Программа по предмету "Сольфеджио"
Тоншалово 2012г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа рассчитана на 7 лет обучения, для детей в возрасте с 7 лет. В соответствии с учебным планом на предмет «Сольфеджио» отводится 51 час в год, из расчёта — 1,5 часа в неделю.
Цель программы – способствовать музыкально-эстетическому воспитанию обучающихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков.
Курс сольфеджио включает в себя следующие разделы:
1. вокально – интонационные навыки;
2. воспитание чувства метроритма;
3. воспитание музыкального восприятия (анализ на слух);
4. музыкальный диктант;
5. воспитание творческих навыков;
6. теоретические сведения.
Первый класс. К концу учебного года учащиеся должны хорошо знать перечисленные ниже понятия, овладеть следующими навыками:
1.1 Вокально-интонационные навыки:
Правильное положение корпуса. Спокойный, без напряжения вдох. Одновременный вдох перед началом пения. Выработка равномерного дыхания и умение постепенно его распределять на музыкальную фразу. Четкое произношение согласных в слове. Слуховое осознание чистой интонации.
Пение:
— песен-упражнений из 2-3 соседних звуков с постепенным расширением диапазона и усложнением типа:V-VI-V, III-II-I, V-IV-III, III-IV-V, II-I, VII-I, V-VI-VII-I, I-III-Vи т.д.
— мажорных и минорных гамм вверх и вниз (в прямом движении и по тетрахордам) в изученных тональностях.
— Т53 в прямом движении.
— пройденных интервалов (в виде песен-попевок).
— Б53 и М53 от звука.
— тона и полутона на слог и с названием звуков.
— несложных песен с текстом, с сопровождением.
— выученных песен от разных звуков в пройденных тональностях.
— по нотам простейших мелодий, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторяющиеся звуки, скачки на тонику, с названием нот и тактированием.
Длительности и ритмические группы: h, ♩, ♫в размерах 2/4, 3/4.
Пауза – четвертная.
1.2 Воспитание чувства метроритма:
Повторение данного ритмического рисунка с проговариванием ритмослогов, прохлопывание. Простукивание ритмического рисунка по записи с одновременным показом метрической доли. Узнавание мелодии по ритмическому рисунку.
Проработка:
— размеров 2/4, 3/4.
— длительностей h, ♩, ♫в различных сочетаниях
— пауз (четвертная).
— навыков тактирования, дирижирования, показа метрической доли.
Исполнение простых ритмических ostinato, использование его в качестве аккомпанемента к выученным песням (или музыкальным отрывкам, исполненным педагогом).
1.3. Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух): Определение на слух:
— характера музыкального произведения.
— лада (мажор, минор).
— устойчивости или неустойчивости отдельных оборотов.
— размера.
— темпа.
— динамических оттенков.
— различных мелодических оборотов, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторность звуков, скачки на устойчивые звуки.
— отдельных ступеней мажорного лада.
— Б53, М53 в мелодическом и гармоническом видах.
— пройденных интервалов.
— сильных и слабых долей в прослушанной мелодии.
1.4 Музыкальный диктант:
Работа над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха.
Подготовительные упражнения к диктанту:
— запоминание без предварительного пропевания небольшой фразы и воспроизведение ее на нейтральный слог или с текстом.
— устные диктанты (воспроизведение на слоги или с названием звуков, с показом метрической доли (тактированием) или без него небольших попевок вслед за проигрыванием).
— письменные упражнения, связанные с воспитанием навыков нотного письма.
Запись:
— знакомых, ранее выученных мелодий.
— ритмического рисунка мелодии.
— мелодий, предварительно спетых с названием звуков.
— мелодий в объеме 2-4 тактов в пройденных тональностях с использованием изученных длительностей и пауз в размерах 2/4, 3/4.
1.5 Воспитание творческих навыков:
Импровизация и сочинение:
— мелодий (песенок) на данный ритм, или текст.
— простейшего ритмического аккомпанемента к музыкальным произведениям, исполняемым педагогом на фортепиано.
Запись сочиненных мелодий. Рисунки к песням.
1.6 Теоретические сведения:
Понятия:
— высокие и низкие звуки.
— мажор и минор.
— звукоряд, гамма, тетрахорд, устойчивые, неустойчивые ступени, вводные звуки.
— тон, полутон.
— тоника, тоническое трезвучие, аккорд, интервал.
— строение мажорной и минорной гаммы.
— скрипичный и басовый ключи.
— ключевые знаки, диез, бемоль, бекар.
— все простые интервалы.
— Б53, М53.
Знакомство с клавиатурой и регистрами. Названия звуков, нотный стан. Первоначальные навыки нотного письма (расположение нот, ключевых знаков на нотоносце, правописание штилей, обозначение размера, тактовой черты и т.д.). Понятие о темпе, размере, такте, тактовой черте, сильной доле, акценте, паузах, фразе, куплете, репризе, вольте, динамических оттенках, мелодии и аккомпанементе.
Тональности: C-dur, G-dur, F-dur, a-moll, d-moll, e-moll.
Проигрывание на фортепиано пройденных песен и упражнений в изученных тональностях с использованием изученных длительностей и ритмических групп, их сочетаний в размерах 2/4, 3/4.
Построение всех простых интервалов (кроме тритона) вверх и изученных трезвучий.
Второй класс 2.1 вокально-интонационные навыки: Пение:
— мажорных и минорных (натурального и гармонического видов) гамм в тональностях до двух знаков при ключе.
— в мажоре – Т53, S53, D53 (после предварительного проигрывания их педагогом или самим учеником).
— в мажоре и натуральном и гармоническом видах минора – отдельных ступеней, мелодических оборотов типа: V-I, I-VII-II-I, V-VI-V-IV-V, I-V-IIIи др.
— пройденных интервалов (кроме тритона) на ступенях мажорной и минорной гаммы.
— от звука – интервалов в виде попевок или с названием нот после проигрывания.
— простейших секвенций.
— аккордов: Б53, М53, Ув53, Ум53.
— несложных песен с текстом, выученных на слух, с сопровождением и без него.
— с листа – простейших мелодий с названием звуков, с дирижированием (или показом метрической доли) в пройденных тональностях.
— разучивание по нотам мелодий, включающих прорабатываемые обороты, в пройденных тональностях в размерах 2/4, 3/4, 4/4 с дирижированием.
— чередование пения вслух и про себя, поочередное пение по фразам (группами или индивидуально).
— простейших 2-голосных песен по нотам с проигрыванием обоих голосов.
Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.
2.2 Воспитание чувства метроритма: Повторение данного ритмического рисунка с проговариванием ритмослогами, прохлопывание.
Простукивание ритмического рисунка по записанному нотному тексту, ритмическим таблицам, карточкам с проговариванием ритмослогов и одновременным показом метрической доли.
Узнавание мелодии по ритмическому рисунку.
Размер 4/4
Продолжение работы в размерах 2/4, 3/4; длительности w, h, ♩, ♫, ♬, паузы – четвертные, половинные, целые.
Затакт: ♩.
Умение дирижировать в пройденных размерах.
Ритмический аккомпанемент к выученным мелодиям.
Разучивание и чтение простейших ритмических партитур (группами).
Ритмический диктант.
Сольмизация выученных и незнакомых примеров.
3.2 воспитание музыкального восприятия (анализ на слух):
Определение на слух:
— лада (мажор и минор (натуральный и гармонический виды)), характера, структуры, устойчивости и неустойчивости отдельных оборотов, интонаций пройденных интервалов, размера, темпа, ритмических особенностей, динамических оттенков в прослушанном произведении.
— мелодических оборотов, включающих движение по звукам Т53, S53, D53, сочетания отдельных ступеней.
— пройденных интервалов в гармоническом и мелодическом виде (вверх и вниз).
— Б53, М53, Ув53, Ум53 в мелодическом и гармоническом виде.
2.4 музыкальный диктант:
Продолжение работы над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха с использованием подготовительных упражнений.
Диктант с его предварительным разбором.
Запись мелодий, подобранных на фортепиано.
Письменный диктант в объеме 4-8 тактов, с пройденными мелодическими оборотами, ритмическими длительностями в пройденных тональностях.
2.5 Воспитание творческих навыков
Досочинение мелодий на нейтральный слог в пройденных тональностях либо с названием звуков.
Импровизация и сочинение:
— мелодии на заданный ритм или текст пройденных размерах.
— ритмического аккомпанемента к пройденным мелодиям, используя остинатные ритмические фигуры и другие ритмические обороты.
Подбор:
— баса к пройденным мелодиям.
— аккомпанемента к пройденным мелодиям из предложенных аккордов.
Запоминание и запись сочиненных мелодий, рисунки к ним.
2.6 теоретические сведения:
Понятия:
— параллельные тональности.
— тоника, доминанта, субдоминанта.
— затакт.
— опевание.
— гармонический минор.
— секвенция, мотив, фермата.
— Ув53, Ум53.
— трезвучия главных ступеней.
Мажорные и минорные тональности до двух знаков при ключе.
Длительности: w, h, ♩, ♫, ♬. Паузы – четвертная, половинная, целая. Затакт ♩. Размеры 2/4, 3/4, 4/4.
Построение всех интервалов вверх и вниз, Б53, М53, Ув53, Ум53.
Построение диатонических интервалов в тональности.
Проигрывание на фортепиано:
— выученных мелодий в пройденных тональностях.
— трезвучий главных ступеней, гамм, отдельных ступеней, интервалов в пройденных тональностях и от звука.
— 4-х видов трезвучия.
— Т53 параллельных тональностей.
Третий класс 3.1 вокально-интонационные навыки: Пение:
— мажорных и минорных (3 вида) гамм.
— в пройденных тональностях Т53, S53, D53 с обращениями, D7 с разрешением.
— любых ступеней лада.
— мелодических оборотов типа: I-V-VI-V-II, V-III-II-VII-I, V-III-VI-V-VII-I, V-VI-VII-Iи др. в мажоре и 3-х видах минора.
— пройденных интервалов.
— диатонических секвенций с использованием прорабатываемых мелодических и ритмических оборотов.
— мелодий (упражнений) в переменном ладу.
— пройденных интервалов от звука вверх и вниз.
— 4-х видов трезвучия, МБ7, обращений Б53, М53.
— в пройденных тональностях более сложных песен, выученных на слух и по нотам (с названием звуков или с текстом).
— с листа мелодий в пройденных мажорных и минорных тональностях, с движением по звукам Т53, S53, D53 и их обращений, включающих интонации пройденных интервалов.
Разучивание и пение по нотам 2-голосных песен с проигрыванием одного из голосов.
3.2 воспитание чувства метроритма:
Ритмические упражнения с использованием изученных длительностей.
Затакты: ♩, ♪.
Проработка размеров: 2/4, 3/4, 4/4.
Размер 3/8.
Пауза – восьмая, шестнадцатая.
Продолжение работы над остинато, ритмическим аккомпанементом.
Исполнение группами ритмических партитур с использованием изученных размеров и длительностей.
Воспроизведение:
— ритмического рисунка и метрической доли с одновременным проговариванием ритмослогов.
— ритмического двухголосия.
Ритмические диктанты.
Сольмизация выученных и незнакомых примеров.
3.3 воспитание музыкального восприятия:
Определение на слух:
— в прослушанном произведении его жанровых особенностей, характера, структуры (количество фраз, 3-частность, репризность), лада (включая переменный), интервалов, аккордов, размера, темпа, ритмических особенностей, динамических оттенков.
— мелодических оборотов, включающих движение по звукам Т53, S53, D53 с обращениями, D7 в мажоре и гармоническом миноре, интонаций изученных интервалов и др.
— пройденных интервалов в мелодическом и гармоническом звучании от звука.
— аккордов от звука: Б53, М53 с обращениями, Ув53, Ум53, МБ7.
— аккордов в ладу: Т53, S53, D53, D7 с разрешением.
3.4 музыкальный диктант:
Различные формы устного диктанта.
Запись выученных мелодий.
Письменный диктант в пройденных тональностях, в объеме 4-8 тактов, включающий пройденные мелодические обороты, ритмические группы
Тембровые диктанты.
3.5 вспитание творческих навыков:
Импровизация и сочинение:
— мелодии на заданный ритм, или текст.
— ответного предложения в параллельной тональности.
— мелодических и ритмических вариантов фразы, предложения.
— мелодий различного характера, жанра (вальс, полька и т.д.).
Подбор аккомпанемента к выученным мелодиям из предложенных аккордов и самостоятельно.
Запись сочиненных мелодий.
3.6 теоретические сведения:
Понятия:
— мелодический минор.
— обращение интервала.
— обращение трезвучия.
— переменный лад.
— 3-частная форма, реприза, период, предложение.
— трезвучия главных ступеней и их обращения.
— синкопа.
Мажорные и минорные тональности до 3 знаков при ключе.
Ритмические группы в пройденных размерах: ♬e, e♬, e♩e.
Ритмические группы в размере 3/8: q e, q., ♬♫, e♬e, ♫♬и т.д
Пауза – шестнадцатая.
Аккорды от звука: Б53, М53 с обращениями; Ув53, Ум53, МБ7; их построение.
Аккорды в ладу: Т53, S53, D53 с обращениями, D7 с разрешением; их построение.
Проигрывание на фортепиано:
— выученных мелодий в пройденных тональностях.
— трезвучий главных ступеней с обращениями, D7 с разрешением, Т53 параллельных тональностей.
— интервалов в ладу и от звука.
Четвертый класс
4.1 вокально-интонационные навыки:
Пение:
— гамм, отдельных ступеней, мелодических оборотов пройденных тональностях.
— всех пройденных аккордов в тональности и от звука.
— всех пройденных интервалов в тональности и от звука;
— группы интервалов в тональности одноголосно и двухголосно.
— одного из голосов 3-голосной последовательности аккордов (верхний, нижний, средний) с одновременным проигрыванием всех голосов на фортепиано.
— диатонических секвенций с использованием изученных мелодических и гармонических оборотов.
— мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами, а также с элементами хроматизма и модуляции, выученных на слух.
— с листа мелодий в изученных тональностях, с движением по звукам трезвучий главных ступеней и их обращений, D7, Ув53, Ум53.
— двухголосных канонов, а также двухголосия других типов.
— одного из голосов выученной 2-голосной песни с одновременным проигрыванием другого голоса на фортепиано.
Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.
4.2 воспитание чувства метро-ритма:
Проработка размеров 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, изучение размера 6/8.
Ритмические группы в размерах 3/4, 4/4: e.x, ♩.♬,, в размерах 3/8, 6/8: ♩♬, e.xeи т.п.
Продолжение работы над ритмическими канонами и ритмическим аккомпанементом.
2-голосные ритмические упражнения.
Ритмические диктанты.
Дирижирование в пройденных размерах.
4.3 воспитание музыкального восприятия (анализ на слух): Определение на слух:
— жанровых особенностей мелодии и ее структуры.
— размера, лада, ритмических особенностей мелодии.
— формы, динамических оттенков.
— мелодических оборотов по звукам МБ7 с обращениями, Ум7, других пройденных интервалов и аккордов.
4.4 музыкальный диктант: Различные формы устного диктанта.
Запись знакомых мелодий по памяти.
Письменный диктант в изученных тональностях в объеме 8 тактов с использованием изученных мелодических оборотов.
4.5 воспитание творческих навыков:
Импровизация и сочинение:
— мелодий на заданный ритм и текст.
— мелодических и ритмических вариантов фразы и предложения.
— досочинение второго предложения периода с модуляцией в параллельную тональность.
— запись сочиненных мелодий.
— подбор аккомпанемента к знакомым мелодиям.
Подбор:
— второго голоса к мелодии.
— басового голоса к данной мелодии.
Запоминание и запись сочиненных мелодий.
Пение мелодий с собственным аккомпанементом, использование в аккомпанементе изученных аккордов.
Пение выученных мелодий с аккомпанементом (учащегося или педагога).
4.6 теоретические сведения: Понятия:
— Ум7, ММ7.
— отклонение, модуляция, хроматизм.
— каденция.
— триоль.
— пунктирный ритм.
— буквенная система обозначения звуков и тональностей.
Интервалы: ув4 (IV), ум5 (VII) в мажоре и гармоническом миноре.
Ум53 (VII) в мажоре и гармоническом миноре.
Построение Ум7, ММ7 от звука вверх и вниз.
Мажорные и минорные тональности до 4 знаков при ключе.
Проигрывание на фортепиано:
— выученных мелодий в пройденных тональностях.
— интервалов и аккордов в тональности и от звука.
Пятый класс. 5.1 вокально-интонационные навыки: Пение:
— гамм до 5-ти знаков ( в т.ч. гармонический и мелодический виды).
— отдельных ступеней, мелодических оборотов, с использованием альтерированных ступеней.
— трезвучий главных ступеней с обращениями и разрешениями.
— Ум53 (VII) в изученных тональностях с разрешением в мажоре и гармоническом миноре.
— обращений D7 с разрешениями.
— ранее изученных интервалов в тональностях и от звука вверх и вниз.
— ув2, ум7 с разрешением в гармоническом миноре.
— ув4 (IV), ум5 (VII) с разрешением в мажоре и гармоническом миноре.
— обращений Б53 и М53 от звука.
— Ув53, Ум53, Ум7, ММ7, МБ7, МБ65, МБ43. МБ2 от звука с разрешением в одноименнные тональности.
— одного из голосов в 2-голосных упражнениях с проигрыванием другого голоса на фортепиано.
— аккордов трехголосно, а также последовательностей из нескольких аккордов.
— одного из голосов аккордовой последовательности с проигрыванием двух других голосов на фортепиано.
— четырехголосное пение D7 с разрешением.
— одноголосных секвенций.
Разучивание и пение с листа:
— мелодий в изученных тональностях, с движением по звукам изученных аккордов и интервалов.
— двухголосных примеров с элементами альтерации и большей самостоятельностью голосов (дуэтом и с проигрыванием одного из голосов).
— выученных мелодий (песен) с собственным аккомпанементом по нотам.
— Пение с листа канонов и других двухголосных примеров.
Транспонирование выученных мелодий в изученные тональности, а также мелодий с листа на секунду вверх и вниз.
5.2 воспитание чувства метро-ритма: Ритмические упражнения с использованием изученных длительностей.
Синкопы (внутритактовые).
Ритмический аккомпанемент.
Двухголосные ритмические упражнения.
Ритмические каноны.
Ритмические диктанты.
Сольмизация выученных примеров и с листа.
5.3 воспитание музыкального восприятия (анализ на слух): Определение на слух:
— в прослушанном произведении его характера, лада, формы (период, предложение, полная и неполная каденции), а также ритмических особенностей.
— функций аккордов, отдельных гармонических оборотов.
— мелодических оборотов, включающих движение по звукам обращений трезвучий главных ступеней, Ум53, D7 и его обращений с разрешениями, Ум7, МУм7 и всех изученных интервалов.
— наличия простейшей альтерации в мелодии (IV#, VI♭в мажоре, II♭, VI# в миноре).
— интервалов в тональности: ув4 (IV), ум5 (VII) в мажоре и гармоническом миноре; ув2 и ум7 в гармоническом миноре.
— всех изученных интервалов и аккордов от звука.
Анализ каденций в периоде (полная, неполная).
5.4 музыкальный диктант: Различные формы устных диктантов.
Запись знакомых мелодий по памяти.
Письменный диктант в изученных тональностях, в объеме 8 тактов, включающий изученные мелодические и ритмические обороты.
Тембровые диктанты.
Двухголосные диктанты.
5.5 воспитание творческих навыков: Импровизация и сочинение:
— ответной фразы с модуляцией в тональность D.
— мелодий различного характера, жанра.
— мелодий с использованием интонаций изученных интервалов и аккордов.
— второго голоса к данной или сочиненной мелодии.
— мелодий в тональностях до 5 знаков при ключе с использованием изученных ритмических и мелодических оборотов.
Сочинение и запись мелодий без предварительного воспроизведения.
Подбор аккомпанемента к выученным мелодиям с использованием изученных аккордов и их обращений.
Знакомство с фигурациями.
5.6 теоретические сведения: Понятия:
— квинтовый круг тональностей.
— органный пункт.
— фигурация.
— альтерация.
— характерные интервалы.
— гармонический и мелодический мажор.
Мажорные и минорные тональности до 5 знаков при ключе.
Интервалы: ув2 и ум7 в гармоническом миноре.
Аккорды: — D7 с обращением и разрешением в одноименные тональности, VII7, II7.
— МБ7 с обращениями, Ум7, МУм7 от звука, их построение.
Проигрывание на фортепиано:
— выученных мелодий в пройденных тональностях.
— интервалов, аккордов и их последовательности в тональности и от звука.
Шестой класс. 6.1 вокально-интонационные навыки: Пение:
— гамм, отдельных ступеней, мелодических оборотов с использованием альтерированных ступеней.
— звукорядов мажорной и минорной пентатоники.
— в изученных тональностях D7 с разрешением в VI53 (прерванного оборота); Ум53 (II), Ум7 (VII) с разрешением в миноре и гармоническом мажоре, а также ранее изученных аккордов.
— в тональности изученных диатонических интервалов, а также ув2, ум7, тритонов (II, IV, VI, VII) в гармоническом мажоре и миноре.
— всех изученных интервалов от звука вверх и вниз.
— всех изученных аккордов от звука вверх и вниз.
— изученных интервалов в тональности и от звука двухголосно.
— изученных аккордов от звука с разрешением трех и четырехголосно.
— одного из голосов двух или трехголосной последовательности с одновременным проигрыванием остальных голосов на фортепиано.
Разучивание и пение с листа:
— мелодий с хроматизмами, модуляциями и использованием интонаций изученных интервалов и аккордов.
— мелодий в пятиступенных ладах (мажорная и минорная пентатоника).
— различных двухголосных примеров (группами, дуэтами, с проигрыванием одного из голосов на фортепиано).
Пение выученных мелодий, песен, романсов с собственным аккомпанементом по нотам.
Транспонирование выученных мелодий в изученные тональности.
Транспонирование с листа.
6.2 воспитание чувства метро-ритма: Ритмические упражнения с использованием изученных длительностей, а также ритмические группы в размерах 2/4, 3/4, 4/4: xex, ♬♩, q.♬и т.п.
Ритмические упражнения в переменном размере и в размере 3/2.
Ритмический аккомпанемент к мелодиям с использованием изученных ритмов.
Двухголосные ритмические упражнения группами и индивидуально.
Ритмические одноголосные диктанты.
Сольмизация выученных примеров и с листа.
6.3 воспитание музыкального восприятия (анализ на слух): Определение на слух:
— в прослушанном произведении его характера, лада (включая пентатонику), формы, ритмических особенностей.
— функций изученных аккордов, гармонических оборотов.
— мелодических оборотов, включающих движение по звукам изученных интервалов и аккордов.
— интервалов в ладу (ув4 (IV, VI), ум5 (VII, II), ув2, ум7 в гармоническом мажоре и миноре) и от звука.
— аккордов в ладу (включая D7 с разрешением в VI53, Ум7 (VII), Ум53 (II)) и от звука.
6.4 музыкальный диктант: Различные формы устного диктанта.
Запись знакомых мелодий по памяти.
Письменный диктант в изученных тональностях, в гармоническом мажоре, включающий изученные мелодические и ритмические обороты, элементы хроматизма, ритмические группы во всех изученных размерах и тональностях.
Тембровые диктанты.
Двухголосные диктанты с развитыми голосами.
6.5 воспитание творческих навыков: Импровизация и сочинение:
— мелодий в 5-ступенных ладах.
— мелодий различного характера, различной формы (на усмотрение педагога).
— мелодий с альтерацией.
— мелодий с использованием интонаций изученных интервалов и аккордов.
Запоминание и запись сочиненных мелодий.
Сочинение и запись мелодий без предварительного воспроизведения.
Подбор аккомпанемента к выученным или сочиненным мелодиям.
6.6 теоретические сведения: Понятия:
— междутактовая синкопа.
— пентатоника.
— переменный размер.
— кадансовый квартсекстаккорд.
— прерванный оборот.
Тональности мажорные и минорные до 6 знаков при ключе.
Ритмические группы:,, и т.п.
Переменный размер.
Размер 3/2.
Интервалы:
— все диатонические интервалы в изученных тональностях и от звука вверх и вниз.
— ув4 (VI), ум5 (II), ув2, ум7 в гармоническом мажоре.
Все ранее изученные аккорды от звука вверх и вниз.
Все ранее изученные аккорды в ладу (D7 – VI53, Ум53(II), К64). VII7, II7 с обращениями и разрешением. Обороты с изученными аккордами.
Проигрывание на фортепиано:
— выученных мелодий в изученных тональностях.
— интервалов, аккордов и их последовательностей в тональности и от звука.
Седьмой класс. 7.1 вокально-интонационные навыки: Пение:
— гамм, отдельных ступеней, мелодических оборотов с использованием альтерированных ступеней.
— семиступенных ладов народной музыки.
— хроматической гаммы.
— в тональности всех ранее изученных аккордов, Ув53 в гармоническом мажоре и миноре.
— в тональности изученных диатонических интервалов, характерных интервалов, тритонов.
— всех изученных интервалов от звука вверх и вниз.
— всех изученных аккордов от звука вверх и вниз.
— интервалов и аккордов в тональности и от звука на два и на три голоса.
— одного из голосов двух или трехголосной последовательности с одновременным проигрыванием другого голоса на фортепиано.
— секвенций.
Разучивание и пение с листа:
— в изученных тональностях одноголосных мелодий с хроматизмами, модуляциями, отклонениями.
— мелодий в семиступенных диатонических ладах народной музыки.
— различных двухголосных примеров.
— песен и романсов с собственным аккомпанементом.
Транспонирование выученных мелодий и двухголосных примеров.
Транспонирование с листа.
7.2 воспитание чувства метро-ритма: Ритмические упражнения с использованием всех изученных длительностей и размеров.
Размеры 9/8, 12/8 (в порядке ознакомления).
Ритмические диктанты (одноголосные и двухголосные).
Сольмизация выученных примеров и с листа.
7.3 воспитание музыкального восприятия (анализ на слух): Определение на слух:
— в прослушанном произведении его характера, лада, формы (период, простая 2- и 3-частная форма), ритмических особенностей.
— функций изученных аккордов, гармонических оборотов.
— мелодических оборотов, включающих движение по звукам изученных интервалов и аккордов (включая Ув53, II7).
— мелодических оборотов с проходящими и вспомогательными хроматическими звуками, отрезков хроматической гаммы.
— интервалов в ладу и от звука, а также последовательностей интервалов.
— аккордов в ладу и от звука, а также последовательностей аккордов.
7.4 музыкальный диктант: Устные диктанты.
Запись знакомых мелодий по памяти.
Письменный диктант, включающий элементы хроматизма, 8-10 тактов, однотональный или модулирующий.
Тембровые диктанты
Двухголосные диктанты полифонического склада.
7.5 воспитание творческих навыков: Импровизация и сочинение:
— мелодий в изученных тональностях и размерах (включая смешанные размеры).
— мелодий различного характера, формы.
— мелодий в семиступенных ладах народной музыки.
— мелодий с альтерацией, отклонениями и модуляциями в тональности Iстепени родства.
Запоминание и запись сочиненных мелодий.
Работа по подбору аккомпанемента.
7.6 теоретические сведения: Понятия:
— общие сведения о диатонических семиступенных ладах народной музыки.
— тональности Iстепени родства.
— параллельные, одноименные, энгармонически равные тональности.
— хроматическая гамма.
— смешанный размер.
— вспомогательные и проходящие хроматические звуки.
Тональности – все употребительные.
Мажор и минор – натуральный, гармонический, мелодический, дваждыгармонический.
Правописание мажорной и минорной хроматической гаммы, вспомогательных и проходящих хроматических звуков.
Ритмические группы и размеры – все изученные.
Группировки в изученных размерах.
Интервалы:
— все изученные диатонические в ладу и от звука вверх и вниз.
— ув2, ум7; ув4 (IV, VI) ум5 (II, VII) в мажоре и миноре, а также с разрешениями от звука (4 разрешения каждого тритона); ув5, ум4 с разрешениями в гармоническом мажоре и миноре.
Аккорды:
— все изученные от звука вверх и вниз. Их построение.
— все изученные в тональности, а также Ув53 в гармоническом мажоре и миноре.
— II7, VII7 с обращениями и разрешением в мажоре и миноре.
Проигрывание на фортепиано:
— выученных мелодий в изученных тональностях.
— изученных интервалов, аккордов и их последовательностей в тональностях и от звука.
Знание основных музыкальных терминов.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Череповецкая районная детская школа искусств»
УТВЕРЖДАЮ
_________________________
Директор МОУ ДОД «ЧРДШИ»
Бондаренко С.А.
Программа по предмету
«Сольфеджио»
(1 – 7 класс)
Тоншалово
2012г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа рассчитана на 7 лет обучения, для детей в возрасте с 7 лет. В соответствии с учебным планом на предмет «Сольфеджио» отводится 51 час в год, из расчёта - 1,5 часа в неделю.
Цель программы – способствовать музыкально-эстетическому воспитанию обучающихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков.
Курс сольфеджио включает в себя следующие разделы:
1. вокально – интонационные навыки;
2. воспитание чувства метроритма;
3. воспитание музыкального восприятия (анализ на слух);
4. музыкальный диктант;
5. воспитание творческих навыков;
6. теоретические сведения.
Первый класс.
К концу учебного года учащиеся должны хорошо знать перечисленные ниже понятия, овладеть следующими навыками:
1.1 Вокально-интонационные навыки:
Правильное положение корпуса. Спокойный, без напряжения вдох. Одновременный вдох перед началом пения. Выработка равномерного дыхания и умение постепенно его распределять на музыкальную фразу. Четкое произношение согласных в слове. Слуховое осознание чистой интонации.
Пение:
- песен-упражнений из 2-3 соседних звуков с постепенным расширением диапазона и усложнением типа:V-VI-V, III-II-I, V-IV-III, III-IV-V, II-I, VII-I, V-VI-VII-I, I-III-V и т.д.
- мажорных и минорных гамм вверх и вниз (в прямом движении и по тетрахордам) в изученных тональностях.
- Т53 в прямом движении.
- пройденных интервалов (в виде песен-попевок).
- Б53 и М53 от звука.
- тона и полутона на слог и с названием звуков.
- несложных песен с текстом, с сопровождением.
- выученных песен от разных звуков в пройденных тональностях.
- по нотам простейших мелодий, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторяющиеся звуки, скачки на тонику, с названием нот и тактированием.
Длительности и ритмические группы: , ♩, ♫ в размерах 2/4, 3/4.
Пауза – четвертная.
1.2 Воспитание чувства метроритма:
Повторение данного ритмического рисунка с проговариванием ритмослогов, прохлопывание. Простукивание ритмического рисунка по записи с одновременным показом метрической доли. Узнавание мелодии по ритмическому рисунку.
Проработка:
- размеров 2/4, 3/4.
- длительностей , ♩, ♫ в различных сочетаниях
- пауз (четвертная).
- навыков тактирования, дирижирования, показа метрической доли.
Исполнение простых ритмических ostinato, использование его в качестве аккомпанемента к выученным песням (или музыкальным отрывкам, исполненным педагогом).
1.3. Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух):
Определение на слух:
- характера музыкального произведения.
- лада (мажор, минор).
- устойчивости или неустойчивости отдельных оборотов.
- размера.
- темпа.
- динамических оттенков.
- различных мелодических оборотов, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторность звуков, скачки на устойчивые звуки.
- отдельных ступеней мажорного лада.
- Б53, М53 в мелодическом и гармоническом видах.
- пройденных интервалов.
- сильных и слабых долей в прослушанной мелодии.
1.4 Музыкальный диктант:
Работа над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха.
Подготовительные упражнения к диктанту:
- запоминание без предварительного пропевания небольшой фразы и воспроизведение ее на нейтральный слог или с текстом.
- устные диктанты (воспроизведение на слоги или с названием звуков, с показом метрической доли (тактированием) или без него небольших попевок вслед за проигрыванием).
- письменные упражнения, связанные с воспитанием навыков нотного письма.
Запись:
- знакомых, ранее выученных мелодий.
- ритмического рисунка мелодии.
- мелодий, предварительно спетых с названием звуков.
- мелодий в объеме 2-4 тактов в пройденных тональностях с использованием изученных длительностей и пауз в размерах 2/4, 3/4.
1.5 Воспитание творческих навыков:
Импровизация и сочинение:
- мелодий (песенок) на данный ритм, или текст.
- простейшего ритмического аккомпанемента к музыкальным произведениям, исполняемым педагогом на фортепиано.
Запись сочиненных мелодий. Рисунки к песням.
1.6 Теоретические сведения:
Понятия:
- высокие и низкие звуки.
- мажор и минор.
- звукоряд, гамма, тетрахорд, устойчивые, неустойчивые ступени, вводные звуки.
- тон, полутон.
- тоника, тоническое трезвучие, аккорд, интервал.
- строение мажорной и минорной гаммы.
- скрипичный и басовый ключи.
- ключевые знаки, диез, бемоль, бекар.
- все простые интервалы.
- Б53, М53.
Знакомство с клавиатурой и регистрами. Названия звуков, нотный стан. Первоначальные навыки нотного письма (расположение нот, ключевых знаков на нотоносце, правописание штилей, обозначение размера, тактовой черты и т.д.). Понятие о темпе, размере, такте, тактовой черте, сильной доле, акценте, паузах, фразе, куплете, репризе, вольте, динамических оттенках, мелодии и аккомпанементе.
Тональности: C-dur, G-dur, F-dur, a-moll, d-moll, e-moll.
Проигрывание на фортепиано пройденных песен и упражнений в изученных тональностях с использованием изученных длительностей и ритмических групп, их сочетаний в размерах 2/4, 3/4.
Построение всех простых интервалов (кроме тритона) вверх и изученных трезвучий.
Второй класс
2.1 вокально-интонационные навыки:
Пение:
- мажорных и минорных (натурального и гармонического видов) гамм в тональностях до двух знаков при ключе.
- в мажоре – Т53, S53, D53 (после предварительного проигрывания их педагогом или самим учеником).
- в мажоре и натуральном и гармоническом видах минора – отдельных ступеней, мелодических оборотов типа: V-I, I-VII-II-I, V-VI-V-IV-V, I-V-III и др.
- пройденных интервалов (кроме тритона) на ступенях мажорной и минорной гаммы.
- от звука – интервалов в виде попевок или с названием нот после проигрывания.
- простейших секвенций.
- аккордов: Б53, М53, Ув53, Ум53.
- несложных песен с текстом, выученных на слух, с сопровождением и без него.
- с листа – простейших мелодий с названием звуков, с дирижированием (или показом метрической доли) в пройденных тональностях.
- разучивание по нотам мелодий, включающих прорабатываемые обороты, в пройденных тональностях в размерах 2/4, 3/4, 4/4 с дирижированием.
- чередование пения вслух и про себя, поочередное пение по фразам (группами или индивидуально).
- простейших 2-голосных песен по нотам с проигрыванием обоих голосов.
Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.
2.2 Воспитание чувства метроритма:
Повторение данного ритмического рисунка с проговариванием ритмослогами, прохлопывание.
Простукивание ритмического рисунка по записанному нотному тексту, ритмическим таблицам, карточкам с проговариванием ритмослогов и одновременным показом метрической доли.
Узнавание мелодии по ритмическому рисунку.
Размер 4/4
Продолжение работы в размерах 2/4, 3/4; длительности , , ♩, ♫, ♬, паузы – четвертные, половинные, целые.
Затакт: ♩.
Умение дирижировать в пройденных размерах.
Ритмический аккомпанемент к выученным мелодиям.
Разучивание и чтение простейших ритмических партитур (группами).
Ритмический диктант.
Сольмизация выученных и незнакомых примеров.
3.2 воспитание музыкального восприятия (анализ на слух):
Определение на слух:
- лада (мажор и минор (натуральный и гармонический виды)), характера, структуры, устойчивости и неустойчивости отдельных оборотов, интонаций пройденных интервалов, размера, темпа, ритмических особенностей, динамических оттенков в прослушанном произведении.
- мелодических оборотов, включающих движение по звукам Т53, S53, D53, сочетания отдельных ступеней.
- пройденных интервалов в гармоническом и мелодическом виде (вверх и вниз).
- Б53, М53, Ув53, Ум53 в мелодическом и гармоническом виде.
2.4 музыкальный диктант:
Продолжение работы над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха с использованием подготовительных упражнений.
Диктант с его предварительным разбором.
Запись мелодий, подобранных на фортепиано.
Письменный диктант в объеме 4-8 тактов, с пройденными мелодическими оборотами, ритмическими длительностями в пройденных тональностях.
2.5 Воспитание творческих навыков
Досочинение мелодий на нейтральный слог в пройденных тональностях либо с названием звуков.
Импровизация и сочинение:
- мелодии на заданный ритм или текст пройденных размерах.
- ритмического аккомпанемента к пройденным мелодиям, используя остинатные ритмические фигуры и другие ритмические обороты.
Подбор:
- баса к пройденным мелодиям.
- аккомпанемента к пройденным мелодиям из предложенных аккордов.
Запоминание и запись сочиненных мелодий, рисунки к ним.
2.6 теоретические сведения:
Понятия:
- параллельные тональности.
- тоника, доминанта, субдоминанта.
- затакт.
- опевание.
- гармонический минор.
- секвенция, мотив, фермата.
- Ув53, Ум53.
- трезвучия главных ступеней.
Мажорные и минорные тональности до двух знаков при ключе.
Длительности: , , ♩, ♫, ♬ . Паузы – четвертная, половинная, целая. Затакт ♩. Размеры 2/4, 3/4, 4/4.
Построение всех интервалов вверх и вниз, Б53, М53, Ув53, Ум53.
Построение диатонических интервалов в тональности.
Проигрывание на фортепиано:
- выученных мелодий в пройденных тональностях.
- трезвучий главных ступеней, гамм, отдельных ступеней, интервалов в пройденных тональностях и от звука.
- 4-х видов трезвучия.
- Т53 параллельных тональностей.
Третий класс
3.1 вокально-интонационные навыки:
Пение:
- мажорных и минорных (3 вида) гамм.
- в пройденных тональностях Т53, S53, D53 с обращениями, D7 с разрешением.
- любых ступеней лада.
- мелодических оборотов типа: I-V-VI-V-II, V-III-II-VII-I, V-III-VI-V-VII-I, V-VI-VII-I и др. в мажоре и 3-х видах минора.
- пройденных интервалов.
- диатонических секвенций с использованием прорабатываемых мелодических и ритмических оборотов.
- мелодий (упражнений) в переменном ладу.
- пройденных интервалов от звука вверх и вниз.
- 4-х видов трезвучия, МБ7, обращений Б53, М53.
- в пройденных тональностях более сложных песен, выученных на слух и по нотам (с названием звуков или с текстом).
- с листа мелодий в пройденных мажорных и минорных тональностях, с движением по звукам Т53, S53, D53 и их обращений, включающих интонации пройденных интервалов.
Разучивание и пение по нотам 2-голосных песен с проигрыванием одного из голосов.
3.2 воспитание чувства метроритма:
Ритмические упражнения с использованием изученных длительностей.
Затакты: ♩, ♪.
Проработка размеров: 2/4, 3/4, 4/4.
Размер 3/8.
Пауза – восьмая, шестнадцатая.
Продолжение работы над остинато, ритмическим аккомпанементом.
Исполнение группами ритмических партитур с использованием изученных размеров и длительностей.
Воспроизведение:
- ритмического рисунка и метрической доли с одновременным проговариванием ритмослогов.
- ритмического двухголосия.
Ритмические диктанты.
Сольмизация выученных и незнакомых примеров.
3.3 воспитание музыкального восприятия:
Определение на слух:
- в прослушанном произведении его жанровых особенностей, характера, структуры (количество фраз, 3-частность, репризность), лада (включая переменный), интервалов, аккордов, размера, темпа, ритмических особенностей, динамических оттенков.
- мелодических оборотов, включающих движение по звукам Т53, S53, D53 с обращениями, D7 в мажоре и гармоническом миноре, интонаций изученных интервалов и др.
- пройденных интервалов в мелодическом и гармоническом звучании от звука.
- аккордов от звука: Б53, М53 с обращениями, Ув53, Ум53, МБ7.
- аккордов в ладу: Т53, S53, D53, D7 с разрешением.
3.4 музыкальный диктант:
Различные формы устного диктанта.
Запись выученных мелодий.
Письменный диктант в пройденных тональностях, в объеме 4-8 тактов, включающий пройденные мелодические обороты, ритмические группы
Тембровые диктанты.
3.5 вспитание творческих навыков:
Импровизация и сочинение:
- мелодии на заданный ритм, или текст.
- ответного предложения в параллельной тональности.
- мелодических и ритмических вариантов фразы, предложения.
- мелодий различного характера, жанра (вальс, полька и т.д.).
Подбор аккомпанемента к выученным мелодиям из предложенных аккордов и самостоятельно.
Запись сочиненных мелодий.
3.6 теоретические сведения:
Понятия:
- мелодический минор.
- обращение интервала.
- обращение трезвучия.
- переменный лад.
- 3-частная форма, реприза, период, предложение.
- трезвучия главных ступеней и их обращения.
- синкопа.
Мажорные и минорные тональности до 3 знаков при ключе.
Ритмические группы в пройденных размерах: ♬, ♬, ♩.
Ритмические группы в размере 3/8: , ., ♬♫, ♬, ♫♬ и т.д
Пауза – шестнадцатая.
Аккорды от звука: Б53, М53 с обращениями; Ув53, Ум53, МБ7; их построение.
Аккорды в ладу: Т53, S53, D53 с обращениями, D7 с разрешением; их построение.
Проигрывание на фортепиано:
- выученных мелодий в пройденных тональностях.
- трезвучий главных ступеней с обращениями, D7 с разрешением, Т53 параллельных тональностей.
- интервалов в ладу и от звука.
Четвертый класс
4.1 вокально-интонационные навыки:
Пение:
- гамм, отдельных ступеней, мелодических оборотов пройденных тональностях.
- всех пройденных аккордов в тональности и от звука.
- всех пройденных интервалов в тональности и от звука;
- группы интервалов в тональности одноголосно и двухголосно.
- одного из голосов 3-голосной последовательности аккордов (верхний, нижний, средний) с одновременным проигрыванием всех голосов на фортепиано.
- диатонических секвенций с использованием изученных мелодических и гармонических оборотов.
- мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами, а также с элементами хроматизма и модуляции, выученных на слух.
- с листа мелодий в изученных тональностях, с движением по звукам трезвучий главных ступеней и их обращений, D7, Ув53, Ум53.
- двухголосных канонов, а также двухголосия других типов.
- одного из голосов выученной 2-голосной песни с одновременным проигрыванием другого голоса на фортепиано.
Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.
4.2 воспитание чувства метро-ритма:
Проработка размеров 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, изучение размера 6/8.
Ритмические группы в размерах 3/4, 4/4: ., ♩.♬, , в размерах 3/8, 6/8: ♩♬, . и т.п.
Продолжение работы над ритмическими канонами и ритмическим аккомпанементом.
2-голосные ритмические упражнения.
Ритмические диктанты.
Дирижирование в пройденных размерах.
4.3 воспитание музыкального восприятия (анализ на слух):
Определение на слух:
- жанровых особенностей мелодии и ее структуры.
- размера, лада, ритмических особенностей мелодии.
- формы, динамических оттенков.
- мелодических оборотов по звукам МБ7 с обращениями, Ум7, других пройденных интервалов и аккордов.
4.4 музыкальный диктант:
Различные формы устного диктанта.
Запись знакомых мелодий по памяти.
Письменный диктант в изученных тональностях в объеме 8 тактов с использованием изученных мелодических оборотов.
4.5 воспитание творческих навыков:
Импровизация и сочинение:
- мелодий на заданный ритм и текст.
- мелодических и ритмических вариантов фразы и предложения.
- досочинение второго предложения периода с модуляцией в параллельную тональность.
- запись сочиненных мелодий.
- подбор аккомпанемента к знакомым мелодиям.
Подбор:
- второго голоса к мелодии.
- басового голоса к данной мелодии.
Запоминание и запись сочиненных мелодий.
Пение мелодий с собственным аккомпанементом, использование в аккомпанементе изученных аккордов.
Пение выученных мелодий с аккомпанементом (учащегося или педагога).
4.6 теоретические сведения:
Понятия:
- Ум7, ММ7.
- отклонение, модуляция, хроматизм.
- каденция.
- триоль.
- пунктирный ритм.
- буквенная система обозначения звуков и тональностей.
Интервалы: ув4 (IV), ум5 (VII) в мажоре и гармоническом миноре.
Ум53 (VII) в мажоре и гармоническом миноре.
Построение Ум7, ММ7 от звука вверх и вниз.
Мажорные и минорные тональности до 4 знаков при ключе.
Проигрывание на фортепиано:
- выученных мелодий в пройденных тональностях.
- интервалов и аккордов в тональности и от звука.
Пятый класс.
5.1 вокально-интонационные навыки:
Пение:
- гамм до 5-ти знаков ( в т.ч. гармонический и мелодический виды).
- отдельных ступеней, мелодических оборотов, с использованием альтерированных ступеней.
- трезвучий главных ступеней с обращениями и разрешениями.
- Ум53 (VII) в изученных тональностях с разрешением в мажоре и гармоническом миноре.
- обращений D7 с разрешениями.
- ранее изученных интервалов в тональностях и от звука вверх и вниз.
- ув2, ум7 с разрешением в гармоническом миноре.
- ув4 (IV), ум5 (VII) с разрешением в мажоре и гармоническом миноре.
- обращений Б53 и М53 от звука.
- Ув53, Ум53, Ум7, ММ7, МБ7, МБ65, МБ43. МБ2 от звука с разрешением в одноименнные тональности.
- одного из голосов в 2-голосных упражнениях с проигрыванием другого голоса на фортепиано.
- аккордов трехголосно, а также последовательностей из нескольких аккордов.
- одного из голосов аккордовой последовательности с проигрыванием двух других голосов на фортепиано.
- четырехголосное пение D7 с разрешением.
- одноголосных секвенций.
Разучивание и пение с листа:
- мелодий в изученных тональностях, с движением по звукам изученных аккордов и интервалов.
- двухголосных примеров с элементами альтерации и большей самостоятельностью голосов (дуэтом и с проигрыванием одного из голосов).
- выученных мелодий (песен) с собственным аккомпанементом по нотам.
- Пение с листа канонов и других двухголосных примеров.
Транспонирование выученных мелодий в изученные тональности, а также мелодий с листа на секунду вверх и вниз.
5.2 воспитание чувства метро-ритма:
Ритмические упражнения с использованием изученных длительностей.
Синкопы (внутритактовые).
Ритмический аккомпанемент.
Двухголосные ритмические упражнения.
Ритмические каноны.
Ритмические диктанты.
Сольмизация выученных примеров и с листа.
5.3 воспитание музыкального восприятия (анализ на слух):
Определение на слух:
- в прослушанном произведении его характера, лада, формы (период, предложение, полная и неполная каденции), а также ритмических особенностей.
- функций аккордов, отдельных гармонических оборотов.
- мелодических оборотов, включающих движение по звукам обращений трезвучий главных ступеней, Ум53, D7 и его обращений с разрешениями, Ум7, МУм7 и всех изученных интервалов.
- наличия простейшей альтерации в мелодии (IV#, VI♭ в мажоре, II♭, VI# в миноре).
- интервалов в тональности: ув4 (IV), ум5 (VII) в мажоре и гармоническом миноре; ув2 и ум7 в гармоническом миноре.
- всех изученных интервалов и аккордов от звука.
Анализ каденций в периоде (полная, неполная).
5.4 музыкальный диктант:
Различные формы устных диктантов.
Запись знакомых мелодий по памяти.
Письменный диктант в изученных тональностях, в объеме 8 тактов, включающий изученные мелодические и ритмические обороты.
Тембровые диктанты.
Двухголосные диктанты.
5.5 воспитание творческих навыков:
Импровизация и сочинение:
- ответной фразы с модуляцией в тональность D.
- мелодий различного характера, жанра.
- мелодий с использованием интонаций изученных интервалов и аккордов.
- второго голоса к данной или сочиненной мелодии.
- мелодий в тональностях до 5 знаков при ключе с использованием изученных ритмических и мелодических оборотов.
Сочинение и запись мелодий без предварительного воспроизведения.
Подбор аккомпанемента к выученным мелодиям с использованием изученных аккордов и их обращений.
Знакомство с фигурациями.
5.6 теоретические сведения:
Понятия:
- квинтовый круг тональностей.
- органный пункт.
- фигурация.
- альтерация.
- характерные интервалы.
- гармонический и мелодический мажор.
Мажорные и минорные тональности до 5 знаков при ключе.
Интервалы: ув2 и ум7 в гармоническом миноре.
Аккорды: - D7 с обращением и разрешением в одноименные тональности, VII7, II7.
- МБ7 с обращениями, Ум7, МУм7 от звука, их построение.
Проигрывание на фортепиано:
- выученных мелодий в пройденных тональностях.
- интервалов, аккордов и их последовательности в тональности и от звука.
Шестой класс.
6.1 вокально-интонационные навыки:
Пение:
- гамм, отдельных ступеней, мелодических оборотов с использованием альтерированных ступеней.
- звукорядов мажорной и минорной пентатоники.
- в изученных тональностях D7 с разрешением в VI53 (прерванного оборота); Ум53 (II), Ум7 (VII) с разрешением в миноре и гармоническом мажоре, а также ранее изученных аккордов.
- в тональности изученных диатонических интервалов, а также ув2, ум7, тритонов (II, IV, VI, VII) в гармоническом мажоре и миноре.
- всех изученных интервалов от звука вверх и вниз.
- всех изученных аккордов от звука вверх и вниз.
- изученных интервалов в тональности и от звука двухголосно.
- изученных аккордов от звука с разрешением трех и четырехголосно.
- одного из голосов двух или трехголосной последовательности с одновременным проигрыванием остальных голосов на фортепиано.
Разучивание и пение с листа:
- мелодий с хроматизмами, модуляциями и использованием интонаций изученных интервалов и аккордов.
- мелодий в пятиступенных ладах (мажорная и минорная пентатоника).
- различных двухголосных примеров (группами, дуэтами, с проигрыванием одного из голосов на фортепиано).
Пение выученных мелодий, песен, романсов с собственным аккомпанементом по нотам.
Транспонирование выученных мелодий в изученные тональности.
Транспонирование с листа.
6.2 воспитание чувства метро-ритма:
Ритмические упражнения с использованием изученных длительностей, а также ритмические группы в размерах 2/4, 3/4, 4/4: , ♬♩, .♬ и т.п.
Ритмические упражнения в переменном размере и в размере 3/2.
Ритмический аккомпанемент к мелодиям с использованием изученных ритмов.
Двухголосные ритмические упражнения группами и индивидуально.
Ритмические одноголосные диктанты.
Сольмизация выученных примеров и с листа.
6.3 воспитание музыкального восприятия (анализ на слух):
Определение на слух:
- в прослушанном произведении его характера, лада (включая пентатонику), формы, ритмических особенностей.
- функций изученных аккордов, гармонических оборотов.
- мелодических оборотов, включающих движение по звукам изученных интервалов и аккордов.
- интервалов в ладу (ув4 (IV, VI), ум5 (VII, II), ув2, ум7 в гармоническом мажоре и миноре) и от звука.
- аккордов в ладу (включая D7 с разрешением в VI53, Ум7 (VII), Ум53 (II)) и от звука.
6.4 музыкальный диктант:
Различные формы устного диктанта.
Запись знакомых мелодий по памяти.
Письменный диктант в изученных тональностях, в гармоническом мажоре, включающий изученные мелодические и ритмические обороты, элементы хроматизма, ритмические группы во всех изученных размерах и тональностях.
Тембровые диктанты.
Двухголосные диктанты с развитыми голосами.
6.5 воспитание творческих навыков:
Импровизация и сочинение:
- мелодий в 5-ступенных ладах.
- мелодий различного характера, различной формы (на усмотрение педагога).
- мелодий с альтерацией.
- мелодий с использованием интонаций изученных интервалов и аккордов.
Запоминание и запись сочиненных мелодий.
Сочинение и запись мелодий без предварительного воспроизведения.
Подбор аккомпанемента к выученным или сочиненным мелодиям.
6.6 теоретические сведения:
Понятия:
- междутактовая синкопа.
- пентатоника.
- переменный размер.
- кадансовый квартсекстаккорд.
- прерванный оборот.
Тональности мажорные и минорные до 6 знаков при ключе.
Ритмические группы: , , и т.п.
Переменный размер.
Размер 3/2.
Интервалы:
- все диатонические интервалы в изученных тональностях и от звука вверх и вниз.
- ув4 (VI), ум5 (II), ув2, ум7 в гармоническом мажоре.
Все ранее изученные аккорды от звука вверх и вниз.
Все ранее изученные аккорды в ладу (D7 – VI53, Ум53(II), К64). VII7, II7 с обращениями и разрешением. Обороты с изученными аккордами.
Проигрывание на фортепиано:
- выученных мелодий в изученных тональностях.
- интервалов, аккордов и их последовательностей в тональности и от звука.
Седьмой класс.
7.1 вокально-интонационные навыки:
Пение:
- гамм, отдельных ступеней, мелодических оборотов с использованием альтерированных ступеней.
- семиступенных ладов народной музыки.
- хроматической гаммы.
- в тональности всех ранее изученных аккордов, Ув53 в гармоническом мажоре и миноре.
- в тональности изученных диатонических интервалов, характерных интервалов, тритонов.
- всех изученных интервалов от звука вверх и вниз.
- всех изученных аккордов от звука вверх и вниз.
- интервалов и аккордов в тональности и от звука на два и на три голоса.
- одного из голосов двух или трехголосной последовательности с одновременным проигрыванием другого голоса на фортепиано.
- секвенций.
Разучивание и пение с листа:
- в изученных тональностях одноголосных мелодий с хроматизмами, модуляциями, отклонениями.
- мелодий в семиступенных диатонических ладах народной музыки.
- различных двухголосных примеров.
- песен и романсов с собственным аккомпанементом.
Транспонирование выученных мелодий и двухголосных примеров.
Транспонирование с листа.
7.2 воспитание чувства метро-ритма:
Ритмические упражнения с использованием всех изученных длительностей и размеров.
Размеры 9/8, 12/8 (в порядке ознакомления).
Ритмические диктанты (одноголосные и двухголосные).
Сольмизация выученных примеров и с листа.
7.3 воспитание музыкального восприятия (анализ на слух):
Определение на слух:
- в прослушанном произведении его характера, лада, формы (период, простая 2- и 3-частная форма), ритмических особенностей.
- функций изученных аккордов, гармонических оборотов.
- мелодических оборотов, включающих движение по звукам изученных интервалов и аккордов (включая Ув53, II7).
- мелодических оборотов с проходящими и вспомогательными хроматическими звуками, отрезков хроматической гаммы.
- интервалов в ладу и от звука, а также последовательностей интервалов.
- аккордов в ладу и от звука, а также последовательностей аккордов.
7.4 музыкальный диктант:
Устные диктанты.
Запись знакомых мелодий по памяти.
Письменный диктант, включающий элементы хроматизма, 8-10 тактов, однотональный или модулирующий.
Тембровые диктанты
Двухголосные диктанты полифонического склада.
7.5 воспитание творческих навыков:
Импровизация и сочинение:
- мелодий в изученных тональностях и размерах (включая смешанные размеры).
- мелодий различного характера, формы.
- мелодий в семиступенных ладах народной музыки.
- мелодий с альтерацией, отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства.
Запоминание и запись сочиненных мелодий.
Работа по подбору аккомпанемента.
7.6 теоретические сведения:
Понятия:
- общие сведения о диатонических семиступенных ладах народной музыки.
- тональности I степени родства.
- параллельные, одноименные, энгармонически равные тональности.
- хроматическая гамма.
- смешанный размер.
- вспомогательные и проходящие хроматические звуки.
Тональности – все употребительные.
Мажор и минор – натуральный, гармонический, мелодический, дваждыгармонический.
Правописание мажорной и минорной хроматической гаммы, вспомогательных и проходящих хроматических звуков.
Ритмические группы и размеры – все изученные.
Группировки в изученных размерах.
Интервалы:
- все изученные диатонические в ладу и от звука вверх и вниз.
- ув2, ум7; ув4 (IV, VI) ум5 (II, VII) в мажоре и миноре, а также с разрешениями от звука (4 разрешения каждого тритона); ув5, ум4 с разрешениями в гармоническом мажоре и миноре.
Аккорды:
- все изученные от звука вверх и вниз. Их построение.
- все изученные в тональности, а также Ув53 в гармоническом мажоре и миноре.
- II7, VII7 с обращениями и разрешением в мажоре и миноре.
Проигрывание на фортепиано:
- выученных мелодий в изученных тональностях.
- изученных интервалов, аккордов и их последовательностей в тональностях и от звука.
Знание основных музыкальных терминов.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар "Особенности изучения правил дорожного движения старшими дошкольниками (ФГОС ДО)"
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС