Проект детский познавательно-исследовательский, творческий: «Маленькие огородники» для детей 3- 4лет
Панина Елена Геннадьевна, Евдокимова Елена Ивановна
Московская область, Раменский район, д.Островцы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №18
Дошкольное
образование
Проект детский познавательно-исследовательский, творческий:
«Маленькие огородники»
для детей 3- 4лет
Поговорка:
Всякому овощу свое время.
Актуальность и социально-экономическая значимость: Как только ребенок родился, он становиться первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о условиях необходимых для их роста. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о огородных культурных растениях. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, художественно-эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Проблема проекта: Можно ли вырастить лук, фасоль и горох в помещении? Как выращивать лук, горох и фасоль, как за ними ухаживать и что они любят?
У детей младшего дошкольного возраста интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный - с 04.04.2018г. – 30.04.2018г.
Руководители проекта: Воспитатели- Панина Е.Г., Евдокимова Е.И.
Участники проекта: дети, родители,
Возраст детей: 3-4года
Идея проекта: Во время прогулки воспитатель показала детям огород на территории детского сада и нашу грядку на которой мы будем сажать лук, горох и фасоль, затем спросила детей можно ли вырастить все эти овощи в помещении: дети все дружно ответили, что нет и поэтому у нас родилась идея провести познавательно-исследовательский, творческий проект «Маленькие огородники» и узнать, как растут овощи (лук, горох, фасоль)
Цель проекта: Формирование у детей интереса к познавательно - исследовательской деятельности по выращиванию огородных культурных растений (лук. горох, фасоль) в комнатных условиях. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую и творческую деятельность.
Задачи проекта:
-
Сформировать мотив участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта;
-
Обогащать представления о растениях и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности;
-
Сформировать представление о жизни овощей, как живых существ (они растут, могут быть здоровыми и больными).
-
Дать наглядное представление детям о необходимости света и тепла для роста;
-
Развивать интерес к развитию и росту растений, наблюдательность и любознательность;
-
Формировать представления о структуре трудового процесса;
-
Развивать интерес к посадке растений (лук), посеву крупных семян (фасоли, гороха);
-
Развивать умение узнавать и называть части растения.
-
Создать условия для участия родителей в образовательном процессе;
-
Совместно со взрослым устанавливать взаимосвязь «цель — результат» в труде.
-
Формировать чувство ответственности при уходе за растениями: вовремя полить, рыхлить почву;
-
Способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки.
Интеграция образовательных областей в проекте «Маленькие огородники».
Познавательное развитие (ведущая деятельность – познавательно-исследовательская, игровая) беседы, обсуждения, дидактические игры.
Художественно-эстетическое развитие (ведущая деятельность –творческая) рассматривание иллюстраций, участие детей и родителей в конкурсе по оформлению «Огорода на окне».
Социально-коммуникативное развитие (ведущая деятельность – коммуникативная, игровая практическая) беседы, обсуждения, дидактические игры.
Речевое развитие (ведущая деятельность –коммуникативная) беседы, обсуждения, заучивание потешек, пословиц, стихотворения, чтение и пересказ сказок.
Физическое развитие (ведущая деятельность – двигательная) подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, зрительная гимнастика. Режимные моменты (интеграция разных видов деятельности) самообслуживание, использование проблемных ситуаций, КГН, игра и т.д. Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами –совместное творчество, консультирование, рекомендации, творческие задания и т.п.
Ожидаемый результат:
-
Дети познакомятся с культурными огородными растениями;
-
Дети знают и применяют полученные знания по уходу за культурными огородными растениями;
-
С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений;
-
С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала;
-
У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру;
-
Формирование у детей уважительного отношения к труду;
-
Создание в группе огорода на подоконнике;
-
Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье. Активно участвуют в подготовке материалов для обучения детей, подборка семян для посадки, в организации и оформлении огорода на подоконнике.
1 этап Подготовительный.
Содержание деятельности воспитателя и детей:
- определение темы Проекта;
- формулировка цели и определение задач;
- Сбор материала необходимого для реализации проекта
Организация предметно – развивающей среды по теме проекта;
материал, дидактические, сюжетные игры, физкультминутки, фото, семена,
муляжи овощей, материалы для посадки);
- составление плана основного этапа Проекта;
Работа с родителями:
- беседа с родителями о предстоящей работе;
- подготовка семян и луковиц;
2 этап: Проблемно- деятельностный.
План реализации проекта.
Совместная деятельность воспитателя и детей по работе над проектом |
Взаимодействие с родителями |
Организация предметно- пространственной среды |
- Беседа «Волшебные семена», Дидактическая игра «Чье семечко?» Цель: Обобщить представления детей о семенах и росте, и развитии овощей, развивать самостоятельные обследовательские действия, воспитывать познавательный интерес к жизни растений; - Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Цель: Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений; - Игра - беседа «Огород» Цель: Рассказать детям для чего необходимы человеку овощи, закрепить знания какие существуют виды овощей, особое внимание уделить луку, гороху, фасоли - Беседа «Как вода помогает растениям?» Цель: способствовать появлению стремление пожалеть растение: способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями - Исследуем вместе с детьми Цель эксперимента: Выяснить, почему от лука плачут; - Практическая деятельность: Посадка лука, гороха и фасоли Цель: развивать умение планировать процесс посадки огородных культур, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать познавательный интерес и желание ухаживать за посадками - Опыт – наблюдение за ростом лука, гороха, фасоли Цель: Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна. - Труд в уголке природы Цель: Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) - Оформление дневника наблюдений Цель: Зафиксировать наблюдение за растениями, через художественное творчество (рисование лука, гороха и фасоли) - Дидактические игры: . «Угадай на ощупь» Цель: Формировать знания о признаках овощей, развивать речь, логическое мышление; . «Что сначала, а что потом?» Цель: закрепить знания детей об основных стадиях роста овощей. Развивать внимание, связную речь. . «Собери из частей целое» Цель: научить ребенка видеть целостный образ по его отдельным частям, игра развивает внимание, память, мышление, мелкую моторику. - Рассматривания алгоритма роста гороха, фасоли Цель: Познакомить детей с алгоритмом роста семени. - Изготовление настольного театра «Сказка про горох» Цель: Помочь детям вспомнить знакомые сказки; вызвать желание рассказать о том, что случилось с героями произведений, подсказывая им нужные слова. Учить детей совместному со взрослым пересказу сказки «Сказка про горох». - Лепка из соленого теста: Коллективная работа «Стручок гороха» Цель: Продолжать учить детей лепить из соленого цветного теста. Совершенствовать приемы лепки: раскатывание (прямое и круговое), придавливание, загибание, соединение. Познакомить детей со словами: горсть. Ввести в активный словарь слова: горох, горошек, горошина. Закрепить знания о цвете, упражнять в назывании цвета. Развивать память, фантазию, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать сосредоточенность, аккуратность. - Разгадывание загадок об огородных культурах. - Чтение худ. литературы «Сказка про горох и фасоль» Цель: Продолжать учить детей слушать художественные произведения и пересказывать их с использованием мнемотаблицы - Чтение сказки «Пых», «Веселый огород», «Спор овощей» - «Терапевтическая сказка о полезных овощах». -
Чтение пословиц об овощах «Ходят капельки по кругу» Цель: Формировать умение выполнять бег, не наталкиваясь друг на друга с согласованием движения рук и ног. Формировать умение сохранять устойчивое положение тела и правильную осанку. Развивать движение разнообразных форм двигательной активности. Развивать быстроту и ловкость. Развивать слуховое внимание и умение двигаться по словам текста. Воспитывать дисциплинированность и активность - Мешочки, наполненные горохом или фасолью «Пронеси мешочек на голове» (равновесие) «Перешагни (обойди между) мешочками»; (координация движений) «Помни мешочек в руках» (мелкая моторика «Перепрыгни через мешочек» (прыжки) - Сюжетно-ролевые игры: Закрепление знаний детей в сюжетно-ролевых играх: «Семья», «Овощной магазин», «Накорми куклу обедом» |
Цель: Обсудить участие в конкурсе «Огород на окне», сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта; - консультация для родителей «Огород на окне» Цель: Просвещать родителей по данной теме;
- консультация для родителей «Лук от семи недуг» - предложить родителям приобрести для проведения проекта контейнеры, землю, луковицы для посадки;
- домашние задания: просмотр и обсуждения мультфильма «Веселый огород»;
- подборка литературы про овощи с участием родителей;
- предложить родителям приобрести семена фасоли и гороха для проведения проекта;
- помощь родителей в оформлении «Огорода на окне»;
- консультация для родителей «Трудовое воспитание в семье» Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания.
- домашнее задание: Прочитать совместно с детьми сказку про горох, помочь детям пересказать сказки. - предложить родителям совместно с детьми дома изготовить иллюстрацию огородные культуры (лук, горох, фасоль) и описание к ним.
- помощь родителей в создании мультфильма своими руками в смешанной технике «Сказка про горох». - Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами с мая по август |
-иллюстрации: Огорода, овощей и т.д. по теме проекта, -распечатанные раскраски- лук, горох, фасоль. - карандаши, -краски гуашевые, - цветная бумага – изготовление стручков фасоли и гороха для мультфильма; - соленое тесто для лепки гороха и фасоли; - карты наблюдений за ростом лука, гороха и фасоли; -костюмы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр; - подбор художественной литературы по тематике, - строительный материал: палочки от мороженного- для изготовления домика, колодца и забора по сказке. - подбор и просмотр мультфильмов и видеоматериала об огороде и что растет на грядках; - рекомендуемый материал речевого сопровождения к проекту –загадки, пословицы; - подборка и изготовление дидактических игр по теме проекта. |
3 этап - Творческий: Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов и решили, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах
Продукт проекта:
-
Участие в конкурсе ДОУ «Огород у нас хорош, все что хочешь здесь сорвешь»
-
Мультфильм своими руками «Сказка про горох»;
-
Оформление дневника наблюдений;
-
Презентация проекта «Маленькие огородники»
-
Изготовление альбома иллюстраций с описанием огородных культур (лук, горох, фасоль) сделанные совместно родители и дети.
Рефлексия:
-
Дети называют и различают культурные огородные растения (лук, горох, фасоль) (25% - 80%);
-
У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях;
-
В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений;
-
Дети увидели многообразие посевного материала;
-
Дети стали бережнее относиться к растительному миру;
-
В группе был создан огород на окне;
-
Дети стали более уважительно относиться к труду;
-
Проводимая работа позволила воспитать у детей трудолюбие, бережное отношение к растениям, дети научились работать вместе, помогать друг другу.
Список использованной литературы:
-
Вербенец А.М., Сомкова О.Н., О.В. Солнцева Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология - СПб. «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2015 год.
-
Воронкевич О.А. Детские экологические проекты – СПб. «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2014 год.
-
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб. «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2003 год.
-
Бондаренко Т. М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. – Волгоград: ТЦ «Учитель», 2002.
-
Масленникова О.М., Филиппенко А.А., Экологические проекты в детском саду – Волгоград: ТЦ «Учитель», 2008 год.
-
Михайлова З.А., Полякова М.Н., Ивченко Т.А., Березина Т.А., Н.О. Никонова. Образовательная область «Познавательное развитие» (Методический комплект программы Детство) - СПб. «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2016 год.
-
И. А. Лыкова Лепка из соленого теста с детьми 3-4 лет – Москва. «Мозаика-Синтез», 2017 год.
- Интегрированный, практико- ориентированный проект на тему: «Калейдоскоп профессий»
- Проект познавательно-творческий, игровой: «Белоснежная зима –Новый год нам принесла» для детей 3-4 лет
- Мастер –класс с родителями: «Галерея - творчества» (обмен опытом и творческими находками с привлечением родителей воспитанников) «Мы создаем мультфильмы с детьми»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»