"Когда придет суббота" урок окружающего мира в 1 классе (сингапурская методика)
Упражнять детей в определении последовательности дней недели.
Развивать способность ориентироваться во времени.
Показать неповторимость времени, воспитывать бережное отношение ко времени.
Урок ознакомления с окружающим миром в 1 классе УМК «Школа Росси» (А. Плешаков «Мир вокруг нас») Автор: Таиркина Галина Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ «Аксубаевская СОШ №3» пгт. Аксубаево Республики Татарстан первая квалификационная категория пгтАксубаево 2014 год
Класс: 1 (+сингапурская методика)
Тема: Когда придет суббота?
Задачи: Формировать представление детей о времени (что такое прошлое, настоящее, будущее).
Упражнять детей в определении последовательности дней недели.
Развивать способность ориентироваться во времени.
Показать неповторимость времени, воспитывать бережное отношение ко времени.
Оборудование:названия дней недели, карточки со словами прошлое, настоящее, будущее, позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра, картинки с изображением настоящего, прошлого и будущего детей, Снежинка, учебники, тетради.
Ход урока 1. Орг. момент
Белая звездочка с неба слетела,
Но до земли долететь не успела.
Ветер понес ее, словно пушинку,
В класс к нам отправив малютку-….
— Нужно сесть так же бесшумно, как Снежинка опускается на землю.
2. Сообщение темы, цели
- Откройте учебники на стр.8. Наша Снежинка очень любознательная, она любит задавать разные вопросы. Сегодня она ищет ответ на этот вопрос. ( ученик читает тему урока)
— На уроке мы научимся различать прошлое, настоящее, будущее. Узнаем, из каких дней состоит неделя.
— Хором прочтем загадку. О чем она? Молодцы, это – время.
3. Работа над новым материалом
1) Ознакомление с понятием «время»
- Как вы думаете, можно ли время увидеть? Потрогать? Какое оно?
— Зато время можно почувствовать. Оно идет.
- Время нельзя остановить, нельзя замедлить или ускорить его движение. Но порой нам кажется, что время идет быстро, а порой - что медленно тянется. Когда это бывает? - Когда мы чего-то ждем, то, кажется, что время еле-еле проходит.
Рисунок 1
— Что изображено на рисунках? Почему мальчик стоит в углу? — Какой мальчик скажет, что время летит? А кому покажется, что оно идет медленно – медленно? (Если человек занят интересным делом, время летит быстро, а если выполняет неинтересную, скучную работу или бездельничает, то время тянется медленно)
— А бежит время из прошлого в будущее, через настоящее.
На доске прикрепить: прошлое настоящее будущее — Как разобраться со смыслом этих слов? Рисунок 2
Настоящее – это то, что сейчас. Прошлое – это то, что было. Будущее – это то, что будет. На доске прикрепить: было сейчас будет 4. Первичное закрепление новых знаний. 1) Работа с иллюстративным материалом — Рассмотрите иллюстрации на стр. 8. — Как вы думаете: где художник изобразил настоящее, где – прошлое и будущее? Подумайте. Обсудите это с партнером по плечу. — Почему вы так решили? 2) Формирование понятий «прошлое», «настоящее», «будущее»
— Все события происходят во времени. Сейчас за окном идет снег. Вон летит синичка. Мы сейчас находимся в классе. У нас идет урок ознакомления с окружающим миром. Это все происходит в настоящее время.
- Что еще происходит в настоящее время? (Учитель объясняет, ученики слушают,
родители работают, младшие братья и сестры играют …)
— Совсем недавно вы встречали Новый год. В сентябре вы в первый раз пришли в школу. До этого вы ходили в детский сад. Но это все уже прошло и стало вашим прошлым.
— Что еще было у вас в прошлом? (ходили в детский сад, летом купались, загорали, утром делали зарядку, умывались, завтракали…)
— А что будет после того, как закончится урок? (переменка) А потом? (Будет урок физкультуры, пойдем домой, начнутся каникулы, закончим первый класс, закончим школу, выберем профессию…)
— Все, что еще будет с нами, — это наше будущее.
Настоящеебыстро превращается в прошлое. Несколько минут назад вы смотрели в окно. За окном пролетала синичка. В тот момент это было настоящим. А сейчас чем стало то, что происходило даже минуту назад?
Работа с иллюстрацией.
-На стр.9 изображены муравьишки, которые заняты делом. Что делает муравьишка Вопросик? Мудрая Черепаха сказала, что он потерял время. Подумаем над этими словами.
Учитель включает музыку.
Выполняется структура MixPairSharе
Дети встают из-за парт, задвигают стулья и двигаются по классу под музыку. После завершения движения образуют пару.
Вопрос для обсуждения: что значит «потерял время»?, дети обдумывают ответ в течении 15 сек.
Выполняется структура TimedPairShare.
— У вас 30 секунд. Начинает тот, у кого волосы длиннее.
— Теперь говорит тот, кто молчал. Расскажите, что сказал ваш партнер.
— Возвращаемся за свои столы.
— Так как время нельзя вернуть или остановить, то нужно разумно использовать каждую минуту нашей жизни.
3) Упражнения в определении порядка событий.
— А сейчас попробуем вашу жизнь разделить на прошлое, настоящее, будущее. Нужно расположить картинки в нужном порядке.
— Что было раньше? Что позднее?
Рисунки 3,4,5
— Что же мы называем настоящим? (события, происходящие сейчас)
— Прошлым?(события, происходившие до настоящего времени)
— Будущим? (события, которые когда-нибудь произойдут)
4) Упражнения в определении названия и последовательности дней недели.
— Как мы называем день в настоящее время? (сегодня)
— Как называем дни, которые ушли в прошлое? (вчера, позавчера)
— Как называются дни, которые ждут нас в будущем? (завтра, послезавтра)
— Называть дни словами позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра не всегда удобно. Еще древние люди придумали дням названия. Но названия они дали только семи дням. И сейчас вы узнаете, почему так случилось.
— Какие дни недели вы знаете? (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница,
суббота, воскресенье.)
Рисунок 6
-Следующие друг за другом по порядку 7 дней называются неделя
Работа с «колесом недели»
— Давайте попробуем расположить по порядку дни недели. Начнем с сегодняшнего дня.
— Какой день сегодня? Среда. Закрасьте его красным цветом.
— Какой день был вчера? Вторник – синий.
— Какой день был до вторника? Понедельник – зеленый.
— Какой день недели идет после среды? Четверг – желтый.
— А был ли какой-то день до понедельника? Воскресенье – коричневый.
— До воскресенья? Суббота – голубой.
— Какой день мы не закрасили? Пятница – розовый.
— Кто попробует назвать по порядку дни недели? Обсудите с партнером по плечу.
— А давайте попробуем объяснить их названия.
— Само название неделя появилось не случайно. Седьмой день считался днем отдыха, в этот день не работали, т. е. ничего не делали. Отсюда и название этого дня. Как сейчас называется этот день? (воскресенье)
— Словом неделя стали называть все семь дней.
(Понедельник – первый день, следовал после дня отдыха, после недели,
вторник– второй день недели,
среда– средний день,
четверг– четвертый день,
пятница– пятый день,
субботаи воскресенье имеют религиозное происхождение.)
- Как вы думаете, зачем люди придумали названия дням недели?
(Чтобы ориентироваться во времени)
5. Домашнее задание
— Дома нужно будет запомнить дни недели, расположить их по порядку и наклеить на отведенное в тетради место. (Карточки с названиями дней недели в рабочей тетради)
— На с. 29 рабочей тетради нарисовать город будущего.
6. Рефлексия
Выполняется структура TakeOff- TouchDown
-Кто узнал сегодня новое про дни недели? Встали.
— Кто научился различать наст., буд. и прошлое время?
— Кому урок понравился?
Источники:
1. Плешаков, А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. В 2 частях. Часть 1 - М.: Просвещение, 2006.
2. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас: Рабочая тетрадь к учебнику 1 класса для четырехлетней начальной школы. (Изд. 9-е) – М.: Просвещение, 2007.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Аксубаевская средняя школа №3»
Урок
ознакомления с окружающим миром
в 1 классе
УМК «Школа Росси»
(А. Плешаков «Мир вокруг нас»)
Автор: Таиркина Галина Николаевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Аксубаевская СОШ №3»
пгт. Аксубаево Республики Татарстан
первая квалификационная категория
пгтАксубаево
2014 год
Класс: 1 (+сингапурская методика)
Тема: Когда придет суббота?
Задачи: Формировать представление детей о времени (что такое прошлое, настоящее, будущее).
Упражнять детей в определении последовательности дней недели.
Развивать способность ориентироваться во времени.
Показать неповторимость времени, воспитывать бережное отношение ко времени.
Оборудование: названия дней недели, карточки со словами прошлое, настоящее, будущее, позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра, картинки с изображением настоящего, прошлого и будущего детей, Снежинка, учебники, тетради.
Ход урока
-
Орг. момент
Белая звездочка с неба слетела,
Но до земли долететь не успела.
Ветер понес ее, словно пушинку,
В класс к нам отправив малютку-… .
- Нужно сесть так же бесшумно, как Снежинка опускается на землю.
2. Сообщение темы, цели
- Откройте учебники на стр.8. Наша Снежинка очень любознательная, она любит задавать разные вопросы. Сегодня она ищет ответ на этот вопрос. ( ученик читает тему урока)
- На уроке мы научимся различать прошлое, настоящее, будущее. Узнаем, из каких дней состоит неделя.
- Хором прочтем загадку. О чем она? Молодцы, это – время.
3. Работа над новым материалом
1) Ознакомление с понятием «время»
- Как вы думаете, можно ли время увидеть? Потрогать? Какое оно?
-
Зато время можно почувствовать. Оно идет.
- Время нельзя остановить, нельзя замедлить или ускорить его движение. Но порой нам кажется, что время идет быстро, а порой - что медленно тянется. Когда это бывает?
- Когда мы чего-то ждем, то, кажется, что время еле-еле проходит.
Рисунок 1
- Что изображено на рисунках? Почему мальчик стоит в углу?
- Какой мальчик скажет, что время летит? А кому покажется, что оно идет медленно – медленно?
(Если человек занят интересным делом, время летит быстро, а если выполняет неинтересную, скучную работу или бездельничает, то время тянется медленно)
- А бежит время из прошлого в будущее, через настоящее.
На доске прикрепить: прошлое настоящее будущее
- Как разобраться со смыслом этих слов?
Рисунок 2
Настоящее – это то, что сейчас.
Прошлое – это то, что было.
Будущее – это то, что будет.
На доске прикрепить: было сейчас будет
4. Первичное закрепление новых знаний.
1) Работа с иллюстративным материалом
- Рассмотрите иллюстрации на стр. 8.
- Как вы думаете: где художник изобразил настоящее, где – прошлое и будущее? Подумайте. Обсудите это с партнером по плечу.
- Почему вы так решили?
2) Формирование понятий «прошлое», «настоящее», «будущее»
-
Все события происходят во времени. Сейчас за окном идет снег. Вон летит синичка. Мы сейчас находимся в классе. У нас идет урок ознакомления с окружающим миром. Это все происходит в настоящее время.
- Что еще происходит в настоящее время? (Учитель объясняет, ученики слушают,
родители работают, младшие братья и сестры играют …)
-
Совсем недавно вы встречали Новый год. В сентябре вы в первый раз пришли в школу. До этого вы ходили в детский сад. Но это все уже прошло и стало вашим прошлым.
-
Что еще было у вас в прошлом? (ходили в детский сад, летом купались, загорали, утром делали зарядку, умывались, завтракали…)
-
А что будет после того, как закончится урок? (переменка) А потом? (Будет урок физкультуры, пойдем домой, начнутся каникулы, закончим первый класс, закончим школу, выберем профессию…)
- Все, что еще будет с нами, - это наше будущее.
Настоящее быстро превращается в прошлое. Несколько минут назад вы смотрели в окно. За окном пролетала синичка. В тот момент это было настоящим. А сейчас чем стало то, что происходило даже минуту назад?
Работа с иллюстрацией.
-На стр.9 изображены муравьишки, которые заняты делом. Что делает муравьишка Вопросик? Мудрая Черепаха сказала, что он потерял время. Подумаем над этими словами.
Учитель включает музыку.
Выполняется структура Mix Pair Sharе
Дети встают из-за парт , задвигают стулья и двигаются по классу под музыку. После завершения движения образуют пару.
Вопрос для обсуждения: что значит «потерял время»? , дети обдумывают ответ в течении 15 сек.
Выполняется структура Timed Pair Share.
-
У вас 30 секунд. Начинает тот, у кого волосы длиннее.
- Теперь говорит тот, кто молчал. Расскажите, что сказал ваш партнер.
-
Возвращаемся за свои столы.
-
Так как время нельзя вернуть или остановить, то нужно разумно использовать каждую минуту нашей жизни.
3) Упражнения в определении порядка событий.
-
А сейчас попробуем вашу жизнь разделить на прошлое, настоящее, будущее. Нужно расположить картинки в нужном порядке.
-
Что было раньше? Что позднее?
Рисунки 3,4,5
-
Что же мы называем настоящим? (события, происходящие сейчас)
-
Прошлым? (события, происходившие до настоящего времени)
-
Будущим? (события, которые когда-нибудь произойдут)
4) Упражнения в определении названия и последовательности дней недели.
-
Как мы называем день в настоящее время? (сегодня)
-
Как называем дни, которые ушли в прошлое? (вчера, позавчера)
-
Как называются дни, которые ждут нас в будущем? (завтра, послезавтра)
-
Называть дни словами позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра не всегда удобно. Еще древние люди придумали дням названия. Но названия они дали только семи дням. И сейчас вы узнаете, почему так случилось.
- Какие дни недели вы знаете? (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница,
суббота, воскресенье.)
Рисунок 6
-Следующие друг за другом по порядку 7 дней называются неделя
Работа с «колесом недели»
-
Давайте попробуем расположить по порядку дни недели. Начнем с сегодняшнего дня.
-
Какой день сегодня? Среда. Закрасьте его красным цветом.
-
Какой день был вчера? Вторник – синий.
-
Какой день был до вторника? Понедельник – зеленый.
-
Какой день недели идет после среды? Четверг – желтый.
-
А был ли какой-то день до понедельника? Воскресенье – коричневый.
-
До воскресенья? Суббота – голубой.
-
Какой день мы не закрасили? Пятница – розовый.
-
Кто попробует назвать по порядку дни недели? Обсудите с партнером по плечу.
-
А давайте попробуем объяснить их названия.
-
Само название неделя появилось не случайно. Седьмой день считался днем отдыха, в этот день не работали, т. е. ничего не делали. Отсюда и название этого дня. Как сейчас называется этот день? (воскресенье)
-
Словом неделя стали называть все семь дней.
(Понедельник – первый день, следовал после дня отдыха, после недели,
вторник – второй день недели,
среда – средний день,
четверг – четвертый день,
пятница – пятый день,
суббота и воскресенье имеют религиозное происхождение.)
- Как вы думаете, зачем люди придумали названия дням недели?
(Чтобы ориентироваться во времени)
-
Домашнее задание
-
Дома нужно будет запомнить дни недели, расположить их по порядку и наклеить на отведенное в тетради место. (Карточки с названиями дней недели в рабочей тетради)
-
На с. 29 рабочей тетради нарисовать город будущего.
-
Рефлексия
Выполняется структура Take Off - Touch Down
-Кто узнал сегодня новое про дни недели? Встали.
- Кто научился различать наст., буд. и прошлое время?
- Кому урок понравился?
Источники:
1. Плешаков, А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. В 2 частях. Часть 1 - М.: Просвещение, 2006.
2. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас: Рабочая тетрадь к учебнику 1 класса для четырехлетней начальной школы. (Изд. 9-е) – М.: Просвещение, 2007.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»