Дополнительная общеразвивающая программа "Я - буду служить России"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Я – БУДУ СЛУЖИТЬ РОССИИ!»
Возраст обучающихся –14-17 лет
Срок реализации программы – 3 месяца
Численность обучающихся в группе – 6-8 человек
Педагог, реализующий программу:
Дреер Ольга Павловна,
воспитатель
Ростов-на-Дону
2018
Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, пограничника, десантника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.
Представленная ниже программа представляет собой инициативную разработку элемента общегосударственной системы патриотического воспитания с особым акцентом на военно-патриотическом и традиционном патриотическом воспитании.
Военно-патриотическое воспитание граждан является составной частью патриотического воспитания в соответствии с федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Это направление имеет богатые традиции и активно разрабатывается в настоящее время.
Дополнительная общеразвивающая программа «Я – буду служить России» предназначена для реализации в ГБУСОН РО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Ростова-на-Дону».
Направленность. Программа «Я – буду служить России» является программой социально-педагогической направленности.
Вид программы – авторская.
Новизна программы данной дополнительной общеразвивающей программы базируется на понимании приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие патриотического сознания, профессиональной ориентации воспитанников.
Актуальностью программы. Гражданственность – фундаментальное качество личности, заключающееся в осознании долга перед обществом и деятельном претворении его в жизнь. На базе этого социально значимого качества для каждого из нас и общества в целом в сердцах наших детей зреет патриотическое чувство сопричастности судьбам Отечества как наивысший результат их социализации. В этом смысле воспитание патриотов – самая высокая задача любой образовательной системы, не теряющая актуальности на протяжении всей истории человечества и особенно актуализирующаяся в периоды испытаний.
Проблемы гражданско-патриотического воспитания в нашей стране обострены: экономический кризис, дестабилизация и расслоение общества, коснувшиеся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и юношества; усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности в кризисном обществе, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения: подростки по данным социологических опросов неохотно принимают участие в общественной жизни, не интересуются ею, стремятся уклониться от службы в Российской армии, не желают трудиться в государственном секторе, хотят эмигрировать из страны и т.д.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность, общественную значимость, педагогическую целесообразность поставленной задачи и диктует необходимость создания образовательной программы, отвечающей не преходящей конъюктуре или интересам отдельных групп и ведомств, а интересам общества в целом; программы, которая:
- имеет социально-педагогическую направленность;
-отражает общий для всех регионов России содержательный компонент образования – воспитание россиянина, гражданина и патриота;
-способствует возрождению общественного тонуса, народного духа, общероссийской государственности, региональных традиций.
В настоящее время в системе дополнительного образования детей сложились определенные направления и формы социальной адаптации обучающихся, среди которых – подготовка подростка к выполнению обязанностей защитника Отечества.
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности заинтересовать детей и подростков, военно-прикладными видам профессий и различными войсками находящимися на территории РФ. Реализация программы способствует развитию у обучающихся таких качеств, как патриотизм, любовь и гордость за свою Родину и Отечество.
Цель данной программы:
- социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно–нравственного развития, подготовки по защите Отечества.
Задачи программы:
- формирование знаний, умений и навыков в области истории Отечества и Вооруженных Сил России;
- развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую подготовку;
- выработка готовности к достойному служению обществу и государству.
- формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.
- воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
- подготовка к службе в Вооруженных силах и других силовых ведомствах.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса подростков к военному искусству, физической силе и красоте, мужеству, стойкости, смелости и решительности; стремлению к самоутверждению.
Отличительная особенность дополнительной общеразвивающей программы «Я – буду служить России!», является то, что программа дает возможность получить допрофессиональную военную подготовку, совершенствование знаний и навыков по основам воинской службы.
Возраст воспитанников, участвующих в реализации программы, 14 -17 лет.
Срок реализации программы – 3 месяца. Количество часов – 24 часа.
Режим занятий (по 2-3 часа в неделю). Продолжительность занятия 45 минут.
Численность детей в группе — 4-8 человек.
Формы организации образовательного процесса:
-
индивидуальная;
-
групповая.
Методы организации образовательного процесса:
-
словесный (беседа, рассказ педагога, объяснение);
-
наглядные (показ видеоматериалов).
Формы проведения занятия:
-
Беседа;
-
Презентация.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации программы «Я – буду служить России!» воспитанники должны знать:
- историю Ростовской области в годы Великой Отечественной войны;
- основные положения Конституции Российской Федерации;
- историю Вооруженных сил Российской Федерации;
- основные обязанности и задачи Сухопутных войск РФ, Воздушных войск РФ, Морских войск РФ, Воздушно-десантных войск РФ, Ракетных войск стратегического назначения и их вооружения, Железнодорожных войск РФ, Инженерных и военно-строительных войск РФ, Пограничной службы ФСБ РФ, Внутренних войск МВД РФ и Спасательных войск формирования МЧС РФ.
уметь:
- систематизировать и анализировать информацию о войсках РФ, работать со справочными материалами и исторической литературой;
Формы подведения итогов реализации:
Входная диагностика. Первичное анкетирование (Приложение №1)
-
Контрольное занятие. Анкетирование (Приложение №2).
Методы отслеживания результативности:
-
Педагогический анализ результатов анкетирования. (Приложение №3).
Содержание программы
Занятие №1. Первичное анкетирование «Пойдешь ли ты служить в армию?».
Практика. Выявление отношения воспитанников к армии и службе в армии.
Занятие №2. Беседа: «Моя Родина - Россия».
Теория. Формирование представлений у воспитанников с такими понятиями, как "Россия”, "Родина”, "Отечество”; ознакомление с первичными представлениями символики и Гимна России; закрепление полученной информации.
Занятие №3. Беседа: «Символы Российской Федерации».
Теория. Воспитание духовно-нравственных и героико-патриотических качеств личности воспитанника; приобщение подростков к историческому прошлому и настоящему Российского государства.
Занятие №4. Беседа: «Ростов-на-Дону – город воинской славы».
Теория. Ознакомление воспитанников с историей города Ростова-на-Дону; пробуждение интереса у воспитанников к своему городу, чувства восхищения и гордости;
Занятие №5. Беседа: «Военно-исторические места Ростовской области».
Теория. Ознакомление воспитанников с военно-историческими местами Ростовской области; воспитание чувства патриотизма, уважение к героическому прошлому нашей страны; вспомнить о Великой Отечественной войне.
Занятие №6. Беседа: «Наши знаменитые земляки».
Теория. Ознакомление воспитанников с именами великих героев города Ростова-на-Дону; прививать уважение к героям Великой Отечественной войны; воспитание чувства патриотизма и гордости к своим соотечественникам.
Занятие №7. Беседа: «Конституция РФ – основной закон жизни страны».
Теория. Ознакомление воспитанников с основным законом РФ, о некоторых главах, в которых записаны права, свободы, обязанности граждан, с символами государства.
Занятие №8. Беседа: «Воинская обязанность и воинский учет».
Теория. Ввести в понятие воспитанников о воинской обязанности, объяснить, что предусматривает воинская обязанность и воинский учет, кто должен состоять на воинском учете; порядок постановки граждан на воинский учет и обязанности гражданина по воинскому учету.
Занятие №9. Беседа: «Символы воинской чести».
Теория. Ознакомление со священным значением воинских атрибутов для защитников нашего Отечества и отношением русского воина к стягам, флагам, знаменам, штандартам и т.д., а так же познакомить с воинским обмундированием и значением погонов для русского офицера.
Занятие №10. Беседа: «История русского оружия».
Теория. Ознакомление воспитанников с историей русского оружия, а так же с видами русского оружия и их назначениями.
Занятие №11. Беседа: «Вооруженные силы РФ».
Теория. Формирование представлений у воспитанников о Российской армии и видами вооруженных сил РФ.
Занятие №12. Беседа: «История Вооруженных сил РФ».
Теория. Ознакомление воспитанников с основными этапами становления Вооруженных сил России и формирование у них убеждения в том, что Вооруженные силы России будут составлять основу защиты нашего Отечества.
Занятие №13. Беседа: «Традиции и ритуалы Вооруженных сил РФ».
Теория. Рассмотрение важнейших боевых традиций Вооруженных сил РФ. Изучение понятий «патриотизм», «воинский долг», пробуждение интереса к жизни и деятельности Вооруженных сил РФ.
Занятие №14. Беседа: «Сухопутные войска РФ».
Теория. Изучение истории развития, предназначения и структуры Сухопутных войск ВС РФ(СВ).
Занятие №15. Беседа: «Воздушные войска РФ».
Теория. Изучение истории развития, предназначения и структуры Воздушных войск РФ.
Занятие №16. Беседа: «Морские войска РФ».
Теория. Ознакомление с историей отечественного Военно-Морского Флота.
Занятие №17. Беседа: «Воздушно-десантные войска РФ».
Теория. Изучение состава и предназначения Воздушно-десантных войск. Ознакомление воспитанников с вооружением и военной техникой Воздушно-десантных войск РФ.
Занятие №18. Беседа: «Ракетные войска стратегического назначения и их вооружение».
Теория. Ознакомление воспитанников в общих чертах с РВСН как самостоятельным родом войск, его предназначением, вооружением и военной техникой.
Занятие №19. Беседа: «Железнодорожные войска РФ».
Теория. Ознакомление и углубление знаний воспитанников о Железнодорожных силах РФ;
Занятие №20. Беседа: «Инженерные и военно-строительные войска РФ».
Теория. Ознакомление с профессией офицера инженерных войск.
Занятие №21. Беседа: «Пограничная служба ФСБ РФ».
Теория. Ознакомление и углубление знаний воспитанников о Пограничной службе ФСБ РФ, а так же о составе и предназначение Пограничной службы ФСБ РФ;
Занятие №22. Беседа: «Внутренние войска МВД РФ».
Теория. Ознакомление и углубление знаний воспитанников о Внутренних войсках МВД РФ, а так же о составе и предназначение Внутренних войск МВД РФ.
Занятие №23. Беседа: «Спасательные войска формирования МЧС РФ».
Теория. Расширение знаний о службе МЧС. Ознакомить с деятельностью МЧС России, а так же раскрытие необходимости и важности МЧС в современной жизни.
Занятие №24. Контрольное анкетирование «Пойдешь ли ты служить в армию?».
Практика. Выявление отношения воспитанников к армии и службе в армии.
Методическое обеспечение
дополнительной общеразвивающей программы
«Я – буду служить России»
Дидактические материалы:
- картинный/картинно-динамический: фотоматериалы (Приложение №6 ), презентации (Приложения №3,5,7-11).
- дидактические пособия: раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса. (Приложения №1,2, 4)
Материально-техническая база:
-
Конспекты занятий.
-
Бланки анкетирования.
-
Рабочее место.
-
Аудио- (видео-) аппаратура.
Список использованной литературы.
1. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения / Н.А. Крючек, В.Н. Латчук / Под общей редакцией Г.Н. Кириллова: - М.: НЦ АНАС, 2001;
2. Вооруженные Силы России / В.П. Дроздов: - М.: Редакция журнала «Военные знания», 1998;
3. Меры безопасности при производстве стрельбы, поведение в тире: - М., РОСТО,1999
4. На службе Отечеству. Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы / Дайнес В.О.: - М.,1998.
5. Наставление по стрелковой подготовке: - М., РОСТО, 1998
6. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник школьника / В.П. Ситников: - М.: Слово, АСТ, Ключ – С, 1997;
7. Основы безопасности жизнедеятельности: Основы медицинских знаний и охрана здоровья: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ / Е.Л. Вишневская, Н.К. Бирюкова, Т.И. Широкова: - М.: Русское слово, 1995;
8. Патриотическое воспитание в школе/ Агапова И.А. - М.: Айрис-пресс, 2002
9. Патриотическое воспитание подрастающего поколения: Методическое пособие. - Воронеж: Л.А. Обухова, 2006
10. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации: - М., Воениздат, 1994
Учебно-тематический план.
-
№
п/п
Наименование раздела,
темы
Количество часов
Формы организации занятий
Формы аттестации, диагностики и контроля
всего
теория
практика
Первичное анкетирование: «Пойдешь ли ты служить в армии?»
1
1
Индивидуальная
Анкетирование.
Беседа: «Моя Родина - Россия»
1
1
Групповая
Беседа: «Символы Российской Федерации»
1
1
Групповая
Беседа: «Ростов-на-Дону – город воинской славы»
1
1
Групповая
Беседа: «Военно-исторические места Ростовской области»
1
1
Групповая
Беседа: «Наши знаменитые земляки»
1
1
Групповая
Беседа: «Конституция РФ – основной закон жизни страны»
1
1
Групповая
Беседа: «Воинская обязанность и воинский учет»
1
1
Групповая
Беседа: «Символы воинской чести»
1
1
Групповая
Беседа: «История русского оружия»
1
1
Групповая
Беседа: «Вооруженные силы РФ»
1
1
Групповая
Беседа: «История Вооруженных сил РФ»
1
1
Групповая
Беседа: «Традиции и ритуалы Вооруженных сил РФ»
1
1
Групповая
Беседа: «Сухопутные войска РФ»
1
1
Групповая
Беседа: «Воздушные войска РФ»
1
1
Групповая
Беседа: «Морские войска РФ»
1
1
Групповая
Беседа: «Воздушно-десантные войска РФ»
1
1
Групповая
Беседа: «Ракетные войска стратегического назначения и их вооружение»
1
1
Групповая
Беседа: «Железнодорожные войска РФ»
1
1
Групповая
Беседа: «Инженерные и военно-строительные войска РФ»
1
1
Групповая
Беседа: «Пограничная служба ФСБ РФ»
1
1
Групповая
Беседа: «Внутренние войска МВД РФ»
1
1
Групповая
Беседа: «Спасательные войска формирования МЧС РФ»
1
1
Групповая
Контрольное анкетирование: «Пойдешь ли ты служить в армии?»
1
1
Индивидуальная
Анкетирование.
ИТОГО ЧАСОВ:
24
22
2
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»