Использование компьютерной технологии на занятиях прикладного курса по физике (из опыта работы по программе «Физика на компьютере в 10 классе»)
Краткое описание
Стремительное развитие информационных технологий затмевает роль компьютера как средства научного познания.
Перед учителями физики поставлена цель: подготовить учащихся в процессе обучения физике к выбору профессии, развить творческие способности учащихся, формировать мотивы учения.
Перед учителями физики поставлена цель: подготовить учащихся в процессе обучения физике к выбору профессии, развить творческие способности учащихся, формировать мотивы учения.
Описание
Использование компьютерной технологии на занятиях прикладного курса по физике (из опыта работы по программе «Физика на компьютере в 10 классе»)
Прикладные курсы— обязательные курсы, которые учащиеся выбирают сами из имеющегося в учебном заведении «комплекта» и входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
Известный педагог С.Соловейчик писал: «Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет».
А чем увлекаются современные школьники? Конечно же компьютерами. Как его используют? Для большинства ребят это средство развлечения: игры, музыка, фильмы, Интернет. Стремительное развитие информационных технологий затмевает роль компьютера как средства научного познания.
Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышение его творческой активности. Научить ребят жить и работать в постоянно меняющемся мире, в котором уже складывается новая учебная среда, требующая изменения методов и форм учебной работы. Перед учителями физики поставлена цель: подготовить учащихся в процессе обучения физике к выбору профессии, развить творческие способности учащихся, формировать мотивы учения. Использование новых технологийв учебном процессе приводит к: — развитию новых педагогических методов и приемов; — развитию личности ученика, подготовки к самостоятельной и продуктивной деятельности в условиях информационного общества;
— структурным изменениям в педагогической системе;
— интенсификации процесса обучения физике за счет активизации познавательной деятельности.
Образовательные результаты, которые достигаются при применении информационных технологий:
— учащимся предоставляется возможность индивидуальной исследовательской работы с компьютерной моделью, в ходе которой они могут самостоятельно ставить эксперименты, устанавливать закономерности;
— учащиеся приобретают навыки оптимального использования персонального компьютера как обучающего средства;
-у учителя высвобождается время на индивидуальную работу с учащимися В течение двух лет я проводила прикладной курс «Физика на компьютере» в 10 классе, работая над проблемой «Применение компьютерных технологий на уроках физики».
Цель: прикладной курс направлен на повышение интереса ученика к школьному курсу физики через применение компьютерной техники. Задачи курса – расширить представление об экспериментальном методе познания окружающей действительности, о роли и месте компьютерного эксперимента в физических исследованиях. Формы организации учебных занятий: — организация в форме учебной исследовательской деятельности; — выполнение виртуальных интерактивных лабораторных работ; — решение задач с интерактивным выбором ответа и разбором решения. Написание данного прикладного курса состояло из нескольких этапов. I этап— изучение методической литературы, статей по информационной технологии. Большую помощь оказали статьи по методике работы с курсом по электронному пособию «Открытая физика» Кавтрев А.Ф. «Компьютерное моделирование на уроке»; «Методика использования компьютерных моделей на уроках»; «Виды уроков с использованием компьютерных моделей»; « Виды заданий к компьютерным моделям» и др. II этап— знакомство с электронными учебниками: 1. Полный интерактивный курс физики «Открытая физика» (часть1, 2);
2. Электронный учебник «Живая физика»;
3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки физики 7,8,9,10, 11 класс»;
4. «Курс физики ХХI века»;
5. «Виртуальный наставник. Физика 10-11 класс»;
6. Электронное пособие «5+ для подготовки к ЕНТ»;
7. Учебное электронное издание «Физика 7-11 классы».
III этап— написание элективного курса
IV этап – беседа с учениками 10 класса по организации прикладного курса.
Ожидаемые результаты.
V этап– организация и проведение занятий.
Данный курс рассчитан на 68 часов.
Занятия проводились по расписанию в мультимедийном кабинете, в котором находятся 10 компьютеров для учащихся, персональный компьютер для учителя, мультимедийный проектор, принтер и в кабинете физики, где есть ПК с выходом в Internet. Каждый ученик имеет копии дисков «Открытая физика» и ЭУ 7,9,10,11кл, специальную папку для работ по прикладному курсу, в которой собирается материал по занятиям.
Элективный курс «Физика на компьютере»
↓ Направлен на достижение цели: ↓
↓ Опирается на принципы: ↓
↓ Достигается средствами: ↓
↓ Приводит к результату:
↓
↑ Обеспечивается ресурсами: ↑
Тематическое планирование прикладного курса для учащихся 10- класса «Физика на компьютере» Всего -68, в неделю-2ч
Тематическое планирование курса «Физика на компьютере»
Главной отличительной особенностью этих компьютерных пособий являются многочисленные компьютерные модели – уникальные и оригинальные разработки. Компьютерные модели легко вписываются в занятия и позволяют учителю организовать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения: — работа с компьютерными моделями, имитирующие физические процессы и проектирование реальных экспериментов этих процессов;
— проводить исследования графиков; — выполнять виртуальные лабораторные работы; — обсуждать результаты эксперимента. Эти умения формируются на основе следующихзнаний: — роль эксперимента в познании; — цикл познания в естественных науках: факты, гипотеза, эксперимент, следствия. Проведение занятий с использованием моделей.
Компьютерные модели – компьютерные программы, имитирующие физические опыты, явления или идеализированные ситуации, встречающиеся в физических задачах.
Модели являются эффективным средством развития познавательной деятельности учащихся, позволяет углублять понимание учащимися учебного материала, демонстрировать его новые стороны. Как показывает практика, наибольший интерес вызывают модели, предполагающие участие самих учащихся в процессе их построения и модификации.
Компьютерное моделирование позволяет создать на экране компьютера живую, запоминающуюся динамическую картину физических опытов и явлений и открывают для учителя широкие возможности по совершенствованию занятий. Создание компьютерных моделей физических явлений и процессов является одной из эффективных форм реализации практической и исследовательской деятельности учащихся.
Использовать компьютерные модели удобно в демонстрационном варианте и при решении задач с недостающими данными, творческие задания и исследовательские задания.
Основные виды заданий, которые используются при работе с компьютерными моделями:
1. Ознакомительное задание. Это задание предназначено для того, чтобы помочь учащемуся осознать назначение модели и освоить ее регулировки. Задание содержит инструкции по управлению моделью и контрольные вопросы.
2. Компьютерные эксперименты. В рамках этого задания учащемуся предлагается провести несколько простых экспериментов с использованием данной модели и ответить на контрольные вопросы.
3. Экспериментальные задачи. Учащемуся предлагается решить 2-4 задачи без использования компьютера, а затем, используя компьютерную модель, проверить правильность своего решения.
4. Исследовательское задание. Учащемуся предлагается спланировать и провести ряд экспериментов.
В компьютерном курсе «Открытая физика» имеется много моделей, позволяющих в динамике проиллюстрировать изучаемое физическое явление. Модели дают возможность в широких пределах изменять условия физических экспериментов (массы, скорости, температуры, ускорения и т.д.)
Лабораторные работы позволяют учащимся воспроизводить на экране компьютера эксперименты, отличающиеся высокой степенью наглядности.
При выполнении лабораторных работ вначале разбираем теоретические вопросы, затем отвечаем на контрольные вопросы и только после этого выполняем решение задач. При решении задач обязательно проводим компьютерный эксперимент и проверяем полученный результат.
Занятия по решению задач с последующей компьютерной проверкой.
Предлагаю учащимся самостоятельно решить задачу, а затем провести компьютерный эксперимент и убедиться в правильности решения задачи. Самостоятельная проверка полученных результатов, при помощи эксперимента, усиливает познавательный интерес учащихся, а также делает их работу творческой. В результате этого учащиеся придумывали задачи, решали их, а затем проверяли правильность своих рассуждений, используя компьютерные модели, выявляли как качественные, так и количественные зависимости между величинами, характеризующими явление.
В компьютерном курсе «Открытая физика» есть большое количество решенных задач и контрольных вопросов к каждой теме, задачи повышенной трудности. Проведя занятия прикладного курса с использованием компьютерных моделей мультимедийных курсов «Физикон» «Открытая физика», убедилась в том, что эти модели легко вписываются в занятия. Они позволяют организовать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся. Это позволяет реализовать идеи развивающего обучения, существенно активизировать и индивидуализировать деятельность обучаемых по добыванию знаний, повысить интерес к изучению физики. Работа с «Открытой физикой» помогает представить изучаемый материал более наглядно, продемонстрировать его новые и неожиданные стороны неизвестным способом, что повышает интерес к предмету и способствует углублению понимания учебного материала. В ходе эксперимента изменяются содержание и стиль преподавания элективного курса. Необходимым условием успеха эксперимента является сочетание современных образовательных информационных технологий и традиционных методов обучения, постепенность внедрения новых методик. В качестве критериев успеха на данном этапе можно считать эмоциональное состояние учащихся на уроках, способность каждого ученика действовать осмысленно. Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность в изучении физики и являются дополнительным мотивирующим фактором. Причем, при введении информационных технологий учитель является лишь помощником в творческом процессе овладения знаниями. Итак, использование новых информационных технологий в процессе преподавания физики позволяет:
— значительно расширить круг учебных задач, которые могут быть включены в содержание образования за счет использования вычислительных, моделирующих и других возможностей компьютера; — увеличить возможность и состав учебного эксперимента, благодаря использованию компьютерных моделей тех процессов и явлений, эксперименты с которыми в школьных условиях учебных лабораторий были невозможны; — расширить источники получения знаний в процессе обучения путем использования информационно- справочных систем. Компьютер не может полностью заменить учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учеников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, он может направить их внимание на те или иные аспекты изучаемого предмета, вознаградить их усилия и заставить учиться.
Каким образом можно использовать электронные ресурсы наприкладных курсе и на уроках физики?
-проводить компьютерные лабораторные работы с использованием компьютерных моделей или виртуальных лабораторий;
— организовать индивидуальное обучение учащихся;
— организовать исследовательскую деятельность учащихся с использованием компьютерных моделей;
— использовать электронные ресурсы для демонстраций;
— проводить контроль знаний учащихся с использованием компьютерных программ.
Список используемой литературы 1. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983. 2. Бендриков Г.А., Буховцев Б.Б., Керженцев В.В., Мякишев Г.Я. Задачи по физике для поступающих в вузы. М.: Наука, 1995. 3. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Крик Л.А. 1001 задача по физике. М.: Илекса, 2005. 4. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение, 2004. 5. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М.: Просвещение, 2004. 6. Орлов В. А., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. М.: Интеллект-Центр, 2004. 7. Тульнинский М. Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972. 8. Тульнинский М. Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. М.: Просвещение, 1971. 9.В.А.Грибов, Н.К.ХаннановФизика. Репетитор.М.: Просвещение 2007 10.М.В.Симакин. Абитуриенту.Кокшетау,2006 11.Учебно-методическое пособие.Физика.Астана 2009,2010,2011. Работа с электронными учебниками. Информационно-компьютерная поддержка 1 «1С: Репетитор.Физика1.5 СД-ROM. «1C» 2. «Открытая физика.2.5 «Физикон» 3. «Полный курс физики 21века» Л.Я.Боревский «Медиа-хаус» 4. «Физика 7-11классы»(ваш репетитор) «TeachPro» 5. «Электронные уроки и тесты.Физика в школе.» «Новый диск» 6. «Уроки физики Кирилла и Мефодия» 7. «Готовимся к ЕНТ».(+5) 8. «Физика.Готовимся к ЕГЭ» «Физикон»
Прикладные курсы— обязательные курсы, которые учащиеся выбирают сами из имеющегося в учебном заведении «комплекта» и входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
Известный педагог С.Соловейчик писал: «Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет».
А чем увлекаются современные школьники? Конечно же компьютерами. Как его используют? Для большинства ребят это средство развлечения: игры, музыка, фильмы, Интернет. Стремительное развитие информационных технологий затмевает роль компьютера как средства научного познания.
Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышение его творческой активности. Научить ребят жить и работать в постоянно меняющемся мире, в котором уже складывается новая учебная среда, требующая изменения методов и форм учебной работы. Перед учителями физики поставлена цель: подготовить учащихся в процессе обучения физике к выбору профессии, развить творческие способности учащихся, формировать мотивы учения. Использование новых технологийв учебном процессе приводит к: — развитию новых педагогических методов и приемов; — развитию личности ученика, подготовки к самостоятельной и продуктивной деятельности в условиях информационного общества;
— структурным изменениям в педагогической системе;
— интенсификации процесса обучения физике за счет активизации познавательной деятельности.
Образовательные результаты, которые достигаются при применении информационных технологий:
— учащимся предоставляется возможность индивидуальной исследовательской работы с компьютерной моделью, в ходе которой они могут самостоятельно ставить эксперименты, устанавливать закономерности;
— учащиеся приобретают навыки оптимального использования персонального компьютера как обучающего средства;
-у учителя высвобождается время на индивидуальную работу с учащимися В течение двух лет я проводила прикладной курс «Физика на компьютере» в 10 классе, работая над проблемой «Применение компьютерных технологий на уроках физики».
Цель: прикладной курс направлен на повышение интереса ученика к школьному курсу физики через применение компьютерной техники. Задачи курса – расширить представление об экспериментальном методе познания окружающей действительности, о роли и месте компьютерного эксперимента в физических исследованиях. Формы организации учебных занятий: — организация в форме учебной исследовательской деятельности; — выполнение виртуальных интерактивных лабораторных работ; — решение задач с интерактивным выбором ответа и разбором решения. Написание данного прикладного курса состояло из нескольких этапов. I этап— изучение методической литературы, статей по информационной технологии. Большую помощь оказали статьи по методике работы с курсом по электронному пособию «Открытая физика» Кавтрев А.Ф. «Компьютерное моделирование на уроке»; «Методика использования компьютерных моделей на уроках»; «Виды уроков с использованием компьютерных моделей»; « Виды заданий к компьютерным моделям» и др. II этап— знакомство с электронными учебниками: 1. Полный интерактивный курс физики «Открытая физика» (часть1, 2);
2. Электронный учебник «Живая физика»;
3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки физики 7,8,9,10, 11 класс»;
4. «Курс физики ХХI века»;
5. «Виртуальный наставник. Физика 10-11 класс»;
6. Электронное пособие «5+ для подготовки к ЕНТ»;
7. Учебное электронное издание «Физика 7-11 классы».
III этап— написание элективного курса
IV этап – беседа с учениками 10 класса по организации прикладного курса.
Ожидаемые результаты.
V этап– организация и проведение занятий.
Данный курс рассчитан на 68 часов.
Занятия проводились по расписанию в мультимедийном кабинете, в котором находятся 10 компьютеров для учащихся, персональный компьютер для учителя, мультимедийный проектор, принтер и в кабинете физики, где есть ПК с выходом в Internet. Каждый ученик имеет копии дисков «Открытая физика» и ЭУ 7,9,10,11кл, специальную папку для работ по прикладному курсу, в которой собирается материал по занятиям.
Элективный курс «Физика на компьютере»
↓ Направлен на достижение цели: ↓
Повышение интереса ученика к школьному курсу физики через применение компьютерной техники |
научность | креативность | практической ориентации | интегрированность |
— разработка уроков, занятий; -организация самостоятельной работы на компьютере; -диагностика и мониторинг результатов развития |
↓
стремление выполнять компьютерные лабораторные работы | работать с компьютерными моделями | осознанному выбору профессии | повышение мотивации к учебной познавательной деятельности | углубление уровня понимания учебного материала |
кадровыми | информационными | временными |
Тематическое планирование прикладного курса для учащихся 10- класса «Физика на компьютере» Всего -68, в неделю-2ч
№ модуля |
тема |
Кол-во часов |
содержание |
Модуль №1 |
Электронные учебники |
3ч |
Электронные учебники, их виды, классификация, способы работы с ними |
Модуль №2 |
Виртуальные лабораторные работы |
3ч |
Виртуальные лабораторные работы, модели экспериментов, анимации, триггеры |
Модуль №3 |
Тренажеры для подготовки к ЕНТ |
14ч | |
Модуль №4 |
Электронные учебники |
12ч |
Работа по имеющимся электронным учебникам |
Модуль №5 |
Работа с интернет |
6ч |
Сайты для подготовки к экзаменам |
Модуль №6 |
Работа с электронными тестами |
30ч |
Тематическое планирование курса «Физика на компьютере»
модуль |
Содержание работы |
Кол-во часов |
сроки |
№1 |
1.Понятие современного электронного учебника |
3ч | |
2.Классификация электронных учебников, их виды | |||
3.Способы работы с электронными учебниками | |||
№2 |
1.Виртуальные лабораторные работы |
3ч | |
2.Модели экспериментов | |||
3.Анимации, триггеры | |||
№3 |
1.Электронные тренажеры |
14ч | |
2.Реальная прога для ЕНТ(абитуриент 2006, КАЗГАТУ А-ент) | |||
3.Тестирование (физика тесты 10 вариантов) | |||
4.Тренажеры к ЕНТ(по темам) | |||
5.Тренажер Кокорина | |||
6.5 плюс(подготовка к ЕНТ) | |||
7.Подготовка к ЕГЭ физика(новая школа) | |||
№4 |
1.Физика 10(для ЕМН, версия 1.1-автор Мухаметов М., Есжанов А) |
12ч | |
2.Физика 7,9 (ТОО «Просвещение Казахстан 2004г)МОН РК | |||
3.1С Физика версия 1,5а репетитор) | |||
4.Физика 10 2003г Республика Казахстан МОН РК | |||
5.Курс физики XXIв Л.Я.Боревский (Медиа Хауз) | |||
6.Открытая физика версия 2,6 под редакцией С.М.Козела (физикон) | |||
7.Teach Pro 7-11кл(TPDVDSCHOOL) | |||
8.Начала электроники | |||
9.Электронный курс «Электротехника»Ванюшина | |||
10.Физика в диалоге с компьютером-учебное пособие эл. | |||
11.Энциклопедии КИМ | |||
12. | |||
№5 |
Сайты интернет для подготовки к ЕНТ, онлайн тесты 1/http://www.kaztest.ucoz.ru/ 2/http://www.abiturcenter.ru/testi/test.php 3/http://www.testent.ru/load/testy/fizika/39 4/ http://fizmatika.ru/ENT2013 5/ http://daryn.kz/blogs/view/4/3 6/ https://www.uchi.kz/ |
6ч | |
№6 |
Электронное тестирование ( по имеющимся учебникам) 1.Физика 10(для ЕМН, версия 1.1 2.Физика 10(для ЕМН, версия 1.1 3.Физика 10(для ЕМН, версия 1.1 4. Физика 10(для ЕМН, версия 1.1 5.Физика 10(для ЕМН, версия 1.1 6. 1С Физика версия 1,5а репетитор) 7. 1С Физика версия 1,5а репетитор) 8. 1С Физика версия 1,5а репетитор) 9. Подготовка к ЕГЭ физика(новая школа) 10. Подготовка к ЕГЭ физика(новая школа) 11. Подготовка к ЕГЭ физика(новая школа) 12.Тестирование (физика тесты 10 вариантов) 13. Тестирование (физика тесты 10 вариантов) 14. Физика 11(для ЕМН) 15. Физика 11(для ЕМН) |
30 | |
Итоговое занятие |
1ч |
Главной отличительной особенностью этих компьютерных пособий являются многочисленные компьютерные модели – уникальные и оригинальные разработки. Компьютерные модели легко вписываются в занятия и позволяют учителю организовать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения: — работа с компьютерными моделями, имитирующие физические процессы и проектирование реальных экспериментов этих процессов;
— проводить исследования графиков; — выполнять виртуальные лабораторные работы; — обсуждать результаты эксперимента. Эти умения формируются на основе следующихзнаний: — роль эксперимента в познании; — цикл познания в естественных науках: факты, гипотеза, эксперимент, следствия. Проведение занятий с использованием моделей.
Компьютерные модели – компьютерные программы, имитирующие физические опыты, явления или идеализированные ситуации, встречающиеся в физических задачах.
Модели являются эффективным средством развития познавательной деятельности учащихся, позволяет углублять понимание учащимися учебного материала, демонстрировать его новые стороны. Как показывает практика, наибольший интерес вызывают модели, предполагающие участие самих учащихся в процессе их построения и модификации.
Компьютерное моделирование позволяет создать на экране компьютера живую, запоминающуюся динамическую картину физических опытов и явлений и открывают для учителя широкие возможности по совершенствованию занятий. Создание компьютерных моделей физических явлений и процессов является одной из эффективных форм реализации практической и исследовательской деятельности учащихся.
Использовать компьютерные модели удобно в демонстрационном варианте и при решении задач с недостающими данными, творческие задания и исследовательские задания.
Основные виды заданий, которые используются при работе с компьютерными моделями:
1. Ознакомительное задание. Это задание предназначено для того, чтобы помочь учащемуся осознать назначение модели и освоить ее регулировки. Задание содержит инструкции по управлению моделью и контрольные вопросы.
2. Компьютерные эксперименты. В рамках этого задания учащемуся предлагается провести несколько простых экспериментов с использованием данной модели и ответить на контрольные вопросы.
3. Экспериментальные задачи. Учащемуся предлагается решить 2-4 задачи без использования компьютера, а затем, используя компьютерную модель, проверить правильность своего решения.
4. Исследовательское задание. Учащемуся предлагается спланировать и провести ряд экспериментов.
В компьютерном курсе «Открытая физика» имеется много моделей, позволяющих в динамике проиллюстрировать изучаемое физическое явление. Модели дают возможность в широких пределах изменять условия физических экспериментов (массы, скорости, температуры, ускорения и т.д.)
Лабораторные работы позволяют учащимся воспроизводить на экране компьютера эксперименты, отличающиеся высокой степенью наглядности.
При выполнении лабораторных работ вначале разбираем теоретические вопросы, затем отвечаем на контрольные вопросы и только после этого выполняем решение задач. При решении задач обязательно проводим компьютерный эксперимент и проверяем полученный результат.
Занятия по решению задач с последующей компьютерной проверкой.
Предлагаю учащимся самостоятельно решить задачу, а затем провести компьютерный эксперимент и убедиться в правильности решения задачи. Самостоятельная проверка полученных результатов, при помощи эксперимента, усиливает познавательный интерес учащихся, а также делает их работу творческой. В результате этого учащиеся придумывали задачи, решали их, а затем проверяли правильность своих рассуждений, используя компьютерные модели, выявляли как качественные, так и количественные зависимости между величинами, характеризующими явление.
В компьютерном курсе «Открытая физика» есть большое количество решенных задач и контрольных вопросов к каждой теме, задачи повышенной трудности. Проведя занятия прикладного курса с использованием компьютерных моделей мультимедийных курсов «Физикон» «Открытая физика», убедилась в том, что эти модели легко вписываются в занятия. Они позволяют организовать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся. Это позволяет реализовать идеи развивающего обучения, существенно активизировать и индивидуализировать деятельность обучаемых по добыванию знаний, повысить интерес к изучению физики. Работа с «Открытой физикой» помогает представить изучаемый материал более наглядно, продемонстрировать его новые и неожиданные стороны неизвестным способом, что повышает интерес к предмету и способствует углублению понимания учебного материала. В ходе эксперимента изменяются содержание и стиль преподавания элективного курса. Необходимым условием успеха эксперимента является сочетание современных образовательных информационных технологий и традиционных методов обучения, постепенность внедрения новых методик. В качестве критериев успеха на данном этапе можно считать эмоциональное состояние учащихся на уроках, способность каждого ученика действовать осмысленно. Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность в изучении физики и являются дополнительным мотивирующим фактором. Причем, при введении информационных технологий учитель является лишь помощником в творческом процессе овладения знаниями. Итак, использование новых информационных технологий в процессе преподавания физики позволяет:
— значительно расширить круг учебных задач, которые могут быть включены в содержание образования за счет использования вычислительных, моделирующих и других возможностей компьютера; — увеличить возможность и состав учебного эксперимента, благодаря использованию компьютерных моделей тех процессов и явлений, эксперименты с которыми в школьных условиях учебных лабораторий были невозможны; — расширить источники получения знаний в процессе обучения путем использования информационно- справочных систем. Компьютер не может полностью заменить учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учеников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, он может направить их внимание на те или иные аспекты изучаемого предмета, вознаградить их усилия и заставить учиться.
Каким образом можно использовать электронные ресурсы наприкладных курсе и на уроках физики?
-проводить компьютерные лабораторные работы с использованием компьютерных моделей или виртуальных лабораторий;
— организовать индивидуальное обучение учащихся;
— организовать исследовательскую деятельность учащихся с использованием компьютерных моделей;
— использовать электронные ресурсы для демонстраций;
— проводить контроль знаний учащихся с использованием компьютерных программ.
Список используемой литературы 1. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983. 2. Бендриков Г.А., Буховцев Б.Б., Керженцев В.В., Мякишев Г.Я. Задачи по физике для поступающих в вузы. М.: Наука, 1995. 3. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Крик Л.А. 1001 задача по физике. М.: Илекса, 2005. 4. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение, 2004. 5. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М.: Просвещение, 2004. 6. Орлов В. А., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. М.: Интеллект-Центр, 2004. 7. Тульнинский М. Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972. 8. Тульнинский М. Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. М.: Просвещение, 1971. 9.В.А.Грибов, Н.К.ХаннановФизика. Репетитор.М.: Просвещение 2007 10.М.В.Симакин. Абитуриенту.Кокшетау,2006 11.Учебно-методическое пособие.Физика.Астана 2009,2010,2011. Работа с электронными учебниками. Информационно-компьютерная поддержка 1 «1С: Репетитор.Физика1.5 СД-ROM. «1C» 2. «Открытая физика.2.5 «Физикон» 3. «Полный курс физики 21века» Л.Я.Боревский «Медиа-хаус» 4. «Физика 7-11классы»(ваш репетитор) «TeachPro» 5. «Электронные уроки и тесты.Физика в школе.» «Новый диск» 6. «Уроки физики Кирилла и Мефодия» 7. «Готовимся к ЕНТ».(+5) 8. «Физика.Готовимся к ЕГЭ» «Физикон»
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Рабочие программы, тематическое планирование
Физика
10 класс
29 января 2014
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»