Устный счёт.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 7
Устный счёт.
Подготовила: учитель первой категории
Волщикова Ольга Сергеевна
г. Чехов
Жизнь и труд ребёнка
должны быть пронизаны интересом,
а содержание образовательной работы
определяется детским интересом.
А.С.Макаренко
Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.
Одним из важнейших способов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знаниям, от неумения к умению. Ещё на рубеже XIX века, известный методист С.И. Шорох-Троцкий в книге «Чему и как учить на уроках арифметики »писал, что для «…обогащения интеллекта учащихся математическими знаниями необходимо, чтобы учащийся испытывал живые эмоции интереса и удовольствия как по поводу удовлетворения этого интереса, так и по поводу движения вперёд и преодоления трудностей.»
Формирование интереса не всегда начинается с осознания потребностей. Интерес может появиться стихийно и не осознанно, вследствие эмоциональной привлекательности объекта.
К.Д. Ушинский писал: «что учение ,лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает охоту к овладению знаниями. Вместе с тем нельзя всё учение свести к интересу. Учение требует и черновой работы и волевого усилия.»
Интересы людей чрезвычайно разнообразны. Выделяют духовные, математические и общественные интересы.
Духовные интересы - это прежде всего познавательные интересы. Познавательный интерес прежде всего направлен на познавание, овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. При этом он обращён не только к процессу какой-то одной предметной области. но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности. Познавательный интерес может приобрести характер склонности, если человек усиленно и постоянно занимается определённым видом деятельности.
В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного процесса проявляется активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач.
Эмоциональные проявления, вплетённые в познавательный интерес: эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство успеха.
Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы. По выражению К.Д.Ушинского, это интерес полной мысли.
Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности учеников, и это наиболее существенное его проявление. Он усиливает и углубляет другие познавательные мотивы, с которыми он переплетается и взаимодействует, возможность получать знания, узнавать новое, успехи в учении и другое.
Также познавательный интерес взаимодействует с моральными мотивами. Познавательный интерес выступает не только как мотив и средство обучения, но и как устойчивое качество личности.
Различают три группы условий, стимулирующих развитие познавательных интересов.
Первая-связана с содержанием учебного материала- к ней относится новизна содержания, обновление уже усвоенных фактов, исторический подход к сообщённому материалу.
Вторая группа-организация процесса обучения-различные формы самостоятельной работы, проблемное обучение, исследовательский подход к изучаемому материалу, творческие работы.
Третья-определяется отношениями, складывающимися между учениками и учителем-сюда относятся способности учащихся, увлечённость преподавания самого учителя, его готовность прийти на помощь ученикам, вера в их силы и возможности.
Все условия, стимулирующие возникновение и развитие математических интересов можно расположить в следующем порядке.
Первая группа связанная с содержанием:
-задачи повышенной трудности и удовлетворение получаемое при решении;
-новизна и разнообразие материала школьного курса математики, сведения из истории науки, обогащение содержания предмета;
-сила и изящество методов вычислений.
Вторая группа-связана с организацией учебного процесса:
- разнообразие системы уроков, нешаблонное их построение, включение по возможности в каждый урок новых элементов;
-увлекательное проведение уроков, активизация деятельности учащихся, организация творческих работ, соревнований, дидактических игр;
-использование ТСО.
Третья группа-связана с отношением личности:
-прирожденные математические способности:
-успех в изучении предмета и поощрение;
-влияние родных и близких.
Действие всех этих условий в значительной степени зависит от учителя. Он в свою очередь не определяет содержание математического образования, но может обогатить его. Задача учителя: сформировать познавательный интерес как устойчивый мотив познавательной деятельности, что составляет прочную основу направленности личности и её отношения к учению, к духовным ценностям.
Существуют три важнейших источника стимуляции познавательных интересов.
1.Содержаниеучебного материала-вызывает удивление перед новыми открытиями ,уважение к науке и её представителям, понимание значимости науки для жизненной и общественной практике.
2.Организация познавательной деятельности-рациональная организация обучения рождает удовлетворение собственным продвижением вперед, стремление к преодолению трудностей.
3.Отношения, которые складываются в учебном процессе между учителем и учениками-учение с учителем, товарищами, в результате чего складываются многозначительные отношения, которые сопутствуют возникновению иного строя моральных и интеллектуальных переживаний, являющихся также сильными побудителями познавательного интереса, возникают коллективные сопереживания, радость за успех товарищей, стремление оказать помощь.
Большую роль для формирования интереса к изучению математики играет личность учителя, причём наиболее важной чертой в этом является его увлечённость предметом и преподаванием, желание учителя поверить в возможности ученика, готовность прийти к нему на помощь. Учитель должен быть сдержан и никогда не допускать грубости по отношению к ученику. Благотворно влияет на формирование интереса поощрение учителя, его похвала.
Устная работа на уроках математики в начальной школе имеет большое значение-это и беседы с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных упражнений. Среди видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. Раннее они сводились в основном к вычислениям , поэтому за ними закрепилось название «устный счёт». В современных программах содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико, за счёт введения алгебраического и геометрического материала, а также за счёт большого внимания к к свойствам действий над числами и величинами и других вопросов, название сохранилось по отношению к устной форме упражнений. В сочетании с другими формами работ, устные упражнения позволяют создать условия,при которых активизируется память, мышление,речь.В связи с этим устные упражнения имеют большое значение.
Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:
-воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для самостоятельной деятельности учащихся или для осознанного восприятия объяснения учителя;
-контроль учителя за состоянием знаний учащихся;
-психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Так как уроки математики в начальных классах имеют кроме основной задачи, связанной с изучением нового материала, ещё ряд задач относящихся к к закреплению пройденного материала и подготовке к новым вопросам, то с этой точки зрения и подбираются упражнения к уроку, продумываются виды устных упражнений.
Для эффективного использования устных упражнений нужно правильно определить их место в системе формирования понятий и навыков.
ФОРМЫ ВОСПРИЯТИЯ УСТНЫХ УПРАЖНЕНИЙ.
1.Восприятие заданий на слух (читается учителем, учеником),при котором большая нагрузка приходится на память, поэтому дети быстро утомляются. Однако польза таких упражнений в развитии слуховой памяти.
2.Зрительное восприятие(таблицы, плакаты, записи на доске и т. д.)Иногда без записи трудно выполнить задание/р, нужно выполнить действия с величинами, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.
3.Комбинированный.
А также :
-обратная связь(показ ответов с помощью карточек),
-задания по вариантам(обеспечивает самостоятельность),
-выполнение заданий в игровой форме(молчанка, продолжи цепочку, хлопки).
ВИДЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ УСТНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ НА УРОКАХ
Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения разнообразных упражнений.
1.Нахождение значений математических выражений
Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать числовые и буквенные математические выражения,при этом буквам могут придаваться числовые значения и тогда можно найти числовое значение этого выражения. Также выражения могут предлагаться в словесной форме.
Основное значение упражнений на нахождение значений выражений –выработать у учащихся твёрдые вычислительные навыки,а также они способствуют усвоению вопросов теории арифметических действий.(слайд № 1).
2.Сравнение математических выражений.
Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, нужно установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них большее или меньшее.
Могут предлагаться упражнения, в которых уже задан знак отношения, нужно только восстановить запись или составить одну из частей равенства или неравенства.
Задача таких упражнений-способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, равенствах, неравенствах.(слайд№2)
3.Решение уравнений.
Это прежде всего простые и более сложные уравнения.
Уравнения можно предлагать в различной форме:
-из какого числа нужно вычесть 5,чтобы получилось 4?
-я задумал число , прибавил к нему 3 и получил 6.Какое число я задумал?
-решение уравнения;
-найдите неизвестное число.
Задача таких упражнений-выработать умения решения уравнений, помочь усвоить связь между компонентами действий.(слайд №3)
4.Решение задач.
Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.
Эти упражнения включаются в устный счёт с целью выработки умений решать задачи.
Здесь можно использовать и такие задания, как составление задач по опорным схемам(краткое условие задач),и по заданному выражению, подбор вопроса или изменение вопроса данной задачи.(слайд №4)
5.Геометрический материал.
Игры –загадки.
-Назовите фигуру зелёного цвета(треугольник)
-Какого цвета фигура, у которой все стороны равны? И т. д.
Пазлы, измерение длины отрезков .длин сторон. нахождение P,S.(слайд№5)
6.Задания,направленные на развитие внимания.
В учебный процесс необходимо включать задания на внимание:
«Найди отличие».
«Что изменилось».
«День-ночь»
«Числовые фигуры» и т. д.(слайд №6)
7.Задания,направленные на развитие логического мышления.
-задачи на смекалку:
-задачи-шутки:
-логические упражнения со словами(назови слово на две буквы длиннее, чем сом и т.д.)
-математические игры и фокусы
В начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, поэтому необходимо развивать логическую память. Ученикам приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления:
-запомни двузначные числа;
-запомни математические термины:
-запомни и воспроизведи по памяти рисунки.
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТНОГО СЧЁТА
Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение устных и письменных вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда ,когда устно посчитать трудно.
Задания для устного выполнения должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашнего задания, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Они должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или пройденного материала. В зависимости от этого нужно определять место этих заданий на уроке. Если эти задания направлены на повторение пройденного и подготовку к восприятию нового материала, то лучше их выполнять в начале урока. Если задания устного счёта направлены на закрепление материала изученного на этом уроке, то их выполнение целесообразно после объяснения нового.
При подборе материала следует учитывать. что подготовительные задания и первые упражнения для закрепления должны формулироваться как можно проще и прямолинейнее. Формулировки заданий должны легко восприниматься на слух. если же какие задания затрудняют слуховое восприятие, то их лучше записывать на доске или выполнять какой-то рисунок к ним.
Помимо того ,что устный счёт на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно –познавательной деятельности, развития логического мышления. личностных качеств ребёнка. Вызывая интерес и прививая любовь к математике ,мы помогаем детям активно действовать с учебным материалом, пробуждаем у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это ,в свою очередь, важнейшее условие сознательного усвоения материала.
1.Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Просвещение, 1987г
2.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения.Москва,1972г.
3.Волков К.Н.
Психологи о педагогических проблемах.Москва,Просвещение,1991г.
4.Груденов Я.И. Совершенствование работы учителя математики.Москва.Просвещение,1990 г.
5.Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников.Москва,1975 г.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
оформление разработки должно соответствовать всем критериям Требований (см. инф. в разделе Помощь). "Шапка" с указанием ОУ не нужна.
С уважением, С.А. Колодин.