Краеведческий материал как средство формирования этнокультурной идентификации у младших школьников на уроках русского языка
Кристина Медведева
Тип материала: другое, конкурсная работа (Всероссийский конкурс научно-практических материалов “Педагогический менеджмент”)
просмотров: 551
Тип материала: другое, конкурсная работа (Всероссийский конкурс научно-практических материалов “Педагогический менеджмент”)
просмотров: 551
Краткое описание
Кризисные явления в духовной сфере общества, размывание ценностных ориентаций потребовали осмысления современным учителем особенностей социализации личности в условиях меняющихся общественных отношений.
Описание
Кризисные явления в духовной сфере общества, размывание ценностных ориентаций потребовали осмысления современным учителем особенностей социализации личности в условиях меняющихся общественных отношений. Возникла потребность в формировании человека национальной культуры, сочетающего в себе знания в области национальной культуры и позитивное эмоциональное отношение к ней, гармоничное национальное самосознание и ориентацию на этнокультурные духовные ценности.
Введение элементов национальной культуры в содержание учебного материала предметов различных циклов усиливает мотивационную и стимулирующую сторону изучаемого учебного предмета и дает возможность реализоваться самой национальной культуре. В итоге закладывается тот значительный личностный потенциал, который предоставляет возможность подрастающему поколению глубже прочувствовать наши национальные достоинства, острее пережить привлекательность природы русского человека, способствует формированию национального самосознания.
В последние годы стало очевидным, что современное подрастающее поколение остро нуждается в изучении и воссоздании утраченных корней русской народной культуры. Законом РФ «Об образовании», а также «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (<metricconverter productid=«2009 г» w:st=«on»>2009 г.) перед современной школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей. Важнейшим компонентом национального самосознания является этнокультурная идентификация. В связи с этим одной из приоритетных целей современного образования является формирование этнокультурной идентификации как одного из важнейших компонентов национального самосознания школьников.
Определение места и роли культуры в обучении и воспитании молодежи является одной из ключевых проблем модернизации образования: без широкой культурной ассоциативности в восприятии явлений жизни может быть утрачена творческая, культурогенерирующая способность поколений.
Этнокультурная идентификация обусловлена психологической потребностью человека в упорядочивании представлений о себе и своём месте в картине мира, к обретению тождества с окружающим миром. Каждый человек с раннего детства усваивает манеры поведения и образы мышления до тех пор, пока большинство из них не становятся привычными. Это вхождение в социальный мир происходит путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, образцов и навыков поведения. Основная причина этого процесса состоит в том, что поведение человека не запрограммировано и поэтому всякий раз он вынужден заново обучаться тому, как понимать окружающий мир. Для того чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, личность должна оценивать себя, свою деятельность и свое поведение с позиции соответствия их требованиям культуры.
Одной из важнейших целей языкового образования в современной школе является формирование этнокультурной идентификации как одного из важнейших компонентов патриотического воспитания младших школьников. «Идентичный» переводится с латыни как «тождественный», а «идентификация» – это установление тождества между предметами, процессами. Этнокультурная идентификация – это процесс отождествления индивидом себя с этнической общностью, позволяющий ему усвоить необходимые стереотипы поведения, требования к основным культурным ролям [1].
Этнокультурная идентификация состоит, прежде всего, в выработке положительных чувств у школьников в отношении к истории, традициям своего народа, т.е. того, что принято называть «любовью к Отечеству». В целях формирования этнокультурной идентификации как основного компонента патриотического воспитания школьников можно обратиться к использованию краеведческого материала в учебном процессе.
Обучение школьников с учетом своих региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного языкового материала в обучении родному языку важно не только с образовательной, но и с воспитательной стороны. Для ребенка одинаково важно и научиться свободно владеть родным языком, и найти свое место в мире, осознать себя, начиная с родной земли, с окружающей их «малой» родины. Главное — вызвать интерес к родной земле, родному языку в различных формах его проявления, в его изменениях исторических и местных.
Содержательный аспект краеведения выражается в познании различных сторон жизни родного края: социальной, культурной; представителей разных поколений семьи, жителей края. Использование на уроках русского языка местного языкового материала не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает интерес к тому, что называют «малой родиной», расширяет представление об историческом прошлом и сегодняшнем дне. Все это дает возможность воспитать не только патриота, но и гуманного, социально культурного человека, а вместе с тем и способствует формированию познавательного интереса к русскому языку [2].
Задача каждого учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ребенку максимальную подготовку к духовно-практической деятельности в современном обществе, утвердить в сознании каждого воспитанника патриотическое мироощущение, сделать учебный процесс значимым для учащихся, представляющим непосредственный, жизненно важный интерес.
Применяя в учебном процессе культурологический местный материал, учитель способствует формированию познавательной активности учащихся, выработке эмоционально-ценностного отношения к культуре, языку, истории, народу, проживающему на территории Белгородчины.
Приведем фрагмент организации такой работы на уроке русского языка по грамматической теме: «Обобщение сведений о существительном, глаголе и прилагательном». Лексическая тема урока: «Белгородские ярмарки».
Введение в тему урока:
— Сегодня, в связи с предстоящей ярмаркой, посвященной проводам Масленицы, я предлагаю понаблюдать и проанализировать роль слова в одном конкретном месте — на ярмарке.
Логическая разминка:
— Мы многое знаем о самостоятельных и служебных частях речи.
— Кто из вас может описать свой рабочий день с помощью только одних существительных?
Ответы учащихся: утро, завтрак, школа, уроки, перемена, столовая, обед и т.д.
— Это не описание. Перечислены только предметы.
— В какой форме вы употребили эти слова? (В форме И.п. ед.ч. и мн.ч.)
— Теперь используйте только глаголы. (Просыпаюсь, умываюсь, иду, учусь, бегаю, читаю, пишу, рассказываю, решаю...)
— Это тоже не описание. Перечислены только действия. (Глаголы употреблены в форме ед.ч. 1 лица настоящего времени. Использованы возвратные и невозвратные глаголы).
— Какая же часть речи помогает нам описание сделать ярким, выразительным? (Узнать предмет среди других можно по цвету, форме, размеру, запаху и т.д. Это прилагательные.)
Вывод: роль частей речи различна, но каждая из них помогает друг другу описать событие, предмет, характер, раскрыть содержание.
— Сегодня, в связи с предстоящей ярмаркой, посвященной проводам Масленицы, я предлагаю понаблюдать и проанализировать роль слова в одном конкретном месте — на ярмарке.
Итак, определите грамматическую тему, исходя из логической разминки.
(Мы будем говорить о существительном, глаголе и прилагательном).
Уточнение темы: Обобщение сведений о существительном, глаголе, прилагательном. А лексическая тема «Ярмарка».
Чистописание: я Я я Я я р м а р к а
Ярмарка, ярмарка,
Огневая, яркая,
Плясовая, жаркая
Глянешь налево —
Лавки с товаром.
Глянешь направо —
Веселье даром.
Работа по теме урока:
— Подсчитайте в записанном тексте количество слов и частей речи (по рядам):1 ряд — существительные; 2 ряд — прилагательные; 3 ряд – глаголы.
— Какие части речи не назвали? (3 наречия, 1 предлог) Всего слов — 15.
— Теперь мысленно отправляемся на старинную ярмарку. Нашими спутниками будут представители разных частей речи, те слова, которые помогут нам узнать сведения, связанные с понятием «ярмарка».
— А знаете ли вы, как образовалось это слово? В этом слове две части, которые пришли к нам из немецкого языка «яр» — год, «маркт» — торг, рынок, базар. Вот и получилось — ежегодный торг, базар.
Краткие сведения о проведении и содержании ярмарки:
— Самая большая ярмарка России была вблизи Нижнего Новгорода. Сюда привозили товары из разных городов. Людей, которые привозили товар, называли торговцами, купцами. А чтобы люди покупали товары, подходили к лавкам (магазинам), их зазывали, закликали.
Подберите синонимы: приглашали, зазывали, закликали.
— А как бы вы назвали людей, которые зазывали, закликали покупать товар? (Зазывалы, закликалы). А то, как они зазывали, закликали, называлось закличками.
Рассуждения учащихся об использовании слов различных частей речи при описании ярмарки:
— Подумайте, какие части помогут нам описать ярмарку? (Существительные — называют товары на ярмарке; прилагательные описывают товар по цвету, размеру, вкусу, форме и т.д.; без глагола нельзя продать товар, который нуждается в рекламе).
— Раньше слова «реклама», «рекламировать» не употребляли. Товар расхваливали. Это делали закликалы, зазывали. Нужно быть находчивым и смекалистым, чтобы расхвалить товар, умело его предложить покупателю. Мелкие товары носили коробейники. (Выяснение лексического значения).
Они тоже зазывали к себе покупателей, расхваливали свой товар:
Тары-бары, растабары,
Есть хорошие товары!
Не товар, а сущий клад,
Забирайте нарасхват!
Платки, петрушки,
Расписные гребешки!
Небольшой расход!
Подходи, честной народ!
— Как вы понимаете выражение «расписные гребешки»? (Гребешок бывает у петуха. У бабушки есть гребешок. Она им расчесывает волосы).
— Правильно, записываем: расписные гребешки — гребешок, гребень, гребенка (гребень — изогнутый по форме головы), расческа (разговорн.).
— Как вы понимаете выражение «честной народ»?
— Слово «честной» в сочетании «честной народ» означало «почтенный», «уважаемый». Так раньше обращались к гостям.
— Где вам встречалось это выражение? (В сказках).
— Как вы понимаете «яркая»? (Глянешь налево — лавки с товаром). Читаем тематический словарь: ткани, платки, ленты, кружева, сладости, пряности, баранки, бублики, пряники, конфеты, овощи, фрукты, посуда, скот...) Почему же ярмарка «огневая», «жаркая»?
Ярмарки города Белгорода и Белгородского уезда — большие торги, с увеселениями, развлечениями, устраиваемые регулярно, в одном и том же месте и в одно время. Во второй половине 19 века в Белгороде проводилось 6 ярмарок. Торговля велась лошадьми, крупным рогатым скотом на 10-ю пятницу по Пасхе; Никольская — с 29 апреля по 6 мая; на Петров день — с 23 по 30 июня (в том числе и щепным товаром); Успенская — с 4 по 5 августа (бакалея, промышленные товары); Корсунская - с 3 по 10 октября (бакалея и промышленные товары); трехдневная на 10-ю неделю Пасхи.
Ярмарки регулярно проводились в селениях Белгородского уезда. Лошадьми и мануфактурой торговали в слободе Сабынино: 9 марта «на сороки»; Георгиевская — 20-23 апреля; на Никитской — 12-15 сентября. Георгиевская ярмарка проводилась в трех селах: в Наумовке, Толоконном, Журавлях. На Благовещение торговали лошадьми, рогатым скотом, мануфактурой, железным товаром, съестными продуктами в слободе Томаровка. В Шебекинской волости ярмарки проходили в слободе Шебекино, в селе Устинка. Кожами и кожевенным товаром, бакалеей, мануфактурой торговали в Безлюдовке, Масловой Пристани. Коноплей торговали только в селе Топлинка. Традиция проведения ярмарок была утрачена в 1930-е годы в связи с развернувшимся колхозным строительством. Их заменили колхозные базары.
— Отличаются ли современные ярмарки от ярмарок прошлого?
Словарная работа с использованием «Этимологического словаря» и «Словаря синонимов»: выясните значения слов «бакалея», «мануфактура».
Таким образом, включение культурологического материала в процесс обучения значительно расширяет кругозор младшего школьника, способствует обогащению словаря, воспитывает интерес и любовь к своему родному краю и формирует краеведческую компетенцию учащихся.
Литература 1. Попова Л.В. Идентификация как механизм общения и развития личности: методич. рекомендации / Л.В.Попова; под ред. В.С.Мухиной. – М.: МГПИ им. Ленина, 1988. – 127 с.
2. Тяжелова М.Г. Приёмы развития личной заинтересованности младших школьников в изучении русского языка. [Текст] / М.Г. Тяжелова // Начальная школа. - 2007.- № 11. – С.35 -37.
Введение элементов национальной культуры в содержание учебного материала предметов различных циклов усиливает мотивационную и стимулирующую сторону изучаемого учебного предмета и дает возможность реализоваться самой национальной культуре. В итоге закладывается тот значительный личностный потенциал, который предоставляет возможность подрастающему поколению глубже прочувствовать наши национальные достоинства, острее пережить привлекательность природы русского человека, способствует формированию национального самосознания.
В последние годы стало очевидным, что современное подрастающее поколение остро нуждается в изучении и воссоздании утраченных корней русской народной культуры. Законом РФ «Об образовании», а также «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (<metricconverter productid=«2009 г» w:st=«on»>2009 г.) перед современной школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей. Важнейшим компонентом национального самосознания является этнокультурная идентификация. В связи с этим одной из приоритетных целей современного образования является формирование этнокультурной идентификации как одного из важнейших компонентов национального самосознания школьников.
Определение места и роли культуры в обучении и воспитании молодежи является одной из ключевых проблем модернизации образования: без широкой культурной ассоциативности в восприятии явлений жизни может быть утрачена творческая, культурогенерирующая способность поколений.
Этнокультурная идентификация обусловлена психологической потребностью человека в упорядочивании представлений о себе и своём месте в картине мира, к обретению тождества с окружающим миром. Каждый человек с раннего детства усваивает манеры поведения и образы мышления до тех пор, пока большинство из них не становятся привычными. Это вхождение в социальный мир происходит путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, образцов и навыков поведения. Основная причина этого процесса состоит в том, что поведение человека не запрограммировано и поэтому всякий раз он вынужден заново обучаться тому, как понимать окружающий мир. Для того чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, личность должна оценивать себя, свою деятельность и свое поведение с позиции соответствия их требованиям культуры.
Одной из важнейших целей языкового образования в современной школе является формирование этнокультурной идентификации как одного из важнейших компонентов патриотического воспитания младших школьников. «Идентичный» переводится с латыни как «тождественный», а «идентификация» – это установление тождества между предметами, процессами. Этнокультурная идентификация – это процесс отождествления индивидом себя с этнической общностью, позволяющий ему усвоить необходимые стереотипы поведения, требования к основным культурным ролям [1].
Этнокультурная идентификация состоит, прежде всего, в выработке положительных чувств у школьников в отношении к истории, традициям своего народа, т.е. того, что принято называть «любовью к Отечеству». В целях формирования этнокультурной идентификации как основного компонента патриотического воспитания школьников можно обратиться к использованию краеведческого материала в учебном процессе.
Обучение школьников с учетом своих региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного языкового материала в обучении родному языку важно не только с образовательной, но и с воспитательной стороны. Для ребенка одинаково важно и научиться свободно владеть родным языком, и найти свое место в мире, осознать себя, начиная с родной земли, с окружающей их «малой» родины. Главное — вызвать интерес к родной земле, родному языку в различных формах его проявления, в его изменениях исторических и местных.
Содержательный аспект краеведения выражается в познании различных сторон жизни родного края: социальной, культурной; представителей разных поколений семьи, жителей края. Использование на уроках русского языка местного языкового материала не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает интерес к тому, что называют «малой родиной», расширяет представление об историческом прошлом и сегодняшнем дне. Все это дает возможность воспитать не только патриота, но и гуманного, социально культурного человека, а вместе с тем и способствует формированию познавательного интереса к русскому языку [2].
Задача каждого учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ребенку максимальную подготовку к духовно-практической деятельности в современном обществе, утвердить в сознании каждого воспитанника патриотическое мироощущение, сделать учебный процесс значимым для учащихся, представляющим непосредственный, жизненно важный интерес.
Применяя в учебном процессе культурологический местный материал, учитель способствует формированию познавательной активности учащихся, выработке эмоционально-ценностного отношения к культуре, языку, истории, народу, проживающему на территории Белгородчины.
Приведем фрагмент организации такой работы на уроке русского языка по грамматической теме: «Обобщение сведений о существительном, глаголе и прилагательном». Лексическая тема урока: «Белгородские ярмарки».
Введение в тему урока:
— Сегодня, в связи с предстоящей ярмаркой, посвященной проводам Масленицы, я предлагаю понаблюдать и проанализировать роль слова в одном конкретном месте — на ярмарке.
Логическая разминка:
— Мы многое знаем о самостоятельных и служебных частях речи.
— Кто из вас может описать свой рабочий день с помощью только одних существительных?
Ответы учащихся: утро, завтрак, школа, уроки, перемена, столовая, обед и т.д.
— Это не описание. Перечислены только предметы.
— В какой форме вы употребили эти слова? (В форме И.п. ед.ч. и мн.ч.)
— Теперь используйте только глаголы. (Просыпаюсь, умываюсь, иду, учусь, бегаю, читаю, пишу, рассказываю, решаю...)
— Это тоже не описание. Перечислены только действия. (Глаголы употреблены в форме ед.ч. 1 лица настоящего времени. Использованы возвратные и невозвратные глаголы).
— Какая же часть речи помогает нам описание сделать ярким, выразительным? (Узнать предмет среди других можно по цвету, форме, размеру, запаху и т.д. Это прилагательные.)
Вывод: роль частей речи различна, но каждая из них помогает друг другу описать событие, предмет, характер, раскрыть содержание.
— Сегодня, в связи с предстоящей ярмаркой, посвященной проводам Масленицы, я предлагаю понаблюдать и проанализировать роль слова в одном конкретном месте — на ярмарке.
Итак, определите грамматическую тему, исходя из логической разминки.
(Мы будем говорить о существительном, глаголе и прилагательном).
Уточнение темы: Обобщение сведений о существительном, глаголе, прилагательном. А лексическая тема «Ярмарка».
Чистописание: я Я я Я я р м а р к а
Ярмарка, ярмарка,
Огневая, яркая,
Плясовая, жаркая
Глянешь налево —
Лавки с товаром.
Глянешь направо —
Веселье даром.
Работа по теме урока:
— Подсчитайте в записанном тексте количество слов и частей речи (по рядам):1 ряд — существительные; 2 ряд — прилагательные; 3 ряд – глаголы.
— Какие части речи не назвали? (3 наречия, 1 предлог) Всего слов — 15.
— Теперь мысленно отправляемся на старинную ярмарку. Нашими спутниками будут представители разных частей речи, те слова, которые помогут нам узнать сведения, связанные с понятием «ярмарка».
— А знаете ли вы, как образовалось это слово? В этом слове две части, которые пришли к нам из немецкого языка «яр» — год, «маркт» — торг, рынок, базар. Вот и получилось — ежегодный торг, базар.
Краткие сведения о проведении и содержании ярмарки:
— Самая большая ярмарка России была вблизи Нижнего Новгорода. Сюда привозили товары из разных городов. Людей, которые привозили товар, называли торговцами, купцами. А чтобы люди покупали товары, подходили к лавкам (магазинам), их зазывали, закликали.
Подберите синонимы: приглашали, зазывали, закликали.
— А как бы вы назвали людей, которые зазывали, закликали покупать товар? (Зазывалы, закликалы). А то, как они зазывали, закликали, называлось закличками.
Рассуждения учащихся об использовании слов различных частей речи при описании ярмарки:
— Подумайте, какие части помогут нам описать ярмарку? (Существительные — называют товары на ярмарке; прилагательные описывают товар по цвету, размеру, вкусу, форме и т.д.; без глагола нельзя продать товар, который нуждается в рекламе).
— Раньше слова «реклама», «рекламировать» не употребляли. Товар расхваливали. Это делали закликалы, зазывали. Нужно быть находчивым и смекалистым, чтобы расхвалить товар, умело его предложить покупателю. Мелкие товары носили коробейники. (Выяснение лексического значения).
Они тоже зазывали к себе покупателей, расхваливали свой товар:
Тары-бары, растабары,
Есть хорошие товары!
Не товар, а сущий клад,
Забирайте нарасхват!
Платки, петрушки,
Расписные гребешки!
Небольшой расход!
Подходи, честной народ!
— Как вы понимаете выражение «расписные гребешки»? (Гребешок бывает у петуха. У бабушки есть гребешок. Она им расчесывает волосы).
— Правильно, записываем: расписные гребешки — гребешок, гребень, гребенка (гребень — изогнутый по форме головы), расческа (разговорн.).
— Как вы понимаете выражение «честной народ»?
— Слово «честной» в сочетании «честной народ» означало «почтенный», «уважаемый». Так раньше обращались к гостям.
— Где вам встречалось это выражение? (В сказках).
— Как вы понимаете «яркая»? (Глянешь налево — лавки с товаром). Читаем тематический словарь: ткани, платки, ленты, кружева, сладости, пряности, баранки, бублики, пряники, конфеты, овощи, фрукты, посуда, скот...) Почему же ярмарка «огневая», «жаркая»?
Ярмарки города Белгорода и Белгородского уезда — большие торги, с увеселениями, развлечениями, устраиваемые регулярно, в одном и том же месте и в одно время. Во второй половине 19 века в Белгороде проводилось 6 ярмарок. Торговля велась лошадьми, крупным рогатым скотом на 10-ю пятницу по Пасхе; Никольская — с 29 апреля по 6 мая; на Петров день — с 23 по 30 июня (в том числе и щепным товаром); Успенская — с 4 по 5 августа (бакалея, промышленные товары); Корсунская - с 3 по 10 октября (бакалея и промышленные товары); трехдневная на 10-ю неделю Пасхи.
Ярмарки регулярно проводились в селениях Белгородского уезда. Лошадьми и мануфактурой торговали в слободе Сабынино: 9 марта «на сороки»; Георгиевская — 20-23 апреля; на Никитской — 12-15 сентября. Георгиевская ярмарка проводилась в трех селах: в Наумовке, Толоконном, Журавлях. На Благовещение торговали лошадьми, рогатым скотом, мануфактурой, железным товаром, съестными продуктами в слободе Томаровка. В Шебекинской волости ярмарки проходили в слободе Шебекино, в селе Устинка. Кожами и кожевенным товаром, бакалеей, мануфактурой торговали в Безлюдовке, Масловой Пристани. Коноплей торговали только в селе Топлинка. Традиция проведения ярмарок была утрачена в 1930-е годы в связи с развернувшимся колхозным строительством. Их заменили колхозные базары.
— Отличаются ли современные ярмарки от ярмарок прошлого?
Словарная работа с использованием «Этимологического словаря» и «Словаря синонимов»: выясните значения слов «бакалея», «мануфактура».
Таким образом, включение культурологического материала в процесс обучения значительно расширяет кругозор младшего школьника, способствует обогащению словаря, воспитывает интерес и любовь к своему родному краю и формирует краеведческую компетенцию учащихся.
Литература 1. Попова Л.В. Идентификация как механизм общения и развития личности: методич. рекомендации / Л.В.Попова; под ред. В.С.Мухиной. – М.: МГПИ им. Ленина, 1988. – 127 с.
2. Тяжелова М.Г. Приёмы развития личной заинтересованности младших школьников в изучении русского языка. [Текст] / М.Г. Тяжелова // Начальная школа. - 2007.- № 11. – С.35 -37.
Теги:
15 января 2014
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»