В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Коррекционные занятия

Коррекционные занятия

Татьяна Ильясова
Тип материала: Программа
просмотров: 4325
Краткое описание
    Коррекционные занятия для учащихся начального звена включены в учебный план с пропедевтически-диагностической целью. В классах ССД (ГУО) среднего и старшего звена коррекционные занятия способствуют   социализации воспитанников. Основное содержание занятий - диагностика и целенаправленное развитие познавательных процессов учащихся.
Описание
Пояснительная записка к программе коррекционных занятий
для учащихся специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида
Коррекционные занятия для учащихся начального звена включены в учебный план с пропедевтически-диагностической целью. В классах ССД (ГУО) среднего и старшего звена коррекционные занятия способствуют социализации воспитанников. Основное содержание занятий — диагностика и целенаправленное развитие познавательных процессов учащихся.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Учебный план рассчитан на 34 часа. Программа имеет 6 уровней сложности. Подгруппы формируются из 2-4 человек, уровень программы для подгруппы определяется по результатам диагностики. Время занятия с 1 подгруппой 15-20 минут.
Цель:повышение уровня как психологической, так и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению.
Задачи:
  1. Учить выполнять развивающие задания, добиваясь положительного результата.
  2. Воспитывать уверенность в своих возможностях, интерес к обучению.
  3. Развивать высшие психические функции (логическую память, произвольное внимание, осмысленное восприятие, логическое мышление).
Принципы построения коррекционных занятий:
  1. Доступность. Задания соответствует возрасту и уровню актуального развития учащихся.
  2. Последовательность. Переход к новому после усвоения изученного.
  3. Цикличность. Направления работы одинаковы во всех подгруппах учащихся, но с каждым новым циклом усложняются.
  4. Учет зоны ближайшего развития. Используются задания, которые ученик может выполнить с помощью учителя.
  5. Практическая деятельность. Все задания связаны с выполнением практических заданий с очевидным результатом.
  6. Игровая форма. Формирует позитивное отношение к занятиям, развивает положительные эмоциональные стороны личности учащегося.


Блоки коррекционных занятий


Содержание занятия
часы
1
Ориентирование в пространстве.
4
2
Восприятие и воображение.
5
3
Развитие произвольного внимание.
7
4
Формирование элементов логического мышления.
6
5
Ориентирование во времени.
4
6
Тренировка разных видов памяти.
8
Список УМК:
  1. Программы специальных (корреционных) образовательных учреждений УШ вида. Под ред. В. В. Воронковой. М., «Просвещение» 2009 г.
  2. В. М. Астапов «Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии». М. «Международная педагогическая академия», 2004 г.
  3. Формирование интереса к учению школьников. Под ред. А. К. Марковой. М. «Педагогика», 2006 г.
  4. А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская «Дидактические игры на уроках русского языка». М., «Просвещение», 2001 г.
  5. С. Д. Забрамная «Ваш ребенок учится во вспомогательной школе». Москва «Педагогика», 2003 г.
  6. Н. Н. Васильева, Н. В. Новоторцева «Развивающие игры для дошкольников». Ярославль «Академия развития», 2008 г.
  7. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина «Логика». М., «ЭКСМО-Пресс», 2000 г.
  8. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина «Учимся запоминать». М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2001 г.
  9. Ф. С. Завельский «Время и его измерение». М., «Наука», 2007 г.
  10. Л. Ф.Тихомирова «Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей у младших школьников». Ярославль «Академия развития» 2004 г.
  11. Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина «1000 загадок». Ярославль «Академия развития» 2007 г.
  12. З. А. Михайлова «Игровые занимательных задачи для дошкольников». М., «Просвещение», 2000 г.
  13. Нэнси Касоларо «Учимся думать. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей» (1-2 часть), под ред. Сьюзен Американер, Энн Лейнер, пер. Н. Г. Феоктистова. Спб «Сова», 1993г.
  14. Игра «Пословицы». ООО «ВикРус», 2004 г.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
КЗ-1.doc Скачать

П
рограмма коррекционных занятий № 1

Содержание занятия

часы

I

Ориентирование в пространстве. (4 ч.)


1

Диагностика ориентирования в пространстве.

1

2

Части тела.

1

3

Верх и низ.

1

4

Право и лево.

1

II

Восприятие и воображение. (5 ч.)


5

Диагностика восприятия.

1

6

Сравнение предмета и изображения.

1

7

Сравнение цветного и контурного изображения.

1

8

Сравнение цветного изображения и тени предмета.

1

9

Выделение контура предмета из зашумленного изображения.

1

III

Развитие произвольного внимание. (7 ч.)


10

Диагностика внимания.

1

11

Раскрашивание 1 фигуры по образцу.

1

12

Продолжение узора из двух фигур.

1

13

Продолжение ряда из 3 фигур.

1

14

Д/и «Что изменилось?» (3 +/- предмет).

1

15

Д/и «Что изменилось?» (4 +/- предмет).

1

16

Д/и «Найди отличия» (до 5 отличий).

1

IV

Формирование элементов логического мышления. (6 ч.)


17

Диагностика мышления.

1

18

Д/и «Четвертый лишний» (геометрические фигуры).

1

19

Д/и «Четвертый лишний» (одушевленные и неодушевленные).

1

20

Разрезные картинки (2-4 элемента).

1

21

Д/и «Почини коврик» (1-2 детали).

1

22

Д/и «Почини коврик» (3-4 детали).

1

V

Ориентирование во времени. (4 ч.)


23

Диагностика временных представлений.

1

24

Части суток.

1

25

Времена года.

1

26

Возраст людей (членов семьи).

1

VI

Тренировка разных видов памяти. (8 ч.)


27

Диагностика памяти.

1

28

Д/и «Назови и запомни» (2-4 картинки).

1

29

Д/и «Веселый барабанщик» (отстукивание ритма по образцу).

1

30

Д/и «Повтори и запомни» (2-4 односложных слова).

1

31

Раскрашивание по памяти геометрических фигур.

1

32

Раскрашивание по памяти предметной картинки.

1

33

Д/и «Цветные танцы» (соотнесение цвета с движением -

3 движения).

1

34

Д/и «Цветные танцы» (соотнесение цвета с движением -

до 5 движений).

1


КЗ-2.doc Скачать

П
рограмма коррекционных занятий № 2

Содержание занятия

часы

I

Ориентирование в пространстве. (4 ч.)


1

Диагностика ориентирования в пространстве.

1

2

Части тела, показ на себе, игрушке, другом человеке.

1

3

Верх и низ, ориентирование на вертикальной плоскости.

1

4

Право и лево, ориентирование на вертикальной плоскости и в схеме тела.

1

II

Восприятие и воображение. (5 ч.)


5

Диагностика восприятия.

1

6

Сравнение изображений знакомого предмета, выполненных разными способами.

1

7

Сравнение цветной и черно-белой фотографии, узнавание людей и предметов.

1

8

Узнавание геометрических фигур и предметов по тени.

1

9

Выделение знакомых букв из зашумленного изображения.

1

III

Развитие произвольного внимание. (7 ч.)


10

Диагностика внимания.

1

11

Раскрашивание одной фигуры по образцу (3 цвета).

1

12

Продолжение узора из трех фигур.

1

13

Продолжение ряда из 4 фигур.

1

14

Д/и «Что изменилось?» (4 +/- предмет).

1

15

Д/и «Что изменилось?» (перестановка предметов).

1

16

Д/и «Найди отличия» (до 7 отличий).

1

IV

Формирование элементов логического мышления. (6 ч.)


17

Диагностика мышления.

1

18

Д/и «Четвертый лишний» (цвет и форма).

1

19

Д/и «Четвертый лишний» (явные отличия).

1

20

Разрезные картинки (4-6 элементов, прямые линии разреза).

1

21

Д/и «Почини коврик» (3-4 детали).

1

22

Д/и «Почини коврик» (4-6 деталей).

1

V

Ориентирование во времени. (4 ч.)


23

Диагностика временных представлений.

1

24

Части суток, режим дня школьника.

1

25

Времена года. Зависимость продолжительности частей суток от времени года.

1

26

Возрастные группы людей.

1

VI

Тренировка разных видов памяти. (8 ч.)


27

Диагностика памяти.

1

28

Д/и «Назови и запомни» (3-5 картинок).

1

29

Д/и «Веселый барабанщик» (отстукивание ритма по образцу).

1

30

Д/и «Повтори и запомни» (4-5 односложных слова).

1

31

Раскрашивание по памяти геометрических фигур (3 фигуры).

1

32

Раскрашивание по памяти предметной картинки (до 4 цветов).

1

33

Д/и «Цветные танцы» (соотнесение цвета с движением -

4 движения).

1

34

Д/и «Цветные танцы» (соотнесение цвета с движением и звуком -

до 5 движений).

1


КЗ-3.doc Скачать

П
рограмма коррекционных занятий № 3

Содержание занятия

часы

I

Ориентирование в пространстве. (4 ч.)


1

Диагностика ориентирования в пространстве.

1

2

Части тела (право-лево, верх-низ).

1

3

Ориентирование на горизонтальной плоскости (листе бумаги, столе).

1

4

Ориентирование на горизонтальной плоскости (сложные инструкции).

1

II

Восприятие и воображение. (5 ч.)


5

Диагностика восприятия.

1

6

Сравнение изображений предметов с геометрическими фигурами.

1

7

Рисование предметов на основе прямоугольника.

1

8

Рисование предметов на основе круга.

1

9

Выделение знакомых букв из зашумленного изображения (2-4 буквы).

1

III

Развитие произвольного внимание. (7 ч.)


10

Диагностика внимания.

1

11

Д/и "Кодирование" (2 фигуры).

1

12

Продолжение узора из трех предметов.

1

13

Дорисовывание половинки предмета.

1

14

Нахождение заданной группы предметов на сюжетной картинке.

1

15

Д/и «Что изменилось?» (перестановка предметов).

1

16

Д/и «Найди отличия» (до 10 отличий).

1

IV

Формирование элементов логического мышления. (6 ч.)


17

Диагностика мышления.

1

18

Д/и «Четвертый лишний» (предметные картинки).

1

19

Д/и «Четвертый лишний» (предметные картинки, смежные группы).

1

20

Разрезные картинки (до 8 элементов, прямые линии разреза).

1

21

Д/и «Почини коврик» (4-6 деталей).

1

22

Рисование по клеткам по образцу.

1

V

Ориентирование во времени. (4 ч.)


23

Диагностика временных представлений.

1

24

Дни недели, будни и выходные.

1

25

Времена года и месяцы.

1

26

Вчера, сегодня, завтра.

1

VI

Тренировка разных видов памяти. (8 ч.)


27

Диагностика памяти.

1

28

Д/и «Назови и запомни» (до 7 картинок).

1

29

Д/и «Мнемоника» (3 пары картинок).

1

30

Д/и «Повтори и запомни» (до 7 слов).

1

31

Д/и «Мнемоника» (4 пары картинок).

1

32

Раскрашивание по памяти предметной картинки (до 6 цветов).

1

33

Д/и «Расскажи стихи руками» (разучивание стихотворения, сопровождаемое движениями).

1

34

Д/и «Расскажи стихи руками» (рассказывание стихотворения, сопровождаемое движениями).

1


КЗ-4.doc Скачать

П
рограмма коррекционных занятий № 4

Содержание занятия

часы

I

Ориентирование в пространстве. (4 ч.)


1

Диагностика ориентирования в пространстве.

1

2

Части тела (право-лево, верх-низ, сложные инструкции).

1

3

Д/и "Где спрятался жучок?" (ориентирование на горизонтальной плоскости).

1

4

Понимание предлогов, д/и "Положи, куда скажу".

1

II

Восприятие и воображение. (5 ч.)


5

Диагностика восприятия.

1

6

Сравнение изображений предметов с геометрическими фигурами на сюжетной картинке.

1

7

Рисование предметов на основе треугольника.

1

8

Рисование предметов на основе овала.

1

9

Выделение знакомых букв из наложенного изображения (2-4 буквы).

1

III

Развитие произвольного внимание. (7 ч.)


10

Диагностика внимания.

1

11

Д/и "Кодирование" (3 фигуры).

1

12

Продолжение узора из 4-х предметов.

1

13

Рисование отражения предмета.

1

14

Нахождение заданной группы предметов на сюжетной картинке.

1

15

Д/и «Что изменилось?» (изменения в одежде детей).

1

16

Д/и «Найди отличия» (10 отличий).

1

IV

Формирование элементов логического мышления. (6 ч.)


17

Диагностика мышления.

1

18

Д/и «Четвертый лишний» (невербально).

1

19

Д/и «Четвертый лишний» (вербально, контрастные группы).

1

20

Разрезные картинки (до 8 элементов, прямые и диагональные линии разреза).

1

21

Детское лото "Профессии".

1

22

Отгадывание загадок.

1

V

Ориентирование во времени. (4 ч.)


23

Диагностика временных представлений.

1

24

Дни недели, будни и выходные, расписание уроков.

1

25

Времена года и месяцы. Дни солнцестояния и равноденствия.

1

26

Что сначала, что потом - логические цепочки.

1

VI

Тренировка разных видов памяти. (8 ч.)


27

Диагностика памяти.

1

28

Д/и «Назови и запомни» (до 10 картинок).

1

29

Д/и «Мнемоника» (4 пары картинок).

1

30

Д/и «Повтори и запомни» (до 10 слов).

1

31

Д/и «Мнемоника» (5 пар картинок).

1

32

Дорисовывание деталей предмета по памяти.

1

33

Д/и «Расскажи стихи руками» (разучивание стихотворения, сопровождаемое движениями).

1

34

Д/и «Расскажи стихи руками» (рассказывание стихотворения, сопровождаемое движениями).

1


КЗ-5.doc Скачать

П
рограмма коррекционных занятий № 5

Содержание занятия

часы

I

Ориентирование в пространстве. (4 ч.)


1

Диагностика ориентирования в пространстве.

1

2

Д/и "Иди, куда скажу" (простые инструкции - направление и количество шагов).

1

3

Д/и "Где спрятался жучок?" (ориентирование на горизонтальной плоскости).

1

4

Д/и "Иди, куда скажу" (инструкции из 2-3-х частей).

1

II

Восприятие и воображение. (5 ч.)


5

Диагностика восприятия.

1

6

Д/и "Что в руках у малышей?" (развитие воображения).

1

7

Рисование картинки на основе данной фигуры (индивидуальные задания).

1

8

Мимика - анализ картинок с разными выражениями лиц.

1

9

Чтение разнообразных шрифтов.

1

III

Развитие произвольного внимание. (7 ч.)


10

Диагностика внимания.

1

11

Д/и "Кодирование" (4 фигуры).

1

12

Продолжение узора из 4-х предметов (форма и цвет).

1

13

Рисование отражения предмета сложной формы.

1

14

Нахождение заданной группы предметов на сюжетной картинке.

1

15

Д/и «Что изменилось?» (изменения в одежде детей).

1

16

Д/и «Найди отличия» (10 отличий).

1

IV

Формирование элементов логического мышления. (6 ч.)


17

Диагностика мышления.

1

18

Д/и «Четвертый лишний» (вербально, контрастные группы ).

1

19

Д/и «Четвертый лишний» (вербально, смежные группы).

1

20

Разрезные картинки (до 10 элементов, прямые и диагональные линии разреза).

1

21

Детское лото "Профессии".

1

22

Отгадывание загадок о предметах и явлениях природы.

1

V

Ориентирование во времени. (4 ч.)


23

Диагностика временных представлений.

1

24

Части суток и часы.

1

25

Знакомство со стрелками часов.

1

26

Определение режимных моментов школьника по часам со стрелками.

1

VI

Тренировка разных видов памяти. (8 ч.)


27

Диагностика памяти.

1

28

Д/и «Разложи, как было» (до 10 картинок).

1

29

Д/и «Мнемоника» (5 пары картинок).

1

30

Д/и «Повтори и запомни» (до 10 слов).

1

31

Д/и «Мнемоника» (6 пар картинок).

1

32

Разучивание стихотворения с опорными картинками.

1

33

Рассказывание стихотворения по опорным картинкам.

1

34

Разучивание скороговорки.

1


КЗ-6.doc Скачать

П
рограмма коррекционных занятий № 6

Содержание занятия

часы

I

Ориентирование в пространстве. (4 ч.)


1

Диагностика ориентирования в пространстве.

1

2

Д/и "Иди, куда скажу" (сложные инструкции).

1

3

Д/и "Где спрятался жучок?" (поле 10х10, буквы и цифры).

1

4

Д/и "Морской бой".

1

II

Восприятие и воображение. (5 ч.)


5

Диагностика восприятия.

1

6

Д/и "Каляки" (дорисовывание предмета из произвольной линии).

1

7

Мимический кубик.

1

8

Мимика - анализ картинок с разными выражениями лиц.

1

9

Чтение фраз, написанных разными шрифтами.

1

III

Развитие произвольного внимание. (7 ч.)


10

Диагностика внимания.

1

11

Д/и "Кодирование" (4 фигуры, взаимопроверка).

1

12

Продолжение узора из 5-х предметов (форма и цвет).

1

13

Копирование рисунка по клеткам.

1

14

Картинка "Нелепица".

1

15

Д/и «Что изменилось?» (изменения в одежде детей, до 3-х признаков).

1

16

Д/и «Найди отличия» (10 отличий, индивидуальные задания).

1

IV

Формирование элементов логического мышления. (6 ч.)


17

Диагностика мышления.

1

18

Д/и «Четвертый лишний» (вербально, смежные группы).

1

19

Д/и «Четвертый лишний» (вербально, с обоснованием).

1

20

Тексты со скрытым смыслом.

1

21

Сказка с разными концами.

1

22

Отгадывание загадок о предметах и явлениях природы.

1

V

Ориентирование во времени. (4 ч.)


23

Диагностика временных представлений.

1

24

Виды и назначение календарей.

1

25

Виды и назначение часов.

1

26

Определение режимных моментов школьника по часам.

1

VI

Тренировка разных видов памяти. (8 ч.)


27

Диагностика памяти.

1

28

Д/и «Восстанови ряд» (до 10 картинок).

1

29

Д/и «Мнемоника» (6 пар картинок).

1

30

Разучивание стихотворения по опорным картинкам.

1

31

Рассказывание стихотворения по опорным картинкам.

1

32

Разучивание стихотворения с движениями.

1

33

Рассказывание стихотворения с движениями.

1

34

Разучивание скороговорки (индивидуальные задания).

1


пояснительная и УМК КЗ.doc Скачать

П
ояснительная записка к программе коррекционных занятий

для учащихся специальной (коррекционной)

общеобразовательной школы VIII вида

Коррекционные занятия для учащихся начального звена включены в учебный план с пропедевтически-диагностической целью. В классах ССД (ГУО) среднего и старшего звена коррекционные занятия способствуют социализации воспитанников. Основное содержание занятий - диагностика и целенаправленное развитие познавательных процессов учащихся.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Учебный план рассчитан на 34 часа. Программа имеет 6 уровней сложности. Подгруппы формируются из 2-4 человек, уровень программы для подгруппы определяется по результатам диагностики. Время занятия с 1 подгруппой 15-20 минут.

Цель: повышение уровня как психологической, так и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению.

Задачи:

  1. Учить выполнять развивающие задания, добиваясь положительного результата.

  2. Воспитывать уверенность в своих возможностях, интерес к обучению.

  3. Развивать высшие психические функции (логическую память, произвольное внимание, осмысленное восприятие, логическое мышление).

Принципы построения коррекционных занятий:

  1. Доступность. Задания соответствует возрасту и уровню актуального развития учащихся.

  2. Последовательность. Переход к новому после усвоения изученного.

  3. Цикличность. Направления работы одинаковы во всех подгруппах учащихся, но с каждым новым циклом усложняются.

  4. Учет зоны ближайшего развития. Используются задания, которые ученик может выполнить с помощью учителя.

  5. Практическая деятельность. Все задания связаны с выполнением практических заданий с очевидным результатом.

  6. Игровая форма. Формирует позитивное отношение к занятиям, развивает положительные эмоциональные стороны личности учащегося.


Блоки коррекционных занятий

Содержание занятия

часы

1

Ориентирование в пространстве.

4

2

Восприятие и воображение.

5

3

Развитие произвольного внимание.

7

4

Формирование элементов логического мышления.

6

5

Ориентирование во времени.

4

6

Тренировка разных видов памяти.

8

С
писок УМК:

  1. Программы специальных (корреционных) образовательных учреждений УШ вида. Под ред. В. В. Воронковой. М., «Просвещение» 2009 г.

  2. В. М. Астапов «Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии». М. «Международная педагогическая академия», 2004 г.

  3. Формирование интереса к учению школьников. Под ред. А. К. Марковой. М. «Педагогика», 2006 г.

  4. А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская «Дидактические игры на уроках русского языка». М., «Просвещение», 2001 г.

  5. С. Д. Забрамная «Ваш ребенок учится во вспомогательной школе». Москва «Педагогика», 2003 г.

  6. Н. Н. Васильева, Н. В. Новоторцева «Развивающие игры для дошкольников». Ярославль «Академия развития», 2008 г.

  7. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина «Логика». М., «ЭКСМО-Пресс», 2000 г.

  8. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина «Учимся запоминать». М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2001 г.

  9. Ф. С. Завельский «Время и его измерение». М., «Наука», 2007 г.

  10. Л. Ф.Тихомирова «Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей у младших школьников». Ярославль «Академия развития» 2004 г.

  11. Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина «1000 загадок». Ярославль «Академия развития» 2007 г.

  12. З. А. Михайлова «Игровые занимательных задачи для дошкольников». М., «Просвещение», 2000 г.

  13. Нэнси Касоларо «Учимся думать. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей» (1-2 часть), под ред. Сьюзен Американер, Энн Лейнер, пер. Н. Г. Феоктистова. Спб «Сова», 1993г.

  14. Игра «Пословицы». ООО «ВикРус», 2004 г.

Выбор программы коррекции.odt Скачать
Мониторинг КЗ.odt Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров