В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Коллективное творческое дело в начальной и средней школе. Опыт учителя школы имени А.Н. Тубельского

Коллективное творческое дело в начальной и средней школе. Опыт учителя школы имени А.Н. Тубельского

Наталья Денисова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 5704 комментариев: 2
Краткое описание
Опыт коллективных творческих работ с детьми первого и седьмого класса.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
КТД.docx Скачать


Коллективное творческое дело в начальной и средней школе. Опыт учителя школы им. А.Н. Тубельского.


Денисова Н.А.,

учитель изобразительного искусства,

воспитатель группы продленного дня



Из случайного разговора со знакомой, дочь которой учится во втором классе московской гимназии, я узнала, каким образом иногда занимаются проектированием в начальной школе.

Из предложенных учителем тем, ученик выбирает одну, затем приносит ее в виде задания домой. Родители ищут в интернете материал по данной теме, делают на компьютере презентацию. Довольный ребенок учит текст, и, с готовым «проектом», идет в школу, где на уроке отвечает и показывает презентацию, затем получает за «свою» работу оценку.

Конечно не во всех школах и не всегда подход к проектированию столь формален, но, к сожалению, зачастую, дело обстоит именно так, особенно в начальной школе.

Проектирование, как новый предмет, сейчас только добавляет головной боли учителям, ученикам, и, конечно, родителям, от которых часто можно услышать:

- Мало того, что по каждому предмету – задание на дом, так учительница еще и проекты задаёт!

У нас в школе проектирование появилось давно и неслучайно, даже когда в педагогическом лексиконе, наверное, и слова такого не было.

То, что мы делаем вместе с детьми, проект это, праздник или ролевая игра, можно назвать и иначе: КТД – «Коллективное творческое дело». Здесь главное – не результат, а активная творческая подготовка, заканчивающаяся, как правило внутришкольным Событием, к которому все и готовится.

Понятие «Коллективное творческое дело» было введено в середине 60х годов 20 века. Педагоги считают академика И.П. Иванова изобретателем методики КТД, создателем «педагогики сотрудничества». Теория И.П. Иванова своеобразна тем, что номинально она обращена к воспитанию коллективистов, но, по сути, направлена на воспитание и развитие личности в групповых отношениях.

Ведущее положение в «педагогике сотрудничества» - необходимость творчества для всех - для учеников и учителей. Это становится возможным при изменении подхода к воспитанию в целом: не внешние воздействия формируют личность, а незаметное создание условий побуждения к действию пробуждают заложенные в каждом ученике творческие способности.

Мы рассмотрим разные варианты такой работы, попытаемся проанализировать причины, по которым деятельность возникла и принесла плоды.


  • В начале было слово

У нас в началке- полный день. Это значит, что мы с детьми остаемся после уроков до вечера: гуляем, обедаем, играем, занимаемся, и, в конце, полдничаем.

В первом классе, где я, по совместительству, работаю воспитателем второй половины дня, мы накрываем один большой стол, садимся и обязательно поём «волшебные слова»:

Спасибо Солнцу,

Спасибо Земле

За хлеб, который

У нас на столе.

И пусть у всех людей на Земле

Будет хлеб на столе!

А дальше, спонтанно, может быть отчасти благодаря увлечению Елены Владимировны Тубельской, классного руководителя первого класса, художественными текстами, за столом у нас появилась традиция – рассказывать Общую Историю.

Истории получались не всегда гладкие, причесанные, иногда бестолковые, бывало- агрессивные, но всегда – живые, потому что рождались из того, что было недавно прожито в классе.

Вот из нескольких общих историй, доработанных Еленой Владимировной с детьми на уроках, в первой половине дня, и родилась наша сказка «Времена года».

«Далеко-далеко, там, где очень холодно, рос лес ледяных деревьев…» - так начинается первый том книги, «Зима, весна».

Параллельно с сочинением текста про зиму, писали акварелью по влажной солёной бумаге, чтобы создать атмосферу сказочного холодного леса, рисовали волшебные деревья с Еленой Геннадиевной Жулиной на уроках рисования, делали на них снежинки – штампы из кружев, во второй половине дня. Вырезали и клеили чудесных зверей из ватина, тесьмы, пуговиц и бисера, и рисовали вулкан – из акварели с мыльной пеной.

«И вдруг вулкан и правда проснулся, и из него посыпались волшебные живые цветы, которые в понедельник были синими, во вторник- зелёными, в среду – жёлтыми…»

Так закончилась Зима и началась Весна, и появились новые тексты про то, что происходит весной.

«А снег весной – пещерный, облачный, хрустально-зеркальный, лоскутный». К каждой теме- «Снег весной», «Дети весной», «Деревья весной» мы делали на уроках и во второй половине дня иллюстрации в разных техниках: коллаж (с помощью Айгуль Берхеевой, мамы и профессионального иллюстратора), восковые мелки на пастельной бумаге, зеркальная монотипия.

Книгу сшили из листов формата А3 – иллюстрации со строчками текстов, как «раскладушку». Общая длина первого тома составила 39 метров.

Книга приняла участие в школьной выставке детских рукописных книг «Рукобуки-2018» и победила в номинации «Коллективный проект» и «Самая длинная книга».

В сентябре 2018 года мы планируем сделать второй том. Надеемся, что получится еще длиннее, живописнее и волшебнее.


  • Внутренние миры

Идея сделать в школе Музей эмпатии родилась у педагога из нашей команды параллели шестых классов, Дружининой Любови Михайловны.

Эмпатия – это способность идентифицироваться с другим человекомпочувствовать точто он ощущает. Тема эмпатии удивительно хорошо, на наш взгляд, совпала с возрастными особенностями шестиклассников. У них появилась возможность понять себя и, одновременно, еще раз задуматься о том, что в мире существуют другие люди, со своими чувствами и мыслями. Дела в том, что проблемы познания себя, как и общения, соприкосновения «Я» с миром для подростков крайне актуальны. В этом возрасте меняются и отношения в классах, они, зачастую, становятся более напряженными. Для решения этих проблем мы и начали делать проект «Музей эмпатии».

Мы решили, что каждый класс сделает свой зал музея.

Один из шестых классов, с помощью Аллы Валерьевны Кривошеиной, руководителем нашей команды, придумал зал, посвященный введению в тему эмпатии, информационной части, с небольшим музеем вещей, принадлежащим разным людям и с рассказом об этих людях.

Другой класс, под руководством Л.М. Дружининой, спроектировал интерактивный зал, где посетителю было предложено отвечать на вопросы по разным темам. Например: «Какие эмоции Вы испытываете, глядя на эту картину?». Предварительно ребятами была проведена работа по сбору информации - они сами отвечали на задаваемые вопросы, и создали своеобразный банк данных.

Наш класс придумал собрать из дорогих нам вещиц, картинок, всего, что отвечает нашему внутреннему состоянию, визуальные образы своих внутренних миров, чтобы показать их другим людям и дать возможность понять нас. Такая невербальная подача, на мой взгляд, соответствовала «характеру» класса в целом.

Чтобы глубже исследовать тему эмпатии, мы поехали в Творческую усадьбу «Гуслица». Это была попытка проникнуть в мир необычной общности людей, которые живут обособленно, занимаясь искусством. В этом небольшом путешествии мы удивительным образом почувствовали себя «своими» в этом странном мире, даже самые недоверчивые из детей раскрылись и поверили живущим в Гуслице людям.

После поездки мы стали делать улицу своего класса с домами, окна в которых ведут во внутренний мир каждого из детей.

Сначала нарисовали эскизы окон и домов, затем приступили к изготовлению макетов. Делали их внеурочно, и на уроках изобразительного искусства и технологии. Работа очень заинтересовала многих детей, они приходили делать свои «окошки» даже тогда, когда это было необязательно, многие работали сверхурочно, стремясь доделать свой проект, сделать его гармоничным.

По сути, этот проект одновременно является индивидуальным и коллективным. Здесь каждый делал свою часть, близкую именно ему, и, в то же время, нужную всем.

Рисовали гуашью, клеили, резали, некоторые писали абстрактные картины на стенах своих домов. Были окна с подсветкой, у некоторых– с множеством деталей, у других они получались минималистичными.


К Деловой игре, проходившей в нашей школе на день ее рождения, и требующей отдельного описания, мы собрали нашу улицу.

В том же кабинете мы поставили макет города Эмпатии, где находится улица. Макет был сделан нами на уроках технологии, также сочинили текст про наш город, начинавшийся так: «В одной стране, на берегу моря, стоит город Эмпатия. Там люди говорят на разных языках, но все равно понимают друг друга.

Улицы здесь состоят из непохожих друг на друга домов. В каждом доме – одно или несколько окошек, а внутри этих окон – миры ….

В окнах собраны: любимые цвета, формы, картинки, предметы - всё, что отражает внутренний мир конкретных людей, живущих на улице города…»

Мы выбрали экскурсоводов и поставили в центре зала музея столы для мастер-класса, интерактивной части нашего музея. Каждый посетитель музея мог нарисовать окно в свой внутренний мир и прикрепить его на специальной доске, здесь же висели наши эскизы.

И два дня, с 9-00 до 14-00, пока в школе шла Деловая игра, наш зал Музея эмпатии, наряду с залами этого же музея двух других классов, принимал посетителей. Их было не очень много, но отзывы мы получили восторженные, некоторые пишут до сих пор: «Чудесные маленькие миры!».

В дальнейшем мы планируем, вместе с другими классами параллели, участвовать с этим проектом в городской проектной Конференции.


  • Общий анализ результатов

Творческая деятельность в школе почти всегда проходит на стыке предметов, наук и искусств.

Так, в первой из описанных работ, над книгой «Времена года», возник синтез художественного слова, живописи и декоративно-прикладного искусства, также тут использованы и наблюдения детей за окружающим миром.

Вся деятельность здесь родилась спонтанно, из самой жизни во второй половине дня, являясь для детей продолжением их неформального, живого существования в нашей школе. Такой подход очень важен и показателен, на мой взгляд, именно для младшего школьного возраста, когда происходит вхождение ребенка в процесс обучения, и плавный вход гарантирует как раз безопасность этого процесса для нервной системы детей, для их дальнейшего успешного обучения. Ведь довольно часто учителя и родители сталкиваются с возникновением чувства отторжения к учёбе, появляющимся уже в первых классах. Интересная работа, «вырастающая» из жизни ребенка, проходящая непрерывным процессом через весь процесс обучения, с утра до вечера, помогает и почти гарантирует возникновение интереса к любой школьной деятельности.

В проекте «Музей эмпатии», мы объединили социологию, психологию, живопись, макетирование, декоративно-прикладное искусство.

Тут тема проекта, напротив, была задана учителями нашей команды детям формально, по причине возникновения возрастной проблемы, связанной с отношениями в классах. Но, поскольку сама тема оказалась близкой подросткам, один из способов решения проблемы, в виде проекта Музея эмпатии, получился достаточно удачным. Дети втянулись в процесс создания зала музея, проектируя свои «окошки» и «дома», налицо было и возникновение чувства сотрудничества.

Таким образом, возникновение деятельности, ее причины могут быть различны, но они всегда должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей. Кроме того, желательно, чтобы цели коллективного дела были социально значимыми и полезными и другим людям.

На основе синтеза наук и искусств, в нашей школе традиционно рождаются проекты, ролевые игры, межпредметные погружения и проживания. И такой синтез, на мой взгляд, является очень хорошей помощью в обучении, потому что позволяет ребенку понять, для чего нужен предмет, увидеть применение своих знаний и умений на практике и убедиться в их значимости, ощутив результат.

И пусть в первых пяти классах в коллективной деятельности зачастую тоже участвуют родители, но участие это не «за ребенка», а «вместе с ребенком», здесь это не минус, а плюс. Ведь в коллективной работе – чем больше участников вовлечено в процесс, тем он интереснее и позитивнее, и, кончено же, тем качественнее результат.

Однажды, общаясь с потрясающим педагогом нашей школы, Папой Карло, Виктором Рольбиным, я услышала такие слова:

- Не обижают у вас в классе никого?

- Случается, - ответила я, - Но пытаемся справляться.

И я рассказала про встречи с родителями и детьми вне школы, в выходные, образовательные поездки…

- Нет, - покачал головой Папа Карло, - это все хорошо, но нужно общее дело, больше тут ничего не поможет!

Я согласилась с ним: только дело, в котором с увлечением участвуют все дети, поможет по-настоящему сплотить любой коллектив.

Таким образом, пытаясь добровольно вовлечь в коллективное творческое дело максимальное количество участников, мы добиваемся не только внешнего результата, в виде побед и участия в конференциях, выставках и конкурсах, но и глубочайшего педагогического эффекта.







Источники:


  1. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н.  Ступеньки к творчеству. М.: Редакция журнала «Искусство в школе»,1995. – 144 с.

  2. Иванов И.П. Методика Коммунарского воспитания. И.П. Иванов Просвещение 1990. - с. 59-63.

  3. Учитель, который работает не так (опыт развития индивидуальности учеников и учителей в массовой школе). Под ред. А. Н. Тубельского. — М.: Изд-во Московского Центра вальдорфской педагогики, 1996. — 336 с.

  4. Синтез искусств как фактор развития детского творчества. РубанТатьяна Геннадиевна, Таранцева Марина Сергеевна, Сапрыкина Любовь Игнатьевна

http://euroasia-science.ru/pedagogicheskie-nauki/sintez-iskusstv-kak-faktor-razvitiya-detskogo-tvorchestva/

  1. Коллективный творческий проект как способ повышения качества образования младших школьников. Пишукова Т.Н.

https://infourok.ru/statya-kollektivniy-tvorcheskiy-proekt-kak-sposob-formirovaniya-universalnih-uchebnih-deystviy-mladshih-shkolnikov-1048435.html

  1. Большая психологическая энциклопедия

https://psychology.academic.ru/2951/%D1%8D%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F




8


КТД.zip Скачать
Обсуждение материала
Сергей Колодин
18.09.2018 09:21
Наталья,
прошу Вас добавить логотип Портала в верхний колонтитул Вашей разработки и оформить титульный лист. О том, как разместить логотип см. здесь.

С уважением, С.А. Колодин.
Наталья Денисова
4.12.2018 23:33
Сергей, мне нужно переоформить материал и выложить заново?
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос