В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Развитие гибкости детей 6-9 лет с использованием экспериментальной методики

Развитие гибкости детей 6-9 лет с использованием экспериментальной методики

Вера Ульихина
Тип материала: Педагогическая теория
просмотров: 4170 комментариев: 1
Краткое описание
Анализ многочисленных литературных данных показывает, что проблема возрастного развития и совершенствование морфо-функциональных способностей, т.е. физических качеств у детей 6-9 лет нуждается в экспериментальной разработке.
Среди различных видов двигательных способностей, казалось бы, незаметную роль играет гибкость. Но по данным последних исследований, гибкость следует относить к качествам, характеризующим здоровье и функциональную молодость человека.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
развитие гибкости.docx Скачать

Ульихина В.В., тренер-преподаватель

ТОГБОУ ДО «ОДЮСШ» г.Тамбов

Развитие гибкости детей 6-9 лет с использованием экспериментальной методики

Анализ многочисленных литературных данных показывает, что проблема возрастного развития и совершенствование морфо-функциональных способностей, т.е. физических качеств у детей 6-9 лет нуждается в экспериментальной разработке.

Среди различных видов двигательных способностей, казалось бы, незаметную роль играет гибкость. Но по данным последних исследований, гибкость следует относить к качествам, характеризующим здоровье и функциональную молодость человека.

Объектом исследования являются дети 6-9 лет, занимающихся спортивной гимнастикой.

Предмет исследования – развитие гибкости у детей 6-9 лет в процессе тренировок в ОДЮСШ.

Предполагалось, что использование специально разработанного комплекса упражнений, при условии технически правильного выполнения, выбора объема и интенсивности работы, позволит увеличить гибкость детей 6-9 лет.

Применение этого метода заключалось в том, что были определены контрольные упражнения, выполнение которых давало бы показатели развития гибкости.

В качестве таких тестов были выбраны следующие упражнения:

- выкрут скакалки из основной стойки, скакалка внизу. Данное упражнение характеризует гибкость в плечевых суставах. Измеряется расстояние от большого пальца правой руки до большого пальца левой руки; (результат фиксировался в см).

- наклон вперед из положения, стоя на гимнастической скамейке. Данное упражнение характеризует гибкость в тазобедренном суставе и позвоночном столбе. Измеряется расстояние от края скамейки до третьего пальца руки; (результат фиксировался в см).

- «мост» из положения лежа на спине. Данное упражнение характеризует гибкость в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночного столба и общий уровень подвижности суставов. Измеряется расстояние от пальцев рук до пяток; (результат фиксировался в см).

- «шпагат» продольный. Данное упражнение характеризует гибкость в тазобедренном суставе. (Результат фиксировался в см).

Педагогический эксперимент заключался в том, что были отобраны две группы – экспериментальная и контрольная.

В начале эксперимента в обеих группах было проведено предварительное тестирование уровня развития гибкости. Результаты фиксировались и подлежали сравнению.

Контрольная группа занималась по программе предусмотренной для детско-юношеских спортивных школ. В экспериментальной группе проводились занятия по предложенной нами методике.

По истечении срока педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группах было проведено повторное тестирование уровня развития гибкости. Результаты сравнивались, по ним определялась эффективность методики развития гибкости.

В каждой группе занимающиеся показали приблизительно одинаковые результаты в тестовых испытаниях.

Анализ полученных результатов занимающихся перед началом эксперимента, в которых использовались контрольные упражнения, показывает, что по всем четырем показателям, испытуемые контрольной и экспериментальной группы не являются статистически достоверными (P>0,05). Это позволяет говорить об однородности контрольной и экспериментальной групп (табл. 1).

Таблица 1

Результаты предварительного тестирования

детей 6-9 лет (средние данные)

п/п

Контрольные упражнения

Группы

(n=20)

Статистические показатели

Достоверность различий

M

±σ

±m

t

P(t)

1.

Выкрут скакалки

контрольная

60,1

5,24

1,84


0,8


>0,84

экспериментальная

60,6

5,39

1,64

2.

Наклон вперед, стоя на гимн. скамейке

контрольная

10,7

3,08

0,97


0,07


>1,0

экспериментальная

10,9

3,08

0,97

3.

«мост» из положения лежа на спине

контрольная

50,9

4,87

1,54


0,04


>1,0

экспериментальная

52,0

4,87

1,54

4.

«шпагат» продольный

контрольная

11,2

2,98

1,2


1,1


>1,0

экспериментальная

11,7

2,98

1,2


В экспериментальной группе для развития гибкости были использованы три специально разработанных комплекса. Первый комплекс, включал в себя 10 упражнений на развитие гибкости в плечевом суставе, второй комплекс – 11 упражнений на развитие гибкости в поясничном отделе, третий комплекс – 10 упражнений на развитие подвижности в тазобедренном суставе. Упражнения выполнялись с постепенным увеличением амплитуды, темпа и количества повторений.

Методика развития гибкости на занятиях в спортивной школе заключалась в чередовании максимальных напряжений с последующим расслаблением отдельных частей тела, постепенное расслабление одних групп мышц в сочетании с напряжением других. При этом мы соблюдали основное методическое требование – выполнять упражнение до появления легко терпимой боли.

Повторное тестирование было проведено через год на втором этапе педагогического эксперимента. В результате чего нами были получены следующие данные (табл. 2).

Таблица 2

Результаты повторного тестирования

детей 6-9 лет (средние данные)


п/п

Контрольные

упражнения

Группы

(n=20)

Статистические

показатели

Достоверность

различий

M

±σ

±m

t

P(t)

1.

Выкрут

скакалки

контрольная

57,1

5,89

1,94

1,1

>0,05

экспериментальная

52,2

8,34

2,66

2,20

<0,05

2.

Наклон вперед, стоя на гимн. скамейке

контрольная

7,0

2,66

0,92

2,1

<0,05

экспериментальная

5,6

2,92

0,92

2,8

<0,05

3.

«мост» из положения лежа на спине

контрольная

47,8

4,85

1,53

0,9

>0,05

экспериментальная

40,2

3,88

1,22

1,4

>0,05

4.

«шпагат»

продольный

контрольная

7,2

2,97

0,99

2,0

<0,05

экспериментальная

5,4

3,11

1,0

3,15

<0,05


Статистический анализ результатов повторного тестирования показал, что в обеих группах происходили положительные изменения в уровне развития гибкости детей, однако темпы их прироста были разными. Так, в контрольной группе – «выкрут скакалки» – упражнение для развития подвижности в плечевых суставах, результат улучшился на 4,9%; в наклоне вперед, стоя на гимнастической скамейке – на 34,5%; в положении «мост» – на 6,1%; в продольном «шпагате» – на 17,8%. Отмечены достоверные различия в наклоне вперед, стоя на гимнастической скамейке и в продольном «шпагате» (P<0,05).

В экспериментальной группе произошли следующие изменения: в упражнении «выкрут скакалки» результат улучшился на 15,5%; в наклоне вперед, стоя на гимнастической скамейке – на 48,6%; в положении «мост» – на 22,7% (P>0,05); в продольном «шпагате» результат вырос на 53,8%. Сдвиги большинства результатов изучаемых показателей статистически достоверны (P<0,05).

Это позволяет говорить о том, что влияние экспериментальной методики оказало более значительное влияние на развитие гибкости детей 6-9 лет, занимающихся гимнастикой в спортивной школе.

Специалистами установлено, что сама по себе гибкость представляется, как способность человека выполнять движения с большей амплитудой.

Развитие гибкости определяется эластичными свойствами мышц, строением суставов, связок, равно как и особенностями центрально-нервной регуляции тонуса мышц.

Проводя процесс совершенствования гибкости, мы руководствовались общедидактическими методами: дозирования нагрузки, систематичности тренировочного процесса.

Результаты педагогического эксперимента позволили установить, что экспериментальная группа превзошла контрольную в системе изучаемых показателей в среднем на 19,3%.

Такие эффективные изменения в экспериментальной группе произошли вследствие применения специальных упражнений для развития гибкости детей 6-9 лет в спортивной гимнастике.

Дальнейшее использование данной методики в обеих группах на тренировочном этапе позволило повысить качество учебно-тренировочной работы, повысился уровень выполнения разрядов обучающимися.

Так, на начало эксперимента в экспериментальной группе 50% - имели первый юношеский разряд, 20% - второй юношеский разряд, 30% - без разряда. В контрольной группе 40% - имели первый юношеский разряд, 30% - второй юношеский разряд, 30% - без разряда.

По окончании эксперимента в экспериментальной группе 60% выполнили 3 взрослый разряд, 20% - первый юношеский разряд, 20% - второй юношеский разряд.

По окончании эксперимента в контрольной группе 40% выполнили 3 взрослый разряд, 30% - первый юношеский разряд, 30% - второй юношеский разряд.

Сравнительный анализ данных показывает, что в результате применяемой методики развития гибкости в экспериментальной группе на 20% больше обучающихся выполнили третий взрослый разряд, что говорит о результативности применяемой методики, повышении качества тренировочного процесса.






СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Аркаев Л.Я. Как готовить чемпионов: Учеб. пособие для специалистов гимнастики и родственным ей видам спорта/ Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 328с.

  2. Анцыперов В.Б. Методика развития гибкости: Метод. рекомендации для студентов ин-тов физической культуры и тренеров детско-юношеских школ/ В.Б. Анцыперов. – Волгоград: 1991. – 18 с.

  3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие/ Б.А. Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 223 с.

  4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов: Учеб. пособие для студентов ин-тов физической культуры/ Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 330 с.

  5. Викулов А.Д. Развитие физических способностей детей: Метод. пособие/ А.Д. Викулов, И.М. Бутин– Ярославль: Верхне-Волжское изд-во,1996. – 123 с.

  6. Гимнастика и методика ее преподавания: Учеб. для студентов ин-тов физической культуры/ под ред. Н.К. Меньшикова. – Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 463 с.

  7. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов ин-тов физической культуры/ Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Adema, 2000. – 288 с.

  8. Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Выпуск 2.: Пособие/ М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1982. – 176 с.

  9. Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Выпуск 3: Пособие/ М.В. Гамезо.. – М.: Просвещение, 1982. – 153 с.

  10. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: Учеб. пособие/ В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1966. – 124 с.

  11. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для специалистов ДОУ/ А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 1985. – 271с.

  12. Куликов Л.М. К развитию теории общей спортивной подготовки:/ Л.М. Куликов, В.В. Рыбаков. //Теория и практика физической культуры. – 1998. №8 – С. 20-22.

  13. Коц Я.М. Физиология мышечной деятельности: Учеб. пособие/ Я.М. Коц. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 447 с.

  14. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика:Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Ю.В. Менхин. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 312с.

  15. Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике: Пособие/ Ю.В. Менхин. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 226 с.

  16. Менхин Ю.В. Методические основы физической подготовки гимнастов:/ Ю.В. Менхин// Теория и практика физической культуры. 1997. №6 – С. 26, 39, 40.

  17. Менхин Ю.В. Начала гимнастики: Учеб. пособие для специалистов по гимнастике/ Ю.В. Менхин. – Киев. Здоровье, – 1980. – 272с.

  18. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учеб. для ф-тов физического воспитания/ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 321с.

  19. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для специалистов физ. культуры/ Л.П. Матвеев. – М.: Просвещение, 1991. – 450 с.

  20. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки: Учеб. пособие для специалистов физ. культуры/ Н.Г. Озолин– М.: Физкультура и спорт, 1970. – 480 с.

  21. Попов В.Б. 1001 упражнение для здоровья и физического развития: Метд. пособие/ В.Б. Попов. – М.: АСТ Астрель, 2002. – 208 с.

  22. Петров В.К. Грация и сила: Метод рекомендации/ В.Б. Попов. – М.: Советский спорт, 1989. – 64 с.

  23. Пузик В.И. Возрастная морфология скелетной мускулатуры человека: Метод. пособие для специалистов/ В.И. Пузик. – М.; Академия педагогических наук РСФСР, 1961. – 224 с.

  24. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов: Учеб. для специалистов физич. культуры/ В.Н. Платонов. – М.; Физкультура и спорт, 1986. – 286с.

  25. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для специалистов/ А.В. Петровский. – М.; Просвещение, 1979. – 288 с.

  26. Рунова М.А. Формирование оптимальной двигательной активности:/ М.А. Рунова.// 2000. №6 – С. 30.

  27. Спортивная гимнастика: Учеб. для ин-тов физической культуры/ Под ред. Ю.К. Гавердовский, В.М. Смолевский. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 327 с.

  28. Смолевский В.М. Гимнастика и методика преподавания. – М.; Физкультура и спорт, 1987. – 336 с.

  29. Сермеев Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости. – М.; Физкультура и спорт, 1970. – 60 с.

  30. Солодков А.С. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная: Учеб. для высш. учеб. заведений физич. культуры/ А.С. Солодков Е.Б Сологуб. – М.; Терра-спорт, Олимпия пресс, 2001. – 520 с.

  31. Степанкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: ACADEMA, 2001. – 365 с.

  32. Укран Л.М. Методика тренировки гимнастов: Учеб. пособие для специалистов физ. культуры/ Л. М. Укран, И.В. Шефер, Л.К. Антонов, В.Б. Коренберг. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 171с.

  33. Теория и методика гимнастики: Учеб. для фак-тов физ. воспитания/ Под ред.В.И. Филипповича. – М.: Просвещение, 1971. – 448с.

  34. Фомин Н. А. Возрастные основы физического воспитания: Учеб. пособие для специалистов физ. культуры/ Н. А. Фомин, В. П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – 176 с.

  35. Филин В.М. Воспитание физических качеств у юных спортсменов: Учеб. пособие для студентов физ. культуры/ В.М. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – С. 63.

  36. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: ACADEMA, 2002. – 480 с.

  37. Шипилина И.А. Хореография в спорте: Учеб. пособие для специалистов физич. культуры/ И.А. Шипилина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 224с.




Обсуждение материала
Сергей Колодин
27.12.2018 00:25
Нет логотипа Портала.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос