В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

КОНСПЕКТ ООД по разделу «Приобщение к художественной литературе» образовательной области «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ » в средней группе для детей с нарушением зрения

КОНСПЕКТ ООД по разделу «Приобщение к художественной литературе» образовательной области «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ » в средней группе для детей с нарушением зрения

Галина Харчина
Тип материала: Урок
просмотров: 2417
Краткое описание
Конспект по разделу приобщению детей к художественной литературе содержит материал для воспитателей средней группы, основанный на русских народных сказках. Цель: Продолжать работу по формированию интереса к книге, через знакомство с русскими народными сказками.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
конспект в ср гр В гостях у Лисы -Патрикеевны..docx Скачать

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Логотип Учмет.gif





Харчина Галина Сергеевна

Первая квалификационная категория

Нижегородская область г.Дзержинск

МБОУ «Специальная коррекционная

начальная школа-детский сад№144»

















КОНСПЕКТ ООД



по разделу «Приобщение к художественной литературе»

образовательной области «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ »

в средней группе для детей с нарушением зрения



ТЕМА: «В гостях у Лисы Патрикеевны»































Пояснительная записка

Одной из основных образовательных областей, реализующих главную цель обучения и воспитания личности во всем ее многообразии: интеллектуальном и эмоциональном развитии, становления мировоззрения, нравственных и этических норм, речевой культуре - было и остается – «Чтение художественной литературы»

По словам В.А.Сухомлинского - чтение это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

Отраженный в книге богатый опыт человечества может стать для детей лично значимым, однако на постижение этого многообразия влияют не только возрастные особенности детей, но и психофизические. Психофизическая особенность для детей с нарушениями зрения это особенности зрительного восприятия. Отмечается замедленность, фрагментарность, искажение, неточность, замена, что объясняется нарушениями зрения, узостью обзора, особенностями монокулярного характера зрения, недостатками прошлого чувственного опыта.

Книга дает возможность эти знания расширить, углубить, обогатить жизненный и нравственный опыт, стимулировать

овладение детьми устной речью, развить языковые способности, речевую деятельность, таким образом, значительно компенсировать отклонения в развитии ребенка, «сформировать будущего «талантливого читателя», культурно образованного человека.

Цель: Продолжать работу по формированию интереса к книге, через знакомство с русскими народными сказками.

Задачи:

Образовательные:

- формировать интерес к художественному слову;

- закреплять представления о жанровых особенностях сказки;

- осмысливать поступки персонажей, передавать интонацией и голосом характеры героев во время драматизации;

- формировать умение передавать структуру сказки с помощью моделирования;

-замечать и понимать образные слова и выражения в тексте;

Коррекционно-развивающие:

развивать:

- зрительное восприятие, слуховое внимание, зрительную память;

- тренировать зрительно моторную координацию, мышление, умение рассуждать;

-эмоционально – образное восприятие содержания сказки.

Методы и приемы:

- cюрпризный момент, игровые, вопросы поискового характера,

художественное слово, рассматривание иллюстраций, использование моделей, мнемотаблицы, поощрение, напоминание.

Материал и оборудование

Демонстрационный:

Книга со сказками, игрушка лиса, Жихарка, лопатка, корзинка, теремок, игрушки персонажи сказки, избушка, мольберт, мнемотаблица, шапочки для драматизации, магнитная доска, ТСО (Диск с записью песни «Приходи, сказка» — текст -Юлий Ким)

Раздаточный материал:

Набор моделей к сказкам, подкладные листы.

Дифференциация учебного материала с учетом психофизических

возможностей детей и состояния зрения детей.

По состоянию зрения:

- посадка детей в зависимости от остроты зрения, окклюзии.

По уровню развития психических процессов, овладения навыками данного вида деятельности, по темпу выполнения работы:

-цветные геометрические фигуры для моделирования;

-окружности с дорисованными элементами животных для моделирования.

Индивидуальная работа:

- c Андреем, Димой – помочь преодолеть неуверенность в своих силах

через одобрение, поощрения.

Пропедевтическая работа. Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, пересказ с использованием моделей, мнемотаблиц, этюды «Изобрази героя», «Мое настроение».



Ход занятия

Действия воспитателя

Действия детей

Звучит мелодия песни «Приходи, сказка» — текст - Юлий Ким.

- Какая волшебная музыка, почему она звучит?

Входит девочка в костюме лисы, с корзинкой в руках. В корзинке книга сказок. (Заранее подготовленный ребенок)

- Ребята, кто это?

-Здравствуйте, ребята!

Я лиса красивей всех.

Разодета в рыжий мех.

Взгляд лучистый, чистый, чистый.

Хвост пушистый препушистый.

Знают взрослые и дети

Я красивей всех на свете.

Я из сказки к вам пришла

И подарок принесла.

Вы подарок получите, меня в гости пригласите.

Лиса дарит детям книгу сказок.

- Какая красивая книга.

-Ребята, а какие сказки обо мне вы знаете?

Ой, какие вы умные!





-Ребята, а что такое сказка?

Да, верно. В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать человеческим голосом, люди пользуются волшебными предметами. Какие волшебные предметы вы знаете?

-Молодцы, как много волшебных предметов вы назвали: метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, , шапка-невидимка - все эти предметы помогают сказочным героям. Лисичка, почему книжка не открывается?

-Чтобы ее открыть, вы должны отгадать мои загадки и отправиться в сказочное путешествие! Вы готовы?
Друг за другом мы пойдем,

В сказку с вам попадем,

Все загадки отгадаем,

Книгу сказок прочитаем.

Чтобы веселее было ехать,

Споем песенку.







-А, вот и первая сказка! (Игрушка лиса держит в лапах скалочку)

-Какая красивая лиса нас здесь поджидает, а что она держит в лапах?
-Как называется эта сказка?

-Какая лисичка в сказке?

-Как ее можно назвать?

-Что значит слово «плутовка»?

-Как вы его понимаете?

-Как каждый раз лисичка обманывала хозяев? Попробуйте сказать так, как просилась переночевать. Что лиса говорила, каким голосом?

-А каким голосом лиса утром требовала пропажу, скажите так, как она говорила?

-Расскажите, как была наказана лиса за свой обман.

-Ребята, я не такая, я добрая. Давайте заглянем в другую сказку. Садитесь в паровозик.

Дети останавливаются у стола, на котором стоит теремок и игрушки, персонажи сказки.

-Чтобы узнать, как называется эта сказка, отгадаем загадку.

Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко.

Стала жить да поживать,

Да жильцов к себе пускать.

-Как называется эта сказка? (Теремок).

-Назовите героев сказки.

Молодцы, правильно.

-Ой, я совсем забыла за кем я пришла к теремку.

-Ребята, поможем лисичке? Проходите, садитесь за столы.

Игровое упражнение «Моделируем сказку».

-Расскажите лисичке, кто поселился в теремке за мышкой-норушкой?

- Кто пришел последним?

-Что произошло, когда пришел медведь?

-Чем закончилась сказка?

-Чему учит эта сказка?

- А вот и ещё одна загадка о сказочном герое.
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Отгадайте без подсказки,
Из какой ушёл, я сказки? 

Зрительная гимнастика.

«Найдем колобка»

Изображение колобка в руках у воспитателя, перемещается вправо-влево. На счет « 1- 4» дети закрывают глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет « 1-5 » широко раскрывают глаза, находят изображение колобка. Повторить 4 раза.
- Ребята, давайте поиграем с колобком и вспомним, с какими героями он встретился в лесу.
Физкультминутка.
Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел.

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка,


А когда малыш в лесу,
Встретил рыжую лису,

От неё уйти не смог, что за сказка?

-Ребята колобка лиса съела, а как же теперь дедушка и бабушка? Что они делают без колобка?  Молодцы, ребята! Интересно придумали.

-Но книжка все ещё не раскрывает своих страниц, она не расколдована. Отправляемся в путь.

Остановка, около избушки сидит игрушка-Жихарка, рядом лежат ложки.

-Из какой сказки этот герой?

-Кто такой  Жихарка?  

-Каким вы представляете себе Жихарку?

-Что говорил Жихарка, раскладывая ложки?

-Что сделал Жихарка, когда услышал, что пришла лиса?

-Как перехитрила его лиса?  

-Как Жихарка перехитрил лису? (он сел на лопату, руки-ноги растопырил…)

Кто покажет, как сел Жихарка на лопату? (Помогаю интонационно и выразительно воспроизвести диалог)

-Как вы думаете, Жихарка веселый человечек?

-Молодцы, отличные артисты и правильно ответили. Садитесь в вагончики, поедем дальше.

-А, кто живет в этой сказке, мы узнаем, если отгадаем загадку.

-Послушайте.

Девочка за ягодой в лес пошла.

И вдруг заблудилась,

подружек не нашла.

Спряталась на дереве,

От волка и медведя.

Добрая лисичка, девочку спасла,

На спинку посадила, до дому донесла.

-Как называется эта сказка?

Молодцы, правильно отгадали сказку. А теперь вспомним эту сказку по волшебной табличке.  (Мнемотаблица к сказке «Снегурушка и лиса»)

-Ребята, вы молодцы, все загадки мои отгадали,  книгу сказок расколдовали и мою любимую сказку рассказали. Спасибо вам!

-Ну, а мне пора прощаться, в страну сказок возвращаться. До свидания друзья!




Дети стоят в кругу на коврике.













Ответы детей.

Здравствуй, лиса!





















Дети рассматривают обложку книги.



«Колобок», «Теремок», «Лиса, заяц и петух», «Снегурушка и лиса», «Рукавичка»,«Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Лисичка-сестричка и серый-волк».





Ответы детей.











Ответы детей.



















Ответы детей.









Дети встают друг за другом,

едут за лисой паровозиком.

Дети поют песенку.

Вот поезд наш едет, колеса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Чу-чу-чу-чу стучит паровоз

Далеко- далеко ребят он повез.



Ответы детей







Ответы детей.









Дети отвечают, интонационно изображают диалоги героев сказки.







Ответы детей.





Дети встают друг за другом,

едут за лисой паровозиком и поют песенку.



















Ответы детей.



Ответы детей.







Да

Дети садятся за стол,

выполняют задание.



Дети перечисляют героев.



Медведь

Ответы детей.





Нужно жить мирно под одной крышей.









Ответы детей. (Колобок)









Выполняют зрительную гимнастику.















Встают в круг.



Лепят руками пирожок

Замешивают тесто
Дуют на ладошки

Бегут по кругу
Улыбаются, шагают
Поют песенку ля - ля
Прыгают, как зайка
Показывают волка, переваливаются, как медведь

Шагают

Показывают лису

Ответы детей. (Колобок)



Ответы детей.









Дети встают друг за другом.

Двигаются под песенку.





Ответы детей.

Маленький мальчик

Маленький, удаленький, смелый, добрый…



Это простая ложка – Петина…..



Ответы детей.





Ответы детей.



Дети драматизируют диалог лисы и Жихарки.



Жихарка веселый человечек, мал да удал.

Дети встают друг за другом.

Двигаются под песенку.

Останавливаются около макета избушки.





















Снегурушка и Лиса





Дети садятся на ковер перед мольбертом, рассказывают сказку по мнемотаблице.







Дети прощаются с лисой и рассматривают книгу сказок.



Используемая литература:

1.«Примерная общеобразовательная ПРОГРАММА дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» научные редакторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2017 г. Соответствует ФГОС 2. Гербова В. В., Губанова Н. Ф., Дыбина О. В. ФГОС Примерное комплексно-тематическое планирование к программе "От рождения до школы". (4-5 л.) Средняя группа, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016 г. Соответствует ФГОС 3. Программы специальных (коррекционных) учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Л. И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.- 256 с. 4. ФГОС «Развитие речи в детском саду» средняя группа авт. В.В. Гербова, Издательство Мозаика – Синтез, Москва 2015 год 5. Примерное комплексно-тематическое планир.к пр. "От рождения до школы". (4-5 л.) Ср. гр. издательство Мозаика-Синтез 2016 2 6 Гербова В. В., Губанова Н. Ф., Дыбина О. В. ФГОС 6.О. 6.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2011.- 288с.- 7. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет / авт.-сост. Е.А.Чевычелова.-Волгоград : Учитель, 2015.-123с.



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров