Самый главный элемент - железо.
Интегрированный урок – семинар по биологии, химии в 9 классе
«Самый главный элемент - железо»
Авторы – составители:
Надворная Ирина Анатольевна / учитель химии/
Кравченко Виктория Викторовна /учитель биологии/
Тема урока: «Самый главный элемент - железо»
Предмет: биология, химия.
Цели:
-
Создать условия для формирования у учащихся единой естественнонаучной картины мира
-
Рассмотреть практическое значение железа в организме человека
Задачи:
-
Изучить свойства железа как химического элемента в организме человека
-
Раскрыть роль иона железа в дыхательной функции гемоглобина.
-
Закрепить знания, полученные по теме «Кровь».
-
Работать с различными источниками информации
Проблемный вопрос: Почему железо важно для жизни человека?
Эксперимент: Качественные реакции на ионы Fe +2 и Fe+3
Предварительная подготовка учащихся:
Класс делится на четыре группы: «Химики», «Биохимики», «Физиологи», «Диетологи».
Разделение заданий для изучения и обсуждения внутри группы.
Задания для группы «Химиков» Тема: «Железо глазами химиков»
1. Характеристика железа по положению в периодической таблице Д.И.Менделеева.
Физические свойства
2.Природные соединения железа (руды)
3. «Железный век» в истории развития человечества.
4. Качественные реакции на ионы железа Fe +2 и Fe +3.
Задания для группы «Биохимиков» Тема: «Порядок ли у вас с железом»
(по М.Хамм, А. Райссмаейр. 1996г)
1.Сколько и где содержится железо в организме человека.
2. Эритроциты. Гемоглобин.
3. Для чего делают анализ крови на содержание в ней гемоглобина?
Задания для группы «Физиологов» Тема: «Роль железа в организме человека»
1. Функция железа в организме человека.
2. Дыхательная функция железа
3. Суточная потребность организма человека в железе; избыток и недостаток железа.
Задания для «Диетологов». Тема: «Источники железа для организма человека»
1. Продукты питания, богатые железом.
2. «Враги» железа (вещества препятствующие усвоению железа в организме человека)
3. Железо и здоровый образ жизни.
Ход урока.
Учитель биологии:
Обойдите всю планету – без железа жизни нет!
Есть в крови у нас железо – потому и красный цвет.
Окисляется железо, забирает кислород.
И затем, с потоком крови к каждой клеточке несет.
Кислород отдав, железо углекислый газ берет
И, в движении по кругу, снова в легкие идет.
Учитель химии: И действительно, ребята, по словам А.Е. Ферсмана, железо- не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно – основа культуры и промышленности, оно – орудие войны и мирного труда. И во всей таблице Д.И.Менделеева не найти другой элемент, который был бы так связан с прошлым, настоящим и будущими судьбами человечества.
Учитель биологии: Химизм процессов происходящих в крови напрямую связан с ее химическим составом. Одним из важнейших ее компонентов является железо.
Актуализация темы: Как тема урока может быть связана с биологической жидкостью - кровью и химическим элементом - железом. Учащиеся выходят на тему урока, самостоятельно формулируют цели урока.
Учитель химии: Напомню, что подготовка к уроку была организована следующим образом: весь класс поделился на четыре группы, каждая группа работала над своей темой и изучала определенные вопросы. Каждая группа будет выступать с сообщениями по проделанной работе. Все внимательно слушают, задают вопросы. В конце урока будет предложен тест.
На каждом столе есть план работы, вопросы по которым выступают учащиеся.
1группа «Химики»
Эксперимент: один ученик демонстрирует эксперимент качественной реакции на ионы железа Fe +2, второй записывает уравнение реакцию доски. И так же два учащихся с ионами железа Fe +3.
2 группа «Биохимики»
3 группа «Физиологи». Предлагают тест «Все ли хорошо у вас с железом»
Отвечать надо «да» или «нет»
1. Часто ли вы чувствуете усталость и подавленность?
2. Произошли ли у вас в последнее время изменения кожи, волос или ногтей?
3. Теряли ли вы в последнее время много крови?
4. Занимаетесь ли вы спортом?
5. Вы редко или совсем не едите мясо?
6. Выпиваете ли вы более трех чашек крепкого кофе или чая в день?
7. Овощей едите мало?
(Если на большинство вопросов вы ответили «нет», то ваш организм достаточно обеспечен железом)
4 группа «Диетологов». Железо и здоровый образ жизни», предлагают несколько рецептов ними - салатов богатых железом.
Подводим итог урока: Учащиеся выполняют итоговый тест.
Рефлексия.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей