В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Три "памятника" в русской литературе

Три "памятника" в русской литературе

Ирина Журавлёва
Тип материала: Урок
просмотров: 29271
Краткое описание
Цели урока: сопоставить переводы поэтов XVIII – XIX вв.  оды Горация «К Мельпомене», определить их понимание  роли поэта и поэзии в жизни общества, повторить литературоведческие понятия.
Задачи: отработать навык сопоставительного анализа, научить выделять главное, систематизировать данные, делать обобщения, обучение выразительному чтению, развить умение определять средства выразительности речи.
Описание
Урок литературы в 9 классе. Тема: «Три «памятника» в русской литературе».
Цели урока: сопоставить переводы поэтов XVIIIXIXвв. оды Горация «К Мельпомене», определить их понимание роли поэта и поэзии в жизни общества, повторить литературоведческие понятия.
Задачи: отработать навык сопоставительного анализа, научить выделять главное, систематизировать данные, делать обобщения, обучение выразительному чтению, развить умение определять средства выразительности речи.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: портреты М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, тексты стихотворений.
Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор – к смерти всё готово. Всего прочнее на земле – печаль, И долговечней – царственное слово. А. А. Ахматова Ход урока: I. Слово учителя.

Тема литературного памятника занимает значительное место в творчестве русских поэтов. Поэту небезразлично отношение читателей к его творчеству, в том числе читателей-потомков. Не случайно в жизни каждого мастера художественного слова наступает период, когда он испытывает желание оглянуться назад, с тем чтобы увидеть и проанализировать сделанное им в течение жизни. Именно в этот момент создаются условия для стихотворения-“памятника”.
(Слайд 2) Родоначальником «литературного памятника» был древнеримский поэт «золотого» века римской литературы Квинт Гораций Флакк(65 — 8 гг. до н.э.). О своей посмертной славе как поэта он говорит в оде «К Мельпомене». (Мельпомена— в древнегреческой мифологии одна из 9 муз, покровительница трагедии.)
а) Прежде чем знакомиться с одой Горация, расскажите об особенностях жанра оды.

(Слайды 3 — 4) Индивидуальное задание.(О́да — это поэтическое, а также музыкально — поэтическое произведение, которое отличается торжественностью и возвышенностью и посвящено какому-нибудь событию или герою. В Древней Греции одами первоначально называли хоровые песни на разные темы, сопровождавшиеся музыкой и танцами. Постепенно, сначала в античной поэзии, а потом и в творчестве европейских поэтов-классицистов, ода стала одним из самых распространённых и строгих с точки зрения содержания и формы жанров «высокой», торжественной лирики. Прославленными одописцами древности были Пиндар и Гораций, воспевшие богов и героев. Классицистическая ода была торжественным, ораторским жанром, в котором сильные эмоции соединялись с рассудительностью, «пиитический» восторг — с холодной логикой. Важнейший содержательный признак оды — «высокий» предмет (монарх, полководец, событие государственной важности, общественная добродетель, религиозная мораль). Формальные особенности жанра требовали использования четырехстопного ямба и строфы, состоявшей из десяти стихотворных строк с делением на три части: первая часть состояла из четырёх строк, вторая и третья — из трёх строк. Все десять стихов в одической строфе
объединялись строгой системой рифмовки: abab ccd eed.
Важная сторона формы оды — композиция, придававшая стихотворению стройность, смысловую завершенность и убедительность. Как правило, ода начиналась вступлением (одна или две строфы), в котором поэт говорил о предмете, послужившем источником его поэтических восторгов. В первых строфах могло быть и обращение к музе. Затем следовала центральная, большая по объёму и наиболее важная в содержательном отношении часть оды. Завершалось стихотворение заключительной морализаторской строфой-выводом. В ней поэт высказывал обобщающее суждение, нередко имевшее прямое отношение к «герою» оды.
Патетика оды требовала особого стиля. Он достигался использованием высокой, книжной лексики, прежде всего архаизмов, метонимических перифраз, аллегорий. Огромную роль играли интонационно-синтаксические средства: восклицания и риторические вопросы, инверсии, необычные синтаксические конструкции.).


б) (Слайд 5) Чтение учителем самого близкого к оригиналу перевода оды Горация «К Мельпомене»Петра Петровича Семёнова-Тянь-Шанского. Вопрос: как вы поняли смысл оды Горация?(Речь в оде Горация «К Мельпомене» идёт о процессе творчества, о его цели и смысле. Гораций говорит: «Я считаю себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи».)
Учитель: Знаменитая ода Горация вызвала множество подражаний. Её переводили многие поэты разных времён: поэта во все века волновало, останется ли что – то после него. Перевод оды Горация М. В. Ломоносовым был первым в русской литературе, он послужил основой для стихотворений Г.Р. Державина и А.С. Пушкина о нерукотворном “памятнике”, как бы подводящем итог творческой деятельности поэта. На сегодняшнем уроке мы сопоставим переводы оды Горация М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина и А.С. Пушкина, а также проследим, как развивается тема поэта и поэзии в этих произведениях, найдём черты сходства и отличия в позициях авторов, сравним художественные средства, использованные поэтами для выражения своей точки зрения.
II. Групповая работа:
Первая группа будет анализировать «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» М. В. Ломоносова, вторая группа – «Памятник» Г. Р. Державина, третья – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А. С. Пушкина.
а) Выразительное чтение стихотворений учащимися.
б) Словарная работа:
1 группа. 1. Чтение оды М. В. Ломоносова.(Слайд 6).
2. Словарная работа.(Слайд 7).
Аквилон(лат. aquilo (aquilonis) — «северный ветер») — древнеримскоеназвание северо-восточного, иногда северного ветра. Как и другие ветры, Аквилон представляли божеством, олицетворявшим эту силу природы, соответствовал древнегреческому Борею.

Авфид — река в южной Италии, на родине Горация.

Давнус— Давн, легендарный царь Апулии, родины Горация.
Стихи эольски. Эолийские (по наименованию одного из греческих племён) стихи считались образцом древнегреческой лирики; разработаны в латинской поэзии преимущественно Горацием.
Алцейской лирой. Альцей (Алкей) — древнегреческий лирик VII з. до н. э. Писал на эолийском диалекте.
Дельфийским лавром. В Дельфах находился главный храм Аполлона, священным деревом которого считался лавр.
2 группа.(Слайды 8 — 9). 1. Чтение «Памятника» Г. Р. Державина (или аудио). (Слайд 8).
2. Словарная работа. (Слайд 9).
Тлен гниение, распад.
Доколь– до тех пор, пока.
Славянов род– имеются в виду русские люди.
Рифей– Уральские горы.
В народах неисчётных– нельзя перечесть, их много.
Добродетели– положительные качества человека.
Возгласить – рассказать.
Фелица– здесь: Екатерина II.
Муза– вдохновительница поэта.
Чело– лоб.
3 группа. 1. Чтение стихотворения А. С. Пушкина (или видео).(Слайд 10).
2. Словарная работа. (Слайд 11).
Александрийский столп — Александровская колонна, памятник Александру I в Петербурге на Дворцовой площади.
Пиит– поэт.
Всяк сущий в ней язык– народности, населяющие Россию.
Восславил я Свободу — имеется в виду вольнолюбивая лирика Пушкина.
III. Анализ (по группам).
1. Как можно по стилю и лексике определить время написания стихотворений и их автора?
(1747 г. – Ломоносов, 1795 г. – Державин, 1836 г. – Пушкин. В переводе Ломоносова архаичный язык: «сотреть», «едка древность», «препятством», «взгордися» и т. д. В переводе Державина язык менее архаичный: «вселенна», «неисчётных». Язык стихотворения Пушкина понятный, хотя и встречаются устаревшие слова: «доколь», «пиит»…).
2. Какая тема объединяет стихотворения? (Тема поэта и поэзии).
3. Какие черты биографии поэтов нашли отражение в стихотворениях?
(Слайд 12)(М. В. Ломоносов был сыном крестьянина – помора, т. е. он не мог похвастать родовитостью. Но он стал учёным – энциклопедистом. Широко известны его открытия в области химии, физики, литературы и др. наук. Поэт испытывает двойственное чувство: и гордости, и горечи. Гордости потому, что прекрасно понимал, как много он сделал для России («Отечество моё молчать не будет, Что мне беззнатной род препятством не был…»). Ломоносов одним из первых в русской литературе заговорил о высоком назначении поэта. Он ставил творчество поэта вровень с государственной работой. Поэт испытывает горечь оттого, что его труд не был по достоинству оценён царицей и власть имущими. Автобиографический элемент, введённый поэтом в стихотворение, можно рассматривать как ответ Ломоносова тем, кто попрекал его крестьянским происхождением, а сам, будучи родовитым и имеющим большие возможности, ничего не сделал для России.)
(Слайд 13)(Г. Р. Державин гордится, что первым
…дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить. Это биографический факт, т. к. Державин был одним из немногих приближённых императрицы, кто не боялся критиковать её деяния. Главными врагами Державин считал тех, кто забывал «общественное благо», интересы народа, кто сибаритствовал при дворе.
В 1782 году поэт пишет оду «Фелица», где « разрушает» жанр торжественной оды, соединив в ней похвалу императрице с сатирой. Державин рисковал, однако Екатерина II, прочитав оду, растрогалась до слёз и стала интересоваться автором произведения. Поэт был представлен императрице и облагодетельствован ею. Публикация оды сразу сделала Державина знаменитым. Он вошёл в число первых поэтов России.)
(Слайд 14)(А. С. Пушкин тоже внёс в стихотворение биографический элемент:
Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.
Александр Iсчитал, что Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами», что за его вольнолюбивые стихи его надо сослать в Сибирь. Поэт не призывал в своих стихах к свержению власти, однако он ратовал за соблюдение закона, он мечтал о коренном переустройстве России, о свободе народа. Попытка лучших людей России уничтожить крепостничество потерпела неудачу. Пушкину пришлось пережить не только взлёт, но и крах декабристского движения. Но своим вольнолюбивым взглядам он не изменил ни в ссылке, ни после расправы царя с революционерами. Лирика А. С. Пушкина пробуждает в людях доброту, милосердие, стремление к свободе и справедливости.

4. Какими видят поэты границы своего творческого бессмертия? (Ломоносов: поэт будет жив, пока живо его Отечество; Державин: поэтическая слава столь же вечна, как и слава всего “славянского племени” («Доколь славянов род вселенна будет чтить»); Пушкин: пока существует человечество («…доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит»).

5. Каковы отношения между Музой и поэтом? Как поэт обращается к Музе?
(Для Ломоносова Муза – высокая покровительница, для Державина – верная подруга поэта, для Пушкина – соратница на великом поприще поэзии.)

6.Какой стихотворный размер используют поэты, чтобы придать своим стихам чеканность? (Ломоносов и Державин используют шестистопный ямб. У Пушкина первые три стиха каждой строфы — шестистопный ямб, последний — четырёхстопный ямб).

7. Что придаёт торжественность звучанию стихотворений Ломоносова, Державина и Пушкина?

(Ломоносов использует слова «высокого» стиля: “воздвигнул”, “превыше”, “сотреть”, “скончаю”, “возрастать”, “взгордися”, “увенчай”, “внесть”, “отечество”, много слов и выражений, обозначающих реалии античности. Державин тоже использует слова «высокого» стиля: «чело», «возгордись», «возгласить», «дерзнул»… Пушкин использует славянизмы: «воздвиг», «главою», «тленья», «пиит» и др.)

8. Какие средства художественной изобразительности использовали поэты?(Ломоносов: гипербола + сравнение («Превыше пирамид и крепче меди..»), метафоры («Я знак бессмертия себе воздвигнул», «аквилон сотреть не может», «И перьвому звенеть Алцейской лирой»), олицетворение («Отечество мое молчать не будет»
Державин: эпитеты (памятник чудесный, вечный, гром быстротечный,
в сердечной простоте…), гипербола + сравнение («Металлов твёрже он и выше пирамид»), метафора («Я памятник себе воздвиг»);
Пушкин: эпитеты (памятник нерукотворный, главою непокорной, в заветной лире, в жестокий век…), метонимия («…что чувства добрые я лирой пробуждал»), олицетворение («Веленью божию, о муза, будь послушна»), синекдоха («И назовёт меня всяк сущий в ней язык»).

9. С какой целью поэты применяют в своём стихотворении приём аллитерации? (Ломоносов: «Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди…». Державин: «Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит». Пушкин: «К нему не зарастет народная тропа» и др. Аллитерация помогает поэту придать чеканность звучанию стихотворения.)

10. Найдите инверсию в стихотворениях поэтов. Определите её роль.
(Ломоносов: «Не вовсе я умру…», «Взгордися праведной заслугой, муза». Державин: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный… Металлов твёрже он и выше пирамид », «О Муза! возгордись заслугой справедливой…»; Пушкин: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «И славен буду я…» и т. д. С помощью инверсии поэты привлекают внимание читателей к важным в смысловом отношении словам.)

11. Есть ли сходство в композициях стихотворений?
(Вступление, где поэты говорят о предмете, послужившем источником поэтических восторгов. Центральная, большая по объёму и наиболее важная в содержательном отношении часть. Заключение (строфа – вывод), где поэт, обращаясь к музе, высказывает обобщающее суждение.У Державина и Пушкина даже одинаковое количество строф и строк в строфе.)

12. Определите идеи стихотворений.(Основная идея стихотворения Ломоносова – творения делают поэта бессмертным. Державин считает, что цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Пушкин писал не ради “венца”, поэзия – это бескорыстное служение во имя человечества.).

13. Как вы понимаете смысл последней строфы стихотворения Пушкина?(В последней строфе идёт речь «о принципах поэзии, о её независимости от пристрастных мнений, от попыток подчинить её ложным идеалам». Эта строфа связана с первой
( «Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа), т. е. речь идёт о независимости поэта, о его непокорности любой земной власти. Действительно, Пушкин творил свободно, не подчиняясь, в соответствии с собственным представлением о добре и истине.)

14. В каком из стихотворений меньше всего прослеживается личностное авторское начало? Почему?
( У Ломоносова, потому что оннепосредственно занимался переводом оды Горация, хотя и внёс биографический факт. Державин и Пушкин взяли за основу оду Горация, однако использовали тему оды для выражения собственного взгляда на тему поэта и поэзии).16. Как вы думаете, какой перевод взял за основу для своего стихотворения А. С. Пушкин: точный к подлиннику перевод Ломоносова или вольное переложение оды Горация Державиным? Почему? (Державина, т. к. Пушкин не ставил себе целью перевод оды Горация, он хотел выразить свои взгляды по данной теме.)

IV.Вывод: В чём сходство и различие поэтических позиций авторов? (Ломоносов первым в нашей литературе заговорил о высоком назначении поэта, он ставил творчество поэта в один ряд с делами героев и царей. Человек не умирает, если получают бессмертие творения его духа.
В своём “Памятнике” Державин говорит о своих достижениях в “забавном русском слоге”, о “воспитательных” беседах с царями об истине. Поэт говорит о значимости своего творчества для русских, для России: «И слава возрастёт моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить». Пушкин же посмертную славу поэта отождествляет с вечной жизнью: “Нет, весь я не умру, душа в заветной лире // Мой прах переживёт и тленья убежит…”, к нему никогда “не зарастёт народная тропа”. Державинское разделение на “поэта” и “гражданина” у Пушкина отменяется: творческое кредо и человеческий долг для Пушкина нераздельны, едины. Он не учил людей, не проповедовал, но пробуждал “чувства добрые” в их душах, стремясь пробудить к жизни то доброе, что есть в каждой душе – единственное, к чему может и должно апеллировать искусство).
V.Домашнее задание: Сопоставить «Памятник» А. С. Пушкина с «Памятником» одного из поэтов XXвека (В. Брюсова, В. Ходасевича, Я.В. Смелякова или В.С. Высоцкого) – в сильном классе.

Сделать письменный анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» — в слабом классе.
Использованная литература:
1. http://www.bukinistu.ru/obschie-stati/traditsiya-pamyatnika-v-slavyanskih-literaturah.html
2. http://white.narod.ru/memorium2.html
3. http://www.magister.msk.ru/library/pushkin/about/solov002.htm

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Конспект урока Документ Microsoft Office Word.docx Скачать

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif


Автор: Журавлёва Ирина Ивановна

Квалификационная категория: I

Место проживания: г. Кимры Тверской области РФ

Название учебного заведения: МОУ «Средняя школа № 14»

Учебник, по которому ведётся обучение: «Литература 9 класс». Авторы:

В. Г. Маранцман. М. «Просвещение», 1992 год. + В. Я. Коровина. М., «Просвещение», 2007 г.

Тема урока: «Три «памятника» в русской литературе»

Дисциплина: Литература

Класс: 9 класс

Продолжительность урока: 45 минут

Использование информационных технологий: презентация (+ аудио +ссылка на видео в интернете)






































Урок литературы в 9 классе.

Тема: «Три «памятника» в русской литературе».

Цели урока: сопоставить переводы поэтов XVIIIXIX вв. оды Горация «К Мельпомене», определить их понимание роли поэта и поэзии в жизни общества, повторить литературоведческие понятия.

Задачи: отработать навык сопоставительного анализа, научить выделять главное, систематизировать данные, делать обобщения, обучение выразительному чтению, развить умение определять средства выразительности речи.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: портреты М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, тексты стихотворений.

Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор – к смерти всё готово.

Всего прочнее на земле – печаль,

И долговечней – царственное слово.

А. А. Ахматова

Ход урока:

  1. Слово учителя.

Тема литературного памятника занимает значительное место в творчестве русских поэтов. Поэту небезразлично отношение читателей к его творчеству, в том числе читателей-потомков. Не случайно в жизни каждого мастера художественного слова наступает период, когда он испытывает желание оглянуться назад, с тем чтобы увидеть и проанализировать сделанное им в течение жизни. Именно в этот момент создаются условия для стихотворения-“памятника”.

(Слайд 2) Родоначальником «литературного памятника» был древнеримский поэт «золотого» века римской литературы Квинт Гораций Флакк (65 — 8 гг. до н.э.). О своей посмертной славе как поэта он говорит в оде «К Мельпомене». (Мельпомена — в древнегреческой мифологии одна из 9 муз, покровительница трагедии.)

а) Прежде чем знакомиться с одой Горация, расскажите об особенностях жанра оды.

(Слайды 3 - 4) Индивидуальное задание. (О́да — это поэтическое, а также музыкально - поэтическое произведение, которое отличается торжественностью и возвышенностью и посвящено какому-нибудь событию или герою. В Древней Греции одами первоначально называли хоровые песни на разные темы, сопровождавшиеся музыкой и танцами. Постепенно, сначала в античной поэзии, а потом и в творчестве европейских поэтов-классицистов, ода стала одним из самых распространённых и строгих с точки зрения содержания и формы жанров «высокой», торжественной лирики. Прославленными одописцами древности были Пиндар и Гораций, воспевшие богов и героев. Классицистическая ода была торжественным, ораторским жанром, в котором сильные эмоции соединялись с рассудительностью, «пиитический» восторг — с холодной логикой. Важнейший содержательный признак оды — «высокий» предмет (монарх, полководец, событие государственной важности, общественная добродетель, религиозная мораль). Формальные особенности жанра требовали использования четырехстопного ямба и строфы, состоявшей из десяти стихотворных строк с делением на три части: первая часть состояла из четырёх строк, вторая и третья — из трёх строк. Все десять стихов в одической строфе

объединялись строгой системой рифмовки: abab ccd eed.
Важная сторона формы оды — композиция, придававшая стихотворению стройность, смысловую завершенность и убедительность. Как правило, ода начиналась вступлением (одна или две строфы), в котором поэт говорил о предмете, послужившем источником его поэтических восторгов. В первых строфах могло быть и обращение к музе. Затем следовала центральная, большая по объёму и наиболее важная в содержательном отношении часть оды. Завершалось стихотворение заключительной морализаторской строфой-выводом. В ней поэт высказывал обобщающее суждение, нередко имевшее прямое отношение к «герою» оды.
Патетика оды требовала особого стиля. Он достигался использованием высокой, книжной лексики, прежде всего архаизмов, метонимических перифраз, аллегорий. Огромную роль играли интонационно-синтаксические средства: восклицания и риторические вопросы, инверсии, необычные синтаксические конструкции.).


б) (Слайд 5) Чтение учителем самого близкого к оригиналу перевода оды Горация «К Мельпомене» Петра Петровича Семёнова-Тянь-Шанского. Вопрос: как вы поняли смысл оды Горация? (Речь в оде Горация «К Мельпомене» идёт о процессе творчества, о его цели и смысле. Гораций говорит: «Я считаю себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи».)

Учитель: Знаменитая ода Горация вызвала множество подражаний. Её переводили многие поэты разных времён: поэта во все века волновало, останется ли что – то после него. Перевод оды Горация М. В. Ломоносовым был первым в русской литературе, он послужил основой для стихотворений Г.Р. Державина и А.С. Пушкина о нерукотворном “памятнике”, как бы подводящем итог творческой деятельности поэта. На сегодняшнем уроке мы сопоставим переводы оды Горация М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина и А.С. Пушкина, а также проследим, как развивается тема поэта и поэзии в этих произведениях, найдём черты сходства и отличия в позициях авторов, сравним художественные средства, использованные поэтами для выражения своей точки зрения.

II. Групповая работа:

Первая группа будет анализировать «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» М. В. Ломоносова, вторая группа – «Памятник» Г. Р. Державина, третья – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А. С. Пушкина.

а) Выразительное чтение стихотворений учащимися.

б) Словарная работа:

1 группа.

  1. Чтение оды М. В. Ломоносова. (Слайд 6).

  2. Словарная работа. (Слайд 7).

Аквилон (лат. aquilo (aquilonis) — «северный ветер») — древнеримское название северо-восточного, иногда северного ветра. Как и другие ветры, Аквилон представляли божеством, олицетворявшим эту силу природы, соответствовал древнегреческому Борею.

Авфид — река в южной Италии, на родине Горация.

Давнус — Давн, легендарный царь Апулии, родины Горация.

Стихи эольски. Эолийские (по наименованию одного из греческих племён) стихи считались образцом древнегреческой лирики; разработаны в латинской поэзии преимущественно Горацием.

Алцейской лирой. Альцей (Алкей) — древнегреческий лирик VII з. до н. э. Писал на эолийском диалекте.

Дельфийским лавром. В Дельфах находился главный храм Аполлона, священным деревом которого считался лавр.

2 группа. (Слайды 8 - 9).

  1. Чтение «Памятника» Г. Р. Державина (или аудио). (Слайд 8).

  2. Словарная работа. (Слайд 9).

Тлен - гниение, распад.

Доколь – до тех пор, пока.

Славянов род – имеются в виду русские люди.

Рифей – Уральские горы.

В народах неисчётных – нельзя перечесть, их много.

Добродетели – положительные качества человека.

Возгласить – рассказать.

Фелица – здесь: Екатерина II.

Муза – вдохновительница поэта.

Чело – лоб.

3 группа.

  1. Чтение стихотворения А. С. Пушкина (или видео). (Слайд 10).

  2. Словарная работа. (Слайд 11).

Александрийский столп - Александровская колонна, памятник Александру I в Петербурге на Дворцовой площади.

Пиит – поэт.

Всяк сущий в ней язык – народности, населяющие Россию.

Восславил я Свободу - имеется в виду вольнолюбивая лирика Пушкина.

III. Анализ (по группам).

1. Как можно по стилю и лексике определить время написания стихотворений и их автора?

(1747 г. – Ломоносов, 1795 г. – Державин, 1836 г. – Пушкин. В переводе Ломоносова архаичный язык: «сотреть», «едка древность», «препятством», «взгордися» и т. д. В переводе Державина язык менее архаичный: «вселенна», «неисчётных». Язык стихотворения Пушкина понятный, хотя и встречаются устаревшие слова: «доколь», «пиит»…).

2. Какая тема объединяет стихотворения? (Тема поэта и поэзии).

3. Какие черты биографии поэтов нашли отражение в стихотворениях?

(Слайд 12) (М. В. Ломоносов был сыном крестьянина – помора, т. е. он не мог похвастать родовитостью. Но он стал учёным – энциклопедистом. Широко известны его открытия в области химии, физики, литературы и др. наук. Поэт испытывает двойственное чувство: и гордости, и горечи. Гордости потому, что прекрасно понимал, как много он сделал для России («Отечество моё молчать не будет, Что мне беззнатной род препятством не был…»). Ломоносов одним из первых в русской литературе заговорил о высоком назначении поэта. Он ставил творчество поэта вровень с государственной работой. Поэт испытывает горечь оттого, что его труд не был по достоинству оценён царицей и власть имущими. Автобиографический элемент, введённый поэтом в стихотворение, можно рассматривать как ответ Ломоносова тем, кто попрекал его крестьянским происхождением, а сам, будучи родовитым и имеющим большие возможности, ничего не сделал для России.)

(Слайд 13) (Г. Р. Державин гордится, что первым

дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Это биографический факт, т. к. Державин был одним из немногих приближённых императрицы, кто не боялся критиковать её деяния. Главными врагами Державин считал тех, кто забывал «общественное благо», интересы народа, кто сибаритствовал при дворе.

В 1782 году поэт пишет оду «Фелица», где « разрушает» жанр торжественной оды, соединив в ней похвалу императрице с сатирой. Державин рисковал, однако Екатерина II , прочитав оду, растрогалась до слёз и стала интересоваться автором произведения. Поэт был представлен императрице и облагодетельствован ею. Публикация оды сразу сделала Державина знаменитым. Он вошёл в число первых поэтов России.)

(Слайд 14) (А. С. Пушкин тоже внёс в стихотворение биографический элемент:
Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Александр I считал, что Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами», что за его вольнолюбивые стихи его надо сослать в Сибирь. Поэт не призывал в своих стихах к свержению власти, однако он ратовал за соблюдение закона, он мечтал о коренном переустройстве России, о свободе народа. Попытка лучших людей России уничтожить крепостничество потерпела неудачу. Пушкину пришлось пережить не только взлёт, но и крах декабристского движения. Но своим вольнолюбивым взглядам он не изменил ни в ссылке, ни после расправы царя с революционерами. Лирика А. С. Пушкина пробуждает в людях доброту, милосердие, стремление к свободе и справедливости.


4. Какими видят поэты границы своего творческого бессмертия? (Ломоносов: поэт будет жив, пока живо его Отечество; Державин: поэтическая слава столь же вечна, как и слава всего “славянского племени” («Доколь славянов род вселенна будет чтить»); Пушкин: пока существует человечество («…доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит»).


5. Каковы отношения между Музой и поэтом? Как поэт обращается к Музе?

(Для Ломоносова Муза – высокая покровительница, для Державина – верная подруга поэта, для Пушкина – соратница на великом поприще поэзии.)


6. Какой стихотворный размер используют поэты, чтобы придать своим стихам чеканность? (Ломоносов и Державин используют шестистопный ямб. У Пушкина первые три стиха каждой строфы - шестистопный ямб, последний — четырёхстопный ямб).


7. Что придаёт торжественность звучанию стихотворений Ломоносова, Державина и Пушкина?

(Ломоносов использует слова «высокого» стиля: “воздвигнул”, “превыше”, “сотреть”, “скончаю”, “возрастать”, “взгордися”, “увенчай”, “внесть”, “отечество”, много слов и выражений, обозначающих реалии античности. Державин тоже использует слова «высокого» стиля: «чело», «возгордись», «возгласить», «дерзнул»… Пушкин использует славянизмы: «воздвиг», «главою», «тленья», «пиит» и др.)


8. Какие средства художественной изобразительности использовали поэты? (Ломоносов: гипербола + сравнение («Превыше пирамид и крепче меди..»), метафоры («Я знак бессмертия себе воздвигнул», «аквилон сотреть не может», «И перьвому звенеть Алцейской лирой»), олицетворение («Отечество мое молчать не будет»
Державин: эпитеты (памятник чудесный, вечный, гром быстротечный, в сердечной простоте…), гипербола + сравнение («Металлов твёрже он и выше пирамид»), метафора («Я памятник себе воздвиг»);

Пушкин: эпитеты (памятник нерукотворный, главою непокорной, в заветной лире, в жестокий век…), метонимия («…что чувства добрые я лирой пробуждал»), олицетворение («Веленью божию, о муза, будь послушна»), синекдоха («И назовёт меня всяк сущий в ней язык»).


9. С какой целью поэты применяют в своём стихотворении приём аллитерации? (Ломоносов: «Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди…». Державин: «Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит». Пушкин: «К нему не зарастет народная тропа» и др. Аллитерация помогает поэту придать чеканность звучанию стихотворения.)


10. Найдите инверсию в стихотворениях поэтов. Определите её роль.

(Ломоносов: «Не вовсе я умру…», «Взгордися праведной заслугой, муза». Державин: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный… Металлов твёрже он и выше пирамид », «О Муза! возгордись заслугой справедливой…»; Пушкин: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «И славен буду я…» и т. д. С помощью инверсии поэты привлекают внимание читателей к важным в смысловом отношении словам.)


11. Есть ли сходство в композициях стихотворений?

(Вступление, где поэты говорят о предмете, послужившем источником поэтических восторгов. Центральная, большая по объёму и наиболее важная в содержательном отношении часть. Заключение (строфа – вывод), где поэт, обращаясь к музе, высказывает обобщающее суждение. У Державина и Пушкина даже одинаковое количество строф и строк в строфе.)


12. Определите идеи стихотворений. (Основная идея стихотворения Ломоносова – творения делают поэта бессмертным. Державин считает, что цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Пушкин писал не ради “венца”, поэзия – это бескорыстное служение во имя человечества.).


13. Как вы понимаете смысл последней строфы стихотворения Пушкина? (В последней строфе идёт речь «о принципах поэзии, о её независимости от пристрастных мнений, от попыток подчинить её ложным идеалам». Эта строфа связана с первой

( «Вознёсся выше он главою непокорной   Александрийского столпа), т. е. речь идёт о независимости поэта, о его непокорности любой земной власти. Действительно, Пушкин творил свободно, не подчиняясь, в соответствии с собственным представлением о добре и истине.)


14. В каком из стихотворений меньше всего прослеживается личностное авторское начало? Почему?

( У Ломоносова, потому что он непосредственно занимался переводом оды Горация, хотя и внёс биографический факт. Державин и Пушкин взяли за основу оду Горация, однако использовали тему оды для выражения собственного взгляда на тему поэта и поэзии). 16 . Как вы думаете, какой перевод взял за основу для своего стихотворения А. С. Пушкин: точный к подлиннику перевод Ломоносова или вольное переложение оды Горация Державиным? Почему? (Державина, т. к. Пушкин не ставил себе целью перевод оды Горация, он хотел выразить свои взгляды по данной теме.)


IV.Вывод:

В чём сходство и различие поэтических позиций авторов? (Ломоносов первым в нашей литературе заговорил о высоком назначении поэта, он ставил творчество поэта в один ряд с делами героев и царей. Человек не умирает, если получают бессмертие творения его духа.

В своём “Памятнике” Державин говорит о своих достижениях в “забавном русском слоге”, о “воспитательных” беседах с царями об истине. Поэт говорит о значимости своего творчества для русских, для России: «И слава возрастёт моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить». Пушкин же посмертную славу поэта отождествляет с вечной жизнью: “Нет, весь я не умру, душа в заветной лире // Мой прах переживёт и тленья убежит…”, к нему никогда “не зарастёт народная тропа”. Державинское разделение на “поэта” и “гражданина” у Пушкина отменяется: творческое кредо и человеческий долг для Пушкина нераздельны, едины. Он не учил людей, не проповедовал, но пробуждал “чувства добрые” в их душах, стремясь пробудить к жизни то доброе, что есть в каждой душе – единственное, к чему может и должно апеллировать искусство).

V.Домашнее задание:

Сопоставить «Памятник» А. С. Пушкина с «Памятником» одного из поэтов XX века (В. Брюсова, В. Ходасевича, Я.В. Смелякова или В.С. Высоцкого) – в сильном классе.

Сделать письменный анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» - в слабом классе.



Использованная литература:

  1. http://www.bukinistu.ru/obschie-stati/traditsiya-pamyatnika-v-slavyanskih-literaturah.html

  2. http://white.narod.ru/memorium2.html

  3. http://www.magister.msk.ru/library/pushkin/about/solov002.htm



7


сопровождение к презентации Документ Microsoft Office Word.docx Скачать

Количество слайдов - 14

Среда (редактор), в которой выполнена презентация - PowerPoint 2007

Цель использования презентации и задачи, решение которых реализуется с помощью презентации: наглядное представление материала, позволяющее усвоить новый материал, закрепить теоретические знания и отработать практические умения и навыки...

Слайд

Рекомендации по использованию

2

Родоначальником «литературного памятника» был древнеримский поэт «золотого» века римской литературы Квинт Гораций Флакк (65 — 8 гг. до н.э.). О своей посмертной славе как поэта он говорит в оде «К Мельпомене».

3 - 4

Индивидуальное задание. (О́да — это поэтическое, а также музыкально - поэтическое произведение, которое отличается торжественностью и возвышенностью и посвящено какому-нибудь событию или герою. В Древней Греции одами первоначально называли хоровые песни на разные темы, сопровождавшиеся музыкой и танцами. Постепенно, сначала в античной поэзии, а потом и в творчестве европейских поэтов-классицистов, ода стала одним из самых распространённых и строгих с точки зрения содержания и формы жанров «высокой», торжественной лирики. Прославленными одописцами древности были Пиндар и Гораций, воспевшие богов и героев…

5

Чтение учителем самого близкого к оригиналу перевода оды Горация «К Мельпомене» Петра Петровича Семёнова-Тянь-Шанского. Вопрос: как вы поняли смысл оды Горация?

6

Чтение оды М. В. Ломоносова.

7

Словарная работа.

8

Чтение «Памятника» Г. Р. Державина (или аудио).

9

Словарная работа.

10

Чтение стихотворения А. С. Пушкина (или видео).

11

Словарная работа.

12

М. В. Ломоносов был сыном крестьянина – помора, т. е. он не мог похвастать родовитостью. Но он стал учёным – энциклопедистом…

13

Г. Р. Державин гордится, что первым

дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить…

14

А. С. Пушкин тоже внёс в стихотворение биографический элемент:
Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.



тексты стихотворений для раздачи Документ Microsoft Office Word.docx Скачать

Гораций

Создан памятник мной. Он вековечнее
                    Меди, и пирамид выше он царственных.
                    Не разрушит его дождь разъедающий,
                    Ни жестокий Борей, ни бесконечная
                   
                    Цепь грядущих годов, в даль убегающих.
                    Нет, не весь я умру! Лучшая часть моя
Избежит похорон: буду я славиться
                    До тех пор, пока жрец с девой безмолвною
                   
                    Всходит по ступеням в храм Капитолия.
                    Будет ведомо всем, что возвеличился
                    Сын страны, где шумит Ауфид стремительный,
                    Где безводный удел Давна - Апулия,
                   
                    Эолийский напев в песнь италийскую
                    Перелив. Возгордись этою памятной
                    Ты заслугой моей и, благосклонная
                    Мельпомена, увей лавром чело мое!
                   
                    Пер. А. П. Семенова-Тян-Шанского

М. В. Ломоносов

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатной род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И перьвому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу Дельфийским лавром.

<1747>





Г. Р. Державин

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.

1795

А. С. Пушкин

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
        Александрийского столпа.


Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
        Жив будет хоть один пиит.


Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
  И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
        Тунгус, и друг степей калмык.


И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
        И милость к падшим призывал.


Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
       И не оспаривай глупца.


21 августа 1836





Три памятника в русской литературе.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос