Авторская программа "Дети девиантного поведения"
Директор школы Заместитель директора по УРВ Руководитель МО
___________________ __________________________ _________________
Айгенжиева Т.Т. Абильдаева Г.А. Амитова А.А.
Пояснительная записка.
В отечественной науке и практике накоплен материал, отражающий специфику педагогической работы с детьми той или иной группы – с дошкольниками, младшими школьниками, одарёнными детьми, отстающими в развитии и др.
Однако существует дефицит знания и недостаток научно – методического материала в области педагогического взаимодействия с подростками, имеющими девиации в поведении. Поэтому актуальной остаётся проблема создания эффективной системы профилактики девиантного поведения у подростков.
Современная социально – экономическая ситуация создаёт все условия для попадания подростков в ''зону риска''. Всё чаще проявляется со стороны подростков жестокость и стремление к насилию.
Сложная жизненная ситуация, неправильное семейное воспитание, низкий образовательный и культурный уровень окружающих влияют на многих, однако далеко не все поставленные в эти условия подростки становятся девиантными личностями.
Первопричиной девиантного поведения является, прежде всего, нарушение собственных прав детей в первую очередь в семье. Подросток, который не получает достаточно тепла, любви и взаимопонимания постоянно испытывает чувство незащищённости, унижения. Одна из предпосылок, позволяющая быть толерантным к окружающим – привычное базовое чувство «я защищён». И, наоборот, нетерпимость – это попытка справиться со своими тревогой, страхом, неуверенностью как реакцией на «незащищённость». Центральный фактор, порождающий нетерпимость, — страх и тревога. Часто они – адекватное отражение реальных обстоятельств – угрозы, ущемления прав или агрессии. Поэтому подросток начинает отстаивать своё право на существование доступными ему способами. Реакцией на неудовлетворение основных потребностей со стороны самого подростка может быть как девиантное поведение, направленное против общества в целом, в том числе, как форма протеста, так и открытая агрессия против определённых людей, в том числе и родителей. Родителям, в свою очередь, очень сложно принять и понять такого подростка. Поэтому в семьях нередки детско – родительские конфликты. Общение в таких семьях сводится к минимуму. Блокирование потребности в общении с наиболее близкими людьми служит источником психологической травматизации. Если родители не помогают подростку овладевать социальными нормами, он оказывается в ситуации дезинтеграции и дезориентации. Это более опасно тем, что в подростковом возрасте происходит интенсивное формирование характера и все его свойства обостряются. Нарушения отношений в семье, ошибки в восприятии членами семьи друг друга влияют на развитие у подростков ситуативных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний на фоне акцентуаций характера, патохарактерологических формирований. В свою очередь, аномалии поведения подростков приводят к ломке жизненных стереотипов у родителей, их невротизации, эмоциональной неустойчивости.
Чтобы разорвать этот порочный круг, необходимо работать со всей семьёй – как с подростками, так и с родителями. Оптимизация детско – родительских отношений может быть хорошей профилактикой девиантного поведения среди подростков.
Данная программа ориентирует родителей на принятие собственной ответственности за всё, что происходит в их жизни, семье, отношениях с детьми; готовит родителей к установлению искренних отношений с подростками.
Цели программы:
Выявление детей с девиантным поведением на ранней стадии.
Создание условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей «группы риска».
Укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Задачи программы:
Вовлечение детей «группы риска» в различные виды положительной деятельности.
Изменение условий семейного воспитания.
Популяризация спортивного стиля жизни детей.
Пробуждение в сознании детей чувство стремление к здоровому образу жизни.
Основные направления индивидуальной программы
развития детей «группы риска».
Использование новых технологий, методов и форм работы с детьми «группы риска».
Организация и проведение мероприятий, способствующих всестороннему развитию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Проведение семинаров классных руководителей и деловых встреч с активом классов, с родительским комитетом и с родителями.
Вовлечение родителей в процесс воспитательно-профилактической
деятельности.
Использование новых технологий, методов и форм работы
с детьми «группы риска».
1. Формирование банка данных – социальной картотеки.
Реализация программы через подростковые трудовые бригады с помощью центра занятости.
Организовать физкультурно-оздоровительные лагеря и лагеря труда и отдыха.
Занять детей «группы риска» посещением экскурсии, музеев, театра.
Составить специальные проекты, программы для детей «группы риска».
Организация игр-упражнений и игр-тренингов для детей «группы риска».
Основные исполнители программы:
— Члены администрации школы
-Классные руководители
-Психолог
-Социолог
-Школьная медсестра
-Школьный инспектор
-Предметники
-Родители.
Участники программы:
-Учащиеся из «группы риска»
-Учащиеся требующие повышенного педагогического внимания
-Учащиеся, стоящие на учете
-Проблемные семьи.
Вовлечение родителей в процесс воспитательно-профилактической деятельности. Проведение консультаций для родителей.
Приглашение родителей и детей «группы риска» на совет по профилактики правонарушений среди подростков и «Совет Отцов».
Выступление на родительских собраниях.
Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания.
Провести родительский всеобуч по темам:
— Семья и её роль в воспитании детей.
— Принципы творческой педагогики в семье
— Семейный досуг: игры, домашние праздники, телевидение
— Традиции семейного чтения
-Общение родителей детей, обучающихся в одном классе.
— Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребёнка.
— Работа родительского лектория, по определенным темам.
Методы работы :
План воспитательной работы с девиантными детьми на 2013-2014 учебный год
№ | Виды работы | сроки | Ответственные |
1. | Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детско-юношескую организацию «Жас Улан» | В течение года | Классный руководитель |
2. | Анкетирование по интересам детей. | сентябрь | Классный руководитель |
3. | Изучение читательских интересов, запись в библиотеку, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг. | сентябрь | Библиотекарь |
4. | Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей. | В течении года | Администрация, классный руководитель, психолог, социолог. |
5. | Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка. | По мере выявления | Классный руководитель, психолог, социолог |
6. | Ведение картотеки запущенных детей и неблагополучных семей | В течение года | Администрация, классный руководитель |
7. | Собеседование с классными руководителями 1-11 классов по профилактике правонарушений | 1 раз в год | Администрация школы |
8. | Заседание «Совета отцов» | По мере необходи- мости | Администрация, родители, Кл. рук, члены совета |
9. | Рейды на дому в неблагополучные семьи | По мере необходи- мости | Классный руководитель, школьный инспектор, психолог, социолог |
10. | Изучение положения подростка в коллективе | По мере необходи- мости | Классный руководитель, психолог |
11. | Консультации для детей и родителей | систематически | Администрация |
12. | Лекции для родителей и педагогически запущенных детей | систематически | Администрация, классный руководитель |
13. | Организация с «трудными» детьми работы по благоустройству территории школы. | В течение года | классный руководитель |
14. | Составление дневников наблюдения за детьми «группы риска» и их семьями. | постоянно | Классный руководитель |
15. | Работа клуба девушек «Жау Казын» | ежемесячно | Унерова Ж.А. Члены клуба |
16. | Организация встреч с работниками РУВД, инспекторами по делам несовершеннолетних. | В течение года | Администрация, классный руководитель |
17. | Организация вечерних рейдов по местам массового пребывания молодёжи | в течение года, в праздничные и каникулярные дни | Учителя, школьный инспектор |
18. | Работа Совета Командиров | ежемесячно | Члены совета |
19. | Развить желание у детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом. | систематически | Учителя физической культуры |
20. | Проводить встречи с известными людьми, спортсменами, руководителями организаций, в виде телепередачи «Сыр Сухбат» | В течении года | Классный руководитель |
21. | Вести постоянный контроль текущей успеваемости и посещаемости занятий. | Постоянно | Классный руководитель |
22. | Посещение уроков с целью наблюдений за учащимися. | Постоянно | Классный руководитель |
23. | Работа Клуба Лидеров | ежемесячно | Члены клуба |
· Осознание детьми «группы риска» необходимости глубоких знаний.
· Снижение количества детей «группы риска».
· Стремление детей к здоровому образу жизни.
· Желание участвовать на внеклассных, внешкольных мероприятиях.
· Уменьшение количества пропусков занятий.
· Повысить успеваемость у детей.
· Снижение количества детей стоящих на учете.
· Воспитание достойных членов общества.
Литература:
А.В. Наследухов “Охрана безопасности жизнедеятельности” 9 и 11 классы, М., АСТ – ПРЕСС, 2001 г.
В.В. Аршинова Классные часы и беседы, М., Творческий центр, 2004 г.
Н.И. Дереклеева Родительские собрания, М., ВАКО, 2004 г.
В.И Петрушин «Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя, М Центр «Педагогический поиск»,2001г.
Авдеев Д.О наркомании и наркоманах // Воспоминания школьников. – 1999-№ 4 – с.48-54.
Анисимов Л.Н.Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. – М. Юрид.лит., 1988.
Буянов М.И.Размышления о наркомании. – М. Просвещение, 1990.
Захаров Ю.Подростки “группы риска” // Воспитание школьников. – 2001 — № 4 – с.29-56.
Левин Б.М., Левин М.Б.Наркомания и наркоманы. – М. Просвещение – 1991.
Иващенко З.Дорога в один конец // Наш город – 2000 – с.2.
Надеждин А.Против “белой смерти” // Наш город – 1998 — № 27 – с.3
Пожиленко Г.С диагнозом “наркомания” // Наш город – 2001 — № 15 – с.2.
Ураков И.Г.Наркомания: мифы и действительность. – М. Медицина, 1990.
Ягодинский В.Н.Уберечь от дурмана. – М. Просвещение, 1989.
Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде курения, алкоголя. М., П., 1986 г.
ВШ 3-98 Амосов Н. Здоровый образ жизни, с. 73
Шицкова А.П. Здоровье здоровых (Факультет здоровье, №3-87г) с. 44
Интернет ресурсы
ТИПЫ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ Отклоняющееся поведение подростков в социальном плане сопряжено с понятием «трудный подросток». Характеристики трудных подростков отличаются по возрастным условиям развития, видам и характеру отклонений в поведении, по их личностным качествам, интересам, склонностям, потребностям. В отечественной педагогической науке проблема типизации трудных подростков одна из самых актуальных. Рассмотрим характерные черты трудных подростков, то есть подростков с отклоняющимся поведением, опираясь на различные их классификации. В основу первой квалификации положены типичные положительные и отрицательные нравственные и психологические качества и свойства изучаемых подростков. С точки зрения данного подхода, первую группу составили учащиеся с пассивной жизненной позицией, замкнутые, угрюмые, недоверчивые, безвольные. В острых ситуациях они занимают позицию невмешательства, периодически вступают в конфликт с преподавателями и отдельными учащимися. Успевают они посредственно, пропускают уроки, домашних заданий не готовят, равнодушно относятся к труду. Могут поддаваться дурному влиянию и совершать дисциплинарные проступки, но могут и воздерживаться от них при наличии отвлекающих факторов. Охотно поддаются влиянию авторитетов как в отрицательном, так и в положительном отношении. Ко второй группе были отнесены эгоисты, упрямые учащиеся, у которых полный разрыв между словом и делом, склонные скорее поддержать любой ценой дисциплинарный проступок, чем противодействовать ему. Учатся они плохо, грубо нарушают порядок. Они вспыльчивы, невоспитанны, грубы, часто проявляют неадекватную реакцию на замечания, курят, пьют, сквернословят, находятся в подчинении у учащихся, относящихся к третьей группе, раболепствуют перед ними и действуют по их указке, нарушают дисциплину, когда чувствуют поддержку. При этом они любознательны в отдельных областях знаний, положительно реагируют на поощрения, могут проявить творческое отношение к заинтересовавшему их виду деятельности, способны пересмотреть свои взгляды и убеждения под воздействием систематического и длительного влияния на них в нужном направлении. К третьей группе были отнесены лживые, драчливые, наглые, систематически вступающие в конфликты с окружающими, совершающие антиобщественные поступки и правонарушения, пытающиеся отрицательно воздействовать на других учеников, употребляющие спиртные напитки, признающие и уважающие только авторитет физической силы. Со сверстниками эти подростки агрессивны и жестоки. По отношению к родителям, преподавателям они занимают антагонистическую позицию. У них сложилось устойчивое агрессивное отношение к явлениям общественной жизни, к мнениям и суждениям, не совпадающим с их собственными; они не признают морали и не считаются с ее нормами. Иной принцип различия подростков с отклоняющимся поведением предлагает А. Кочетов. Он опирается на разработанную в нашей психологической науке ориентировочную классификацию подростков-правонарушителей, исходя из потребностей структуры их личности. Первую группу трудных подростков характеризуют устойчивый комплекс общественно-аномальных, отрицательных, аморальных, примитивных потребностей, система откровенно антиобщественных взглядов. У подростков этой группы извращены представления о товариществе, смелости, чувство стыда ослабело. Они циничны, грубы, озлоблены, агрессивны. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, отсутствие трудолюбия и стремление к потребительскому времяпровождению, иждивенчество и стяжательство являются их типичными особенностями. Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, стремлением подражать тем несовершеннолетним правонарушителям, которые отличаются устойчивым комплексом аморальных потребностей и откровенно антиобщественной направленностью отношений и взглядов. Отличаясь обостренным индивидуализмом, неуживчивостью, эти подростки стремятся к привилегированному положению, притесняя слабых, младших. Для третьей группы трудных подростков характерен конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отношениями, интересами, взглядами. Подростки этой группы осознают недостойность совершаемых ими поступков. Однако имеющиеся у них правильные нравственные взгляды не становятся их убеждениями. Нередко проявляется борьба мотивов: либо эгоистические стремления к получению удовольствий, либо угрызения совести и нежелание стать предметом осуждения в глазах авторитетных лиц. Четвертую группу составляют подростки со слабодеформированными потребностями. Их характеризует безволие, легкая внушаемость, легкомысленность, неустойчивость, неверие в свои силы, заискивание перед волевыми товарищами. В пятую группу входят подростки, ставшие на путь правонарушения случайно. Они пассивны и поддаются различным влияниям.
недостатки личности
и способы их преодоления
Социально-психологический аспект отклоняющегося поведения нашел отражение в классификации И. Невского. Им выделены следующие группы подростков: • 1-я группа – положительно ориентированные, но неустойчивые, легко подпадающие под то или иное отрицательное влияние; • 2-я группа – старательные, но не развитые дети, хронически отстающие от сверстников в учебе; • 3-я группа – пассивные, безынициативные, ленивые; • 4-я группа – неорганизованные, несобранные, с неустойчивым вниманием, двигательно расторможенные; • 5-я группа – недисциплинированные, непослушные, грубые, активные дезорганизаторы, нарушители дисциплины, отрицательно влияющие на сверстников; • 6-я группа – испорченные неправильным воспитанием и отрицательным примером родителей, с трудным неуживчивым характером; • 7-я группа – импульсивные, с неустойчивым, часто меняющимся настроением, дисгармоничные. Интересную классификацию подростков с отклоняющимся поведением дает Т. Молодцова. Она выделяет 10 типов дезадаптированных подростков. • «Саморазрушители» – подростки, незаметно для окружающих истязающие себя. В результате развивается тревожность, страх, отчуждение, приводящие к депривации, аутизму, иногда суициду. Такие подростки просто не умеют что-либо менять ни в себе, ни в других. Они пассивны, тревожны, одиноки, робки, разочарованы в себе и в людях. • «Неумеющие» – подростки, которые не могут повлиять на окружающих и изменить что-то в себе в силу потери каких-либо ориентиров или их отсутствия – навыков труда, умения сдерживаться, поддержки извне и т. д. Такие подростки нередко правильно сознают свои трудности (неуспеваемость, недисциплинированность, оторванность от коллектива), но не знающие, как это исправить. • «Инертные» подростки – те, кто не хочет что-либо менять из-за элементарной лени, пассивности, равнодушия. • «Конформисты» – подростки, которые по самой своей натуре как бы предрасположены излишне легко ко всему адаптироваться. Это происходит бездумно или специально, что становится отрицательной чертой приспособленца или конформиста. Данная привычка особенно опасна тогда, когда подросток попадает в отрицательные условия. • «Разрушители» – подростки, которые, имея определенные отрицательные свойства (лживость, агрессивность, властность, грубость, нигилизм и т. д.), обращают их на окружающих. Они не испытывают угрызений совести, ничего не хотят в себе менять, стараются мир переделать под себя и при этом достаточно отрицательно. • «Смирившиеся» подростки – те, которых жизненные обстоятельства или они сами поставили в невыгодные, сложные, невыносимые условия. Они это понимают, но ничего с этим сделать не могут. Это дети, живущие в семьях, где пьют родители, пребывающие в коллективах, где их игнорируют, терпящие от кого-либо унижения, но ничего не предпринимающие, чтобы изменить ситуацию. • «Себялюбящие» – упрямые подростки. Они самоуверенны, эгоистичны, не видят своих недостатков и считают себя верхом совершенства. Всякие замечания в свой адрес они воспринимают «в штыки» и не хотят ничего в себе менять. • «Демонстративные» – категория подростков, которая проявляет себя отрицательно в силу вынужденных обстоятельств (стремление к самоутверждению среди товарищей, желание «отомстить» несправедливому учителю или привлечь внимание родителей). Такие подростки не изменяются, пока не наступают перемены в провоцирующих обстоятельствах. • «Заблуждающиеся» подростки – не понимают, что ведут себя отрицательно, и не стремятся исправиться, не осознают, что своим поведением, характером и действиями они причиняют вред или неудобства окружающим. Они могут проявлять бестактность, нечуткость, Невнимательность, равнодушие и т. д., делают это не специально, не по злому умыслу. • «Стремящиеся» – подростки, которые, попав в этот разряд, активно стремятся исправиться. Современная научная литература раскрывает многообразие аспектов поведения трудных подростков, с которыми имеет дело социальный педагог в практической работе, дает возможность увидеть суть этого довольно сложного социального явления.
Раджапова Луиза Улугбековна
Учитель английского языка
Общий стаж: 8 лет
Педагогический стаж: 8 лет
Классный руководитель
8 «А» класса
Коммунального государственного учреждения «Школы-гимназии №1 имени М. Горького», г. Жетысай, Махтааральского района, ЮКО
|
Директор школы Заместитель директора по УРВ Руководитель МО
___________________ __________________________ _________________
Айгенжиева Т.Т. Абильдаева Г.А. Амитова А.А.
Авторская программа: «Работа с детьми девиантного поведения» |
|
|
Коммунальное государственное учреждения «Школа-гимназия №1 имени М. Горького» |
|
Классный руководитель 8 «А» класса Раджапова Л.У |
2013-2014 учебный год |
|
Пояснительная записка.
В отечественной науке и практике накоплен материал, отражающий специфику педагогической работы с детьми той или иной группы – с дошкольниками, младшими школьниками, одарёнными детьми, отстающими в развитии и др.
Однако существует дефицит знания и недостаток научно – методического материала в области педагогического взаимодействия с подростками, имеющими девиации в поведении. Поэтому актуальной остаётся проблема создания эффективной системы профилактики девиантного поведения у подростков.
Современная социально – экономическая ситуация создаёт все условия для попадания подростков в ''зону риска''. Всё чаще проявляется со стороны подростков жестокость и стремление к насилию.
Сложная жизненная ситуация, неправильное семейное воспитание, низкий образовательный и культурный уровень окружающих влияют на многих, однако далеко не все поставленные в эти условия подростки становятся девиантными личностями.
Первопричиной девиантного поведения является, прежде всего, нарушение собственных прав детей в первую очередь в семье. Подросток, который не получает достаточно тепла, любви и взаимопонимания постоянно испытывает чувство незащищённости, унижения. Одна из предпосылок, позволяющая быть толерантным к окружающим – привычное базовое чувство «я защищён». И, наоборот, нетерпимость – это попытка справиться со своими тревогой, страхом, неуверенностью как реакцией на «незащищённость». Центральный фактор, порождающий нетерпимость, - страх и тревога. Часто они – адекватное отражение реальных обстоятельств – угрозы, ущемления прав или агрессии. Поэтому подросток начинает отстаивать своё право на существование доступными ему способами. Реакцией на неудовлетворение основных потребностей со стороны самого подростка может быть как девиантное поведение, направленное против общества в целом, в том числе, как форма протеста, так и открытая агрессия против определённых людей, в том числе и родителей. Родителям, в свою очередь, очень сложно принять и понять такого подростка. Поэтому в семьях нередки детско – родительские конфликты. Общение в таких семьях сводится к минимуму. Блокирование потребности в общении с наиболее близкими людьми служит источником психологической травматизации. Если родители не помогают подростку овладевать социальными нормами, он оказывается в ситуации дезинтеграции и дезориентации. Это более опасно тем, что в подростковом возрасте происходит интенсивное формирование характера и все его свойства обостряются. Нарушения отношений в семье, ошибки в восприятии членами семьи друг друга влияют на развитие у подростков ситуативных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний на фоне акцентуаций характера, патохарактерологических формирований. В свою очередь, аномалии поведения подростков приводят к ломке жизненных стереотипов у родителей, их невротизации, эмоциональной неустойчивости.
Чтобы разорвать этот порочный круг, необходимо работать со всей семьёй – как с подростками, так и с родителями. Оптимизация детско – родительских отношений может быть хорошей профилактикой девиантного поведения среди подростков.
Данная программа ориентирует родителей на принятие собственной ответственности за всё, что происходит в их жизни, семье, отношениях с детьми; готовит родителей к установлению искренних отношений с подростками.
Цели программы:
Выявление детей с девиантным поведением на ранней стадии.
Создание условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей «группы риска».
Укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Задачи программы:
Вовлечение детей «группы риска» в различные виды положительной деятельности.
Изменение условий семейного воспитания.
Популяризация спортивного стиля жизни детей.
Пробуждение в сознании детей чувство стремление к здоровому образу жизни.
Основные направления индивидуальной программы
развития детей «группы риска».
Использование новых технологий, методов и форм работы с детьми «группы риска».
Организация и проведение мероприятий, способствующих всестороннему развитию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Проведение семинаров классных руководителей и деловых встреч с активом классов, с родительским комитетом и с родителями.
Вовлечение родителей в процесс воспитательно-профилактической
деятельности.
Использование новых технологий, методов и форм работы
с детьми «группы риска».
1. Формирование банка данных – социальной картотеки.
Реализация программы через подростковые трудовые бригады с помощью центра занятости.
Организовать физкультурно-оздоровительные лагеря и лагеря труда и отдыха.
Занять детей «группы риска» посещением экскурсии, музеев, театра.
Составить специальные проекты, программы для детей «группы риска».
Организация игр-упражнений и игр-тренингов для детей «группы риска».
Основные исполнители программы:
- Члены администрации школы
-Классные руководители
-Психолог
-Социолог
-Школьная медсестра
-Школьный инспектор
-Предметники
-Родители.
Участники программы:
-Учащиеся из «группы риска»
-Учащиеся требующие повышенного педагогического внимания
-Учащиеся , стоящие на учете
-Проблемные семьи.
Вовлечение родителей в процесс воспитательно-профилактической деятельности.
Проведение консультаций для родителей.
Приглашение родителей и детей «группы риска» на совет по профилактики правонарушений среди подростков и «Совет Отцов».
Выступление на родительских собраниях.
Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания.
Провести родительский всеобуч по темам:
- Семья и её роль в воспитании детей.
- Принципы творческой педагогики в семье
- Семейный досуг: игры, домашние праздники, телевидение
- Традиции семейного чтения
-Общение родителей детей, обучающихся в одном классе.
- Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребёнка.
- Работа родительского лектория, по определенным темам.
Методы работы :
План воспитательной работы с девиантными детьми на 2013-2014 учебный год
№ |
Виды работы |
сроки |
Ответственные |
|
Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детско-юношескую организацию «Жас Улан» |
В течение года |
Классный руководитель |
|
Анкетирование по интересам детей. |
сентябрь |
Классный руководитель |
|
Изучение читательских интересов, запись в библиотеку, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг. |
сентябрь |
Библиотекарь |
|
Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей. |
В течении года |
Администрация, классный руководитель, психолог, социолог. |
|
Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка. |
По мере выявления |
Классный руководитель, психолог, социолог |
|
Ведение картотеки запущенных детей и неблагополучных семей |
В течение года |
Администрация, классный руководитель |
|
Собеседование с классными руководителями 1-11 классов по профилактике правонарушений |
1 раз в год |
Администрация школы |
|
Заседание «Совета отцов» |
По мере необходи- мости |
Администрация, родители, Кл. рук, члены совета |
|
Рейды на дому в неблагополучные семьи |
По мере необходи- мости |
Классный руководитель, школьный инспектор, психолог, социолог |
|
Изучение положения подростка в коллективе |
По мере необходи- мости |
Классный руководитель, психолог |
|
Консультации для детей и родителей |
систематически |
Администрация |
|
Лекции для родителей и педагогически запущенных детей |
систематически |
Администрация, классный руководитель |
|
Организация с «трудными» детьми работы по благоустройству территории школы. |
В течение года |
классный руководитель |
|
Составление дневников наблюдения за детьми «группы риска» и их семьями. |
постоянно |
Классный руководитель |
|
Работа клуба девушек «Жау Казын» |
ежемесячно |
Унерова Ж.А. Члены клуба |
|
Организация встреч с работниками РУВД, инспекторами по делам несовершеннолетних. |
В течение года |
Администрация, классный руководитель |
|
Организация вечерних рейдов по местам массового пребывания молодёжи |
в течение года, в праздничные и каникулярные дни |
Учителя, школьный инспектор |
|
Работа Совета Командиров |
ежемесячно |
Члены совета |
|
Развить желание у детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом. |
систематически |
Учителя физической культуры |
|
Проводить встречи с известными людьми, спортсменами, руководителями организаций, в виде телепередачи «Сыр Сухбат» |
В течении года |
Классный руководитель |
|
Вести постоянный контроль текущей успеваемости и посещаемости занятий. |
Постоянно |
Классный руководитель |
|
Посещение уроков с целью наблюдений за учащимися. |
Постоянно |
Классный руководитель |
|
Работа Клуба Лидеров |
ежемесячно |
Члены клуба |
Ожидаемый результат:
-
Осознание детьми «группы риска» необходимости глубоких знаний.
-
Снижение количества детей «группы риска».
-
Стремление детей к здоровому образу жизни.
-
Желание участвовать на внеклассных, внешкольных мероприятиях.
-
Уменьшение количества пропусков занятий.
-
Повысить успеваемость у детей.
-
Снижение количества детей стоящих на учете.
-
Воспитание достойных членов общества.
Литература:
А.В. Наследухов “Охрана безопасности жизнедеятельности” 9 и 11 классы, М., АСТ – ПРЕСС, 2001 г.
В.В. Аршинова Классные часы и беседы, М., Творческий центр, 2004 г.
Н.И. Дереклеева Родительские собрания, М., ВАКО, 2004 г.
В.И Петрушин «Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя, М Центр «Педагогический поиск»,2001г.
Авдеев Д. О наркомании и наркоманах // Воспоминания школьников. – 1999-№ 4 – с.48-54.
Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. – М. Юрид.лит., 1988.
Буянов М.И. Размышления о наркомании. – М. Просвещение, 1990.
Захаров Ю. Подростки “группы риска” // Воспитание школьников. – 2001 - № 4 – с.29-56.
Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы. – М. Просвещение – 1991.
Иващенко З. Дорога в один конец // Наш город – 2000 – с.2.
Надеждин А. Против “белой смерти” // Наш город – 1998 - № 27 – с.3
Пожиленко Г. С диагнозом “наркомания” // Наш город – 2001 - № 15 – с.2.
Ураков И.Г. Наркомания: мифы и действительность. – М. Медицина, 1990.
Ягодинский В.Н. Уберечь от дурмана. – М. Просвещение, 1989.
Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде курения, алкоголя. М., П., 1986 г.
ВШ 3-98 Амосов Н. Здоровый образ жизни, с. 73
Шицкова А.П. Здоровье здоровых (Факультет здоровье, №3-87г) с. 44
Интернет ресурсы
ТИПЫ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ
Отклоняющееся поведение подростков в социальном плане сопряжено с понятием «трудный подросток». Характеристики трудных подростков отличаются по возрастным условиям развития, видам и характеру отклонений в поведении, по их личностным качествам, интересам, склонностям, потребностям. В отечественной педагогической науке проблема типизации трудных подростков одна из самых актуальных. Рассмотрим характерные черты трудных подростков, то есть подростков с отклоняющимся поведением, опираясь на различные их классификации.
В основу первой квалификации положены типичные положительные и отрицательные нравственные и психологические качества и свойства изучаемых подростков.
С точки зрения данного подхода, первую группу составили учащиеся с пассивной жизненной позицией, замкнутые, угрюмые, недоверчивые, безвольные. В острых ситуациях они занимают позицию невмешательства, периодически вступают в конфликт с преподавателями и отдельными учащимися. Успевают они посредственно, пропускают уроки, домашних заданий не готовят, равнодушно относятся к труду. Могут поддаваться дурному влиянию и совершать дисциплинарные проступки, но могут и воздерживаться от них при наличии отвлекающих факторов. Охотно поддаются влиянию авторитетов как в отрицательном, так и в положительном отношении.
Ко второй группе были отнесены эгоисты, упрямые учащиеся, у которых полный разрыв между словом и делом, склонные скорее поддержать любой ценой дисциплинарный проступок, чем противодействовать ему. Учатся они плохо, грубо нарушают порядок. Они вспыльчивы, невоспитанны, грубы, часто проявляют неадекватную реакцию на замечания, курят, пьют, сквернословят, находятся в подчинении у учащихся, относящихся к третьей группе, раболепствуют перед ними и действуют по их указке, нарушают дисциплину, когда чувствуют поддержку. При этом они любознательны в отдельных областях знаний, положительно реагируют на поощрения, могут проявить творческое отношение к заинтересовавшему их виду деятельности, способны пересмотреть свои взгляды и убеждения под воздействием систематического и длительного влияния на них в нужном направлении.
К третьей группе были отнесены лживые, драчливые, наглые, систематически вступающие в конфликты с окружающими, совершающие антиобщественные поступки и правонарушения, пытающиеся отрицательно воздействовать на других учеников, употребляющие спиртные напитки, признающие и уважающие только авторитет физической силы. Со сверстниками эти подростки агрессивны и жестоки. По отношению к родителям, преподавателям они занимают антагонистическую позицию. У них сложилось устойчивое агрессивное отношение к явлениям общественной жизни, к мнениям и суждениям, не совпадающим с их собственными; они не признают морали и не считаются с ее нормами.
Иной принцип различия подростков с отклоняющимся поведением предлагает А. Кочетов. Он опирается на разработанную в нашей психологической науке ориентировочную классификацию подростков-правонарушителей, исходя из потребностей структуры их личности.
Первую группу трудных подростков характеризуют устойчивый комплекс общественно-аномальных, отрицательных, аморальных, примитивных потребностей, система откровенно антиобщественных взглядов. У подростков этой группы извращены представления о товариществе, смелости, чувство стыда ослабело. Они циничны, грубы, озлоблены, агрессивны. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, отсутствие трудолюбия и стремление к потребительскому времяпровождению, иждивенчество и стяжательство являются их типичными особенностями.
Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, стремлением подражать тем несовершеннолетним правонарушителям, которые отличаются устойчивым комплексом аморальных потребностей и откровенно антиобщественной направленностью отношений и взглядов. Отличаясь обостренным индивидуализмом, неуживчивостью, эти подростки стремятся к привилегированному положению, притесняя слабых, младших.
Для третьей группы трудных подростков характерен конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отношениями, интересами, взглядами. Подростки этой группы осознают недостойность совершаемых ими поступков. Однако имеющиеся у них правильные нравственные взгляды не становятся их убеждениями. Нередко проявляется борьба мотивов: либо эгоистические стремления к получению удовольствий, либо угрызения совести и нежелание стать предметом осуждения в глазах авторитетных лиц.
Четвертую группу составляют подростки со слабодеформированными потребностями. Их характеризует безволие, легкая внушаемость, легкомысленность, неустойчивость, неверие в свои силы, заискивание перед волевыми товарищами. В пятую группу входят подростки, ставшие на путь правонарушения случайно. Они пассивны и поддаются различным влияниям.
Ведущие
|
Преобладающие
причины соответствующего поведения
|
1. Грубость |
а) аффективность, невыдержанность, недостатки нервной системы: главное направление работы – создание спокойной обстановки, помощь врача и психолога |
б) самоуверенные, заносчивые: необходим постоянный анализ их поведения, включение в коллективную деятельность, воспитание умения подчиняться |
|
в) в свое время несправедливо обиженные и поддержанные плохими людьми: решающее значение имеет чуткий подход к учащимся, убеждение их на конкретных примерах в том, что плохие люди составляют ничтожно малую долю; обучение подростков умению понимать людей |
|
2. Лень |
а) безвольные, неприученные к преодолению трудностей: требуется создание для них таких условий, где постепенно все более будет нарастать напряжение, требующее волевых усилий; развенчание ложных авторитетов |
б) полное безразличие к учебе: использование всего арсенала педагогических средств, чтобы разбудить любознательность |
|
в) переоценка собственных способностей: показ на конкретных примерах собственной переоценки |
|
3. Замкнутость, стремление находиться вне коллектива |
а) самоуверенность, противопоставление себя коллективу: развенчивание завышенной самооценки |
б) кем-то несправедливо обиженные или кем-то третируемые в группе: необходимо выявление причин и лиц, плохо относящихся к данному ученику, преодоление причин |
|
в) какие-то недостатки (маленький рост, особенности внешности): тактичные беседы, убеждение, предъявление категорических требований к другим подросткам не обращать на это внимания |
|
4. Склонность к правонарушениям |
а) инициаторы, организаторы, способствующие правонарушениям: использовать их энергию в различных поручениях |
б) исполнители, легко поддающиеся дурному влиянию: включить в положительную деятельность, способствующую исправлению |
|
в) действующий в одиночку: включить в коллективную захватывающую деятельность |
Типизацию по степени проявления у трудных подростков отклонений от нормы предлагает Л. Зюбин:
Социально-психологический аспект отклоняющегося поведения нашел отражение в классификации И. Невского. Им выделены следующие группы подростков:
• 1-я группа – положительно ориентированные, но неустойчивые, легко подпадающие под то или иное отрицательное влияние;
• 2-я группа – старательные, но не развитые дети, хронически отстающие от сверстников в учебе;
• 3-я группа – пассивные, безынициативные, ленивые;
• 4-я группа – неорганизованные, несобранные, с неустойчивым вниманием, двигательно расторможенные;
• 5-я группа – недисциплинированные, непослушные, грубые, активные дезорганизаторы, нарушители дисциплины, отрицательно влияющие на сверстников;
• 6-я группа – испорченные неправильным воспитанием и отрицательным примером родителей, с трудным неуживчивым характером;
• 7-я группа – импульсивные, с неустойчивым, часто меняющимся настроением, дисгармоничные.
Интересную классификацию подростков с отклоняющимся поведением дает Т. Молодцова. Она выделяет 10 типов дезадаптированных подростков.
• «Саморазрушители» – подростки, незаметно для окружающих истязающие себя. В результате развивается тревожность, страх, отчуждение, приводящие к депривации, аутизму, иногда суициду. Такие подростки просто не умеют что-либо менять ни в себе, ни в других. Они пассивны, тревожны, одиноки, робки, разочарованы в себе и в людях.
• «Неумеющие» – подростки, которые не могут повлиять на окружающих и изменить что-то в себе в силу потери каких-либо ориентиров или их отсутствия – навыков труда, умения сдерживаться, поддержки извне и т. д. Такие подростки нередко правильно сознают свои трудности (неуспеваемость, недисциплинированность, оторванность от коллектива), но не знающие, как это исправить.
• «Инертные» подростки – те, кто не хочет что-либо менять из-за элементарной лени, пассивности, равнодушия.
• «Конформисты» – подростки, которые по самой своей натуре как бы предрасположены излишне легко ко всему адаптироваться. Это происходит бездумно или специально, что становится отрицательной чертой приспособленца или конформиста. Данная привычка особенно опасна тогда, когда подросток попадает в отрицательные условия.
• «Разрушители» – подростки, которые, имея определенные отрицательные свойства (лживость, агрессивность, властность, грубость, нигилизм и т. д.), обращают их на окружающих. Они не испытывают угрызений совести, ничего не хотят в себе менять, стараются мир переделать под себя и при этом достаточно отрицательно.
• «Смирившиеся» подростки – те, которых жизненные обстоятельства или они сами поставили в невыгодные, сложные, невыносимые условия. Они это понимают, но ничего с этим сделать не могут. Это дети, живущие в семьях, где пьют родители, пребывающие в коллективах, где их игнорируют, терпящие от кого-либо унижения, но ничего не предпринимающие, чтобы изменить ситуацию.
• «Себялюбящие» – упрямые подростки. Они самоуверенны, эгоистичны, не видят своих недостатков и считают себя верхом совершенства. Всякие замечания в свой адрес они воспринимают «в штыки» и не хотят ничего в себе менять.
• «Демонстративные» – категория подростков, которая проявляет себя отрицательно в силу вынужденных обстоятельств (стремление к самоутверждению среди товарищей, желание «отомстить» несправедливому учителю или привлечь внимание родителей). Такие подростки не изменяются, пока не наступают перемены в провоцирующих обстоятельствах.
• «Заблуждающиеся» подростки – не понимают, что ведут себя отрицательно, и не стремятся исправиться, не осознают, что своим поведением, характером и действиями они причиняют вред или неудобства окружающим. Они могут проявлять бестактность, нечуткость, Невнимательность, равнодушие и т. д., делают это не специально, не по злому умыслу.
• «Стремящиеся» – подростки, которые, попав в этот разряд, активно стремятся исправиться.
Современная научная литература раскрывает многообразие аспектов поведения трудных подростков, с которыми имеет дело социальный педагог в практической работе, дает возможность увидеть суть этого довольно сложного социального явления.
Раджапова Луиза Улугбековна
Учитель английского языка
Общий стаж : 8 лет
Педагогический стаж: 8 лет
Классный руководитель
8 «А» класса
Коммунального государственного учреждения
«Школы-гимназии №1 имени М. Горького»,
г. Жетысай, Махтааральского района, ЮКО
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»