Библиографический обзор на тему: «Зарубежная рок-культура и этапы ее эволюции (период: 60-90-е года двадцатого века)»
Условия библиографического отбора: предельно объективный взгляд на происходящие в то время социальные процессы, полнота информации о музыкальных стилях и неформально - молодежных движениях.
Введение
Тема актуальна прежде всего потому, что затрагивает мировую историю культуры и искусства. Рок-музыка, как и двадцать лет назад, владеет сердцами и умами страстных меломанов во всем мире. Ее стилистическое разнообразие, многогранность, и та легкость, с которой рок непосредственно становится блюзом и неоклассикой, поражает воображение; музыканты-виртуозы, играющие в этом направлении, уже давно стали легендами современной музыки. Выбравшись из андеграунда, рок-музыка доказала свою жизнестойкость и право быть частью истории. Данная тема будет представлять интерес не только для молодежной аудитории и желающих расширить свой кругозор меломанов, но и для их родителей и преподавателей гуманитарного профиля.
1. Общие вопросы
Издания, рассматривающие общие вопросы данной проблемы (эстетика рок-музыки, основные стили, направления, группы, молодежные субкультуры).
Большое издание (универсального типа), которое стоит отметить прежде всего — это «Рок-энциклопедия» Сергея Кастальского (9), включающая 1357 статей о рок-музыке, 964 иллюстрации, 210 обзоров альбомов, 49 статей о музыкальных стилях, дискографии и тексты песен. Никогда еще музыкальная энциклопедия не охватывала такое огромное количество биографий рок-групп, музыкантов и певцов разного уровня известности и «культовости». Обширен географический охват (представлены группы из таких стран, как Великобритания, Америка, Германия, Франция, Япония, Испания и т.д.). Детально расписаны особенности каждого стиля, будь то джаз-рок, прогрессив-рок или панк-рок, приведены названия коллективов, которые сделали огромный вклад в развитие того или иного музыкального направления. В отличие от энциклопедии, столь серьезно подошедшей к вопросу описания каждой рок-группы и стиля, пособие И. Набока «Рок-музыка: эстетика и идеология» (6), затрагивающее вопросы общественного значения, дает общий анализ рок-музыки как явления современной молодежной культуры, которое вызывает большое количество споров и дискуссий. Рассматриваются художественно-эстетические и идеологические аспекты этого явления, предлагаются критерии оценки творчества рок-музыкантов и его воздействия на духовное, нравственное развитие молодежи. Становится ясно, что рок-музыка — не просто сфера музыкальных интересов я потребностей молодежи, а нечто более широкое — новый способ выражения мировоззренческих принципов, ценностных ориентации, особого мироощущения, специфическая культура. И проблемы ее эволюции здесь исследуются с учетом требований перестройки музыкальной культуры.
Стоит добавить, что пособие адресовано лекторам по культорологиии широкому кругу читателей.
По сравнению с упоминавшимися выше изданиями, книга В. Бондаренко и Ю. Дроздова «История рок-музыки: Европа, Америка, Австралия» (1) довольно поверхностно рассматривает социально-исторический процесс развития такого культурного явления, как рок-музыка и является скорее ознакомительнельной работой с неформальной культурой для «новичков»: основными этапами ее эволюции, известнейшими именами, — не углубляясь при этом в дебри сложной терминологии и стилистических особенностей.
Следующее издание (также универсального типа) - «Энциклопедия рок-музыки» В. Г. Меньщикова (7) ограничивается относительно подробным в пределах одной страны (Англии) анализом групп и музыкантов разных направлений, от хард-рока и рок-н-ролла до панка и «новой волны». Несмотря на обширный список исполнителей, объем информации по каждому отдельно взятому коллективу неравномерен, так, биография «Black Sabbat” занимает несколько страниц, а гитаристу-виртуозу Джими Хендриксу выделен лишь один маленький абзац.
Читателям, желающим вникнуть в связь русского рока и зарубежного, осмыслить влияние западных тенденций в искусстве и моде на развитие отечественной музыкальной культуры, необходимо ознакомиться с работой А. Бурлаки и А. Запесоцкого «В ритме эпохи: очерки истории музыки «рок» (10). Здесь представлена информация о происхождении классического рока, панка и «новой волны», их общих родственных корней и глубины различий. Авторы обращают внимание на то, как много наши рок-музыканты позаимствовали у культуры хиппи, «неоромантиков» и музыкальных «анархистов», приобретая в процессе эволюции русского рока самобытные уникальные черты. Необходимо отметить, что это «история в целом» без каких-либо отсылок к биографиям отдельных групп. Поэтому, в поисках более подробной информации, где «эпоха рока» была бы рассмотрена в интересах одного определенного стиля (например, панка), стоит обратиться к книге А. И.Кокарева «Панк-рок от А до Я» (4), по сути являющейся маленькой энциклопедией (примечательно то, что автор находит первые его корни в рок-н-ролле шестидесятых). Здесь процитированы слова песен наиболее известных музыкантов, наличествуют биографии совсем редких, малоизвестных групп, альбомы которых выходили только на аудиокассетах, или групп, исчезнувших из безумной истории «анархистского рока» после участия в первом же своем фестивале, детально проанализированы особенности каждого направления панка.
2. Рок-группы на фоне эпохи
Книга Джуди и Фреда Верморел «Секс Пистолз: история изнутри» (3) — это «Библия Панка» (именно так ее назвал японский журнал «Шинко-мъюзик») близкая к тому, как если бы сама группа Sex Pistols рассказала свою историю, которая впервые вышла в свет в разгар панк-взрыва в середине семидесятых. Авторы имели уникальный и постоянный доступ к группе, к семьям участников и их друзьям, к Малкольму Макларену, их менеджеру, и всем людям его офиса «Глиттербест». Книга собрала абсурдные рецензии, была переведена на несколько языков и стала частью легенды Секс Пистолз. В ней, как в зеркале, отразилось все безумство эпохи панка, лозунгов «Анархию в Соединенное Королевство!», рваных джинсов и ирокезов. Издание изобилует редкими фотографиями и дневниковыми записями участников из группы, в нем представлена довольно подробная биография Макларена, откровенные признания музыкантов из интервью, заставляющие по-новому взглянуть на те социальные процессы, которые происходили в молодежной среде в конце семидесятых.
Но совершенно по-другому подходят к данному биографическому жанру Юлий Буркин И Константин Фадеев в своей книге «Осколки неба или подлинная история Битлз» (2). Здесь взгляд на величайшую группу мира направлен сквозь призму их собственной симпатии и неподдельного интереса к музыкантам. Известные писатели и литературные деятели Юлий Буркин и Константин Фадеев написали не просто историю БИТЛЗ, но превратили ее в роман с самой жизнью — показали, как тесно и органично могут быть переплетены судьбы наших российских современников с песнями БИТЛЗ, хотя Россия XXI века и Ливерпуль середины XX, казалось бы, не встретятся никогда. Книга Буркина и Фадеева – это не собрание интервью и воспоминаний современников. Прежде всего это правдивый и в то же время лирический роман о том, как любовь к БИТЛЗ может преобразить жизнь любого, самого обыкновенного человека. Даже если ни Джона, ни Джорджа, ни Пола, ни Ринго он не встречал вживую никогда.
Для меломана особый интерес будут представлять путеводители по музыке издательства «Локид», в данном случае это книга Энди Маббет «Пинк Флойд». (5)
Энди Маббетт в течение 10 лет был одним из редакторов журнала «Удивительный пудинг», широко признанного издания «Пинк Флойд» и Роджера Уотерса. Он писал о группе для нескольких журналов, включая «Кью» и «Моджо», внес вклад в создание книг «Безумный бриллиант — Сид Барретт» («Crazy Diamond — Syd Barrett») и «Рассвет Пинк Флойд» («The Dawn Of Pink Floyd»), стал соавтором Майлза по книге «Пинк Флойд — своими глазами» («Pink Floyd — The Visual Documentary»). Путеводитель Маббет — это небольшой, но довольно информативный фактографический обзор по самым значительным моментам жизни группы, также содержащий полную дискографию и цветные фотографии обложек альбомов, редкие снимки самих участников культового коллектива. Достоинствами этого же плана обладает и книга Севы Новгородцева «Рок-посевы: радиорассказы с картинками» (8) — своеобразный путеводитель по истории таких легендарных команд как The Who, Pink Floyd, Cream.Повествование ведется от лица ведущего нелегальной радиостанции. Легкий непритязательный юмор и любопытные факты, наличие черно-белых и цветных раритетных снимков.
Заключение
По данной проблематике было найдено несколько энциклопедий и обширных монографий, в основным же издания выходили в середине девяностых годов прошлого века, что говорит о том, насколько информация сама по себе устарела. Тем не менее, найти литературу, посвященную молодежной культуре и истории рок-музыки не так сложно, с каждым годом интерес к ней неуемно растет, и данный обзор — хороший показатель того, насколько разнообразны по своему содержанию и жанру представленные книги. А следовательно, они будут представлять интерес для самой широкой аудитории.
Список литературы
- Бондаренко, В. В. История рок-музыки: Европа, Америка, Австралия / В. В. Бондаренко, Ю. В. Дроздов. — Минск: Амалфея, 1997. – 176 с.
- Буркин, Ю. Осколки неба или подлинная история Битлз / Ю. С. Буркин, К.В. Фадеев. – М.: Эксмо – Пресс, 2001. – 479 с.: ил.
- Верморел, Ф. Секс Пистолз: история изнутри / Ф. Верморел, Д. Верморел; пер. с англ.- СПб.: Б. и., 1994.-271 с.: ил.
- Кокарев, А. И. Панк-рок от А до Я / А. И. Кокарев.-М.: Музыка, 1992.- 80 с.: ил.
- Маббет, Э. Пинк Флойд: Путеводитель / Э. Маббетпер; с англ.- М.: Локид, 1997.-190 с.: ил. – ( Полный путеводитель по музыке)
- Набок, И. Л. Рок-музыка. Эстетика и идеология: в помощь лектору / И. Л. Набок.- Л.: Знание, 1989.-32 с.
- Меньщиков В. Г. Энциклопедия рок-музыки. Т.1: Англоязычная рок-музыка / В. Г. Меньщиков.- Ташкент: Узбекистан, 1992.-368 с.: ил.
- Новгородцев Сева. Рок-посевы: радиорассказы с картинками / Сева Новгородцев – М.: СКиТ, 1995.-264 с.: ил.
- Рок-энциклопедия / авт.-сост. и автор предисл. С. Кастальский.- 2-е издание, испр. и доп. – М.: Ровесник, 2003.- 887 с.: ил.- Алф. указ.: с. 821-883.
- Бурлака А.В ритме эпохи: очерки истории музыки «рок»/ А.Бурлака, А. Запесоцкий.- СПб.: Б. и., 1994.- 88с.
-
фамилия, имя, отчество автора:
Абитова Анна Валерьевна
-
должность:
библиотекарь
-
место проживания:
г. Казань
-
название учреждения:
детская библиотека-филиал № 45
-
название материала:
Библиографический обзор на тему:
и этапы ее эволюции
(период: 60-90-е года
двадцатого века)»
Введение
Данный библиографический обзор является попыткой выявить издания, наиболее полно освещающие такую проблему, как эволюция зарубежной рок-культуры и степень ее влияния на молодое поколение, анализирующие все течения субкультурного пространства, а также историю развития музыкальной индустрии Запада.
Важно, чтобы рассматриваемые работы уделяли достаточно внимания рок-группам, чье влияние на музыкальную, культурно-идеологическую революцию в обществе второй половины двадцатого века неоспоримо. Необходим предельно объективный взгляд на происходящие в то время социальные процессы, полнота информации о музыкальных стилях, неформально - молодежных движениях, которые рождаются и существуют в связи с определенными потребностями молодых людей. В их основе лежит особый способ мироощущения и миропонимания, особая форма самовыражения молодых людей, их образа жизни.
Тема актуальна прежде всего потому, что затрагивает мировую историю культуры и искусства. Рок-музыка, как и двадцать лет назад, владеет сердцами и умами страстных меломанов во всем мире. Ее стилистическое разнообразие, многогранность, и та легкость, с которой рок непосредственно становится блюзом и неоклассикой, поражает воображение; музыканты-виртуозы, играющие в этом направлении, уже давно стали легендами современной музыки. Выбравшись из андеграунда, рок-музыка доказала свою жизнестойкость и право быть частью истории. Данная тема будет представлять интерес не только для молодежной аудитории, но и для музыковедов, преподавателей гуманитарных вузов, родителей и желающих расширить свой кругозор меломанов.
Материал расположен в двух разделах
1.Общие вопросы.
2.Рок-группы на фоне эпохи.
1. Общие вопросы
Издания, рассматривающие общие вопросы данной проблемы (эстетика рок-музыки, основные стили, направления, группы, молодежные субкультуры).
Большое издание (универсального типа), которое стоит отметить прежде всего - это «Рок-энциклопедия» Сергея Кастальского (9), включающая 1357 статей о рок-музыке, 964 иллюстрации, 210 обзоров альбомов, 49 статей о музыкальных стилях, дискографии и тексты песен. Никогда еще музыкальная энциклопедия не охватывала такое огромное количество биографий рок-групп, музыкантов и певцов разного уровня известности и «культовости». Обширен географический охват (представлены группы из таких стран, как Великобритания, Америка, Германия, Франция, Япония, Испания и т.д.). Детально расписаны особенности каждого стиля, будь то джаз-рок, прогрессив-рок или панк-рок, приведены названия коллективов, которые сделали огромный вклад в развитие того или иного музыкального направления. В отличие от энциклопедии, столь серьезно подошедшей к вопросу описания каждой рок-группы и стиля, пособие И. Набока «Рок-музыка: эстетика и идеология» (6), затрагивающее вопросы общественного значения, дает общий анализ рок-музыки как явления современной молодежной культуры, которое вызывает большое количество споров и дискуссий. Рассматриваются художественно-эстетические и идеологические аспекты этого явления, предлагаются критерии оценки творчества рок-музыкантов и его воздействия на духовное, нравственное развитие молодежи. Становится ясно, что рок-музыка - не просто сфера музыкальных интересов я потребностей молодежи, а нечто более широкое - новый способ выражения мировоззренческих принципов, ценностных ориентации, особого мироощущения, специфическая культура. И проблемы ее эволюции здесь исследуются с учетом требований перестройки музыкальной культуры.
Стоит добавить, что пособие адресовано лекторам по культорологиии широкому кругу читателей.
По сравнению с упоминавшимися выше изданиями, книга В. Бондаренко и Ю. Дроздова «История рок-музыки: Европа, Америка, Австралия» (1) довольно поверхностно рассматривает социально-исторический процесс развития такого культурного явления, как рок-музыка и является скорее ознакомительнельной работой с неформальной культурой для «новичков»: основными этапами ее эволюции, известнейшими именами, - не углубляясь при этом в дебри сложной терминологии и стилистических особенностей.
Следующее издание (также универсального типа) - «Энциклопедия рок-музыки» В. Г. Меньщикова (7) ограничивается относительно подробным в пределах одной страны (Англии) анализом групп и музыкантов разных направлений, от хард-рока и рок-н-ролла до панка и «новой волны». Несмотря на обширный список исполнителей, объем информации по каждому отдельно взятому коллективу неравномерен, так, биография «Black Sabbat” занимает несколько страниц, а гитаристу-виртуозу Джими Хендриксу выделен лишь один маленький абзац.
Читателям, желающим вникнуть в связь русского рока и зарубежного, осмыслить влияние западных тенденций в искусстве и моде на развитие отечественной музыкальной культуры, необходимо ознакомиться с работой А. Бурлаки и А. Запесоцкого «В ритме эпохи: очерки истории музыки «рок» (10). Здесь представлена информация о происхождении классического рока, панка и «новой волны», их общих родственных корней и глубины различий. Авторы обращают внимание на то, как много наши рок-музыканты позаимствовали у культуры хиппи, «неоромантиков» и музыкальных «анархистов», приобретая в процессе эволюции русского рока самобытные уникальные черты. Необходимо отметить, что это «история в целом» без каких-либо отсылок к биографиям отдельных групп. Поэтому, в поисках более подробной информации, где «эпоха рока» была бы рассмотрена в интересах одного определенного стиля (например, панка), стоит обратиться к книге А. И.Кокарева «Панк-рок от А до Я» (4), по сути являющейся маленькой энциклопедией (примечательно то, что автор находит первые его корни в рок-н-ролле шестидесятых). Здесь процитированы слова песен наиболее известных музыкантов, наличествуют биографии совсем редких, малоизвестных групп, альбомы которых выходили только на аудиокассетах, или групп, исчезнувших из безумной истории «анархистского рока» после участия в первом же своем фестивале, детально проанализированы особенности каждого направления панка.
2. Рок-группы на фоне эпохи
Книга Джуди и Фреда Верморел «Секс Пистолз: история изнутри» (3) - это «Библия Панка» (именно так ее назвал японский журнал «Шинко-мъюзик») близкая к тому, как если бы сама группа Sex Pistols рассказала свою историю, которая впервые вышла в свет в разгар панк-взрыва в середине семидесятых. Авторы имели уникальный и постоянный доступ к группе, к семьям участников и их друзьям, к Малкольму Макларену, их менеджеру, и всем людям его офиса «Глиттербест». Книга собрала абсурдные рецензии, была переведена на несколько языков и стала частью легенды Секс Пистолз. В ней, как в зеркале, отразилось все безумство эпохи панка, лозунгов «Анархию в Соединенное Королевство!», рваных джинсов и ирокезов. Издание изобилует редкими фотографиями и дневниковыми записями участников из группы, в нем представлена довольно подробная биография Макларена, откровенные признания музыкантов из интервью, заставляющие по-новому взглянуть на те социальные процессы, которые происходили в молодежной среде в конце семидесятых.
Но совершенно по-другому подходят к данному биографическому жанру Юлий Буркин И Константин Фадеев в своей книге «Осколки неба или подлинная история Битлз» (2). Здесь взгляд на величайшую группу мира направлен сквозь призму их собственной симпатии и неподдельного интереса к музыкантам. Известные писатели и литературные деятели Юлий Буркин и Константин Фадеев написали не просто историю БИТЛЗ, но превратили ее в роман с самой жизнью - показали, как тесно и органично могут быть переплетены судьбы наших российских современников с песнями БИТЛЗ, хотя Россия XXI века и Ливерпуль середины XX, казалось бы, не встретятся никогда. Книга Буркина и Фадеева – это не собрание интервью и воспоминаний современников. Прежде всего это правдивый и в то же время лирический роман о том, как любовь к БИТЛЗ может преобразить жизнь любого, самого обыкновенного человека. Даже если ни Джона, ни Джорджа, ни Пола, ни Ринго он не встречал вживую никогда.
Для меломана особый интерес будут представлять путеводители по музыке издательства «Локид», в данном случае это книга Энди Маббет «Пинк Флойд» (5)
Энди Маббетт в течение 10 лет был одним из редакторов журнала «Удивительный пудинг», широко признанного издания «Пинк Флойд» и Роджера Уотерса. Он писал о группе для нескольких журналов, включая «Кью» и «Моджо», внес вклад в создание книг «Безумный бриллиант - Сид Барретт» («Crazy Diamond — Syd Barrett») и «Рассвет Пинк Флойд» («The Dawn Of Pink Floyd»), стал соавтором Майлза по книге «Пинк Флойд - своими глазами» («Pink Floyd — The Visual Documentary»). Путеводитель Маббет - это небольшой, но довольно информативный фактографический обзор по самым значительным моментам жизни группы, также содержащий полную дискографию и цветные фотографии обложек альбомов, редкие снимки самих участников культового коллектива. Достоинствами этого же плана обладает и книга Севы Новгородцева «Рок-посевы: радиорассказы с картинками» (8) - своеобразный путеводитель по истории таких легендарных команд как The Who, Pink Floyd, Cream. Повествование ведется от лица ведущего нелегальной радиостанции. Легкий непритязательный юмор и любопытные факты, наличие черно-белых и цветных раритетных снимков.
Заключение
По данной проблематике было найдено несколько энциклопедий и обширных монографий, в основным же издания выходили в середине девяностых годов прошлого века, что говорит о том, насколько информация сама по себе устарела. Тем не менее, найти литературу, посвященную молодежной культуре и истории рок-музыки не так сложно, с каждым годом интерес к ней неуемно растет, и данный обзор - хороший показатель того, насколько разнообразны по своему содержанию и жанру представленные книги. А следовательно, они будут представлять интерес для самой широкой аудитории.
Список литературы
-
Бондаренко, В. В. История рок-музыки: Европа, Америка, Австралия / В. В. Бондаренко, Ю. В. Дроздов. - Минск: Амалфея, 1997. – 176 с.
-
Буркин, Ю. Осколки неба или подлинная история Битлз / Ю. С. Буркин, К.В. Фадеев. – М.: Эксмо – Пресс, 2001. – 479 с.: ил.
-
Верморел, Ф. Секс Пистолз: история изнутри / Ф. Верморел, Д. Верморел; пер. с англ.- СПб.: Б. и., 1994.-271 с.: ил.
-
Кокарев, А. И. Панк-рок от А до Я / А. И. Кокарев.-М.: Музыка, 1992.- 80 с.: ил.
-
Маббет, Э. Пинк Флойд: Путеводитель / Э. Маббетпер; с англ.- М.: Локид, 1997.-190 с.: ил. – ( Полный путеводитель по музыке)
-
Набок, И. Л. Рок-музыка. Эстетика и идеология: в помощь лектору / И. Л. Набок.- Л.: Знание, 1989.-32 с.
-
Меньщиков В. Г. Энциклопедия рок-музыки. Т.1: Англоязычная рок-музыка / В. Г. Меньщиков.- Ташкент: Узбекистан, 1992.-368 с.: ил.
-
Новгородцев Сева. Рок-посевы: радиорассказы с картинками / Сева Новгородцев – М.: СКиТ, 1995.-264 с.: ил.
-
Рок-энциклопедия / авт.-сост. и автор предисл. С. Кастальский.- 2-е издание, испр. и доп. – М.: Ровесник, 2003.- 887 с.: ил.- Алф. указ.: с. 821-883.
-
Бурлака А.В ритме эпохи: очерки истории музыки «рок»/ А.Бурлака, А. Запесоцкий.- СПб.: Б. и., 1994.- 88с.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Этнокультурный компонент в работе школьной библиотеки – важное средство воспитания гражданственности, патриотизма (на опыте казачьего этнокультурного направления)»
- Международный вебинар «Деятельность педагога-организатора с применением современных форм и технологий в соответствии с требованиями профессионального стандарта»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС