Рабочая программа по физике. 9 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИКЕ ЗА КУРС 9 КЛАССА
ПО УЧЕБНИКУ А.В.ПЕРЫШКИНА, Е.М.ГУТНИК «ФИЗИКА. 9класс»
(Всего 68 часов. 2 часа в неделю)
№ урока |
дата |
Содержание |
Планируемый результат |
Формы текущего контроля |
д/з |
примечание |
|||||||
план |
факт |
Изучаемый раздел учебного материала |
Тип урока |
оборудование |
Знания |
Умения |
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности |
||||||
Законы движения и взаимодействия тел (21 час) |
|||||||||||||
1/1 |
02 сент |
|
Механика. Материальная точка Система отсчёта. |
Изуч нового мат-ла |
|
Определение материальной точки, траектории, пути, системы отсчёта. Критерии замены тела материальной точкой. Механическое движение. |
Описывать виды движения. Определять координаты в заданной системе. |
Работать в системе координат. |
Беседа ФО упр 1 стр9, Р№4,5 |
П-1, стр 5-8, выучить определения, ответить на вопр стр 8-9 |
|
||
2/2 |
07 сент |
|
Перемещение. Определение координаты движущегося тела. |
комбинированный |
|
Определение перемещения. Определение проекции вектора на ось, модуль вектора. |
Находить проекцию и модуль вектора перемещения. Находить координату тела по начальной координате и проекции вектора на ось |
Работать в системе координат. Выделять причинно-следственные связи. |
ФО Упр 2 стр 12, упр3 стр 13, доп-но стр 240 №1 |
П-2-3 стр 10-15, упр 3 (2) |
|
||
3/3 |
09 сент |
|
Перемещение при прямолинейном равномерном движении. |
комбинированный |
|
Определение вектора скорости, формулы для нахождения проекций скорости и перемещения и модуля перемещения. |
Описывать графики проекции вектора скорости, определять координату движущегося тела при равномерном движении. |
Решать задачи графическим и аналитическим способом. |
ФО Упр 4 стр 20, Л 113(у), 148 |
П-4-6 стр 16-27 |
|
||
4/4 |
14 сент |
|
Прямолинейное равноускоренное движение. |
комбинированный |
|
Суть понятия скорости и ускорения. Формулы основных физических величин для описания прямолинейного равноускоренного движения. Вид графика зависимости x(t). Формулы для вычисления перемещения при прямолинейном равноускоренном движении. Геометрический смысл перемещения. |
Определять ускорение тела при равноускоренном и равнозамедленном движении. Описывать графики зависимости x(t) и строить графики x(t) при прямолинейном равноускоренном движении. находить перемещение, координаты тел |
Оценивать безопасность транспортных средств Анализировать, сравнивать, делать умозаключения. |
ФО Задачи на карточках Упр 5 (2) |
П-5-8 стр 20-30 выучить формулы Упр 6 (1.2) |
|
||
5/5 |
16 сент |
|
Решение задач на законы прямолинейного равноускоренного движения |
Урок комплексного применения знаний |
|
Законы равноускоренного движения, смысл основных понятий - ускорение, скорость, перемещение при ускоренном движении. |
Решать задачи аналитическим и графическим путём. Решать задачи с использованием закономерностей. |
Оценивать ситуации, находить рациональные способы решения. Рассуждать, выявлять закономерности, анализировать, сравнивать, делать умозаключения |
Решение задач у доски и самост-но |
подготовиться в л/р № 1 |
|
||
6/6 |
21 сент |
|
Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». |
Урок-практикум |
Желоб, шарик, цилиндр металлический, метроном, измерительная лента |
Порядок выполнения и цель работы, формулы перемещения и скорости при ПРУД. |
Измерять и вычислять ускорение, мгновенную скорость тела. |
Проводить физический эксперимент. Объяснить физический опыт, пользоваться секундомером, линейкой. |
письменный отчет |
Повторить тему «Кинематика» |
|
||
7/7 |
28 сент |
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Кинематика материальной точки». |
Урок систематизации ЗУН |
|
Формулы скорости, ускорения, перемещения. |
Находить наиболее рациональный способ решения. Уметь применять их в различных ситуациях. |
Владеть рациональными вычислительными навыками. |
ФО с составлением обобщающей таблицы ИО -решение радач |
подготовиться к контрольной работе |
включить задание из КИМ ГИА |
||
8/8 |
30 сент |
|
Контрольная работа №1 по теме: «Кинематика». |
контрольный урок |
дидактические карточки |
Требования к оформлению контрольной работы, основные формулы и понятия. |
Выражать результаты в СИ, решать задачи и правильно оформлять. |
Производить аккуратные записи. |
Решение задач по карточкам в двух вариантах |
|
|
||
9/9 |
05 окт |
|
Относительность движения. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. |
Изуч нового мат-ла |
|
Суть понятия относительности движения, траектории, перемещения, координаты, скорости. Суть первого закона Ньютона. Понятие "инерциальные системы отсчета" |
Объяснять причины движения тела на основе I закона Ньютона. Использовать классическую формулы сложения скорости. |
Анализировать, делать умозаключения. Объяснять причину смены дня и ночи на Земле. |
Беседа, Р №28-32, Р № 112-119 |
П-9-10 стр 34-42, упр 10 (устно) |
15 мин - анализ контрольной работы |
||
10/10 |
07 окт |
|
Сила. Второй закон Ньютона. |
комбинированный |
|
Понятие силы как количественной характеристики действия одного тела на другое. Формулировку и формулу второго закона Ньютона. |
Объяснять физические явления на основе II закона Ньютона. |
Сравнивать виды движения, делать выводы. |
ИО, Упр 11 (1,2) |
П-11 стр 42-48, упр 11 (3,4) |
|
||
11/11 |
12 окт |
|
Третий закон Ньютона. Решение задач на применение законов Ньютона. |
комбинированный |
2 динамометра |
Суть третьего закона Ньютона, примеры проявления закона в природе. Следствия из третьего закона Ньютона. Порядок рассуждений при решении задач. |
Приводить примеры проявления третьего закона Ньютона. Применять формулы законов Ньютона при решении задач. |
Наблюдать, объяснять физические эксперименты. Вычислительные навыки. |
ИО, Карточки – устная работа с классом, Р№ 151-155, упр 12 (1) |
П-12 стр 48-52, упр 12 (3) |
|
||
12/12 |
14 окт |
|
Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх |
Изуч нового мат-ла |
Трубка Ньютона, насос Комовского, воздушный шарик, металлический шарик |
Суть понятия свободного падения, закономерности свободного падения. Формулу координаты и скорости тела при движении по вертикали. |
Рассчитывать координату и скорость в любой момент времени. Решать задачи по определению координаты и скорости тела |
Сравнивать и анализировать. Проводить аналогию при движении тела по горизонтали и вертикали |
ИО Беседа, Упр 13 (1,2) |
П-13,14стр 52-58, упр 13 (3) |
|
||
13/13 |
19 окт |
|
Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. |
Изуч нового мат-ла |
|
Суть закона, формулу для вычисления силы всемирного тяготения, физический смысл гравитационной постоянной Понятие силы тяжести как частный случай проявления силы всемирного тяготения |
Рассчитывать силу всемирного тяготения и ускорение свободного падения. |
Сравнивать, обобщать, делать выводы. |
Тест, Упр 15 (у), доп-но упр 16 |
П-15,16 стр 58-61 |
|
||
14/14 |
20 окт |
|
Решение задач по теме «закон всемирного тяготения» |
Урок комплексного применения знаний |
|
Суть закона, формулу для вычисления силы всемирного тяготения. Порядок рассуждений при решении задач. |
Рассчитывать силу всемирного тяготения и ускорение свободного падения. |
Сравнивать, обобщать, делать выводы. |
Р № 169, 177, 178,181 |
№ 23 стр 244 |
|
||
15/15 |
21 окт |
|
Прямолинейное и криволинейное движение. Равномерное движение по окружности |
Изуч нового мат-ла |
|
Основные характеристики криволинейного движения. Качественные различия двух видов движения. |
Применять теоретические знания при решении задач на криволинейное движение. |
Описывать и объяснять явления, развивать вычислительные навыки. |
ФО упр 17 (у), ИОупр 18 |
П-18-19 стр 66-73 подготовиться к тесту за 1 четверть |
|
||
16/16 |
26 окт |
|
ИСЗ, Решение задач на движение по окружности. |
Урок комплексного применения знаний |
|
Формулы, характеризующие криволинейное движение. Смысл понятия первой, второй, третьей космической скорости. |
Решать качественные и расчетные задачи на определение величин, характеризующих криволинейное движение. Рассчитывать первую космическую скорость. |
Находить рациональные способы решения задач. Использовать дополнительную литературу со справочным материалом. Оценивать скорость взаимодействующих тел, использовать закон сохранения импульса. |
Тест Упр 19 |
|
|
||
17/17 |
28 окт |
|
Импульс тела. Закон сохранения импульса тела. Реактивное движение. |
Изуч нового мат-ла |
2 шарика на нитях, штативы Шарик воздушный |
Суть понятия импульса, понятие о замкнутых системах, закон сохранения импульса. Суть понятия реактивного движения |
Использовать закон сохранения импульса для описания явлений, записывать 2 закон Ньютона через импульс силы. Оценивать скорость взаимодействующих тел, использовать закон сохранения импульса |
Наблюдать, анализировать, делать выводы Анализировать проблемный эксперимент.. |
Беседа, Упр 20, 21 |
П- 21, 22стр 78-82, упр 22 (1) |
|
||
18/18 |
02 нояб |
|
Закон сохранения энергии |
комбинированный |
|
Формулировку закона сохранения энергии |
.применять закон сохранения энергии для описания явлений |
Анализировать, делать выводы |
ИО |
П-23 стр 82-86 |
|
||
19/19 |
11 нояб |
|
Решение задач на применение закона сохранения импульса, закона сохранения энергии. |
Урок компл прим знаний |
|
Порядок рассуждений при решении задач на применение закона сохранения импульса, закона сохранения энергии. |
Оценивать скорость взаимодействующих тел, использовать закон сохранения импульса, закон сохранения энергии. |
Находить рациональные способы решения задач |
Р№ 314, 315,324 |
Повтрить п – 21-23, з№31 стр 246 |
включить задание из КИМ ГИА |
||
20/20 |
16 нояб |
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Динамика» |
Урок систематизации ЗУН |
|
Основные понятия и законы темы. Алгоритм решения базовых задач. |
Решать качественные и количественные задачи. |
Выделять главное, обобщать, делать выводы |
ФО, Р № 317, 320,325 |
Упр 21 (2), подготовиться к контр работе |
|
||
21/21 |
18 нояб |
|
Контрольная работа №2 по теме: «Динамика». |
контрольный урок |
дидактические карточки |
Требования к оформлению контрольной работы. |
Использовать основные формулы, законы, понятия темы. |
Выполнять требования к оформлению контрольной работы. |
Решение задач по карточкам |
|
|
||
Механические колебания и волны. Звук (12 часов). |
|||||||||||||
22/1 |
23 нояб |
|
Колебательное движение. Величины, характеризующие колебательное движение. |
Изуч нового мат-ла |
Нитяной и пружинный маятники, тативы |
Суть понятия колебательное движение, колебательные системы. Математический маятник. Суть понятия амплитуды, периода, частоты, фазы колебаний. |
Распознавать колебательное движение среди других видов движения. Определять зависимость периода от частоты. |
Приводить примеры, выдвигать гипотезы, уметь анализировать. |
Беседа, ФО упр 23,24 (2,3,4) |
П-24-26 стр 92-98, выучить определения, подготовиться к л/р №2 |
15 мин - анализ контрольной работы |
||
23/2 |
25 нояб |
|
Лабораторная работа№2 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити». |
Урок-практикум |
Штатив, шарик на нити, кусочек резинки, метроном или часы с секундной стрелкой |
Порядок выполнения и цель работы. Формулы для расчета периода и частоты свободных колебаний. |
Исследовать зависимость периода, частоты от длины маятника. |
Использовать приборы и измерительные инструменты для измерения величин |
письменный отчет |
Придумать рекламу маятнику или метроному |
Дать доп-но формулы связи периода от длины |
||
24/3 |
30 нояб |
|
Лабораторная работа№3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины». |
Урок-практикум |
Штатив, динамометр, грузы |
Порядок выполнения и цель работы. Формулы для расчета периода и частоты свободных колебаний. |
Исследовать зависимость периода, частоты от массы груза маятника. |
Использовать приборы и измерительные инструменты для измерения величин, |
письменный отчет |
|
Дать доп-но формулы связи периода от массы и жесткости пружины |
||
25/4 |
02 дек |
|
Решение задач по теме «Колебания» |
Урок комплексного применения знаний |
|
Смысл и формулы физических величин, характеризующих колебательное движение |
Решать качественные и количественные задачи. |
Владеть рациональными вычислительными навыками. |
ФО, ИО Л№ 854, 855, 858, 861,856 |
Повторить основные понятия темы и формулы, упр 24 (6) |
Дать доп-но ур-е колебаний, включить задачи на использование формул матем и пруж маятников |
||
26/5 |
07 дек |
|
Лабораторная работа №4 «Измерение ускорения свободного падения». |
Урок-практикум |
Штатив, маятник, часы (секундомер), измерительная лента |
Знать порядок выполнения лабораторной работы. |
Определять ускорение свободного падения на данной широте. |
Проводить физический эксперимент, оценивать полученный результат, делать выводы. |
письменный отчет |
подготовиться к тесту |
|
||
27/6 |
09 дек |
|
Превращение энергии при колебательных процессах. Гармонические колебания |
Изуч нового мат-ла |
|
Закон сохранения энергии применительно к колебательным процессам. Уравнение гармонических колебаний |
Различать виды колебаний: свободных, вынужденных, затухающих. |
Выделять причинно - следственные связи. |
тест беседа |
П-27-30 стр9 102-110 |
|
||
28/7 |
14 дек |
|
Распространение колебаний в среде. Волны. Длина волны. Скорость распространения волны. |
Изуч нового мат-ла |
Волновая машина |
Причины возникновения волн, основное свойство и виды волн. Понятие длины волны. Формула скорости волны, выраженной через длину и период. |
Различать продольные и поперечные волны. Рассчитывать скорость распространения волны, длину волны. |
Уметь разделять процессы на этапы и звенья. Анализировать, сравнивать. |
самост работа -Упр 28 |
П-31-33 стр 113-120, з№ 37 стр 247 |
|
||
29/8 |
16 дек |
|
Источники звука. Звуковые колебания. Распространения звука. Звуковые волны. |
Изуч нового мат-ла |
камертоны, бусинка на нити |
Источники и приемники звука. Характеристики звука. Высота, тембр, громкость. Механизм возникновения звуковой волны. |
Различать источники звуковых колебаний. Решать качественные задачи. |
Объяснять природные явления. Работать с учебной и дополнительной литературой. Обобщать и выделять главное. |
Беседа, ФО упр 29,30, вопр стр 122 |
П-34-38, стр 120-132 |
|
||
30/9 |
21 дек |
|
Отражение звука. Эхо. Интерференция звука. |
комбинированный урок |
|
Условия возникновения эха, условия возникновения резонанса и интерференции звука. |
Решать качественные задачи |
Выделять причинно - следственные связи. |
Беседа, Упр 31, Волков стр 97,99,100 |
П-39-41 стр 132-140 |
|
||
31/10 |
23 дек |
|
Решение задач по темам «Волны», «Звук». |
Урок комплексного применения знаний |
|
Формулы связи характеристик волны. Характеристики звука. |
Выражать результаты в системе СИ. Решать качественные и количественные задачи |
Уметь сравнивать, обобщать, классифицировать. Владеть рациональными вычислительными навыками, оценивать полученный результат, делать выводы. |
ФО, ИО Л№ 894,895- устно, Волков стр 89-90. Задачи у доски и сам-но в тетрадях |
Повторить тему «Колебания и волны» Упр 28 (3), стр 246 №34 |
|
||
32/11 |
28 дек |
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Механические колебания и волны». |
Урок систематизации ЗУН |
|
Материал главы, основные понятия и формулы темы. |
Решать качественные и количественные задачи. |
Выделять главное, обобщать, делать выводы. |
ФО |
подготовиться к контрольной работе |
включить задание из КИМ ГИА |
||
33/12 |
13 янв |
|
Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны. Звук». |
контрольный урок |
дидактические карточки |
Требования к оформлению контрольной работы. Основные понятия и формулы темы. |
Выражать результаты в системе СИ. Правильно оформлять задачи. |
Решать задачи по алгоритму, производить аккуратные записи. |
Решение задач по карточкам в двух вариантах |
|
|
||
Электромагнитное поле (13 часов) |
|||||||||||||
34/1 |
18 янв |
|
Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное поле. |
Изуч нового мат-ла |
Магниты, железные опилки |
Смысл понятия магнитное поле. Особенности однородного и неоднородного магнитного поля. |
Изображать магнитные поле при помощи линий магнитной индукции. |
Проводить эксперимент, сравнивать, анализировать полученный результат. |
Беседа, упр 24 |
П-42-43 стр 140-146 |
15 мин - анализ контрольной работы |
||
35/2 |
20 янв |
|
Направление тока и направление магнитных линий. |
комбинированный |
|
Суть понятий линий магнитной индукции. Правило буравчика. Правило правой руки для соленоида. |
Объяснять явление взаимодействия токов. Определять направление линий индукции магнитного поля с помощью правила буравчика. |
Устанавливать причинно-следственные связи. Применять знания в практической деятельности. |
ИО, Упр 35 (1-5) сам-но в тетрадях |
П-44, стр 146-150, правило выучить |
|
||
36/3 |
25 янв |
|
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. |
комбинированный |
Катушка, источник, магнит |
Формулировку правила левой руки. |
Определять направление силы действующей на проводник с током. |
Описывать и объяснять наблюдаемые явления. |
Индивид карточки, фронт работа с классом, упр 36 |
П-45, стр 150-156, правило выучить |
|
||
37/4 |
27 янв |
|
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. |
Изуч нового мат-ла |
|
Смысл понятия индукции магнитного поля. Знать единицы измерения магнитной индукции. Зависимость магнитного потока пронизывающего контур, от площади и ориентации контура. Формулу магнитного потока. Единицы измерения. |
Вычислять силу Ампера, магнитный поток. |
Анализировать графическое изображение полей. Выделять причинно-следственные связи. |
фронтальная проверка знания правил буравчика и левой руки, упр 37 |
П-46-47 стр 156-163 |
|
||
38/5 |
01 февр |
|
Явление электромагнитной индукции. Лабораторная работа№5 «Изучение явления электромагнитной индукции». |
комбинированный |
гальванометр, катушка, магнит; миллиамперметр, катушка-моток, магнит дугообразный, провода, модель генератора |
Суть явления электромагнитной индукции, самоиндукции. Правило Ленца Ход выполнения лабораторной работы, требования по ТБ при выполнении работы. |
Объяснять появление индукционного тока. Опыты Фарадея. Использовать правило Ленца. Собирать электрические цепи, пользоваться электроизмерительными приборами |
Работать с дополнительной литературой. Объяснять явления, анализировать. Проводить физический эксперимент с использованием электроизмерительных приборов, анализировать результаты, делать выводы. |
ИО, беседа, упр 39 письменный отчет |
П-48-50 стр163-173 |
|
||
39/6 |
03 февр |
|
Получение переменного электрического тока. Генератор переменного тока. Трансформатор. |
самостоятельное изуч темы |
|
Суть понятия переменного электрического тока. Устройство и принцип действия индукционного генератора переменного тока, трансформатора. |
Объяснять принцип действия и устройство генераторов и трансформаторов. |
Работать с текстом учебника, составлять обобщающий план ответа. |
Конспект-схема |
Приготовить ответ по конспект-схеме П- 51 стр стр 173-179 |
|
||
40/7 |
08 февр |
|
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны |
Изуч нового мат-ла |
|
Суть понятия «Электромагнитное поле», условия его возникновения, способы его обнаружения. Условия возникновения и распространения, основные характеристики электромагнитных волн. |
Объяснять распространение электромагнитных волн, рассчитывать длину волны |
Приводить примеры практического использования электромагнитных волн в повседневной жизни. |
ИО, Упр 42-ФО |
П-52-53 стр 179-185 |
|
||
41/8 |
10 февр |
|
Конденсатор |
Изуч нового мат-ла |
набор конденсаторов |
Устройство, принцип работы, назначение конденсаторов, разновидности. Основную характеристику - электроемкость |
Объяснять принцип работы устройства, вести расчет электроемкости, энергии конденсатора |
Приводить примеры практического использования. Анализировать формулы, делать выводы |
беседа |
П – 54 стр 185-182 |
|
||
42/9 |
15 февр |
|
Колебательный контур. Принципы радиосвязи |
комбинированный |
|
Условия получения свободных колебаний, принципы радиосвязи |
Объяснять принцип радиосвязи |
Приводить примеры практического использования. |
беседа |
П- 55-56 стр 192-200 |
|
||
43/10 |
17 февр |
|
Электромагнитная природа света. Преломление света. |
комбинированный |
Шкала электромагнитных волн |
Свет – частный случай электромагнитных волн. Место световых волн в диапазоне электромагнитных волн. Закон преломления света. Смысл показателя преломления света |
Решать качественные задачи. Применять закон преломления при решении задач |
Обобщать и систематизировать знания. |
беседа, ИО |
П-58-59 стр 203-212 |
|
||
44/11 |
22 февр |
|
Дисперсия света. Цвета тел |
Изуч нового мат-ла |
набор светофильтров, призма, спектроскоп |
суть понятия - дисперсия |
объяснять многообразие цветов |
Анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы |
беседа, фр работа с классом |
П – 60-61 стр 212-220 |
|
||
45/12 |
24 февр |
|
Спектры. Спектральный анализ |
комбинированный |
|
Виды спектров. Применение спектрального анализа |
происхождение спектров |
Приводить примеры практического использования |
беседа |
П – 62-64 стр 220-226 |
|
||
46/13 |
01 март |
|
Контрольная работа №4 по теме: «Электромагнитное поле». |
контрольный урок |
дидактические карточки |
Основные понятия и формулы темы. |
Решать качественные и количественные задачи. |
Читать графики и строить графические изображения полей. |
тест |
|
|
||
Строение атома. Атомное ядро. Использование энергии атомных ядер (13 часов) |
|||||||||||||
47/1 |
03 март |
|
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома |
Изуч нового мат-ла |
|
Суть явления радиоактивности. α,β,γ- излучение. |
Объяснять суть сложного строения атома на основе опытов. |
Уметь работать с дополнительной литературой |
Беседа по вопр стр 185-186 |
П-65 стр 226-228 |
15 мин - анализ контрольной работы |
||
48/2 |
03 март |
|
Модели атомов. Опыты Резерфорда |
комбинированный |
|
Основные характеристики атома: размер ядра, атома, заряд ядра. |
Объяснять строение атома, опираясь на опыты Резерфорда по рассеиванию α-частиц. |
Анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы |
ФО по вопросам в конце параграфа 56 |
П-66 стр 228-232 |
|
||
49/3 |
10 март |
|
Радиоактивные превращения атомных ядер |
комбинированный |
|
Суть α,β - превращений, понятие о массовом и зарядовом числе. 3аконы их сохранения. |
Пользоваться правилом смещения по таблице Менделеева. |
Выделять причинно- следственные связи. |
ИО Упр 43 |
П-67 стр 232-235 |
|
||
50/4 |
15 март |
|
Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона |
комбинированный |
|
Понятие протона и нейтрона и их характеристики. |
Записывать ядерные реакции |
Использовать Интернет – ресурсы, другие источники информации. |
ИО, письменный отчет |
П-68-70 стр 235-242 выполнить л/р №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» |
|
||
51/5 |
17 март |
|
Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы |
комбинированный |
|
Суть понятия: протонно-нейтронная модель ядра. Изотопы. |
Объяснить физический смысл массового и зарядового числа, особенности ядерных сил. |
Обобщать и систематизировать изученный материал. |
ИО упр 45,46,47 |
П-71-72 стр 242-246, выучить правила смещения |
|
||
52/6 |
22 март |
|
Энергия связи. Дефект масс. Энергетический выход ядерных реакций. |
комбинированный |
|
Суть понятия: энергия связи. Взаимосвязь массы и энергии |
Вычислять дефект масс и энергетический выход ядерных реакций. |
Выделять причинно- следственные связи. |
ФО, ИО Р№ 1119, 1204, 1209 |
П-73 стр 246-248, стр 291 №41 |
|
||
53/7 |
24 март |
|
Решение задач по теме «Ядерные реакции». |
Урок комплексного применения знаний |
|
Основные формулы и понятия темы. |
Решать задачи на определение продуктов ядерной реакции. |
Сравнивать и анализировать. |
Тест, решение задач у доски |
Задачи в тетради |
|
||
54/8 |
05 апр |
|
Деление ядер урана. Цепная реакция. |
комбинированный |
|
Суть понятия цепная ядерная реакция и условия ее возникновения и протекания. |
Объяснять процесс деления ядра и цепные ядерные реакции. |
Уметь решать качественные и количественные задачи. |
ИО - Задачи Волков стр 146 |
П-74-75 стр 248-253 |
|
||
55/9 |
07 апр |
|
Ядерный реактор. Термоядерные реакции. |
комбинированный |
|
Устройство ядерного реактора. Понятие термоядерной реакции, условия протекания. |
Объяснять работу ядерного реактора. Объяснять роль термоядерной реакции в существовании жизни на Земле. |
Оценивать безопасность радиационного фона. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни. |
Беседа, вопр в конце параграфов |
П-76,79 стр 253-255, 263-266, подготовиться к л/р №7 |
|
||
56/10 |
12 апр |
|
Лабораторная работа №7”Изучение деления ядра атома по фотографии треков’’ |
Урок-практикум |
|
Закон сохранения импульса. |
Использовать законы сохранения импульса для объяснения деления ядра атома урана. |
Анализировать результаты наблюдений, делать выводы. |
письменный отчет |
|
|
||
57/11 |
14 апр |
|
Атомная энергетика. Биологическое действие радиации. |
комбинированный |
|
Виды радиоактивных излучений. Способы защиты от радиации. |
Сравнивать работу АЭС с ТЭС, ГЭС. Использовать способы защиты от радиации. |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
Составление схемы, беседа по вопр стр 219-220, |
П-77-78 стр 255-263 |
|
||
58/12 |
19 апр |
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Атом и атомное ядро». |
Урок систематизации ЗУН |
|
Основные понятия темы, определения, формулы. |
Применять полученные знания при решении задач |
Сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. |
ФО |
подготовиться к контрольной работе |
включить задание из КИМ ГИА |
||
59/13 |
21 апр |
|
Контрольная работа №5 по теме: «Атом и атомное ядро» |
контрольный урок |
|
Требования к оформлению контрольной работы. Основные понятия и формулы темы. |
Применять полученные знания к решению, оформлению контрольной работы. |
Уметь решать задачи по алгоритму. |
Решение задач по карточкам в двух вариантах |
|
|
||
Повторение (7 часов) |
|||||||||||||
60-64/1-5 |
26, 28, 03, 05, 10 |
|
Повторение пройденного материала за курс 9 класса. |
Уроки систематизации ЗУН |
|
Основные понятия, определения, рабочие формулы. |
Применять полученные знания в новых условиях. |
Систематизировать знания. |
Таблицы, тесты |
|
15 мин - анализ контрольной работы |
||
65/6 |
12 май |
|
Итоговая контрольная работа. |
контрольный урок |
|
Требования к оформлению контрольной работы. |
Уметь решать задачи по алгоритму. |
Выполнять требования к оформлению контрольной работы. |
Итоговый тест. |
|
|
||
66/7 |
17 май |
|
Анализ контрольной работы. Подведение итогов года. |
Итоговый урок |
|
|
|
|
кроссворды |
|
|
||
67-68 |
|
|
Резерв времени 2 часа |
|
|
|
|
|
|
|
|
Принятые сокращения: ФО - фронтальный опрос, ИО – индивидуальный опрос, ФД – физический диктант, упр – упражнение, вопр – вопросы, з – задание, П – параграф, стр - страница, л/р – лабораторная работа, Р – Сборник задач по физике А.П. Рымкевич, Сборник задач по физике. 7-9. В. Лукашик
Муниципальное казенное учреждение «Костинская средняя общеобразовательная школа»
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор Л.В. Леонтьева
______________________
«___» _________ 20 __ г.
Рабочая программа
по _____физике________
(учебный предмет)
____________9______________
(классы)
__________1 год________________
(срок реализации)
Разработчик программы:
_____Федотова Галина Александровна___
(Ф.И.О. учителя)
_________учитель физики, 1 кв категория____
(занимаемая должность)
«РАССМОТРЕНА»: «СОГЛАСОВАНА»:
на заседании МО Зам. директора по УВР
Протокол № ____ ___________________
от «____» _________ 20 __ г. «___» _______ 20 __ г.
Костино
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Рабочая программа по физике составлена на основе нормативных документов:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Федеральный закон от 29.09.1012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- авторская программа по физике - Перышкин А.В., Гутник Е.М.Программа. Физика и астрономия 7-11. М: Дрофа, 2010
- положение о рабочей программе МКУ «Костинская СОШ» (приказ №23 от 02.02 2013г.)
-региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области (приказ № 920 мр. от 12.08.2011г
- распоряжение Министерства образования Иркутской области "О продлении срока действия регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области" № 471-мр от 13.05.2013 года
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1067, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 30 января 2013 года № 26755 "об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013\2014 учебный год
Рабочая программа по физике составлена в соответствии с выбранным учебником:
А.В.Перышкин Е.М.Гутник Физика 9 , М.: «Дрофа» 2011 г.
Структура документа
Рабочая программа по физике включает разделы: пояснительную записку; основное содержание предмета с распределением учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников; критерии и нормы оценки; перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.
В задачи обучения физике входят:
-
развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
-
овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
-
усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
-
формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
-
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
-
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
-
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Место предмета в учебном плане
Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области отводит в 9 классе по 70 учебных часов на изучение предмета «физика» из расчета 2 учебных часа в неделю.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом школы ( в 9 кл 34 учебных недели) рассчитана на реализацию в течение 1 года в количестве 68 часов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
-
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
-
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
-
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
-
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
-
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
-
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
-
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Курс начинается с темы «Законы взаимодействия и движения тел», в которой даются такие понятия как «материальная точка», «система отсчета», «путь», «перемещение», «скорость», «ускорение» и т.д. Рассматриваются виды движений, законы кинематики и динамики, закон сохранения импульса. Затем изучается тема «Механические колебания и волны. Звук». В ней рассматриваются величины, характеризующие колебательное движение, их взаимосвязь; свойства звука. Затем изучаются электромагнитное поле, где рассматриваются следующие физические явления: взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, явление электромагнитной индукции, рассматриваются понятия: магнитное поле, магнитный поток, сила Ампера, сила Лоренца, электромагнитная волна, дисперсия, спектры, изучаются правила левой руки, правило буравчика. Также изучаются условия получения электромагнитных колебаний, рассматриваются принципы радиосвязи. При изучении темы «Строение атома и атомного ядра» учащиеся обучающиеся познакомятся с методами изучения элементарных частиц, начнут изучать законы атомной и ядерной физики. В данной теме описываются физические явления: радиоактивность, взаимодействие ядер, биологическое действие радиации, применение ядерной энергетики, изучаются правила смещения, понятия - зарядовое, массовое число, изотопы.
При изучении каждой темы учащиеся учатся решать задачи, проводить физический эксперимент. В конце курса физики 9 класса несколько уроков посвящается для обобщения и систематизацией знаний учащихся.
Обоснование внесенных изменений
Календарно - тематическое планирование разработано на основе программы для общеобразовательных учреждений (Перышкин А.В., Гутник Е.М.Программа. Физика и астрономия 7-11. М: Дрофа, 2010,). Считаю целесообразным перераспределить количество отведенных часов на изучение тем следующим образом:
На тему «Механические колебания и волны. Звук.» добавить -2ч, т.к. для изучаемого объема материала практика показывает, что необходим урок систематизации знаний для прочного усвоения материала, в дальнейшем он повторяется кратко в 11 классе -2ч и добавляю в данную тему лабораторную работу «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника». Из- за отсутствия прибора для изучения движения тел лабораторная работа «Измерение ускорения свободного падения» заменяется на «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника» и переносится в тему «Механические колебания и волны», т.к. знание этой темы необходимо для выполнения работы. На тему «Строение атома и атомного ядра» отвести больше времени на 2ч для увеличения объема материала, необходимого для расширения знаний учащихся по данной теме.
А по следующим темам сократить количество часов: по теме «Законы движения и взаимодействия тел» - на 5ч, электромагнитное поле – на 4 ч, для использования их на повторение тем, систематизацию знаний в конце учебного года. Две лабораторные работы не запланированы из-за отсутствия оборудования (дозиметра и аппарата для наблюдения спектров).
Время, отводимое на выполнение лабораторных работ, может варьироваться от 15 минут до 1 часа. Лабораторную работу «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» возможно дать на дом. Для развития познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей с учетом возрастных особенностей учащихся уроки обобщения и повторения, решения задач, могут быть проведены в нетрадиционной форме.
Предпочтительные формы контроля
В ходе изучения курса физики 9 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль (письменно)
Список контрольных работ:
Контрольная работа №1 по теме «Кинематика»
Контрольная работа №2 по теме «Динамика»
Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны. Звук»
Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле»
Контрольная работа №5 по теме «Атом и атомное ядро»
Итоговая контрольная работа №6
Кроме того, для текущего контроля знаний учащихся предусмотрено проведение физических диктантов, самостоятельных и тестовых работ, занимающих от 10 до 25 минут; индивидуальный и фронтальный опрос, доклады.
Физика как учебный предмет является основой естественно - научного образования, философии, естествознания и политехнической подготовки учащихся в условиях научно-технического прогресса.
Содержание образования
9 класс (70 ч, 2 ч в неделю)
1. Законы взаимодействия и движения тел (26 ч)
Материальная точка. Система отсчета.
Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.
Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.
Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.
Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.
Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Фронтальные лабораторные работы
-
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
-
Измерение ускорения свободного падения.
2. Механические колебания и волны.
Звук
(10 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.
Фронтальные лабораторные работы
-
Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
-
Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
Электромагнитное поле (17ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Фронтальные лабораторные работы
-
Изучение явления электромагнитной индукции.
-
Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.
4. Строение атома и атомного ядра (11 ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Фронтальные лабораторные работы
-
Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
-
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
-
Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
Резервное время (6 ч)
Вопросы, выделенные курсивом, подлежат изучению, но не включаются в Требования к уровню подготовки выпускников и, соответственно, не выносятся на итоговый контроль.
Тематический план
9 класс
№ |
Разделы, темы |
Количество часов |
Количество |
|||
контрольных работ |
лабораторных работ |
тестов |
диктантов |
|||
|
Законы движения и взаимодействия тел |
21 |
2 |
1 |
2 |
|
|
Механические колебания и волны. Звук |
12 |
1 |
3 |
1 |
|
|
Электромагнитное поле |
13 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер |
13 |
1 |
2 |
2 |
|
|
Повторение |
7 |
1 |
0 |
5 |
|
|
резерв |
2 |
|
|
|
|
|
Итого |
68 часов |
6 |
7 |
11 |
|
Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:
Знать / понимать:
-
Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение
-
Смысл физических величин: скорость, путь, ускорение, сила, импульс, период, частота, энергия связи, дефект масс.
-
Смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения. сохранения импульса,
Уметь:
-
Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию, дисперсию, свойства ЭМВ
-
Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, скорости, периода, частоты колебаний
-
Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний маятника и его частоты от длины нити, периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы груза,
-
Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ
-
Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях
-
Решать задачи на применение изученных физических законов
-
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников и ее обработку и представление в разных формах (словесно, графически, схематично)
-
Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни
Критерии оценивания устного ответа.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится, если ответ ученика, удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в его ответе, имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется, если требуются преобразования некоторых формул. Ученик может допустить не более одной грубой ошибки и двух недочетов; или не более одной грубой ошибки и не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или четырёх или пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Критерии оценивания расчетной задачи.
Решение каждой задачи оценивается, исходя из критериев, приведенных в таблице
Качество решения |
Оценка |
Правильное решение задачи: |
5 |
получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначениях; |
|
отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины; задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины. |
4 |
Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями) Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи. |
3 |
Грубые ошибки в исходных уравнениях. |
2 |
Критерии оценивания лабораторной работы.
Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Критерии оценивания контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Перечень ошибок
Грубые ошибки
-
Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
-
Неумение выделить в ответе главное.
-
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенных в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
-
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
-
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.
-
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
-
Неумение определить показание измерительного прибора.
-
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
-
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.
-
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
-
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
-
Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
-
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.
-
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
-
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
-
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки.
Перечень учебно-методического обеспечение курса физики 9 класса
Учебно-методическое обеспечение
№ п\п |
Название. Автор. |
издательство |
Год издания |
|
Физика 8. Перышкин А. В |
М:. Дрофа |
2011 |
|
Программа для общеобразовательных учреждений. Физика и астрономия. Е.М.Гутник, А.В. Перышкин. |
М: Дрофа. |
2010 |
|
Дидактический материал по физике Н. Гладышева |
М: Просвещение |
1999 |
|
Контрольные и проверочные работы по физике. 7- 11. О. Кабардин |
М: Дрофа |
1999 |
|
Тесты. Физика. 7-9. О. Кабардин |
М: Дрофа |
1998 |
|
Фронтальные лабораторные занятия по физике. 7-11 |
М: Просвещение |
1996 |
|
Сборник задач по физике. 7-9. В. Лукашик |
М: Просвещение |
2003 |
|
Сборник задач по физике 7-9. А.В. Перышкин |
М: Экзамен |
2010 |
|
Поурочные разработки по физике. С. Волков. 9 кл |
М: ВАКО |
2003 |
|
Физика. Поурочные планы. 9кл. В.Шевцов |
Волгоград. Учитель |
2007 |
|
Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. Перышкина. Физика – 9. Е. Гутник |
М: Дрофа |
2001 |
|
Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. Перышкина. Физика – 9. Р. Минькова |
М: Экзамен |
2004 |
|
Физика. ГИА. Практикум. 9 класс. С.Б. Бобошина |
М.: Экзамен |
2011 |
Перечень литературы по физике
№ п\п |
Название. Автор. |
издательство |
Год издания |
|
Знаете ли вы физику? |
Домодедово. ВАП |
1994 |
|
Занимательная физика. Перельман Я.И. 1,2ч |
Москва. Триада-литера |
1994 |
|
Физика. Г. Роуэл, С. Герберт. |
М: Просвещение |
1994 |
|
Шеренга великих физиков Р. Собесяк |
Наша Ксенгарная |
1973 |
|
Физический калейдоскоп. А.А. Леонович |
М: Бюро-квантум |
1994 |
|
Простые опыты. Ф. Рабиза |
М: Детская литература |
2002 |
|
Нестандартные уроки. Физика.7-10 кл |
Волгоград. Учитель |
2000 |
|
100 игр по физике. И. Я. Ланина |
М: Просвещение |
1995 |
|
Не уроком едины. И. Я. Ланина |
М: Просвещение |
1995 |
|
Физическая смекалка |
М: Омега |
1994 |
|
Кроссворды по физике. П. И. Самойленко |
М: Школа-пресс |
1999 |
|
Предметная неделя физики в школе. Ю.Ненашев |
Ростов- на- Дону Феникс |
2006 |
|
Физика в примерах и задачах. Е. Бутиков |
М: Наука |
1979 |
|
Настольная книга учителя физики. В.А. Коровин |
М: Астрель |
2004 |
|
Нестандартные задачи по физике. А. И. Семке |
Ярославль Академия развития |
2007 |
|
Оригинальные уроки физики и приемы. В. Елькин |
М: Школа-пресс |
2000 |
|
Техника безопасности в кабинете физики |
М: Школа-пресс |
2002 |
|
Газета Физика в школе. 12 номеров |
М: Школа-пресс |
2005 |
|
Журнал Физика в школе. 96 шт номеров |
М: Школа-пресс |
2000-2011, 2013 |
|
Интегрированные уроки физики. 7-11 классы .Л.А. Горлова |
М: ВАКО |
2009 |
|
Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс. О.И. Громцева |
М: Экзамен |
2010 |
|
Физика.7-9 кл. Книга для учителя .Н.К. Мартынова |
М: Просвещение |
2007 |
|
Рабочая тетрадь по физике. 9 кл. Учебное пособие для УМК Перышкина. Р.Д. Минькова |
М:Астрель |
2010 |
|
Физические викторины в средней школе. Б.Ф. Билимович |
М.Просвещение |
1977 |
|
9 класс. Дидиктические материалы. А.Е. Марон |
М.: Дрофа |
2002 |
Электронные образовательные ресурсы
Презентации
9 класс
-
Законы Ньютона
-
Закон всемирного тяготения
-
Закон сохранения импульса
-
Освоение космоса
-
Волны
-
Явление электромагнитной индукции
-
Сила Лоренца
Видео
Опыты:
-
Относительность движения
-
Явление инерции
-
Инертность тел
-
Реактивное движение
-
Взаимосвязь между электрическими и магнитными полями
Материально-техническое обеспечение курса физики 9 класса
Механика
-
лотки для пуска шариков
-
уровень
-
прибор для демонстрации взаимодействия тел и удара шаров
-
модель ракеты действующая
-
желоб лабораторный
-
блок
-
держатель со спиральной пружиной
-
весы пружинные
-
динамометры учебные
-
микрометр мк 0-25 мм
-
динамометр школьный
-
тележка легкоподвижная
-
рычаг
-
ворот демонстрационный
-
грузы по механике
-
разборные гири
-
метроном
-
трубка Ньютона
-
штатив на платформе с муфтой и кольцом
-
штатив физический
-
камертон на резонаторном ящике
-
прибор для демонстрации обтекания тел
-
диск вращающийся с набором принадлежностей
Электричество и магнетизм
1 миллиамперметр лабораторный учебный
2. микроамперметр лабораторный учебный
3 микроамперметр (0-100 мкА)
4 амперметр учебный (0-2 А)
5 амперметр школьный (0-2 А)
6 магниты полосовые
7. магниты дугообразные
8. подставка для лампочек
9. магнитные стрелки
10. индикатор индукции магнитного поля
11. катушка для демонстрации магнитного поля тока
12. модель переменного конденсатора
13. выпрямитель универсальный полупроводниковый ВУП-2
14. трансформатор лабораторный на подставке (4-120В)
Диафильмы
-
скорость света
-
квантовые генераторы
-
из истории электрического освещения
-
измерительная аппаратура в ядерной физике
-
система отсчета и относительность движения
-
конденсаторы
-
реактивное движение
-
запись и воспроизведение звука
-
прямолинейное движение тел
Диапозитивы
-
атом и атомное ядро
Таблицы
-
равновесие тел
-
относительность движения
-
давление текущей жидкости и газа
-
сухое и жидкое трение
-
невесомость
-
силы упругости
-
закон Бернулли
-
доказательства вращения Земли
-
реактивное движение
-
законы физики и невесомость
-
электромагнитное реле
-
генератор переменного тока
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»