Формирование универсальных качеств в воспитании творческой личности на модулях Художественной культуры.
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: голосов:1просмотров: 1388 комментариев: 2
Формирование универсальных качеств в воспитании творческой личности на модулях Художественной культуры.
«Не каждому ребенку суждено стать писателем, художником, музыкантом, режиссером, но каждый из них способен стать тонким и вдумчивым ценителем искусства».
Я ,как преподаватель художественной культуры , предмета художественно- эстетического цикла не только воспитываю чувства у школьников, но и формирую широкий кругозор учащихся, развиваю интеллектуальный потенциал ученика.
Креативность и творчество интересуют меня т. к. это потенциал к возможности и необходимости развития ребенка.
Детское творчество – это результат потребности ребенка в выражении своего внутреннего мира, и к нему надо относиться с полным уважением и вниманием. Научить творчеству нельзя, но можно и необходимо создать для него максимально благоприятные условия.
В моей работе развитие творческой личности ребёнка – одна из основных педагогических задач. Творческая деятельность школьников на модулях может иметь разнообразные формы выражения: импровизация, инсценировка, создание проспектов, поисковая работа по подбору иллюстративного, дополнительного материала к изучаемым темам, анализ произведения, видео экскурсии, создание мульти медийных презентаций, мини-проектов и т.д.
Самостоятельное детское творчество – это не только способ самовыражения, раскрепощения детей, но и доверительная атмосфера на уроке. Ребята переживают “пропускают через себя” изучаемый материал, а значит и способ познания мира и себя в окружающем мире.
Это помогает им избавиться от комплексов, которыми так страдают подростки.
Для решения данных задач использую разнообразные типы и жанры модулей.
Вводные модули начинаю с «погружения» в историческую действительность, во внутренний мир человека, тем самым помогая ребятам не только узнавать, но и познавать искусство, «читать» язык архитектуры, «видеть» и чувствовать музыку. Так эпоху Возрождения, например, нельзя рассматривать только как время создания памятников архитектуры, скульптуры и живописи. Это прежде время нового мышления, рождение необычайной веры в Человека, в его гениальность.
Восприятие – Осмысление – Творчество это составляющие на которые я опираюсь в своей педагогической деятельности. Так после ознакомления с творчеством известных живописцев Испании, русской живописью(11-й класс) ввожу на модулях теоретическое и практическое занятия :
анализ произведения , исследовательская работа, обращение с просьбой продолжить ответ (по «цепочке»,по«кругу»),обучающие ролевые игры. Учащиеся в ходе такой формы работы раскрывают свой внутренний потенциал познания мира.
Тему «Художественная культура как духовное явление» (9-й класс) начинаю с игры «Ассоциация», ребята используя свои знания о новом элементе называют слова-ассоциации с данным словом. В итоге мы получим солнце с лучами, где основание-это "новое непонятное слово", а лучи - это его признаки. Подобный коллективный творческий процесс позволяет глубоко осмыслить представление о культуре и ее роли в обществе.
В домашнем задании ребята создают под впечатлением увиденного и прослушанного на модуле свои творческие образы: рисунки, музыкальные произведения, стихи, эссе и т.д. Ученикам 10,11-го класса под силу разработать сценарий музыкальной программы с презентацией и продуманными художественными образами , придумать инсценированную творческую работу о казаке Голоте и под воздействием музыки передать традиции, обряды и жизнь украинского народа.
Активизировать деятельность учащихся помогает мозговой штурм в решении загадок, парадоксов, проблем. Примером могут служить загадки-парадоксы Гомера:
- Как выглядела Прекрасная Елена?
- Почему древние живописцы изображали её только в профиль?
- Как пели Сирены?
Исследовательская работа:
Например, одним из заданий является следующее. Из ряда просмотренных картин позднего Итальянского Возрождения, выбрать одну, наиболее полно соответствующую закату эпохи Ренессанса.
Проектная работа (в старших классах).
Диспуты, конференции, дебаты:
“Зачем современному человеку искусство?”
“Искусство и религия”,
“Образы защитников земли украинской в искусстве”,
“Массовая культура – деградация или прогресс?” и т.п.
Уроки-викторины.
Уроки-концерты.
Ролевые игры ( например, тема “Праздники и обряды Киевской Руси” закрепляются в игровой ситуации “Ярмарка” c инсценированным представлением, пантомимой, исполнением русских народных песен и др. заданиями).
При планировании творческих заданий всегда учитываю и возрастные психологические особенности школьников. В 9-х классах допускаю вариативность исполнения: рисунок, аппликация – коллаж, отзыв или сочинение-размышление, стихотворение, музыкальный номер. В 10-11-х учащиеся, как правило, предпочитают индивидуальную работу.
Обязательная творческая работа, может готовиться на протяжении нескольких модулей индивидуально каждым учеником. Это служит расширением и углублением изучения темы, позволяет повторить и закрепить материал, и одновременно является обобщением.
Коллективная творческая работа может быть интересна при проведении семинаров или заключительных модулей по каким-либо блокам тем. Естественно, что круг заданий оговаривается заранее, но подбор материала, выбор формы презентации своей темы, распределение ролей ребята делают самостоятельно.
Такого рода нетрадиционные формы работы на модулях , направленные на развитие творческих способностей учащихся, бывают продуктивными с точки зрения усвоения материала, оказываются чрезвычайно интересными и полезными для учащихся, позволяя им глубже познать себя, дают возможность ярко предъявить себя одноклассникам, преодолевая психологические барьеры и комплексы, направляют учащихся по пути самообразования и самосовершенствования.
Учитель художественной культуры
Буркальцева С.А.
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»