Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как один из видов деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.
Тип материала: другое, конкурсная работа (Всероссийский конкурс научно-практических материалов “Педагогический менеджмент”)
просмотров: 1308
Подготовила: Подковырина Н.Е. старший воспитатель МКДОУ д\с № 13
Педагогический совет Тема: Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как один из видов деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.
Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.
Задачи: 1.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы. 2.Развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по проектно-исследовательской деятельности. Форма проведения:деловая игра. Участники:педагоги МКДОУ д\с 13 Усть-Катавского городского округа Челябинской области Оборудование:АРМ педагога, карточки с заданием Подготовительная работа:
В должности старшего воспитателя я работаю меньше года, выбирая летом приоритетное направление работы, я, не сомневаясь, решила, что это будет именно проектно-исследовательская деятельность. Потому что данный вид деятельности помогает развивать в ребёнке столь необходимые сегодня качества такие как,любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. За это время уже сделано немало: · создана творческая группа, · пройдены курсы повышения квалификация старшим воспитателем и руководителем творческой группы, · проведены семинар-практикум «Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста», · индивидуальные консультации по вопросам педагогов, · круглый стол по вопросу «Методологические основы проектно-исследовательской деятельности в ДОУ», · приобретена необходимая литература, · проведён конкурс исследовательских уголков, · в методическом кабинете созданы стенды «Практические рекомендации педагогам по организации проектно-исследовательской деятельности», · разработаны журналы для родителей для совместного проведения экспериментов, · созданы папки для педагогов «Методологические основы проектно-исследовательской деятельности в ДОУ», «Особенности экспериментирования в разных возрастных группах», «Особенности разработки программы исследовательского обучения в детском саду» · создана мини лаборатория, закуплена спецодежда для детей для проведения опытов, · на март запланирован конкурс исследовательских работ «Я-исследователь» между старшими и подготовительными группами,победители этого конкурса примут участие в городской конференции, в которую по нашей просьбе была введена самая маленькая категория участников – воспитанники ДОУ, · Ну а в августе, мы планируем представить накопленный опыт на педагогической конференции.
Ход деловой игры:
— Здравствуйте, уважаемые педагоги, гости, члены жюри, я рада приветствовать вас на нашей деловой игре «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС»
Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать. Антуан де Сент-Экзюпери.
Вот так и мы сами не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель. Сегодня мы с вами продолжим познавать тонкости организации проектно-исследовательской деятельности. Наша деловая игра будет проходить в 5 этапов:
План:
1.Мотивационно-организационный этап.
2. Теоретико-практический этап.
3. Игровой этап.
4.Исследовательский этап. 5.Заключительный этап.
Правила участия в деловой игре:
— соблюдение регламента,
— аргументированность участниками каждого принятого решения,
— решения должны быть согласованы всей группой,
— соблюдение правил дискуссии,
- за членами жюри остаётся решающее слово. 1 этап. Мотивационно-организационный этап Задание для команд: Чтобы перейти к более сложной части, я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности. Задание для первой команды: — Объясните высказывание Л. С. Выготского «Деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию». Задание для первой команды: — Чем отличается восприятие ребенком окружающего мира от восприятия взрослого. — Перевёртыши (строки из пословиц и поговорок)
А теперь по одному предложениюдля каждой команды: Счастье перемещается кучами.(Беда не ходит одна) Уйти от новой стиральной машины.(Остаться у разбитого корыта) Лысина — мужское безобразие.(Коса — девичья краса) На милиционере валенки мокнут.(На воре шапка горит) Ниже пяток не опустишься.(Выше головы не прыгнешь) Уговори умного к черту послать, так и нога заживет.(Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет) Безделью часы — слезам год.(Делу время — потехе час) Начал развлекаться — трусливо сиди дома.(Кончил дело — гуляй смело) Мы с вами готовы начать. Часто педагоги стараются избегать исследовательской деятельности, оправдывая себя придуманными мифами. Постараемся развеять их, вдруг кто-то из нас ещё сомневается.
Мифы об исследовательской деятельности: Трудно найти и сформулировать проблему исследования. Любое исследование требует больших ресурсных и временных затрат. В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься исследованием. Слишком много «непонятных» моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т.п. Трудно найти и сформулировать проблему исследования. Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний. Главный результат такой работы – победа на конференции. Работа юного исследователя не имеет научной ценности.
2 этап. Теоретико-практический этап
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Прежде чем приступить к исследованию, необходимо выбрать актуальную тему. Есть разные способы выбора тем исследования. Я предлагаю Вам несколько:
+ Наблюдение как способ выявления проблем
Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Такие проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «Как разговаривают рыбы?» Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача. Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать простое предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы: например, снежинки. Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму, цвет. Хорошим развивающим заданием будет задание нарисовать эти снежинки по памяти. + Задание «Тема одна — сюжетов много» Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Например, «Лето». У каждого свои ассоциации с летом, у кого-то это дача, лес, природа, море и т.д. При выполнении следующих заданий мы научим детей смотреть на мир глазами других людей или даже вещей и, если на один и тот же объект смотрят с нескольких позиций, то уже можно утверждать, что предмет однозначно проранжирован со всех позиций. + Задание «Составьте рассказ от имени другого персонажа». Задание детям формулируется так: «Представь, что ты на какое-то время стал взрослым, телевизором, любимой игрушкой и т.п. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни». + Задание «Составьте рассказ, используя данную концовку» Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать, например, Когда я нагнулся, то увидел, что это был уж. + Можно прочитать детям неоконченный рассказ и попросить «Продолжить рассказ», но сделать это необходимо несколькими способами. Например: представь, что ты ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу. Задание для педагогов:
+ перед вами картинка (девочка находится на возле газовой плиты, на окне загорелась штора), попробуйте увидеть проблему(ы). Все варианты фиксируйте на листках бумаги (обсуждаем, жюри оценивает)
Предполагаемые ответы:
1. Ребёнок дома без присмотра взрослых.
2. Нахождение опасных предметов в свободном доступе.
3. Ребёнок не знаком с правилами пожарной безопасности.
Задание для педагогов: выполняя следующее задание, вы научитесь подводить детей к теме. Перед вами известный всем предмет — сахар. На листке бумаги в первом столбике запишите интересующие вас темы, связанные с этим предметом. Рекомендую сформулировать их конкретно в вопросительной форме. Так в вашем вопросе уже будет обозначена конкретная цель вашего будущего исследования. — Теперь ваш листок с предложенными темами передайте вправо соседу, который должен выбрать самую интересную, по его мнению, и поставить плюс. Если ни одна из тем не нравится, то участник ничего не ставит. Так листок каждого участника оценивается членами группы и возвращается к первому члену команды. Он должен подсчитать количество набранных баллов (плюсов) и обвести самую интересную по мнению педагогов тему. Таким образом можно выбрать тему исследовательской работы (обсуждаем, жюри оценивает) 3 этап. Игровой этап Каждой команде старший воспитатель задаёт вопрос (карточки с заданиями находятся и на столах команд), если одна из команд не отвечает, то ответить может другая команда.
1. Стремление ребенка исследовать окружающий мир – это …
а) результат воспитания и обучения;
б) генетическая предопределенность;
в) индивидуальная особенность, характерная для небольшой части детей, относящихся к категории «одаренных».
2. Исследовательское обучение – это … а) синоним проектного обучения; б) отличный от проектного обучения вид деятельности. 3. Пять основных общедидактических методов обучения: а) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); б) последовательно и системно излагающий материал; в) репродуктивный; г) проблемное изложение; д) частично-поисковый (эвристический); е) исследовательский. 4. Нереализованная исследовательская активность ребенка обычно находит выход в… а) повышенной потребности в ласке; б) капризах; в) деструктивном поведении. 5. Исследовательской деятельностью преимущественно руководит … а) левое полушарие; б) правое полушарие. 6.Поисковая активность может быть направлена на (исключите лишнее) … а) изменение отношения к ситуации; б) изменение самой ситуации; в) на выбор нового лидера ситуации. 7. Главный признак нестандартной ситуации, порождающей поисковую активность, — это … а) потеря социальных смыслов деятельности; б) объективная невозможность удовлетворения обычных потребностей привычными способами; в) депрессивное состояние человека; г) сильное возбуждение, испытываемое человеком. 8. Как связаны между собой креативность и поисковая активность? а) Поисковая активность – это частный случай проявления креативности. б) Поисковая активность – это основа креативности и творчества. в) Поисковая активность и креативность никак не связаны между собой. 9. Исследовательское поведение ребенка проявляется только… а) в художественной деятельности; б) в общении со сверстниками и взрослыми; в) при изучении природных явлений; г) во всех видах деятельности без исключения. 10. Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать в себя следующие элементы: а) воспитание умения следовать инструкциям; б) развитие у детей исследовательских умений и навыков; в) детскую исследовательскую практику; г) мониторинг Жюри подводит итоги. На выполнение данного творческого задания командам отводится 7 минут. Каждая команда за это время должна подготовить выступление. Творческое задание Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях. Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским? Что, на ваш взгляд, для этого не хватает? Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения? Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения? Жюри подводит итоги. 4 этап. Исследовательский этап. Каждая группа педагогов должна выстроить четкий план работы по организации исследовательской деятельности по интересующей их теме исследования. Жюри оценивают полноту, конкретность, логику планирования работы. 5 этап.Заключительный этап Подведение итогов, вручение сладких призов, обсуждение за круглым столом. Решение педагогического совета: Надеюсь, всё, что мы с вами отработали на этом педагогическом совете, на семинарах-практикумах, консультациях, что обсуждали за круглым столом, посвящённым проектно-исследовательской деятельности, вам поможет в участии в совместном конкурсе «Я-исследователь», который мы проведём в марте. Согласно плана ДОУпровести конкурс 14 марта «Я – исследователь!», к подготовке приступить. А закончить наш педагогический совет я бы хотела Притчей «Счастье» Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить педагогический совет. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами. До свидания!
Список литературы 1. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. — Ярославль: Академия развития, 2002. 2. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. – Москва Педагогический университет «Первое сентября», 2007. Приложение 1. В помощь прилагается презентация весь необходимый материал для успешной работы. 2.Карточки с заданием для педагогов 1. Стремление ребенка исследовать окружающий мир – это …
а) результат воспитания и обучения;
б) генетическая предопределенность;
в) индивидуальная особенность, характерная для небольшой части детей, относящихся к категории «одаренных».
2. Исследовательское обучение – это … а) синоним проектного обучения; б) отличный от проектного обучения вид деятельности. 3. Пять основных общедидактических методов обучения: а) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); б) последовательно и системно излагающий материал; в) репродуктивный; г) проблемное изложение; д) частично-поисковый (эвристический); е) исследовательский. 4. Нереализованная исследовательская активность ребенка обычно находит выход в… а) повышенной потребности в ласке; б) капризах; в) деструктивном поведении. 5. Исследовательской деятельностью преимущественно руководит … а) левое полушарие; б) правое полушарие. 6.Поисковая активность может быть направлена на (исключите лишнее) … а) изменение отношения к ситуации; б) изменение самой ситуации; в) на выбор нового лидера ситуации. 7. Главный признак нестандартной ситуации, порождающей поисковую активность, — это … а) потеря социальных смыслов деятельности; б) объективная невозможность удовлетворения обычных потребностей привычными способами; в) депрессивное состояние человека; г) сильное возбуждение, испытываемое человеком. 8. Как связаны между собой креативность и поисковая активность? а) Поисковая активность – это частный случай проявления креативности. б) Поисковая активность – это основа креативности и творчества. в) Поисковая активность и креативность никак не связаны между собой. 9. Исследовательское поведение ребенка проявляется только… а) в художественной деятельности; б) в общении со сверстниками и взрослыми; в) при изучении природных явлений; г) во всех видах деятельности без исключения. 10. Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать в себя следующие элементы: а) воспитание умения следовать инструкциям; б) развитие у детей исследовательских умений и навыков; в) детскую исследовательскую практику; г) мониторинг
3.Творческое задание для педагогов Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях. Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским? Что, на ваш взгляд, для этого не хватает? Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения? Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?
Муниципальное казённое дошкольное образовательное
учреждение детский сад №13 комбинированного вида
Усть-Катавский городской округ
Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как один из видов деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.
Подготовила: Подковырина Н.Е.
старший воспитатель МКДОУ д\с № 13
Педагогический совет
Тема: Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как один из видов деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.
Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.
Задачи:
1.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.
2.Развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по проектно-исследовательской деятельности.
Форма проведения: деловая игра.
Участники: педагоги МКДОУ д\с 13 Усть-Катавского городского округа Челябинской области
Оборудование: АРМ педагога, карточки с заданием
Подготовительная работа:
В должности старшего воспитателя я работаю меньше года, выбирая летом приоритетное направление работы, я, не сомневаясь, решила, что это будет именно проектно-исследовательская деятельность. Потому что данный вид деятельности помогает развивать в ребёнке столь необходимые сегодня качества такие как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
За это время уже сделано немало:
-
создана творческая группа,
-
пройдены курсы повышения квалификация старшим воспитателем и руководителем творческой группы,
-
проведены семинар-практикум «Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»,
-
индивидуальные консультации по вопросам педагогов,
-
круглый стол по вопросу «Методологические основы проектно-исследовательской деятельности в ДОУ»,
-
приобретена необходимая литература,
-
проведён конкурс исследовательских уголков,
-
в методическом кабинете созданы стенды «Практические рекомендации педагогам по организации проектно-исследовательской деятельности»,
-
разработаны журналы для родителей для совместного проведения экспериментов,
-
созданы папки для педагогов «Методологические основы проектно-исследовательской деятельности в ДОУ», «Особенности экспериментирования в разных возрастных группах», «Особенности разработки программы исследовательского обучения в детском саду»
-
создана мини лаборатория, закуплена спецодежда для детей для проведения опытов,
-
на март запланирован конкурс исследовательских работ «Я-исследователь» между старшими и подготовительными группами, победители этого конкурса примут участие в городской конференции, в которую по нашей просьбе была введена самая маленькая категория участников – воспитанники ДОУ,
-
Ну а в августе, мы планируем представить накопленный опыт на педагогической конференции.
Ход деловой игры:
- Здравствуйте, уважаемые педагоги, гости, члены жюри, я рада приветствовать вас на нашей деловой игре «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС»
Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.
Что же я такое, если я не принимаю участие?
Чтобы быть, я должен участвовать.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Вот так и мы сами не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.
Сегодня мы с вами продолжим познавать тонкости организации проектно-исследовательской деятельности.
Наша деловая игра будет проходить в 5 этапов:
План:
1.Мотивационно-организационный этап.
2. Теоретико-практический этап.
3. Игровой этап.
4.Исследовательский этап.
5.Заключительный этап.
Правила
участия в деловой игре:
-
соблюдение регламента,
-
аргументированность участниками
каждого принятого решения,
-
решения должны быть согласованы всей
группой,
-
соблюдение правил дискуссии,
- за членами жюри остаётся решающее слово.
1 этап. Мотивационно-организационный этап
Задание для команд:
Чтобы перейти к более сложной части, я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности.
Задание для первой команды:
- Объясните высказывание Л. С. Выготского «Деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию».
Задание для первой команды:
- Чем отличается восприятие ребенком окружающего мира от восприятия взрослого.
- Перевёртыши (строки из пословиц и поговорок)
А теперь по одному предложению для каждой команды:
Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна)
Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)
Лысина — мужское безобразие. (Коса — девичья краса)
На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)
Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)
Уговори умного к черту послать, так и нога заживет. (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет)
Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)
Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Кончил дело — гуляй смело)
Мы с вами готовы начать. Часто педагоги стараются избегать исследовательской деятельности, оправдывая себя придуманными мифами. Постараемся развеять их, вдруг кто-то из нас ещё сомневается.
Мифы об исследовательской деятельности:
Трудно найти и сформулировать проблему исследования.
Любое исследование требует больших ресурсных и временных затрат.
В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься исследованием.
Слишком много «непонятных» моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т.п.
Трудно найти и сформулировать проблему исследования.
Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний.
Главный результат такой работы – победа на конференции.
Работа юного исследователя не имеет научной ценности.
2 этап. Теоретико-практический этап
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.
Прежде чем приступить к исследованию, необходимо выбрать актуальную тему. Есть разные способы выбора тем исследования. Я предлагаю Вам несколько:
+ Наблюдение как способ выявления проблем
Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Такие проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «Как разговаривают рыбы?» Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и
доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача.
Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать простое предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы: например, снежинки. Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму, цвет. Хорошим развивающим заданием будет задание нарисовать эти снежинки по памяти.
+ Задание «Тема одна — сюжетов много»
Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше
сюжетов на одну и ту же тему. Например, «Лето». У каждого свои ассоциации с летом, у кого-то это дача, лес, природа, море и т.д.
При выполнении следующих заданий мы научим детей смотреть на мир глазами других людей или даже вещей и, если на один и тот же объект смотрят с нескольких позиций, то уже можно утверждать, что предмет однозначно проранжирован со всех позиций.
+ Задание «Составьте рассказ от имени другого персонажа».
Задание детям формулируется так: «Представь, что ты на какое-то время стал взрослым, телевизором, любимой игрушкой и т.п. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни».
+ Задание «Составьте рассказ, используя данную концовку»
Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать, например, Когда я нагнулся, то увидел, что это был уж.
+ Можно прочитать детям неоконченный рассказ и попросить «Продолжить рассказ», но сделать это необходимо несколькими способами. Например: представь, что ты ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.
Задание для педагогов:
+ перед вами картинка (девочка находится на возле газовой плиты, на окне загорелась штора), попробуйте увидеть проблему(ы). Все варианты фиксируйте на листках бумаги (обсуждаем, жюри оценивает)
Предполагаемые ответы:
-
Ребёнок дома без присмотра взрослых.
-
Нахождение опасных предметов в свободном доступе.
-
Ребёнок не знаком с правилами пожарной безопасности.
Задание для педагогов: выполняя следующее задание, вы научитесь подводить детей к теме.
Перед вами известный всем предмет - сахар.
На листке бумаги в первом столбике запишите интересующие вас темы, связанные с этим предметом. Рекомендую сформулировать их конкретно в вопросительной форме. Так в вашем вопросе уже будет обозначена конкретная цель вашего будущего исследования.
- Теперь ваш листок с предложенными темами передайте вправо соседу, который должен выбрать самую интересную, по его мнению, и поставить плюс. Если ни одна из тем не нравится, то участник ничего не ставит.
Так листок каждого участника оценивается членами группы и возвращается к первому члену команды. Он должен подсчитать количество набранных баллов (плюсов) и обвести самую интересную по мнению педагогов тему. Таким образом можно выбрать тему исследовательской работы (обсуждаем, жюри оценивает)
3 этап. Игровой этап
Каждой команде старший воспитатель задаёт вопрос (карточки с заданиями находятся и на столах команд), если одна из команд не отвечает, то ответить может другая команда.
1. Стремление ребенка исследовать окружающий мир – это …
а) результат воспитания и обучения;
б) генетическая предопределенность;
в) индивидуальная особенность, характерная для небольшой части детей, относящихся к категории «одаренных».
2. Исследовательское обучение – это …
а) синоним проектного обучения;
б) отличный от проектного обучения вид деятельности.
3. Пять основных общедидактических методов обучения:
а) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
б) последовательно и системно излагающий материал;
в) репродуктивный;
г) проблемное изложение;
д) частично-поисковый (эвристический);
е) исследовательский.
4. Нереализованная исследовательская активность ребенка обычно находит выход в…
а) повышенной потребности в ласке;
б) капризах;
в) деструктивном поведении.
5. Исследовательской деятельностью преимущественно руководит …
а) левое полушарие;
б) правое полушарие.
6.Поисковая активность может быть направлена на (исключите лишнее) …
а) изменение отношения к ситуации;
б) изменение самой ситуации;
в) на выбор нового лидера ситуации.
7. Главный признак нестандартной ситуации, порождающей поисковую активность, - это …
а) потеря социальных смыслов деятельности;
б) объективная невозможность удовлетворения обычных потребностей привычными способами;
в) депрессивное состояние человека;
г) сильное возбуждение, испытываемое человеком.
8. Как связаны между собой креативность и поисковая активность?
а) Поисковая активность – это частный случай проявления креативности.
б) Поисковая активность – это основа креативности и творчества.
в) Поисковая активность и креативность никак не связаны между собой.
9. Исследовательское поведение ребенка проявляется только…
а) в художественной деятельности;
б) в общении со сверстниками и взрослыми;
в) при изучении природных явлений;
г) во всех видах деятельности без исключения.
10. Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать в себя следующие элементы:
а) воспитание умения следовать инструкциям;
б) развитие у детей исследовательских умений и навыков;
в) детскую исследовательскую практику;
г) мониторинг
Жюри подводит итоги.
На выполнение данного творческого задания командам отводится 7 минут. Каждая команда за это время должна подготовить выступление.
Творческое задание
Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях.
Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?
Что, на ваш взгляд, для этого не хватает?
Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения?
Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?
Жюри подводит итоги.
-
этап. Исследовательский этап.
Каждая группа педагогов должна выстроить четкий план работы по организации исследовательской деятельности по интересующей их теме исследования.
Жюри оценивают полноту, конкретность, логику планирования работы.
-
этап. Заключительный этап
Подведение итогов, вручение сладких призов, обсуждение за круглым столом.
Решение педагогического совета:
Надеюсь, всё, что мы с вами отработали на этом педагогическом совете, на семинарах-практикумах, консультациях, что обсуждали за круглым столом, посвящённым проектно-исследовательской деятельности, вам поможет в участии в совместном конкурсе «Я-исследователь», который мы проведём в марте.
Согласно плана ДОУ провести конкурс 14 марта «Я – исследователь!», к подготовке приступить.
А закончить наш педагогический совет я бы хотела Притчей «Счастье»
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины
Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить педагогический совет. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами. До свидания!
Список литературы
-
Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития, 2002.
-
Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. – Москва Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
Приложение
1. В помощь прилагается презентация весь необходимый материал для успешной работы.
2.Карточки с заданием для педагогов
1. Стремление ребенка исследовать окружающий мир – это …
а) результат воспитания и обучения;
б) генетическая предопределенность;
в) индивидуальная особенность, характерная для небольшой части детей, относящихся к категории «одаренных».
2. Исследовательское обучение – это …
а) синоним проектного обучения;
б) отличный от проектного обучения вид деятельности.
3. Пять основных общедидактических методов обучения:
а) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
б) последовательно и системно излагающий материал;
в) репродуктивный;
г) проблемное изложение;
д) частично-поисковый (эвристический);
е) исследовательский.
4. Нереализованная исследовательская активность ребенка обычно находит выход в…
а) повышенной потребности в ласке;
б) капризах;
в) деструктивном поведении.
5. Исследовательской деятельностью преимущественно руководит …
а) левое полушарие;
б) правое полушарие.
6.Поисковая активность может быть направлена на (исключите лишнее) …
а) изменение отношения к ситуации;
б) изменение самой ситуации;
в) на выбор нового лидера ситуации.
7. Главный признак нестандартной ситуации, порождающей поисковую активность, - это …
а) потеря социальных смыслов деятельности;
б) объективная невозможность удовлетворения обычных потребностей привычными способами;
в) депрессивное состояние человека;
г) сильное возбуждение, испытываемое человеком.
8. Как связаны между собой креативность и поисковая активность?
а) Поисковая активность – это частный случай проявления креативности.
б) Поисковая активность – это основа креативности и творчества.
в) Поисковая активность и креативность никак не связаны между собой.
9. Исследовательское поведение ребенка проявляется только…
а) в художественной деятельности;
б) в общении со сверстниками и взрослыми;
в) при изучении природных явлений;
г) во всех видах деятельности без исключения.
10. Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать в себя следующие элементы:
а) воспитание умения следовать инструкциям;
б) развитие у детей исследовательских умений и навыков;
в) детскую исследовательскую практику;
г) мониторинг
3.Творческое задание для педагогов
Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях.
Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?
Что, на ваш взгляд, для этого не хватает?
Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения?
Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»