Семинар - практикум "Интеграция искусств. Влияние музыкального театра на изобразительное творчество детей"
МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №11 г. Киренска с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей»
Семинар – практикум
«Интеграция искусств. Влияние музыкального театра на изобразительное творчество детей»
Елисова Бурова
Светлана Афанасьевна Виктория Владимировна
руководитель музыкальный
МО воспитателей руководитель
изобразительной ДОУ
деятельности
Цель: обобщение и распространение собственного педагогического опыта по использованию в работе технологии проектной деятельности.
Форма проведения: презентация творческого проекта «Вальс снежных хлопьев».
Участники: воспитатели, музыкальные руководители детских садов района.
Оборудование: видеопроектор, ПК, экран.
Подготовительная работа: изучение литературы, разработка творческого проекта «Вальс снежных хлопьев» и его реализация.
Список литературы:
Рубан Т.Г. Журнал «Цветной мир» №4/2010, с. 19;
Рубан Т.Г. «Интеграция искусств как основа развития музыкального восприятия и творчества дошкольников», интернет- ruban-;
Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 96 с.;
Костерин Н. П. Учебное рисование – М.: Просвещение, 1980;
Интернет – ресурсы;
Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей», Москва, 1997 г.;
Журналы «Советский балет», 1986 г, № 2,4,5,6.
План проведения семинара – практикума:
- Представление проекта музыкальным руководителем и воспитателем ИЗО.
- Открытый показ интегрированного занятия по изобразительной деятельности «Вальс снежных хлопьев».
- Памятка для педагогов о последовательности работы над проектом.
- Решение семинара – практикума.
Ход семинара – практикума:
На современном этапе из наиболее актуальных является проблема интеграции различных видов искусства и ее влияния на всестороннее развитие ребенка. Дошкольный возраст – время высокой художественной восприимчивости, и его очень важно использовать для приобщения ребёнка к подлинным ценностям искусства, музыкальному театру (опере, балету). Музыкальный театр – прекрасный, волшебный и очень привлекательный для детей. Его яркая зрелищность, праздничность, содружество различных искусств оказывает на них огромное воздействие, пробуждает желание вновь попасть в этот удивительный мир. Изучив литературу, мы остановились на сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик». Сказка – наиболее любимый детьми литературный жанр. Именно через сказку необходимо знакомить детей с оперой и балетом. Сказка, обогащённая и «украшенная» музыкой, визуальным рядом, начинает «звучать» для них совершенно по – иному, более многогранно и ярко, оказывает выраженное стимулирующее воздействие на изобразительное творчество. Уже много лет мы работаем вместе над разными темами, принимаем активное участие в совместных занятиях. Такая форма работы снижает утомляемость детей, повышает их интерес к материалу и, в конечном итоге, результативность занятия. Проблема интеграции различных видов искусств вновь вдохновила нас на поиск новых методов и приёмов. Метод проектов открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Вид проекта: творческий.
Тип проекта: групповой.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель изо деятельности, музыкальный руководитель.
Время проведения проекта: ноябрь 2013года.
Цель нашего проекта:
Приобщение детей к подлинным ценностям искусства, музыкальному театру (балету).
Задачи:
- Познакомить детей с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик» на интегрированных занятиях по слушанию музыки.
- Учить детей отражать свои впечатления от услышанного и увиденного в художественно – творческой деятельности (музыкальном движении, рисунке, игровом макете, театрализованной музыкальной игре).
Предполагаемый результат:
- Интегрированное занятие по изобразительной деятельности «Вальс снежных хлопьев».
- Конспект занятия (Приложение 1).
- Продукты детской творческой деятельности: игровой макет, рисунки, снежные хлопья для импровизации (Приложение 2).
Реализация проекта по этапам
1 этап (подготовительный):
- Музыкальный руководитель формулирует проблему «Что такое балет?» (Приложение 3).
- Воспитатель изодеятельности формулирует проблему «Живопись и скульптура о балете» (Приложение 4).
- Дети входят в проблему (слушают аудиозаписи наиболее ярких фрагментов балета «Щелкунчик», смотрят видеозапись постановки, осуществлённой Ю. Григоровичем, знакомятся со скульптурой малых форм, картиной А.Г. Герасимова «Портрет балерины О.В. Лепешинской»).
2 этап (основной):
- Педагоги организуют деятельность детей: художественно – творческую.
- Дети принимают активное участие в продуктивной деятельности: лепят балерину, рисуют её в движении, передают образ балерины в музыкальном движении, изготавливают игровой макет, снежные хлопья.
3 этап (заключительный):
- Педагоги организуют подготовку к презентации творческого проекта, проводят интегрированное занятие «Вальс снежных хлопьев».
- Дети участвуют в подготовке и проведении интегрированного занятия.
Решение семинара – практикума:
- Выпустить брошюру: Проект «Вальс снежных хлопьев» для распространения данного опыта работы среди педагогов района, а также в сети Интернет.
Педагогам были розданы памятки о последовательности работы над проектом (Приложение 5).
Приложение 1
Интегрированное занятие «Вальс снежных хлопьев»
Цель: Приобщение детей к подлинным ценностям искусства, музыкальному театру (балету).
Задачи:
• Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при знакомстве с миром музыкального театра.
• Знакомить с элементарными музыкальными понятиями: музыкальным жанром - балет, театральными профессиями (дирижер, балерина, художник-декоратор, гример, костюмер, композитор, режиссер).
• Познакомить детей с новым музыкальным произведением «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского,
• Учить детей отражать свои впечатления от услышанного и увиденного в художественно – творческой деятельности (музыкальном движении, рисунке, лепке).
• Обогащение словаря: балет, театр оперы и балета, балерина, пуанты.
Оборудование: видеопроектор, ПК; экран, оформленный в виде сцены, музыкальный центр, шар.
Материалы: видеопрезентация викторины "Балет, балет…", видеофрагмент балета П.И.Чайковского "Щелкунчик" – «Вальс снежных хлопьев», аудиозапись музыкального отрывка «Вальс снежных хлопьев».
Атрибуты: снежинки – билеты, «хлопья» на проволоке для каждой девочки, макет сцены, пластилин, альбомные листы, карандаши, краски.
Форма организации: Групповая.
Возраст детей: 6-7 лет. (Подготовительная к школе группа)
Ход занятия:
Дети заходят в музыкальный зал. Работает театральная касса. Дети покупают билеты в виде снежинок. Рассаживаются на стульчики, расставленные рядами, как в театре.
Музыкальный руководитель (М.Р.)
Ребята, вы пришли в наш театр «Буратино», где вы не так давно выступали в качестве театральных артистов. Но сегодня в нашем театре будет представлен не театрализованный спектакль, а Его Величество Балет. У вас необычные билеты, которые предлагают вам подумать, на какую тему отрывок из балета мы будем слушать, давайте подумаем? (Ответ детей) А это мы с вами проверим в течение занятия. Положите снежинки под стульчики.
Мы с вами познакомились с музыкально – театрализованным представлением - Балетом. Мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили всё то, о чём мы говорили на занятиях. Слушаем вопросы до конца, только потом отвечаем.
Викторина - Презентация.
- Что такое балет? Это песня, марш, театральный спектакль?
- Как артисты балета передают содержание сказки? Поют, читают стихи, танцуют?
- Где можно посмотреть балет: в магазине, в парке, в театре?
- Как называют артистку балета: актриса, режиссёр, балерина?
Я немного напомню один знакомый вам сюжет из балета:
Когда ёлка стала большой, вдруг изо всех щелей стали выползать мыши. Злобное мышиное войско уничтожает пряничных солдатиков, между ними и куклами, которыми командовал Щелкунчик завязалась настоящая война. Сражение длилось долго, Маша не знала, как помочь, но вот в один из моментов она снимает с ноги свою туфельку и бросает её в мышиного короля. Музыка обрывается, Щелкунчик превращается в принца, который благодарит Мари и приглашает следовать за ним в сказочную страну. Сначала придется идти через зимний волшебный лес. Что происходило во время пути? Мы посмотрим этот фрагмент из балета, он называется «Вальс снежных хлопьев». (Дети повторяют название.)
Просмотр фрагмента балета «Вальс снежных хлопьев».
М.р.: Расскажите, как звучит музыка?
Ответы детей.
М.р.: Легко, нежно, тревожно, в музыке слышно, как ветер кружит снежинки. В музыке передана картина сказочного леса, мелькание лёгких, волшебных, сверкающих снежинок, а настроение этого вальса слегка встревоженное, смятенное, но одновременно и светлое.
Сейчас я предлагаю девочкам превратиться в лёгкие, воздушные снежинки и станцевать под музыку П.И. Чайковского.
Танец-импровизация со снежинками.
Воспитатель изодеятельности:
Ребята, вы побывали сегодня в настоящем московском Большом театре, где посмотрели новый для вас фрагмент «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик». Понравилось? Я предлагаю вам отразить свои впечатления от услышанного и увиденного в рисунке или в леке. Это значит надо нарисовать или слепить то, что понравилось больше всего. Вы все разные и работы у вас тоже должны быть разными. А теперь закройте глаза, ещё раз побывайте на балете и определитесь, с каким изобразительным материалом будете работать, открывайте глаза и занимайте рабочие места.
Под музыку П.И. Чайковского дети рисуют, лепят, помощь воспитателя.
По окончании работы из пластилина помещаются на макет театральной сцены, а рисунки вывешиваются вдоль стены. Ребята сами рассказывают, что им больше всего понравилось.
М.р.: Ребята, с каким классическим жанром мы вновь сегодня встречались? С балетом.
А почему у вас билеты в виде снежинок? Как называется отрывок из балета? - «Вальс снежных хлопьев». ….? Это вам на память о нашей встрече. До свидания.
Танец-импровизация со снежными хлопьями
Отражение своих впечатлений от услышанного и увиденного в рисунке и лепке
Приложение 2
Продукты детской творческой деятельности: игровой макет, рисунки
Приложение 3
Цикл занятий по знакомству с балетом.
1 занятие
Беседа «О жизни и творчестве Петра Ильича Чайковского»
П.И.Чайковский (7 мая 1840 г. - 6 ноября 1893 г.) - гениальный русский композитор, гордость русской музыкальной культуры.
Родился в рабочем посёлке Воткинск, в семье начальника Камско - Воткинского горного округа Ильи Петровича. В родном Воткинске Чайковский провел только восемь детских лет, но воспоминания об этом времени были живы в душе композитора всегда. В семье родителей музыку любили, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме проводились музыкальные вечера. Способности к музыке проявились у Чайковского рано: пяти лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. В 1850-1859 по желанию родителей Чайковский учился в Училище правоведения, после чего был определен на службу в Министерство юстиции. В 1855-1858 брал уроки игры на фортепиано у известного в то время пианиста Р. Кюндингера, который, кстати, был невысокого мнения о способностях будущего композитора. Лишь в 1861 Чайковский приступил к серьезным занятиям в музыкальных классах Петербургского отделения Русского музыкального общества. Осенью 1862 он стал студентом преобразованной из музыкальных классов Петербургской консерватории, которую с отличием окончил в 1865 по классам А.Г.Рубинштейна и Н.И.Зарембы, высоко оценившего талант ученика. Тогда же были написаны первые крупные сочинения для симфонического оркестра: увертюра «Гроза» и Увертюра фа-мажор, «Характерные танцы», кантата для солистов, хора и оркестра на оду Шиллера «К радости» (дипломная работа), камерные произведения. Оставив службу в мае 1863, стал зарабатывать на жизнь уроками.
Автор более 80 произведений, в т.ч. десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний, четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру. Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений для детей и юношества.
Композитор любил путешествовать, побывал в разных странах и свои впечатления передал в музыке. Он был не только композитором, но и дирижером оркестра, а также преподавал в Московской консерватории. За большой вклад композитора в развитие русского музыкального искусства Московской государственной консерватории присвоено его имя. В Москве есть концертный зал, названный его именем. Один раз в четыре года в Москве проводится Международный конкурс имени Петра Ильича Чайковского. Все музыканты мира стремятся принять в нем участие.
2 занятие
Тема «Что такое Балет»
Задачи: познакомить детей с жанром балет.
Ребята, вы знаете, что в сказках происходит колдовство. Что можно заколдовать или превратить во что-то? (Ответы детей)
А если я вас заколдую и отберу у вас голос, как вы будете общаться? - При помощи жестов и движения.
А некоторые люди так хорошо это умеют делать, что придумали целое искусство, которое называется – танец (Сцена из балета «Щелкунчик»).
Танцуя, люди разговаривают друг с другом без слов, только с помощью разных движений.
Попробуйте движениями, жестами поговорить друг с другом, чтобы было всё понятно.
*Дети «разговаривают» парами.
-Что вы сказали друг другу?
А вы знаете, что есть люди, которые с помощью танца могут показать целое представление. Спектакль, в котором артисты только танцуют, называется балет, а артистов, танцующих в балете, называют балерина и болеро. (Сцена из балета)
Во время танца им приходится делать много прыжков и поддержек, поэтому у артистов балета специальные костюмы, не мешающие танцу. (Картинка)
А на ногах специальная обувь, которая называется пуанты. Твердый носок позволяет балерине стоять на носочках весь спектакль. (Картинка)
- Кто из вас хотел бы стать артистом балета? А как вы думаете, можете ли вы сейчас выступать как балерины? Почему?
-Этому искусству нужно учиться!
-Превратимся в артистов балета.
Дети исполняют вальс-импровизацию.
Скажите, где мы можем увидеть балет, выступление балерины? Правильно, в театре. Такие театры называют театром оперы и балета.
Самый знаменитый театр оперы и балета в России находится в Москве, он называется Большой театр и является одной из самых известных достопримечательностей нашей страны.
Просмотр начала балета «Щелкунчик» - исполнение оркестром увертюры.
Но в театре работают не только артисты балета. Костюмы готовят костюмеры, грим - гримеры, декорации рисуют художники, танец ставит балетмейстер, музыку пишет композитор, управляет оркестром дирижер, а ставит спектакль главный человек в театре – режиссер.
3 занятие.
Тема «Играем в балет».
Задачи: закрепление знаний о балете;
учить детей чувствовать характер музыки;
развивать мимику, фантазию, творчество.
М.р. Вы очень сообразительные. А вот хорошая ли у вас память, я сейчас проверю. Скажите, о каком жанре мы говорили?
Дети - О Балете.
Да, Балет – это музыкальное театрализованное произведение, в котором объединяются музыка, танец и сценическое действие. В балете есть сюжет, действующие лица. Его герои действуют, думают, радуются, страдают. Но их действия и чувства раскрыты не с помощью слов и пения, а посредством танцевальных движений под музыку. Кроме танцев, большую роль в балете играет пантомима, т.е. немая игра актёров, состоящих из выразительных жестов и мимики. Создателем русского балета является П.И.Чайковский.
Давайте попробуем ещё раз поговорить друг с другом, используя только мимику (выражение лица) и жесты.
Тантомарески.
А теперь давайте сядем на ковер, послушаем музыку и вспомним, из какой она сказки? Как зовут композитора, написавшего эту музыку?
Звучит "Вальс цветов" П.И.Чайковского из балета "Щелкунчик»"
Мари и Принц пришли в сказочную сладкую страну. В их честь был устроен праздник. Зазвучал "Вальс цветов" (грамзапись).
-Какой он?
Дети. Нежный, очень ласковый, милый, праздничный!
Книга инструментов.
- Да, во вступлении слышна нежная арфа. Мелодия звучит то призывно (валторны), то ласково, плавно (скрипки). Она полна радости, восторга, красоты.
(Фрагмент исполняется повторно.) В финале балета звучит еще один вальс.
(Грамзапись.) Какой он? Дети. Праздничный, торжественный, яркий!
-Да, он самый радостный из всех вальсов, звучит ярко, пышно. Слышны торжественные удары тарелок, праздничное звучание всего оркестра. Мелодию вальса струнные инструменты играют ликующе. В средней части, прислушайтесь, радостно, волшебно переливаются, позванивая, колокольчики!
(Звучит грамзапись.)
-Давайте попробуем исполнить этот вальс оркестром, используем для этого инструменты, которые вы предложите.
Девочки исполняют танец, мальчики играют на инструментах: колокольчиках, треугольниках.
Красиво, изящно, нежно девочки исполнили танец!
Занятие 4.
Тема «Марш в балете»
Задачи: углублять знания детей о балете;
продолжать знакомить с музыкой балета;
учить определять характер музыки
М.р. Проходите, рассаживайтесь. Я принесла замечательную книгу. Вы, конечно, любите сказки. Вам их читают дома и в детском саду. Любят сказки и композиторы. Они сочиняют музыку на различные сказочные сюжеты. И тогда получаются балеты-сказки или оперы-сказки.
Вспомните. Что такое балет?
-Правильно, в балете все чувства, события, действия выражают движением, танцем. Речь не нужна - ею является движение. Актеры не говорят, а танцуют.
Рассматриваем картинки – из балета
Слово «балет» происходит от латинского «танцевать», когда обо всех событиях и отношениях героев друг с другом артисты балета рассказывают своим зрителям с помощью танца.
А разве можно сказку станцевать? Конечно, можно!
Но, перед тем как слушать произведение, вспомните, что любит музыка?
Музыка любит тишину.
Музыка любит внимание.
-Наверное, все вы любите сказки. Особенно, если события, о которых они рассказывают, происходят в новогоднюю ночь. Одну из таких новогодних сказок «Щелкунчик и Мышиный король» сочинил немецкий писатель Эрнст Гофман. А русский композитор Пётр Ильич Чайковский по этой сказке написал музыку и получился прекрасный балет «Щелкунчик». И именно с отрывками из этого балета мы с вами знакомимся не первое занятие.
Это сказка об удивительных приключениях девочки Мари. События этого волшебного балета разворачиваются в новогоднюю ночь. В балете герои делятся на реальных и вымышленных. Маша, её брат, их родители, гости, приглашенные на праздник, старый фокусник - всё это реальные персонажи балета.
Часы в гостиной пробили девять раз. Встрепенулась большая сова на часах и захлопала крыльями. Кажется, все готово. Можно начинать праздник. «Входите, дети!»- господни советник распахнул настежь двери. Шумной стайкой ворвались ребятишки в комнату и... застыли на пороге от удивления и восторга.
Посреди комнаты сияла огнями ёлка-красавица. На ее ветвях росли сладкие орехи, яблоки и пёстрые конфеты, светились золотые и серебряные шары, великолепные гусары ни белоснежных конях были готовы в любую минуту ринуться в атаку, а нарядные куклы следили за ними восхищенными взглядами.
Но вот грянул марш, и хозяин дома приступил к раздаче подарков.
Снежные хлопья летят за окнами, но в комнате, где собрались дети, тепло и уютно. Все радостно маршируют и танцуют вокруг украшенной ёлки.
Слушание. Звучит «Марш».
Вслушайтесь внимательно, и вы сумеете определить, когда вокруг ёлки маршируют мальчики, а когда танцуют девочки. Музыка мальчиков, действительно написана в ритме настоящего, хотя и детского, марша. А музыка девочек более изящная, стремительная.
-Итак, сейчас мы прослушали марш из балета «Щелкунчик». Вам понравилось это произведение? Что вы можете себе представить, слушая эту музыку?
Просмотр отрывка из балета «Щелкунчик».
Беседа с детьми:
Марш шуточный. Напоминает уже знакомый нам марш – «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома». Оба марша чёткие, отрывистые, как бы игрушечные. Музыка звучит высоко, отрывисто, она волшебная, сказочная.
Занятие 5.
Тема «Вальс в балете»
Задачи: познакомить детей с вальсом из балета;
закрепление знания детей о балете.
Вспомним, что такое балет?
Это театральный спектакль, но необычный. Главный рассказчик в нём музыка. В балете герои не произносят ни одного слова, они только танцуют под музыку.
Сегодня мы будем слушать и смотреть Танец Мари и принца в королевстве сластей в конце балета.
Смотрим отрывок из балета.
- музыка счастливая, восторженная, радостная, ликующая и нежная. Это самый радостный вальс, звучит ярко, пышно, блестяще, радостно-взволнованно. Предлагаю выразить его настроение в своём танце, движения которого соответствуют его характеру.
Дети импровизируют танец.
Смотрим заключение балета: сцена окончания представления.
Занятие по изодеятельности
Аппликация с элементами конструирования
«Оформляем театральную сцену»
Задачи.
Вызвать интерес к оформлению макета театральной сцены декорациями для балета. Учить самостоятельно и творчески применять знакомые способы и приёмы работы с бумагой (в технике «Оригами») и нитями. Развивать воображение. Воспитывать художественный вкус, коммуникативные умения в коллективной творческой работе.
Материалы и оборудование.
Коробка из под обуви, самоклейка белого и фиолетового цвета, голубые нити для занавеса, офисная белая бумага для ёлки, ножницы, двусторонний скотч, булавки для крепления занавеса.
Содержание занятия.
Педагог спрашивает детей, кто из них был в театре, как устроен театр, каким образом оборудована сцена, для чего нужен занавес. Вносит большую коробку и предлагает из неё изготовить театральную сцену. Поясняет, что оформление в настоящем театре начинается с подготовки эскиза (плана) главным художником – декоратором и его обсуждения с директором и актёрами театра. Предлагает подготовить такой план – эскиз на мольберте мелом. Рисует в центре ёлку, вокруг снежинки, занавес из нитей, поясняет, что из какого материала будет делаться. Дети распределяют между собой работу и приступают к изготовлению макета: обклеивают коробку самоклейкой, изготавливают ёлку в технике «Оригами», вырезают снежинки, делают занавес. Педагог добавляет светящиеся огоньки.
Занятие по изодеятельности
Лепка
«Знакомство со скульптурой малых форм»
Задачи.
Познакомить детей со скульптурой малых форм. Учить детей лепить фигуру в движении по скульптуре, передавать величину частей и изменения их положения при движении (балерина танцует). Закреплять навыки детей в экспериментировании с материалами.
Материалы и оборудование.
Кусок белого пластилина на каждого ребёнка, зубочистки, заготовки «пачек» из ткани, офисной бумаги, салфеток, силуэты коронок, технологическая карта лепки балерины в компьютерном исполнении, скульптурки малых форм, ноутбук, клеёнки для лепки, тряпочки, стеки.
Содержание занятия.
Воспитатель рассказывает ребятам: Скульптура малых форм – это статуэтки из камня, дерева, кости, металла (показывает), к ней можно отнести и мелкую декоративную пластику современных народных мастеров (дымка, гжель). Скульптура малых форм вносит эстетическое разнообразие в наш быт, всякий раз по – новому одухотворяя его. Украшая письменный стол или книжную полку, фигурки животных или птиц напоминают нам о природе, о её красоте (показ иллюстраций). Внесение статуэтки балерины, её рассматривание. Предложить слепить, используя технологическую карту в компьютерном исполнении.
Занятие по изодеятельности
Рисование
«Балерина»
Задачи.
Учить детей рисовать фигуру балерины в движении, используя картины художников – живописцев. Познакомить детей с картиной А.Г. Герасимова «Портрет балерины О.В. Лепешинской». Приобщать детей к подлинным ценностям искусства.
Материалы и оборудование.
Листы бумаги А4, гуашь пастельных цветов, кисти, восковые мелки, образец последовательности рисования балерины, портрет балерины О.В.Лепешинской.
Содержание занятия. Внесение картины, рассказ воспитателя: Художник застал балерину в момент репетиции. Героиня на миг замерла перед зеркалом в типичном танцевальном па – она стоит на пуантах, руки опущены на балетную пачку, голова чуть повёрнута в сторону, словно приготовилась к следующему выходу на середину репетиционного зала. Ещё мгновение – и балерина продолжит танец. Её глаза горят, она полна вдохновения и любви к своей профессии. Танец в жизни балерины является высшим смыслом её существования.
При рассматривании других картин и образца обратить внимание на разное расположение рук и ног. Творчество детей.
Приложение 5
Последовательность работы педагога над проектом (Н. А. Рыжова):
- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей;
- вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждает план с семьями;
- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями составляет план – схему проведения проекта;
- собирает информацию, материал;
- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);
- даёт домашние задания родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. п.);
- организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
- подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»