Адаптированная рабочая учебная программа по географии
Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей с ограниченными возможностями здоровья об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1»
РАССМОТРЕНО на МО, протокол № ___ от «___» ______ 20__ Руководитель МО ________ФИО |
СОГЛАСОВАНО с методическим советом, протокол № 1 от «___» _______ 20__ г. Руководитель МС _________ФИО |
УТВЕРЖДАЮ Директор школы-интерната ___________ Приказ №_____________ от_____________20____г. |
Адаптированная рабочая учебная программа
по географии
6 класс
2018-2019 учебный год
Составленана основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор Т.Г. Лифанова). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г. – Сб. 1;
2018 год
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа:
-
Закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.
-
«Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения», Малофеев Н.Н.
-
Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: под редакцией В.В. Воронковой.– Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г. – Сб. 1;
-
Учебного плана ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1» за 2018-2019 учебный год.
География как учебный предмет в специальной коррекционной школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся со сниженной мотивации к познанию.
Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей с ограниченными возможностями здоровья об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.
География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся.
Основные задачи современного школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение обучающихся.
Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, СБО и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение».
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, данная рабочая программа предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.
В рабочей программе выделены практические работы, указаны межпредметные связи, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.
Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует авторской программе Т.Г. Лифановой «География 6-9 классы».
Актуальность: программа составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся 6 классов с интеллектуальной недостаточностью и возможностями их познавательной деятельности.
Новизна: индивидуальный подход в обучении, создание специальных (коррекционных) условий, сочетание традиционных и инновационных технологий в обучении детей с нарушением интеллекта.
Цель: создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении географии.
Задачи:
- формирование элементарных географических представлений;
-
развитие ключевых компетенций обучающихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.);
-
развитие любознательности, научного мировоззрения;
-
формирование умений работать с географической картой, графической наглядностью;
-
привитие любви к Родине, её природе, умение бережно относится к природе своего края;
-
привитие гражданских и патриотических чувств.
Учитывая задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний и умений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
-
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Личностными результатами изучения курса являются:
-
развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;
-
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
-
развитие мотивации к изучению предмета.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
-
овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
-
формирование приемов работы с информацией: поиск и отборс помощью учителя источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;
-
формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал.
Предметными результаты изучения курса географии являются:
-
понимание значения природных условий для развития сельского хозяйства и промышленности;
-
сформированность пространственных представлений и навыков ориентировки, необходимых для жизни;
-
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-
освоение доступных способов изучения природы и общества (развитие внимания, наблюдательности, умения сравнивать и анализировать наблюдаемые предметы и явления, понимать причинно-следственную зависимость);
-
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В 6 классе («Начальный курс физической географии») обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, её географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоёмами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоёмах своей местности.
Проведению практических работ в 6 классе помогут изданные рабочие тетради и контурные карты, которые способствуют внедрению в учебный процесс современных методических приёмов. Часть заданий из тетради может быть выполнена на доске на этапе закрепления географического материала.
Некоторые из них даются в качестве домашнего задания. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья, задания разной степени трудности могут быть использованы на этапе проверки знаний.
Распределение учебных часов по разделам начального курса физической географии и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
1 |
Введение |
4 |
2 |
Ориентирование на местности |
6 |
3 |
Формы поверхности Земли |
6 |
4 |
Вода на Земле |
10 |
5 |
План и карта |
9 |
6 |
Земной шар |
15 |
7 |
Карта России |
18 |
|
Итого |
68 |
Тема № 1. Введение (4 ч)
География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Признаки времен года. Явления природы. Меры предосторожности.
Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах.
Практические работы:
Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы. Знакомство с новым учебником.
Тема № 2. Ориентирование на местности (6 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.
Практические работы:
Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса. Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу
Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).
Тема № 3. Формы поверхности Земли (6 ч).
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.
Практические работы:
Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана. Зарисовки различных форм земной поверхности, схема вулкана в разрезе. Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.)
Тема № 4. Вода на Земле (10 ч).
Вода на Земле. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Как люди используют реки. Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы . Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения .
Практические работы:
Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов. Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова. Проведение опытов, показывающих: а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой; б) очистка воды фильтрованием. Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей. Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.п.).
Тема № 5. План и карта (9 ч).
Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
Практические работы:
Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте. Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте. Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе. Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса). Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты. Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности). Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций.
Тема № 6. Земной шар (15 ч).
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий . Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.
Практические работы:
Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов. Показ с помощью теллурия смены дня и ночи. Оформление таблицы названий океанов и материков. Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий. Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре. «Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности. Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара. Знакомство с последними публикациями об освоении космоса в периодической печати.
Тема № 7. Карта России (18 ч).
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Работа с контурными картами. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Работа с контурными картами. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). Работа с контурными картами. Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки Сибири: Обь с притоком Иртыш, Енисей с притоком Ангара, ГЭС. Реки Лена, Амур. Озера Ладожское, Онежское, Байкал. Работа с контурными картами. Наш край на карте России. Повторение начального курса физической географии. Контрольная работа .
Практические работы:
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России. Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте. Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого — образец из коллекции — его название — основные месторождения. Путешествия (на карте) по нашей стране.
-
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
Обучающиеся должны знать:
что изучает география; горизонт, линию и стороны горизонта; основные формы земной поверхности; виды водоемов, их различия; отличие плана от рисунка и географической карты; масштаб, его обозначение; основные направления на плане, географической карте; условные цвета и знаки географической карты; материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий; кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли; различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем; расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий; основные типы климатов; географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.
Обучающиеся должны уметь:
определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природе; выявлять на местности особенности рельефа, водоемов; делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности; ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе; читать географическую карту; составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины; показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.
-
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительных материалов создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждой четверти (промежуточный контроль). В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу.
Итоговая контрольная работа в 6 классе в форме теста.
Ф.И.___________________________________________________
1.Наука о земной поверхности, о природе, о населении и его хозяйственной деятельности называется:
-
История
-
Биология
-
География
2.Ветер это:
-
Движение воздуха в горизонтальном направлении
-
Движение воздуха в вертикальном направлении
3. Во время сильного дождя темное небо освещается яркой вспышкой, это:
-
Радуга
-
Гром
-
Молния
4. Обширные пространства ровной местности, это:
-
Горы
-
Плоскогорья
-
Равнины
5. Назовите части оврага, это:
-
Дно, склон, вершина
-
Исток, приток, русло, устье
6.Обширные возвышения над окружающей местностью, это:
-
Горы
-
Низменности
-
Равнины
7. Равнинные реки, это реки которые протекают:
-
На равнинах
-
В горах
8.Какое полезное ископаемое добывают на болотах:
-
Известняк
-
Природный газ
-
Торф
9.Огромное пространство воды ограниченное материками:
-
Озеро
-
Река
-
Океан
10.Часть суши, с трёх сторон ограниченная водой:
-
Полуостров
-
Остров
11.На ней изображают большие территории: океаны, моря, равнины, горы, это:
-
План местности
-
Географическая карта
12.Коричневым цветом на карте изображены:
-
Моря
-
Равнины
-
Горы
13.Синим цветом на карте изображены:
-
Моря
-
Равнины
-
Горы
14.В каком году человек впервые полетел в космос?
-
12 апреля 1961 года
-
30 мая 1963 года
-
25 сентября 1995 года
15.Первый космонавт:
-
Алан Шепард (США)
-
Юрий Алексеевич Гагарин (СССР)
С. Алексей Леонов (СССР)
16.Самый большой по площади океан:
-
Атлантический океан
-
Индийский океан
-
Тихий океан
17. Самый маленький и холодный океан:
-
Тихий океан
-
Атлантический океан
-
Северный Ледовитый океан
18. Самый большой по площади материк:
-
Евразия
-
Австралия
-
Африка
19. Самый жаркий материк:
-
Евразия
-
Австралия
-
Африка
20.Самое большое государство на земном шаре:
-
Россия
-
Украина
Белоруссия
-
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
I четверть (16 ч.)
№ |
Ча сы |
Дата |
Тема урока |
Цели и задачи урока |
Оборудование |
Практическая деятельность |
Основные понятия, словарь |
Тип урока |
I. Введение ( 4 ч) |
||||||||
1 |
1 |
|
География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. С. 4-7 |
Познакомиться с начальным курсом физической географии. Развивать и коррегировать устную речь и мелкую моторику рук. Расширять представления об окружающем мире. |
Карта учебник |
Беседа Знакомство с учебником, работа по карте |
География, природа Земли, население, хоз. деятельность |
Вводный |
2 3 |
2 |
|
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. С. 7-13 Явления природы С.13-16 |
Познакомиться с явлениями природы. Изучить как меняется высота Солнца в течение дня и в разное время года. Развивать и коррегировать устную речь и мелкую моторику рук, память, мышление. Расширять представления об окружающем мире. Воспитывать бережное отношение к природе. |
Учебник, атласы, презентация «Явления природы» |
Чтение и обобщение календарей природы и труда |
Погода, ветер, метеостанция, метеорологи, метеорологические центры, ветер, шторм, ураган. |
Комбинированный |
4 |
1 |
|
Географические сведения о своей местности и труде населения. С. 17 |
Изучить географическое положение нашей местности. Развивать и коррегировать устную речь, мелкую моторику рук, память, мышление. Воспитывать у детей нравственные качества. Расширять представления об окружающем мире. |
Учебники, презентация «Мой город». |
Экскурсия № 1 «Географические сведения о нашем городе». (Выяснение запаса элементарных географических представлений) |
Ставропольский край Кавказ Горы-лакколиты |
Сообщение новых знаний |
II. Ориентирование на местности (6 ч) |
||||||||
5 |
1 |
|
Горизонт. Линия горизонта. С. 18-19 |
Изучить горизонт и линию горизонта. Развивать и коррегировать устную речь и мелкую моторику рук, память, мышление. Воспитывать у детей нравственные качества. Расширять представления об окружающем мире. |
Учебник |
Индивидуальная работа по карточкам. |
Горизонт, небосвод, линия горизонта. |
Сообщение новых знаний |
6 |
1 |
|
Стороны горизонта. С. 20-21 |
Изучить стороны горизонта. Развивать и коррегировать устную речь, память, мышление. Расширять представления об окружающем мире. Вызывать интерес к учебе. |
|
Работа с учебником П.Р.: зарисовка в тетради линии, сторон горизонта |
Восток, запад, север, юг, ориентирование. |
Комбинированный |
7 |
1 |
|
Компас и правила пользования им. С. 22-24 |
Познакомить с компасом и научить пользоваться им. Развивать и коррегировать память, речь. Вызвать мотивацию к дальнейшему обучению. |
Компас |
П.Р.: Схематическая зарисовка компаса. Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу. |
Компас Север Юг Запад Восток |
Сообщение новых знаний |
8 9 |
2 |
|
Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам, природным объектам. С. 24-27 |
Закрепить представление о сторонах горизонта, познакомиться с ориентированием и азимутом. Развивать и коррегировать фонематический слух, зрительную память, мелкую моторику рук. Расширять представления об окружающем мире. Воспитывать бережное отношение к природе. |
Учебники, тетради, презентация «Созвездия». |
Ориентирование по сторонам горизонта. Работа с компасом. Экскурсия № 2 для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях. |
Созвездие, Большая и Малая Медведицы, Полярная звезда, азимут. |
Комбинированный |
10 |
1 |
|
Обобщение по теме: «Ориентирование на местности» |
Уточнить и закрепить знания учащихся по данной теме. Развивать устную речь при ответах на вопросы с опорой на иллюстрации. Воспитание интереса к изучаемому предмету. |
Иллюстрации, учебник |
Работа с картинками, тест |
|
Обобщающий |
III. Формы поверхности Земли (6 ч) |
||||||||
11 |
1 |
|
Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. С. 28-30 |
Изучить рельеф, его основные формы, равнины. Развивать и коррегировать внимание, память и мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность. |
Учебники, атласы, цветной пластилин, презентация «Равнины, холмы». |
Равнина, подошва, холм, вершина, низменность, возвышенность, плоскогорья. |
Рельеф Равнина, подошва, холм, вершина, низменность, возвышенность, плоскогорья |
Сообщение новых знаний |
12 |
1 |
|
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности |
Изучить формы рельефа своей местности. Развивать и коррегировать внимание, память, мышление, фонематический слух. Воспитывать наблюдательность. Расширять представления об окружающем мире. |
Учебники, атласы, цветные карандаши. |
Экскурсия № 3 для ознакомления с формами рельефа своей местности |
Формы рельефа п. Иноземцево |
Урок-экскурсия |
13 |
1 |
|
Овраги, их образование. С. 31-32 |
Изучить овраги и их образование. Развивать и коррегировать фонематический слух, зрительную память, мелкую моторику рук. Воспитывать чувство любви к природе и бережное отношение к окружающему миру. |
Учебники, атласы, цветной пластилин, презентация «Овраг» |
П.Р.: Моделирование из пластилина оврага, зарисовка строения оврага. Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор, и т.п.) |
Холм, овраг |
Сообщение новых знаний |
14 15 |
2 |
|
Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов. С 33-38 |
Изучить горы, землетрясения и извержения вулканов. Развивать и коррегировать внимание, память, речь. Воспитывать интерес, бережливость к окружающей среде. |
Учебники, атласы, цветные карандаши, презентация «Вулканы» |
П.Р.: Нанесение на к/к гор, равнин, вулканов. Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор, и т.п.) |
Горы Горные хребты, долины Предгорья Землетрясение Вулкан Магма Кратер Альпинизм |
Сообщение новых знаний |
16 |
1 |
|
Контрольная работа за четверть |
|
|
|
|
Урок проверки и коррекции знаний |
II четверть (15 ч) |
||||||||
|
|
|
|
IV Вода на Земле (10ч) |
|
|
|
|
17 |
1 |
|
Вода на Земле. С. 39-42 |
Изучить воду на Земле. Развивать и коррегировать внимание, память, умение слушать и слышать, мелкую моторику. Воспитывать любовь к окружающей среде. |
Учебники, атласы, цветные карандаши. |
П.Р.: Проведение опытов: Вода: растворитель. Зарисовка схемы «Круговорот воды в природе». |
Море, океан |
Сообщение новых знаний |
18 |
1 |
|
Родник, его образование. С. 43-44 |
Изучить родники и их образование. Развивать и коррегировать внимание, речь. Воспитывать интерес к окружающему миру. |
Учебники, атласы, цветные карандаши, презентация «Родник» |
Зарисовка схемы «Образование подземных вод». |
Родник, исток |
Комбинированный урок |
19 |
1 |
|
Колодец. Водопровод. С. 45-47 |
Изучить строение колодца и водопровода. Развивать и коррегировать внимание, память, речь и мелкую моторику рук. Вызывать интерес к окружающему миру. |
Учебники, атласы, цветные карандаши |
Зарисовка схемы «Строение колодца и водопровода» |
Колодец, водопровод |
Комбинированный урок |
20 |
1 |
|
Река, ее части. Равнинные и горные реки С. 47-51 |
Изучить реки и ее части. Развивать и коррегировать память и мелкую моторику рук, память, мышление. Воспитывать самостоятельность, самоконтроль. |
Учебники, атласы, цветные карандаши, презентация «Реки» |
Выделение частей реки. Зарисовка схемы реки |
Река, устье, исток, приток, русло, ледник, половодье, водопады, ущелье. |
Комбинированный урок |
21 |
1 |
|
Как люди используют реки. С. 51-53 |
Изучить использование людьми рек. Развивать и коррегировать устную речь и мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе. |
Учебники, атласы |
Показ рек на физической карте России. |
Орошения, каналы. |
Комбинированный урок |
22 |
1 |
|
Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. С. 54-57 |
Изучить озера, водохранилища, пруды. Развивать и коррегировать внимание, память, речь и мелкую моторику рук. Вызывать интерес к окружающему миру. |
Учебники, атласы |
Зарисовка схемы озера. Показ на физической карте крупных озер России. |
Озеро, сточное, пруды, бессточное. |
Комбинированный урок |
23 |
1 |
|
Болота, их осушение. С. 57-60 |
Изучить образование болот. Развивать и коррегировать память и мелкую моторику рук, память, мышление. Воспитывать самостоятельность, самоконтроль. |
Учебники, атласы |
Индивидуальная работа по карточкам. |
Болото Трясина Торф |
Комбинированный урок |
24 |
1 |
|
Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы. С. 60-63 |
Изучить явления природы, океаны, моря. Развивать и коррегировать устную речь и мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе. |
Учебники, атласы, цветные карандаши, презентация «Океаны и моря». |
Показ на физической карте океанов, морей России. Опыт: растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой |
Океан, окраинные, внутренние, цунами. |
Комбинированный урок |
25 |
1 |
|
Острова и полуострова. С. 64-66 |
Познакомить с островами и полуостровами. Развивать и коррегировать внимание, память и мелкую моторику рук. Воспитывать интерес учёбе. |
Учебники, атласы, цветные карандаши, пластилин |
Зарисовка схем острова и полуострова. Показ по карте. Моделирование из пластилина острова и полуострпорва (П.Р.) |
Остров полуостров |
Комбинированный урок |
26 |
1 |
|
Водоемы нашей местности. Охрана воды от загрязнения. С. 66-68 |
Обобщение знаний о водоемах. Понятие охраны воды. Развивать и коррегировать память и мелкую моторику рук, память, мышление. Воспитывать самостоятельность, самоконтроль. |
Учебники, атласы. |
Составление рассказа о водоемах своего края. |
Водоем Фильтр |
Обобщающий урок |
V. План и карта (9 ч) |
||||||||
27 |
1 |
|
Рисунок и план предмета. С. 69-72 |
Познакомить со способами изображения земной поверхности. Познакомить с планом местности и условными топографическими знаками. Развивать и коррегировать память, речь. Вызвать мотивацию к дальнейшему обучению. |
Атласы, учебники, топографическая карта. |
Работа по учебнику Работа в тетради - зарисовка предметов и их плана (П.Р.) |
План, аэрофотосъемка. |
Сообщение новых знаний |
28 |
1 |
|
Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу Использование в практической деятельности человека. С. 72-74 |
Изучить масштаб и его виды. Научиться решать задачи на масштаб. Развивать и коррегировать фонематический слух, зрительную память, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к окружающим. |
Учебники Карта |
Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане в масштабе |
Масштаб Карта План |
Комбинированный урок |
29 |
1 |
|
План класса. С. 74-76 |
Закрепить умение составлять схематический план класса. Развивать и коррегировать внимание, речь. Вызвать мотивацию к дальнейшему обучению. |
Учебники, атласы, листы формата А4, простые и цветные карандаши, линейка.. |
П.Р.: Составление простейшего плана класса. Формирование приёмов работы. |
План Масштаб Чертеж |
Комбинированный урок |
30 |
1 |
|
План школьного участка. С. 76-78 |
Закрепить умение составлять схематический план школьного участка. Развивать и коррегировать речь, память и мышление. Вызвать мотивацию к дальнейшему обучению. |
Учебники, атласы, листы формата А4, простые и цветные карандаши, линейка. |
Вычерчивание простейшего плана, чтение плана по условным знакам (П.Р.) |
План, масштаб. |
Комбинированный урок |
31 |
1 |
|
Контрольная работа за четверть |
|
|
|
|
Урок проверки и коррекции знаний |
III четверть (22 ч) |
||||||||
32 |
1 |
|
Условные знаки плана местности С. 78-80 |
Изучить условные знаки топографической карты. Развивать и коррегировать внимание, память. Воспитывать чувство любви к природе. |
Учебники, атласы, топографическая карта, цветные карандаши, линейки. |
Упражнение в определении направлений на плане, зарисовка в тетрадях |
Картография, картографы, условные знаки. |
Комбинированный урок |
33 |
1 |
|
План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. С. 81-83 |
Сформировать понятие о географической карте. Развивать и коррегировать внимание, память речь. Расширять представления об окружающем мире. |
Учебники, атласы |
Упражнение в определении направлений по карте |
Карта, атласы. |
Комбинированный урок |
34 |
1 |
|
Условные цвета и знаки физической карты С. 83-88 |
Изучить условные цвета и знаки физической карты. Формировать умение пользоваться легендой карт Развивать и коррегировать фонематический слух, умение слушать и слышать (аудирование), внимание, речь устную. Расширять представления об окружающем мире. |
Учебники, атласы, цветные карандаши. |
Зарисовка условных цветов и знаков физической карты. |
Физическая карта. |
Комбинированный урок |
35 |
1 |
|
Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. С. 88-90 |
Познакомить с физической картой России. Развивать и коррегировать мышление, внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать чувство любви к природе. |
Учебники, атласы. |
Ориентировка по карте, нахождение географических объектов (П.Р.) |
Физическая карта. |
Комбинированный урок |
VI. Земной шар (15 ч) |
||||||||
36 |
1 |
|
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. С. 91-93 |
Сформировать первоначальные сведения о космосе. Развивать и коррегировать память, воображение. Воспитывать интерес к предмету. |
Учебник, приложение к учебнику «География» |
Записать в тетрадь значение новых слов, пользуясь текстом учебника и словарём. |
Космос, атмосвера, солнечная система |
Урок усвоения новых знаний |
37 |
1 |
|
Планеты. С. 94-96 |
Сформировать первоначальные сведения о планетах Солнечной системы. Развивать и коррегировать зрительную память. Воспитывать усидчивость. |
Учебник |
Зарисовка схемы Солнечной системы (планеты) (П.Р.) |
Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. |
Комбинированный урок |
38 |
1 |
|
Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. С. 96-100 |
Познакомить с представлениями о Земле в древности. Познакомить с последними публикациями об освоении космоса. Развивать и коррегировать мышление. Воспитывать самостоятельность, самоконтроль. |
Учебник, презентация «Освоение космоса» |
Нарисовать вид Земли из космоса. |
Ось Космонавт МКС |
Урок усвоения новых знаний |
39 |
1 |
|
Глобус – модель земного шара. С. 100-102 |
Дать представление о глобусе, как модели земного шара. Коррекция мелкой мускулатуры рук. Воспитание прилежания. |
Учебник, глобус, пластилин |
Изготовление из пластилина модели земного шара с изображением экватора. |
Глобус, земная ось, полюс, экватор. |
Комбинированный урок |
40 |
1 |
|
Физическая карта полушарий. |
Познакомить с физической картой полушарий. Развивать умение работать с картой и атласом. Воспитание товарищества при работе парами. |
Учебник, физическая карта |
Работа с физической картой полушарий. |
Полушария, масштаб, цвета карты |
Комбинированный урок |
41 |
1 |
|
Распределение воды и суши на Земле. С. 104-105 |
Дать сведения о распределении на Земле суши и воды. Коррекция и развитие устной речи при составлении полных правильных ответов на поставленные вопросы. Воспитывать самостоятельность. |
Карта полушарий, учебник, рабочие тетради. |
Оформление таблицы названий океанов и материков (П.Р.) |
Материк Части света Мировой океан |
Комбинированный урок |
42 |
1 |
|
Океаны на глобусе и карте полушарий. С. 106-108 |
Дать представление о количестве океанов, их названиях и местоположении на карте и глобусе. Коррекция зрительного восприятия при работе с картой и глобусом. Воспитание мотивации к учению. |
Учебник, карта, глобус |
Работа с картой и глобусом. Обозначение на контурной карте океанов (П.Р.) |
Тихий океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан, Индийский океан. |
Комбинированный урок |
43 |
1 |
|
Материки на глобусе и карте полушарий. С. 109-112 |
Дать первоначальные представления о материках. Коррекция зрительного восприятия при работе с картой и глобусом. Воспитывать интерес к предмету |
Учебник, контурная карта |
Обозначение на контурной карте материков |
Евразия Африка Северная Америка Южная Америка Австралия Антарктида |
Комбинированный урок |
44 |
1 |
|
Первые кругосветные путешествия. С. 112-116 |
Познакомить с выдающимися мореплавателями и путешественниками и их вкладом в изучение Земли. Коррекция внимания. Расширять представления об окружающем мире. |
Учебник, презентация «Кругосветные путешествия» |
Обозначить на контурной карте маршруты кругосветных путешествий |
Кругосветное путешествие Путешественники |
Сообщение новых знаний |
45 46 |
1 1 |
|
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении Солнцем земной поверхности. С. 116-118 Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. С. 119-122 |
Дать представление о значении Солнца для жизни на Земле. Коррекция памяти в процессе запоминания и воспроизведения новых терминов с опорой на иллюстрации. Воспитание прилежания. Познакомить с понятиями климат и погода, дать представление о типах климата. Коррекция памяти в процессе запоминания и воспроизведения новых терминов. Воспитание усидчивости |
Карта Учебник Учебник |
Работа с картой, текстом учебника и иллюстрациями в учебнике. Работа с учебником |
Экватор Северный тропик Южный тропик Северный полюс Южный полюс Климат Погода |
Сообщение новых знаний Комбинированный урок |
47 |
1 |
|
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. С. 122-125 |
Дать сведения о поясах освещенности и их отличии друг от друга. Коррекция мелкой мускулатуры рук. Воспитывать аккуратность |
Учебник Контурная карта |
Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности |
Тропический пояс, южный умеренный пояс, северный умеренный пояс. |
Комбинированный урок |
48 |
1 |
|
Природа тропического пояса. С. 125-128 |
Познакомить с природой тропического пояса. Коррекция памяти в процессе запоминания и воспроизведения новых терминов. Воспитывать любовь к природе |
Учебник Приложение к учебнику «География» Картинки животных и растений |
Заполнение таблицы «Животный и растительный мир тропического пояса». |
Саванны Тропический лес Пустыня Красная книга Национальный парк |
Комбинированный урок |
49 |
1 |
|
Природа умеренных и полярных поясов. С. 128-131 |
Познакомить с растениями и животными полярных и умеренных поясов Развивать способность запоминать и воспроизводить изученный материал Воспитывать бережное отношение к природе |
Учебник Приложение к учебнику «География» Картинки животных и растений |
Заполнение таблицы «Животные и растения умеренных и полярных поясов». |
Буран Хвойный лес Лиственный лес |
Комбинированный урок |
50 |
1 |
|
Обобщение по разделу «Земной шар». |
Обобщить знания по данной теме. Корригировать пространственную ориентировку при работе с картой в процессе нахождения материков, океанов. Расширять представления об окружающем мире. |
Карта |
Работа с картой Тест по теме |
|
Обобщающий урок |
VII. Карта России (15 ч) |
||||||||
51 |
1 |
|
Географическое положение России на карте. С. 132-138 |
Дать представление о географическом положении России на карте. Коррекция и развитие пространственной ориентации при работе с картой в процессе нахождения и показа границ. Воспитывать любовь к Родине |
Учебник, карта |
Работа с политической картой мира, с картой России. Зарисовка в тетради флага России |
Уральские горы, река Урал, Каспийское море, Кавказские горы, Чёрное море, Восточно-Европейская равнина, Сибирь, Дальний Восток. |
Урок усвоения новых знаний |
52 |
1 |
|
Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге. С.138-140 |
Сформировать представление о государственной границе России. Коррекция внимания Воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей |
Учебник, контурные карты |
Обозначение границ нашей Родины на контурной карте |
Граница Приграничные территории |
Комбинированный урок |
53 |
1 |
|
Контрольная работа за четверть |
|
|
|
|
Урок проверки и коррекции знаний |
IV четверть (18 ч) |
||||||||
54 |
1 |
|
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. |
Дать представление о морских границах России и территориях омываемых водами океанов. Коррекция и развитие пространственной ориентации при работе с картой в процессе нахождения и показа океанов и морей. Воспитывать интерес к предмету. |
Учебник, контурные карты |
Работа с картой России. Нанести на контурную карту морскую границу нашей страны и подписать моря Северного Ледовитого океана. |
Баренцево море, Белое море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море. |
Комбинированный урок |
55 |
1 |
|
Моря Тихого и Атлантического океанов. |
Учить описывать моря Тихого и Атлантического океанов по плану. Коррекция и развитие устной речи при составлении полных правильных ответов на поставленные вопросы. Расширять представления об окружающем мире. |
Учебник, карты |
Работа с картами: - Карта полушарий. - Физическая карта. - Политическая карта. - Карта России. |
Бухта |
Комбинированный урок |
56 |
1 |
|
Острова и полуострова России. |
Сформировать понятие остров и полуостров Коррекция пространственной ориентировки при работе с картой в процессе нахождения островов и полуостровов. Воспитывать интерес к изучаемому материалу |
Учебник, контурная карта, атлас |
Заполнение таблицы «Острова и полуострова России». Отметить их на контурной карте. |
Навигация |
Комбинированный урок |
57 |
1 |
|
Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. |
Познакомить с разнообразием рельефа. Развивать умение находить и объяснять новые слова и термины. Воспитывать прилежание |
Карта атлас |
Работа с учебником и картой П.Р. Обозначение на контурной карте равнин. |
Равнина Плоскогорье Возвышенность низменность |
Комбинированный урок |
58 |
1 |
|
Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны. |
Познакомить с горными системами России. Коррекция пространственной ориентации при работе с картой в процессе нахождения гор. Воспитывать усидчивость |
Карта |
На контурной карте подписать названия гор России. |
Алтай Кавказ Саяны |
Комбинированный урок |
59 |
1 |
|
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. С. 159-161 |
Дать знания о природных богатствах страны. Коррекция тактильных ощущений. воспитывать бережное отношение к природе |
Физическая карта, учебник |
Работа с физической картой России. Зарисовать в тетради условные знаки полезных ископаемых и нанести их на контурную карту. |
Месторождения Полезные ископаемые |
Комбинированный урок |
60 |
1 |
|
Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы ГЭС С. 162-165 |
Познакомить с реками Европейской части России и их использованием в народном хозяйстве. Коррекция пространственной ориентации при работе с картой в процессе нахождения рек. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам |
Физическая карта, контурная карта |
Работа с физической картой России. Работа с контурной картой |
Волга, Ока, Кама. ГЭС |
Урок усвоения новых знаний |
61 |
1 |
|
Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы ГЭС С. 166-167 |
Познакомить с реками Европейской части и их притоками. Коррекция памяти в процессе запоминания учебного материала |
Учебник, физическая карта, контурная карта |
Работа с физической картой России. Работа с контурной картой (вопрос№8 стр.167). |
Дон, Днепр, Урал |
Урок усвоения новых знаний |
62 |
1 |
|
Реки Сибири: Обь, Енисей. ГЭС С.168-171 |
Дать сведения о реках Сибири и их притоках. Коррекция устной речи в процессе описания рек по плану. Воспитывать любовь к природе. |
Учебник, физическая карта, контурная карта |
Работа с картой П.Р. Обозначение на контурной карте рек и водохранилищ |
Обь Иртыш Енисей Ангара |
Комбинированный урок |
63 |
1 |
|
Реки: Лена и Амур. С. 172-174 |
Дать сведения о реках Сибири и их значении в жизни человека. Коррекция мышления. Воспитывать интерес к окружающему миру. |
Учебник, физическая карта, контурная карта |
Работа с физической картой России. Нанесение названий озёр на контурную карту. |
Лена Амур |
Комбинированный урок |
64 |
1 |
|
Озера России. С. 175-177 |
Познакомить с озерами России. Коррекция пространственной ориентации при работе с картой в процессе нахождения озер. Воспитание прилежания |
Учебник, физическая карта, контурная карта |
Работа с учебником и картой |
Ладожское озеро Онежское озеро Озеро Байкал. Каспийское море Зодчество |
Сообщение новых знаний |
65 |
1 |
|
Наш край на карте России. С. 178 |
Сформировать представление о географическом положении своего края. Коррекция внимания при работе с картой в процессе нахождения территории своего края. Воспитывать любви к родному краю. |
Физическая карта, карта Ставропольского края, презентация «Родной край» |
Работа с картой, ответы на вопросы |
Ставропольский край |
Комбинированный урок |
66 |
1 |
|
Обобщение по разделу «Карта России». |
|
|
|
|
|
67 |
1 |
|
Повторение начального курса физической географии. |
|
|
|
|
|
68 |
1 |
|
Контрольная работа за год |
|
|
|
|
|
-
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПЕРЕЧЕНЬ
РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Материально-техническое оснащение преподавания географии соответствует требованиям программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и обеспечивает выполнение учащимися практических работ. Государственный стандарт по географии предполагает приоритет деятельного подхода к процессу обучения, развитие у обучающихся комплекса общих учебных и предметных умений.
Учебная программа |
Учебники |
Используемая литература |
Дидактический материал |
Интернет-ресурсы |
Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: под редакцией В.В. Воронковой.– Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г. – Сб. 1; |
Учебник: Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. – М.: Просвещение, 2006 Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии 6 класс. М.: Просвещение, 2001 |
Чичерина О. Тематический тестовый контроль по начальному курсу географии 6 класс. М.: Сфера, 2000.Брыкина Н. Т., Жиренко О.Е., Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «окружающий мир»: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004 Сухарев
Ю.Ф., Природоведение: учебно-методическое
пособие (разработки рабочих
уроков).-Самарская область, г.
Чапаевск,1994 г. |
Коррекционные упражнения
|
|
Печатные пособия:
-
Таблицы по темам программы;
-
Портреты;
-
Карты мира (в соответствии с требованиями программы);
-
Карты материков, их частей и океанов (в соответствии с требованиями программы);
-
Карты России (в соответствии с требованиями программы);
-
Рельефные физические карты (в соответствии с требованиями программы);
-
Альбомы демонстрационного и раздаточного материалов;
Технические средства обучения
-
Компьютер
-
Интерактивная доска;
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
-
Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности);
-
Модели (в соответствии с программой);
-
Коллекции (в соответствии с программой);
-
Гербарии (в соответствии с программой)
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного запроса котировок»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
уберите, пожалуйста, с титульного листа разработки "шапку" с указанием реквизитов ОУ. Прошу Вас оставить только название материала, ссылку на авторскую программу, логотип Портала (в верхнем колонтитуле) и Ваши данные.
С уважением, С.А. Колодин.