В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Проект по взаимодействию учителя-логопеда СШ и учителя-логопеда дошкольной логопедической службы по приобщению детей дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни в процессе профилактики дисграфиии и дислексии «Грамотейка»

Проект по взаимодействию учителя-логопеда СШ и учителя-логопеда дошкольной логопедической службы по приобщению детей дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни в процессе профилактики дисграфиии и дислексии «Грамотейка»

Елена Паршина
Тип материала: другое
просмотров: 1492 комментариев: 1
Краткое описание
Тип проекта:
практико-ориентированный;
по содержанию: ребенок-детский сад-школа;
детско-взрослый;
открытый, в контакте с семьей,  детским садом и школой;
фронтальный;
долгосрочный.
Цель-предупреждение  возникновения дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Проект по взаимосвязи со школьным логопедом.doc Скачать





Проект

по взаимодействию

учителя-логопеда СШ

и учителя-логопеда

дошкольной логопедической службы

по приобщению детей дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни

в процессе профилактики

дисграфиии и дислексии


«Грамотейка»



















2017-2018 учебный год


Проект разработали: учитель-логопед МОУ «Туношёнская школа имени Героя России Селезнёва А.А.» Паршина Е.В., учитель-логопед МДОУ № 18 «Теремок» Саженкова И.Б., воспитатель подготовительной к школе группы МДОУ № 18 «Теремок» Державина Н.С.



Тип проекта:

практико-ориентированный;

по содержанию: ребенок-детский сад-школа;

детско-взрослый;

открытый, в контакте с семьей, детским садом и школой;

фронтальный;

долгосрочный.



140 лет назад из печати вышла первая «Азбука» Льва Толстого — так классик отечественной литературы хотел помочь в борьбе с неграмотностью в России. Сегодня эта проблема снова становится актуальной.

До революции проблема грамотности, да и в целом уровня образования населения была в России очень острой: на 1897 год, по данным переписи, в стране насчитывалось всего около 21,1 процента грамотных людей.

К 1960-м годам неграмотных в России осталось всего несколько процентов. Что изменилось с тех пор? В 2012 году ЮНЕСКО представило доклад, анализирующий ситуацию с грамотностью на планете. Хорошая новость: Россия пока идет в ногу с остальным миром. Если с 1985 по 1994 год в стране было 2 288 000 неграмотных взрослых старше 15 лет, то к 2010 году их число сократилось до 515 тысяч, а к 2015 году, по прогнозам, упадет еще — до 432 тысяч, это менее 1 процента российского населения.

И все же эта, казалось бы, давно решенная проблема снова может стать для нас актуальной.

Впрочем, даже те россияне, которые умеют читать и писать, не всегда делают это грамотно. И дело не только в недостатках системы образования, на которые указывают тесты по международному стандарту PISA (Programme for International Student Assessment) — главному индикатору уровня образования в мире (если в 2000 году наша страна была на 27-м месте, то в 2009-м оказалась уже на 41-м). Эксперты опасаются, что на грамотность населения, прежде всего в том, что касается языка, повлияли и новые технологии. К примеру, директор Института лингвистики РГГУ Максим Кронгауз сетует, что благодаря всевозможным компьютерным программам (например, автоматической проверке орфографии и пунктуации) люди расслабились: если раньше автор перепроверял написанное, то сегодня он окончательно доверился машине. Забавная деталь — в наших текстах стало больше запятых, так как компьютер иногда ставит их даже там, где не надо. Как на грамотность повлиял интернет — тоже вопрос пока открытый. Лингвисты недоумевают: язык, на котором сейчас общаются во всемирной сети, письменный лишь формально, но на самом деле он… устный.


Сейчас как никогда возрос процент детей с речевыми патологиями (имеются в виду нарушения не только устной, но и письменной речи). Причем, если у ребенка нарушен фонематический слух, а звуки родного языка он произносит при этом правильно, то понятно, что ему очень трудно будет научиться читать и писать грамотно. Дисграфия — это сложности в овладении письмом, когда допускается большое количество специфических грамматических ошибок, страдает каллиграфия. Дислекси́я - избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению.


Актуальность проблемы профилактики дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста вызвана тем, что среди детей дошкольного возраста чрезвычайно высок процент детей, имеющих в дальнейшем нарушение письменной речи (90-95%). Поэтому поиск профилактических методов и приёмов необходим для успешной подготовки к обучению в школе воспитанников детского сада.


Для создания неoбхoдимых услoвий предупреждения нарушений способности чтения и письма у дошкольников (раннего распoзнавания настoраживающих признакoв речевoгo недoразвития) нами был разработан проект «Грамотейка».


Очень важно, чтобы работа с детьми по профилактике сложности в овладении письмом и чтением, велась строго поэтапно, чтобы все этапы были взаимосвязаны и вытекали один из другого.


Проблема взаимосвязи и преемственности в работе логопедов детского сада и школы является одной из самых существенных проблем нашего образования и общества. Мы считаем, что в настоящее время логопеду детского сада, который является начальной ступенькой на лестнице профилактики и коррекции речевых нарушений, необходимо полное взаимодействие как семьи ребенка, воспитателей и логопеда ДОУ, так и логопеда следующей ступени - школы. Для того чтобы осуществить комплексный подход по предупреждению нарушений способности чтения и письма у дошкольников, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб.

Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда остаётся актуальной, и нам кажется, что один из резервов – это более тесная связь между логопедами детского сада и школы, воспитателями и родителями.


Цель проекта: предупреждение возникновения дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста




Задачи:

  1. Создание системы совместной работы логопедов детского сада и школы.

  2. Подготовка методического и дидактического материала для работы с детьми.

  3. Разработка индивидуальных, групповых, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми дошкольного возраста.

  4. Привлечение родителей к проблеме профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников.

  5. Повышение педагогической грамотности среди воспитателей в вопросе профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников.

  6. Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.


Основные принципы проекта


При планировании работы по профилактике дисграфии и дислексии помимо патогенетического принципа мы опирались на принцип учёта «зоны ближайшего развития ребёнка», по концепции психолога Льва Семёновича Выготского. В зону ближайшего развития входят те психические свойства, которые ещё только могут быть реализованы ребёнком под руководством взрослого, в сотрудничестве с педагогом. Принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы, принцип опоры на сохранное звено нарушенной психической функции.

Также мы учитывали принцип системности, онтогенетический принцип, принцип поэтапного формирования психических функций, принцип учёта симптоматики и степени выраженности нарушения чтения и письма, принцип учёта психологической структуры процесса чтения и письма.


Этапы и сроки реализации проекта


Для обеспечения последовательности в достижении цели и задач проекта работа выполняется в 2 этапа.


I этап - 1 полугодие 2017-2018 учебного года


  1. Мониторинг речевых навыков дошкольников подготовительной к школе группы.

  2. Создание условий, направленных на профилактику дисграфии и дислексии у дошкольников.

  3. Изучение методической литературы и опыта работы по профилактике дисграфии и дислексии.

  4. Накопление теоретического материала по предупреждению нарушений способности чтения и письма у дошкольников.



II этап — 2 полугодие 2017-2018 учебного года


  1. Совершенствование логопедической работы по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников.

  2. Формирование передового педагогического опыта по теме.

  3. Проведение семинаров, работа со СМИ.

  4. Проведение информационных мероприятий с педагогами, родителями с целью ознакомления с основными задачами по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников.

  5. Формирование системы мониторинга речевых навыков у дошкольников.

  6. Систематизация накопленного опыта.





План



Мероприятия

Сроки проведения


Совместная работа логопедов детского сада и школы

Посещение занятий логопеда школы логопедом детского сада; обмен опытом педагогов;

разработка плана работы.


Сентябрь


Работа с родителями

Совместное родительское собрание логопедов школы и детского сада.


Октябрь


Работа с детьми

Посещение СШ

Развлечение «В гости к Незнайке»


6 ноября

Работа с родителями


Выпуск буклетов по теме

Декабрь

Совместная работа логопедов детского сада и школы

Круглый стол: подведение итогов работы за I полугодие; корректировка плана.


Январь

Работа с детьми

Посещение СОШ «Путешествие в Буквоград»

17 февраля

Посещение СОШ «Плаванье по Звукомории»

24 марта


Совместная работа логопедов детского сада и школы

Круглый стол: подведение итогов за год.


Апрель

Посещение занятий логопеда детского сада логопедом школы; обмен опытом


Май


Ожидаемый результат:


  1. У дошкольников сформированы предпосылки, составляющие основу овладения чтением и письмом.


  1. Родители заинтересованы в профилактике дисграфии и дислексии у детей.



  1. Участники проекта: дети, педагоги, родители эффективно и рационально взаимодействуют друг с другом.

  1. Создана система комплексного мониторинга состояния речевых навыков ребёнка.


  1. Сформирована мотивация на здоровый образ жизни у дошкольников и родителей.




Список использованной литературы:


  1. Ананьев Б. Г. Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. – М., 1960

  2. Бурлакова М.К., В.Секачёв Советы логопеда, – М., 2001

  3. Виноградова Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа. 2000. № 1. С. 7-12.

  4. Краузе Е.Н. Логопедия, – Санкт-Петербург, Корона принт, 2006

  5. Совещание по вопросам преемственности дошкольного и начального образования // Начальная школа. – 2000. – №1





Обсуждение материала
Сергей Колодин
14.10.2018 13:22
Уникальность текста составляет всего 37 %. Отсутствует логотип Портала в верхнем колонтитуле разработки (см. критерии Требований в разделе Помощь).
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос