В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Основы ботанической иллюстрации "Ежевика"

Основы ботанической иллюстрации "Ежевика"

Любовь Крупнова
Тип материала: Урок
просмотров: 4324 комментариев: 2

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Отк Ур Ежевика Методические коментарии Документ Microsoft Word.docx Скачать

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«ДШИ им. Б.С. Неклюдова» муниципальное образование «Сенгилеевский район»










ОТКРЫТЫЙ УРОК

ТЕМА: ОСНОВЫ БОТАНИЧЕСКОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ «ЕЖЕВИКА»

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: «ОСНОЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГАРМОТЫ»

Предпрофессиональная образовательная программа в области искусства

«Живопись» 3 класс









Крупнова Любовь Александровна

Преподаватель художественного отделения

класс «Декоративно – прикладного творчества»

первой квалификационной категории





г. Сенгилей 2018 год.


Пояснительная записка


Урок по теме: «Основы ботанической иллюстрации. Ежевика» проведен среди разновозрастной категории учащихся (возраст: 9-12 лет) в групповой форме.

Урок способствует развитию внутренней гармонии учащихся, умение и желание выражать собственные эмоции, цветопередачу. Формирует и упорядочивает знания о форме, размере и цвете изображения. Учащиеся учатся бережно смешивать цвета. Тематический урок «Основы ботанической иллюстрации: Ежевика» даёт возможность учащимся открыть для себя новый мир красок, оттенков цветовой палитры. Поэтапное выполнение работы «Ежевика» помогает освоить не сложную технику ботанической иллюстрации. Процесс работы абсолютно лёгкий и доступный.

Дети учатся правильно строить цветок или плод на бумаге. Закрепляют на практике изученный материал по рисунку. Ведётся поэтапный разбор анатомии плода «Ежевика», полное понимание того как устроена ягода даёт возможность детям увидеть и нарисовать ее. Проводится ряд ассоциаций со строением подобных плодов – малина, ежевика жимолость, лаконос. На уроке применяются фотографии плодов и ботаническая иллюстрация.

На протяжении урока делается акцент на технику работы с акварелью. Преподаватель обращает внимание на такие тонкости как подбор цвета, кисти для выполнения тонких летящих, и в тоже время, точных линий, учит сдержанности в выборе цветового тона. Акцентирует внимание на натуральность, реалистичность, точность и прозрачности изображения. Уделяется внимание тонким прорисовкам, воздушным фактурам лепестков.

Учащиеся работают в комфортной для них атмосфере. Старательно и с удовольствием выполняют требования преподавателя.










СТРУКТУРА УРОКА

  1. Вступительная часть.

Организационный момент – 30 секунд.

  • взаимное приветствие;

  • проверка отсутствующих;

  • проверка внешнего состояния рабочих мест;

  • организация внимания

3. Постановка темы и целей урока – 1 минута 25 секунд.

  1. Основная часть.

Ход занятия и режим времени

  1. Актуализация знаний – 2 минуты 00 секунд.

  • устный опрос;

  • комментирование ответов;

  • оценка знаний;

  • обобщение по результатам опроса.

2. Изучение нового материала – 2 минуты 45 секунд

  • организация внимания;

  • объяснение;

  • связь с предыдущим материалом;

  • использование технических средств обучения;

  • межпредметные связи;

  • воспитательная значимость объяснения;

  • развитие умственных способностей в процессе объяснения;

  • обобщение.

  1. Творческая работа – 13 минут 00 секунд.

  2. Физкультминутка – 5 минут.

Для проведения физкультминутки преподаватель использует расслабляющую гимнастику для пальцев и кисти рук, глаз, что позволяет существенно снизить усталость детей перед дальнейшей работой.

  1. Продолжение творческой работы - 13 минут 00 секунд.

  1. Заключительная часть

  1. Закрепление – 7 минут. 00 секунд

  2. Подведение итогов урока: 1 минута 00 секунд

Продолжительность урока 45 минут 00 секунд


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к открытому уроку: Основы ботанической иллюстрации «Ежевика»

Предмет: «Основы изобразительной грамоты» Предпрофессиональная образовательная программа в области искусства «Живопись» 3 класс

Тема: «Основы ботанической иллюстрации. Ежевика»

Цель: научить обучающихся основам ботанической иллюстрации

Методическая цель: показать обучающимся основные приёмы работы над ботанической иллюстрацией и научить изображению тонких изящных линий.

Цель обучения: формирование общей системы знаний о ботанической иллюстрации

Цели развития

  1. Развитие мышления:

  • формирование умения выделять существенные признаки и свойства «Ежевики»;

  • развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план работы над ботанической иллюстрацией,

  • развитие умения классифицировать, делать обобщающие выводы,

  • развитие абстрактного мышления: умений выделять общие и существенные признаки «Ежевики», умение отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.

  1. Развитие познавательных умений:

  • формирование умений выделять главное, составлять план работы над ботанической иллюстрацией, наблюдать, развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности.

  1. Развитие профессиональных умений:

  • развитие умения нестандартно, творчески подходить к выполнению поставленной задачи;

  • развитие операционно-контрольных умений – умения пользоваться простым карандашом, кистью, акварельными красками;

  • планировать и оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия.

  1. Развитие умений профессиональной деятельности

  • умения работать в нужном темпе – выполнение наброска «Ежевика»;

  • развитие приёмов наблюдения – цель, последовательность работы над ботанической иллюстрацией, умение правильно составлять схематическое изображение «Ежевики».

  1. Развитие воли и самостоятельности:

  • развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости;

  • умения преодолевать трудности, добиваться намеченной цели;

  • умения владеть собой, выдержки, самообладания:

  • умения работать самостоятельно.

  1. Воспитательные цели:

  • уважение к старшим и к сверстникам, умение работать в коллективе – сообща, отзывчивости;

  • соблюдение субординации, такта;

  • воспитание творческой и культурной личности, прививать эстетический вкус и чувства прекрасного обучающимся;

  • воспитание в детях гуманного отношения к природе;

  • чувство ответственности за порученную творческую работу, аккуратности, добросовестности.

Планируемые результаты обучения:

  • должны знать: основы ботанической иллюстрации и общие признаки и свойства целого

  • уметь: выделять главное, составлять план работы над ботанической иллюстрацией, наблюдать, стремится к познавательной деятельности, отличать существенные признаки от несущественных

  • владеть навыками: нестандартного мышления, творчески подходить к выполнению поставленной задачи, пользоваться простым карандашом, кистью, акварельными красками, навыками планирования, регулирования, контроля и анализа своей деятельности.
    Основные понятия впервые вводимые на уроке:

Ботаническая иллюстрация - искусство изображения формы, цвета, деталей растений. Ботанические иллюстрации часто печатаются рядом с ботаническим словесным описанием растений в книгах, журналах и других научных ботанических изданиях.

Лаконос – ягода, плоды которой растут в станах Северной Америки.

Воздушная фактураманера письма поверхности изображаемого предмета или материала с выделением его основных особенностей и деталей.

Заливка — это равномерное покрытие поверхности бумаги акварельной краской. При помощи этого приёма создаётся фон картины, он позволяет передать тончайшие переходы и оттенки цветовой гаммы. А приём отмывки позволяет откорректировать уже готовое изображение.

Алла-прима даёт возможность при создании изображения создавать очень плавные переходы различных оттенков цвета. Сложность этой техники состоит в необходимости работать быстро и точно. Если краска успеет высохнуть до создания изображения, могут образоваться потеки.

Лессировка — это постепенное нанесение слоев акварельных красок один на другой. Результатом таких наслоений будут разнообразные и тончайшие оттенки цвета.

Прорисовка – действие, окончательная детальная доводка картины.

Для решения поставленной задачи на уроке
использованы основные методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности:

  • Словесный метод передачи информации: беседа, инструктаж, рассказ.

  • Наглядный метод для передачи зрительного восприятия детьми: иллюстрация, демонстрация опыта, наблюдение.

  • Метод передачи информации с помощью практической деятельности при выполнении творческой работы: практическое выполнение работы учащимися.

Методы стимулирования и мотивации

  • Эмоциональные приёмы: поощрение, общий настрой на успех.

  • Познавательные приёмы: поиск альтернативных решений и смекалки при выполнении творческой работы.

  • Волевые приёмы: выполнение учебных требований

  • Социальные приёмы: заинтересованность учащихся в выполнении задания.

Методы контроля:

  • Устный приём и самоконтроль

Оборудование. 

Материалы для выполнения реалистичного изображения ботанической иллюстрации «Ежевика»:

  1. Бумага для акварели

  2. Кисти: колонок № 1, №2, №3, а также плоских кистей 4 мм, и 6 мм,

  3. Акварельные краски (желательно «Невская палитра»)

  4. Палитра

  5. Банка для воды

  6. Простой карандаш F (ТМ) или H

  7. Точилка, мягкий ластик, полотенце.

Межпредметная связь: Урок по теме: «Основы ботанической иллюстрации. Ежевика» имеет межпредметную связь с такими предметами как окружающий мир, ботаника.

План - конспект урока

  1. Вступительная часть.

  1. Организационный момент

  • взаимное приветствие;

  • проверка отсутствующих;

  • проверка внешнего состояния рабочих мест;

  • организация внимания.

Урок начинается организационного момента, с создания необходимой деловой обстановки. Затем учащиеся приветствуют присутствующих в классе гостей. Учащиеся и преподаватель проверяют состояние своих рабочих мест. Организация внимания учащихся.

  1. Постановка темы и целей урока

Формулирование темы урока происходит на основе беседы и рассказа преподавателем о термине ботаническая иллюстрация, дается краткая историческая справка:

В XVI веке швейцарец Конрад Геснер (1516—1568), изучая растения, делал тысячи рисунков разных частей растений. Постоянно упражняя руку и глаз, он совершенствовал свои наброски. Геснер выявлял характерные для растений признаки, улучшая качество научного рисунка. Его наброски стали эскизами для иллюстраций его книги «Enchiridion historiae plantarum» (1541). Именно в это время среди художников появляется специализация, а затем и профессия ботанического иллюстратора.

Начало иллюстрированию ботанических книг в России было положено в первой половине XVIII века, когда Петербургской академией наук были изданы ботанические труды И. Х. Буксбаума «Plantarum minus cognitarum» (1728—1740), И. Аммана «Stirpium rariorum» (1739) и Иоганна Георга Гмелина «Flora Sibirica» (1747—1769). Первые иллюстраторы русских книг опирались на достижения немецких и швейцарских коллег.

Интерес к растениям, который проявили просвещённые русские вельможи, способствовал расцвету издания ботанических книг, в том числе и замечательно иллюстрированных, в России в конце XVIII века, в эпоху императрицы Екатерины Великой. Сама императрица оплатила из собственных средств издание в 1784—1789 годах иллюстрированной «Flora Rossica» П. С. Палласа.

Основы работы в технике ботаническая иллюстрация.

Предоставленный материал способствует активизации образного мышления учащихся и мобилизации их внимания. Показывая иллюстрацию ягоды, учащиеся самостоятельно определяют тему и название урока, а учитель озвучивает основные содержательные линии урока и ставит цели. Ассоциативный ряд - показ иллюстраций похожих по строению на плоды ежевики. Знакомство и показ иллюстрации плода: «Лаконос».

  1. Основная часть.

Ход занятия и режим времени

  1. Актуализация знаний

  • устный опрос;

  • комментирование ответов;

  • оценка знаний;

  • обобщение по результатам опроса.

2. Изучение нового материала

  • организация внимания;

  • объяснение;

  • связь с предыдущим материалом;

  • использование технических средств обучения;

  • межпредметные связи;

  • воспитательная значимость объяснения;

  • развитие умственных способностей в процессе объяснения;

  • обобщение.

  1. Актуализация знаний

На этом этапе в ходе беседы учитель актуализирует ранее изученные знания, опирается на практический опыт учащихся о знаниях цветовой палитры, о смешивании цветов, о технике работы с акварелью.

  1. Изучение нового материала

Преподаватель обращает внимание детей на доску, демонстрирует иллюстрации плодов ежевики и выполненную собственную ботаническую иллюстрацию «Ежевики», проводит сравнительную характеристику, межпредметную связь, обращает внимание на основные особенности плода, на преобладающий цвет, форму ягоды и листьев.

Учащиеся быстро включаются в познавательную деятельность.

  1. Творческая работа

Творческое выполнение задания проводится совместно с преподавателем и начинается с показа этапов рисования (карандашный набросок). Затем на основе базовых знаний умений и навыков учащиеся вместе с преподавателем поэтапно выполняют творческое задание ботанической иллюстрации «Ежевика» . (см. Приложение 1.)

  1. Физкультминутка

Для проведения физкультминутки преподаватель использует расслабляющую гимнастику для пальцев и кисти рук, глаз, что позволяет существенно снизить усталость детей перед дальнейшей работой.

  1. Продолжение творческой работы

Для активизации познавательной деятельности учащихся на этапах выполнения задания преподаватель использует различные методические приёмы: наблюдение, демонстрация собственного опыта, поощрение, настрой на успех и др.

В ходе выполнения творческого задания преподаватель логично подводит учащихся к заключительному этапу и завершению творческой работы. Формулировки устных вопросов продумана и последовательна, прослеживается логическая связь друг с другом. Наблюдается желание учащихся участвовать в обсуждении.

Информация, полученная на уроке, новый материал, практическая работа, а так же межпредметная связь, знание и личный опыт детей убеждает в практической нужности и полезность выполнения данной работы. В результате дети получают новый багаж знаний умений и возможность саморазвития и применения навыков в дальнейшем творческом развитии.

  1. Заключительная часть

  1. Закрепление

Закрепление изученного материала организуется учителем с помощью организации выставки творческих работ и анализа деятельности учащихся. В ходе выставки преподаватель в непринужденной творческой атмосфере проходит опрос – беседу с учащимися на тему урока, тем самым способствуя развитию активного творческого мышления. Наблюдается активное и заинтересованное включение учащихся в организации выставки.

  1. Подведение итогов урока

Подводя итоги урока, учащиеся обобщают результаты своей деятельности. Дети имеют возможность оценить выполненную работу, пояснить, чем важен был для них данный урок, чему они смогли научиться, как каждый из них может применить новые знания умения и навыки в практике, в быту, в жизни.

Материал соответствует форме предъявления возрасту учащихся, а также соответствует содержанию изучаемой темы.

В конце урока преподаватель сообщает о конце урока, благодарит класс за активную и плодотворную работу.



Использованная литература


  1. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. – М.: Издательский центр «Академия» 2006г.

  2. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах

  3. Школа рисования интернет ресурс: art-creativity.ru «Акварельная Ботаническая иллюстрация»



























Приложение 1

Структура работы над ботанической иллюстрацией: «Ежевика»

1 этап

  1. Рисунок ежевики простым карандашом

2 этап

  1. Подбор цветовой гаммы и смешивание красок на палитре

    • Лазурь – светлые места

    • Индиго синий – тёмные места

    • Фиолетовый – тень

  2. Выполнение в цвете ягод ежевики

  3. Блики

3 этап

  1. Прорисовка внутренних частей (соединений между ягодками плода)

  2. Подбор цвета и смешивание красок (противоположных синим оттенкам)

  • Оранжево – жёлтый

  • Кисло – красный

  • Жёлтый

  1. Соединение и смешивание красок на рисунке (натуральность)

4 этап

  1. Заполнение цветом зелени (листьев)

  2. Подборка цвета и смешивание красок

  • Травяной зелёный

  • Золотой

  • Оранжевый

  • Жёлтый

  1. Прорисовка тонких линий и мелких деталей на листочках (тень, свет)

5 этап итоговый.

  1. Дать подсохнуть работе (физминутка)

  2. Добавить контрастности (выделить тенью элементы ягод)

  3. Смыть лишнюю краску (добавить блики)






Приложение 2

Методы и формы, применяемые на уроках

Группа методов

Разновидность методов

приёмы

Наличие метода

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся

а) Методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации

Беседа


Рассказ


Лекция


Дискуссия


Доклад ученика


Инструктаж


б) методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации

Иллюстрация


Демонстрация опыта


Видеофильм


Наблюдение


в) методы передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического её восприятия

Практические Упражн.


Работа с книгой


Реферирование


Составление плана


Конспектирование


Анализ таблиц, схем


Лабораторный опыт


Дидактическая игра


Трудовая деятельность


2. Методы стимулирования и мотивации

а) эмоциональные

Поощрения


Порицания


Ситуация успеха


Свободный выбор заданий


б) познавательные

Проблемнаяситуации


Побуждение к поиску альтернативных решений


Выполнение творческих заданий


Выполнение заданий на смекалку


в) волевые

Предъявление учебных требований


Информация об обязательных результатах обучения


Прогнозирование будущей деятельности


г) социальные

Создание ситуации взаимопомощи


Заинтересованность в результатах своей работы


3. Методы контроля и самоконтроля

а) устные

Индивидуальный опрос


Взаимоопрос


Фронтальный опрос


Тихий опрос(беседа с 1-3 учениками при другой работе класса)


б ) письменные

Контрольная работа


Тест


сочинение


изложение


диктант


Программированный опрос


в) самоконтроль и взаимоконтроль

Самоконтроль


взаимоконтроль


4. Формы организации работы на уроке


Индивидуальная


Фронтальная


Парная


Групповая


разновозрастная




Приложение 3


Схема технологической карты

МБУ ДО «ДШИ им. Б. С. Неклюдова» МО «Сенгилеевский район»


Открытое занятие

1.ФИО ПДО______________________________________________________

2. Объединение_____________________группа_____год обучения_________

3. Тема занятия: ___________________________________________________

4. Время и место проведения: _________________________________________________________________

5. Участники открытого занятия (возраст, особенности)______________________________________________________ _________________________________________________________________

6. Цель и задачи занятия:____________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________

7. Необходимое оснащение занятия:__________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________

Оценивание по каждому показателю ведётся по шкале от 1 до 4 баллов

Показатели эффективности открытого занятия

балл

1.

Оценка цели


1.1.

Формулировки цели: чёткая, понятна для обучающихся


1.2.

Реальность (по возрасту, достижимость цели, значима, сложность); дифференциация цели по учебным возможностям; соответствие содержания занятия заявленной цели


2.

Оценка содержания деятельности педагога и обучающихся


2.1.

Научность, доступность и посильность предлагаемой для усвоения информации.


2.2.

Дидактическая обработка содержания – адаптация к возрасту, типу занятия.


2.3.

Новизна, проблема, привлекательность учебного материала для учащихся


2.4.

Последовательность и оптимальность объёма для усвоения 6 предлагаемой информации.


3.

Оценка основных характеристик и поведения обучающихся


3.1.

Познавательная и творческая активность, исполнительность, самостоятельность.


3.2.

Наличие общеучебных и специальных умений, навыков и степень их развития.


3.3.

Эффективность коллективных или индивидуальных форм работы. Сотрудничество.


3.4.

Организованность, дисциплинированность, заинтересованность, работоспособность, эмоциональность.


4.

Оценка способов деятельности педагога и обучающихся


4.1.

Рациональность и эффективность использования времени занятия, а также оптимальность темпа и чередования основных видов деятельности педагога и учащихся в ходе занятия.


4.2.

Наличие, целесообразность и эффективность использования наглядности и технических средств обучения.


4.3.

Рациональность использованных методов (приемов) их соответствие возрасту и развитию учащихся (вписать используемые):

введения нового материала_____________________________________________

выработки и закрепления умений навыков_______________________________________________

проектного обучения_______________________________________________

развития критического мышления;____________________________________________

контроля (дом. задание, самоанализ, взаимооценка, срезы и т.д.)___________________________________________________

_____________________________________________________ _______________________________________________


4.4.

Наличие и эффективность обратной связи со всеми обучающимися


4.5.

Эффективность контроля за степенью обученности обучающихся.


4.6.

Средства для активизации познавательной деятельности


4.7.

Актуализация самостоятельной работы (создание условий, обучение приемам, стимулирование самостоятельного применения знаний).


5.

Оценка результатов занятия


5.1.

Степень обучающего воздействия занятия на развитие учащихся (чему и в какой степени научились).


5.2.

Степень воспитательного воздействия (что способствовало воспитанию в ходе занятия).


5.3.

Степень воздействия проведенного занятия на развитие обучающихся (что и в какой степени способствовало их развитию)


6.

Оценка основных личностных качеств педагога


6.1.

Знание педагогом учебного предмета и его общая эрудиция.


6.2.

Наблюдательность, находчивость, гибкость, четкая организация своей деятельности.


6.3.

Качество его речи: темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, а также общая грамотность.


6.4.

Тактичность и стиль взаимоотношений с обучающимися


6.5.

Внешний вид педагога, мимика, жесты и культура поведения








Приложение 4

БОТАНИЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

C:\Users\Любовь\Desktop\Крупнова Рабоч.прогр\Учитель 2018\ЛУЧШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ 2018\Открытый урок\Ежевика.jpg





Приложение 5


ЕЖЕВИКА



https://i.artfile.me/wallpaper/03-05-2014/650x306/vektornaya-grafika-ezhevika-yagody-fon-824711.jpg

Шелковица - ягода, похожая на малинуШЕЛКОВИЦА

Садовое растение Ягодный Лаконос

ЛАКОНОС (СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА)






Обсуждение материала
Сергей Колодин
9.10.2018 09:52
Оформление материала не соответствует критериям Требований.
Любовь Крупнова
9.10.2018 10:29
Здравствуйте, Сергей вы пишите в комментариях, что материал не соответствует критериям Требований. Каким критериям материал должен соответствовать, и где можно найти точные критерии для методических разработок преподавателям дополнительного образования. Спасибо
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос