В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

«Концептуальные основы современного педагога в ФГОС дошкольного образования».

«Концептуальные основы современного педагога в ФГОС дошкольного образования».

Татьяна Бурцева
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 8634 комментариев: 1
Краткое описание
В статье описываются педагогические ценности как особенности профессиональной деятельности, которые служат ориентиром его социальной и профессиональной активности, выполняя функцию норм, регламентирующих педагогическую деятельность, инициирующее появление и развитие у личности мотивов, потребностей и устремлений.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Публикация Бурцевой Т.В..doc Скачать


«Концептуальные основы современного педагога в ФГОС

дошкольного образования».


Бурцева Татьяна Викторовна

Заведующий МБДОУ «Детский сад «Лесная сказка»

Россия, ЯНАО, г.Новый Уренгой

dlesnayaskazka@mail.ru


«Современному ребенку - современного воспитателя!

Это лозунг современно образования»..

- А кто же такой «современный педагог дошкольного образования»? «Человек, который живёт своей профессией, в которой достигает значительных успехов, получает прогнозируемый результат?

- Творческая личность, которая стремится найти себя? 

- Может это воспитатель, который наделен какой-то уникальной и удивительной способностью, удивительным умением? Это вопросы, которые задают стандарты нового поколения.

В условиях новых «вызовов времени» одним их важнейших направлений модернизации системы образования, является развитие образования, которое фиксируется в Стратегии развития российского образования до 2020 года и ФГОС дошкольного образования. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание». Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком. Ведь только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования. Современный мир характерен быстро меняющимися условиями, постоянным обновлением информации, поэтому еще одна важная составляющая профессиональной компетентности педагога – это постоянное совершенствование своих знаний, овладение прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения. Решающим фактором развития личности педагога на всех этапах его профессионального пути является непрерывное самообразование. У воспитателя должна быть мотивация и потребность в саморазвитии. В современном образовательном учреждении должны быть созданы условия для изучения передового опыта, актуализации знаний и творческого применения их на практике. Педагог должен быть способным к самоанализу и самооценке, восприятию новой информации и внедрению в свою работу инновационных форм взаимодействия со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Педагог дошкольного образования – ключевая фигура модернизации образования и реализации ФГОС ДО.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь выдвигает новые требования к педагогам. Особенности развития общества на современном этапе затронули, прежде всего, изменения в профессиональной деятельности педагога. Это обусловлено тем, что именно от специалиста в данной области зависит образовательный уровень общества в целом, возможность создания условий для дальнейшего его развития.

По мере развития теории образования, многие традиционные проблемы педагогической науки стали обретать другое значение. В числе их и проблема выделения профессионально значимых качеств педагога, таких как ценность, ценностная ориентация. Сегодня в системе дошкольного образования ценности рассматриваются на уровнях государственной политики, ценностных ориентаций ребенка, ценностях семьи, ценностях культуры. Взаимосвязь этих уровней, преодоление негативных тенденций и формирование ценностных ориентаций является главной задачей современной педагогики. Готовность к переменам, мобильность, высокий профессионализм, способность к нестандартным трудовым действиям, творческое отношение к осуществляемой деятельности – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

ФГОС дошкольного образования определяет основные компетенции, которыми должны обладать педагоги для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста: обеспечение эмоционального благополучия детей через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; поддержку индивидуальности детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, развитие коммуникативных способностей детей; построение вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка; взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность. Овладение педагогами данными компетенциями является в настоящее время приоритетной задачей в каждом дошкольном образовательном учреждении.

Профессионально ценностные ориентации педагога ДОУ, основываясь на исследованиях Виталия Александровича Сластёнина и его школы, можно рассматривать как избирательное, осознанное и эмоционально окрашенное отношение педагога к профессии, к личности ребенка. Виталий Александрович рассматривает «педагогические ценности как особенности профессиональной деятельности, которые позволяют педагогу удовлетворить свои материальные и духовные потребности, которые служат ориентиром его социальной и профессиональной активности, выполняя функцию норм, регламентирующих педагогическую деятельность». Позицию ряда исследователей Владимир Петрович Бездухова, Олега Григорьевича Дробницкого, рассматривают педагогические ценности как систематизирующее начало профессиональной деятельности, инициирующее появление и развитие у личности мотивов, потребностей, устремлений.

Проблема профессионально роста педагога рассматривается учеными также «в контексте развития «Я» – концепция личности. К числу механизмов, обеспечивающих профессионально – ценностное саморазвитие педагога ДОУ, отнесено следующее: самосознание как понимание, признание, принятие содержания своего «Я» педагога; самоопределение – обозначение границ своего «Я» педагога; самоактулизация – проявление и освобождение того, что заложено и сформировано в «Я» человека и педагога; самореализация, - выражение потенциала «Я»; саморегуляция – управление различными сторонами своей деятельности как педагога и личности и их интеграция; самооценка – соотнесение «себя актуального» и «себя потенциального».

Компоненты ценностных ориентаций:

  • Ценностно - мотивационный компонент отражает ценностные ориентации, потребности, интересы педагога.

  • Когнитивный компонент отражает качество профессионально-педагогических знаний в области педагогики, психологии, специальных дисциплин, знание механизмов и способов саморазвития (самооценка, самоутверждение, самоопределение).

  • Эмоционально- волевой компонент раскрывается через осознание положения собственного «Я», позитивное восприятия себя как педагога, положительное отношение к педагогической деятельности, эмоциональную устойчивость, волевую саморегуляцию.

  • Конструктивно-практический включает владение способами проектирования профессионально-личностного саморазвития (целеполагание, выбор форм и технологий реализации целей и задач деятельности).

  • Коммуникативный компонент раскрывается как потребность в общении, взаимодействии с другими людьми, как эмпатия, терпение, поддержка.

  • Рефлексивный компонент отражает способность к самоизучению, личностной оценке собственного жизненного и педагогического опыта, анализу причинно-следственных связей, стимулирует развитие его способности к работе над собой.

Эти компоненты развиваются неравномерно, но, тем не менее, изменение одного из них является условием развития любого другого.

Стратегия современного педагогического образования состоит в профессиональном ценностном росте и саморазвитии педагога. Образ педагога ДОУ, представленный в целях педагогического образования, выступает как модель конечного результата деятельности – педагога способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях решения актуальных образовательных задач. Ведь педагогическое образование зависит от уровня профессиональных знаний и способностей, деловых и профессионально значимых личностных качеств педагога ДОУ, отношения к работе, а также условий, процесса и результатов его труда.

Понятие «профессионализм» в словаре С.И.Ожегова трактуется как хорошее владение своей профессией. Прежде всего, оно означает некий набор определенных нормативных требований к профессии, коими человек обязан овладеть для того, чтобы успешно заниматься выбранным делом. Педагог хорошо работает, если выбор, сделанный им, осознанный и соответствует его потребностям, интересам и личным свойствам. Кроме того, хорошее владение профессией подразумевает не только наличие у педагога обязательных для данной сферы деятельности знаний, умений, навыков и профессиональных качеств, но и свободное владение ими.

Многие специалисты в области педагоги (Лев Семёнович Выготский, Алексе́й Никола́евич Леонтьев, Даниил Борисович Эльконин) считают, что профессионализм опирается на единство и целостность уровня его образования и мотивации, ценностных ориентаций и устремлений. Проблема профессионализма рассматривается как система, состоящая, в свою очередь, из двух взаимосвязанных подсистем – профессионализма личности и профессионализма деятельности.

Профессионализм деятельности - есть качественная характеристика субъекта труда, отражающая его высокую профессиональную квалификацию и компетентность; разнообразие эффективных профессиональных умений и навыков, в том числе основанных и на творческих решениях; владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач с высоким и стабильным уровнем продуктивности.

Профессионализм личности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных личностно-деловых составляющих (качеств) и креативности; а также адекватный уровень притязаний, мотиваций и ценностных ориентаций, направленных на успешной развитие специалиста. Таким образом, профессионализм личности и деятельности – это две стороны одного итого же явления, находящиеся в постоянном диалектическом единстве.

Достижение профессионализма связано с приобретением мастерства в профессии, а также с развитием профессионально ценностных ориентаций. Поэтому очень важно на уровне учреждения создать свою систему профессионально ценностных ориентаций педагогов ДОУ, направленную на развитие профессионализма его педагогических кадров.

Ведь любой специалист должен владеть суммой знаний, профессиональными ценностями, которые делают его профессионалом. Педагог не исключение.

Недостаток профессионализма, личных ценностей делают его профессионально слабым или непригодным для дела воспитания. Чтобы стать духовным наставником детей, надо обладать таким духовным богатством, которым можно делиться, не боясь оскудения этих запасов, надо постоянно пополнять, обогащать и развивать их. Ведь развитие, преобразование, коррекция профессионально ценностных ориентаций педагогов ДОУ происходит в течение всей его профессиональной жизни, поэтому представляется целесообразным проанализировать возможности профессиональной сферы педагога в системе непрерывного педагогического образования.

Воспитатель детского сада ежедневно является свидетелем и участником процесса формирования людей будущего, помогая их развитию. Так построена наша жизнь, что дети большую часть светового времени проводят не с собственными родителями, а с работниками детского сада, воспитателями. Этот факт подтверждает высокую социальную значимость профессии педагога.

Обновление системы дошкольного образования подразумевает под собой формирование новой модели обучения, где интересы ребенка будут взяты за основу. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает в качестве основной цели воспитательно-образовательной работы - развитие каждого ребенка.

Каким же должен быть современный педагог дошкольного учреждения?

Прежде всего, ориентированным на личностное взаимодействие с каждым воспитанником, исключающим авторитарную модель построения воспитательно-образовательного процесса. Дошкольное образование целиком и полностью выстроено на процессе взаимодействия педагога с детьми, а поскольку педагог для ребенка является достаточно значимой фигурой, то именно на воспитателя ложится ответственность за качество данного процесса. Из этого следует, что рядом с детьми должны находиться профессиональные педагоги.

Современный педагог должен быть готов к гибкой корректировке воспитательно-образовательного процесса, отталкиваясь от интересов и потребностей воспитанников. Целью должно стать не формирование знаний, умений и навыков, а развитие личности ребенка. Главная задача для воспитателя современного детского сада – организация такой деятельности, в ходе которой будет происходить переоценка собственных профессиональных действий, своих установок по отношению к ребенку. Важная составляющая профессиональной компетенции педагога- это постоянное совершенствование своих знаний, овладение прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения. Решающим фактором развития личности педагога является непрерывное самообразование. Навыки самоорганизации, умение анализировать и применять нужную информацию, навыки эффективной коллективной деятельности – это  современные требования к качеству образования.

Таким образом, современному детскому саду нужен педагог, который будет не «учителем», а партнером для детей, способствующим развитию личности воспитанников; педагог, способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации; педагог, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, педагог, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современнымисовременными информационно-коммуникативными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу.

Современный педагог – это, прежде всего, самостоятельный, творческий и уверенный в себе человек. К такой роли нужно готовиться, потому что выступать в ней нелегко. Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности педагогу необходимо выбирать свою профессиональную стратегию, содержание которой составляет развитие себя и других.

Итак, современный воспитатель должен обладать следующим перечнем личностных и профессиональных качеств:

- четкое видение современных задач образования;

- ценностное отношение к ребёнку, культуре, творчеству;

- поддерживать процесс личностного становления детей, их саморазвития;

- проявлять гуманную педагогическую позицию;

- сохранять физическое и духовное развитие детей;

- уметь осуществлять педагогическую деятельность по внедрению современных технологий воспитания и обучения детей;

- способность к самообразованию и личностному росту.

Таким образом, современный педагог дошкольного образования – это педагог, включающий в себя совокупность знаний, личностно-профессиональных качеств, умений и навыков, соответствующих современным требованиям, сочетающихся с личностным жизненным и профессиональным опытом и гарантирующий стабильно высокое качество и результативность педагогической деятельности в настоящем и будущем.


И в заключение притча Ша́лва Алекса́ндровича Амонашвили «Крылья».

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

Верно! – удивился человек.

Так бери с собой мудрость:

Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.

Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.

Прошли годы.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.

Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.

Они опустились перед стариком и поклонились ему.

Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крыльями своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

Меня больше радуют твои перышки...


P.S. Хочется, чтобы в профессиональной деятельности у педагогов выросли не только крылья, но и перышки.


Список литературы

  1. Горелова В.В. Стратегия развития дошкольного образования в контексте современных государственных требований (2010–2020 гг.) [Электронный ресурс]. http://vospitat.ucoz.ru/publ/strategija_razvitija_doshkolnogo_obrazovanija_v_kontekste_sovremennykh_gosudarstvennykh_trebovanij

  2. Гаргай В.Г. Повышение квалификации учителей на Западе: рефлексивная модель обучения. // Педагогика, 2004. - № 2. с. 72-79 

  3. Волобуева Л.М., Миренко И.А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2006

  4. Коптяева, О.Н. Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности [Текст]: дис. канд. психол. наук / О.Н. Коптяева. – Ярославль: [б. и.], 2009

  5. Емельянова, Е. Тренинг профессионального роста: развитие ключевых компетентностей у сотрудников ОУ в системе непрерывного образования/ Е. Емельянова// Школьный психолог: прил. к газете «Первое сентября». – 2010

  6. Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2007

  7. Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155).


Обсуждение материала
Сергей Колодин
29.09.2018 11:27
Оформление разработки не соответствует критериям Требований; уникальность текста материала составляет всего 17 %.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос