В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Методический семинар "Педагогический мониторинг как средство повышения качества образования"

Методический семинар "Педагогический мониторинг как средство повышения качества образования"

Краткое описание
Цель:   повышение профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.
Задачи:
- формирование основ организации грамотного мониторинга реализации образовательной программы;
- расширение знаний в области педагогического мониторинга;
- ретрансляция новых идей, подходов, имеющихся в педагогической практике по мониторингу;
- создание условий для повышения методической грамотности;
- организация педагогического мониторинга;
- стимулирование интереса к самообразованию.
Описание

Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Приложение 1 .docx Скачать

Педагогический мониторинг как эффективное средство профессиональной деятельности педагога

Управление педагогическим процессом и качеством образования требует определенной системы поступления исчерпывающей информации о деятельности как педагога, так и обучающихся. Создать эффективную и целостную систему можно на основе мониторинга.

Понятие «мониторинг» происходит от латинского monitor – напоминающий, надзирающий. Термин изначально использовался в экологии и обозначал слежение, наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. В последнее десятилетие данный термин приобрел более широкий смысл и активно используется в разных науках, в том числе и педагогике.

Вопросы мониторинга в различных сферах жизнедеятельности рассматривали такие авторы, как Август Соломонович Белкин, Игорь Васильевич Бестужев-Лада, Иннокентий Петрович Герасимов, Татьяна Ивановна Заславская, В.Д. Жаворонков, Алексеев и др.

Появление понятия «мониторинг» в сфере образования – это отражение потребности системы управления образованием в наличии качественной, достоверной и надежной информации. Большинство исследователей в педагогике рассматривают мониторинг как средство управления качеством образования. Определение понятию педагогический мониторинг давали разные авторы, в том числе Эвальд Фридрихович Зеер, Август Соломонович Белкин, некоторые считали, что мониторинг равноценен контролю. Это не совсем верно и поэтому в педагогике понятие «мониторинг» стали рассматривать с двух позиций:

  1. как систему (процесс) сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной среде;

  2. как средство получения информации в процессе проведения научного исследования или организации управления контроля.

Наиболее удачным является определение Алексея Николаевича Майорова.

Мониторинг – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации в системе образования или отдельных её элементов, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии дел в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

Понятие «мониторинг» близко к таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация», однако, по мнению Э.Ф. Зеера, все эти понятия являются отдельными элементами мониторинга или его частными случаями.

В связи с этим мониторинг имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, он представляет целостную систему, реализующую множество функций. Во-вторых, в отличие от других близких или похожих педагогических понятий мониторинг обладает следующими особенностями:

  1. Непрерывностью (сбор данных происходит постоянно).

  2. Диагностичностью (подразумевается наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса).

  3. Информационной оперативностью или информативностью (критерии для отслеживания включают наиболее проблемные показатели, на основании которых можно делать вывод об искажениях в отслеживаемых процессах).

  4. Обратной связью, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс.

  5. Научностью (способствует применению обоснованных моделей и отслеживанию параметров).

У разных авторов существует различное множество видов мониторинга. Слайд 6, 7, 8.

Цель мониторинга. Слайд 9,10,11,12.

Механизм мониторинга выглядит следующим образом:

- Цель (системообразующий элемент)

- Объект

- Субъекты

- Предмет

- Критерии и показатели

- Инструментарий

- Процедура сбора и обработки информации

- Принятие управленческого решения

Мониторинг имеет три важных компонента:

- контроль различных сторон деятельности образовательного учреждения;

- система информационного обеспечения управления;

- экспертиза различных сторон деятельности образовательного учреждения. Мониторинг основывается на всех этих компонентах, но не заменяет ни один из них.

В настоящее время в образовании существует разнообразие в определении подходов к содержанию понятия «качество образования», под которым Л.Б. Железнова понимает «социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности».

Среди авторов, работающих над исследованием данной проблемы (Болотов В.А., Железнова Л.Б., Коломиец Б.К., Суббота А.И., Щукина Г.И.) нет единой точки зрения по вопросам определения количества «критериев качества» и их качественных показателей.

Как считает, В.А. Болотов, «Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса. Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» [3].

Работа по оценке качества образования обучающихся в дополнительном образовании осложняется тем, что само понятие «качество образования» является неустоявшимся. Актуальность этой проблемы в дополнительном образовании усилилась и в связи с тем, что образовательные учреждения и их работники стали все чаще подвергаться внешнему оцениванию: кроме оценки потребителей, стала развиваться система государственной оценки качества учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения. Все активнее в жизнь системы дополнительного образования входит промежуточная и итоговая аттестация обучающихся. Несмотря на ряд документов федерального и регионального уровней, задающих нормативные образцы деятельности процедуры оценивания, параметры и критерии оценивания носят слишком общий характер. Одной из главных остается проблема критериальных описаний результатов образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей, определяющих ее качество.

Говоря о достижениях учащихся, как о текущих, так об итоговых, в системе дополнительного образования можно выделить три группы параметров, по которым эти достижения необходимо отслеживать: учебные, личностные, социально-педагогические.

Основными параметрами учебных достижений обучающихся в сфере дополнительного образования выступают: уровень освоения детьми содержания образовательной программы, устойчивость интереса детей к определенной образовательной программе, предлагаемой деятельности и коллективу. Личностные достижения включат динамику личностных изменений, нравственное развитие учащихся, уровень воспитанности, приобщенность учащихся к культурным ценностям (региональным, российским, мировым), уровень творческой активности детей, уровень практической реализации творческих достижений учащихся. Критериями социально-педагогических результатов являются создание условий для формирования адекватной «Я-концепции»: социализация, адаптация и реабилитация ребенка; педагогическая коррекция; жизненное и профессиональное определение ребенка, забота о здоровье детей и охрана прав детства [4].

Педагогический мониторинг в дополнительном образовании разнонаправлен и уже на ранней стадии своей работы может носить профессиональный характер. Мониторинг разворачивает целую систему индивидуального образовательного пути, как педагога, так и обучающегося в рамках единого социального и образовательного пространства.







структура семинара.docx Скачать


Тема семинара-практикума: «Педагогический мониторинг как средство повышения качества образования».


Цель: повышение профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.

Задачи:

- формирование основ организации грамотного мониторинга реализации образовательной программы;

- расширение знаний в области педагогического мониторинга;

- ретрансляция новых идей, подходов, имеющихся в педагогической практике по мониторингу;

- создание условий для повышения методической грамотности;

- организация педагогического мониторинга;

- стимулирование интереса к самообразованию.


Форма проведения: методический семинар.


Участники: педагоги дополнительного образования, методисты.


Оборудование: ноутбук, проектор.


Подготовительная работа: рассылка приглашений и плана семинара-практикума по структурным подразделениям, распечатка раздаточного материала.


Список литературы:

  • Вовна В.И., Короченцев В.В. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием // Инновации в образовании, 2005, № 5

  • Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов // Стандарты и мониторинг, 2000, № 5

  • Лизинский В.М. Критерии оценки и стимулирование педагогической деятельности учителей как один из ресурсов управления образовательным процессом // Завуч, 2005, № 5

  • Литвиненко Э.В. Квалиметрический подход к определению качества управления образовательным учреждением // Педагогика, 2004, № 10

  • Лобашев В.Д., Лобашев И.В. Педагогическая квалиметрия результатов обучения // Стандарты и мониторинг, 2005, № 1

  • Мокшеев В.А. Организация системы мониторинга в образовании // Школьные технологии, 2005, № 1

  • Русских Г.А. Технология мониторинга уровня обученности // Дополнительное образование, 2005, № 8

  • Севрук А.И. Структура информационного обеспечения управления качеством образования // Школьные технологии, 2004, № 6

  • Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе. – М., 2005

  • Трубина И.И. Мониторинг качества образования: проблемы и подходы // Информатика и образование, 2005, № 5


План проведения семинара-практикума:

  1. Мониторинг в образовании. Цель, предмет, объект, виды и механизм мониторинга.

  2. Процессуальный мониторинг: цель – результат. Примеры.

  3. Процессуальный мониторинг (мониторинг образовательной программы «Лучик»).

  4. Рефлексия.

Ход семинара-практикума:

  1. Приветствие, регистрация участников (если семинар проводится для педагогов других учреждений, то знакомство). Варианты упражнений на приветствие и знакомство.

Процедура "Приветствие на сегодняшний день"

- Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

  1. Доклад ведущего на тему «Мониторинг в образовании. Цель, предмет, объект, виды и механизм мониторинга» (Приложение № 1). Слайдовая презентация (Приложение № 2).

  2. Процессуальный мониторинг: цель – результат. Примеры. Слайдовая презентация (Приложение № 3).

  3. Рефлексия.

а) упражнение «Открытый микрофон ». Участникам предлагается высказать свое мнение к процессу мониторинга в дополнительном образовании, в применении данного процесса на практике.

б) Оставить свои комментарии к теме семинара в таблице.




Методический семинар «Педагогический мониторинг как средство повышения качества образования»

Комментарии педагога

Я посчитал важным





Я приму к сведению полученную информацию и буду работать над…



Я посчитал лишним







Результаты семинара:

  1. Педагоги получили пакет методических рекомендаций по проведению педагогического мониторинга в дополнительном образовании (в электронном виде).

  2. Наглядно познакомились с системой управления программы через процессуальный мониторинг, на примере программы ДО «Лучик».


Приложения (все материалы по семинару-практикуму).



титульный лист.docx Скачать

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества № 1»

г. Красноярска











Методический семинар «Педагогический мониторинг как средство повышения качества образования»















Автор-разработчик:

Журавлева Ольга Анатольевна,

заместитель директора













Красноярск, 2013

педагогический менеджмент.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос