«Почему?» в концертном зале
подготовила преподаватель хора и вокала 1 квалификационной категории МОУДОД «Детская школа искусств» с.Чаши Каргапольского района Курганской области Малахова Елена Геннадьевна
с.Чаши, 2011 г. ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………3
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………………7
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА…………………………………………………….8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….11
Пояснительная записка. Эстетическое воспитание — это важнейшее средство формирования отношения к действительности, средство нравственного и умственного воспитания, т.е. это средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Формирование мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без художественно-эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов.
А формировать личность и эстетическую культуру, — отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры — особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, искусства, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Настоящая программа «Почему?» в концертном зале» явилась результатом работы преподавателей детской школы искусств по эстетическому воспитанию учащихся младших классов общеобразовательной школы.
Направленность программы опирается на документы Правительства РФ – такие, как «Концепция художественного образования РФ», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей». Все эти документы направлены на идею возрождения духовности, культуры нашего общества. Особенно это касается молодого поколения, будущего России.
Гуманизация образования подразумевает уважение к человеческому достоинству, человеколюбие в обучении и воспитании, повышении роли гуманитарных знаний; воспитание духовности и нравственности; развитие творческих способностей личности. Таким образом, перед российской системой образования стоит цель – воспитание человека-гуманиста, человека высоконравственного, культурного и образованного.
Главной цельюданной программы является:
1. Формирование духовности, нравственности, эстетических идеалов, художественной культуры учащихся.
2. Воспитание чувства уважения к ценностям отечественной и мировой культуры.
Задачи программы:
1. Массовое приобщение учащихся общеобразовательной школы к лучшим образцам мирового искусства.
2. Развитие по мере возможностей умений, навыков правильно и внимательно слушать художественное или музыкальное произведение, уметь выразить свои мысли и чувства о прослушанном.
3. Формирование стабильного интереса к познанию разных видов искусства.
4. Прививание культуры одежды, правильного поведения в концертном зале, филармонии.
Программа «Почему?» в концертном зале» создавалась для учащихся младших классов общеобразовательной школы и представляет собой цикл бесед – концертов, рассчитанных на большую слушательскую аудиторию, поэтому местом проведения стал актовый зал средней школы.
Отличительные особенности программы:
1. Синтез различных видов искусства – музыки, театра, живописи.
2. «Живое исполнение» музыкальных и художественных произведений. Дети-музыканты и юные артисты, обучающиеся в ДШИ на отделениях «Хоровое пение», «Инструментальное исполнительство» и «Театральное искусство», исполняют произведения для своих школьных друзей, параллельно развернута выставка работ учащихся отделения «Изобразительное искусство», что является самым эффективным методом воздействия и побуждающим фактором приобщения детей к искусству.
3. Разнообразие жанров – инструментальная, вокальная и хоровая музыка, сольные выступления чтецов, басни и инсценировки.
4. Атмосфера радости, праздника, таинства соприкосновения с прекрасным, которое царит в концертном зале.
Формамиреализации программы могут быть концерты, беседы-концерты, классные часы, игры, викторины и т.д.
Методыреализации программы:
1. Наглядно-слуховойметод позволяет знакомить детей с живым исполнением и звучанием произведений. В редких случаях используется видео- или аудиозапись.
2. Наглядно-образныйметод — это иллюстрация музыкальных произведений, портреты композиторов и др.
3. Особое место занимает словесный метод, так как с помощью умелой, интересной беседы педагога можно добиться устойчивого интереса детей к занятиям. В беседах важно пробудить и развить эмоционально-образную сферу ребенка, поэтому необходимо не только донести до детей ту или иную информацию, но и вовлечь учащихся в живой диалог об искусстве.
4. Проблемныйметод также помогает активизировать аудиторию. Необходимо продумывать эту часть беседы, чтобы задаваемые вопросы были понятны, доступны детям, чтобы они активизировали мыслительные и эмоционально-образные процессы учащихся.
Реализация программы рассчитана на 4 года, таким образом, все учащиеся младших классов охватывают полный курс этой программы и в то же время темы занятий не будут для них повторяться.
Учебно-тематический план примерный, так как основан на репертуаре детей, и может быть изменен. Составлен на основе общемузыкальных тем, элементы театральности (стихи, проза, басни и т.д.) могут быть добавлены в соответствии с темой.
Формы контроля знаний, полученных учащимися – игры, викторины, опросы в конце беседы или концерта.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Кол-во час. | Четверть |
1 год обучения | |||
1 |
В Царстве королевы Мелодии. | 1 | 1 |
2 |
Музыкальный портрет | 1 | 2 |
3 |
Его Величество Ритм. | 1 | 3 |
4 |
В песне – душа народа | 1 | 4 |
2 год обучения | |||
1.5 |
Музыкальный образ. | 1 | 1 |
2.6 |
Старинная музыка. | 1 | 2 |
3.7 |
Природа и музыка | 1 | 3 |
4.8 |
Музыкальный язык. | 1 | 4 |
3 год обучения | |||
1.9 |
Музыкальные жанры. | 1 | 1 |
2.10 |
В гостях у народных музыкантов. | 1 | 2 |
3.11 |
Россия – Родина моя. | 1 | 3 |
4.12 |
Симфонический оркестр | 1 | 4 |
4 год обучения | |||
1.13 |
Звучащие картины. | 1 | 1 |
2.14 |
Музыкальный календарь. | 1 | 2 |
3.15 |
Что мы слушаем? | 1 | 3 |
4.16 |
С песней жить интересней! | 1 | 4 |
Итого | 16 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1 год обучения Тема №1 В Царстве королевы Мелодии.
Что такое мелодия. Мелодия вокальная и инструментальная. Что мы можем сделать с мелодией? Песня народная и композиторская. Легато и стаккато.
Тема №2. Музыкальный портрет.
Что может нарисовать музыка? Можно ли изобразить музыкальными красками настроение? Образ? Портрет человека? Веселый-грустный, добрый-злой, обыкновенный-сказочный ( портрет), красивый – страшный, молодой – старый.
Тема № 3 Его Величество Ритм.
Что такое ритм? Что мы можем сделать с ритмом? Где в природе встречается ритм? Мелодия без ритма – как это? Какие инструменты могут исполнить ритм? Ритм – основа танцев и маршей. Виды танцев.
Тема № 4. В песне – душа народа.
Музыка инструментальная и вокальная. Песня народная и композиторская. Пение с музыкальным сопровождением и a`capella. Исполнительские составы — сольное пение, дуэт, трио, ансамбль, хор.
2 год обучения. Тема № 1. Музыкальный образ.
Что может изобразить музыка? Образы природы. Образы животных. Настроение и характер музыки.
Тема № 2. Старинная музыка.
Путешествие в старину. Старинные музыкальные инструменты – клавесин, орган, лютня. Старинные композиторы. Старинные танцы.
Тема № 3. Природа и музыка.
Картины природы в музыке ( лес, степь, ручей и др.)
Тема №4. Музыкальный язык.
Разговор о средствах музыкальной выразительности – мелодии, темпе, тембре, регистре, динамике, штрихах и т.д. Что придает музыке каждое из этих средств музыкальной выразительности.
3 год обучения. Тема № 1. Музыкальные жанры.
Три кита в музыке – песня, танец, марш. Музыка песенная, танцевальная, маршевая. Куда могут привести эти жанры? ( в оперу и балет).
Тема № 2. В гостях у народных музыкантов.
Русская народная музыка. Русские народные инструменты – гусли, балалайка, дудочка и др. Народные песни. Русская народная старина, обычаи.
Тема № 3. Россия – Родина моя.
Песни о Родине, главная песня государства – гимн. Можно ли отличить на слух русскую музыку? Любовь к Родине, патриотизм. Композиторы, которые писали музыку о России.
Тема № 4. Симфонический оркестр.
Что такое оркестр. Виды оркестров. Самый большой и полнозвучный оркестр – симфонический. Происхождение названия. Инструменты симфонического оркестра, их звучание.
4 год обучения. Тема № 1. Звучащие картины.
Картины-иллюстрации к сказкам ( напр., В.Васнецов). Какая музыка может изобразить эти картины? А какие сказки может проиллюстрировать исполненная музыка?
Тема № 2. Музыкальный календарь.
Времена года и времена суток в музыкальных картинах.
Тема № 3. Что мы слушаем?
Беседа о музыке, которая нас окружает. Разговор о благотворном и лечебном воздействии классической музыки, о негативном воздействии музыки современных музыкальных направлений.
Тема № 4. С песней жить интересней!
Праздник песни. Отчет отделения «Хоровое пение».
Список литературы: 1. Предмет «Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ. Программа, методические рекомендации, поурочные планы. Царева Н.А., Лисянская Е.Б., Марек О.А., М.,»Пресс – соло», 1998.
2. Г.А. Ушпикова. Программа курса «Слушание музыки» для 1-3 классов ДМШ и ДШИ. – СПб, «Союз художников», 2008г.
3. О.А. Владимирова. Рабочая программа по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ. – СПб, «Композитор», 2006г.
4. Примерные учебные планы образовательных программ дополнительного образования детей по видам музыкального искусства для ДМШ и ДШИ. (пояснительная записка, методические рекомендации). Министерство Культуры РФ, 2001.
5. Вопросы музыкального воспитания в школе (в помощь учителям музыки и руководителям школ). Сост. Тимофеев Н.В., Чебоксары, ЧИУУ, 1990.
6. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 1 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн», 2001.
7. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 2 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн»,2001.
8. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., 1975.
9. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.
10. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г
11. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г
12. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006г
13. Первозванская Т.Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку» 1 класс. – Спб, «Композитор», 2006 г.
14. Первозванская Т.Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку» 2 класс. – Спб, «Композитор», 2006 г.
15. Первозванская Т.Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку» 3 класс. – Спб, «Композитор», 2006 г.
16. Гильченок Н.Г. «Слушаем музыку вместе». Спб.: «Композитор», 2006г.
17. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Детская школа искусств с.Чаши
ПОЧЕМУ? В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ
Образовательная программа по эстетическому воспитанию учащихся младших классов общеобразовательной школы
подготовила преподаватель хора и вокала
1 квалификационной категории
МОУДОД «Детская школа искусств» с.Чаши
Каргапольского района Курганской области
Малахова Елена Геннадьевна
с.Чаши, 2011 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………3
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………………7
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА…………………………………………………….8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….11
Пояснительная записка.
Эстетическое воспитание - это важнейшее средство формирования отношения к действительности, средство нравственного и умственного воспитания, т.е. это средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Формирование мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без художественно-эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов.
А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, искусства, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Настоящая программа «Почему?» в концертном зале» явилась результатом работы преподавателей детской школы искусств по эстетическому воспитанию учащихся младших классов общеобразовательной школы.
Направленность программы опирается на документы Правительства РФ – такие, как «Концепция художественного образования РФ», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей». Все эти документы направлены на идею возрождения духовности, культуры нашего общества. Особенно это касается молодого поколения, будущего России.
Гуманизация образования подразумевает уважение к человеческому достоинству, человеколюбие в обучении и воспитании, повышении роли гуманитарных знаний; воспитание духовности и нравственности; развитие творческих способностей личности. Таким образом, перед российской системой образования стоит цель – воспитание человека-гуманиста, человека высоконравственного, культурного и образованного.
Главной целью данной программы является:
-
Формирование духовности, нравственности, эстетических идеалов, художественной культуры учащихся.
-
Воспитание чувства уважения к ценностям отечественной и мировой культуры.
Задачи программы:
-
Массовое приобщение учащихся общеобразовательной школы к лучшим образцам мирового искусства.
-
Развитие по мере возможностей умений, навыков правильно и внимательно слушать художественное или музыкальное произведение , уметь выразить свои мысли и чувства о прослушанном.
-
Формирование стабильного интереса к познанию разных видов искусства.
-
Прививание культуры одежды, правильного поведения в концертном зале, филармонии.
Программа «Почему?» в концертном зале» создавалась для учащихся младших классов общеобразовательной школы и представляет собой цикл бесед – концертов, рассчитанных на большую слушательскую аудиторию, поэтому местом проведения стал актовый зал средней школы.
Отличительные особенности программы:
-
Синтез различных видов искусства – музыки, театра, живописи.
-
«Живое исполнение» музыкальных и художественных произведений. Дети-музыканты и юные артисты , обучающиеся в ДШИ на отделениях «Хоровое пение», «Инструментальное исполнительство» и «Театральное искусство», исполняют произведения для своих школьных друзей, параллельно развернута выставка работ учащихся отделения «Изобразительное искусство» , что является самым эффективным методом воздействия и побуждающим фактором приобщения детей к искусству.
-
Разнообразие жанров – инструментальная, вокальная и хоровая музыка, сольные выступления чтецов, басни и инсценировки.
-
Атмосфера радости, праздника, таинства соприкосновения с прекрасным, которое царит в концертном зале.
Формами реализации программы могут быть концерты, беседы-концерты, классные часы, игры, викторины и т.д.
Методы реализации программы:
-
Наглядно-слуховой метод позволяет знакомить детей с живым исполнением и звучанием произведений. В редких случаях используется видео- или аудиозапись.
-
Наглядно-образный метод - это иллюстрация музыкальных произведений, портреты композиторов и др.
-
Особое место занимает словесный метод, так как с помощью умелой, интересной беседы педагога можно добиться устойчивого интереса детей к занятиям. В беседах важно пробудить и развить эмоционально-образную сферу ребенка, поэтому необходимо не только донести до детей ту или иную информацию, но и вовлечь учащихся в живой диалог об искусстве.
-
Проблемный метод также помогает активизировать аудиторию. Необходимо продумывать эту часть беседы, чтобы задаваемые вопросы были понятны, доступны детям, чтобы они активизировали мыслительные и эмоционально-образные процессы учащихся.
Реализация программы рассчитана на 4 года, таким образом, все учащиеся младших классов охватывают полный курс этой программы и в то же время темы занятий не будут для них повторяться.
Учебно-тематический план примерный, так как основан на репертуаре детей, и может быть изменен. Составлен на основе общемузыкальных тем, элементы театральности (стихи, проза, басни и т.д.) могут быть добавлены в соответствии с темой.
Формы контроля знаний, полученных учащимися – игры, викторины, опросы в конце беседы или концерта.
Учебно-тематический план.
№ |
Тема |
Кол-во час. |
Четверть |
1 год обучения |
|||
1 |
В Царстве королевы Мелодии. |
1 |
1 |
2 |
Музыкальный портрет |
1 |
2 |
3 |
Его Величество Ритм. |
1 |
3 |
4 |
В песне – душа народа |
1 |
4 |
2 год обучения |
|||
1.5 |
Музыкальный образ. |
1 |
1 |
2.6 |
Старинная музыка. |
1 |
2 |
3.7 |
Природа и музыка |
1 |
3 |
4.8 |
Музыкальный язык. |
1 |
4 |
3 год обучения |
|||
1.9 |
Музыкальные жанры. |
1 |
1 |
2.10 |
В гостях у народных музыкантов. |
1 |
2 |
3.11 |
Россия – Родина моя. |
1 |
3 |
4.12 |
Симфонический оркестр |
1 |
4 |
4 год обучения |
|||
1.13 |
Звучащие картины. |
1 |
1 |
2.14 |
Музыкальный календарь. |
1 |
2 |
3.15 |
Что мы слушаем? |
1 |
3 |
4.16 |
С песней жить интересней! |
1 |
4 |
|
Итого |
16 |
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 год обучения
Тема №1 В Царстве королевы Мелодии.
Что такое мелодия. Мелодия вокальная и инструментальная. Что мы можем сделать с мелодией? Песня народная и композиторская. Легато и стаккато.
Тема №2. Музыкальный портрет.
Что может нарисовать музыка? Можно ли изобразить музыкальными красками настроение? Образ? Портрет человека? Веселый-грустный, добрый-злой, обыкновенный-сказочный ( портрет), красивый – страшный, молодой – старый.
Тема № 3 Его Величество Ритм.
Что такое ритм? Что мы можем сделать с ритмом? Где в природе встречается ритм? Мелодия без ритма – как это? Какие инструменты могут исполнить ритм? Ритм – основа танцев и маршей. Виды танцев.
Тема № 4. В песне – душа народа.
Музыка инструментальная и вокальная. Песня народная и композиторская. Пение с музыкальным сопровождением и a`capella. Исполнительские составы - сольное пение, дуэт, трио, ансамбль, хор.
2 год обучения.
Тема № 1. Музыкальный образ.
Что может изобразить музыка? Образы природы. Образы животных. Настроение и характер музыки.
Тема № 2. Старинная музыка.
Путешествие в старину. Старинные музыкальные инструменты – клавесин, орган, лютня. Старинные композиторы. Старинные танцы.
Тема № 3. Природа и музыка.
Картины природы в музыке ( лес, степь, ручей и др.)
Тема №4. Музыкальный язык.
Разговор о средствах музыкальной выразительности – мелодии, темпе, тембре, регистре, динамике, штрихах и т.д. Что придает музыке каждое из этих средств музыкальной выразительности.
3 год обучения.
Тема № 1. Музыкальные жанры.
Три кита в музыке – песня, танец, марш. Музыка песенная, танцевальная, маршевая. Куда могут привести эти жанры? ( в оперу и балет).
Тема № 2. В гостях у народных музыкантов.
Русская народная музыка. Русские народные инструменты – гусли, балалайка, дудочка и др. Народные песни. Русская народная старина, обычаи.
Тема № 3. Россия – Родина моя.
Песни о Родине, главная песня государства – гимн. Можно ли отличить на слух русскую музыку? Любовь к Родине, патриотизм. Композиторы, которые писали музыку о России.
Тема № 4. Симфонический оркестр.
Что такое оркестр. Виды оркестров. Самый большой и полнозвучный оркестр – симфонический. Происхождение названия. Инструменты симфонического оркестра, их звучание.
4 год обучения.
Тема № 1. Звучащие картины.
Картины-иллюстрации к сказкам ( напр., В.Васнецов). Какая музыка может изобразить эти картины? А какие сказки может проиллюстрировать исполненная музыка?
Тема № 2. Музыкальный календарь.
Времена года и времена суток в музыкальных картинах.
Тема № 3. Что мы слушаем?
Беседа о музыке, которая нас окружает. Разговор о благотворном и лечебном воздействии классической музыки, о негативном воздействии музыки современных музыкальных направлений.
Тема № 4. С песней жить интересней!
Праздник песни. Отчет отделения «Хоровое пение».
Список литературы:
1. Предмет
«Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ. Программа,
методические рекомендации, поурочные
планы. Царева Н.А., Лисянская Е.Б., Марек
О.А., М.,»Пресс – соло», 1998.
2. Г.А.
Ушпикова. Программа курса «Слушание
музыки» для 1-3 классов ДМШ и ДШИ. – СПб,
«Союз художников», 2008г.
3. О.А. Владимирова. Рабочая программа по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ. – СПб, «Композитор», 2006г.
4. Примерные
учебные планы образовательных программ
дополнительного образования детей по
видам музыкального искусства для ДМШ
и ДШИ. (пояснительная записка, методические
рекомендации). Министерство Культуры
РФ, 2001.
5. Вопросы музыкального
воспитания в школе (в помощь учителям
музыки и руководителям школ). Сост.
Тимофеев Н.В., Чебоксары, ЧИУУ, 1990.
6. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии,
1 класс, Учебное пособие по предмету
«Слушание музыки», М., «Росмэн», 2001.
7. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии,
2 класс, Учебное пособие по предмету
«Слушание музыки», М., «Росмэн»,2001.
8. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое
воспитание детей и юношества. – М., 1975.
9. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.
10. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г
11. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г
12. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006г
13. Первозванская Т.Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку» 1 класс. – Спб, «Композитор», 2006 г.
14. Первозванская Т.Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку» 2 класс. – Спб, «Композитор», 2006 г.
15. Первозванская Т.Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку» 3 класс. – Спб, «Композитор», 2006 г.
16. Гильченок Н.Г. «Слушаем музыку вместе». Спб.: «Композитор», 2006г.
17. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»