикреплять к солнышку. ( Дети называют слова, воспитатель размещает лучи вокруг «солнечного» диска).
Воспитатель: Да, дети, Малая Родина – это место, где мы родились и живём. Это наша семья, дом, улица, наш детский сад, село, станица, места, где мы с вами начали познавать и познаём окружающий мир. Это маленький кусочек нашей огромной страны. Ребята, вам нравится наша станица, вы любите свою Малую Родину?
Воспитатель: Любить – это значит знать свою станицу. Давайте расскажем, что мы уже знаем о нашей станице.
- Назовите улицы, на которых вы проживаете.
- Как называется центральная улица нашей станицы (улица Ленина)
- На какой улице расположен наш детский сад? ( Наш детский сад находится на улице Мира.)
- Названия каких улиц вы еще знаете?
- Ребята, вы назвали улицу Алексея Журавлёва, а кто такой Алексей Журавлёв? (Алексей Журавлёв – герой России, наш земляк, и в его честь названа одна из улиц нашей станицы.)
- А вы знаете такое название улицы Казачий проезд? У нас есть такая улица в станице. Как вы думаете, почему так назвали улицу? (в нашем краю жили и живут казаки)
- А что еще в нашей станице связано с казачеством? (ансамбли песни и пляски «Казачий круг» и «Чобор», памятник Деду Нехаю, районный краеведческий музей.)
Открытие нового знания или умения.
Воспитатель: Как вы думаете, наша станица всегда была такой большой, современной? Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как жили раньше казаки, в том числе и нашей станицы. Отправиться я вам предлагаю пешком. Как вы думаете, почему? (В старину у людей не было машин, они ездили на лошадях и ходили много пешком.)
Динамическая пауза.
Утром рано мы встаём, |
Поднять руки вверх и опустить через стороны |
Станицу видим за окном |
Показать руками в сторону окон.) |
Она проснулась и живёт, |
Руки на поясе, пружинка в обе стороны |
Нас на улицу зовёт |
Ходьба на месте. |
Мы живём, мы растём, |
Подняться на носки, поднять руки вверх |
В нашей станице родной! |
помахать и занять исходное положение. |
Воспитатель: Занимайте свои места, смотрите и слушайте внимательно.
Презентация « Казачий край»
Демонстрируется маленький казачий хутор с хатками, пыльной дорогой и более позднее жильё казаков – курень, уточняется его строение и название этажей и балкона и их применение. Далее идёт внутреннее убранство избы, отмечается печь, красный угол, утварь и казачья одежда, описывается быт и занятия казаков и казачек. Отмечены памятники казакам и основателю станицы Нехаевской, по одной из версий, «Деду Нехаю».
Воспитатель:
- Ребята, что Вы, можете сказать о прошлом нашей станицы? (Люди жили в маленьких домах из глины, не было асфальта)
- Как называются дома у казаков? (хата, курень)
- Отличалась одежда казаков о нашей современной? ( У людей была другая одежда, они носили длинные юбки, брюки ,заправленные в сапоги и лапти. Девочки заплетали косы, женщины носили платки).
- Что вы запомнили о посуде казаков? (Мало было стеклянной посуды, в основном глиняная.)
- Какие старинные названия предметов быта вы запомнили? (рушник, чирики, крынка, узвар, рели, холявки, балясины, горница)
- Чем занимались люди раньше? ( Люди разводили овец, коз, коров. Держали много птицы. Косили косами сено и жали вручную хлеб. Все ездили на лошадях. Мужчины в основном воевали, были на военной службе. Дети играли камешками, соломенными куклами.)
- Ребята, как Вы думаете, легко ли жилось раньше людям? Почему вы так думаете?
Воспитатель: Да, ребята, трудно жилось людям раньше, поэтому человек всегда стремится к лучшему, много работает и постоянно что-то изобретает. А, про свою Родину говорит: - «Родина любимая – мать родная». Как Вы, понимаете смысл этой пословицы?
Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в игру «Забытые слова». Выходите, становитесь в круг. Под музыку притопывая, идём по кругу. Как только музыка закончилась, мы останавливаемся. Я накидываю рушник на того, кто оказался напротив меня. Он говорит: «Слово ты говори». Я отвечаю: «По-казачьи повтори». (Командир-атаман, ужинать - вечерить, балкон - балясины, волосы-виски, качели-рели, нарядный - уборный, резинки носков - холявки, на днях - надысь, полотенец -рушник, дом-хата, обувь - чирики, кувшин- крынка, комната-горница, компот-узвар.)
Воспитатель: Ребята, давайте для наших бумажных кукол разукрасим казачьи костюмы. Занимайте свои места, выбирайте шаблоны, вспомните казачью одежду, обсудите детали. Приступая к работе, соблюдайте правила работы с цветными карандашами, не забывайте, что от силы нажима на карандаш, зависит цвет и его оттенок. Следите за осанкой.
Итог непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель:
- В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями. Отруби их, и дерево погибнет.» Так и народ незнающий своей истории и культуры обречён на вымирание и, в конечном счёте, на исчезновение с лица земли.
- Мы беседовали о нашей Малой Родине – станице Нехаевской. Почему надо беречь и любить Родину?
- Для чего Вам надо знать о своей Родине? Важно ли то, что вы сегодня узнали?
- Сегодня мы с вами познакомились с жизнью и бытом казаков. Что нового для себя узнали и что бы хотели ещё узнать?
- Какие новые слова вы сегодня узнали и запомнили? Что они обозначают?
- Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней встрече ?
- Спасибо, мне было приятно с вами работать.
Используемая литература:
1. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-192 с.
Ветохина А.Я. З.С. Дмитренко, 2009 ООО ИДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009
2. Что было до… . Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников.-2-е изд., испр.-М.: ТЦ Сфера, 2010.-160с. (Ребёнок в мире поиска).
ООО «ТЦ Сфера», 2010 Дыбина О.В. 2010
3. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А.Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005. – 192с (Серия «Вместе с детьми».)
ООО «ТЦ Сфера»,2005
4. Моя Родина-Волгоград . Методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Л.В.Лосева, М.В. Корепанова, А.М. Яценко, Волгоград,2002
5. Берёзовая карусель. Русские народные детские игры и хороводы.
Г.Науменко, Издательство «Детская литература», 1980 г.
- Конспект тематического мероприятия "Весенние тропинки" по познавательному развитию детей второй группы раннего возраста)
- Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме "Поможем зайчику" (вторая группа раннего возраста)
- Конспект НОД на тему «Играем пальчиками - развиваем речь» (вторая группа раннего возраста)
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»