Рабочая программа по внеурочной деятельности "Декоративно-прикладное творчество" для 1-4 классов
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство» (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2013.-111с. – (Стандарты второго поколения)).
Назначение программы. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, формирование активной деятельностной позиции.
Актуальность программыобусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.
Возрастная группа обучающихся, объем часов. Программа разработана для обучающихся 1 – 4 классов. Занятия проходят во внеурочное время 2 раза в неделю (68 часов). Продолжительность занятий 40 минут.
Цель программы — создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремесел и включая их в сферу декоративно-прикладного искусства.
Задачи курса
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4.Освоение трудовых умений и навыков, овладение материалами и инструментами, осмысление технологии процесса изготовления изделий из различных материалов в проектной деятельности.
5. Формирование умения решать творческие задачи.
6. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Методы работы:
· Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
· Частично-поисковый (в форме игры, конкурса);
· Исследовательский (расширение и углубление знаний и умений);
· Беседы, диалоги;
· Эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения);
· Репродуктивный (воспроизводящий);
· Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).
Формы проведения занятий:
· Коллективное творчество (парное, микрогрупповое, межгрупповое взаимодействие)
· Индивидуальная работа;
· Экскурсии;
Муниципальное образовательное учреждение
Солнцевская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» «Утверждаю»
Методическим советом Начальник ресурсно -
Протокол №_____ методического отдела
МБУ «ЦФЭ и РМОУ
В сфере образования»
«Согласовано» Исилькульского МР
Зам.директора по УВР ___________ / _____________/
_________ /Пирогова Е.Л./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»
для 1-4 классов
Составитель:
Госсин Н.В.
учитель начальных классов
с. Солнцевка 2013 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство» (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2013.-111с. – (Стандарты второго поколения)).
Назначение программы. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, формирование активной деятельностной позиции.
Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.
Возрастная группа обучающихся, объем часов. Программа разработана для обучающихся 1 – 4 классов. Занятия проходят во внеурочное время 2 раза в неделю (68 часов). Продолжительность занятий 40 минут.
Цель программы - создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремесел и включая их в сферу декоративно-прикладного искусства.
Задачи курса
-
Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
-
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4.Освоение трудовых умений и навыков, овладение материалами и инструментами, осмысление технологии процесса изготовления изделий из различных материалов в проектной деятельности.
5. Формирование умения решать творческие задачи.
6. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Методы работы:
-
Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
-
Частично-поисковый (в форме игры, конкурса);
-
Исследовательский (расширение и углубление знаний и умений);
-
Беседы, диалоги;
-
Эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения);
-
Репродуктивный (воспроизводящий);
-
Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).
Формы проведения занятий:
-
Коллективное творчество (парное, микрогрупповое, межгрупповое взаимодействие)
-
Индивидуальная работа;
-
Экскурсии;
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей, правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных ситуациях общения и сотрудничества педагогом, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации («Хочу разобраться…»; « хочу попробовать свои силы…», «Хочу убедиться, смогу ли разрешить эту ситуацию»)
- формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере («Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…»), переживание учащимися субъективного открытия («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…»)
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных рисунков, схематических рисунков, схем.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты.
- Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о видах декоративно – прикладного творчества и важности правильного выбора профессии.
- Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Результативность курса. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Контроль и оценка планируемых результатов.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
-
Удовлетворенность учеников, посещающих занятия;
-
Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности);
-
Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
-
Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
-
Результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно.
Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:
-
Тестирование;
-
Анкетирование;
-
Демонстрации;
-
Выставки творческих работ;
-
Участие в творческих конкурсах разного уровня.
Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося. Портфель достижений – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Учебно-материальная база
Помещение для проведения занятий должно отвечать требованиям санитарии и противопожарной безопасности.
В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями площадь помещения, обеспечивающая нормальные условия работы, должна быть не менее 2,5 м2 на человека. Температура воздуха в кабинете должна поддерживаться в пределах от +17 до +200С при влажности 40 – 60%.
Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами. Они создают освещение, близкое к естественному.
На окнах должны быть занавески для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые, в тон стен.
Рекомендуется светлая окраска стен. Это благотворно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности кабинета.
При размещении рабочих столов необходимо учитывать направление дневного света и вечернего освещения, чтобы рабочие места были освещены с левой стороны и сверху.
Подвесная доска используется для показа наглядных пособий, чертежей. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками для периодического проветривания помещения.
Обеспечение программы:
Необходимые материалы, инструменты и приспособления приобретаются за счет родительских средств.
Материалы:
-
Бумага цветная, бархатная, писчая, альбомная, картон, салфетки;
-
Ткани и нитки различные по фактуре, цвету, видам;
-
Природный материал;
-
Краски, гуашь;
-
Клей ПВА
-
Проволока
Инструменты и приспособления:
Карандаши, фломастеры, линейки, иголки, ножницы, кисточки.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
В программу включены следующие разделы:
1.Работа с природными материалами
2. Лепка
3.Бумагопластика
4.Работа с тканью и нитками
5.Выставки, экскурсии
Изучение каждого раздела завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Содержание разделов построено по следующему алгоритму:
1.Исторический аспект
2.Связь с современностью
3.Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
4.Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрены посещение музея, участие в выставках.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 КЛАСС – 68 часов
1 год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами, изготовление простейших декоративно-художественных изделии. Дети учатся организации своего рабочего места.
1.Вводное занятие – 1 час
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях, материалами и инструментами. Инструктаж по правилам техники безопасности.
2.Работа с природным материалом – 8 часов
Экскурсия в парк. Сбор природного материала. Правила сбора, сушки и хранения. Конструирование из природного материала.
3.Лепка – 14 часов
Рисование, раскрашивание пластилином. Лепка из соленого теста животных и их раскрашивание. Лепка из снега.
4.Бумагопластика – 37 часов
Знакомство с аппликацией, выполнение работ из геометрических фигур. Складывание и плетение из полосок бумаги. Изготовление «мягких» игрушек из бумаги. Объемное моделирование из спичечных коробков. Модели самолетов. Оригами. Знакомство с условными обозначениями. Складывание фигурок из квадратов и прямоугольников. Киригами. Знакомство с техникой. Вырезание по контуру. Простое силуэтное вырезание.
5.Работа с нитками и материалом – 6 часов
Знакомство с видами ниток. Плетение нитками в 2 – 3 полоски. Аппликация с использованием плетеных «косичек». Инструктаж по технике безопасности при работе с иглой. Пришивание пуговиц. Аппликация из пуговиц. Прокладывание ровных стежков.
6.Отчетная выставка – ярмарка работ школьников – 2 часа
2 КЛАСС - 68 часов
2 год обучения направлен на использование учащимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделий, работая по образцам, схемам и доступным условным обозначениям.
1.Вводное занятие – 1 час
Знакомство с разнообразием технологий и материалов для создания изделий декоративно-прикладного искусства. Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях.
2.Работа с природным материалом – 4 часа
Повторение правил сбора, сушки и хранения природного материала. Экскурсия в парк, сбор природного материала. Художественное конструирование. Аппликация из птичьих перьев.
3.Лепка – 12 часов
Из истории лепки. Рисование на пластилине. Знакомство с конструктивным способом лепки. Что такое «обрубовка». Мифы. Лепка мифологических персонажей. Способы создания узоров на пластилиновой основе. Лепка из соленого теста.
4.Бумагопластика – 41 час
Из истории аппликации. Знакомство с обрывной, объемной аппликацией, обрывной мозаикой. Изготовление работ в этих техниках. Техника «торцевание» и выполнение работ. Из истории плетения. Плетеные картины. Объемные игрушки из бумажных полосок. Знакомство с историей оригами. Складывание из бумаги и салфеток. Происхождение техники «киригами». Силуэтное, симметричное вырезание. Вырезание открыток, снежинок.
5.Работа с нитками и тканью – 9 часов
Из истории шитья. Как получаются ткани. Знакомство с видами швов: «вперед иголку», «двойной шов». Пуговицы в поделках.
6.Отчетная выставка - ярмарка работ школьников – 1 час
3 КЛАСС – 68 часов
3 год обучения учащиеся закрепляют свои умения на основе представлений о многообразии материалов, их видов, свойствах, происхождении, учатся подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей.
1.Вводное занятие – 1 час
Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Знакомство с планом работы не год.
2.Работа с природным материалом – 14 часов
Что такое «флористика»? Понятия «композиция», «цвет», «фон». Правила сбора, сушки и хранения природного материала. Создание композиции из листьев, сюжетных картин. Аппликация из яичной скорлупы.
3.Лепка – 12 часов
Особенности русской народной глиняной игрушки и ее изготовление из пластилина. Лепка из соленого теста и из снега. Знакомство с элементом интерьера: подсвечник, его виды и лепка.
4.Бумагопластика – 30 часов
История происхождения ножниц. Правила пользования. Резание по прямой, косой, по кругу. Вырезание геометрических фигур и картинок из них. Понятия «плоскостная» и «объемная» аппликации и технологии их выполнения. Игрушка с подвижными деталями. Рисование ватой по бархатной бумаге. Простое торцевание на бумажной основе. Многослойное торцевание. Складывание животных из бумаги. Объемное изделие из треугольных модулей. Силуэтное вырезание. Изготовление открыток, объемных фигур в технике «киригами».
5.Работа с нитками и тканью – 10 часов
Аппликация из резаных нитей. Технология изготовления кистей и помпонов из ниток. Знакомство с техникой «изонить». Отработка навыков заполнения различных элементов в этой технике на картонной основе.
6.Отчетная выставка – ярмарка работ школьников – 1 час
4 КЛАСС – 68 часов
4 год обучения ориентирует детей на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
1.Вводное занятие – 1 час
Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Знакомство с планом работы на предстоящий учебный год.
2.Работа с природным материалом – 10 часов
Плоскостная композиция из растений. Объемная композиция из сухоцветов. Изготовление панно из семян и листьев на пластилиновой основе. Аппликация из яичной скорлупы, из крашеных опилок.
3.Лепка – 11 часов
Рисование пластилином. Выпуклая и обратная аппликации. Раскатывание, резьба пластилина. Расписной пластилин. Лепка из пластилина на проволочном каркасе. Аппликация из соленого теста (авторская работа).
4.Бумагопластика – 36 часов
Из истории папье-маше и изготовление поделок (грибок, сова, елочные игрушки). Объемные цветы. Многослойное торцевание: топиары. Модульное оригами (коллективная работа). «Сказочный домик», сюжетные картины, открытки в технике «киригами».
5.Работа с нитками и тканью – 9 часов
Игрушка из помпонов. Швы: тамбурный, стебельчатый, петельный. Вышивка картинки. Вырезание из накрахмаленной ткани и раскрашивание. Изонить. Шитье мягкой игрушки.
1 КЛАСС
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ П/П |
ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
КОЛ-ВО ЧАСОВ |
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
1 |
Вводное занятие |
1 |
|
|
Работа с природным материалом |
|
|
2-3 |
Экскурсия в парк. Сбор природного материала |
2 |
|
4-5 |
Аппликация из листьев |
2 |
|
6-7 |
Конструируем из природного материала и пластилина |
|
|
8 |
Художественное конструирование из природного материала |
1 |
|
9 |
Мозаика из семян на пластилиновой основе |
1 |
|
|
Лепка |
|
|
10-12 |
Раскрашивание пластилином |
3 |
|
13-14 |
Печатаем рисунки на пластилиновой основе |
2 |
|
15 |
Рисуем жгутиками из пластилина |
1 |
|
16-18 |
Рисуем пластилином |
3 |
|
19-21 |
Лепим из соленого теста |
3 |
|
22-23 |
Лепим из снега |
2 |
|
|
Бумагопластика |
|
|
24-27 |
Аппликация из кругов |
4 |
|
28 |
Геометрическая мозаика |
1 |
|
29 |
Вырезанная из бумаги аппликация |
1 |
|
30-32 |
Мозаика из бумаги |
3 |
|
33 |
Складывание полоски и прямоугольника |
1 |
|
3 4 |
Необычные «мягкие» игрушки. Птичка |
1 |
|
35 |
Необычные «мягкие» игрушки. «Божья коровка» |
1 |
|
36 |
Необычные «мягкие» игрушки. Осьминожек |
1 |
|
37 |
Необычные «мягкие» игрушки. Зайчик из салфетки |
1 |
|
38 |
Плоское прямое плетение |
1 |
|
39 |
Закладка |
1 |
|
40 |
Объемное моделирование из готовых геометрических форм (спичечные коробки). Грузовик |
1 |
|
41 |
Объемное моделирование из готовых геометрических форм (спичечные коробки). Паровозик |
1 |
|
42 |
Объемное моделирование из готовых геометрических форм (спичечные коробки). Фургон с секретом |
1 |
|
43 |
Модели самолетов |
1 |
|
44 |
Оригами. Заяц. |
1 |
|
45 |
Оригами. Лиса. |
1 |
|
46 |
Оригами. Бабочка. |
1 |
|
47 |
Выпуклая аппликация «Лиса и заяц на лугу» |
1 |
|
48 |
Оригами. Золотая рыбка |
1 |
|
49-50 |
Аппликация «Совиное семейство» |
2 |
|
51-54 |
Киригами. Вырезание по контуру |
4 |
|
55-60 |
Киригами. Силуэтное вырезание |
6 |
|
|
Работа с нитками и тканью |
|
|
61 |
Плетение в 2 полоски и в 3 ряда («косички») |
1 |
|
62-63 |
Аппликация с использованием «косичек» |
2 |
|
64 |
Пришиваем пуговицы |
1 |
|
65 |
Аппликация «Цветущая лужайка» с использованием пуговиц |
1 |
|
66 |
Прокладываем ровные стежки на ткани |
1 |
|
67-68 |
Отчетная выставка-ярмарка работ школьников |
2 |
|
2 КЛАСС – 68 часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
ТЕМА ЗАНЯТИЙ |
КОЛ-ВО ЧАСОВ |
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
1 |
Вводное занятие |
1 |
|
|
Работа с природным материалом |
|
|
2-3 |
Экскурсия в парк. Сбор природного материала |
2 |
|
4 |
Художественное конструирование из природного материала |
1 |
|
5 |
Аппликация из птичьих перьев |
1 |
|
|
Лепка |
|
|
6 |
Из истории лепки |
1 |
|
7 |
Рисунок на пластилине |
1 |
|
8 |
Лепка конструктивным способом. Обрубовка. Парусник |
1 |
|
9 |
Лепка конструктивным способом. Обрубовка. Волшебный цветок. |
1 |
|
10 |
Лепка конструктивным способом. Обрубовка. Фантастические существа |
1 |
|
11 |
Лепка украшений. Шарики, конусы и лепестки. |
1 |
|
12 |
Лепка украшений. Завитки и розы.
|
1 |
|
13 |
Волшебная кошка |
1 |
|
14 |
Универсальный робот |
1 |
|
15 |
Принцесса. Принц. |
1 |
|
16-17 |
Лепка из соленого теста |
2 |
|
|
Бумагопластика |
|
|
18 |
Из истории аппликации |
1 |
|
19 |
Обрывная аппликация. Море |
1 |
|
20 |
Обрывная аппликация. Береза. |
1 |
|
21 |
Аппликация из скрученной бумаги |
1 |
|
22 |
Способы выполнения объемной аппликации |
1 |
|
23 |
Мозаика из обрывных кусочков |
1 |
|
24 |
Мозаика из газетных комочков |
1 |
|
25 |
Живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги. Собака |
1 |
|
26 |
Живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги. Птичка питта |
1 |
|
27 |
Объемная мозаика из гофрированной бумаги. |
1 |
|
28 |
Художественное складывание |
1 |
|
29 |
Аппликация. Делаем прическу. |
1 |
|
30 |
Аппликация из частей круга. |
1 |
|
31 |
Аппликация из разных геометрических фигур |
1 |
|
32 |
Забавные животные. Заяц. |
1 |
|
33 |
Забавные животные. Собака. |
1 |
|
34 |
Торцевание на пластилине. |
1 |
|
35-36 |
Торцевание. Аппликация |
2 |
|
37 |
Из истории оригами |
1 |
|
38 |
Складываем из квадрата. Рыба |
1 |
|
39 |
Складываем из квадрата. Лягушка. |
1 |
|
40 |
Складываем из квадрата. Попугай. |
1 |
|
41 |
Водяная лилия из салфеток. |
1 |
|
42 |
Из истории киригами |
1 |
|
43-46 |
Силуэтное вырезание |
4 |
|
47-48 |
Симметричное вырезание |
2 |
|
49-51 |
Вырезание открыток |
3 |
|
52-53 |
Вырезание открыток |
2 |
|
54 |
Из истории плетения |
1 |
|
55 |
Прямое плетение из полосок бумаги |
1 |
|
56 |
Плетеные картинки |
1 |
|
57 |
Плетень |
1 |
|
58 |
Объемные игрушки из бумажных полосок |
1 |
|
|
Работа с нитками и тканью |
|
|
59 |
Из истории шитья. Как получаются ткани |
1 |
|
60 |
Вышивание по криволинейному контуру. Шов «вперед иголку». Утка |
1 |
|
61 |
Шов «вперед иголку». Цветок |
1 |
|
62 |
Двойной шов «вперед иголку» |
1 |
|
63 |
Разные способы пришивания пуговиц |
1 |
|
64 |
Пуговицы в поделках. Корзинка |
1 |
|
65 |
Пуговицы в поделках. Грибок |
1 |
|
66 |
Пуговицы в поделках. Дождик |
1 |
|
67 |
Оля или Коля? |
1 |
|
68 |
Отчетная выставка-ярмарка работ школьников |
1 |
|
3 КЛАСС – 68 часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
КОЛ-ВО ЧАСОВ |
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
1 |
Вводное занятие |
1 |
|
|
Работа с природным материалом |
|
|
2-4 |
Что такое флористика? Правила сбора, сушки и хранения природного материала. Инструменты для работы. Понятия «композиция», «цвет», «фон» |
3 |
|
5-7 |
Создание композиции из листьев |
3 |
|
8-10 |
Сюжетная картина по выбору «Осенний лес», «Морское дно» и др. |
3 |
|
11-13 |
Изготовление картины «Цветы в вазе» |
3 |
|
14-15 |
Техника «аппликация из яичной скорлупы» |
2 |
|
|
Лепка |
|
|
16 |
Русская народная глиняная игрушка. Особенности игрушек традиционных центров народных промыслов (Филимоново, Дымково, Каргополь). |
1 |
|
17-18 |
Изготовление игрушек из пластилина |
2 |
|
19-21 |
Изготовление игрушек из соленого теста и их роспись |
3 |
|
22-23 |
Лепка из соленого теста «Заядлый охотник» |
2 |
|
24-25 |
Подсвечник (пластинография) |
2 |
|
26-27 |
Лепка из снега. Сказочные фигуры |
2 |
|
|
Бумагопластика |
|
|
28 |
История происхождения ножниц. Правила пользования ножницами. Резание по прямой, по косой, по кругу. Вырезание геометрических фигур и картинок |
1 |
|
29 |
Рисование ватой по бархатной бумаге |
1 |
|
30 |
Игрушка из картона с подвижными деталями. |
1 |
|
31 |
Моделирование из конусов (кошка) |
1 |
|
32 |
Понятие «плоскостная аппликация». Правила пользования трафаретами и шаблонами. Аппликация с использованием элементов круга «Рыбки» |
1 |
|
33-34 |
Понятие «объемная аппликация», технология ее выполнения. Аппликация «Цветы в вазе» |
2 |
|
37 |
Моделирование из цветной бумаги. Открытка с сюрпризом. |
1 |
|
38-39 |
Простое торцевание на бумажной основе. |
2 |
|
40-42 |
Многослойное торцевание (коллективная работа) |
3 |
|
43 |
Аппликация из ватных шариков |
1 |
|
44-45 |
Складывание из бумаги. Кошка. Собака |
2 |
|
46-48 |
Модульное оригами. Объемное изделие из треугольных модулей. |
3 |
|
49-50 |
Силуэтное вырезание |
2 |
|
51-52 |
Изготовление открыток в технике «киригами» |
2 |
|
53-56 |
Вырезание объемных фигур в технике «киригами» |
4 |
|
57 |
Вырезание снежинок |
1 |
|
|
Работа с нитками и тканью |
|
|
58 |
Аппликация из резаных нитей |
1 |
|
59 |
Технология изготовления кистей и помпонов из ниток |
1 |
|
60-61 |
Знакомство с техникой «изонить». Материалы, инструменты, приспособления. Отработка навыков заполнения различных элементов в технике «изонить» на картонной основе. |
2 |
|
62 |
Работа в технике «изонить» |
1 |
|
63-64 |
Аппликация из нитяных валиков. Бабочка |
2 |
|
65 |
Приклеивание ниток по спирали |
1 |
|
66 |
Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу |
1 |
|
67 |
Аппликация из сжатой ткани |
1 |
|
68 |
Отчетная выставка-ярмарка работ школьников |
|
|
4 КЛАСС – 68 часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ П/П |
ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
КОЛ-ВО ЧАСОВ |
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
1 |
Вводное занятие |
1 |
|
|
Работа с природным материалом |
|
|
2-3 |
Правила сбора, сушки и хранения природного материала. Инструменты для работы. Сбор природного материала |
2 |
|
4 |
Плоскостная композиция из растений |
1 |
|
5 |
Объемная композиция из сухоцветов |
1 |
|
6 |
Объемные цветы из крылаток клена |
1 |
|
7 |
Панно из семян и листьев на пластилиновой основе |
1 |
|
8-9 |
Аппликация из яичной скорлупы |
2 |
|
10-11 |
Аппликация из крашеных опилок |
2 |
|
|
Лепка |
|
|
12 |
Рисование пластилином |
1 |
|
13 |
Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе |
1 |
|
14 |
Выпуклая аппликация из пластилина |
1 |
|
15 |
Раскатывание пластилина |
1 |
|
16 |
Резьба по пластилину |
1 |
|
17 |
Расписной пластилин, полученный разрезанием |
1 |
|
18 |
Лепка из пластилина на проволочном каркасе |
1 |
|
19-20 |
Аппликация из соленого теста (авторская работа) |
2 |
|
21-22 |
Лепка из снега |
2 |
|
|
Бумагопластика |
|
|
23 |
Из истории папье-маше. Знакомство с техникой. |
1 |
|
24-26 |
Поделки в технике «папье-маше» и их роспись. Тарелка. |
3 |
|
27-30 |
Елочные игрушки |
4 |
|
31-32 |
Объемные цветы |
2 |
|
33-36 |
Объемные изделия в технике «многослойное торцевание». Топиары |
4 |
|
37-39 |
Модульное оригами. Елочка |
3 |
|
40-42 |
Модульное оригами. Бабочка |
3 |
|
43-46 |
Модульное оригами. Корзина с цветами. |
4 |
|
47-49 |
Модульное оригами. Мухоморчик. |
3 |
|
50-54 |
Вырезание сюжетных картин в технике «киригами» |
5 |
|
55-56 |
Вырезание. «Сказочный домик» |
2 |
|
57-58 |
Вырезание открыток |
2 |
|
|
Работа с нитками и тканью |
|
|
59 |
Помпоны из шерстяных ниток. Пушистая гусеница |
1 |
|
60 |
Вышивка. Тамбурный шов. Стебельчатый шов. Петельный шов. |
1 |
|
61 |
Вышивание бабочки |
1 |
|
62 |
Аппликация на тканевой основе |
1 |
|
63 |
Вырезание из накрахмаленной ткани, раскрашивание |
1 |
|
64-65 |
Изонить. |
2 |
|
66-67 |
Шитье мягкой игрушки |
2 |
|
68 |
Отчетная выставка-ярмарка работ школьников |
1 |
|
ЛИТЕРАТУРА
-
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2013.-111с. – (Стандарты второго поколения).
-
Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
-
Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
-
Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.-104 с.:ил. – (Золотая библиотека увлечений)
-
Лючия Пацци: Лепим из соленого теста. Забавные фигурки и оригинальные композиции. Издательство: Контэнт, 2012 г.
-
Т. Давыдова Лепим из пластилина и соленого теста. Стрекоза-Пресс 2005г.
Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала/ Э. К. Гульянц. – М., 1991.
Интернет – ресурсы
http://masterclassy.ru/tilda/igrushki-tilda/5439-tilda-ulitka-master-klass.html
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Проектирование технологической карты современного урока технологии в условиях реализации ФГОС НОО и Профессионального стандарта педагога
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Технология развития критического мышления младших школьников в условиях реализации ФГОС
- Методика обучения окружающему миру, технологии и изобразительному искусству (ФГОС)