Пейзажная лирика
2. Дать знание о лирике пейзажной (отличие изображения природы в эпосе и в лирике);
3. Начать формировать умение анализировать лирическое произведение.
1. Расширить знания о понятии «лирика» (особенности, лир. герой, выразительность);
2. Дать знание о лирике пейзажной (отличие изображения природы в эпосе и в лирике);
3. Начать формировать умение анализировать лирическое произведение.
Ход урока:
Этап, вид работы, t |
Деятельность учителя и учащихся |
I. Актуализация ранее изученного II. Изучение нового. III. Итоги урока |
Тема: Пейзажная лирика Учись у них - у дуба, у берёзы… Какую поставим цель для себя, исходя из темы урока? Чему можно у них учиться? Посмотрите на доску (отрывок из стих-ия К. Фофанова) Попробуйте пересказать отрывок. Что, тогда, представлено на доске, что это за отрывок? (стихотворение) Отличие от эпоса? (запись отличий в тетрадь: субъективность/объективность; небольшой объем, краткость; визуально – «в столбик»; нет событий; высочайшая выразительность) За счет чего у лирических произведений большая выразительность? Понаблюдаем над отрывком (отрывок записан на доске, учащиеся списывают с доски) Пышней, чем в ясный час расцвета, Аллея пурпуром одета. И в зыбком золоте ветвей Еще блистает праздник лета Волшебной прелестью своей. Как соотносится отдельное ЛЗ каждого слова и как они «работают» вместе, в пределах одной строчки? зыбкий – это какой? а в данном отрывке? праздник – это что? а в данном отрывке? и т.д. Какой сделаем вывод? (Метафоричность) Обратимся еще раз к отрывку. Скажите, что в нем описывается? (природа, время года) Как называется лирика, в кот. главное - описание природы, местности, пейзажа? (пейзажная лирика) А если в стих-ии главный предмет осмысления, переживания – любовь, то какая будет лирика? А если в центре – попытка понять свое место в жизни? Мы сегодня, как уже было сказано ранее, остановимся именно на пейзажной лирике. Вспомним, какой была природа в изученных рассказах, сказках? (помощник, учитель) А что происходит с природой – в лирике? (слушаем еще один фрагмент стих-ия) Вечернее небо, лазурные воды, В лиловом тумане почившая даль — Всё прелестью дышит любви и свободы. Но в этом чарующем лике природы Читаю, как в книге, свою же печаль. (акцент на описании, передача чувств, природа – источник размышлений и переживаний, через природу лир. герой выражает отношение к миру) В чем отличие от предыдущего фрагмента? Кто говорит? Чей голос? (лир. герой; рассказчик может никак не проявлять себя в тексте, в лирике же все, что мы узнаем, принадлежит лир. герою, он как призма) Попробуем сейчас по-настоящему проанализировать стих-ие с тематикой природы, т.е. обратимся к анализу пейзажной лирики на примере поэзии Ф. И. Тютчева и А.А. Фета и сравним их. Вам знакомы эти авторы? Запишите обязательно годы жизни, чтобы представлять сейчас и в дальнейшем литературный процесс, т.е. то, какая была литература в это время и что с ней происходило. Перейдем теперь непосредственно к стих-ям. Сначала я выразительно прочитаю, вы послушаете. После – начнем детальный анализ. Какой заголовок? Что можем представить? (пейзаж) Работа в группах: 1 гр наблюдает над повторяющимися словами и для чего нужны эти повторы (глава, земля) 2 гр работает с рифмой – какие слова рифмуются между собой, есть ли какая-то закономерность? (скатила-поглотила; взошли-приподняли – движение; полней-волней опис. параллелизм внутреннего состояния и т.д.) 3 гр работает с местоимением ЕЯ – к чему оно относится (к природе) и почему? (архаичность природы по сравнению с «приходящим» человеком) и местоимением НАМИ – кто это? => выход на ролевую функцию лир. героя, т.к. от группы лиц 4 гр работает с образом природы, выявляет человеческие черты => выход на олицетворение (жилы, глава) 5 гр наблюдает, какие слова исп. в прямом, а какие – в переносном значении. Вывод: через природу человек пытается познать себя, соотносит с собой, чтобы примириться с жизнью. Достигли цели урока? Что узнали о пейзажной лирике? Дз: письменно ответить на вопросы 5, 7 |
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
прошу Вас привести разработку в соответствие с критериями
С уважением, С.А. Колодин.