Урок русского языка 10 классе. Тема «Типы речи. Функциональные стили речи» Обучение сочинению по данному тексту
-повторить А28,29,30; часть В
-развивать коммуникативную компетенцию
- воспитывать нравственные качества учеников
квалификационная категория высшая;
место проживания (город, поселок), область, край, регион
356413 с. Каменная Балка, ул. Школьная, д.10, кв. 2, Благодарненский район, Ставропольский край;
название учебного заведения
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»;
Дисциплина
Русский язык;
учебник, по которому ведется обучение
Русский язык 10 класс под редакцией Власенкова, Рыбченковой;
Урок русского языка 10 классе. Тема «Типы речи. Функциональные стили речи» Обучение сочинению по данному тексту (занятие с презентацией см. презентацию «Обучение сочинению») Цель: -готовить учеников к выполнению задания части С; -повторить А28,29,30; часть В -развивать коммуникативную компетенцию — воспитывать нравственные качества учеников 1. Знакомство с текстом. (1) Пушкин погиб на дуэли, защищая честь. (2) Какая непоправимая и бессмысленная гибель… (3) Да, непоправимая, но не бессмысленная. (4) Да, «невольник чести», но ведь чести! (5) За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (6) Вот и всё, что останется детям: честь и имя. (7) Всё остальное им не нужно, всё остальное – неважно. (8) Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины. (По Д. Шеварову) 2. Работа с текстом (по типу заданий ЕГЭ): А28. Какое утверждение не совпадает с точкой зрения автора? 1) Человек должен уметь свою честь. 2)Гибель Пушкина на дуэли бессмысленна. 3) Потомкам достаётся честь и имя отцов. А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в тексте? 1) описание и повествование 2) рассуждение и повествование 3)рассуждение В1. Из предложений 1 -2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. В4. Укажите номер сложноподчинённого предложения, части которого односоставные безличные. В5. Укажите номер предложения, в котором есть обособленное обстоятельство. В6. Укажите номер сложноподчинённого предложения с обстоятельственным придаточным цели. В7. Среди предложений 1 -5 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора. В8. Эмоциональное отношение автора выражено с помощью такого синтаксического средства, как_____(предложения 3,4). 1) гипербола 2) метафора 3) риторическое восклицание 4) эмоционально-оценочные слова 3. Подготовка к сочинению Слово учителя: «Ключевые слова, словосочетания могут помочь определить проблему текста. Какие слова являются ключевыми в данном тексте? Выпишите их». Ключевые слова: честь, имя, блюсти честь Учитель: «Откроем словарь Даля и прочитаем толкование слова честь». «Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести… Уверяю вас честью». — Сформулируйте проблему данного текста. (Автор текста Д. Шеваров поднимает проблему… или размышляет над проблемой…) — В каком предложении выражено авторское отношение к проблеме чести? (8пр.) — Сформулируйте позицию автора. (Д. Шеваров считает, что в наше время понятие чести утрачено.) — Вы согласны с авторской позицией? Дайте развёрнутый ответ, используйте средства выразительности, старайтесь, чтобы ваша речь была эмоциональной. И здесь же используйте логический переход к последующей части сочинения — аргументированному рассуждению. ( Я полностью разделяю позицию автора. Да, сегодня многие считают понятие чести устарелым, несовременным. Но как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства? — В каких произведениях художественной литературы поднимается проблема чести? (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» (Татьяна Ларина), А. Грибоедов «Горе от ума», М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова …», В. Быков «Сотников», К. Воробьёв «Это мы, господи!» и др. ). 4.Напишите сочинение-рассуждение на основе данного текста. 5. На следующем занятии выполняем работу над ошибками, которые были допущены в сочинении.
автор Рахманова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы;
квалификационная категория высшая;
место проживания (город, поселок), область, край, регион
356413 с. Каменная Балка, ул. Школьная, д.10, кв. 2, Благодарненский район, Ставропольский край;
название учебного заведения
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»;
Дисциплина
Русский язык;
учебник, по которому ведется обучение
Русский язык 10 класс под редакцией Власенкова, Рыбченковой;
Урок русского языка 10 классе. Тема «Типы речи. Функциональные стили речи»
Обучение сочинению по данному тексту (занятие с презентацией см. презентацию «Обучение сочинению»)
Цель: -готовить учеников к выполнению задания части С;
-повторить А28,29,30; часть В
-развивать коммуникативную компетенцию
- воспитывать нравственные качества учеников
1. Знакомство с текстом.
(1) Пушкин погиб на дуэли, защищая честь. (2) Какая непоправимая и бессмысленная гибель…
(3) Да, непоправимая, но не бессмысленная. (4) Да, «невольник чести», но ведь чести!
(5) За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (6) Вот и всё, что останется детям: честь и имя. (7) Всё остальное им не нужно, всё остальное – неважно. (8) Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины.
(По Д. Шеварову)
2. Работа с текстом (по типу заданий ЕГЭ):
А28. Какое утверждение не совпадает с точкой зрения автора?
1) Человек должен уметь свою честь. 2)Гибель Пушкина на дуэли бессмысленна. 3) Потомкам достаётся честь и имя отцов.
А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в тексте?
1) описание и повествование 2) рассуждение и повествование 3)рассуждение
В1. Из предложений 1 -2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
В4. Укажите номер сложноподчинённого предложения, части которого односоставные безличные.
В5. Укажите номер предложения, в котором есть обособленное обстоятельство.
В6. Укажите номер сложноподчинённого предложения с обстоятельственным придаточным цели.
В7. Среди предложений 1 -5 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора.
В8. Эмоциональное отношение автора выражено с помощью такого синтаксического средства, как_____(предложения 3,4).
1) гипербола
2) метафора
3) риторическое восклицание
4) эмоционально-оценочные слова
3. Подготовка к сочинению
Слово учителя: «Ключевые слова, словосочетания могут помочь определить проблему текста. Какие слова являются ключевыми в данном тексте? Выпишите их».
Ключевые слова: честь, имя, блюсти честь
Учитель: «Откроем словарь Даля и прочитаем толкование слова честь».
«Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести… Уверяю вас честью».
- Сформулируйте проблему данного текста. (Автор текста Д. Шеваров поднимает проблему… или размышляет над проблемой…)
- В каком предложении выражено авторское отношение к проблеме чести? (8пр.)
- Сформулируйте позицию автора.
(Д. Шеваров считает, что в наше время понятие чести утрачено.)
- Вы согласны с авторской позицией? Дайте развёрнутый ответ, используйте средства выразительности, старайтесь, чтобы ваша речь была эмоциональной. И здесь же используйте логический переход к последующей части сочинения - аргументированному рассуждению.
( Я полностью разделяю позицию автора. Да, сегодня многие считают понятие чести устарелым, несовременным. Но как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства?
- В каких произведениях художественной литературы поднимается проблема чести? (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» (Татьяна Ларина), А. Грибоедов «Горе от ума», М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова …», В. Быков «Сотников», К. Воробьёв «Это мы, господи!» и др. ).
4. Напишите сочинение-рассуждение на основе данного текста.
5. На следующем занятии выполняем работу над ошибками, которые были допущены в сочинении.
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»