Методические рекомендации для заполнения отчетности по туристической направленности
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества № 1»
Методические рекомендации для заполнения отчетности по туристической направленности.
Составитель: Шередеко Надежда Юрьевна,
методист
Красноярск, 2014
Введение
Изменяющиеся социально-экономические условия развития общества определили характер современной педагогической системы, особенностями которой являются самостоятельность в осмыслении и создании педагогического опыта, ориентация субъектов деятельности на творческий поиск. Успешность обучения зависит от состояния здоровья обучающегося. Здоровый образ жизни является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей и подростков.
Организация оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой деятельности должна строиться дифференцированно, с учетом индивидуальных возрастных и половых особенностей школьников и быть личностно-ориентированной. Педагогу важно предусматривать организацию отдыха детей после интенсивной физической или эмоционально-психологической нагрузки для восстановления ими затраченных сил. Каждое мероприятие – туристский поход, соревнования, физические упражнения, учебно-тренировочное занятие, экскурсия и прочие – должно предполагать общее оздоровительное, закаливающее воздействие на организм учащихся, нормализацию всех его функций.
Педагогическая эффективность оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой деятельности будет выше, если каждый занимающийся будет включаться в эту деятельность посредством выполнения посильных его возрастным особенностям и индивидуальным творческим способностям, мотивам и интересам игровых должностей (ролей): организационно-хозяйственных (командир, физорг, ремонтный мастер, штурман, дежурный, заведующий снаряжением, санинструктор и т.д.) и познавательно-краеведческих (знаток погоды, знаток птиц, знаток растений, знаток трав, знаток улицы, знаток достопримечательностей и т.д.). При этом педагогу необходимо формировать у воспитанников ответственное отношение к исполнению должностно-ролевых обязанностей, коллективизм, пунктуальность, инициативность.
Таким образом, чтобы сформировать ответственное отношение к своим обязанностям необходимо ввести некоторые изменения в документацию для организации и проведения туристско-краеведчекой работы.
Методические рекомендации педагогу дополнительного образования - руководителю туристско-краеведческого объединения
Методические рекомендации отражают принципы и логику организации и поведения туристско-краеведческой работы по планам-циклам, это:
-
Этапы подготовки
-
Этапы проведения
-
Этап подведения итогов походов, экскурсии, экспедиции
-
Этап проведения экскурсии, прогулки и определение новых задач, перспективы деятельности группы
Ориентация педагога дополнительного образования на предлагаемые методические рекомендации позволит более эффективно использовать туристско-краеведческую деятельность детей как комплексное образовательное, оздоровительное и развивающее средство, развивающее личность и ребенка и взрослого.
Знакомство педагога с данными материалами, творческая их реализация в работе может овладеть некоторыми исследовательскими методами, важными в профессиональном росте, в осмыслении, анализе результатов своей работы.
О проведении защиты-готовности участников и группы в целом к походу-экспедиции-многодневной экскурсии, необходимо:
-
Защита готовности группы к многодневному походу-экспедиции проводится за
7-10 дней до выхода группы.
-
У руководителя группы должен быть четко прописанный маршрут. Если это многодневный поход, то должен быть прописан календарный план с остановками/ночевками на определенном пути следования.
-
Необходимо выявлять готовность каждого участника похода, это:
- знание цели, задачи маршрута похода;
- знание своих обязанностей, степень готовности к их выполнению;
- овладение необходимыми знаниями и умениями для применения на практике;
- знание правил безопасности и соблюдение их в природных условиях, в транспорте, знание и умение использования инвентаря;
- осведомленность участников о природных, исторических, экономических, национальных и культурных особенностях района города.
4. Так же руководителю группы необходимо учитывать:
- характер взаимоотношений в группе;
- степень зрелости группы как коллектива;
- степень самостоятельности участников;
- общий эмоциональный настрой;
- роль лидеров-сверстников.
- строго соблюдать утвержденный маршрут;
- принимать необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности участников, вплоть до изменения маршрута или прекращения похода, экспедиции, экскурсии (путешествия) в связи с возникшими опасными природными явлениями и другими обстоятельствами, а также в случае необходимости оказания помощи пострадавшему;
- принять срочные меры по доставке травмированных или заболевших участников в ближайшее медицинское учреждение;
- делать отметки в маршрутной книжке о прохождении маршрута.
Рекомендации к педагогическому отчету:
- Указать все объекты краеведческого характера вне зависимости от того, какой
регион он раскрывают
- Кто вел экскурсию, лекцию, беседу
- Уровень внимания ребят, интерес к теме экскурсии (что заставило подумать,
удивиться, заинтересоваться)
- Обратить внимание на культуру уборки места проживания / пребывания группы
- Санитарно-гигиенические умения, навыки ребят, осваиваемые в походе
- Хронометраж прогулок, экскурсий
- Время пребывания детей на улице
- Взаимоотношения в группе между ребятами, между мальчиками и девочками
- Отношение участников к туристко-краеведческой работе, к своим должностям
вначале, в середине и в конце путешествия
- Условия быта, проживания группы
- Свободное время и его организация
- Общее физическое состояние ребят при выезде и возвращении
- Общее настроение ребят при выезде и возвращении
Оформление отчетных материалов о походах и экспедициях:
(справочные сведения, структура отчета, требования к содержанию)
-
Наличие заполненной маршрутной книжки или маршрутного листа.
-
На титульном листе размещается следующая информация:
- географический и административный район похода, маршрут в кратком изложении;
- вид туризма (пеший, горный, байдарочный, лыжный, вело и т.д.)
- указать уровень сложности
- возраст участников, класс, школа (ПТУ, институт, курс)
- сроки проведения: год, месяц, число;
- фамилия, имя, отчество руководителя, контактные данные.
- приложения (документы, интервью)
3. Оглавление отчета дается после титульного листа (с указанием нумерации страниц)
4. Список участников: (учащихся)
- указание даты рождения
- указание фамилии и имени
- место учебы
- распределение обязанностей в группе
5. Список участников: (руководителя)
- указание даты рождения
- указание фамилии, имени, отчества
- наличие туристического опыта
- место работы, должность
6. Последовательность отчетных материалов: отчет командира, (задачи похода, их выполнение), комиссара (зам. командира).
7. В отчете штурмана должны быть адреса с указанием телефонов контрольно-спасательных станций, центров, турбаз, на территории которых проходит маршрут, указание пунктов, где можно получить квалификационную медицинскую помощь. Так же должна быть информация: сведения о районе похода (схема, карта, график движения, обозначения населенных пунктов, географических, исторических объектов).
8. И как итог всего - общая или несколько фотографий с похода.
9. Фотографии прилагаются в конце отчета.
Подведение итогов похода включает: разбор похода, анализ его результатов (для учебных походов - анализ выполнения учебного плана и плана политико-воспитательной и общественно полезной работы), отчет о походе.
Приложение № 1
Типовой перечень туристского снаряжения образовательного учреждения
№ п/п |
Наименование оборудования и снаряжения |
Количество (шт.) |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
8 |
|
|
9 |
|
|
10 |
|
|
11 |
|
|
12 |
|
|
13 |
|
|
14 |
|
|
15 |
|
|
16 |
|
|
17 |
|
|
18 |
|
|
19 |
|
|
20 |
|
|
Даты |
Время в пути, дни (кол-во) |
Участки маршрута |
Расстояние (км) |
Способы передвижения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
План похода/экскурсии/экспедиции/сплава
Приложение № 3
Анкета для заполнения
по итогам похода/экскурсии/экспедиции/сплава
-
Год, месяц похода_______________________________________________________
-
Название тургруппы_____________________________________________________
-
Маршрут_______________________________________________________________
-
Фамилия, имя участника похода____________________________________________
__________________________________________________________________________
-
Школа, класс, в котором учишься___________________________________________
-
Твои основные должности в походе_________________________________________
__________________________________________________________________________ 7. Дай личную оценку выполнения этих должностей (нужное подчеркнуть)
- не справился;
- справился (как?): выполнял с интересом, выполнял формально, выполнял самостоятельно, выполнял с помощью товарищей, взрослых, выполнял плохо.
8. Твои практические советы по выполнению этих должностей:___________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какие туристско-краеведческие должности ты бы хотел(а) выполнять в следующем походе?___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
10. Что дало тебе лично выполнение походных должностей и участие в этом погоде?
- новые знания (какие?)______________________________________________________
__________________________________________________________________________
- умения, навыки (какие?)____________________________________________________
__________________________________________________________________________
- «открыл» в себе новые черты характера, способности, интересы__________________
__________________________________________________________________________
- реализовал личные увлечения, способности____________________________________
__________________________________________________________________________
11. Как оценили выполнение обязанностей твои товарищи, руководители (нужное подчеркнуть):
- «отлично»
- «хорошо»
- «увлеченно»
- «удовлетворительно»
- «ответственно»
- «безответсвенно»
12. Что нового открыл(а) в своих товарищах? Конкретно - в ком?___________________
__________________________________________________________________________13. Самое сильное впечатление?_______________________________________________
__________________________________________________________________________
14. С какими трудностями столкнулся(ась) в походе? Если преодолел(а), то как?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Оцени характер взаимоотношений в группе: (нужное подчеркнуть)
- восторженные
- ровные, уважительные
- дружеские, доверительные
- не знаю, затрудняюсь ответить
- переменчивые (то плохие, то хорошие)
- сплоченные
16. Как в целом оцениваешь поход/экскурсию/экспедицию/сплав? Впечатления.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение № 4
Заполнение по итогам похода/экскурсии/экспедиции/сплава
Вид мероприятия (сплав, поход, экскурсия) |
Место проведения (маршрут) |
Дата проведения |
Возраст участников |
Ф.И.О. руководителя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература:
1. Сайт: http://www.pskovedu.ru
2. Методические рекомендации по подготовке отчетов о самодеятельных туристских путешествиях, М., 1977.
3. Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования – база формирования педагога нового типа. Сборник из опыта работы. Под редакцией: Алиевой Л.В., Озерской О.В., М.:Издательство ООО «Ритм», 2008.
4. Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru
5. Методические рекомендации в помощь руководителям туристических кружков и секций.- К.: 1985.
6. Единые формы маршрутной документации. Методические рекомендации Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», М., 1976.
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар "Особенности изучения правил дорожного движения старшими дошкольниками (ФГОС ДО)"
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей