Деловая игра " Гражданином быть обязан"
Деловая игра « Гражданином быть обязан»
Автор – составитель: Семеновских Ольга Александровна Воспитатель11 разряда
г.о Спасск – Дальний 2014 «Гражданином быть обязан». Цель: воспитать законопослушного учащегося, знающего свои права и обязанности.
Задачи:
Коррекционно – обучающая:
· Расширить знания учащихся о своих правах и обязанностях.
· Закрепить умения отвечать на вопросы.
Коррекционно – развивающие:
· Закрепить знания учащихся о своих правах и обязанностях через игровую деятельность
· Развить мышление, логику, речь, память.
· Развить умение анализировать информацию и систематизировать её самостоятельно.
Коррекционно-воспитывающая:
· Воспитание у школьников гражданских качеств и патриотизма, чувства уважения и взаимопонимания.
Участники: в игре участвуют 2 команды учащихся 6 классов.
Форма проведения: деловая игра.
Ход занятия: Наша с вами встреча пройдет в форме деловой игры. Тема игры: «Гражданином быть обязан».
Игра проходит в форме конкурса. Каждая команда сидит за отдельным столом. Побеждает команда, получившая в конце игры большее количество баллов. Представлю вам жюри, которое будет оценивать вас по пятибалльной системе: (должность Ф.И.О.)
Чтец 1. Я — гражданином стать хочу!
Я сердце доброму шепчу,
Чтобы друзья мною гордились
Бесстрашью у меня учились.
Чтобы полезным людям быть
И долг, и честь не позабыть.
Чтоб в школе хорошо учиться
Мне это в жизни пригодится!
Чтец 2. Друзей, подружек уважать
И никого не обижать.
Уметь плечо подставить в срок
И честно выучить урок.
Подмогой маме, папе быть
И бабушек не позабыть,
Все силы отдавать добру
Учиться мудрости, уму.
Хором. И мир откроется чудесный,
Все будет в мире интересно.
И расцветет моя страна,
Хочу быть гражданином я!
Сегодня на занятии у нас встретится такое словарное слово: гражданин
Давайте обратимся к мудрости «Толкового словаря». Здесь читаем: "Гражданин — лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей", иначе говоря (использует схему): чтобы быть гражданином своей страны надо постоянно жить в России. Тогда твоя Родина будет тебя защищать. Но у тебя будут права и обязанности!
— Ребята вы постоянно живете в России? Значит, вы граждане своей страны
— А с какого возраста человек становится гражданином государства?
Государство не может существовать без граждан, а гражданин не будет являться таковым, если нет государства. А точнее человек не может жить без Родины. Так мы называем страну, где родились и где выросли, где говорим на русском, родном языке и все здесь для нас любимое, знакомое, родное…
Слайд 1 «С чего начинается Родина»
Конкурс 1 — «Наша Родина»
Команды получают карточки:
Россия, Российская Республика, Республика Россия, Российская Федерация (РФ), Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), Содружество Независимых Государств (СНГ).
Задача команд: выбрать карточки, на которых написано официальное название нашей страны.
(Правильный ответ: Россия, Российская Федерация.)
Конкурс 2 — «Символы победы» Слайд 2 Государственный флаг
1. Командам выдаются полоски цветной бумаги. Необходимо из них сложить государственный флаг России.
2. Объяснить значение цветов флага.
Правильный ответ: Прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхнее — белого, среднее — синего, нижнее — красного цвета. Отношение длины флага к его ширине – 2:3.
Цвет полос нашего государственного флага несет в себе глубокий смысл. Белый всегда означал Свободу, синий – Богородицу, под покровом которой находится Россия, красный –Державность. Есть и другое (неофициальное) толкование символики цветов: белый – мир, чистота, совершенство; синий – вера, верность, постоянство; красный – энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.
Слайд 3 — Государственный гимн
Конкурс 3 «Торжественная песня»
Командам выдаются полоски белой бумаги, на которой напечатаны по одной строчке всех трех куплетов государственного гимна Российской Федерации.
Необходимо правильно сложить эти строки.
1.Россия — священная наша держава
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава--
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
2. От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля
3. Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Слайд 4 — Государственный герб
Конкурс 4 – «Символика».
Внимание на экран: найдите из предложенных гербов тот герб, который мы видим на официальных документах.
Слайд 5
Конкурс 5 — «Гражданин России»
Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, касающиеся различных сказочных героев. Вам необходимо указать какое право нарушено и закончить фразу за время, пока звучит гимн Российской империи времен правления царя Николая II.
Задание:
1. Приказав Чернавке увести царевну и бросить ее связанной в лесу, царица посягнула на ……………………………………………………………………………………… 2. Пес Соколко, не пуская старуху в дом, охранял право на ………………………………………………………………………………………………...
.3. Лягушка из сказки В. Гаршини «Лягушка – путешественница», отправилась в путешествие, воспользовавшись своим правом на ………………………….………….
4. Буратино, схватил крысу Шушеру за хвост, нарушил её право на ………………………
1… Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на ………………………
2. Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украл Жар –птицу у царя Берендея, нарушил его право на ………………………………………………….…….
3. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на ………………………………………………………………………………………….…..
4. Буратино положив азбуку в сумочку, вприпрыжку побежал в школу, воспользовавшись своим правом на …………………………………………………….………………………
Проверка ответов (дети зачитывают воспитатель проверяет) и отдать жюри
Вывод о правах: Молодцы! Права вы хорошо усвоили, а сейчас проверим как вы знаете обязанности.
Слайд 6
Конкурс 6 «Мои обязанности»
Вам необходимо выбрать из списка только обязанности ученика и подчеркнуть:
Обязанности ученика
Обязанности:
1.Соблюдать законы.
2. Платить налоги
3. Состоять в рядах какой – либо политической партии
4. Быть членом профсоюза.
5.Работать на предприятии
6. Защищать Отечество.
7.Сохранять природу и окружающую среду.
8. Бережно относиться к памятникам истории и культуры.
9. Учиться, получать образование.
10. Беречь школьное имущество.
11. Соблюдение дисциплины.
12.Уважительно относиться к старшим.
Жюри подведет итоги нашей деловой игры.
Слайд 7
Звучит музыка «Гляжу в озера синии ...»
Ребята, мы все граждане России, а вам надо закончить предложение:
«Я гражданин России, потому что ……»
Слово жюри ……
Мы подошли к концу нашей с вами встречи и в конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Не бойтесь трудностей, старайтесь с честью их преодолеть! Главная обязанность для вас сейчас — хорошо учиться, получать знания. Чтобы с гордостью сказать: «Я — гражданин своей страны!».
Ответы: 1.личную неприкосновенность, жизнь и свободу;
3. свободное передвижение;
4. личную неприкосновенность;
2, 5. неприкосновенность жилища;
6. труд;
7. владение имуществом;
8. жизнь и личную неприкосновенность.
9. образование
Список литературы.
Маленьким детям – большие права: учебно-методическое пособие по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией ООН о правах ребенка/ Мячина Д.К. [и др.]. – СПб: Детство-Пресс, 2007. – 144с.
Ты имеешь право / ред.-сост. Л.И.Жук. – Минск, Красико – Принт, 2003. – 128с. – (Праздник в школе)
Чтобы достойно жить: турнир знатоков права. – с.14
Конвенция. Закон. Права. – с.99
От правового просвещения к обеспечению прав ребенка: тренинги // Конвенция о правах ребенка: об этом нужно знать каждому. – Ижевск, 2006. – Гл. – с. 33-62
Дела школьные/ под ред. А. Б. Малюшкина, Е. А.Романовой. – М., 2004. – (Серия «Праздник в школе»)
Белорукова В.В. Учусь быть гражданином: 12 декабря – День Конституции Российской Федерации // Читаем, учимся, играем. – 2008. — №9. с. 67-69. – (В помощь учителю) Сценарий игры, посвященный избирательной системе в нашей стране для старшеклассников.
Бирина Т.В. Большая восьмерка: викторина для начинающих политиков // Чем развлечь гостей. – 2007. — №10. – с.7-9
Могильченко В.Н. Юридический тест: викторина/ В. Н. Могильченко //Чем развлечь гостей. – 2007. — №8. – с. 6-7
Шакирова Л.Т. Сказ о том, зачем нужны налоги: История для детей и взрослых / Л.Т.Шакирова //Чем развлечь гостей. – 2007. — №8. – с.14-15
Медведцева Г., Токарева Е. Аукцион знатоков закона: сценарий // Библиотека – 2007. — №7. –с. 79-83
Департамент образования и науки Приморского края
краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Спасская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»
Деловая игра
« Гражданином быть обязан»
«Гражданином быть обязан».
Цель:
Задачи:
Коррекционно – обучающая:
-
Расширить знания учащихся о своих правах и обязанностях.
-
Закрепить умения отвечать на вопросы.
Коррекционно – развивающие:
-
Закрепить знания учащихся о своих правах и обязанностях через игровую деятельность
-
Развить мышление, логику, речь, память.
-
Развить умение анализировать информацию и систематизировать её самостоятельно.
Коррекционно-воспитывающая:
-
Воспитание у школьников гражданских качеств и патриотизма, чувства уважения и взаимопонимания.
Участники: в игре участвуют 2 команды учащихся 6 классов.
Форма проведения: деловая игра.
Ход занятия:
Наша с вами встреча пройдет в форме деловой игры. Тема игры: «Гражданином быть обязан».
Игра проходит в форме конкурса. Каждая команда сидит за отдельным столом. Побеждает команда, получившая в конце игры большее количество баллов. Представлю вам жюри, которое будет оценивать вас по пятибалльной системе: (должность Ф.И.О.)
Чтец
1. Я - гражданином стать хочу!
Я сердце
доброму шепчу,
Чтобы друзья мною
гордились
Бесстрашью у меня учились.
Чтобы полезным людям быть
И долг,
и честь не позабыть.
Чтоб в школе
хорошо учиться
Мне это в жизни
пригодится!
Чтец
2. Друзей, подружек уважать
И никого
не обижать.
Уметь плечо подставить в
срок
И честно выучить урок.
Подмогой
маме, папе быть
И бабушек не позабыть,
Все силы отдавать добру
Учиться
мудрости, уму.
Хором.
И мир откроется чудесный,
Все будет
в мире интересно.
И расцветет моя
страна,
Хочу быть гражданином я!
Сегодня на занятии у нас встретится такое словарное слово: гражданин
Давайте
обратимся к мудрости "Толкового
словаря". Здесь читаем: "Гражданин
- лицо, принадлежащее к постоянному
населению данного государства,
пользующееся его защитой и наделенное
совокупностью политических и иных прав
и обязанностей", иначе говоря
(использует схему): чтобы быть гражданином
своей страны надо постоянно жить в
России. Тогда твоя Родина будет тебя
защищать. Но у тебя будут права и
обязанности!
- Ребята вы постоянно живете в России? Значит, вы граждане своей страны
- А с какого возраста человек становится гражданином государства?
Государство не может существовать без граждан, а гражданин не будет являться таковым, если нет государства. А точнее человек не может жить без Родины. Так мы называем страну, где родились и где выросли, где говорим на русском, родном языке и все здесь для нас любимое, знакомое, родное…
Слайд 1 «С чего начинается Родина»
Конкурс 1 - «Наша Родина»
Команды получают карточки:
Россия, Российская Республика, Республика Россия, Российская Федерация (РФ), Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), Содружество Независимых Государств (СНГ).
Задача команд: выбрать карточки, на которых написано официальное название нашей страны.
(Правильный ответ: Россия, Российская Федерация.)
Конкурс 2 - «Символы победы»
Слайд 2 Государственный флаг
1. Командам выдаются полоски цветной бумаги. Необходимо из них сложить государственный флаг России.
2. Объяснить значение цветов флага.
Правильный ответ: Прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхнее - белого, среднее - синего, нижнее - красного цвета. Отношение длины флага к его ширине – 2:3.
Цвет полос нашего государственного флага несет в себе глубокий смысл. Белый всегда означал Свободу, синий – Богородицу, под покровом которой находится Россия, красный –Державность. Есть и другое (неофициальное) толкование символики цветов: белый – мир, чистота, совершенство; синий – вера, верность, постоянство; красный – энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.
Слайд 3 - Государственный гимн
Конкурс 3 «Торжественная песня»
Командам выдаются полоски белой бумаги, на которой напечатаны по одной строчке всех трех куплетов государственного гимна Российской Федерации.
Необходимо правильно сложить эти строки.
1.Россия - священная наша держава
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава--
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
2. От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля
3. Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Слайд 4 - Государственный герб
Конкурс 4 – «Символика».
Внимание на экран : найдите из предложенных гербов тот герб, который мы видим на официальных документах.
Слайд 5
Конкурс 5 - «Гражданин России»
Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, касающиеся различных сказочных героев. Вам необходимо указать какое право нарушено и закончить фразу за время, пока звучит гимн Российской империи времен правления царя Николая II.
Задание:
1. Приказав Чернавке увести царевну и бросить ее связанной в лесу, царица посягнула на ……………………………………………………………………………………… 2. Пес Соколко, не пуская старуху в дом, охранял право на ………………………………………………………………………………………………...
.3. Лягушка из сказки В. Гаршини «Лягушка – путешественница», отправилась в путешествие, воспользовавшись своим правом на ………………………….………….
4. Буратино, схватил крысу Шушеру за хвост, нарушил её право на ………………………
1.. Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на ………………………
2. Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украл Жар –птицу у царя Берендея, нарушил его право на ………………………………………………….…….
3. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на ………………………………………………………………………………………….…..
4. Буратино положив азбуку в сумочку, вприпрыжку побежал в школу, воспользовавшись своим правом на …………………………………………………….………………………
Проверка ответов (дети зачитывают воспитатель проверяет) и отдать жюри
Вывод о правах: Молодцы! Права вы хорошо усвоили, а сейчас проверим как вы знаете обязанности.
Слайд 6
Конкурс 6 «Мои обязанности»
Вам необходимо выбрать из списка только обязанности ученика и подчеркнуть:
Обязанности ученика
Обязанности:
1.Соблюдать законы.
2. Платить налоги
3. Состоять в рядах какой – либо политической партии
4. Быть членом профсоюза.
5.Работать на предприятии
6. Защищать Отечество.
7.Сохранять природу и окружающую среду.
8. Бережно относиться к памятникам истории и культуры.
9. Учиться, получать образование.
10. Беречь школьное имущество.
11. Соблюдение дисциплины.
12.Уважительно относиться к старшим.
Жюри подведет итоги нашей деловой игры.
Слайд 7
Звучит музыка «Гляжу в озера синии ...»
Ребята, мы все граждане России, а вам надо закончить предложение:
«Я гражданин России, потому что ……»
Слово жюри ……
Мы подошли к концу нашей с вами встречи и в конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Не бойтесь трудностей, старайтесь с честью их преодолеть! Главная обязанность для вас сейчас - хорошо учиться, получать знания. Чтобы с гордостью сказать: "Я - гражданин своей страны!".
Ответы: 1.личную неприкосновенность, жизнь и свободу;
3. свободное передвижение;
4. личную неприкосновенность;
2, 5. неприкосновенность жилища;
6. труд;
7. владение имуществом;
8. жизнь и личную неприкосновенность.
9. образование
Список литературы.
Маленьким детям – большие права: учебно-методическое пособие по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией ООН о правах ребенка/ Мячина Д.К. [и др.]. – СПб: Детство-Пресс, 2007. – 144с.
Ты имеешь право / ред.-сост. Л.И.Жук. – Минск, Красико – Принт, 2003. – 128с. – (Праздник в школе)
Чтобы достойно жить: турнир знатоков права. – с.14
Конвенция. Закон. Права. – с.99
От правового просвещения к обеспечению прав ребенка: тренинги // Конвенция о правах ребенка: об этом нужно знать каждому. – Ижевск, 2006. – Гл. – с. 33-62
Дела школьные/ под ред. А. Б. Малюшкина, Е. А.Романовой. – М., 2004. – (Серия «Праздник в школе»)
Белорукова В.В. Учусь быть гражданином: 12 декабря – День Конституции Российской Федерации // Читаем, учимся, играем. – 2008. - №9. с. 67-69. – (В помощь учителю) Сценарий игры, посвященный избирательной системе в нашей стране для старшеклассников.
Бирина Т.В. Большая восьмерка: викторина для начинающих политиков // Чем развлечь гостей. – 2007. - №10. – с.7-9
Могильченко В.Н. Юридический тест: викторина/ В. Н. Могильченко //Чем развлечь гостей. – 2007. - №8. – с. 6-7
Шакирова Л.Т. Сказ о том, зачем нужны налоги: История для детей и взрослых / Л.Т.Шакирова //Чем развлечь гостей. – 2007. - №8. – с.14-15
Медведцева Г., Токарева Е. Аукцион знатоков закона: сценарий // Библиотека – 2007. - №7. –с. 79-83
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»