"Именины домового - все для праздника готово!"
Отконова Татьяна Юрьевна;
город Томск, Томская область;
МАДОУ № 69;
дошкольное образование;
«Именины домового – все для праздника готово!»;
подготовительная группа;
продолжительность: 40 минут
Пояснительная записка
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к давней народной традиции празднования именин домового – Ефремовским посиделкам.
Мероприятие формирует представление о старинном обряде:
праздновании именин домового в Ефремов день;
способствует развитию интереса к самобытной поэтической стороне родного языка и обогащению речи детей элементами устного народного творчества, устаревшими и вышедшими из обихода словами;
создает условия для появления и развития интереса к историческому и культурному наследию России, к народным традициям;
формирует представление о том, как важно бережно относиться к обычаям и обрядам своего народа;
создает условия для формирования эмоционально - эстетического восприятия, внимания, памяти, мышления;
способствует формированию и развитию познавательных и творческих способностей детей через синтез различных видов художественной деятельности.
Сценарий мероприятия
Дети входят в зал цепочкой, взявшись за руки и поют:
Мы Ефрема встречаем,
Ветродуя привечаем!
Он запечник, прибаутник,
Да сверчковый он заступник!
Под музыку дети усаживаются на стульчики.
Дуняша-затейница:
У Ефрема для народа
Есть приметы про погоду!
Четверо детей выходят на середину и говорят приметы:
1 ребенок:
На Ефрема ветер будет, значит год сырой прибудет!
2 ребенок:
Ветер спутает погоду – быть сырому году!
3 ребенок:
Понёсся на Ефрема ветер - и не мечтай о теплом лете!
4 ребенок:
Лес чернеет, небо сине - лето теплым будет ныне!
Дуняша-затейница:
Собирайся народ,
Заводи хоровод!
Мы потешку скажем,
Да еще покажем!
Потешка «Лизанька»
Дети поют потешку, выполняя движения
Из кути по лавке
Все сидят малявки,
Вдоль да по скамейке
Все сидят беленьки.
(ручки сложили перед грудью)
Одна кукомоя –
Лиза-неумоя!
(руками держась за щеки, качают головой)
Глазоньки немыты,
Косы не покрыты!
(одна девочка выходит, потягиваясь, зевая, трет кулачками глаза)
За ней ходит купчик,
Ванечка-голубчик.
(дети смотрят «под козырек» вправо и влево)
Брус мыла носит
(выходит мальчик, руки вытянуты вперед)
Лизавету просит:
(руки прижимает к груди)
«Лизанька умойся,
(имитирует умывание лица)
Да платком покройся!
(имитирует завязывание платка)
Будешь побелее!
Да мне помилее!»
(руки «полочкой», пальчик «в щечку»)
Дуняша-затейница:
Домового именины!
Выходи на середину!
Будем речи посвящать
И на славу угощать!
На середину парами выходят девочки и выкрикивают заклички
1 девочка:
Именины Домового! Для подарка все готово?
2 девочка:
И задабриваем, и закармливаем!
3 девочка:
На припечье ставим кашу – ты отведай пищу нашу!
(ставит к бутафорской печке чашку)
4 девочка:
(наливает из кувшина молоко в миску и ставит к печке)
В миску молока нальем, Домового позовем:
(говорит с поклоном)
Хозяйнушка-батюшка, хлеб-соль прими, да скотинку береги!
5 девочка:
(кланяется)
Хозяин-батюшка! Береги наш дом и нас в нем!
Добро умножай, а зло отражай!
6 девочка:
(прижимает руки к сердцу)
Дедушка-соседушка, люби мою скотинушку!
Дуняша-затейница:
Мы справлять будем вскладчину
Домового именины!
Скатертью столы накроем,
Вместе пиршество устроим!
«Застолье с пирогами»
Звучит русская народная музыка.
Дуняша-затейница:
Что же, батюшка-сосед,
Ты доволен или нет?
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
Мы тебя уважили,
Береги, что нажили!
А теперь погляди:
Пляска будет впереди!
«Русская хороводная пляска»
Дуняша-затейница:
Вот пришла пора - играться!
Только прежде – посчитаться!
Кто считалочку нам скажет,
И водящего укажет?
Считалка
Как у Алевтины,
Что было скотины:
Кобыла Ненила,
Жеребец Гаврила,
Корова Пеструха,
Да бычок Илюха,
Курица Варварка,
Да петух Макарка,
Кошечка Матрешка,
Да коток Тимошка,
И овечка Манька,
Да барашек Ванька
Кто не верит - это он!
Выходи из круга вон!
Хороводная игра «Репа»
Дети стоят в кругу, в середине круга: ребенок-«репа».
На первый куплет дети водят хоровод, дальше показывают имитирующие движения по тексту, в конце игры дети разбегаются, «репа» их ловит. Кого «репа» поймала, тот становится водящим – «репой».
Игра продолжается несколько раз.
Была у нас репа важная,
Дивилась старуха кажная!
Уж как хочешь, только цельным днем,
Всю ее не обойдешь кругом!
Мы старались всей семьей:
Половину репы той
Почитай, неделю ели,
А другую - две недели!
Как очистили мы корку,
Нагрузили целу горку!
Да кобылу надсадили,
И телегу обломили!
Вот досада! Вот беда!
Разбегайся: кто - куда!
Дуняша-затейница:
На Ефрема наигрались,
Нарезвились, наплясались!
Скоро Трифон на дворе -
Снова радость детворе!
Под музыку дети выходят из зала
Ссылки на источники в сети интернет:
eduboss.ru
folkmusic.ru
iknigi.net
pesenok.ru
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Современное содержание музыкального занятия в соответствии с ФГОС ДО
- Планирование образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС