Конспект музыкального занятия в подготовительной группе Тема: «Ритм», с элементами ИКТ.
МАДОУ №69 г. Томск
Музыкальный руководитель: Чекалина Л.А.
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе
Тема: «Ритм», с элементами ИКТ.
Программное содержание
Формировать представления детей о средствах музыкальной выразительности – ритм. Учить различать длинные и короткие звуки.
Деятельность
Музыкально-художественная, игровая, коммуникативная.
Ресурсы
Музыкальный центр; музыкальные инструменты; мультимедийная установка.
Планируемые результаты:
Понимает, что такое ритм. Имеет начальные (донотные) понятия о длительности – четверть Та, восьмые Ти. Воспроизводить с помощью хлопков в ладоши и на музыкальных инструментах простейшие ритмические формулы. Активно включается в игровую деятельность, доброжелательно взаимодействует со сверстниками.
Ход занятия
- Сегодня мы с вами будем знакомиться с новым понятием – РИТМ.
В жизни и в природе всё строго организовано. Приложите руку к сердцу, послушайте, как оно стучит? Ровно? Или с остановками? Ответ детей. Сердце человека, если он здоров, бьётся ровно, отстукивая свой ритм – тук-тук-тук. Можно покачать в такт головой. Так же в природе день сменяется ночью, на смену ночи приходит день. Ритмично меняются времена года – зима, весна, лето, осень, и снова зима. И все люди, и мы в том числе, подчинены этому жизненному ритму.
А в музыке?
В музыке тоже главенствует ритм – звуки следуют друг за другом и имеют разную длину – длинный звук и короткий. Когда длинные и короткие звуки чередуются между собой получается красивый ритмический рисунок. Значит можно сказать, что ритм – это чередование длинных и коротких звуков.
Наша задача научиться чувствовать и воспроизводить ритм.
Давайте посмотрим на рисунок, какой шаг папы?
- Шаг широкий.
А какой шаг у малыша?
- Короткий, мелкий.
Давайте посмотрим, сколько раз должен шагнуть малыш, чтобы получился один шаг папы?
-Два шага.
На один большой шаг папы – два коротких шага малыша. Так и в музыке на один длинный звук приходится два коротких звука.
Теперь давайте договоримся, длинный звук мы будем называть – ТА, а короткий –ТИ.
Играем в музыкальную игру «Большие и маленькие ноги» М. Раухвергера Хлопками отмечаем движение «больших ног», «маленькие ножки» отмечаем шлепками по коленкам.
Игра «Ритмические телеграммы»
Одна из телеграмм от Петушка. Нам нужно её найти. Вспоминаем р.н.п. «Петушок», прохлопываем ритмический рисунок песни. Затем проговариваем с хлопками все телеграммы, находим телеграмму от петушка.
______ ______ ___ ___ ______
___ ___ ______ ___ ___ ______
___ ___ ___ ___ ___ ___ ______
______ ___ ___ ______ ___ ___ ______
______ ТА ___ ТИ
Усложнение: Дети проговаривают и прохлопывают телеграммы, затем задание усложняется. На долгий звук – хлопок в ладоши, на короткий – шлепки по крышке стола или по коленям.
Игра «Ритм в картинках», игра на внимание
- Предлагаю вашему вниманию 3 картинки – ЁЖИК, КРОКОДИЛ, ЛЕВ.
______ ______
___ ___ ___
______
Прохлопать ритмические формулы к картинкам. Разделиться на три команды (по числу картинок). Каждая команда договаривается между собой, какое движение они будут выполнять на своё слово. Например: хлопки, шлепки, притопы ногой, щелчок пальцами. Затем, дети следят за рукой педагога, и каждый произносит своё слово и движение. Порядок слов меняется.
«Весёлые комочки» видео проект
Из больших и маленьких снежных комочков будем лепить Снеговика. Нам будут встречаться вот эти ритмы, проговорим и прохлопаем их без музыкального сопровождения.
Далее, дети выбирают музыкальные инструменты, на каких будут играть.
Видео проект «Весёлые комочки» (авторский)
Рефлексия
Теперь давайте сделаем вывод. Ритм очень важен не только в жизни, но и в музыке. Без ритма нельзя исполнить даже самое простое музыкальное произведение.
Что больше всего понравилось или запомнилось, чем мы занимались, и почему.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Современное содержание музыкального занятия в соответствии с ФГОС ДО
- Планирование образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС
- Международный вебинар «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста через сказки народов России в условиях реализации ФОП ДО»