Непосредственно образовательная деятельность по формированию грамматического строя речи по теме «Падежные конструкции. Родительный падеж существительных единственного числа без предлога и с предлогом «У».
Задачи:
1. Развивать навыки речевого внимания, через сравнительный анализ начальной формы существительного (И.п.) и образованной (Р.п.),
2. Закрепить в речи навык использования предлога «У»,
Головкина Ирина Викторовна
Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №11
Дошкольное образование
(на основе примерной образовательной программы
«От рождения до школы» автор Н.Е. Веракса)
Непосредственно образовательная деятельность по формированию грамматического строя речи по теме «Падежные конструкции. Родительный падеж существительных единственного числа без предлога и с предлогом «У».
Возраст детей: 5-6 лет
Тип занятия: подгрупповое
Вид занятия: лексико – грамматическое
Общая продолжительность: 25 минут
Занятие рассчитано: на детей 5-6 лет, имеющих общее недоразвитие речи, 1-й год обучения, 1-й период обучения
Тема: Падежные конструкции. Родительный падеж существительных единственного числа без предлога и с предлогом «У».
Цель: дети с помощью логопеда будут учиться образовывать существительное в родительном падеже единственного числа от существительного в именительном падеже, согласовывая существительное с соседними словами. Уточнят значение предлога «У»
Задачи:
-
Развивать навыки речевого внимания, через сравнительный анализ начальной формы существительного (И.п.) и образованной (Р.п.),
-
Закрепить в речи навык использования предлога «У»,
-
Формировать диафрагмальное речевое дыхание, длительность речевого выдоха,
-
Воспитывать у детей умение слушать друг друга, замечать неточности в речи, оказывать помощь другу.
Предполагаемый результат: дети с помощью логопеда научаться образовывать существительные единственного числа родительного падежа, будут строить грамматически оформленные словосочетания и короткие фразы.
Ресурс: кукла Незнайка, ширма, 7 игрушек: кубик, мяч, лошадка, матрешка, кошка, машинка, кукла; ноутбук, презентация «Чей голос?»; дидактическая игра «Чей хвост? Чья голова?»; «Закрытые» стаканы по количеству детей, «закрытая коробочка»; предметные картинки животных и насекомых.
Ход непрерывной непосредственной образовательной деятельности
Логопед: Доброе утро, ребята! Сегодня я хочу поздороваться с вами попевкой, пропевая гласные звуки, а вы мне так же отвечайте. Договорились?
«Здравствуйте, ребята!!!!!!!!»
Дети: здра-вствуй –те!!!!!!!!
Организационный момент:
-
Дыхательная гимнастика: «Дождик», «Застегиваем курточку», «Молоток»
-
Пальчиковая гимнастика: «Мы делили апельсин», «1, 2, 3, 4, 5 помогаем нашей Тане мы игрушки сосчитать», «Новые кроссовки»
Логопед: ребята, посмотрите, у нас сегодня гость на занятии. Вносит куклу Незнайки. А какой он нарядный, готовился, одевался к нам в гости.
Незнайка: да, смотрите: У меня синяя шляпа. У меня желтые брючки. У меня красная рубашка.
Какая интересная игра получилась. Давайте играть! Я буду называть разную одежду, а вы отвечать: у кого эта одежда!!!!
Игра « У кого?»
Незнайка: у кого белая футболка?
Дети: У Артема.
Незнайка: у кого клетчатые шорты?
Дети: У Ромы.
(называется одежда каждого ребенка)
Логопед: Незнайка, может быть ты останешься у нас в группе и поиграешь с нами сегодня?
Незнайка: конечно, но я очень мало зная и часто ошибаюсь, вы смеяться не будете?
Дети: нет, мы тебе подскажем и поможем.
Логопед: все дети любят играть в прятки, а сегодня от вас будут прятаться мои игрушки из этой коробки. (Достаются игрушки, называются, выставляются на столе. Игрушки закрываются ширмой и за ней прячется по 2, затем по 3 игрушки)
Игра «Прятки с игрушками»
Логопед: Что стояло на столе?
Дети: кубик и кукла.
Логопед: чего нет на столе?
Дети: нету кубика и куклы.
(игра повторяется 4 раза, Незнайка ошибается иногда)
Логопед: друзья мои, а знаете ли вы голоса животных? Умеете их узнавать? Вот мы сейчас и поиграем в интересную игру.
Презентация «Чей голос?»
Дети отвечают фразой: Это голос кошки. Это голос слона. Это голос совы. Это голос пчелы.
Логопед: а сейчас я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру на внимание.
Игра «Кого нет в ряду?»
(дети встают в ряд, водящий ребенок отворачивается, из группы выходят двое детей. Игра повторяется 2-3 раза. Незнайка ошибается в изменении имен)
Логопед: открывай глазки и смотри внимательно: кого нет?
Ребенок: нету Полины и Максима.
Логопед: ребята, а вы любите ходить в зоопарк? Сейчас я вас приглашаю в зоопарк и мы в бинокли будем рассматривать животных.
Игра «Чей хвост? Чья голова?»
(на доске по очереди появляются фото животных, с закрытой частью тела, которую надо рассмотреть. Незнайка ошибается 1 раз)
Дети отвечают фразой: Я увидел хвост тигра. Я увидел голову лисы. Я увидел колючки ежа.
Логопед: вижу вы немного устали, надо присесть отдохнуть и попить чего – нибудь вкусненького.
Игра «Закрытый стакан»
(детям раздаются закрытые стаканы, логопед из закрытой коробки наливает напиток, называя его. Незнайка ошибается, дети ему помогают)
Логопед: я наливаю в стакан сок (лимонад, напиток, нектар, кисель, компот, молоко, кефир и т.д)
Дети: я выпью стакан сока (лимонада, напитка, нектара, киселя, компота, молока, кефира)
Незнайка: ребята, когда я был совсем маленьким, я был очень пугливым. Боялся животных и насекомых. Хотите узнать кого я боялся? (раздает детям картинки)
Игра «Кого испугался Незнайка?»
Дети выходят по два человека, показывают картинку и говорят:
- Незнайка увидел бабочку. Незнайка испугался бабочки.
- Незнайка увидел лису. Незнайка испугался лисы (муху, белку, ворону, мышку, пчелу, гусеницу)
Логопед: ребята, вы сегодня такие молодцы, много играли, много говорили, правильно изменяли слова, учили и помогали Незнайке! Спасибо вам большое за это.
Незнайка прощается. Благодарит детей. Обещает приходить чаще учиться. Уходит.
Список литературы:
-
Бухвостова.С.С., Формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. - Курск; Академия Холдинг, 2007
-
Григорьева Т.С., Программа Маленький актер для детей 5-7 лет-М: ТЦ Сфера 2012.
-
Копачевская Л.A. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями: Автореферат дис. канд. педагог. наук / Л.А. Копачевская. – М., 2000.
-
Кубасова О.В., Выразительное чтение. -М: Академия,2005.
-
Лазаренко О. И., Диагностика и коррекция выразительности речи у детей. - М.: ТЦ Сфера,2009.
-
Новиковская O.A. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях / О.А. Новиковская. – СПб: КОРОНА-пинт, 2005
-
Османова Г.А., Позднякова Л.А., Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков –СПб: КАРО
-
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М., 1994
-
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи
-
Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. – М.: АСТ; Харвест; Астрель, 2009.
-
http://www.docme.ru/doc/82773/intonaciya
- Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной школе группе детей с тяжелыми нарушениями речи II период обучения по теме «Аукцион слов».
- Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Путешествие в осень» (для детей подготовительной группы с ТНР).
- Проект: "Развитие интонационной выразительности речи у детей с ОНР через проект".
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»