Литературно-музыкальная композиция «Стучимся в ваши сердца»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Сергиевская средняя общеобразовательная школа |
Стучимся в ваши сердца |
Литературно-музыкальная композиция |
|
Воловатова Ирина Александровна, Калинина Елена Петровна |
03.04.2013 |
Литературно- музыкальная композиция посвящена книге В.Дроботова «Босоногий гарнизон» о наших земляках мальчишках. Скучный заученный текст о событиях Великой Отечественной войны уже не вызывает интереса у подростков, поэтому и введены в работу такие мероприятия, как инсценированная песня, литературно-музыкальная композиция, уроки мужества, сопровождаемые презентациями, в которых, благодаря документальным кадрам, фотографиям, передается историческая эпоха, о которой идет речь. Наш город-это город, овеянный славой, город-памятник русским солдатам, погибшим на Сталинградской земле. Мы, педагоги, не имеем права спустя рукава относиться к мероприятиям, отражающим события страшной войны. Главное в любом мероприятии – дать возможность ребенку раскрыться, самореализовать свои возможности и талант. В качестве примера одного из мероприятий по патриотическому воспитанию подростков хочется поделиться сценарием внеклассного мероприятия – литературно-музыкальной композицией по теме: «Стучимся в ваши сердца» (по книге В. Дроботова «Босоногий гарнизон») |
В соответствии с ФГОС предполагаемыми результатами освоения данной темы учащимися должны стать личностные результаты, среди которых следует выделить универсальные учебные действия, позволяющие осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений; осознавать свою идентичность как гражданина страны; формировать способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом, развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных способностей, творческих способностей учащихся; метапредметные результаты, среди которых умение использовать различные источники исторической информации, анализировать и обобщать факты, обосновывать выводы; предметные результаты, к которым относятся следующие: познакомить с книгой В.Дроботова «Босоногий гарнизон», о наших земляках, мальчишках, живших в хуторе Вербовка, Калачевского района; распространять сведения о защитниках Родины, наших земляках – детях, во время Великой Отечественной войны. характеризовать жизнь людей в годы войны, привлекая информацию исторических источников, в том числе музейных материалов, воспоминаний.
Основную цель занятия можно сформулировать следующим образом: развитие познавательного интереса к истории нашей страны, формирование гражданской позиции учащихся, расширение знаний учащихся о событиях Великой Отечественной войны, совершенствование форм краеведческой работы с детьми, воспитание чувства долга и ответственности за историческое прошлое Родины.
Оснащение мероприятия: компьютер (2 шт.), мультимедийный проектор, экран, презентация, колонки, микрофоны ( 3шт).
Оформление: деревья (4 шт), бревно.
Список используемой литературы:
-
Дроботов В. Босоногий гарнизон. Нижне-Волжское книжное издательство, 1968.
-
Симонов К. Стихи о войне. –М: Эксмо, 2010
-
Рождественский Р. –М: Худ. лит-ра,1979
-
Социальная сеть работников образования nsportal.ru.- Методическая разработка по теме: «Подвиг «Босоногого гарнизона», Чебакова Н.В. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/library/vneklassnoe-meropriyatie-podvig-bosonogogo-garnizona
Литературно-музыкальная композиция
«Стучимся в ваши сердца».
Слайд №1.
Звучит песня «Мальчишки» (музыка А. Островский, слова И. Шаферан) в исполнении девочек.
Рисует узоры мороз на оконном
стекле,
Но нашим мальчишкам сидеть
не по нраву в тепле.
Мальчишки, мальчишки
несутся по снежным горам.
Мальчишки,
мальчишки, ну как не завидовать вам?
Когда протрубили тревогу в
любимом краю,
Застыли мальчишки в
суровом солдатском строю.
Мальчишки,
мальчишки вы первые кинулись в бой,
Мальчишки, мальчишки страну заслонили
собой.
Слайд №2
Звучит музыка песни «Священная война». На фоне песни ведущие читают:
1.Ведущий: Тот
самый длинный день в году
С его
безоблачной погодой
Нам выдал общую
беду
На всех, на все 4 года.
Она такой
вдавила след
И стольких на земь
положила
Что 30 лет и 60.
Живым не
верится, что живы.
Слайд №3
2.Ведущий: Гудит земля. Пылит песок.
В испуге голубь вьётся
Идут составы на восток,
Враг к Сталинграду рвётся.
Уборку нив огонь ведёт,
Хлеба под корень косит
И ветер горько обдаёт
Сады, дороги просек.
(Взрывы) 1.Ведущий: Скоро пушки и бомбы загрохотали и у хутора Вербовка. Слайд №4. Тёплым ранним утром разрывы снарядов разбудили братьев Тимониных – Аксёна и Тимошку. Аксён был старший. Ему пошёл пятнадцатый год. Тимошка же был в хуторе первым забиякой. Не будь войны, учились бы они в школе. Сделали бы новый планер... Но война заставила ребят заниматься другими делами. Они создали отряд из 17-ти человек, чтобы бороться с фашистами.
(Под музыку песни «От героев былых времен…» выходят ребята) Слайд №5.
2.Ведущий: Тоскливо вербы смотрят ввысь,
И уток крик отчаян...
Однажды в пойме собрались
Мальчишки – вербовчане.
Сидят молчат. Сжал кулаки
Душа ребят – Аксюха.
И слышно – вправо от реки
Снаряды рвутся глухо.
Он смотрит прямо всем в глаза,
Не любит слов – пустышек.
Уж если что Аксён сказал, -
Закон для всех мальчишек.
Аксен: Что б ни случилось, я – не трус!
Даю вам в этом слово...
Фашистам буду мстить, клянусь!..
2.Ведущий: И снова стало тихо.
1.Ведущий: Лишь звук сердец слышней, слышней,
Во взглядах гнева вспышки…
И в напряжённой тишине
Все поклялись мальчишки:
Ребята хором: «Мстить ненавистному врагу
Везде, где только можно...»
( гул самолета) Слайд №6
2.Ведущий: Однажды в небе трепетали розовые листки. Они все ниже опускались к земле. Ребята кинулись подбирать листовки. Аксен поднял один листок. На нем был напечатан крупный портрет Гитлера — с усиками и челкой. Слайд №7.
Аксен: - Крестьяне Дона, — медленно прочитал Аксен. — Славные донские казаки! Сталинград окружен. Доблестная немецкая армия добивает большевиков. Фюрер дает вам полную свободу. Встречайте германских солдат хлебом-солью. Да здравствует фюрер…
Ребята затихли. Аксен помрачнел. Ветер трепал листовку в его руках.
Семка: - Тимош… Тимош, — шепнул Семка, толкнув Тимошку в бок.
Тимошка: — Чего еще, — сердито отозвался Тимошка.
Семка: — А фашисты… они люди?
Тимошка неожиданно размахнулся и дал Семке подзатыльник.
Тимошка: — Дурак! — сказал он.
Семка: — Чего ты дерешься, — захныкал Семка. — У него спрашивают, а он дерется…
Аксен: — Эх, вы! — крикнул Аксен. — Чего порядок нарушаете? Тимошка, в чем дело?
Тимошка насупился, а Семка выбежал вперед и пожаловался:
Семка: — Да я спрашиваю у него, Ксеша, фашисты, мол, люди? Мамка сказывает, никакие они не люди, а черти рогатые… Так он по затылку.
Аксен: — Придут, увидишь — люди или черти рогатые, — сказал Аксен серьезно. — А сейчас идемте!
1.Ведущий: Но вот немцы вошли в сам хутор. Слайд №8.
Звучит симфония №7 Д. Шостаковича.
За окном сапог тяжёлых топот,
Наглый смех, огонь и дым густой.
Движется арийская Европа
По знакомой улице родной.
И сразу же гарнизон юных мстителей начинает действовать.
Слайд №9.
2.Ведущий: Вёл в разведку Аксен
боевой гарнизон
через речку и овраг.
1.Ведущий: Вот Тимошка тайком
В склад пробрался ползком
Не видать тебе почты враг!
2.Ведущий: В один из дней был совершен дерзкий налет на почту и похищены мешки с ценными документами и письмами.
1.Ведущий: Фашисты страшно встревожены
Письма их уничтожены,
Их ребята тайком в мешке
Утопили в реке.
2.Ведущий: На краю хутора в амбарах немцы прятали продукты. Об этом узнал Тимошка. Он то и предложил Аксёну совершить налёт на склады фашистов.
(Под музыку песни «От героев былых времен…» выходит военный и усаживается на бревно)
1.Ведущий: Оставив ребят охранять добычу, Аксен подошел к перелеску, раздвинул кусты. В балочке, он увидел человека. Аксен вздрогнул и замер на месте. Его пронзил страх. Он хотел отпрянуть назад, но споткнулся, присел на холодную землю.
Военный: — Кто тут? — услышал Аксен хриплый, тревожный голос из зарослей. Незнакомец приподнялся. А-а, парень, — сказал он спокойно. — Ну, ты что здесь делаешь?
Аксен робко подошел к неизвестному. Человек попробовал подтянуть правую ногу, но вдруг скрипнул зубами от боли.
— Сломал? — спросил Аксен.
— Ранили меня… Деревня близко?
— Недалеко.
— Ты оттуда?
— Оттуда.
Раненый настороженно повел головой, тихо спросил:
— Что немцы делают?
Аксен молчал.
— Да ты не бойся. Я из любопытства спросил.
— А кто тебя ранил? — наконец, набрался храбрости и спросил Аксен. — Немцы?
Раненый медлил с ответом. Он повернулся на бок, опять скрипнул зубами.
— Больно? — участливо спросил Аксен и нагнулся над ним.
— Больно, — шепнул раненый. — Почти в упор стреляли, сволочи…
Теперь Аксен не сомневался, что перед ним свой, советский человек.
— Тебе прятаться надо, — просто сказал он. — Здесь немцы бывают.
— А ты поможешь? — неожиданно спросил раненый. — Мне переждать бы немного. Нога подживет — к своим пробраться попробую. Наши там дерутся.
— Немцы говорят: Сталинград сдался.
— Сдался? — раненый привстал на руках. — Брешут. Народ мутят. Этот город они не возьмут.
— Скажи, откуда ты знаешь про Сталинград? —спросил Аксен.
— Недельку назад в Калаче пленных видел, — спокойно и прямо ответил раненый.
— Ты в Калаче был?
— В Калаче. В лагере. Трое нас бежало. Немцы узнали, что мы командиры, и хотели расстрелять. Ну, мы не стали ждать. Ребятишки, вот такие, как ты, помогли. Тебя как зовут-то?
— Аксен.
— Так вот, Аксен, молчи, что меня видел. А если кусок хлеба принесешь и чистую тряпку, по гроб не забуду тебя. Понял?
— Принесу, — ответил Аксен. — А насчет того, что видел, — могила.
Над перелеском раздался протяжный тонкий свист. Раненый вздрогнул.
— Не пугайся, — тихо сказал Аксен. — Это ребята свистят. Мы тут одно дело обделали, продукты у немцев стащили. Спрятать надо и тебе мы поможем. ( Ребята вышли и увели раненого)
1.Ведущий: Мальчишки укрыли и выхаживали советского офицера, бежавшего из Калачёвского лагеря для военнопленных. Вскоре на комендатуре появилась листовка. Слайд №10.
“Товарищи! Немцы брешут, что Советская власть разбита. Брешут, сволочи, что Сталинград сдался. Сталинград наш, и наши скоро придут. Не верьте гадам. Партизаны”.
2.Ведущий: Вот листовки висят,
Вот листовки гласят:
«Не сдаётся наш Сталинград!
И ведёт смертный бой
Со звериной ордой
Сталинград наш, солдат – герой»
1.Ведущий: Староста хутора и гитлеровцы все-таки догадались, кто являлся “партизанами”. Мальчишек схватили. Трое суток жестоко пытали.
Выходят ребята.
( Звучит музыка Т.Альбиони
«Адажио» и на её фоне ведущие читают
стихотворение). Слайд №11.
1.Ведущий:
Там, где в колхозе силосная
яма, днём разыгралась кровавая
драма.
2.Ведущий:Драма
кровавая, жуткая драма: стала могилой
силосная яма.
1.Ведущий:Десять
мальчишек бандиты убили. В яму, как
кошек, бедняжек зарыли. Слайд
№12.
2.Ведущий:Десять
мальчишек: Ивана, Семёна,
1.Ведущий:Васеньку, Колю,
2.Ведущий:Емелю,Аксёна.
1.Ведущий:Руки
пред казнью бандиты связали, пули
фашистов сердца пронизали.
2.Ведущий:Горько
рыдали их мамы. Нет! Не забыть нам
аверинской драмы.
(Музыка продолжает звучать, медленно выходит Мать и на фоне музыки читает стихотворение.)Слайд №13.
Мать (во всем черном):
Ой, зачем ты, солнце, красное,
все уходишь - не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
Сын, не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу,
Прилечу орлицей быстрою…
Отзовись моя кровиночка!
Маленький, единственный…
Белый свет не мил.
Изболелась я.
Возвратись, моя надежда!
Зернышко мое.
Зорюшка моя.
Горюшко мое,- где же ты?
Не могу найти дороженьки,
Чтоб заплакать над могилою…
Не хочу я ничегошеньки-
Только сына милого.
За лесами моя ластынька!
За горами - за громадами…
Если выплаканы глазыньки-
Сердцем плачут матери.
Белый свет не мил.
Изболелась я.
Возвратись моя надежда!
Зернышко мое.
Зорюшка моя.
Горюшко мое, - где же ты?
(Роберт Рождественский «Реквием»)
Выходит маленькая девочка во всем белом и исполняет отрывок Джулио-Каччини "Аве-Мария". Слайд №14.
Звучит музыка Роберта Шумана « Грёзы» и на её фоне ведущие читают стихотворение:
1.Ведущий: Есть в Вербовке, в балке священное место. Слайд №15.
Там ходит волной серебристый ковыль.
Большой обелиск из гранитного камня,
Ковром застилает всю землю полынь.
Мальчишки – герои лежат под гранитом,
Средь них неизвестных героев там нет.
Никто не забыт! И ничто не забыто!
Пусть даже пройдет еще тысяча лет. Слайд №16.
1.Ведущий: Земля пропиталась их кровью горячей,.
И не потому ли среди ковыля
Тюльпаны алеют весеннею ранью,
Как капельки крови на солнце горят.
Большая задача стоит перед нами –
И помнить ее суждено на всю жизнь.
Они этот мир от врагов защищали,
И нам завещали его сохранить. Слайд №17.
Все участники исполняют песню «От героев былых времен»
Слайд №18.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Современная концепция дошкольного детства: от «зоны ближайшего развития» к «пространству детской реализации» (ПДР)»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Избыточное употребление пищи (переедание): физиологические, психологические и социальные причины»