В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Проект: "Развитие интонационной выразительности речи у детей с ОНР через проект".

Проект: "Развитие интонационной выразительности речи у детей с ОНР через проект".

Людмила Самсонова
Тип материала: другое
просмотров: 7600
Краткое описание
Цель проекта:
Развитие интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста через игру-драматизацию.
Задачи проекта:
-  продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний;
-развитие эмоциональной выразительности речи (темп, ритм, тембр, логическое ударение, мелодика);

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Сапожникова учмет.docx Скачать










Сапожникова Елена Анатольевна

Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №96


Дошкольное образование

(на основе примерной образовательной программы

«От рождения до школы» автор Н.Е. Веракса)


Тема проекта: Развитие интонационной выразительности речи у детей с ОНР через проект.

Вид проекта: Творческий.

По продолжительности: краткосрочный

Срок реализации: 07.11.2017года - 22.11.2017 года.

Возраст детей: 5-6 лет





Введение

Для успешного обучения ребенка в школе необходима: физическая, психологическая, речевая готовность, коммуникативная компетентность, обеспечивающие полноценное взаимодействие, сотрудничество в приобретении знаний, умений и навыков между педагогами и детьми. Коммуникативная компетенция представляет собой умения, позволяющие осуществлять обмен информацией, проявление рефлексивного поведения.

В результате наблюдений и диагностирования детей педагоги отмечают проблемы недостаточной сформированности коммуникативной компетентности.

У детей дошкольного возраста широко распространены нарушения речи. Наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями отмечается недостаток интонационных средств оформления речи: слабое владение комплексом структурных компонентов, входящих в интонацию,

  • отсутствие потребности использования интонационной выразительности в собственной речи,

  • отсутствие самостоятельности в интонационном оформлении экспрессивной речи,

  • трудности в подборе необходимой интонации.

Одной из предпосылок формирования коммуникативной компетентности у ребенка является интонационная выразительность речи. Речь без выразительности невозможна. Выразительность речи основывается на осознанной передачи мысли и возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувство, отношения. Выразительность является пониманием того, о чем говорится. Эмоциональность проявляется прежде всего, в интонациях, подчеркиванием отдельных слов, паузах, мимики, смени силы и темпа голоса, а дошкольный возраст как раз является периодам активного усвоения средств интонационной выразительности.



Актуальность:

Развитие интонационной выразительности речи часто оказывается недостаточно охваченным коррекционной работой. Поэтому мы считаем эту тему актуальной, так как данная проблема диктует необходимость создания условий для развития интонационной выразительности речи посредством игры-драматизации.

Цель проекта:

Развитие интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста через игру-драматизацию.



Задачи проекта:

- продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний;

-развитие эмоциональной выразительности речи (темп, ритм, тембр, логическое ударение, мелодика);

- формировать умение детей разыгрывать литературное произведение, сохраняя последовательность эпизодов и с помощью интонации передавать характер и настроение героя;

- воспитывать умение детей работать в коллективе, умение договариваться.



Методы, используемые в проекте и подготовке к нему:

  • метод моделирования ситуаций, предполагающий создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;

  • метод творческой беседы, предполагающий введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;

  • метод ассоциаций, дающий возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.

Необходимо отметить, что общими приемами руководства игрой – драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).


Ожидаемые результаты проекта:

Повышение уровня выразительности речи у дошкольника (изменение эмоциональной окраски голоса, его силы; правильное использование темпа и ритма речи, владение интонацией). Умение детей разыгрывать литературное произведение, сохраняя последовательность эпизодов и с помощью интонации передавать характер и настроение героя;


Паутинка проекта:

Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности реализуется в образовательных областях:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- речевое развитие;

1. Социально-коммуникативное развитие направленно на формирование общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование готовности совместной деятельности со сверстниками, воспитание позитивных установок к различным видам творчества.

2. Познавательное развитие предполагает развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о звучании, ритме, темпе.

3. Речевое развитие включает обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов.

4. Художественно-эстетическое развитие предполагает становления эстетического отношения к окружающему миру, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.


Таким образом, вопрос о развитии интонационной выразительности речи связан с общим процессом обучения и игровой деятельностью. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.


Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Беседы, дидактические игры, ознакомление с миром театра (виды, правила поведения, профессии).

Чтение художественной литературы, стихов, сказок, заучивание загадок, пословиц, поговорок, просмотр мультфильмов, упражнения на формирование выразительности, развитие мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата.

Релаксация, подвижные игры, логарифмические упражнения, лечебная физ. минутка, гимнастика после сна, рифмопластика и.т.д.

Рисование, лепка, оригами, музыкальные игры и упражнения, движение под музыку, слушание музыкальных сказок и произведений










Чтение художественной литературы





Музыкальное развитие

Коммуникация





Развитие интонационной выразительности речи у детей

Художественное творчество



Театрализованная деятельность







Социализация

Игровая деятельность





Физическое воспитание













Этапы проекта.


1 этап- предварительный:


  1. Подбор методической литературы и изучение по теме проекта.

  2. Мониторинг знаний детей.

  3. Анкетирование родителей.

  4. Разработка дидактического материала к проекту.

  5. Изготовление костюмов и атрибутов.





2. Основной этап.

Дата


Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно- развивающей среды

1-я неделя

Беседы

«Что такое театр?»

«Зачем человеку эмоции?»

Рассматривание иллюстраций в р.н. сказках;

Артикуляционная гимнастика: «Котик лакает молочко»,

Проговаривание знакомых чистоговорок на развитие дикции на звук «С»;

Пластические этюды «Кот крадётся», «Весёлая Лягушка», Упражнения на интонационную выразительность: «Волк рассердился» «Грустный Ослик»,

Отгадывание загадок о домашних животных с использованием пальчикового театра.

Пальчиковая гимнастика «по теме»

Чтение сказки «Кот, петух и Лиса» с использованием кукол настольного театра.

Подготовка ребенка к конкурсу чтецов по произведениям С. Я. Маршак

Анкетирование «Развитие интонационной выразительности речи детей»

Подбор иллюстраций по теме проекта.

Пополнение практического материала на развитие выразительности речи (упражнение на развитие памяти, мимики, жестов). Пополнен комплекс упражнений для разминки пальцев рук, артикуляционной гимнастики, физминуток. Изготовлена памятка для родителей.

2-я неделя

Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Домик открывается», «Язык здоровается с верхней губой».

Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми со звуком «З».

Этюды на пластику: «Баран бодается», «Кот потягивается», «Свинья роет носом землю».

Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми «Шу-шу-шу, сена коровкам накошу» 

Чтение сказки «Зимовье зверей» по ролям с использованием кукол настольного театра.

«Петушок» - аппликация. Выступление на конкурсе чтецов, стихотворения С. Я. Маршак «Коты»


Памятка для

родителей «Играйте вместе с детьми».

Консультация: «О роли родителей в развитии эмоциональной речи ребенка»

Изготовлены маски-шапочки для пополнения театральной зоны. Приобретены дидактическая игра «Мое настроение», театр-самоделка «Зимовье зверей». Пополнены консультации для родителей.


3-я неделя

Артикуляционная гимнастика «Часики», «Прятки»

Проговаривание фразы «Мы пойдем сегодня в театр» с разной интонацией (. ?!).

Мимические этюды: «Котика выгнал хозяин»,

Упражнение на развитие воображения «Царь картошка», «Цветок расцветает»»

 Упражнение «Рифмующиеся слова»

-Подскажи словечко

Рисование «Лиса краса»


Консультация

«папка раскладушка» «Как устроить домашний театр для детей» 

Рисование «Мое настроение»


Изготовление перчаточного театра для дальнейшей драматизации различных сказок. Пополнение художественной литературы, подобран материал сценариев и театральных развлечений.



3 этап заключительный: ННОД Тема: «Драматизация сказки «Зайкин праздник».(приложение №)


Диагностика интонационной стороны речи по методике Лазаренко О. И.


-Умение регулировать темп речи.

Задание 1. Произвести автоматические ряды слов с изменением речи по инструкции.

Цель: обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.

Инструкция: посчитай от 1 до 10, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем темпе (нормально), закончи в быстром темпе. И наоборот.

Задание 2. Послушать три стихотворения и, исходя из текста, сказать, какое в каком темпе нужно читать.

Цель: Определить умение ребенка на слух по содержанию текста использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.

Инструкция: педагог читает в среднем темпе три стихотворения, а ребенок должен определить, в каком темпе их нужно прочесть.

Ходит кот по лавке -     Очень медленны движенья,          С горки мчится паровоз

Мягонькие лапки,         И «походка» как скольженье,       Без трубы и без колес.

Ушки пушисты,             В дом свой прячется от страха,     С паровозом – три вагона:

Глазки золотисты.         Хвост поджавши, черепаха.           Михаил и два Антона.

                                                                   В. Талызин                       О. и К. Соловьевы

Критерии оценок.

уровень сформирован – легко изменяет темп речи в отработанном ряду слов, не испытывает трудностей в определении нужного темпа в стихотворном тексте.

уровень в стадии формирования – наблюдаются трудности с выполнением заданий, выполняет по образцу.

уровень не сформирован – не регулирует темп речи.

-Умение изменять высоту голоса.

Задание 1. Произнести автоматизированные ряды слов с разной высотой голоса по инструкции.

Цель: определить возможности ребенка самостоятельно изменять высоту голоса.

Инструкция: посчитай от 1 до 5 – 10, разным по высоте голосом так, чтобы первое слово было произнесено высоко, второе ниже и наоборот.

Задание 2. Пересказать сказку, используя разную высоту голоса.

Цель: установить возможности ребенка использовать разную высоту голоса при пересказе знакомых сказок «Теремок», «Колобок», «Три медведя» и др.

Инструкция: расскажи отрывок из сказки, изобразив голосом, как говорит каждый герой.

Критерии оценок.

уровень сформирован – легко изменяет высоту голоса.

уровень в стадии формирования - наблюдаются затруднения в умении самостоятельно изменять высоту голоса, выполняет после подсказки педагога.

уровень не сформирован – не владеет гибкостью голоса.

-Сформированность интонационной выразительности речи.

Задание 1. Произнести предложения с разной интонацией.

Цель: выявить умение ребенка голосом воспроизводить повествовательную, восклицательную, вопросительную интонации.

Инструкция: а) произнеси предложение спокойно, не изменяя голос (повествовательная интонация). Что выражает этот предложение (вопрос или сообщение о чем-то)?

               Я иду в детский сад.

б) произнеси предложение с радостью (восклицательная интонация)

в) произнеси предложение с удивлением (вопросительная интонация)

Задание 2. рассказать отрывки из стихотворений, используя эмоциональную окраску, исходя из текста.

Цель: выявить возможности ребенка рассказывать текст с различной эмоциональной окраской, исходя из содержания текста и собственного настроения.

Инструкцияпослушай стихотворение, подумай, какое настроение оно передает и расскажи с нужной интонацией.

Когда я сосульку ел,              - Кто там ходит у реки?            Дождь! Дождь! Надо нам

Было очень вкусно.                - Это наши кулики.                    Расходится по домам!

А потом я заболел –               - А чего они хотят?                    Гром! Гром, как из пушек.

Стало очень грустно.             – Накормить своих ребят.         Нынче праздник у лягушек!

                 М. Дружинина                          Н. Дилакторская

 Критерии оценок.

уровень сформирован – владеет интонационными средствами языка.

уровень в стадии формирования– воспроизводит повествовательную, восклицательную, вопросительную интонации; не использует эмоциональную окраску при чтении стихов.

уровень не сформирован – не владеет интонационными средствами я





Мониторинг на начало проекта

п/п

Фамилия, имя ребенка

Умение регулировать темп речи

Умение изменять высоту голоса

Наличие интонационной выразительности

Общий средний уровень





Итоговый уровень

1


н. сф.

В ст.ф.

н. сф.

н. сф.

н. сф.

2


н. сф.

н. сф.

н. сф.

н. сф.

н. сф.

3


н. сф.

н. сф.

н. сф.

н. сф.

н. сф.

4


В ст.ф.

В.ст.ф.

в.ст.ф.

В ст.ф.

В ст..ф.

5


н. сф..

В ст.ф..

В ст.ф.

В ст.ф.

В ст..ф.

6


н. сф.

н. сф.

н. сф.

н. сф.

н. сф.

7


В ст. сф.

н. сф.

В ст.ф.

В ст.ф.

В ст.ф.

8


н. сф.

н. сф.

В.ст.ф.

н. сф.

н. сф.

9


В ст.ф.

В ст.ф.

В ст.ф.

В ст.ф.

В ст.ф.

10


В ст.сф.

В ст.сф.

н. сф.

В ст.ф.

В ст.ф.

11


н. сф.

н. сф.

н. сф.

н. сф.

н. сф.

12


В .ст.ф.

н. сф.

В ст.ф.

В ст.ф.

В ст.ф.

13


н. сф.

в.ст.ф.

н. сф.

н. сф.

н. сф.

14


в.ст.ф.

в.ст.ф.

в.ст.ф.

в.ст.ф.

в.ст.ф.

15


в.ст.ф.

сф.

в.ст.ф.

в.ст.ф.

в.ст.ф.

16


н. сф.

н. сф.

н. сф.

н. сф.

н. сф.


По итогам мониторинга следующие результаты: ребята не умеют регулировать темп речи; несформированность данного критерия у 9 детей. Не умеют изменять высоту голоса, говорят невнятно, монотонно 9 детей группы.. При пересказе сказок, рассказывание стихотворений ребята без эмоциональны, интонационными средствами языка не владеют(8 детей).На начало проекта- дети с высоким уровнем выразительности речи не выявлены. Со средним уровнем- 8 детей , с низким уровнем- 8 детей.


Уровни развития интонационной выразительности речи.

Высокий (уровень сформирован)

Ребенок легко изменяет темп речи, высоту, силу голоса, легко делает переходы от громкого звучания к тихому, и наоборот; выделяет ударный слог; владеет интонационными средствами языка. Развитие интонационной выразительности речи в норме.

Средний (уровень в стадии формирования)

В изменении темпа речи, высоты и силы голоса испытывает небольшие затруднения; подбирает слова к схеме, при участии взрослого выполняет ее графическое изображение; выделяет голосом нужное слово во фразе по аналогии, понимает смысл читаемого текста. Различает изменения интонации, но не воспроизводит ее. Интонационная выразительность речи сформирована недостаточно.

Низкий (уровень не сформирован)

Ребенок не регулирует темп речи, не узнает ритмоинтонационный рисунок фразы, не владеет гибкостью голоса, силой голоса, не выделяет ударный слог, не понимает задания; не делать логического ударения во фразе; затрудняется в воспроизведении повествовательной, восклицательной, вопросительной интонаций. Просодическая сторона речи не сформирована.


Мониторинг на конец работы по проекту.

п/п

Фамилия, имя ребенка

Умение регулировать темп речи

Умение изменять высоту голоса

Наличие интонационной выразительности

Общий средний уровень





Итоговый уровень

1


В ст.ф.

В ст.ф.

н. сф.

В ст.ф.

В ст.ф.

2


В ст.ф.

В ст.ф.

н. сф.

В ст.ф.

В ст.ф.

3


н. сф.

н. сф.

В ст.ф.

н. сф.

н. сф.

4


В ст.ф.

сф.

сф.

сф.

сф.

5


В ст.ф.

В ст.ф.

В ст.ф.

В ст.ф.

В ст.ф.

6


В ст.ф.

н. сф.

В ст.ф.

В ст.ф.

В ст.ф.

7


В ст.ф.

н. сф.

В ст.ф.

В ст.ф.

В ст.ф.

8


н. сф.

В ст.ф.

В ст.ф.

В ст.ф.

В ст.ф.

9


Сф.

В ст.ф.

Сф.

Сф.

Сф.

10


В ст.сф.

В ст.сф.

н. сф.

В ст.ф.

В ст.ф.

11


н. сф.

н. сф.

н. сф.

н. сф.

н. сф.

12


В ст.ф.

В ст.ф.

В ст.ф.

В ст.ф.

В ст.ф.

13


н. сф.

В ст.ф.

н. сф.

н. сф.

н. сф.

14


В ст.ф.

В ст.ф.

сф.

В ст.ф.

В ст.ф.

15


сф.

сф.

сф.

сф.

сф.

16


н. сф.

В ст.ф.

н. сф.

н. сф.

н. сф.



В результате проделанной работы, дети перешли на более высокий уровень развития выразительности речи. Научились изменять высоту и силу голоса, пользоваться интонацией, мимикой, знать и различать эмоции. Использовать пластичность движений и подражать героям сказок, выразительно рассказывать стихи, используя эмоциональную окраску (исходя из текста произведения). По окончании проекта 3 детей перешли на высокий уровень сформированности выразительности речи, средний уровень у 9 ребят, с низким уровнем осталось 4 ребятишек. Так как, присутствует положительная динамика развития интонационной выразительности речи, мы планируем и дальше продолжать эту работу по данной теме.



Список литературы:

  1. Бухвостова.С.С., Формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. - Курск; Академия Холдинг, 2007

  2. Григорьева Т.С., Программа Маленький актер для детей 5-7 лет-М: ТЦ Сфера 2012.

  3. Копачевская Л.A. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями: Автореферат дис. канд. педагог. наук / Л.А. Копачевская. – М., 2000.

  4. Кубасова О.В., Выразительное чтение. -М: Академия,2005.

  5. Лазаренко О. И., Диагностика и коррекция выразительности речи у детей. - М.: ТЦ Сфера,2009.

  6. Новиковская O.A. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях / О.А. Новиковская. – СПб: КОРОНА-пинт, 2005

  7. Османова Г.А., Позднякова Л.А., Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков –СПб: КАРО

  8. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М., 1994

  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи

  10. Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. – М.: АСТ; Харвест; Астрель, 2009.

  11. http://www.docme.ru/doc/82773/intonaciya


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос