Развитие мелкой моторики посредством ручного труда у детей дошкольного возраста
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПОСРЕДСТВОМ РУЧНОГО ТРУДА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Фокина Н.А.
Воспитатель высшей категории
МОУ Центр развития ребенка №13
Г. Волгоград
Одной из самых актуальных и важных задач для педагогов и родителей является развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, т.к. она играет значительную роль не только в подготовке руки к будущему письму и формированию навыков самообслуживания, но также неразрывно связана с речевой и мыслительной функциями. Для начала предлагаем осветить сам исследуемый термин.
Тема исследования развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах многих российских и зарубежных ученых, рассматриваемых данный термин как со стороны физиологии и биологии, так и с психолого-педагогической точки зрения. Так, например, отечественные физиологи И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов объясняли необходимость развития мелкой моторики тем, что центры в головном мозге, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко друг к другу. Соответственно, развивая мелкую моторику, мы активизируем не только те отделы коры головного мозга, которые непосредственно отвечают за выполнение произвольных движений рук, но и близлежащих речевых зон.
В педагогике больших успехов в изучении данной темы добилась Мария Монтессори, которая также заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. В своих работах автор придавала большое значение сенсорному развитию ребенка – ощущению, восприятию, представлению. Развитие данных сенсорных процессов закладывает определенные предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов, таких как памяти, воображения, мышления. В свою очередь, сенсорное развитие напрямую связано с развитием мелкой моторики рук, т.к. осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире.
По мнению многих педагогов период с момента рождения ребенка до трех лет – это наиболее важный и благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать с самого раннего возраста. Так, например, грудным младенцам рекомендуется массировать пальчики, тем самым воздействуя на «активные точки», связанные с корой головного мозга.
Как уже отмечалось ранее, именно младший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития мелкой моторики рук и связанных с ней высших психических функций. Для эффективного развития точной ручной координации в этот период крайне необходимо чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Помимо развития мелкой моторики рук благодаря занятиям по ручному труду у детей совершенствуются умения и навыки работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами, а также вырабатываются такие качества как самостоятельность, аккуратность, оригинальность подхода к решению задач.
Ручной труд является одним из самых любимых видов деятельности у детей. Рисование, лепка, аппликации, выкладывание узоров из мозаики, конструирование – все это вызывает у дошкольников необычайный интерес и стимулирует их познавательную активность. Еще одним положительным аспектом занятий ручным трудом является возможность проведения его в малых группах. Таким образом, дети не только совершенствуют свои ручные навыки, но и делятся своими впечатлениями, учатся взаимодействовать со сверстниками, а также получают положительные эмоции от конечного результата своей деятельности. Рассмотрим подробнее некоторые виды ручного труда.
Аппликация и конструирование. Бумага – это один из самых универсальных и доступных материалов, который незаменим для развития мелкой моторики. Детей в изготовлении поделок из бумаги привлекает возможность использовать их в дальнейших играх, театральных представлениях, инсценировках. При работе с ножницами и клеем дошкольники приобретают необходимые навыки взаимодействия с данными инструментами, что в будущем позволяет им безгранично использовать свое воображение для реализации своих задумок в изготовлении аппликаций. Также нужно отметить, что, несмотря на кажущуюся простоту действий с бумагой, конструирование является сложным видом деятельности, требующее от малыша усидчивости, внимательности и терпения. Таким образом, при работе с бумагой совершенствуется не только точность мелких движений, но и развивается фантазия, воображение, а также формируются такие черты характера как целеустремленность, усердие.
Лепка, как разновидность ручного труда, дает ребенку удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. При этом необходимо заметить, что чем разнообразнее материал, из которого лепит дошкольник, тем увлекательнее будет для него данное занятие и тем разнообразнее будут его знания об окружающем мире. Занятия данным видом ручного труда развивают мелкие мышцы пальцев, глазомер, и что не менее важно, во время лепки ребенок знакомится с объемными формами предметов, осознает взаимосвязанность частей, развивая тем самым свое пространственное мышление.
Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод о том, что развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка, оказывая прямое влияние на речевую функцию, а также на формирование высших познавательных процессов. Работу по развитию тонкой координации и ручной умелости необходимо начинать с самого раннего возраста, массажируя пальчики грудного малыша. По мере взросления ребенка незаменимыми в этой работе становятся занятия по ручному труду. Рисование, лепка, конструирование, изготовление поделок, складывание мозаики и другие разновидности ручной работы – все это оказывает значительное влияние на развитие мелкой моторики, а также на обогащение знаний ребенка об окружающем мире.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
-
Беззубцева В. Г., «Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму»./ В. Г., Беззубцева, Т. Н. Андриевская - М., ГНОМ и Д, 2003.- 82с.
-
Венгер Л.А., Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. / Л.А. Венгер., Е.Г. Пилюгина - М.: Просвещение , 1998.- 69с.
-
Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л. С. Выготский Собр. соч. В 6 т. – М., 1983. - Т. 4.- 156 с.
-
Гаврина С. Е., Щербинина С. В. Умные пальчики. Развиваем мелкую моторику. / С. Е. Гаврина, С. В. Щербинина– Спб: Питер, Изд.: АСТ, 2010.- 35с.
-
Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю. Как развивается малыш в раннем возрасте./ Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова - М. Детская психология для родителей, 2008. – 55с.
-
Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. / Голубев В.В. - М.: Академия, 2003.-139 с.
-
Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. / Н.И. Жинкин, Книга «В защиту живого слова». - М. Логос, 2006. – 241с.
-
Лурия А.Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга. -/ А.Р. Лурия - М., Академический проект, 2000 – 81с.
-
Соловьева Н.Г.Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью техники бумагопластика. Айрис-Пресс, 2004.- 62 с.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
прошу Вас оформить материал в соответствии с критериями
С уважением, С.А. Колодин.