В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Рабочая программа по географии

Рабочая программа по географии

Татьяна Перевалова
Тип материала: Планирование
просмотров: 3672
Краткое описание
Данная рабочая программа разработана на основе программы  по географии под редакцией В.П.Дронова, Л.Е.Савельева: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 7 класс. — М.: Дрофа, 2009.
Описание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Жигайловская средняя общеобразовательная школа» «Рассмотрено»
Руководитель МО естественно-математического цикла ___________ Коломыцев С.И. Протокол № ___ от «__» июня 2013 г. «Согласовано» Заместитель директора _________ Олейник Т.Д. «__» июня 2013 г. «Утверждаю» Директор школы _________ Спивак Л.Н. Приказ № ____ от «___» августа 2013 г.


Рабочая программа по учебному предмету «География» Переваловой Татьяны Петровны 7 класс
2013- 2014 уч.год
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе программы по географии под редакцией В.П.Дронова, Л.Е.Савельева:География. Программы для общеобразовательных учреждений. 7 класс. — М.: Дрофа, 2009., с учетом инструктивно-методического письма «О преподавании географии в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области». Цель курса – создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи Задачипредусматривают формирование знаний: — о сферах Земли, их структуре; географических закономерностях их развития; природных условиях и ресурсах для жизни и деятельности населения Земли — о целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; роли и месте человека в этой системе на разных этапах развития; — о влиянии людей, их зависимости от состояния окружающей среды. Место предмета в базисном учебном плане: Рабочая программа составлена согласно учебному плану и рассчитана на 70 часов, из рассчета 2 часа в неделю.
Изменения, внесенные в рабочую программу. Авторское содержание программы не изменено. Изменилось распределение часов на изучение тем.С учетом сложности изучения тем разделов «Земля – уникальная планета» количество часов увеличилось на 5 часов, в разделе «Материки и океаны» на 1 час. В рабочей программе изменена последовательность в изучении тем «Полярные области Земли» и «Океаны», для того чтобы учащиеся имели возможность познакомиться последовательно со всеми южными материками. Также изучение особенностей Северного Ледовитого океана отнесено к теме «Океаны», а не как было предложено в теме «Полярные области Земли» Учебно-методический комплекс: Учебник:И.В.Душина, В.А.Коринская, В.А.Щенев. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс – М.: Дрофа, 2009. 2. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт «География материков и океанов». 7 класс – М.: Дрофа, 2008. 3. Атлас. География материков и океанов. 7 класс. Основные формы организации учебной деятельности– уроки, экскурсии, система домашних работ, в т.ч. рефераты, творческие работы, проекты. Формы и средства контроля:самопроверка, взаимопроверка, географические диктанты, тесты на уроках 15-20 мин, творческие работы, практические работы. Практических работ — 26, из них итоговых (оценочных) – 10. Экскурсий – 1 Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса по географии В результате изучения курса «География. Материки, океаны, народы и страны» ученик 7 класса должен: 1. Оценивать и прогнозировать: — по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем; — изменение климатов Земли в целом и на отдельных материках; — природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека; — основные взаимосвязи природы и человека. 2. Объяснять: — особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах; — особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов; — особенности расового и этнического состава населения; — различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран; — особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов, в отдельных странах; — основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке; — применять в процессе учебного познания основные географические понятия. 3. Описывать: — основные источники географической информации; — географическое положение объектов (по карте); — по схемам круговороты вещества и энергий; — компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира; — объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ; — особенности материальной и духовной культуры крупных народностей. 4. Определять (измерять): -географическую информацию по картам различного содержания; — вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой информации. 5. Называть и показывать: -важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран; — основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории; — факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере; — крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густозаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира; — страны мира, их столицы, крупные города; — природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: · Свободного чтения карт различного содержания; · Оценивания последствий антропогенных воздействий на природу отдельных территорий материков, океанов, стран; · Проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников.

Календарно-тематическое планирование


Наименование раздела и темы Часы учебного времени Практические работы Сроки прохождения Подготовка к ЕГЭ (ГИА) Примеч

Введение 1 ч План факт
1.
Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. 1 Практическая работа(тренировочная) «Обозначение на к/к мате-риков, океанов, частей света и крупных островов» 4.09 § 1

Раздел I. Как открывали мир 2 ч
2.
«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. 1 5.09 1.1 Составление таблицы «Великие географы и путешест-венники» § 2
3.
Современные географические ис-следования 1 Практическая работа (обучающая) Обучение простейшим приемам работы с источ-никами географической ин-формации (карта­ми, днев-никами путешествий, справочниками, словарями и др.). 11.09 1.1 1.2 § 2

Раздел II.Географическая карта – величайшее творение человечества 1 ч 12.09
4.
Многообразие источников географи-ческой информации. 1 Практическая работа №1 (оценочная) Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах. 18.09 Измерение расстояний и направле-ний на ка-рте, градус-ная сеть, масштабы карт § 3

Раздел III. Земля — уникальная планета
13 ч

Тема 1. ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ 2 19.09
5.
Гипотезы происхождения и теории эволюции ли­тосферы. Сейс-мические пояса Земли. 1 25.09 1.1 § 4
6.
Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. 1 Практическая работа (тренировочная) Определение по карте направле­ний передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит). 26.09 § 5

Тема 2. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ 2
7.
Климатообразующие факторы. 1 2.10 2.4 § 6
8.
Климатические пояса и области. 1 3.10 2.4 § 7

Тема 3. ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН 3
9.
Мировой океан — главная часть гидросферы. 1 9.10 2.3 § 8
10.
Свойства вод Мирового океана. Водные массы 1 10.10 § 9
11.
Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. 1 Практическая работа (тренировочная) «Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов» 16.10 § 10

Тема 4. БИОСФЕРА 1
12.
Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. 1 17.10 § 11

Тема 5. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА 2
13.
Строение и свойства географии-ческой оболочки. Закономерности географической оболочки. 1 Практическая работа (тренировочная) «Анализ схем круговоротов веществ и энергии» 23.10 Природная зональность § 12-13
14.
Природная зона. Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон 1 24.10

Тема 6. ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ 3
15.
Численность населения. Разме-щение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. 1 30.10 3.2 § 14
16.
Страны мира, их группировка по различным признакам. Население Земли (урок-практикум) 1 Практическая работа (обучающая) Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений мигра­ции людей в прошлом и современные перемещения. 31.10 Работа с картой «На-роды и пло-тность на-селения ми-ра» § 15, повторение пройденного
17.
Обобщение по разделу «Земля — уникальная планета» 1 1.11

Раздел IV. Материки и океаны 50 ч

АФРИКА 10
18.
Географическое положение Африки. История исследования материка. 1 Практическая работа № 2 (оценочная) Определение географии-ческих координат крайних точек, протяженности ма-терика с севера на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка 13.11 3.3 3.2 Определе-ние крайних точек мате-рика и ГП материка. § 16
19.
Особенности природы. Преобла-дание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. 1 Практическая работа № 3 (оценочная) Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 14.11 Разбор во-просов А 2 из сборника Типовых тестовых заданий ЕГЭ (на знание сторон горизонта) 2012 г § 17
20.
Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и ти­пичные для них погоды. Внутренние воды, их зави­симость от рельефа и климата, природные зоны. 1 Практическая работа (тренировочная) Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления аре-ала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района, составленным по плану. 20.11 § 18
21.
Внутренние воды, их зави­симость от рельефа и климата, природные зоны. 21.11 § 19
22.
Природные зоны Африки 1 Практическая работа (тренировочная) «Определение причин разнообразия природных зон материка» 27.11 § 20-21
23.
Народы и страны. Совре­менная политическая карта. 1 28.11 3.3 3.2 Работа с полит.картой материка § 22
24.
Деление Африки на крупные регионы. Северная Африка (Египет, Ал­жир) 1 4.12 § 23
25.
Центральная Африка (Нигерия, За-ир), 1 5.12 Определе-ние страны по ее крат-кому описа-нию § 24
26.
Восточ­ная Африка (Эфиопия, Кения) 11.12 § 25
27.
Южная Африка (ЮАР) 1 Практическая работа (обучающая) Описание природных условий, на­селения и хозяйственной жизни одной из африканских стран. 12.12 3.3 3.2 § 26

Тема 2.АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ 4

Австралия 3
28.
Географическое положение Австралии. 1 Практическая работа №4 (оценочная) Сравнение географиче-ского положения Авст-ралии и Африки; опре-деление черт сходства и различия основных ком-понентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных измене­ний ландшафтов каждого из материков. 18.12 3.3 3.2 Определе-ние крайних точек материка и обучение определе-нию ГП материка. § 27
29.
Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внут-ренние воды, растительный и животный мир). 1 19.12 3.3 3.2 § 28
30.
Население Австралии. 1 Практическая работа (обучающая) Обоснование причин совре-менного распространения коренного населе­нии Авс-тралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной Деятельности населения крупных регионов материка. 25.12 Работа с политической картой материка. Определение страны по ее краткому описанию § 29

Океания 1
31.
Географическое положение Океании. Из истории открытия и исследования Океании. 1 26.12 3.3 3.2 § 30

Тема 3. ЮЖНАЯ АМЕРИКА 7
32.
Географическое положение Южной Америки, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. 1 Практическая работа № 5 (оценочная) Определение черт сходства и различий географии-ческого положения Африки и Южной Америки. 15.01 Определе-ние крайних точек материка § 31
33.
Особенности природы: строение поверхности, зако­номерности разме-щения крупных форм рельефа в за­писи мости от строения земной коры. 1 16.01 3.3 3.2 § 32
34.
Климат и факторы его форми-рования. Внутренние воды. 1 Практическая работа № 6 (оценочная) Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору уча-щихся). Оценивание воз­можностей и трудностей хозяйственного освоения бассей­нов этих рек. 22.01 § 33
35.
Своеобразие органического мира континента 1 23.01 § 34
36.
Население и страны. История заселения материка. 1 3.3 3.2 Работа с по-литической картой материка § 35-36
37.
Страны востока (Бразилии, Аргентины) 29.01
38.
Особенности географического положения стран (Перу, Венесуэлы, Ко­лумбии, Чили) 1 Практическая работа (обучающая) Оценивание по картам аре-алов и центров наибо-льшего и наименьшего ант-ропогенного воз­действия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий. 30.01 3.3 3.2 Определе-ние страны по ее крат-кому описа-нию § 37

Тема 4. ПОЛЯРНЫЕ ОБЛАСТИ ЗЕМЛИ 3
39.
Антарктида. Из истории открытия и исследования материка 1 5.02 § 38
40.
Своеобразие природы ледяного континен­та. Современные исследо-вания материка. 1 Практическая работа (тренировочная) Сравнение природы Арк-тики и Антарктики; защита проектов практи-ческого использова­ния Ан-тарктиды или Северного Ледовитого океана в раз­личных областях челове-ческой деятельности. 6.02 3.3 3.2 § 39, 17-38
41.
Урок обобщения по материкам Южная Америка, Австралия, Антарктида и Африка 1 12.02 Тестирова-ние по мате-рикам Юж-ная Аме-рика, Авс-тралия, Антарктида и Африка

Тема 5. ОКЕАНЫ 4
42.
Северный Ледовитый океан. 1 13.02 3.1 § 40
43.
Тихий океан 1 19.02 § 41
44.
Индийский океан.
1 20.02 § 41
45.
Атлантический океан
1 Практическая работа (обучающая) Изображение на конту-рной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйст-венной деятельнос­ти на них, а также маршрутов научных, производствен­ных, рекреационных экспе-диций по акваториям одного из океанов (по выбору). 26.02 Течения океана, обитатели океана § 42

Тема 6.СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА 6
46.
Географическое положение Северной Америки, размеры, очертания и им икающие континент океаны. Открытие и исследование материка. 1 27.02 3.3 3.2 Определе-ние крайних точек материка и обучение определе-нию ГП материка. § 43
47.
Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности разме­щения полезных ископаемых 1 5.03 2.2 § 44
48.
Климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды 1 Практическая работа №7 (оценочная) Сравнение климата отде-льных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оце-нка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения. 6.03 2.4 § 45
49.
Особенности проявлений зона-льности на материке 1 2.5 § 46
50.
Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) 2 12.03 Работа с политической картой материка. Определе-ние страны по ее крат-кому описа-нию § 47
51.
Краткая характеристика стан Латинской Америки (Мексика) Практическая работа № 8 (оценочная) «Составление описания путешествия по одной из стран континента с опре-делением особенностей природы населения, его хозяйственной деятельно-сти» 13.03 § 48

Тема 7. ЕВРАЗИЯ 17
52.
Географическое положение Евразии, его размеры и очертания. 1 19.03 Определение крайних точек материка и обучение определению ГП материка. § 49
53.
Особенности природы: этапы фор-мирования релье­фа; горы, нагорья, равнины, размещение месторожде­ний полезных ископаемых 1 20.03 2.5 § 50
54.
Климатообразующие фак­торы, климатические пояса и области. Внутренние воды 1 Практическая работа №9 (оценочная) Сравнение климата Евра-зии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оцени-вание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятель-нос­ти. 2.04 2.3 § 51 § 52
55.
Проявление на материке широтной и высотной зо­нальности. Особенности природы континента. 1 Практическая работа №10 (оценочная) Сравнение природных зон по 40-й параллели в Ев-разии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения. 3.04 § 53
56.
Народы и страны. Современная политическая карта материка (урок-практикум) 1 Практическая работа (обучающая) Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам. 9.04 Работа с политической картой материка § 54- 55
57.
Зарубежная Европа. Северная Европа. Харак­теристика одной из стран. 1 10.04 3.3 3.2 § 56
58.
Западная Европа. Ве­ликобритания, Франция, Германия. 1 16.04 3.3 3.2 § 57
59.
Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. 1 17.04 3.3 3.2 § 58
60.
Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Бе­лоруссия, Молдавия. 1 23.04 3.3 3.2 § 59
61.
Южная Европа. Италия, Испания, Греция 1 Практическая работа (обучающая) «Составление по картам и другим источникам опи-сания одной из стран Зарубежной Европы 24.04 Определе-ние страны по ее крат-кому описанию § 60
62.
Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны ре­гиона (Саудовская Аравия и др.). 1 27.04 3.3 3.2 § 61
63.
Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны. 1 1.05 Определе-ние страны по ее крат-кому описа-нию § 62
64.
Восточная Азия. Китай, Япония. 1 7.05 3.3 3.2 § 63-64
65.
Южная Азия. Индия. 1 8.05 § 65
66.
Юго-Восточная Азия. Индонезия. 1 Практическая работа (обучающая) Составление по картам и другим источникам описа-ния одной из стран зару-бежной Азии. 14.05 § 66, 43-65
67.
Урок обобщения по материкам Северная Америка и Евразия 15.05

Раздел V. Земля — наш дом 3 ч
68.
Географическая оболочка, ее свойства и строение. Взаимодействие природы и общества. Экскурсия. Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов, обра­зование которых обусловлено различиями в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия 21.05 3.1 § 67
69.
Современная география. Роль географии в рациональном исполь-зовании природы. 22.05 § 68-69
70.
Обобщающий урок по курсу

Содержание программы Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли. Программа содержитновые направления географического образования: -комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов; — изучение материков и океанов как крупных природных комплексов; — изучение население, особенностей культуры и быта народов мира. В курсе «География. Материки, океаны, народы и страны» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуется карта как величайшее творение человека. Земля – уникальная планета – тема третьего раздела, где учащиеся знакомятся с особенностями строения и развития геосфер Земли, а также с причинами процессов и явлений, происходящих в геосферах. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков – тема четвертого раздела. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества. Программа содержит практический компонент около 1/3 содержания. В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации. Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач. Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 7 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы.

Формы и средства контроля

Формы контроля I четверть IIчетверть IIIчетверть IVчетверть
Практические работы 1 3 4 2
Оценочные практические работы: 1. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах, координат различных точек. «Африка» 2. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка. 3. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. «Австралия»
4. Сравнение географического положения Австралии и Африки.
«Южная Америка» 5. Определение черт сходства и различий географии-ческого положения Африки и Южной Америки. 6. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки. «Северная Америка» 7. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения. 8. Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы населения, его хозяйственной деятельности. «Евразия» 9. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей. 10. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения. Перечень учебно-методических средств обучения 7 класс
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое кол-во Примечания
Основная школа Старшая школа
Базовый уровень Профильный уровень
Стандарт общего образования по географии
Д Стандарт по географии и примерные программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета географии
Стандарт полного среднего образования по географии
Д
Авторские учебные программы по курсам географии основной школы
Д
1.
Библиотечный фонд
1.1. Учебники и учебные пособия
Учебники должны быть рекомендованы (допущены) к использованию в учебном процессе. При комплектации учебниками рекомендуется включить в состав книгопечатной продукции и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу географии
1.1.1. И.В.Душина, В.А.Коринская, В.А.Щенев. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс – М.: Дрофа, 2009.

К
1.1.2. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.
1.2. Дидактические материалы
1.2.1. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт «География материков и океанов». 7 класс – М.: Дрофа, 2008.

К
1.2.2. Методические рекомендации по курсу «Материки, океаны, народы, страны»
Д
1.2.3. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы сост.У.В.Овсянникова.- 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2010. – 128 с.,
1.2.4. Евдокимов В.И… География. Полный курс в географических диктантах. – 2-е изд. – М.: «Московский Лицей», — 2004, 312 с.
1.2.5. Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 128 с.
1.2.6. Н.А.Никитина Материки, океаны, народы и страны. Методическое пособие. – М.: «Вако», 2005.
2. Печатные пособия
2.1. Таблицы
2.1.1. Воды суши
2.1.2. Животный мир материков
2.1.3. Основные зональные типы почв земного шара
2.1.4. Полезные ископаемые и их использование
Д
2.1.5. Растительный мир материков
2.1.6. Рельеф и геологическое строение Земли
Д
2.1.7. Таблицы по охране природы
2.1.8. Типы климатов земного шара
2.2. Портреты
2.2.1. Набор «Путешественники»
Д Входят портреты ученых и путешественников, чьи имена упомянуты в стандарте
2.2.2. Набор «Ученые-географы»
2.3. Карты мира
2.3.1. Великие географические открытия

2.3.2. Карта океанов
Д
2.3.3. Климатическая
Д
2.3.4. Климатические пояса и области
Д
2.3.5. Народы

2.3.6. Политическая
Д Д Содержание карты для основной школы отличается более высоким уровнем генерализации
2.3.7. Почвенная
Д
2.3.8. Природные зоны
Д
2.3.9. Природные ресурсы
2.3.10. Растительности
2.3.11. Религии
2.3.12. Сельское хозяйство
2.3.13. Строение земной коры и полезные ископаемые
2.3.14. Уровни социально-экономического развития стран мира
2.3.15. Физическая
Д Д Содержание карты для основной школы отличается более высоким уровнем генерализации
2.3.16. Физическая полушарий
Д
2.3.17. Экологические проблемы
Содержание карты для старшей школы отличается более подробной характеристикой экологических проблем
2.3.18. Экономическая
Д
2.4. Карты материков, их частей и океанов
2.4.1. Австралия и Новая Зеландия (социально-экономическая)
2.4.2. Австралия и Океания (физическая карта)
Д
2.4.3. Австралия и Океания (хозяйственная деятельность населения)
2.4.4. Антарктида (комплексная карта)
Д
2.4.5. Арктика (комплексная карта)
Д
2.4.6. Атлантический океан (комплексная карта)
2.4.7. Африка (политическая карта)
Д
2.4.8. Африка (социально-экономическая)
2.4.9. Африка (физическая карта)
Д
2.4.10. Африка (хозяйственная деятельность населения)
2.4.11. Евразия (политическая карта)
2.4.12. Евразия (физическая карта)
Д
2.4.13. Евразия (хозяйственная деятельность населения)
Д
2.4.14. Европа (политическая карта)
2.4.15. Европа (физическая карта)
2.4.16. Европа (хозяйственная деятельность населения)
2.4.17. Зарубежная Европа (социально-экономическая)
2.4.18. Индийский океан (комплексная карта)
2.4.19. Северная Америка (политическая карта)
Д
2.4.20. Северная Америка (социально-экономическая)
2.4.21. Северная Америка (физическая карта)
Д
2.4.22. Северная Америка (хозяйственная деятельность населения)
2.4.23. Тихий океан (комплексная карта)
2.4.24. Центральная и Восточная Азия (социально-экономическая)
2.4.25. Юго-Восточная Азия (социально-экономическая)
2.4.26. Юго-Западная Азия (социально-экономическая)
2.4.27. Южная Азия (социально-экономическая)
2.4.28. Южная Америка (политическая карта)
2.4.29. Южная Америка (социально-экономическая)
2.4.30. Южная Америка (физическая карта) Д
2.4.31. Южная Америка (хозяйственная деятельность населения)
2.5. Карты России
2.5.1. Физическая
Д
2.5.2. Химическая промышленность
Д
2.6. Рельефные физические карты
2.6.1. Полушария
Д
2.7. Альбомы демонстрационного и раздаточного материала
2.7.1. Набор учебных топографических карт (учебные топокарты масштабов 1:10 000, 1:25 000, 1:50 000, 1:100000)
Ф
3. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
3.1. Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу географии.
Коллекция образовательных ресурсов включает комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы, ссылки на внешние источники. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на CD, или создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).
3.2. Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности
К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе географии, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных.
4. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)
4.1. Мультимедийный компьютер
Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
4.2. Принтер лазерный
4.3. Мультимедиа проектор

4.4. Стол для проектора

4.5. Экран(на штативе или навесной)
Минимальные размеры 1,25 × 1,25 м
5. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
5.1. Видеофильмы и видеофрагменты
5.1.1. Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, высотная поясность
5.1.2. Видеофильм о миграциях древнего человека из Азии в Америку
5.1.3. Памятники природы
Рассказывается об уникальных географических объектах, упомянутых в стандарте
5.1.4. Крупнейшие города мира
Рассказывается о крупнейших городах мира, упомянутых в стандарте
5.1.5. Видеофильм о русских ученых-географах
Рассказывается об ученых-географах, чьи имена упомянуты в стандарте
5.1.6. Видеофильм об известных путешественниках
Рассказывается о путешественниках, чьи имена упомянуты в стандарте
5.1.7. Наша живая планета
5.1.8. Крупнейшие реки мира
Рассказывается о реках мира, упомянутых в стандарте
5.1.9. Восточная и Северо-Восточная Сибирь
5.1.10. Восточно-Европейская равнина
5.1.11. Вулканы и гейзеры
5.1.12. Выветривание
5.1.13. Высотная поясность
5.1.14. Географическая оболочка
5.1.15. Опасные природные явления
5.1.16. Горы и горообразование
5.1.17. Загадки Мирового океана
5.1.18. Корея
5.1.19. Ландшафты Австралии
5.1.20. Ландшафты Азии
5.1.21. Ландшафты Африки
5.1.22. Ландшафты Северной Америки
5.1.23. Ландшафты Южной Америки
5.1.24. Страны и народы Азии
5.1.25. Страны и народы Африки
5.1.26. Страны и народы Северной Америки
5.1.27. Страны и народы Южной Америки
5.1.28. Общие физико-географические закономерности
5.1.29. Современная политическая карта мира
5.1.30. Заповедные территории мира
Рассказывается о биосферных заповедниках мира, упомянутых в стандарте
5.1.31. Ступени в подземное царство
5.1.32. Антарктида
5.1.33. Арктика
5.1.34. Великие Географические открытия
5.1.35. Глобальные проблемы человечества
5.1.36. Современные географические исследования
5.2. Слайды (диапозитивы)
В кабинете географии могут быть и другие наборы слайдов, содержание которых соответствует разделам стандарта
5.2.1. Ландшафты Земли
5.2.2. Природные явления
5.2.3. Население мира
5.3. Транспаранты
5.3.1. Абсолютная и относительная высота
5.3.2. Высотная поясность
5.3.3. Горизонтали
5.3.4. Горы и равнины
5.3.5. Градусная сеть, определение широты и долготы
5.3.6. Национальные парки мира
5.3.7. Пороги и водопады
5.3.8. Пояса освещенности, климатические пояса и воздушные массы
5.3.9. Литосфера
5.3.10. Гидросфера
5.3.11. Атмосфера
5.3.12. Биосфера
5.3.13. Население мира
В кабинете географии могут быть и другие транспаратны, содержание которых соответствует разделам стандарта
6. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
6.1. Модели
6.1.1. Глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000
6.1.2. Глобус Земли политический (масштаб 1:30 000 000)
Д
6.1.3. Глобус Земли физический лабораторный (для раздачи учащимся) (масштаб 1:50 000 000)
Д
6.1.4. Строение складок в земной коре и эволюция рельефа
Моделирует формирование складчатых структур и развитие основных форм рельефа суши
6.1.5. Модель вулкана
Д
7. Натуральные объекты
7.1. Коллекции
7.1.1. Коллекция горных пород и минералов
Д
7.1.2. Коллекция полезных ископаемых различных типов
Д Помимо существующих коллекций целесообразно иметь такие коллекции, как коллекции по производству меди, алюминия
7.1.3. Коллекция производства:
шерстяных тканей
шелковых тканей
льняных тканей
хлопчатобумажных тканей
7.1.4. Коллекция по производству чугуна и стали
7.1.5. Коллекция по нефть и нефтепродуктам
7.1.6. Коллекция по производству меди
7.1.7. Коллекция по производству алюминия
7.1.8. Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов
7.2. Гербарии
7.2.1. Гербарий основных сельскохозяйственных культур мира
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ СОСТАЛЯЕТ ________ % Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения: Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для постоянной экспозиции, К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса), Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся), П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.);

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
рабочая программа 7 класс 2013-2014.doc Скачать


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Жигайловская средняя общеобразовательная школа»


«Рассмотрено»

Руководитель МО естественно-математического цикла

___________ Коломыцев С.И.

Протокол № ___ от

«__» июня 2013 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

_________ Олейник Т.Д.



«__» июня 2013 г.


«Утверждаю»

Директор школы

_________ Спивак Л.Н.


Приказ № ____

от «___» августа 2013 г.










Рабочая программа

по учебному предмету «География»

Переваловой Татьяны Петровны

7 класс








2013- 2014 уч.год


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе программы по географии под редакцией В.П.Дронова, Л.Е.Савельева: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 7 класс. — М.: Дрофа, 2009., с учетом инструктивно-методического письма «О преподавании географии в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».

Цель курса – создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи

Задачи предусматривают формирование знаний:

- о сферах Земли, их структуре; географических закономерностях их развития; природных условиях и ресурсах для жизни и деятельности населения Земли

- о целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; роли и месте человека в этой системе на разных этапах развития;

- о влиянии людей, их зависимости от состояния окружающей среды.

Место предмета в базисном учебном плане: Рабочая программа составлена согласно учебному плану и рассчитана на 70 часов, из рассчета 2 часа в неделю.

Изменения, внесенные в рабочую программу . Авторское содержание программы не изменено. Изменилось распределение часов на изучение тем. С учетом сложности изучения тем разделов «Земля – уникальная планета» количество часов увеличилось на 5 часов, в разделе «Материки и океаны» на 1 час.

В рабочей программе изменена последовательность в изучении тем «Полярные области Земли» и «Океаны», для того чтобы учащиеся имели возможность познакомиться последовательно со всеми южными материками. Также изучение особенностей Северного Ледовитого океана отнесено к теме «Океаны», а не как было предложено в теме «Полярные области Земли»

Учебно-методический комплекс:

Учебник: И.В.Душина, В.А.Коринская, В.А.Щенев. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс – М.: Дрофа, 2009.

2. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт «География материков и океанов». 7 класс – М.: Дрофа, 2008.

3. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.

Основные формы организации учебной деятельности – уроки, экскурсии, система домашних работ, в т.ч. рефераты, творческие работы, проекты.

Формы и средства контроля: самопроверка, взаимопроверка, географические диктанты, тесты на уроках 15-20 мин, творческие работы, практические работы. Практических работ - 26, из них итоговых (оценочных) – 10. Экскурсий – 1


Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса по географии

В результате изучения курса «География. Материки, океаны, народы и страны» ученик 7 класса должен:

  1. Оценивать и прогнозировать:

- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

- изменение климатов Земли в целом и на отдельных материках;

- природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;

- основные взаимосвязи природы и человека.

2. Объяснять:

- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

- особенности расового и этнического состава населения;

- различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран;

- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов, в отдельных странах;

- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

- применять в процессе учебного познания основные географические понятия.

3. Описывать:

- основные источники географической информации;

- географическое положение объектов (по карте);

- по схемам круговороты вещества и энергий;

- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;

- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;

- особенности материальной и духовной культуры крупных народностей.

4. Определять (измерять):

- географическую информацию по картам различного содержания;

- вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой информации.

5. Называть и показывать:

- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;

- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;

- факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;

- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густозаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира;

- страны мира, их столицы, крупные города;

- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Свободного чтения карт различного содержания;

  • Оценивания последствий антропогенных воздействий на природу отдельных территорий материков, океанов, стран;

  • Проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников.




Календарно-тематическое планирование



Наименование

раздела и темы

Часы учебного времени

Практические работы

Сроки прохождения

Подготовка к ЕГЭ (ГИА)

Примеч


Введение

1 ч


План

факт



Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека.

1

Практическая работа (тренировочная)

«Обозначение на к/к мате-риков, океанов, частей света и крупных островов»

4.09



§ 1


Раздел I. Как открывали мир

2 ч






«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.

1


5.09


1.1

Составление таблицы «Великие географы и путешест-венники»

§ 2

Современные географические ис-следования

1

Практическая работа (обучающая)

Обучение простейшим приемам работы с источ-никами географической ин-формации (карта­ми, днев-никами путешествий, справочниками ,словарями и др.).

11.09


1.1

1.2

§ 2


Раздел II. Географическая карта – величайшее творение человечества

1 ч


12.09




Многообразие источников географи-ческой информации.

1

Практическая работа №1 (оценочная)

Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах.

18.09


Измерение расстояний и направле-ний на ка-рте, градус-ная сеть, масштабы карт

§ 3


Раздел III. Земля — уникальная планета

13 ч







Тема 1. ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ

2


19.09




Гипотезы происхождения и теории эволюции ли­тосферы. Сейс-мические пояса Земли.

1


25.09


1.1

§ 4

Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа.

1

Практическая работа (тренировочная)

Определение по карте направле­ний передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).

26.09



§ 5


Тема 2. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ

2






Климатообразующие факторы.

1


2.10


2.4

§ 6

Климатические пояса и области.

1


3.10


2.4


§ 7


Тема 3. ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН

3






Мировой океан — главная часть гидросферы.

1


9.10


2.3

§ 8

Свойства вод Мирового океана. Водные массы

1


10.10



§ 9

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

1

Практическая работа (тренировочная)

«Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов»

16.10



§ 10


Тема 4 . БИОСФЕРА

1






Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных.

1


17.10



§ 11


Тема 5. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

2






Строение и свойства географии-ческой оболочки. Закономерности географической оболочки.

1

Практическая работа (тренировочная)

«Анализ схем круговоротов веществ и энергии»

23.10


Природная зональность

§ 12-13

Природная зона. Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон

1


24.10





Тема 6. ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ

3






Численность населения. Разме-щение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам.

1


30.10


3.2

§ 14

Страны мира, их группировка по различным признакам. Население Земли (урок-практикум)

1

Практическая работа (обучающая)

Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений мигра­ции людей в прошлом и современные перемещения.

31.10


Работа с картой «На-роды и пло-тность на-селения ми-ра»

§ 15, повторение пройденного

Обобщение по разделу «Земля — уникальная планета»

1


1.11





Раздел IV. Материки и океаны

50 ч







АФРИКА

10






Географическое положение Африки. История исследования материка.

1

Практическая работа № 2 (оценочная)

Определение географии-ческих координат крайних точек, протяженности ма-терика с севера на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка

13.11


3.3

3.2

Определе-ние крайних точек мате-рика и ГП материка.

§ 16

Особенности природы. Преобла-дание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов.

1

Практическая работа № 3 (оценочная)

Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

14.11


Разбор во-просов А 2 из сборника Типовых тестовых заданий ЕГЭ (на знание сторон горизонта) 2012 г

§ 17

Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и ти­пичные для них погоды. Внутренние воды, их зави­симость от рельефа и климата, природные зоны.

1

Практическая работа

(тренировочная)

Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления аре-ала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района, составленным по плану.

20.11



§ 18

Внутренние воды, их зави­симость от рельефа и климата, природные зоны.



21.11



§ 19

Природные зоны Африки

1

Практическая работа

(тренировочная)

«Определение причин разнообразия природных зон материка»

27.11



§ 20-21

Народы и страны. Совре­менная политическая карта.

1


28.11


3.3

3.2

Работа с полит.картой материка

§ 22

Деление Африки на крупные регионы. Северная Африка (Египет, Ал­жир)

1


4.12



§ 23

Центральная Африка (Нигерия, За-ир) ,

1


5.12


Определе-ние страны по ее крат-кому описа-нию

§ 24

Восточ­ная Африка (Эфиопия, Кения)



11.12



§ 25

Южная Африка (ЮАР)

1

Практическая работа (обучающая)

Описание природных условий, на­селения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

12.12


3.3

3.2


§ 26


Тема 2. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ


4







Австралия

3






Географическое положение Австралии.


1

Практическая работа №4

(оценочная)

Сравнение географиче-ского положения Авст-ралии и Африки; опре-деление черт сходства и различия основных ком-понентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных измене­ний ландшафтов каждого из материков.

18.12


3.3

3.2

Определе-ние крайних точек материка и обучение определе-нию ГП материка.

§ 27

Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внут-ренние воды, растительный и животный мир).

1


19.12


3.3

3.2


§ 28

Население Австралии.

1

Практическая работа (обучающая)

Обоснование причин совре-менного распространения коренного населе­нии Авс-тралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной Деятельности населения крупных регионов материка.

25.12


Работа с политической картой материка. Определение страны по ее краткому описанию

§ 29


Океания

1






Географическое положение Океании. Из истории открытия и исследования Океании.

1


26.12


3.3

3.2


§ 30


Тема 3. ЮЖНАЯ АМЕРИКА

7






Географическое положение Южной Америки, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны.

1

Практическая работа № 5 (оценочная)

Определение черт сходства и различий географии-ческого положения Африки и Южной Америки.

15.01


Определе-ние крайних точек материка

§ 31

Особенности природы: строение поверхности, зако­номерности разме-щения крупных форм рельефа в за­писи мости от строения земной коры.

1


16.01


3.3

3.2


§ 32

Климат и факторы его форми-рования. Внутренние воды.

1

Практическая работа № 6 (оценочная)

Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору уча-щихся). Оценивание воз­можностей и трудностей хозяйственного освоения бассей­нов этих рек.

22.01



§ 33

Своеобразие органического мира континента

1


23.01



§ 34

Население и страны. История заселения материка.

1




3.3 3.2

Работа с по-литической картой материка

§ 35-36

Страны востока (Бразилии, Аргентины)



29.01




Особенности географического положения стран (Перу, Венесуэлы, Ко­лумбии, Чили)

1

Практическая работа (обучающая)

Оценивание по картам аре-алов и центров наибо-льшего и наименьшего ант-ропогенного воз­действия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий.

30.01


3.3

3.2

Определе-ние страны по ее крат-кому описа-нию

§ 37


Тема 4. ПОЛЯРНЫЕ ОБЛАСТИ ЗЕМЛИ

3






Антарктида. Из истории открытия и исследования материка

1


5.02



§ 38

Своеобразие природы ледяного континен­та. Современные исследо-вания материка.

1

Практическая работа (тренировочная)

Сравнение природы Арк-тики и Антарктики; защита проектов практи-ческого использова­ния Ан-тарктиды или Северного Ледовитого океана в раз­личных областях челове-ческой деятельности.

6.02


3.3

3.2


§ 39, 17-38

Урок обобщения по материкам Южная Америка, Австралия, Антарктида и Африка

1


12.02


Тестирова-ние по мате-рикам Юж-ная Аме-рика, Авс-тралия, Антарктида и Африка



Тема 5. ОКЕАНЫ

4






Северный Ледовитый океан.

1


13.02


3.1

§ 40

Тихий океан

1


19.02



§ 41

Индийский океан.

1


20.02



§ 41

Атлантический океан

1

Практическая работа (обучающая)

Изображение на конту-рной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйст-венной деятельнос­ти на них, а также маршрутов научных, производствен­ных, рекреационных экспе-диций по акваториям одного из океанов (по выбору).

26.02


Течения океана, обитатели океана

§ 42


Тема 6. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

6






Географическое положение Северной Америки, размеры, очертания и им икающие континент океаны. Открытие и исследование материка.

1


27.02


3.3

3.2

Определе-ние крайних точек материка и обучение определе-нию ГП материка.

§ 43

Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности разме­щения полезных ископаемых

1


5.03


2.2

§ 44

Климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды

1

Практическая работа №7 (оценочная)

Сравнение климата отде-льных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оце-нка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

6.03


2.4

§ 45

Особенности проявлений зона-льности на материке

1




2.5

§ 46

Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США)


2


12.03


Работа с политической картой материка.

Определе-ние страны по ее крат-кому описа-нию

§ 47

Краткая характеристика стан Латинской Америки (Мексика)


Практическая работа № 8 (оценочная)

«Составление описания путешествия по одной из стран континента с опре-делением особенностей природы населения, его хозяйственной деятельно-сти»

13.03



§ 48


Тема 7. ЕВРАЗИЯ

17






Географическое положение Евразии, его размеры и очертания.

1


19.03


Определение крайних точек материка и обучение определению ГП материка.

§ 49

Особенности природы: этапы фор-мирования релье­фа; горы, нагорья, равнины, размещение месторожде­ний полезных ископаемых

1


20.03


2.5

§ 50

Климатообразующие фак­торы, климатические пояса и области. Внутренние воды

1

Практическая работа №9 (оценочная)

Сравнение климата Евра-зии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оцени-вание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятель-нос­ти.

2.04


2.3

§ 51

§ 52

Проявление на материке широтной и высотной зо­нальности. Особенности природы континента.

1

Практическая работа №10 (оценочная)

Сравнение природных зон по 40-й параллели в Ев-разии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

3.04



§ 53

Народы и страны. Современная политическая карта материка (урок-практикум)


1

Практическая работа (обучающая)

Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам.

9.04


Работа с политической картой материка


§ 54- 55

Зарубежная Европа. Северная Европа. Харак­теристика одной из стран.

1


10.04


3.3

3.2

§ 56

Западная Европа. Ве­ликобритания, Франция, Германия.

1


16.04


3.3

3.2

§ 57

Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны.

1


17.04


3.3

3.2

§ 58

Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Бе­лоруссия, Молдавия.

1


23.04


3.3

3.2


§ 59

Южная Европа. Италия, Испания, Греция

1

Практическая работа (обучающая)

«Составление по картам и другим источникам опи-сания одной из стран Зарубежной Европы

24.04


Определе-ние страны по ее крат-кому описанию

§ 60

Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны ре­гиона (Саудовская Аравия и др.).

1


27.04


3.3

3.2


§ 61

Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.

1


1.05


Определе-ние страны по ее крат-кому описа-нию

§ 62

Восточная Азия. Китай, Япония.

1


7.05


3.3

3.2

§ 63-64

Южная Азия. Индия.


1


8.05



§ 65

Юго-Восточная Азия. Индонезия.

1

Практическая работа (обучающая)

Составление по картам и другим источникам описа-ния одной из стран зару-бежной Азии.

14.05



§ 66, 43-65

Урок обобщения по материкам Северная Америка и Евразия



15.05





Раздел V. Земля — наш дом

3 ч






Географическая оболочка, ее свойства и строение. Взаимодействие природы и общества.


Экскурсия. Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов, обра­зование которых обусловлено различиями в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия

21.05


3.1

§ 67

Современная география. Роль географии в рациональном исполь-зовании природы.



22.05



§ 68-69

Обобщающий урок по курсу









Содержание программы

Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.

Программа содержит новые направления географического образования:

-комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;

- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;

- изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.

В курсе «География. Материки, океаны, народы и страны» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуется карта как величайшее творение человека. Земля – уникальная планета – тема третьего раздела, где учащиеся знакомятся с особенностями строения и развития геосфер Земли, а также с причинами процессов и явлений, происходящих в геосферах. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков – тема четвертого раздела. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества.

Программа содержит практический компонент около 1/3 содержания.

В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации.

Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.

Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 7 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы.

Формы и средства контроля

Формы контроля

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Практические работы

1

3

4

2

Оценочные практические работы:

1. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах, координат различных точек.

«Африка»

2. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка.

3. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

«Австралия»

4. Сравнение географического положения Австралии и Африки.

«Южная Америка»

5. Определение черт сходства и различий географии-ческого положения Африки и Южной Америки.

6. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.

«Северная Америка»

7. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

8. Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы населения, его хозяйственной деятельности.

«Евразия»

9. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.

10. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.







Перечень учебно-методических средств обучения

7 класс

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое кол-во

Примечания

Основная школа

Старшая школа

Базовый уровень

Профильный уровень


Стандарт общего образования по географии

Д



Стандарт по географии и примерные программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета географии


Стандарт полного среднего образования по географии


Д



Авторские учебные программы по курсам географии основной школы

Д



Библиотечный фонд

Учебники и учебные пособия

Учебники должны быть рекомендованы (допущены) к использованию в учебном процессе. При комплектации учебниками рекомендуется включить в состав книгопечатной продукции и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу географии

И.В.Душина, В.А.Коринская, В.А.Щенев. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс – М.: Дрофа, 2009.


К



Атлас. География материков и океанов. 7 класс.





Дидактические материалы

В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт «География материков и океанов». 7 класс – М.: Дрофа, 2008.


К




Методические рекомендации по курсу «Материки, океаны, народы, страны»

Д




Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы сост.У.В.Овсянникова.- 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. – 128 с.,





Евдокимов В.И.. География. Полный курс в географических диктантах. – 2-е изд. – М.: «Московский Лицей», - 2004, 312 с.





Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 128 с.





Н.А.Никитина Материки, океаны, народы и страны. Методическое пособие. – М.: «Вако», 2005.





Печатные пособия

Таблицы


Воды суши





Животный мир материков




Основные зональные типы почв земного шара




Полезные ископаемые и их использование

Д



Растительный мир материков




Рельеф и геологическое строение Земли

Д



Таблицы по охране природы




Типы климатов земного шара




Портреты

Набор «Путешественники»

Д



Входят портреты ученых и путешественников, чьи имена упомянуты в стандарте

Набор «Ученые-географы»




Карты мира

Великие географические открытия





Карта океанов

Д




Климатическая

Д




Климатические пояса и области

Д




Народы





Политическая

Д

Д


Содержание карты для основной школы отличается более высоким уровнем генерализации

Почвенная

Д




Природные зоны

Д




Природные ресурсы





Растительности





Религии





Сельское хозяйство





Строение земной коры и полезные ископаемые





Уровни социально-экономического развития стран мира





Физическая

Д

Д


Содержание карты для основной школы отличается более высоким уровнем генерализации

Физическая полушарий

Д




Экологические проблемы




Содержание карты для старшей школы отличается более подробной характеристикой экологических проблем

Экономическая


Д



Карты материков, их частей и океанов

Австралия и Новая Зеландия (социально-экономическая)





Австралия и Океания (физическая карта)

Д




Австралия и Океания (хозяйственная деятельность населения)





Антарктида (комплексная карта)

Д




Арктика (комплексная карта)

Д




Атлантический океан (комплексная карта)





Африка (политическая карта)

Д




Африка (социально-экономическая)





Африка (физическая карта)

Д




Африка (хозяйственная деятельность населения)





Евразия (политическая карта)





Евразия (физическая карта)

Д




Евразия (хозяйственная деятельность населения)

Д




Европа (политическая карта)





Европа (физическая карта)





Европа (хозяйственная деятельность населения)





Зарубежная Европа (социально-экономическая)





Индийский океан (комплексная карта)





Северная Америка (политическая карта)

Д




Северная Америка (социально-экономическая)





Северная Америка (физическая карта)

Д




Северная Америка (хозяйственная деятельность населения)





Тихий океан (комплексная карта)





Центральная и Восточная Азия (социально-экономическая)





Юго-Восточная Азия (социально-экономическая)





Юго-Западная Азия (социально-экономическая)





Южная Азия (социально-экономическая)





Южная Америка (политическая карта)





Южная Америка (социально-экономическая)





Южная Америка (физическая карта)

Д




Южная Америка (хозяйственная деятельность населения)





Карты России

Физическая

Д




Химическая промышленность

Д




Рельефные физические карты

Полушария

Д




Альбомы демонстрационного и раздаточного материала

Набор учебных топографических карт (учебные топокарты масштабов 1:10 000, 1:25 000, 1:50 000, 1:100000)

Ф




ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу географии.




Коллекция образовательных ресурсов включает комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы, ссылки на внешние источники. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на CD, или создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности




К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе географии, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)

Мультимедийный компьютер




Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

Принтер лазерный





Мультимедиа проектор





Стол для проектора





Экран (на штативе или навесной)




Минимальные размеры 1,25 × 1,25 м

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)

Видеофильмы и видеофрагменты

Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, высотная поясность





Видеофильм о миграциях древнего человека из Азии в Америку





Памятники природы




Рассказывается об уникальных географических объектах, упомянутых в стандарте

Крупнейшие города мира




Рассказывается о крупнейших городах мира, упомянутых в стандарте

Видеофильм о русских ученых-географах




Рассказывается об ученых-географах, чьи имена упомянуты в стандарте

Видеофильм об известных путешественниках




Рассказывается о путешественниках, чьи имена упомянуты в стандарте

Наша живая планета





Крупнейшие реки мира




Рассказывается о реках мира, упомянутых в стандарте

Восточная и Северо-Восточная Сибирь





Восточно-Европейская равнина





Вулканы и гейзеры





Выветривание





Высотная поясность





Географическая оболочка





Опасные природные явления





Горы и горообразование





Загадки Мирового океана





Корея





Ландшафты Австралии





Ландшафты Азии





Ландшафты Африки





Ландшафты Северной Америки





Ландшафты Южной Америки





Страны и народы Азии





Страны и народы Африки





Страны и народы Северной Америки





Страны и народы Южной Америки





Общие физико-географические закономерности





Современная политическая карта мира





Заповедные территории мира




Рассказывается о биосферных заповедниках мира, упомянутых в стандарте

Ступени в подземное царство





Антарктида





Арктика





Великие Географические открытия





Глобальные проблемы человечества





Современные географические исследования





Слайды (диапозитивы)

В кабинете географии могут быть и другие наборы слайдов, содержание которых соответствует разделам стандарта

Ландшафты Земли




Природные явления




Население мира




Транспаранты

Абсолютная и относительная высота





Высотная поясность





Горизонтали





Горы и равнины





Градусная сеть, определение широты и долготы





Национальные парки мира





Пороги и водопады





Пояса освещенности, климатические пояса и воздушные массы





Литосфера





Гидросфера





Атмосфера





Биосфера





Население мира




В кабинете географии могут быть и другие транспаратны, содержание которых соответствует разделам стандарта

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Модели

Глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000





Глобус Земли политический (масштаб 1:30 000 000)

Д




Глобус Земли физический лабораторный (для раздачи учащимся) (масштаб 1:50 000 000)

Д




Строение складок в земной коре и эволюция рельефа




Моделирует формирование складчатых структур и развитие основных форм рельефа суши

Модель вулкана

Д




Натуральные объекты

Коллекции

Коллекция горных пород и минералов

Д




Коллекция полезных ископаемых различных типов

Д



Помимо существующих коллекций целесообразно иметь такие коллекции, как коллекции по производству меди, алюминия

  • Коллекция производства:

  • шерстяных тканей

  • шелковых тканей

  • льняных тканей

  • хлопчатобумажных тканей




Коллекция по производству чугуна и стали




Коллекция по нефть и нефтепродуктам




Коллекция по производству меди




Коллекция по производству алюминия




Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов





Гербарии

Гербарий основных сельскохозяйственных культур мира






МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ СОСТАЛЯЕТ ________ %


Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:


Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для постоянной экспозиции,

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.);

34


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос