Конспект непосредственной образовательной деятельности "Игра-викторина знатоков родного края"
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по теме: «Игра-викторина знатоков родного края»
(подготовительная к школе группа)
Разработали:
старший воспитатель
первой квалификационной категории
Карпова Ирина Александровна,
воспитатель
Дачина Надежда Евгеньевна,
Воспитатель
Краюшкина Наталья Викторовна,
МКДОУ Нехаевский детский сад «Колосок»
ст.Нехаевская, Волгоградская обл.
Пояснительная записка
Образовательная область: познавательное развитие (ознакомление с социальным окружением, миром природы)
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Возраст детей: 5-6 лет
Форма занятия: игра-викторина
Формы организации: подгруппы
Задачи: 1. Продолжать формировать у детей понятие «малая родина», обобщить знания детей о родной станице, ее достопримечательностях: социальных объектах, памятниках, труде людей, профессиях, об истории станицы, о традициях и быте казачества.
2. Развивать у детей интерес к истории и культуре родного края.
3. Воспитывать любовь к русской народной культуре, чувство гордости за свою "малую родину".
Материал: фотографии улиц, памятников станицы, герба, флага Нехаевского района, казачьей одежды; дидактические игры «Сложи картинку», «Что лишнее?», магнитная доска-мольберт, магниты, фишки-ромашки, емкости под ромашки.
Предварительная работа: разучивание стихотворений о родной станице, чтение пословиц, знакомство с казачьим говором, рассматривание иллюстраций казаков в традиционной одежде, изображений флага, герба Нехаевского района.
План проведения непосредственно образовательной деятельности
I. Игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности:
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы собрались на необычное
соревнование,
которое называется
«Игра-викторина знатоков родного края».
У нас есть две команды «Родничок» и
«Росинка». В этом году вы стали настоящими
краеведами, много знаете о своей станице
и Нехаевском районе. У вас есть возможность
показать свои знания. Командам будут
даны задания. За каждое выполненное
задание команда получает один бал
(ромашку). Выиграет та команда, которая
наберет большее количество очков. А
чтобы наше соревнование было честным,
у нас будет работать справедливое жюри
- Надежда Евгеньевна. Жюри будет
выставлять баллы за правильные ответы,
а также следить за культурным поведением
команд. В случае нарушения правил
поведения, команда получает злой смайлик
и лишается одного балла. Правила понятны?
Тогда начинаем с приветствия команд.
II. Повторение и развивающие задания.
1. Приветствие команд:
Команда «Родничок». Девиз: «Родничок кристальный,
Ты водою напои и здоровьем одари».
Команда «Росинка». Девиз: «В маленькой росинке –сила всей земли.
Капелька живая, радость подари».
2. Разминка.
Воспитатель: Наш турнир начинается с разминки команд.
Здесь принимаются ответы хором от команды, ромашка дается за каждый правильный ответ.
Вопрос команде «Родничок».
- Как называется наша станица? (Нехаевская).
Вопрос команде «Росинка».
- Как можно назвать жителей нашей станицы? (Нехаевцы, станичники).
Вопрос команде «Родничок».
- Как называется наш детский сад? (Колосок)
Вопрос команде «Росинка».
-Как называется главная улица в нашей станице? (улица Ленина)
Вопрос команде «Родничок».
- Какая река протекает в нашей станице? (Тишанка).
Вопрос команде «Росинка».
- Почему нашу малую Родину называют станица ? (Потому что, здесь жили и живут казаки).
Вопрос команде «Родничок».
- Как называется улица, на которой находится наш детский сад (улица Мира).
Вопрос команде «Росинка».
-Жители каких национальностей и народностей живут в нашей станице? (русские, украинцы, армяне, узбеки, чуваши и др.)
3. Конкурс чтецов.
Воспитатель: Разминка показала, что команды к турниру готовы, и мы переходим к следующему заданию. Каждой из команд было дано домашнее задание: выучить стихотворение о родном крае. Проверим, как справились члены каждой из команд. За это задание даётся по одному балу.
1.В живописном месте ты стоишь, станица,
И великолепна ты в любой сезон.
Я из рук твоих хочу напиться
И за всё тебе земной поклон.
2. Ты частица любви в моём сердце,
Тебя память священно хранит.
Здесь прошло беззаботное детство,
И душа от разлуки болит.
3. Ясно помню лесные тропинки,
Как Хопер нас спасал от жары,
Как дрожат на листочках росинки,
И житья не дают комары.
4. Нас судьба раскидала далёко,
Редко вижу тебя, край родной,
Без тебя мне всегда одиноко,
Когда вместе приходит покой.
4. Игра «Сложи картинку».
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы зарабатываете бал для своей команды. А мы переходим к следующему заданию. Это задание для всей команды. Ребята, в нашей станице много разных учреждений, достопримечательностей, памятников. Какие памятники и достопримечательности вы знаете? Назовите их. (дети называют объекты)
У вас на столах лежат конверты с разрезными картинками. Сложите их и назовите, какие достопримечательности на них изображены (дети выполняют задание).
5. Символика Нехаевского района.
Воспитатель: Каждая страна, каждый город, село имеют свои символы - герб и флаг. Есть они и у нашего Нехаевского района. (демонстрация детям герба и флага). Что это за символы? (флаг, герб Нехаевского района).
Итак, задание для всей команды: посовещайтесь и дайте ответ.
Команде «Родничок»: расскажите, что означает сокол на символике Нехаевского района (свободолюбие духа и преданности).
Задание команде «Росинка»: как называются цветы на флаге и гербе и что они означают? (лазоревый цветок-символ любви казачества к своему краю, число «3» символ троицы).
Воспитатель: за это задание каждая команда получает по одному балу (ромашка).
6. История станицы.
Воспитатель: Следующее задание – по истории нашего родного края. Вам нужно ответить на вопросы. Задание вы также выполняете командой, совещаетесь, а ответить должен один. За каждый правильный ответ – ромашка.
Вопрос команде «Родничок».
-Откуда произошло название станицы?( название станицы Нехаевская произошло от казака по фамилии Нехаев)
Вопрос команде «Росинка».
- Кто такие казаки? (Казаки военные люди, которые защищали Россию, воевали, охраняли границы)
Вопрос команде «Родничок».
- Назовите традиции казаков (Казаки встречают гостей хлебом-солью; на службу молодого казака провожают на коне, в добротной одежде и с оружием; стариков казаки уважают, слушают их советы и называют на Вы»; на казачьих праздниках всегда проходят скачки)
Вопросы команде «Росинка».
- Кто основал нашу станицу? (казаки)
Вопросы команде «Родничок».
- Ребята, что вы знаете об одежде казаков? (Мужчины казаки носили сапоги, штаны с красными лампасами, рубаху, фуражку. На ремне они носили шашку или кинжал. Казачки носили костюм-парочка: длинные шелковые или ситцевые юбки с оборками, кофты с рюшами, на ногах – полусапожки, на голове – шелковый платок.)
Вопросы команде «Росинка».
- Что такое красный угол в хате казака? ( В красном углу висели иконы, под образами стоял стол, вдоль стен – лавки).
7. Игра « Назови профессию»
Воспитатель: Переходим к следующему заданию. Сейчас мы узнаем, люди каких профессий трудятся в нашей станице. Каждая команда получает картинки, на которых изображены люди разных профессий, предметы, необходимые им для работы. Командам нужно отобрать картинки с профессиями тех людей, которые есть в нашей станице.
8. Динамическая пауза: упражнение «Профессии»
Воспитатель: А сейчас мы отдохнем и выполним упражнение «Профессии».
Сел за руль, расправил спину.
Загудел мотор и шины
Зашуршали у машины. (имитация вождения автомобиля)
Подметает дворник двор,
Убирает дворник сор. ( подметание)
Наш охранник на посту
Смело смотрит в темноту. (повороты, приставив ладони к глазам)
А сапожник сапоги
Для любой сошьёт ноги.
К сапогам прибьёт подковки
И пляши без остановки. (шитьё, прибивание молотком, пляска)
А портной сошьёт для нас
Брюки – просто высший класс.( имитация шитья)
Я - маляр, шагаю к вам
С кистью и ведром
Свежей краской буду сам
Красить новый дом. (плавные взмахи руками вверх-вниз)
7. Конкурс пословиц
Воспитатель: А теперь задание для всей команды. Посовещайтесь и расскажите, что обозначают пословицы:
Команда «Родничок»: (сказать пословицы о казаках)
1.Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой
Команда «Росинка»
2. Казак сам голодает, а конь его сыт.
8. Конкурс капитанов
Воспитатель: Ну, а теперь настало время испытания капитанов команд. Ребята, что по- казачьи означает слово «гутарить» (говорить).
Для капитанов такое задание: я буду произносить казачьи слова, а вы должны сказать, что они означают. За каждый ответ будет даваться по одному балу (ромашке).
слово для капитана команды «Родничок»
Гусарики (сапожки)
слово для капитана команды «Росинка»
Нагайка (плётка)
слово для капитана команды «Родничок»
Рушник (полотенце)
слово для капитана команды «Росинка»
Вечерить (ужинать)
слово для капитана команды «Родничок»
Атаман (вожак, командир)
слово для капитана команды «Росинка»
Кочет (петух)
Воспитатель: А теперь усложняем: я вам буду называть слова, а вы отвечать по -казачьи.
слово для капитана команды «Родничок»
Помидоры (поташки)
слово для капитана команды «Росинка»
Двор (баз)
слово для капитана команды «Родничок»
Обувь (чувяки, чирики)
слово для капитана команды «Росинка»
Дом (хата, курень)
9. Природа родного края. «Что лишнее?»
Воспитатель: наш турнир продолжается, и сейчас команды продемонстрируют знания в области природы своей малой Родины. Мы поиграем в игру «Что лишнее?». Команды получили картинки. Вам нужно назвать лишний предмет и объяснить, почему он лишний.
III. Подведение итогов.
Воспитатель: Вот и подошел к концу наш турнир знатоков родного края. Давайте посчитаем, сколько очков - ромашек набрала каждая команда. Для этого предоставляем слово жюри.
(Выступление жюри).
Мы хотим поблагодарить обе команды за участие в нашем турнире. Ребята, вы молодцы, со всеми заданиями справились и оказались очень умными, внимательными и сообразительными. Сегодня мы увидели, что вы настоящие знатоки своей станицы, своей маленькой Родины. Мы вручаем вам эмблему знатоков – умную и мудрую сову.
Используемая литература:
1. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).
2. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа (6–7 лет).
3. Подорожный Н.В. На берегах Хопра // Нехаевские вести.-2018 - №11 - с. 9-10.
4. Подорожный Н.В. На берегах Хопра // Нехаевские вести.-2018 - №14 - с.8-9.
5. "Литературная страничка"// Нехаевские вести.-2018 - №80 - с.6
- Конспект тематического мероприятия "Весенние тропинки" по познавательному развитию детей второй группы раннего возраста)
- Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме "Поможем зайчику" (вторая группа раннего возраста)
- Конспект НОД на тему «Играем пальчиками - развиваем речь» (вторая группа раннего возраста)
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО)"
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей