Методический семинар "Педагогический мониторинг как средство повышения качества образования"
Тип материала: другое, конкурсная работа (Всероссийский конкурс научно-практических материалов “Педагогический менеджмент”)
просмотров: 1841
Задачи:
- формирование основ организации грамотного мониторинга реализации образовательной программы;
- расширение знаний в области педагогического мониторинга;
- ретрансляция новых идей, подходов, имеющихся в педагогической практике по мониторингу;
- создание условий для повышения методической грамотности;
- организация педагогического мониторинга;
- стимулирование интереса к самообразованию.
Педагогический мониторинг как эффективное средство профессиональной деятельности педагога
Управление педагогическим процессом и качеством образования требует определенной системы поступления исчерпывающей информации о деятельности как педагога, так и обучающихся. Создать эффективную и целостную систему можно на основе мониторинга.
Понятие «мониторинг» происходит от латинского monitor – напоминающий, надзирающий. Термин изначально использовался в экологии и обозначал слежение, наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. В последнее десятилетие данный термин приобрел более широкий смысл и активно используется в разных науках, в том числе и педагогике.
Вопросы мониторинга в различных сферах жизнедеятельности рассматривали такие авторы, как Август Соломонович Белкин, Игорь Васильевич Бестужев-Лада, Иннокентий Петрович Герасимов, Татьяна Ивановна Заславская, В.Д. Жаворонков, Алексеев и др.
Появление понятия «мониторинг» в сфере образования – это отражение потребности системы управления образованием в наличии качественной, достоверной и надежной информации. Большинство исследователей в педагогике рассматривают мониторинг как средство управления качеством образования. Определение понятию педагогический мониторинг давали разные авторы, в том числе Эвальд Фридрихович Зеер, Август Соломонович Белкин, некоторые считали, что мониторинг равноценен контролю. Это не совсем верно и поэтому в педагогике понятие «мониторинг» стали рассматривать с двух позиций:
-
как систему (процесс) сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной среде;
-
как средство получения информации в процессе проведения научного исследования или организации управления контроля.
Наиболее удачным является определение Алексея Николаевича Майорова.
Мониторинг – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации в системе образования или отдельных её элементов, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии дел в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
Понятие «мониторинг» близко к таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация», однако, по мнению Э.Ф. Зеера, все эти понятия являются отдельными элементами мониторинга или его частными случаями.
В связи с этим мониторинг имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, он представляет целостную систему, реализующую множество функций. Во-вторых, в отличие от других близких или похожих педагогических понятий мониторинг обладает следующими особенностями:
-
Непрерывностью (сбор данных происходит постоянно).
-
Диагностичностью (подразумевается наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса).
-
Информационной оперативностью или информативностью (критерии для отслеживания включают наиболее проблемные показатели, на основании которых можно делать вывод об искажениях в отслеживаемых процессах).
-
Обратной связью, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс.
-
Научностью (способствует применению обоснованных моделей и отслеживанию параметров).
У разных авторов существует различное множество видов мониторинга. Слайд 6, 7, 8.
Цель мониторинга. Слайд 9,10,11,12.
Механизм мониторинга выглядит следующим образом:
- Цель (системообразующий элемент)
- Объект
- Субъекты
- Предмет
- Критерии и показатели
- Инструментарий
- Процедура сбора и обработки информации
- Принятие управленческого решения
Мониторинг имеет три важных компонента:
- контроль различных сторон деятельности образовательного учреждения;
- система информационного обеспечения управления;
- экспертиза различных сторон деятельности образовательного учреждения. Мониторинг основывается на всех этих компонентах, но не заменяет ни один из них.
В настоящее время в образовании существует разнообразие в определении подходов к содержанию понятия «качество образования», под которым Л.Б. Железнова понимает «социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности».
Среди авторов, работающих над исследованием данной проблемы (Болотов В.А., Железнова Л.Б., Коломиец Б.К., Суббота А.И., Щукина Г.И.) нет единой точки зрения по вопросам определения количества «критериев качества» и их качественных показателей.
Как считает, В.А. Болотов, «Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса. Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» [3].
Работа по оценке качества образования обучающихся в дополнительном образовании осложняется тем, что само понятие «качество образования» является неустоявшимся. Актуальность этой проблемы в дополнительном образовании усилилась и в связи с тем, что образовательные учреждения и их работники стали все чаще подвергаться внешнему оцениванию: кроме оценки потребителей, стала развиваться система государственной оценки качества учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения. Все активнее в жизнь системы дополнительного образования входит промежуточная и итоговая аттестация обучающихся. Несмотря на ряд документов федерального и регионального уровней, задающих нормативные образцы деятельности процедуры оценивания, параметры и критерии оценивания носят слишком общий характер. Одной из главных остается проблема критериальных описаний результатов образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей, определяющих ее качество.
Говоря о достижениях учащихся, как о текущих, так об итоговых, в системе дополнительного образования можно выделить три группы параметров, по которым эти достижения необходимо отслеживать: учебные, личностные, социально-педагогические.
Основными параметрами учебных достижений обучающихся в сфере дополнительного образования выступают: уровень освоения детьми содержания образовательной программы, устойчивость интереса детей к определенной образовательной программе, предлагаемой деятельности и коллективу. Личностные достижения включат динамику личностных изменений, нравственное развитие учащихся, уровень воспитанности, приобщенность учащихся к культурным ценностям (региональным, российским, мировым), уровень творческой активности детей, уровень практической реализации творческих достижений учащихся. Критериями социально-педагогических результатов являются создание условий для формирования адекватной «Я-концепции»: социализация, адаптация и реабилитация ребенка; педагогическая коррекция; жизненное и профессиональное определение ребенка, забота о здоровье детей и охрана прав детства [4].
Педагогический мониторинг в дополнительном образовании разнонаправлен и уже на ранней стадии своей работы может носить профессиональный характер. Мониторинг разворачивает целую систему индивидуального образовательного пути, как педагога, так и обучающегося в рамках единого социального и образовательного пространства.
Тема семинара-практикума: «Педагогический мониторинг как средство повышения качества образования».
Цель: повышение профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.
Задачи:
- формирование основ организации грамотного мониторинга реализации образовательной программы;
- расширение знаний в области педагогического мониторинга;
- ретрансляция новых идей, подходов, имеющихся в педагогической практике по мониторингу;
- создание условий для повышения методической грамотности;
- организация педагогического мониторинга;
- стимулирование интереса к самообразованию.
Форма проведения: методический семинар.
Участники: педагоги дополнительного образования, методисты.
Оборудование: ноутбук, проектор.
Подготовительная работа: рассылка приглашений и плана семинара-практикума по структурным подразделениям, распечатка раздаточного материала.
Список литературы:
-
Вовна В.И., Короченцев В.В. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием // Инновации в образовании, 2005, № 5
-
Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов // Стандарты и мониторинг, 2000, № 5
-
Лизинский В.М. Критерии оценки и стимулирование педагогической деятельности учителей как один из ресурсов управления образовательным процессом // Завуч, 2005, № 5
-
Литвиненко Э.В. Квалиметрический подход к определению качества управления образовательным учреждением // Педагогика, 2004, № 10
-
Лобашев В.Д., Лобашев И.В. Педагогическая квалиметрия результатов обучения // Стандарты и мониторинг, 2005, № 1
-
Мокшеев В.А. Организация системы мониторинга в образовании // Школьные технологии, 2005, № 1
-
Русских Г.А. Технология мониторинга уровня обученности // Дополнительное образование, 2005, № 8
-
Севрук А.И. Структура информационного обеспечения управления качеством образования // Школьные технологии, 2004, № 6
-
Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе. – М., 2005
-
Трубина И.И. Мониторинг качества образования: проблемы и подходы // Информатика и образование, 2005, № 5
План проведения семинара-практикума:
-
Мониторинг в образовании. Цель, предмет, объект, виды и механизм мониторинга.
-
Процессуальный мониторинг: цель – результат. Примеры.
-
Процессуальный мониторинг (мониторинг образовательной программы «Лучик»).
-
Рефлексия.
Ход семинара-практикума:
-
Приветствие, регистрация участников (если семинар проводится для педагогов других учреждений, то знакомство). Варианты упражнений на приветствие и знакомство.
Процедура "Приветствие на сегодняшний день"
- Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.
-
Доклад ведущего на тему «Мониторинг в образовании. Цель, предмет, объект, виды и механизм мониторинга» (Приложение № 1). Слайдовая презентация (Приложение № 2).
-
Процессуальный мониторинг: цель – результат. Примеры. Слайдовая презентация (Приложение № 3).
-
Рефлексия.
а) упражнение «Открытый микрофон ». Участникам предлагается высказать свое мнение к процессу мониторинга в дополнительном образовании, в применении данного процесса на практике.
б) Оставить свои комментарии к теме семинара в таблице.
Методический семинар «Педагогический мониторинг как средство повышения качества образования» Комментарии педагога |
|
Я посчитал важным |
|
Я приму к сведению полученную информацию и буду работать над… |
|
Я посчитал лишним |
|
Результаты семинара:
-
Педагоги получили пакет методических рекомендаций по проведению педагогического мониторинга в дополнительном образовании (в электронном виде).
-
Наглядно познакомились с системой управления программы через процессуальный мониторинг, на примере программы ДО «Лучик».
Приложения (все материалы по семинару-практикуму).
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества № 1»
г. Красноярска
Методический семинар «Педагогический мониторинг как средство повышения качества образования»
Автор-разработчик:
Журавлева Ольга Анатольевна,
заместитель директора
Красноярск, 2013
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»