Сверление
Соловьев Юрий Леонидович
Высшая квалификационная категория
Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск
МКС(К)ОУ «С(К)ОШИ VIII вида № 30»
Слесарное дело
Патракеев «Слесарное дело»
5 класс
Задание на 4 часа
Тема: Сверление. Назначение. Сверлильный станок.
(Слесарное дело. 5 класс.)
Цель: Изучить операцию – сверление, устройство сверлильного станка.
Задачи:1. Изучить значение операции сверления.
2. Изучить устройство сверлильного станка.
3. Научиться выполнять сквозные и глухие отверстия.
Оборудование и инструмент: Сверлильный станок, тиски, ручная дрель, электродрель, заготовка, свёрла, проектор, компьютер, угольник, чертилка, кернер.
Ход урока:
-
Организационный момент. Приготовить кабинет к уроку, написать тему на доске, проверить посещаемость.
-
Повторение пройденного материала.
-
Опиливание металлов;
-
Виды напильников;
-
Поперечное продольное опиливание;
-
Опиливание вогнутого профиля;
-
Притупление острых углов.
-
Изучение нового материала.
-
Назначение сверления. Сверление – это слесарная операция получения отверстий в материале с помощью специальных режущих инструментов – свёрл. Отверстия бывают сквозными и глухими.
-
Устройства предназначенные для сверления: ручные коловороты и дрели, электродрель, шуруповерт, перфоратор, сверлильный станок, токарный станок.
-
Устройство сверлильного станка.
Основанием станка служит чугунная плита. На ней расположены рабочий стол с пазами для закрепления тисков и кнопки пуска и остановки, а также установлена колонка. На колонке размещены: шпиндельная бабка, шпиндель (рабочий вал), рукоятка подачи шпинделя, электродвигатель, шкивы и приводной ремень.
Станок включают нажатием на кнопку пуска. Вращение от электродвигателя передается через шкивы и ремень шпинделю станка. В нижней части шпинделя закреплен патрон, в который вставляется сверло. С помощью рукоятки подачи шпиндель с патроном и сверлом можно поднимать и опускать на колонке. Выключают станок с помощью кнопки «Стоп».
Для безопасной работы на станке шкивы и ременная передача закрыты ограждением (защитным кожухом).
-
Инструменты и приспособления:
Основной рабочий инструмент – сверла. Наиболее распространены спиральные сверла. Бывают с коническим и цилиндрическим хвостовиком. Спиральное сверло состоит из рабочей части и хвостовика. На рабочей части сверла имеются две главные режущие кромки, соединенные поперечной кромкой, две канавки и две узкие полоски – ленточки.
Для закрепления сверл с цилиндрическим хвостовиком применяют трехкулачковый патрон. Для закрепления сверл с коническим хвостовиком используют переходные втулки.
Для закрепления обрабатываемой заготовки на рабочем столе станка используют машинные тиски.
При сверлении отверстий малого диаметра (до 6 мм) для закрепления заготовок обычно применяют ручные тиски.
-
Закрепление изученного материала. Ответы на вопросы по изученной теме.
-
Что такое сверление?
-
Виды получаемых отверстий?
-
Инструменты для получения отверстий?
-
Основные части настольного станка?
-
Инструменты и приспособления для сверления?
-
Правила безопасной работы при сверлении.
Перед началом работы:
-
Надеть спецодежду, застегнуть халат или фартук на все пуговицы, заправить волосы под головной убор. Для предохранения глаз надеть защитные очки.
-
Подготовить рабочее место. Стол станка должен быть чистым и свободным от посторонних предметов.
-
Убедиться в исправности станка.
-
Проверить наличие ограждения ременной передачи.
-
Надежно закрепить обрабатываемую деталь в тисках (или в других приспособлениях).
Во время работы:
-
Быть внимательным, не отвлекаться самому и не отвлекать других.
-
Стоять прямо, не наклоняясь над столом станка.
-
Запрещается прикасаться руками к вращающимся частям станка, тормозить руками патрон или сверло.
-
Производить установку и снятие сверла, смену заготовки только после выключения станка и полной остановки вращения шпинделя.
-
Подводить сверло к заготовке плавно, без усилия и рывков.
-
Не допускать образования длинных, завивающихся стружек – они могут поранить руки и лицо. Во избежание этого делать небольшие перерывы в работе, во время которых удалять стружку, очищая сверло щёткой – смёткой. Удалять стружку только при полной остановке шпинделя.
-
Запрещается применять неисправные или плохо заточенные свёрла.
-
Запрещается охлаждать сверло с помощью мокрой тряпки.
-
Перед остановкой станка отводить сверло от обрабатываемой детали.
-
В случае отключения электрической энергии немедленно нажать кнопку «Стоп».
По окончании работы:
-
Выключить станок. После полной остановки вращения сверла снять деталь и убрать её в отведённое место.
-
Очистить станок от стружки щёткой - смёткой.
-
Практическая часть урока. Просверлить ранее изготовленную заготовку. Основные правила при сверлении:
-
Для того чтобы сверло при работе не «уходило» в сторону и отверстие получилось в строго определённом месте, до сверления нужно разметить и накернить центр будущего отверстия.
-
В конце сверления перед выходом сверла из сквозного отверстия следует уменьшать силу нажима на рукоятку, иначе сверло может поломаться.
-
При сверлении глубоких отверстий надо изредка выводить сверло из отверстия и очищать его щёткой от стружки. Если стружку своевременно не удалять, сверло может застрять в отверстии и сломаться.
-
Подведение итогов, разбор ошибок, выставление оценок.
- Вебинар «Направления и задачи коррекционно-развивающей работы в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования»
- Вебинар «“Дружная семья – крепкая Россия!”: формирование представлений о семье, семейных ценностях и родственных связях у детей дошкольного возраста»
- Вебинар «Воспитывающая школа: от системной концепции к системному воплощению»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»