презентация опыта работы "Экспериментирование - источник познавательного развития дошкольников"
Краткое описание
создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям
Описание
Сопровождение к презентации Необходимость утверждения исследовательского подхода в образовании наиболее четко выразил русский педагог – исследователь К.Н.Вентцель, говоривший, что «ребенок по натуре своей утилитарист и практик» и утверждавший, что обучение и познание должны быть максимально близки. Поэтому необходимо включать самого ребенка в поиск. В связи с чем, исследовательский метод обучения я рассматриваю, как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения дошкольников. На следующем слайде — девиз моей работы, это слова Василия Александровича Сухомлинского. Опираясь на мнения отечественных педагогов Г.М. Ляминой, А.П.Усовой, Е.А.Панько, изучив методическую литературу, я пришла к выводу о необходимости включения дошкольников в экспериментальную деятельность, в процессе которой дети смогли бы постоянно обнаруживать новые знания, т.к. именно в дошкольном возрасте полученные сведения они заносят в свой банк памяти. Задачи экспериментальной деятельности дошкольников вы видите на экране. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надежно, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. Вот на этом и основано внедрение детского экспериментирования в практику моей работы. Далее вы видите структуру проведения занятия экспериментирования, в процессе которого ребёнку необходимо ответить на следующие вопросы: Как я это делаю? Почему я это делаю именно так, а не иначе? Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате? При изучении темы «Вода» я помогла детям сделать вывод о том, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. В ходе элементарных опытов дети научились определять ее свойства: прозрачная, не имеет вкуса и запаха, бывает холодной, теплой и горячей, в воде растворяются соль и сахар. Также дети познакомились с влиянием солнечного света и тепла на отдельные объекты окружающего мира (лук, ткань, семена). Например, я предлагала детям поэкспериментировать с луком. В ходе неоднократных наблюдений за ростом лука дети пришли к выводу, что лук лучше растет и имеет ярко зеленый цвет в светлом месте. Дети заметили также, что в темном месте перья лука короткие и имеют бледный цвет. А в холодном месте лук рос, но очень медленно. Я убедилась в том, что игры — эксперименты позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для развития познавательной активности. Каково было моё удивление, когда на следующий день после проведенных опытов родители рассказали мне, что их сын показал дома опыт с шишкой. И попросили рассказать, какие еще опыты можно проводить с детьми дома. С этой целью я провела подгрупповую консультацию и оформляла информационные папки-передвижки на темы: «Познание – в действие, или как провести эксперимент с малышом», «Занимательные эксперименты для пап и любознательных дошколят» Подготовила для родителей буклет: «Школа маленького исследователя» — это дало положительные результаты, так как дети с удовольствием рассказывали о том, какие опыты они проводили с родителями, например, с кляксой, или красками; определяли плавучесть предметов; с собственным отражением и др. Таким образом, я могу с уверенностью сказать, что специально организованное исследование свойств и качеств жидких и твёрдых тел — это грандиозное открытие для детей и неиссякаемый источник новой информации. Проводимая мною работа с детьми по элементарному экспериментированию дала положительные результаты. Результаты мониторинга показывают положительную динамику развития детей по данной теме. Мной разработана картотека проведения опытов в детском саду, карты-схемы, конспекты проведения совместной с детьми деятельности по выбранной теме. Оформлена медиатека познавательных игр и экспериментов, таких как «Извержение вулкана», «Волшебные чернила» и др. Конечно, как и в любой работе, я столкнулась с рядом трудностей: мало литературы по детскому экспериментированию; недостаток специального оборудования для проведения опытов; отсутствие укомплектованной и оснащенной мини-лаборатории. Но, тем не менее, меня не пугают эти трудности, я буду проводить эту работу, потому что развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах — необходимое условие успешного становления личности дошкольника. Поэтому заканчиваю презентацию своего опыта работы словами известного психолога П. П. Блонского: «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». Спасибо за внимание!
Размещено в
разделе:
Дошкольное образование
Воспитатель
Дидактические материалы
Подготовительная группа
22 января 2014
Файлы
Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников».pptx
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»