В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Развитие эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста на занятиях хора

Развитие эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста на занятиях хора

Елена Малахова
Тип материала: другое
просмотров: 7719
Краткое описание
В методической разработке «Развитие эмоциональной отзывчивости  детей младшего школьного возраста на занятиях хора» раскрываются теоретические основы понятия «эмоциональной отзывчивости», методы, применяемые педагогами, для развития эмоциональной отзывчивости детей на музыку, некоторые приемы и методы, применяемые автором, как наиболее целесообразные и эффективные для решения данной проблемы.
Описание
Муниципальное образовательное учреждение Дополнительного образования детей «Детская школа искусств» с.Чаши РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРА Методическая разработка

Выполнила: преподаватель 1 квалификационной категории МОУДОД ДШИ с.Чаши ДШИ с.Чаши Малахова Е.Г.
с.Чаши, 2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………...5

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРА………………………….10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….16

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….18

«Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в это мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.» Н.А.Ветлугина. ВВЕДЕНИЕ. Актуальность исследования.
На современном этапе развития общества актуальной задачей образования является воспитание человека, направленного на принятие другой личности. Способность к сопереживанию занимает одно из главных мест в структуре личности ребенка, в познании детьми окружающей действительности. Сопереживание является основной побудительной силой к действию личности в обществе. Однако сегодня само общество приводит личность ребенка к деструктивным процессам. Упадок духовности, переоценка моральных ценностей, социальное расслоение людей и т.п. вызывают негативные отклонения в развитии и формировании чувств, эмоций детей. Поэтому среди многообразия задач музыкального развития личности одной из ведущих выступает развитие эмоционально-чувственной сферы, в которой решающее место отводится эмоциональной отзывчивости.
Особая роль в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является важнейшим, порой незаменимым средством духовного развития ребенка.
Восприятие выразительного значения музыкального языка, проникновение в содержательную структуру произведения, в частности, в его эмоциональный смысл, возможно только при наличии способности эмоционально отзываться на выражаемое музыкой содержание, поэтому воспитание в детях любви к музыке, умения сопереживать заключенному в ней образно-эмоциональному смыслу является главной целью занятий хоровым пением.
Объект исследования:педагогический процесс вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования:психолого-педагогический процесс развития эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста на занятиях хора.
Цель исследования:поиск методов и приемов, способствующих развитию эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста на занятиях хора.
Задачи:
— анализ педагогической литературы по вопросу эмоциональной отзывчивости
— выявление методов, средств и приемов, способствующих развитию эмоциональной отзывчивости детей.
ГЛАВА 1. ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека.
Эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства является ядром музыкальной культуры. Формирующееся отношение ребенка к музыке способствует становлению интереса к музыкальным произведениям, воспитанию эстетического вкуса, представлений о красоте. Накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства и развитие эмоциональной отзывчивости является необходимым условием формирования основ музыкальной культуры детей. Именно музыка может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание.
Возможности развития эмоциональной отзывчивости на музыку обусловлены, с одной стороны, интонационной природой музыки, с другой – закономерностями психического развития детей младшего школьного возраста. Музыкальное искусство, одно из первых, наиболее глубоко захватывает и организует эмоциональную природу ребенка, в общении с музыкой дети легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Музыка способна сильнее всех других искусств воздействовать на чувства ребенка, стимулировать эмоциональный отклик и положительные эмоции, побуждать к сопереживанию и художественной эмпатии, развивать фантазию и воображение, вызывать желание общаться и делиться впечатлениями, рассуждать об услышанном. Научно доказано, что музыкальное искусство обладает большой силой художественного и эстетического воздействия на эстетическое сознание детей, пробуждает музыкально-ценностные потребности, предопределяет развитие эстетических интересов, вкусов, представлений о красоте и закладывает основы музыкально-эстетической культуры личности (Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, Б. М. Теплов, В. Н. Шацкая и др.).
Изучение научной литературы доказывает, что эмоциональная отзывчивость на музыку – сложное психолого-педагогическое понятие, в трактовке которого наблюдаются различные варианты подходов и определений. Традиционно эмоциональная отзывчивость на музыку в музыкальной педагогике и психологии рассматривается как особая музыкальная способность, природа которой соотносится с эмоциональной природой музыкального искусства. В предложенной Б. М. Тепловым структуре музыкальных способностей эмоциональная отзывчивость на музыку, по образному выражению автора, составляет как бы центр музыкальности, главный признак. Музыкальность – это комплекс специальных способностей, находящих свое выражение в своеобразной ориентировке в музыке. Чем более музыкален человек, как подчеркивает Б. М. Теплов, тем больше он слышит в музыке. Связывая музыкальность с переживанием содержательной стороны музыкального произведения, автор указывает на единство эмоциональной и слуховой стороны музыкальности. На основе теоретического анализа Б. М. Теплов выделяет три основные музыкальные способности, образующие ядро музыкальности: ладовое чувство (эмоциональный компонент слуха), способность к слуховому представлению (репродуктивный компонент слуха) и музыкально-ритмическое чувство (способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма, активно переживать и точно воспроизводить его). Данная структура музыкальности предполагает восприятие и переживание музыки как некоторого эмоционального содержания. Эмоциональная отзывчивость в трактовке Б. М. Теплова основана на различении эмоциональной, ладовой окраски произведения, настроений и чувств, выраженных в нем, а также способности активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма. Таким образом, выделенные автором основные музыкальные способности – ладовое и музыкально-ритмическое чувство – лежат в основе эмоциональной отзывчивости на музыку, их развитие способствует глубокому, утонченному эмоциональному проникновению в художественное содержание произведения.
Б. М. Теплов в своих теоретических исследованиях рассматривает эмоциональную отзывчивость на музыку в основном как познавательный процесс, справедливо отмечая, что в музыке мы через эмоцию познаем мир. Б. М. Теплов пишет: «Понять художественное произведение – значит, прежде всего, прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятие искусства; через него оно должно идти; без него оно невозможно...». Вместе с тем он отмечал, что развитие эмоционального компонента музыкального слуха проявляется прежде всего в любви и интересе к слушанию музыки, признавая тем самым, что эмоциональное переживание музыки оказывает воздействие на формирование отношения к ней.
Предложенная Б. М. Тепловым концепция музыкальности, по мнению самого автора, не является исчерпывающей. Она не содержит анализа психологического механизма и особенностей развития эмоциональной отзывчивости на музыку как ядра музыкальности. Однако акценты, которые расставил Б. М. Теплов в своих рассуждениях о личности музыканта, а также в характеристиках музыкальных проявлений детей (дневниковые записи), дают нам основание предположить, что эмоциональная отзывчивость на музыку может выступать не только как процесс, сопровождающий восприятие, но и как качество личности ребенка, формирующееся в музыкальной деятельности.
Н. А. Ветлугина в своих исследованиях приходит к выводу о том, что для целостной характеристики музыкальности необходимо учитывать особенности самой личности ребенка с ее интересами и запросами. Опираясь на положения отечественной психологии о диалектической взаимосвязи общего и специального развития личности (Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, В. А. Крутецкий, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов и др.), она отмечает, что в структуре музыкальности необходимо выделять более общие музыкально-эстетические и специальные способности. Для первых характерно эстетическое отношение к музыке. Оно проявляется в восприятии, воспроизведении, представлении, музыкальном творчестве, в форме динамики разнообразных чувств, творческого воображения, возникновения оценочного отношения. Ко второй группе автор относит выделенные Б. М. Тепловым основные музыкальные способности и сенсорную основу. Эмоциональный отклик на музыку Н. А. Ветлугина определяет как ведущий компонент музыкальности и в более широком контексте, нежели Б. М. Теплов. В своих статьях и теоретических исследованиях Н. А. Ветлугина рассматривает эмоциональную отзывчивость на музыку не только как важнейший компонент структуры музыкальности, но и как одну из задач воспитания эстетического отношения детей к музыке.
В научных исследованиях исходный уровень проявления эмоциональной отзывчивости связывается с чувствительностью и впечатлительностью, элементарной эмоциональной реакцией человека. В музыкальной педагогике он соотносится с избирательной восприимчивостью ребенка к музыке, выражающейся в предпочтении музыкальных звуков по сравнению с немузыкальными. Высокий уровень эмоциональной отзывчивости связан с «умными эмоциями» (Л. С. Выготский), имеющими эстетическое и духовно-нравственное содержание. Объективной характеристикой эмоциональной отзывчивости на музыку являются эмоциональный отклик, наличие сопереживания, осознание выразительности музыкальных интонаций (понимание музыкальной речи) и внешне выраженное эмоционально-оценочное отношение к музыке, проявляющееся в музыкальных предпочтениях.
Таким образом, исходя из анализа музыкально-педагогической литературы по вопросу развития эмоциональной отзывчивости, мы можем предположить, что развитие эмоциональной отзывчивости у детей связано с активизацией процессов уподобления звучанию музыкальным интонациям на основе действенно-практического сопереживания содержания музыки.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧТВОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРА.
На разных этапах работы по развитию эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста целесообразно использовать комплекс различных методов обучения: наглядных, словесных, эмоционально-образных, практических, метод сопереживания. Использование педагогом каждого из перечисленных методов должно быть обусловлено как содержанием занятий, так и степенью их эффективности в каждом конкретном случае.
«Метод» — означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. 1. Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет несколько разновидностей: наглядно – слуховой (показ педагогом вокального произведения, прослушивание аудиоматериала и т.п.); наглядно-зрительный (показ репродукций, иллюстраций, наглядно-образных пособий и т.д.); наглядно-двигательный (использование движений рук, пластическое и мануальное интонирование). Показ педагога позволяет ребенку увидеть целостную картину произведения, вызывает определенные положительные эмоции, что стимулирует ученика к дальнейшему творчеству. 2. Словесный метод – к нему относятся беседа с детьми, рассказ, диалог и т.п. В музыкальном воспитании этот метод понимается не столько как передача необходимой информации, сколько как образно – психологический настрой, направленный на духовное общение ребенка с музыкальным искусством. То есть для словесного пояснения музыки речь должна быть не бытовой, а образной. 3. Практический метод, его еще называют художественно-практическим — это формирование у учащихся умения понимать, оценивать и анализировать средства художественной выразительности произведений, а также умения применить эти знания на практике, в частности, в процессе пения. В музыкальной педагогике существуют свои, специфические методы, направленные на более глубокое понимание музыкального языка: 1. Метод сопереживанияпозволяет учащимся сравнить и почувствовать музыкальное произведение через актуализацию собственного жизненного опыта; 2. В процессе вокально-хорового воспитания важно использовать метод сравнения и сопоставления, а также прием контрастного сопоставления – сравнение двух и более различных образов, выявление их сходств и различий; 3. Для того чтобы активизировать творческую деятельность ученика, его ассоциативно-образное мышление, в музыкальной педагогике используется метод ассоциативных сопоставлений. Обращаясь к красочным метафорам, сравнениям педагог вызывает у ребенка те или иные душевные состояния, находит в нем определенный эмоциональный отклик; 4. Близко к этому методу стоит эмоционально-образный метод, который основывается на образном и ассоциативно – образном мышлении учащихся. Методы эмоционально-образного представления певческого процесса и его терминологического описания (типа «как будто») широко распространены в вокально-хоровой педагогической практике. Они играют огромную роль в процессе формирования голоса певца, воздействия на вокальную технику, а также как средство музыкально-художественной выразительности, так как опираются на различные эмоциональные состояния, а, следовательно, помогают развитию эмоциональной отзывчивости детей.
Образ и эмоции – это важнейшее психологическое средство обучения пению, основа передачи содержания музыкального произведения слушателю. В детской вокально-хоровой педагогике эмоционально-образные методы обучения (в частности, метод «как будто»), просто незаменимы. Они подбираются соответственно возрасту детей. В процессе вокального воспитания детей самое главное – чтобы педагог точно знал, какого звука, каких певческих ощущений он желает добиться от ребенка, представлял себе эталон звучания его голоса, тогда он всегда найдет нужные эмоционально-образные выражения, сравнения, метафоры, ассоциации, то есть доступные для детей методы типа «как будто». Одним из видов эмоционально-образного метода является метод «эмоционального погружения» или «интонационного вживания в музыку», то есть моделирования определенного эмоционального состояния через актуализацию собственного опыта. Использование такого метода обогащает музыкальное восприятие, привносят в него элементы театрализации, придают музыкальному произведению эмоциональное насыщение и содержательность. В зависимости от художественного и эмоционального содержания хорового произведения, педагог может для начала предложить детям специальные упражнения или творческие задания, направленные на формирование того или иного эмоционального состояния. Например, для исполнения песни о празднике, лете, каникулах необходимо добиться радостного, легкого звучания. Для этого детям предлагается вспомнить ситуацию, в которой они получали подарок или хорошую оценку, то есть испытывали соответствующее эмоциональное состояние. Можно даже обыграть это задание, придав ему форму театрализации.
Так как преобладающим мышлением у детей младшего школьного возраста является правополушарное, эмоционально-образное, для него характерны яркость восприятия, наглядная, образная память, богатство воображения. Поэтому вокально-хоровое воспитание детей должно быть эмоциональным, наглядным, образным, вызывать у ребенка интерес и предупреждать усталость – как эмоциональную, так и физическую. Все это возможно при создании игровых ситуаций. В игре ребенок с легкостью «вживается» в любое эмоциональное состояние, в любую ситуацию.
На начальном этапе работы в хоре можно использовать игровую методику О.Кацер — игры для развития певческого дыхания, артикуляции, чувства ритма (ритмодекламации под музыку), динамики и др. (Приложение№1)
Игровые распевания и приемы, основанные на ассоциативно-образном мышлении, также активно развивают эмоциональную отзывчивость детей. Например, спеть песенку, изображая голоса животных (изображение голоса кукушки вырабатывает легкость звука и точность интонации, коровки – плотное смыкание на звук «М», развитие голосового резонатора, гусей – выработка зевка, открытия гортани – и т.д.)
Прием изображения голосом различных музыкальных инструментов обогащает тембральную окраску хора. Динамическую гибкость хора можно развить при помощи приема спеть попевку или песенку, как будто она звучит далеко за лесом, потом все ближе и ближе; или представить, что веселые музыканты, исполняющие песенку, едут в поезде и постепенно приближаются к нам.
Эмоциональную отзывчивость помогает развить упражнение «Хохоталки». «Ха-ха» — поем с радостью, «Хэ-хэ» — с чувством усталости, «Хи-хи» — хитро, с усмешкой, «Хо-хо» — вопрос. Все поется по восходящему мажорному пентахорду, по полутонам вверх.
Грамотное использование в процессе обучения пению мультимедийных технических средств часто ускоряет процесс понимания детьми художественного содержания произведения, облегчает поиск соответствующего эмоционального состояния и, следовательно, помогает развивать эмоциональную отзывчивость детей.
Что касается словесного метода вокально-хорового воспитания, для развития эмоциональной отзывчивости детей целесообразно использовать «Словарь эстетических эмоций» В.Ражникова, ведь музыкальное искусство – искусство эмоций и образов, и язык, которым мы описываем эмоциональные состояния, должен быть соответствующим. (Приложение №2)
Важнейшим фактором, определяющим качество и степень эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, является музыкальный репертуар, предлагаемый детям младшего школьного возраста. К подбору репертуара предъявляются особые требования.
· Выразительность, художественность произведений (яркие образы).
· Разнообразная тематика произведений, разнообразие жанров.
· Доступность и постепенное усложнение (в зависимости от возраста, слушательского опыта, интересов детей) – соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка, способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.
Музыкальные шедевры формируют у ребенка эталоны красоты, основы эстетического вкуса, представления об идеале. Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей. Детям необходима атмосфера пребывания в музыке с тщательно отобранным репертуаром для пробуждения интереса к народной, классической и духовной музыке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Проведя анализ музыкально-педагогической литературы по проблеме развития эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста, можно сделать вывод, что наиболее целесообразными методами развития эмоциональной отзывчивости являются: эмоционально-образный, ассоциативно-образный, метод «как будто», метод «эмоционального погружения», игровые методики и приемы, грамотный подбор репертуара.
Своевременное и грамотное использование всех этих приемов и методов в работе над музыкальным произведением или в упражнениях позволяет наиболее эффективно развивать эмоциональную отзывчивость детей младшего школьного возраста на занятиях хора.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. 415 с.

2. Ветлугина, Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость [Текст] / Н.А.Ветлугина// Восприятие музыки: Сб.Статей. Сост.В.Н.Максимов.- М.,1980.
3. Детский голос [Текст] /Экспериментальные исследования под ред. Шацкой В.Н. – М.: «Педагогика», 1970. – 232с
4. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики.[Текст] / Л.Б.Дмитриев. — М.: Музыка, 2000. — 368 с.
5. Петрушин Г. Музыкальная психология [Текст]/Г.Петрушин. – М.: Владос, 1997.
6. Струве, Г.А. Школьный хор: Книга для учителя [Текст] / Г.А.Струве.- М.: Музыка, 1981. -240с.
7. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст] / Г.П.Стулова. –М.: Прометей, 1992. -132с.
8. Тарасов Г. С. Психология музыкальных способностей / Спутник учителя музыки. М.: Педагогика, 1993. С. 55–58.

9. Тарасова К., Рубан Т. Основа системы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. – 2001. — №11. – с.63-68 10. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. М.-Л.: Известия АПН РСФСР, 1947. Вып. 11. С. 7–26.

11. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Избр. труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1985. Т. 1. С. 42–222.
Приложение №1 Артикуляционная гимнастика (в форме сказки «Путешествие язычка»)
Для того чтобы дети не потеряли интерес на первых двух упражнениях, необходимо облачить их в сказочную форму. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка.
Они «путешествуют» вместе с язычком и знакомятся со всеми частями речевого аппарата: язычком, губами, зубами, щеками, с небом.

В этой работе достигается главное: детям интересно, понятно, нетрудно.
Артикуляционная гимнастика помогает:

· — устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;
· — разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;
· — развить мимику, артикуляционную моторику;
· — развить выразительную дикцию.
· Проснулся однажды Язычок, а вокруг темно рот закрыт (губы сомкнуты) и страшно.
Стал он выход искать.
В одну Щечку постучал, «проткнуть» языком щеку
в другую — «проткнуть» языком другую щеку
не открываются.
«Толкну-ка я посильнее!» —подумал Язычок и стал толкать сначала одну Щечку, а потом и другую.«проткнуть» языком щеку «проткнуть» языком другую щеку
· Выхода не было. Решил тогда Язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю,- «проткнуть» языком верхнюю губу,
а затем и нижнюю Губу. «проткнуть» языком нижнюю губу,

В это время Ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему,
но Зубки не пропустили его, а стали тихонько покусывать кончик языка, покусать
кончик языка.

«Что вы делаете? Почему вы меня кусаете?!» — возмутился Язычок. А Зубки ответили: «Мы сегодня еще ничего не жевали». И стали жевать Язычок сначала с одной стороны, а потом и с другой.пожевать язык боковыми зубами,

И с правой,
и с левой стороны он оказался невкусным. пожевать язык справа, пожевать язык слева.

Язычок снова попытался протиснуться между Зубками, но они продолжали его покусывать.покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать
Язычок спрятался за Зубами. А Зубки не унимались и продолжали жевать.
Они пожевали нижнюю Губу, а затем и верхнюю. покусать нижнюю губу по всей длине,
покусать верхнюю губу,
Нижняя Губа обиделась, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение,
а верхняя улыбнулась (ей было немного щекотно).поднять верхнюю губу, обнажив
верхние зубы и придав лицу выражение улыбки,

А Зубки все не успокаивались. Они попытались откусить кусочек щеки. закусить
изнутри щеки боковыми зубами,

Язычок смотрел на Зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может, оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?»
Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом и нижние Зубки.провести языком между губами и верхними зубами, как бы очищая их, провести языком между губами и нижними зубами,
И еще раз верхние и, конечно же, нижние провести языком между губами и зубами,

Зубки посмотрели в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, Язычок! Мы больше не будем тебя кусать».обнажить зубы, растянув губы в улыбке.

После того как дети «инсценировали» путешествие язычка, хорошо запомнили весь текст и очередность артикуляционных действий, можно перейти к стихотворной форме артикуляционной гимнастики.
Вот зарядка язычка:

Влево — проткнуть язычком левую щеку,
вправо, проткнуть язычком правую щеку,
Раз, еще раз левую,
два, еще раз правую щеку,
Вверх — проткнуть язычком верхнюю губу,
вниз, затем нижнюю,
Вверх — вниз,

Язычок, не ленись!
Губы, просыпайтесь! «вибрато» губами,
Ротик, открывайся! широко открыть рот,
Язычок, покажись покусать кончик язычка,
И зубов не страшись!высовывать язык вперед и убирать назад,
покусывая всю поверхность языка,

А зубы-то, а зубы
Кусают даже губы. покусать нижнюю губу по всей поверхности,
Кусаются, кусаются покусать верхнюю губу по всей поверхности,
И не унимаются.
А губы то хохочут, в улыбке открыть верхние зубы,
То сильно обижаются,вывернуть нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение,

То весело хохочут,в улыбке открыть верхние зубы,
То снова обижаютсявывернуть нижнюю губу,
Зубам надоело кусать —
Стали язык жевать.пожевать язык боковыми зубами,
Язычок — не лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь,
Хорошенечко умойтесь,провести язычком между верхней губой и зубами,
Не сердитесь, не кусайтесь,провести язычком между нижней губой и зубами,
А вместе с нами улыбайтесь!улыбнуться.
Автор сказки — С. А. Коротаева. За основу артикуляционной гимнастики взяты первые 10 упражнений из работы В. В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса».

Приложение№2
·
· · ·

Весело Празднично Приподнято Звонко Звучно Блестяще Искрясь Бодро Игриво Бойко Легко Проворно Живо Полётно Задорно Ослепительно ловко Юрко Ярко Лучисто Лучезарно Феерично Невесомо Величественно Триумфально Победно Призывно Величаво Ликующе Восторженно Пышно Помпезно Шумно Бравурно Грандиозно Значительно Роскошно Эффектно Открыто Церемонно Жизнеутверждающе Озарено Оптимистично
·
Сдержанно Степенно Размеренно Обстоятельно Солидно Серьёзно Строго Чинно Дремотно Изнемогая Вяло Обессилено Лениво Измождено Расслабленно Размягчено Безвольно Безжизненно

·

Мужественно Решительно Смело Сильно Крепко Твёрдо Упруго Гордо Уверенно С достоинством Неотступно Настойчиво Неодолимо Неукротимо Неумолимо Отважно Маршеобразно Молодцевато Напористо Независимо Необратимо Непокорно Самозабвенно
Вкрадчиво Странно Причудливо Фантастически Загадочно Отстранённо Интригующе Иллюзорно Иррационально Призрачно Скрытно Экзотично Замысловато Затаённо Инфернально (адски) Мистически Колдовски Лунатически Сомнамбулически С наитием Обворожено Неявно

С желанием Томно Млея Сентиментально Чувственно Чувствительно Возжделенно Мелодраматически Безразлично Бесстрастно Индифферентно Отстранённо Отвлечённо Равнодушно Опустошённо Окаменело Отрешённо Отчуждённо Рассеянно


Затейливо Ребячась Несметливо Скерцозно Пикантно Иронически Саркастически Шутовски Пародируя Надменно Язвительно Гротескно Парадоксально Сардонически Забавно Издевательски Паясничая Егозливо Едко Ехидно Колко Шаловливо Шаржировано Юмористически Взбалмошно Ершисто Мазурничая Каверзно Легкомысленно Лукаво Кощунственно Ёрничая
Рассерженно Негодующе Резко Невоздержанно Грубо Гневно Яростно Бешено Жёстко Сердито Исступлённо Неистово Свирепо Дьявольски Демонически Изуверски Агрессивно Безудержно Варварски Безжалостно Дико Жестоко Злостно Истерично Нещадно Страшно Ужасно Беспощадно Злобно Маниакально Люто Невменяемо Остервенело

Задумчиво Меланхолически Пессимистично Понуро Уныло Грустно Печально Жалобно Жалея Жалостливо Тоскливо Горестно Скорбно Плача Тягостно Мученически Страдальчески Сокрушенно Безутешно Безысходно Бесцеремонно Беспардонно Вызывающе Нахально Нагло Нескромно Назойливо Навязчиво Неотвязно Развязно Надоедливо Распоясано Расхлестано Фривольно Беспутно Вероломно Кичливо Несуразно Неприязненно С окаянством


Увесисто Грузно Громоздко Массивно Монументально Мощно Неуклюже Угловато Напряжённо Натружено Тягуче Густо Насыщенно Натужно Завуалировано Пасмурно Хмуро Угрюмо Мрачно Скрыто Глухо Тоскливо Приглушённо Блекло Расплывчато Маскируясь Насуплено Непроницаемо

Мирно Безмятежно Добродушно Просто Наивно Непринуждённо Светло Блаженно Неприхотливо Простодушно Прозрачно Раскрепощёно Раскованно Созерцательно Беззаботно Доброжелательно Невозмутимо Осветлено Покорно Порывисто Горячо Пылко Запальчиво Бурно Кипуче Пламенно Упоенно Ревностно Стремительно Нетерпеливо Экзальтированно Азартно Буйно Жгуче С жаром Патетично Самозабвенно Фанатично Мятежно Накалено

Застенчиво Смущённо Стыдливо Кротко Осторожно Стеснительно Боязливо Пугливо Растерянно Болезненно Малодушно Инфантильно По-детски Благоговейно Религиозно Исповедуя Благостно Медлительно Эзотерично Милосердно Молитвенно Праведно Надмирно Освящено Покаянно Смиренно

Возвышенно Мечтательно Одухотворённо Сердечно Задумчиво Интимно Трепетно Душевно Напевно Окрылено Проникновенно Пленительно Чётко Чарующе Лирично Невинно Неискушённо Заворожено Ласково Любовно Деликатно Радушно Мягко Благородно Трогательно Приветливо Елейно Любезно Почтительно Приятно Целомудренно Чисто Безропотно Беззлобно Доверчиво Лелея Мило

Авторитетно Воинственно Сурово Твёрдо Чеканно Повелительно Волево Деспотично Давяще Императивно Магически Мессиански Могущественно Начальственно Незыблемо Ораторски Царственно Широко Размашисто Наполнено Объёмно Ёмко Пространно Веско Весомо Космично Огромно Бесконечно Беспредельно Набатно

Обеспокоенно Сметено Тревожно Будоражащее Щемящее Трепеща Лихорадочно С отчаянием Раскаявшись Мятуще Маясь Надломано Абстрактно Рационально Рассудочно Рефлексивно Бесчувственно Искусственно Придумано Рефлексивно Надуманно Механически
·
Драматично Трагично Зловеще Траурно Мертвенно Фатально Апокалиптически Бесшабашно Высокомерно Напыщенно Спесиво Заносчиво Чопорно Амбициозно



Тонко Изящно Галантно Утончённо Манерно Грациозно Жеманно Изощрённо Ажурно Деликатно Изысканно Капризно Экстравагантно Прихотливо Пластично Обворожительно Хрупко Щепетильно Вычурно Изнеженно


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Методическая разработка эмоциональная.docx Скачать

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Детская школа искусств» с.Чаши







РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НА ЗАНЯТИЯХ ХОРА


Методическая разработка







Выполнила: преподаватель

1 квалификационной категории

МОУДОД ДШИ с.Чаши

ДШИ с.Чаши Малахова Е.Г.











с.Чаши, 2011г.





СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3


ГЛАВА 1. ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………...5


ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРА………………………….10


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….16


ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….18













«Музыка для ребенка – мир радостных переживаний.

Чтобы открыть перед ним дверь в это мир,

надо развивать у него способности,

и, прежде всего, музыкальный слух и

эмоциональную отзывчивость.

Иначе музыка не выполнит свои

воспитательные функции.»

Н.А.Ветлугина.

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность исследования.

На современном этапе развития общества актуальной задачей образования является воспитание человека, направленного на принятие другой личности. Способность к сопереживанию занимает одно из главных мест в структуре личности ребенка, в познании детьми окружающей действительности. Сопереживание является основной побудительной силой к действию личности в обществе. Однако сегодня само общество приводит личность ребенка к деструктивным процессам. Упадок духовности, переоценка моральных ценностей, социальное расслоение людей и т.п. вызывают негативные отклонения в развитии и формировании чувств, эмоций детей. Поэтому среди многообразия задач музыкального развития личности одной из ведущих выступает развитие эмоционально-чувственной сферы, в которой решающее место отводится эмоциональной отзывчивости.

Особая роль в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является важнейшим, порой незаменимым средством духовного развития ребенка.

Восприятие выразительного значения музыкального языка, проникновение в содержательную структуру произведения, в частности, в его эмоциональный смысл, возможно только при наличии способности эмоционально отзываться на выражаемое музыкой содержание, поэтому воспитание в детях любви к музыке, умения сопереживать заключенному в ней образно-эмоциональному смыслу является главной целью занятий хоровым пением.

Объект исследования: педагогический процесс вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: психолого-педагогический процесс развития эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста на занятиях хора.

Цель исследования: поиск методов и приемов, способствующих развитию эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста на занятиях хора.

Задачи:

- анализ педагогической литературы по вопросу эмоциональной отзывчивости

- выявление методов, средств и приемов, способствующих развитию эмоциональной отзывчивости детей.















ГЛАВА 1. ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

Эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства является ядром музыкальной культуры. Формирующееся отношение ребенка к музыке способствует становлению интереса к музыкальным произведениям, воспитанию эстетического вкуса, представлений о красоте. Накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства и развитие эмоциональной отзывчивости является необходимым условием формирования основ музыкальной культуры детей. Именно музыка может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание.

Возможности развития эмоциональной отзывчивости на музыку обусловлены, с одной стороны, интонационной природой музыки, с другой – закономерностями психического развития детей младшего школьного возраста. Музыкальное искусство, одно из первых, наиболее глубоко захватывает и организует эмоциональную природу ребенка, в общении с музыкой дети легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Музыка способна сильнее всех других искусств воздействовать на чувства ребенка, стимулировать эмоциональный отклик и положительные эмоции, побуждать к сопереживанию и художественной эмпатии, развивать фантазию и воображение, вызывать желание общаться и делиться впечатлениями, рассуждать об услышанном. Научно доказано, что музыкальное искусство обладает большой силой художественного и эстетического воздействия на эстетическое сознание детей, пробуждает музыкально-ценностные потребности, предопределяет развитие эстетических интересов, вкусов, представлений о красоте и закладывает основы музыкально-эстетической культуры личности (Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, Б. М. Теплов, В. Н. Шацкая и др.).

Изучение научной литературы доказывает, что эмоциональная отзывчивость на музыку – сложное психолого-педагогическое понятие, в трактовке которого наблюдаются различные варианты подходов и определений. Традиционно эмоциональная отзывчивость на музыку в музыкальной педагогике и психологии рассматривается как особая музыкальная способность, природа которой соотносится с эмоциональной природой музыкального искусства. В предложенной Б. М. Тепловым структуре музыкальных способностей эмоциональная отзывчивость на музыку, по образному выражению автора, составляет как бы центр музыкальности, главный признак. Музыкальность – это комплекс специальных способностей, находящих свое выражение в своеобразной ориентировке в музыке. Чем более музыкален человек, как подчеркивает Б. М. Теплов, тем больше он слышит в музыке. Связывая музыкальность с переживанием содержательной стороны музыкального произведения, автор указывает на единство эмоциональной и слуховой стороны музыкальности. На основе теоретического анализа Б. М. Теплов выделяет три основные музыкальные способности, образующие ядро музыкальности: ладовое чувство (эмоциональный компонент слуха), способность к слуховому представлению (репродуктивный компонент слуха) и музыкально-ритмическое чувство (способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма, активно переживать и точно воспроизводить его). Данная структура музыкальности предполагает восприятие и переживание музыки как некоторого эмоционального содержания. Эмоциональная отзывчивость в трактовке Б. М. Теплова основана на различении эмоциональной, ладовой окраски произведения, настроений и чувств, выраженных в нем, а также способности активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма. Таким образом, выделенные автором основные музыкальные способности – ладовое и музыкально-ритмическое чувство – лежат в основе эмоциональной отзывчивости на музыку, их развитие способствует глубокому, утонченному эмоциональному проникновению в художественное содержание произведения.

Б. М. Теплов в своих теоретических исследованиях рассматривает эмоциональную отзывчивость на музыку в основном как познавательный процесс, справедливо отмечая, что в музыке мы через эмоцию познаем мир. Б. М. Теплов пишет: «Понять художественное произведение – значит, прежде всего, прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятие искусства; через него оно должно идти; без него оно невозможно...». Вместе с тем он отмечал, что развитие эмоционального компонента музыкального слуха проявляется прежде всего в любви и интересе к слушанию музыки, признавая тем самым, что эмоциональное переживание музыки оказывает воздействие на формирование отношения к ней.

Предложенная Б. М. Тепловым концепция музыкальности, по мнению самого автора, не является исчерпывающей. Она не содержит анализа психологического механизма и особенностей развития эмоциональной отзывчивости на музыку как ядра музыкальности. Однако акценты, которые расставил Б. М. Теплов в своих рассуждениях о личности музыканта, а также в характеристиках музыкальных проявлений детей (дневниковые записи), дают нам основание предположить, что эмоциональная отзывчивость на музыку может выступать не только как процесс, сопровождающий восприятие, но и как качество личности ребенка, формирующееся в музыкальной деятельности.

Н. А. Ветлугина в своих исследованиях приходит к выводу о том, что для целостной характеристики музыкальности необходимо учитывать особенности самой личности ребенка с ее интересами и запросами. Опираясь на положения отечественной психологии о диалектической взаимосвязи общего и специального развития личности (Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, В. А. Крутецкий, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов и др.), она отмечает, что в структуре музыкальности необходимо выделять более общие музыкально-эстетические и специальные способности. Для первых характерно эстетическое отношение к музыке. Оно проявляется в восприятии, воспроизведении, представлении, музыкальном творчестве, в форме динамики разнообразных чувств, творческого воображения, возникновения оценочного отношения. Ко второй группе автор относит выделенные Б. М. Тепловым основные музыкальные способности и сенсорную основу. Эмоциональный отклик на музыку Н. А. Ветлугина определяет как ведущий компонент музыкальности и в более широком контексте, нежели Б. М. Теплов. В своих статьях и теоретических исследованиях Н. А. Ветлугина рассматривает эмоциональную отзывчивость на музыку не только как важнейший компонент структуры музыкальности, но и как одну из задач воспитания эстетического отношения детей к музыке.

В научных исследованиях исходный уровень проявления эмоциональной отзывчивости связывается с чувствительностью и впечатлительностью, элементарной эмоциональной реакцией человека. В музыкальной педагогике он соотносится с избирательной восприимчивостью ребенка к музыке, выражающейся в предпочтении музыкальных звуков по сравнению с немузыкальными. Высокий уровень эмоциональной отзывчивости связан с «умными эмоциями» (Л. С. Выготский), имеющими эстетическое и духовно-нравственное содержание. Объективной характеристикой эмоциональной отзывчивости на музыку являются эмоциональный отклик, наличие сопереживания, осознание выразительности музыкальных интонаций (понимание музыкальной речи) и внешне выраженное эмоционально-оценочное отношение к музыке, проявляющееся в музыкальных предпочтениях.

Таким образом, исходя из анализа музыкально-педагогической литературы по вопросу развития эмоциональной отзывчивости, мы можем предположить, что развитие эмоциональной отзывчивости у детей связано с активизацией процессов уподобления звучанию музыкальным интонациям на основе действенно-практического сопереживания содержания музыки.




















ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧТВОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРА.

На разных этапах работы по развитию эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста целесообразно использовать комплекс различных методов обучения: наглядных, словесных, эмоционально-образных, практических, метод сопереживания. Использование педагогом каждого из перечисленных методов должно быть обусловлено как содержанием занятий, так и степенью их эффективности в каждом конкретном случае.

«Метод» - означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

1. Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет несколько разновидностей: наглядно – слуховой (показ педагогом вокального произведения, прослушивание аудиоматериала и т.п.); наглядно-зрительный (показ репродукций, иллюстраций, наглядно-образных пособий и т.д.); наглядно-двигательный (использование движений рук, пластическое и мануальное интонирование).

Показ педагога позволяет ребенку увидеть целостную картину произведения, вызывает определенные положительные эмоции, что стимулирует ученика к дальнейшему творчеству.

2. Словесный метод – к нему относятся беседа с детьми, рассказ, диалог и т.п.

В музыкальном воспитании этот метод понимается не столько как передача необходимой информации, сколько как образно – психологический настрой, направленный на духовное общение ребенка с музыкальным искусством. То есть для словесного пояснения музыки речь должна быть не бытовой, а образной.

3. Практический метод, его еще называют художественно-практическим - это формирование у учащихся умения понимать, оценивать и анализировать средства художественной выразительности произведений, а также умения применить эти знания на практике, в частности, в процессе пения.

В музыкальной педагогике существуют свои, специфические методы, направленные на более глубокое понимание музыкального языка:

1. Метод сопереживания позволяет учащимся сравнить и почувствовать музыкальное произведение через актуализацию собственного жизненного опыта;

2. В процессе вокально-хорового воспитания важно использовать метод сравнения и сопоставления, а также прием контрастного сопоставления – сравнение двух и более различных образов, выявление их сходств и различий;

3. Для того чтобы активизировать творческую деятельность ученика, его ассоциативно-образное мышление, в музыкальной педагогике используется метод ассоциативных сопоставлений. Обращаясь к красочным метафорам, сравнениям педагог вызывает у ребенка те или иные душевные состояния, находит в нем определенный эмоциональный отклик;

4. Близко к этому методу стоит эмоционально-образный метод, который основывается на образном и ассоциативно – образном мышлении учащихся.

Методы эмоционально-образного представления певческого процесса и его терминологического описания (типа «как будто») широко распространены в вокально-хоровой педагогической практике. Они играют огромную роль в процессе формирования голоса певца, воздействия на вокальную технику, а также как средство музыкально-художественной выразительности, так как опираются на различные эмоциональные состояния, а, следовательно, помогают развитию эмоциональной отзывчивости детей.

Образ и эмоции – это важнейшее психологическое средство обучения пению, основа передачи содержания музыкального произведения слушателю.

В детской вокально-хоровой педагогике эмоционально-образные методы обучения (в частности, метод «как будто»), просто незаменимы. Они подбираются соответственно возрасту детей.

В процессе вокального воспитания детей самое главное – чтобы педагог точно знал, какого звука, каких певческих ощущений он желает добиться от ребенка, представлял себе эталон звучания его голоса, тогда он всегда найдет нужные эмоционально-образные выражения, сравнения, метафоры, ассоциации, то есть доступные для детей методы типа «как будто».

Одним из видов эмоционально-образного метода является метод «эмоционального погружения» или «интонационного вживания в музыку», то есть моделирования определенного эмоционального состояния через актуализацию собственного опыта. Использование такого метода обогащает музыкальное восприятие, привносят в него элементы театрализации, придают музыкальному произведению эмоциональное насыщение и содержательность. В зависимости от художественного и эмоционального содержания хорового произведения, педагог может для начала предложить детям специальные упражнения или творческие задания, направленные на формирование того или иного эмоционального состояния. Например, для исполнения песни о празднике, лете, каникулах необходимо добиться радостного, легкого звучания. Для этого детям предлагается вспомнить ситуацию, в которой они получали подарок или хорошую оценку, то есть испытывали соответствующее эмоциональное состояние. Можно даже обыграть это задание, придав ему форму театрализации.

Так как преобладающим мышлением у детей младшего школьного возраста является правополушарное, эмоционально-образное, для него характерны яркость восприятия, наглядная, образная память, богатство воображения. Поэтому вокально-хоровое воспитание детей должно быть эмоциональным, наглядным, образным, вызывать у ребенка интерес и предупреждать усталость – как эмоциональную, так и физическую. Все это возможно при создании игровых ситуаций. В игре ребенок с легкостью «вживается» в любое эмоциональное состояние, в любую ситуацию.

На начальном этапе работы в хоре можно использовать игровую методику О.Кацер - игры для развития певческого дыхания, артикуляции, чувства ритма (ритмодекламации под музыку), динамики и др. (Приложение№1)

Игровые распевания и приемы, основанные на ассоциативно-образном мышлении, также активно развивают эмоциональную отзывчивость детей. Например, спеть песенку, изображая голоса животных (изображение голоса кукушки вырабатывает легкость звука и точность интонации, коровки – плотное смыкание на звук «М», развитие голосового резонатора, гусей – выработка зевка, открытия гортани – и т.д.)

Прием изображения голосом различных музыкальных инструментов обогащает тембральную окраску хора. Динамическую гибкость хора можно развить при помощи приема спеть попевку или песенку, как будто она звучит далеко за лесом, потом все ближе и ближе; или представить, что веселые музыканты, исполняющие песенку, едут в поезде и постепенно приближаются к нам.

Эмоциональную отзывчивость помогает развить упражнение «Хохоталки». «Ха-ха» - поем с радостью, «Хэ-хэ» - с чувством усталости, «Хи-хи» - хитро, с усмешкой, «Хо-хо» - вопрос. Все поется по восходящему мажорному пентахорду, по полутонам вверх.

Грамотное использование в процессе обучения пению мультимедийных технических средств часто ускоряет процесс понимания детьми художественного содержания произведения, облегчает поиск соответствующего эмоционального состояния и, следовательно, помогает развивать эмоциональную отзывчивость детей.

Что касается словесного метода вокально-хорового воспитания, для развития эмоциональной отзывчивости детей целесообразно использовать «Словарь эстетических эмоций» В.Ражникова, ведь музыкальное искусство – искусство эмоций и образов, и язык, которым мы описываем эмоциональные состояния, должен быть соответствующим. (Приложение №2)

Важнейшим фактором, определяющим качество и степень эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, является музыкальный репертуар, предлагаемый детям младшего школьного возраста. К подбору репертуара предъявляются особые требования.

  • Выразительность, художественность произведений (яркие образы).

  • Разнообразная тематика произведений, разнообразие жанров.

  • Доступность и постепенное усложнение (в зависимости от возраста, слушательского опыта, интересов детей) – соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка, способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.

Музыкальные шедевры формируют у ребенка эталоны красоты, основы эстетического вкуса, представления об идеале. Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей. Детям необходима атмосфера пребывания в музыке с тщательно отобранным репертуаром для пробуждения интереса к народной, классической и духовной музыке.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проведя анализ музыкально-педагогической литературы по проблеме развития эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста, можно сделать вывод, что наиболее целесообразными методами развития эмоциональной отзывчивости являются: эмоционально-образный, ассоциативно-образный, метод «как будто», метод «эмоционального погружения», игровые методики и приемы, грамотный подбор репертуара.

Своевременное и грамотное использование всех этих приемов и методов в работе над музыкальным произведением или в упражнениях позволяет наиболее эффективно развивать эмоциональную отзывчивость детей младшего школьного возраста на занятиях хора.




















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


  1. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. 415 с.


  1. Ветлугина, Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость [Текст] / Н.А.Ветлугина// Восприятие музыки: Сб.Статей. Сост.В.Н.Максимов.- М.,1980.


  1. Детский голос [Текст] /Экспериментальные исследования под ред. Шацкой В.Н. – М.: «Педагогика», 1970. – 232с


  1. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики.[Текст] / Л.Б.Дмитриев. - М.:Музыка, 2000. - 368 с.


  1. Петрушин Г. Музыкальная психология [Текст]/Г.Петрушин. – М.: Владос, 1997.


  1. Струве, Г.А. Школьный хор: Книга для учителя [Текст] / Г.А.Струве.- М.:Музыка, 1981. -240с.


  1. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст] / Г.П.Стулова. –М.: Прометей, 1992. -132с.


  1. Тарасов Г. С. Психология музыкальных способностей / Спутник учителя музыки. М.: Педагогика, 1993. С. 55–58.


  1. Тарасова К., Рубан Т. Основа системы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. – 2001. - №11. – с.63-68


  1. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. М.-Л.: Известия АПН РСФСР, 1947. Вып. 11. С. 7–26.


  1. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Избр. труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1985. Т. 1. С. 42–222.


























Приложение №1

Артикуляционная гимнастика (в форме сказки «Путешествие язычка»)

Для того чтобы дети не потеряли интерес на первых двух упражнениях, необходимо облачить их в сказочную форму. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка.
Они «путешествуют» вместе с язычком и знакомятся со всеми частями речевого аппарата: язычком, губами, зубами, щеками, с небом.

В этой работе достигается главное: детям интересно, понятно, нетрудно.
Артикуляционная гимнастика помогает:

  • устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;

  • разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;

  • развить мимику, артикуляционную моторику;

  • развить выразительную дикцию.

  • Проснулся однажды Язычок, а вокруг темно рот закрыт (губы сомкнуты) и страшно.
    Стал он выход искать.
    В одну Щечку постучал, «проткнуть» языком щеку
    в другую — «проткнуть» языком другую щеку  
    не открываются.
    «Толкну-ка я посильнее!» —подумал Язычок и стал толкать сначала одну Щечку, а потом и другую.«проткнуть» языком щеку  «проткнуть» языком другую щеку

  • Выхода не было. Решил тогда Язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю,- «проткнуть» языком верхнюю губу,
    а затем и нижнюю Губу. «проткнуть» языком нижнюю губу,

    В это время Ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему,
    но Зубки не пропустили его, а стали тихонько покусывать кончик языка, покусать
                                                                                                                                                      кончик языка.

    «Что вы делаете? Почему вы меня кусаете?!» — возмутился Язычок. А Зубки ответили: «Мы сегодня еще ничего не жевали». И стали жевать Язычок сначала с одной стороны, а потом и с другой. пожевать язык боковыми зубами

    И с правой,
    и с левой стороны он оказался невкусным. пожевать язык справа, пожевать язык слева.

    Язычок снова попытался протиснуться между Зубками, но они продолжали его покусывать. покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать
    Язычок спрятался за Зубами. А Зубки не унимались и продолжали жевать. 
    Они пожевали нижнюю Губу, а затем и верхнюю. покусать нижнюю губу по всей длине,
                                                                                                              покусать верхнюю губу,
    Нижняя Губа обиделась, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение,
    а верхняя улыбнулась (ей было немного щекотно).поднять верхнюю губу, обнажив 
                                                                                   верхние зубы и придав лицу выражение улыбки,

    А Зубки все не успокаивались. Они попытались откусить кусочек щеки. закусить
                                                                                                            изнутри щеки боковыми  зубами,

    Язычок смотрел на Зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может, оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?»
    Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом и нижние Зубки. провести языком между губами и верхними зубами, как бы очищая их, провести языком между губами и нижними зубами,
    И еще раз верхние и, конечно же, нижние провести языком между губами и зубами,

    Зубки посмотрели в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, Язычок! Мы больше не будем тебя кусать».обнажить зубы, растянув губы в улыбке.
                                                                                                               
    После того как дети «инсценировали» путешествие язычка, хорошо запомнили весь текст и очередность артикуляционных действий, можно перейти к стихотворной форме артикуляционной гимнастики.
    Вот зарядка язычка:

    Влево — проткнуть язычком левую щеку,
    вправо, проткнуть язычком правую щеку,
    Раз, еще раз левую,
    два, еще раз правую щеку,
    Вверх — проткнуть язычком верхнюю губу,
    вниз, затем нижнюю,
    Вверх — вниз,

    Язычок, не ленись!
    Губы, просыпайтесь! «вибрато» губами,
    Ротик, открывайся! широко открыть рот,
    Язычок, покажись покусать кончик язычка,
    И зубов не страшись! высовывать язык вперед и убирать назад,
                                                   покусывая всю поверхность языка,

    А зубы-то, а зубы
    Кусают даже губы. покусать нижнюю губу по всей поверхности,
    Кусаются, кусаются покусать верхнюю губу по всей поверхности,
    И не унимаются.
    А губы то хохочут, в улыбке открыть верхние зубы,
    То сильно обижаются, вывернуть нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение,

    То весело хохочут, в улыбке открыть верхние зубы,
    То снова обижаются вывернуть нижнюю губу,
    Зубам надоело кусать —
    Стали язык жевать. пожевать язык боковыми зубами,
    Язычок — не лист капустный,
    Он совсем, совсем не вкусный!

    Зубки, зубки, успокойтесь,
    Хорошенечко умойтесь, провести язычком между верхней губой и зубами,
    Не сердитесь, не кусайтесь, провести язычком между нижней губой и зубами,
    А вместе с нами улыбайтесь! улыбнуться.


     
    Автор сказки — С. А. Коротаева. За основу артикуляционной гимнастики взяты первые 10 упражнений из работы В. В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса».

Словарь эстетических эмоций, которые существуют в музыке, как признаки характера звучания

В. Ражников

Приложение№2

Торжественно


Радостно



Весело

Празднично

Приподнято

Звонко

Звучно

Блестяще

Искрясь

Бодро

Игриво

Бойко

Легко

Проворно

Живо

Полётно

Задорно

Ослепительно ловко

Юрко

Ярко

Лучисто

Лучезарно

Феерично

Невесомо





Величественно

Триумфально

Победно

Призывно

Величаво

Ликующе

Восторженно

Пышно

Помпезно

Шумно

Бравурно

Грандиозно

Значительно

Роскошно

Эффектно

Открыто

Церемонно

Жизнеутверждающе

Озарено

Оптимистично

Сонливо


Сосредоточенно


Сдержанно

Степенно

Размеренно

Обстоятельно

Солидно

Серьёзно

Строго

Чинно

Дремотно

Изнемогая

Вяло

Обессилено

Лениво

Измождено

Расслабленно

Размягчено

Безвольно

Безжизненно


Таинственно


Энергично



Мужественно

Решительно

Смело

Сильно

Крепко

Твёрдо

Упруго

Гордо

Уверенно

С достоинством

Неотступно

Настойчиво

Неодолимо

Неукротимо

Неумолимо

Отважно

Маршеобразно

Молодцевато

Напористо

Независимо

Необратимо

Непокорно

Самозабвенно


Вкрадчиво

Странно

Причудливо

Фантастически

Загадочно

Отстранённо

Интригующе

Иллюзорно

Иррационально

Призрачно

Скрытно

Экзотично

Замысловато

Затаённо

Инфернально (адски)

Мистически

Колдовски

Лунатически

Сомнамбулически

С наитием

Обворожено

Неявно



Изнеженно

Беспечно



С желанием

Томно

Млея

Сентиментально

Чувственно

Чувствительно

Возжделенно

Мелодраматически

Безразлично

Бесстрастно

Индифферентно

Отстранённо

Отвлечённо

Равнодушно

Опустошённо

Окаменело

Отрешённо

Отчуждённо

Рассеянно




Раздражённо

Шутливо




Затейливо

Ребячась

Несметливо

Скерцозно

Пикантно

Иронически

Саркастически

Шутовски

Пародируя

Надменно

Язвительно

Гротескно

Парадоксально

Сардонически

Забавно

Издевательски

Паясничая

Егозливо

Едко

Ехидно

Колко

Шаловливо

Шаржировано

Юмористически

Взбалмошно

Ершисто

Мазурничая

Каверзно

Легкомысленно

Лукаво

Кощунственно

Ёрничая


Рассерженно

Негодующе

Резко

Невоздержанно

Грубо

Гневно

Яростно

Бешено

Жёстко

Сердито

Исступлённо

Неистово

Свирепо

Дьявольски

Демонически

Изуверски

Агрессивно

Безудержно

Варварски

Безжалостно

Дико

Жестоко

Злостно

Истерично

Нещадно

Страшно

Ужасно

Беспощадно

Злобно

Маниакально

Люто

Невменяемо

Остервенело





Дерзко

Элегично




Задумчиво

Меланхолически

Пессимистично

Понуро

Уныло

Грустно

Печально

Жалобно

Жалея

Жалостливо

Тоскливо

Горестно

Скорбно

Плача

Тягостно

Мученически

Страдальчески

Сокрушенно

Безутешно

Безысходно

Бесцеремонно

Беспардонно

Вызывающе

Нахально

Нагло

Нескромно

Назойливо

Навязчиво

Неотвязно

Развязно

Надоедливо

Распоясано

Расхлестано

Фривольно

Беспутно

Вероломно

Кичливо

Несуразно

Неприязненно

С окаянством

Сумрачно

Тяжело




Увесисто

Грузно

Громоздко

Массивно

Монументально

Мощно

Неуклюже

Угловато

Напряжённо

Натружено

Тягуче

Густо

Насыщенно

Натужно


Завуалировано

Пасмурно

Хмуро

Угрюмо

Мрачно

Скрыто

Глухо

Тоскливо

Приглушённо

Блекло

Расплывчато

Маскируясь

Насуплено

Непроницаемо


Спокойно


Страстно



Мирно

Безмятежно

Добродушно

Просто

Наивно

Непринуждённо

Светло

Блаженно

Неприхотливо

Простодушно

Прозрачно

Раскрепощёно

Раскованно

Созерцательно

Беззаботно

Доброжелательно

Невозмутимо

Осветлено

Покорно

Порывисто

Горячо

Пылко

Запальчиво

Бурно

Кипуче

Пламенно

Упоенно

Ревностно

Стремительно

Нетерпеливо

Экзальтированно

Азартно

Буйно

Жгуче

С жаром

Патетично

Самозабвенно

Фанатично

Мятежно

Накалено

Набожно


Робко



Застенчиво

Смущённо

Стыдливо

Кротко

Осторожно

Стеснительно

Боязливо

Пугливо

Растерянно

Болезненно

Малодушно

Инфантильно

По-детски

Благоговейно

Религиозно

Исповедуя

Благостно

Медлительно

Эзотерично

Милосердно

Молитвенно

Праведно

Надмирно

Освящено

Покаянно

Смиренно




Нежно

Поэтично



Возвышенно

Мечтательно

Одухотворённо

Сердечно

Задумчиво

Интимно

Трепетно

Душевно

Напевно

Окрылено

Проникновенно

Пленительно

Чётко

Чарующе

Лирично

Невинно

Неискушённо

Заворожено

Ласково

Любовно

Деликатно

Радушно

Мягко

Благородно

Трогательно

Приветливо

Елейно

Любезно

Почтительно

Приятно

Целомудренно

Чисто

Безропотно

Беззлобно

Доверчиво

Лелея

Мило


Властно

Масштабно



Авторитетно

Воинственно

Сурово

Твёрдо

Чеканно

Повелительно

Волево

Деспотично

Давяще

Императивно

Магически

Мессиански

Могущественно

Начальственно

Незыблемо

Ораторски

Царственно






Широко

Размашисто

Наполнено

Объёмно

Ёмко

Пространно

Веско

Весомо

Космично

Огромно

Бесконечно

Беспредельно

Набатно


Взволнованно

Аскетичноично





Обеспокоенно

Сметено

Тревожно

Будоражащее

Щемящее

Трепеща

Лихорадочно

С отчаянием

Раскаявшись

Мятуще

Маясь

Надломано








Абстрактно

Рационально

Рассудочно

Рефлексивно

Бесчувственно

Искусственно

Придумано

Рефлексивно

Надуманно

Механически


С бравадой

Грозно




Драматично

Трагично

Зловеще

Траурно

Мертвенно

Фатально

Апокалиптически



Бесшабашно

Высокомерно

Напыщенно

Спесиво

Заносчиво

Чопорно

Амбициозно















Элегантно




Тонко

Изящно

Галантно

Утончённо

Манерно

Грациозно

Жеманно

Изощрённо

Ажурно

Деликатно

Изысканно

Капризно

Экстравагантно

Прихотливо

Пластично

Обворожительно

Хрупко

Щепетильно

Вычурно

Изнеженно



27


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос