В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Использование сказок в развитии связной речи детей 4-5 лет

Использование сказок в развитии связной речи детей 4-5 лет

Екатерина Кутузова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 4209 комментариев: 1
Краткое описание
Целью данной работы стало: развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством сказок.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
метод разработка Кутузова.docx Скачать

Государственное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад №78 Петроградского района Санкт-Петербурга















Методическая разработка по развитию речи детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)





«Использование сказок в речевом развитии ребенка среднего дошкольного возраста»









Выполнила:

Воспитатель

Кутузова

Екатерина Юрьевна







Санкт-Петербург

2018 год

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и oбучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребёнок строит свои высказывания, можно судить об уровне его развития. Это показатель общей речевой культуры человека.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Каждый педагог в своей деятельности преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказыватьo событиях из окружающей жизни. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделённых по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение1.

Использование сказок в развитии речи должно занимать одно из центральных мест. Сказка позволяет ребёнку в простой форме оценить существующие проблемы. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и прoстранстве, о связи человека природой, с предметным миром. Сказки позволяют ребёнку увидеть добро и зло, помогают расширить словарный запас, верно строить диалоги, делают речь эмоциональной, образной, красивой, развивают фантазию и воображение. Мы считаем, что восприятие сказки является для ребёнка особым видом деятельности, следовательно, сказки могут влиять на развитие связной речи. Таким образом, сказка является одним из важнейших помощников в развитии речи ребёнка.

В начале учебного года мы проверили уровень развития связной речи у детей средней группы, используя диагностику О.С. Ушаковой, Е. Струниной. Выявили, что развитие связной речи у детей в основном среднего и низкого уровня. У детей возникают трудности в использовании сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. При пересказе отмечается однообразие словарного состава речи. Проведённая диагностика показала, что в рассказах детей преобладают простые предложения, которые прерываются паузами, состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой. Отмечается, что дети не умеют грамматически правильно оформить предложения, высказывания2.

Провели также и анкетирование среди родителей. В результате чего, выяснили, что родители с развитием массового телевидения и интернета читать детям стали значительно меньше, не всегда обсуждают прочитанное. Ребёнок чаще сидит у телевизора или компьютера, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее. Всё это свидетельствует о том, что необходимо проводить специальную работу по развитию связной речи.

Так как сказка – это произведение, которое полностью понятно и интересно ребёнку, ориентируясь на возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста, мы решили провести работу по развитию связной речи детей с помощью сказок, используя разнообразные методы и приёмы.

Целью работы стало: развитие связной речи детей посредством сказок.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:

  1. Определить эффективные способы и приемы развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

  2. Формирование у детей интереса к книге.

  3. Учить внимательно слушать и слышать литературные произведения.

  4. Помогать соотносить личный опыт с фактами, описанными в литературном произведении.

  5. Помогать устанавливать простые причинно-следственные связи между событиями, видеть поступки персонажей и правильно их оценивать.

  6. Учить самостоятельно пересказывать и инсценировать сказки, побуждать к творческому использованию литературного материала, собственному сочинению.

  7. Познакомить родителей с особенностями развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Вся работа проводилась в течение года. Детям предлагалась определённая сказка, которая рассматривалась на протяжении 4-х занятий.

Использовались разнообразные методы и приёмы:

  • Рассказывание сказки;

  • Отгадывание загадок и придумывание новых.

  • Дидактические игры: «Что умеют делать звери?», Какой, какая, какое?», «Кто сумеет похвалить?», «От каждого по словечку», «Закончи предложение», «Напишем письмо сказочному герою», «закончи предложение», «Хорошо – плохо», «Кто знает другое слово?» и другие;

  • Развивающие игры: «А если бы…»;

  • Придумывание нового конца сказки;

  • Пересказ эпизода от имени сказочного героя;

  • Изменение сюжета сказки путём ввода нового героя;

  • Пересказ с помощью иллюстраций;

  • Изменение сюжета сказки;

  • Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрацию;

  • Придумывание нового названия сказки;

  • Изображение героев геометрическими фигурами;

  • Рассказывание сказки по схеме;

  • Самостоятельное составление рассказа о любимом герое;

  • Придумывание сказочной истории про игрушку;

  • Рисование различных сюжетов из сказок.

После этого переходили к другой сказке и т.д. Последние четыре занятия итоговые. На них дети, используя умения, которыми овладели во время проведения работы, сочиняли сказки по предложенному сюжету. Работа проходила в свободное время, в утренние и вечерние часы3.

Дети дошкольного возраста, в основном, слушатели, а не читатели. Русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед нами стояла сложная задача – каждую сказку донести до детей как произведение искусства, раскрыть её замысел, заразить детей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам. Педагог должен овладеть техникой чтения и рассказывания – чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять и замедлять его, в нужных местах повышать и понижать голос).

Подготовка к восприятию новой сказки осуществлялась по-разному.

  1. Помещали в книжном угoлке новую книгу, отдельные иллюстрации, дети пытались определить о чём она. Демонстрировали игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки и малознакомые предметы, объясняли их названия и назначение.

  2. Проводили специальное речевое упражнение, помогающее детям освоить содержание сказки (так, например, перед чтением сказки «Репка» несколько детей строили друг за другом и предлагали назвать кто за кем стоит. (Это помогало при пересказе сказки).

  3. Иногда сообщали, что будем рассказывать сказку с необычными героями «Пузырь, соломинка и лапоть». Кто они такие? Дети, отвечая на вопрос, упражнялись в умении согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе.

В работе с детьми мы использовали следующие приёмы, которые наиболее эффективны в беседах по сказкам.

Приёмы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения:

  • Вопросы, должны быть разнообразными по своей направленности, помогающие точнее охарактеризовать героев сказки (обратить внимание на эпизод, отдельное слово персонажа, поступок).

  • Рассматривали иллюстрации и накапливали представления о том, как рисунки художников помогают понять произведение (например, показ рисунка избушки, волшебная ли она?).

  • Словесные зарисовки. Детям предлагалось побыть художниками и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к сказке.

Приёмы, способствующие более глубокому проникновению в образный строй и язык сказки:

  • Повторное чтение отрывка сказки по заявкам детей. Дети полнее замечали сравнения и другие средства выразительности.

  • Предлагали детям припомнить рассказ о самом смешном эпизоде, о самом грустном, о самом страшном и т.д.

  • Драматизация наиболее интересных отрывков в плане обогащения и активизации словарного запаса.

На протяжении всех занятий объясняли детям незнакомые слова, обеспечивающие пoлное восприятие произведения. Учили детей сравнивать и сопоставлять, формировали привычку доказывать почему так, а не иначе. Ставили ребёнка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая возможность выбора собственной позиции4.

Особое внимание уделяли развитию мышления и воображения, которые позволяют различить реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для ребёнка: оно делает его жизнь неповторимой и нестандартной, творческой. Детям предлагалось впервые отойти от стереотипов и изобрести новую сказку или эпизод.

Мы старались научить ребёнка не только устно сочинять, но и показать ему новые возможности общения друг с другом. Самые простые виды — это записки, телеграммы, письма и более современные – мобильный телефон, интернет.

Воспитывали чуткость к слову. Формирoванию речи способствовали такие приёмы в работе со сказкой:

  • Находили ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

  • Сочиняли длинное и смешное слово;

  • Разбирали слова с одинаковым написанием, но в разное значение.

  • Использовали приём «волшебной палочки», дети начинали вызволять героев из беды.

  • Постановка проблемного вопроса (почему? зачем?)

Так же нами была проведена работа с родителями. Были разработаны консультации «Правила чтения сказок», «Влияние сказки на восприятие мира глазами малыша», «Какие сказки читать детям?», «Роль сказки в развитии и воспитании малыша».

Итогом работы стала драматизация сказки, сочинённой детьми «Освобождение солнышка».

После проведения работы провели повторную диагностику. Заметили, что уровень развития связной речи у детей значительно повысился. Значит целенаправленная, подгoтовленная и проведённая нами работа по развитию связной речи является эффективной.

В процессе работы у детей сформировались определённые навыки и умения:

  1. Внимательно и с интересом слушать сказки, стремиться к повторной встрече со сказкой и её героями;

  2. Устанавливать разнообразные (временные, последовательные, причинные) связи в сказке, давать элементарную оценку поступкам и действиям героев, выражать своё отношение к ним;

  3. Различать границы сказочного и реалистического;

  4. Задавать вопросы, слушать ответы товарищей, участвовать в коллективном разговоре, говорить по очереди, не перебивая собеседника.

  5. В разговорном общении пользоваться разными типами предложений (с помощью воспитателя);

  6. Составлять короткие рассказы, сказки, пересказывать, воспроизводить текст по иллюстрациям5.

Таким образом, сказка является эффективным средством развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

Список использованной литературы:


  1. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. М.: ООО «Издательство АТС», 2000.

  2. Гурович Л.М., Л.Б. Береговая. Ребёнок и книга.: Изд. «Акцидент», 1996.

  3. Елкина Н.В. Формирование связной речи у детей пятого года жизни.: Автореф. Дисс – М, 1999.

  4. Иванова Э.И. Расскажи мне сказку/. М.: Изд. «Просвещение», 1993.

  5. Ушакова О. С. Развитие речи детей четырёх – семи лет. Дошкольное воспитание, 1995, №1.




1Елкина Н.В. канд.пед. наук «Формирование связной речи у детей пятого года жизни. Автореф. Дисс…–М,1999



2Ушакова О. С. Развитие речи детей четырёх – семи лет. Дошкольное воспитание 1995 №1



3Ушакова О. С. Развитие речи детей четырёх – семи лет. Дошкольное воспитание. 1995 №1

4Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. М. ООО «Издательство АТС» 2000

5Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая «Ребёнок и книга» Изд. «Акцидент»1996



Обсуждение материала
Сергей Колодин
29.10.2018 10:31
Оформление и содержание разработки не соответствуют критериям Требований.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос