Подвижные игры ДОУ
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад первой категории №41»
Образовательная область «Физическое развитие»
Тема:
«Физическое развитие воспитанников на основе использования
народных подвижных игр»
(перспективное планирование;
старший дошкольный возраст)
Разработчик Безус Галина Анатольевна
инструктор ФК
г. Таганрог, Ростовской области
2014
Цели создания методического материала:
Создание максимально благоприятных условий для укрепления здоровья, гармоничного психического и физического развития ребенка одна из важных задач дошкольного образования на современном этапе.
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы для физического развития, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. В этот период необходимо сформировать у воспитанников знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить их использовать в повседневной жизни.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. В процессе игры ребенок получает из окружающего мира впечатления и знания.
Подвижные игры — одно из основных средств физического развития детей. Во время подвижных игр совершенствуются физические качества (быстрота, сила, ловкость и др.), развиваются такие личностные качества, как инициативность и самостоятельность, уверенность и настойчивость, волевые качества (смелость, решительность, сила воли, целеустремлённость, ответственность. Дети учатся согласовывать свои действия и соблюдать определенные правила.
Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах В.Г. Белинского. Н.А. Добролюбова. Н.Г. Чернышевского и др. К.Д. Ушинский задачу будущей педагогики видел в организации и создании из народных игр «превосходного и могущественного воспитательного средства».
Народные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство.
Старший дошкольный возраст — благоприятный период для формирования предпосылок учебной деятельности, развития двигательных способностей, воспитания физических и нравственно-волевых качеств, укрепления физического и психического здоровья ребёнка.
Отсутствие научно-обоснованных педагогических рекомендаций по методики использования народных подвижных игр в образовательной области «Физическая культура» определило разработать программу, направленную на физическое развитие детей в процессе использования воспитательного и развивающего потенциала народных подвижных игр, а также на разработку педагогических рекомендаций по использованию народных подвижных игр в физическом развитии дошкольников.
Разработка предназначена для педагогов ДОУ: инструктора ФК, воспитателя.
Количество часов в неделю: содержание программы предполагает три занятия в неделю. Основу учебного материала составляют игры, сходные по определённым признакам:
-
по физическим качествам (игры, способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости);
-
по интенсивности используемых в игре движений (игры малой, средней и высокой интенсивности);
-
по содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные);
-
по способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные);
-
по отношению к структуре НОД (для подготовительной, основной, заключительной частей НОД).
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и включает четыре блока, учитывая сезонные изменения, праздничные даты:
-
I блок: «Осенние народные игры»;
-
II блок: «Зимние народные забавы»;
-
III блок: «Весенние народные гуляния»;
-
IV блок: «Летние народные развлечения».
Ожидаемые результаты:
Достижения воспитанников в физическом развитии:
-
физических качеств (скоростные, силовые, гибкости, выносливости и координации);
-
двигательного опыта детей (овладению основными движениями на основе использования народных игр);
-
потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
личностных качеств:
-
умения действовать по правилам;
-
умения выполнять игровые действия;
-
умения следовать роли;
-
норм взаимоотношения в игре.
Организация образовательной среды:
-
уголок «Мир народной подвижной игры»;
-
схемы проведения народной подвижной игры;
-
картотека народных подвижных игр;
-
атрибуты к народным подвижным играм;
-
фотографии проведения народных подвижных игр;
-
медиатека народных подвижных игр.
Организация работы с родителями:
Проекты:
-
«Зимние забавы»,
-
«Встречи весны»,
-
«Лето красное»,
-
«Осенние игры».
Мониторинг эффективности реализации авторской программы «Юный спортсмен» проводится 2 раза в год:
-
начало и конец учебного года.
Планирование разработано для авторской программы «Юный спортсмен» инструктора ФК, Безус Г.А.
Перспективное планирование использования народных игр
I блок: «Осенние народные игры»
Таблица №1
Месяц |
Классификация народных игр |
Название игры |
Сентябрь |
Подвижные |
Мышеловка Гуси-лебеди Удочка Хитрая лиса |
Малоподвижные |
Эхо Море волнуется Иголка, нитка, узелок |
|
Хороводные |
Хороводная – огородная Пошла Млада за водой |
|
Октябрь |
Подвижные |
С кочки на кочку Солнышко и дождик Зайцы и волк Ловишки Уголки Наседка и цыплята |
Малоподвижные |
Урожайная Олени и пастух |
|
Хороводные |
Рябинушка Капуста |
|
Ноябрь |
Подвижные |
Караси и щука Перелет птиц Лягушки и цапли Гуси летят |
Малоподвижные |
Летает – не летает Съедобное - несъедобное |
|
Хороводные |
Плетень Ясное золото |
II блок: «Зимние народные забавы»
Таблица №2
Декабрь |
Подвижные |
Бездомный заяц Перебежки Хитрая лиса Мыши в кладовой |
Малоподвижные |
Кто ушел Колечко |
|
Хороводные |
Новогодняя хороводная Праздничный хоровод |
|
Январь |
Подвижные |
Два мороза Перебежки Бабка Ёжка Ловишка, беру ленту! |
Малоподвижные |
Затейники Отгадай, чей голосок |
|
Хороводные |
Зимний хоровод Каравай |
|
Февраль |
Подвижные |
Снежки Сделай фигуру Мы веселые ребята |
Малоподвижные |
Достань камешек Подбрось – поймай |
|
Хороводные |
Пошла Млада за водой У Маланьи |
III блок: «Весенние народные гуляния»
Таблица №3
Март |
Подвижные |
Садовник и цветы Лиса в курятнике Перемени предмет Наседка и цыплята |
Малоподвижные |
Ручеёк Тяни в круг |
|
Хороводные |
Веснянка |
|
Апрель |
Подвижные |
У медведя во бору Карусель Филин и пташки Птички |
Малоподвижные |
Тишина Жмурки |
|
Хороводные |
Земелюшка– чернозем Греет солнышко теплее |
|
Май |
Подвижные |
Классы Мяч водящему Серсо Перебежки |
Малоподвижные |
Перетягивание каната Молчанка |
|
Хороводные |
Мы на луг ходили Солнышко-ведрышко |
IV блок: «Летние народные развлечения»
Таблица №4
Июнь |
Подвижные |
Гуси-лебеди Пастух и стадо Кошки-мышки Дедушка-рожок |
Малоподвижные |
Бои на бревне Волчок Золотые ворота |
|
Хороводные |
Пошла Млада за водой Хоровод |
|
Июль |
Подвижные |
Медведь, что ешь Шишки, желуди, орехи Совушка Третий лишний |
Малоподвижные |
Солнце и месяц Дятел Фанты |
|
Хороводные |
Солнышко-ведрышко Во поле береза стояла |
|
Август |
Подвижные |
Змейка Медведь и пчелы Мышеловка Горелки |
Малоподвижные |
Камешек Краски Радуга |
|
Хороводные |
Теремок Кабачок |
Список используемой литературы:
-
Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 2007г.
-
Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей: Кн.для учителя .- Мн.: Нар. Асвета, 1989.
-
Невдахина З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. — Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007.
-
Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр//Дошкольное воспитание. – 1997. — №3.
-
Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 — 6 лет: Пособие для воспитателя дет.сада. — М.: Просвещение, 2003.
-
Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003.
-
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Современные образовательные технологии физического воспитания дошкольников в инклюзивном образовании»
- Планирование образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС