Односоставные предложения. Обобщение
ХОД УРОКА.
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы поговорим об односоставных предложениях,
Вспомним группы односоставных предложений по значению и спо-
собу выражения главного члена, познакомимся с биографией В.И.Даля.
2.Диалог русских девушек под музыку.
-Здравствуйте гости дорогие, ребята удалые!
-Сядем рядком да поговорим ладком.
-Вот и зима. Отворяй ворота. Декабрь год кончает, зиму начинает.
-Декабрь – стужайло, на всю зиму студит: он и замостит, и загвоздит, и коням ход даст.
— Не трещи Варюха, береги нос и ухо. С 12 декабря ходит зимушка
-зима в медвежьей шубе, по крышам стучит, бабам печи топить ве-
лит. Дров напасись – лесу поклонись.
— За окно погляди. Коли снега еще надует – хлеба прибудет.
-Гости дорогие, ребята удалые! А сегодня кто знает, каков празд-
ник? … 14 декабря – день пророка Наума.
— Именуют его Наумом Грамотником, покровителем науки. В древности в этот день отдавали детей в учение.
— Да, пророк Наум наставляет на ум. Наставь и наших ребят на ум-разум, помоги им в нелегком деле – ученье.
— Ребята, а какие пословицы вы услышали в разговоре наших
девушек?
3. Двусоставные и односоставные предложения.
— Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были тоже найти пословицы о зиме, представля-
ющие собой двусоставные предложения. Назовите их, указывая грамматические основы.
-Чем отличаются двусоставные предложения от односоставных?
— Какие вы знаете группы односоставных предложений?
4. Назывные предложения.
-Дайте определение назывных предложений.
— Прослушайте стихотворение, выпишите назывные предложения.
Ночь. Мороз. Сверкают звезды
С высоты небес.
Весь в снегу, как в горностаях,
Дремлет тихий лес.
Тишина вокруг. Поляна
Спит в объятьях сна,
Из-за леса выплывает
На дозор луна.
Звезды гаснут. С неба льются
Бледные лучи.
Заискрился снег морозный
Серебром парчи.
/Н.Хвостов/
— Какие предложения вы выписали? Почему?
5. Определенно-личные предложения.
Холодно. Морозно на дворе. Заглянем к хозяевам в дом. Хлеб да соль – главное угощенье на столе. Сложил народ пословицу: хлеб-
соль ешь, а правду режь.
— Синтаксический разбор пословицы.
Хлеб-соль ешь, а правду режь./Повеств., невосклиц., простое, распр., осложнено однородными членами/
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
— Давайте прочитаем об этой пословице в лингвострановедческом
словаре.
— Чем может быть выражено сказуемое в определенно-личных
предложениях?
6. Неопределенно-личные и безличные предложения.
— Дайте определения неопределенно-личных и безличных предложений.
— Чем может быть выражено сказуемое в безличных предложениях?
а/ Составить текст о хлебе, хлебосольстве, используя односостав-
ные предложения./индивидуальные задания/
б/Записать предложения, подчеркнуть грамматические основы, ука-
зать тип односоставных предложений.
Еду к обеду, а к ужину домой приеду. Цыплят по осени считают.
Не убив медведя, шкуры не делят. Слезою моря не наполнишь. Ешь
Хлеб, коли пирогов нет. В чужой прудок не кидай неводок. Ему го-
ворить, что в спину горох лепить. Не светило, не грело, да вдруг
припекло.
7. Рассказ о В.И.Дале.
Много пословиц прозвучало на уроке. Известным собирателем
пословиц был В.И.Даль. 10 ноября этого года исполнилось 200 лет
со дня его рождения. Сейчас мы узнаем немного об этом человеке.
-рассказ о В.И.Дале
8. Выполнение теста.
ТЕСТ.
1. Укажите двусоставные предложения.
а/ Любишь кататься – люби и саночки возить.
б/Нашла коса на камень.
в/Один в поле не воин.
2. Укажите назывные предложения.
а/Ночь. Полная тишина.
б/Мороз.
в/Светит луна.
3. Укажите определенно-личные предложения.
а/Кашу маслом не испортишь.
б/От добра добра не ищут.
в/Не узнав броду, не суйся в воду.
г/Выше головы не прыгнешь.
4. Укажите неопределенно – личные предложения.
а/С кем нагрянули, с тем и отпрянули.
б/Могильным камнем не хвастают.
в/Каждая курица свой насест знает.
г/Людей выручишь, себя выучишь.
5.Укажите безличные предложения.
а/Ложка дегтя портит бочку меда.
б/Нет розы без шипов, пчелы без жальца.
в/Воры не жнут, а погоды ждут.
г/Снега надует – хлеба прибудет.
6.Определенно-личными предложениями называются
а/односоставные предложения, в которых деятель не назван, но
мыслится как определенное лицо
б/ односоставные предложения, в которых действие и состояние
не создаются деятелем.
7. В безличных предложениях сказуемое выражено
а/глаголом 1-го лица наст.вр.
б/глаголом 3-го лица ед.числа
в/инфинитивом
г/словом состояния
9. Скороговорки.
Купили Валерику и Вареньке варежки да валенки.
Дали Глаше простокваши, а у Глаши – каша.
10. Итоги урока, выставление оценок, домашнее задание.
Петрова Ольга Владимировна
Тверская область, город Вышний Волочек
МБОУ СОШ № 5
Русский язык
Т.А.Ладыженская
Односоставные предложения. Обобщение
8 класс
45 минут
выставка книг о В.И.Дале, лингвострановедческий словарь, тесты
ЦЕЛЬ: обобщить сведения об односоставных предложениях, поз-
накомить с биографией В.И.Даля, продолжить знакомство с куль-
турой Руси.
ОБОРУДОВАНИЕ: выставка книг о В.И.Дале, лингвострановед-ческий словарь, тесты.
ХОД УРОКА.
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы поговорим об односоставных предложениях,
Вспомним группы односоставных предложений по значению и спо-
собу выражения главного члена, познакомимся с биографией В.И.Даля.
2.Диалог русских девушек под музыку.
-Здравствуйте гости дорогие, ребята удалые!
-Сядем рядком да поговорим ладком.
-Вот и зима. Отворяй ворота. Декабрь год кончает, зиму начинает.
-Декабрь – стужайло, на всю зиму студит: он и замостит, и загвоздит, и коням ход даст.
- Не трещи Варюха, береги нос и ухо. С 12 декабря ходит зимушка
-зима в медвежьей шубе, по крышам стучит, бабам печи топить ве-
лит. Дров напасись – лесу поклонись.
- За окно погляди. Коли снега еще надует – хлеба прибудет.
-Гости дорогие, ребята удалые! А сегодня кто знает, каков празд-
ник? … 14 декабря – день пророка Наума.
- Именуют его Наумом Грамотником, покровителем науки. В древности в этот день отдавали детей в учение.
- Да, пророк Наум наставляет на ум. Наставь и наших ребят на ум-разум, помоги им в нелегком деле – ученье.
- Ребята, а какие пословицы вы услышали в разговоре наших
девушек?
3. Двусоставные и односоставные предложения.
- Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были тоже найти пословицы о зиме, представля-
ющие собой двусоставные предложения. Назовите их, указывая грамматические основы.
-Чем отличаются двусоставные предложения от односоставных?
- Какие вы знаете группы односоставных предложений?
4. Назывные предложения.
-Дайте определение назывных предложений.
- Прослушайте стихотворение, выпишите назывные предложения.
Ночь. Мороз. Сверкают звезды
С высоты небес.
Весь в снегу, как в горностаях,
Дремлет тихий лес.
Тишина вокруг. Поляна
Спит в объятьях сна,
Из-за леса выплывает
На дозор луна.
Звезды гаснут. С неба льются
Бледные лучи.
Заискрился снег морозный
Серебром парчи.
/Н.Хвостов/
- Какие предложения вы выписали? Почему?
5. Определенно-личные предложения.
Холодно. Морозно на дворе. Заглянем к хозяевам в дом. Хлеб да соль – главное угощенье на столе. Сложил народ пословицу: хлеб-
соль ешь, а правду режь.
- Синтаксический разбор пословицы.
Хлеб-соль ешь, а правду режь./Повеств., невосклиц., простое, распр., осложнено однородными членами/
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Давайте прочитаем об этой пословице в лингвострановедческом
словаре.
- Чем может быть выражено сказуемое в определенно-личных
предложениях?
6. Неопределенно-личные и безличные предложения.
- Дайте определения неопределенно-личных и безличных предложений.
- Чем может быть выражено сказуемое в безличных предложениях?
а/ Составить текст о хлебе, хлебосольстве, используя односостав-
ные предложения./индивидуальные задания/
б/Записать предложения, подчеркнуть грамматические основы, ука-
зать тип односоставных предложений.
Еду к обеду, а к ужину домой приеду. Цыплят по осени считают.
Не убив медведя, шкуры не делят. Слезою моря не наполнишь. Ешь
Хлеб, коли пирогов нет. В чужой прудок не кидай неводок. Ему го-
ворить, что в спину горох лепить. Не светило, не грело, да вдруг
припекло.
7. Рассказ о В.И.Дале.
Много пословиц прозвучало на уроке. Известным собирателем
пословиц был В.И.Даль. 10 ноября этого года исполнилось 200 лет
со дня его рождения. Сейчас мы узнаем немного об этом человеке.
-рассказ о В.И.Дале
8. Выполнение теста.
ТЕСТ.
1. Укажите двусоставные предложения.
а/ Любишь кататься – люби и саночки возить.
б/Нашла коса на камень.
в/Один в поле не воин.
2. Укажите назывные предложения.
а/Ночь. Полная тишина.
б/Мороз.
в/Светит луна.
3. Укажите определенно-личные предложения.
а/Кашу маслом не испортишь.
б/От добра добра не ищут.
в/Не узнав броду, не суйся в воду.
г/Выше головы не прыгнешь.
4. Укажите неопределенно – личные предложения.
а/С кем нагрянули, с тем и отпрянули.
б/Могильным камнем не хвастают.
в/Каждая курица свой насест знает.
г/Людей выручишь, себя выучишь.
5.Укажите безличные предложения.
а/Ложка дегтя портит бочку меда.
б/Нет розы без шипов, пчелы без жальца.
в/Воры не жнут, а погоды ждут.
г/Снега надует – хлеба прибудет.
6.Определенно-личными предложениями называются
а/односоставные предложения, в которых деятель не назван, но
мыслится как определенное лицо
б/ односоставные предложения, в которых действие и состояние
не создаются деятелем.
7. В безличных предложениях сказуемое выражено
а/глаголом 1-го лица наст.вр.
б/глаголом 3-го лица ед.числа
в/инфинитивом
г/словом состояния
9. Скороговорки.
Купили Валерику и Вареньке варежки да валенки.
Дали Глаше простокваши, а у Глаши – каша.
10. Итоги урока, выставление оценок, домашнее задание.
- Вебинар «Чистоговорки со зрительной опорой для детей дошкольного возраста, или Учимся выговаривать все звуки»
- Вебинар «Нарушение обработки сенсорной интеграции (НОСИ) у детей: игровая терапия, направленная на улучшение адаптивного ответа на сенсорные раздражители и сокращение поведенческих трудностей»
- Международный вебинар «Избыточное употребление пищи (переедание): физиологические, психологические и социальные причины»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Йога как инновационная оздоровительная технология для детей: польза и противопоказания»