"Слепой домик" О.Бондарчук
Развивающая: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности, развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;
Воспитывающая: воспитывать чувство уважения и сострадания к пожилым людям.
Развивающая: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности, развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;
Воспитывающая: воспитывать чувство уважения и сострадания к пожилым людям.
Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья ст-цы Березанской Краснодарского края
Урок чтения и развития речи
«Слепой домик » О.Бондарчук
(по учебнику для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, авторы составители И.М. Бгажнокова, Е.С. Погоскина)
Подготовила и провела
учитель высшей квалификационной категории
Сторчун Людмила Борисовна
ст. Березанская
Тема урока: «Слепой домик» О.Бондарчук.
Цели урока:
Обучающая: познакомить уч-ся с новым художественным произведением, отрабатывать навык правильного и выразительного чтения, работать над пересказом произведения;
Развивающая: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности, развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;
Воспитывающая: воспитывать чувство уважения и сострадания к пожилым людям;
Коррекционная: коррегировать и развивать воображение уч-ся.
Оборудование: учебники, карточки для индивидуальной работы, мультимедийная установка.
Ход урока
1.Организационный момент.
Психологический настрой уч-ся.
Ребята, сядьте правильно, расправьте плечи, положите руки на парту и посмотрите на меня. Сегодня у нас урок чтения и развития речи. На уроке мы будем читать рассказ, работать с текстом, пополнять словарный запас и развивать свою речь. На то, как вы работаете на уроке пришли посмотреть гости, но вы не волнуйтесь, будьте спокойны и уверенны, и у нас всё получится.
2.Подготовка уч-ся к изучению новой темы.
- Какую большую тему мы изучаем по чтению?
- Как можно по другому выразить эту мысль?
-Какие дела мы называем добрыми?
Помогать пожилым и больным людям;
Заботиться о близких;
Выручать друзей в беде;
Не грубить старшим;
Защищать девочек и малышей;
Сажать деревья и цветы;
Беречь нашу Родину.
Хорошо, вы сказали всё правильно и назвали много добрых дел, об одном из таких дел, о помощи пожилым людям мы будем говорить на сегодняшнем уроке.
А теперь давайте разберём несколько ситуаций, которые часто встречаются в нашей жизни..
-Представьте себе, что вы едете в автобусе. На остановке в автобус входит пожилая женщина. Как вы поступите? Объясните и докажите правильность своего поступка.
-Представьте себе, что вы идёте по улице, а впереди вас идёт пожилой мужчина – наш сосед с тяжёлой сумкой? Как вы поступите?
-А теперь внимание на экран.
(показ нескольких фотографий уч-ся 10кл.)
Кого вы видели на фотографиях?
Что делают ребята?
Ребята 10 класса вот уже два года шефствуют над пожилой женщиной Н.В. Мороз. Они помогают ей сажать огород, наводят порядок во дворе и доме, убирают огород, и вот здесь на фотографии вы видите, как 10 класс красит дом бабушки. Вот это и есть самое настоящее доброе дело, которое может и должен делать каждый из вас. И мне бы очень хотелось, когда уйдут из школы десятиклассники, вы продолжили их доброе дело и помогали этой пожилой женщине.
Ребята, так какой вывод мы должны сделать из всего увиденного и услышанного.
Вывод : ( нужно уважать пожилых людей и всегда помогать им.)
(пожилые люди нуждаются не только в помощи, но и в добром ласковом слове).
3.Сообщение темы урока.
Запись на доске и в тетрадях.
- Сегодня на уроке мы будем читать рассказ об отношении к пожилым людям.
-Автор этого рассказа О.Бондарчук, название рассказа написано на доске. Прочитайте его.
-Как вы думаете, рассказ с таким названием будет грустным или весёлым?
-Как развивались события в рассказе, кто его герой, грустный или весёлый это рассказ мы узнаем, когда прочитаем его.
ФИЗМИНУТКА
Паровоз кричит «ДУ,ДУ»
Я иду, иду, иду».
А колёса стучат, а колёса говорят:
«Так, так, так»
Каждый день по утрам
Делаем зарядку. (все вместе)
Очень нравится всё нам
Делать по порядку.
Встанем дети, скажем тихо:
«Раз, два, три, четыре, пять»
Приподнялись, чуть присели
И соседа не задели.
В теперь придётся встать,
Тихо сесть, читать начать.
4.Объяснение нового материала.
А) чтение рассказа учителем.
В) Проверка первичного восприятия произведения.
- Какое настроение возникло у вас после чтения этого рассказа? Почему?
- Назовите главных героев этого рассказа? Понравились вам герои, если понравились, то объясните чем?
Г) работа со словарными словами.
- В рассказе вам встретилось слово «ставни». Как вы думаете, что такое «ставни»?
(учитель выслушивает ответы , затем демонстрирует фото с изображением дома со ставнями и ещё раз объясняет,
Ставни- это створки из досок или железа для прикрытия окон.
В Словаре Ожегова сказано:
Составьте словосочетания со словом ставни , запишите на доске.
(ставни на окнах, оконные ставни, резные ставни)
- Объясните мне словосочетание резные ставни.
Объяснение значения слова резные , несколько слов о работе в школьной мастерской.
-Разберите слова оконные и резные по составу.
_Запомните новое слово и словосочетания с этим словом.
5.Закрепление.
А) Чтение рассказа учащимися.
Б) Чтение рассказа «Слепой домик» уч-ся по абзацам, ответы на вопросы по содержанию каждого абзаца.
-Как проводил всё своё свободное время Рома?
-Найдите в рассказе то место, где сказано,что находилось рядом с пятиэтажным домом?
-С чем автор сравнивает окна домов?
-Кто жил в слепом домике?
-Почему Рома решил войти в калитку дома?
-Как объяснил старик то, что ставни на окнах его дома всё время закрыты?
-Как подействовал рассказ старика на Рому?
-Какие изменения произошли в жизни старика с момента его знакомства с Ромой?
В) Выборочное чтение.
-Найдите в тексте и прочитайте, как автор описывает старика, которого Рома увидел через щель в заборе.
- Как вы понимаете слово «поёжился»? Попробуйте показать это состояние.
- Докажите мне словами из текста, что старик болен и слаб?
_Какое чувство вызвало у вас описание старика?
-Как вы думаете, почему люди не обращали внимание на «слепой домик»? Можно ли их осуждать за это?
- Почему Рома решил помогать старику, ведь на игры с друзьями у него стало намного меньше времени?
-Найдите в тексте и прочитайте, каким стал домик с появлением Ромы?
Г) Чтение по ролям.
- Попробуем прочитать по ролям разговор, который произошёл между дедушкой и Ромой.
- С какой интонацией нужно читать слова Ромы?
-Как вы будете читать слова дедушки? Почему?
-Как мы читаем слова автора?
(Оценка чтения учеников)
Д) Пересказ понравившегося отрывка.
- Ребята, а сейчас перескажите мне отрывок из рассказа, который вам понравился больше всего.
Е) Устное рисование.
(Ребята, к этому рассказу нету ни какой иллюстрации, и сейчас вы устно нарисуете картинки к рассказу О.Бондарчука «Слепой домик»., а поможет вашему воображению музыка. Итак, закройте глаза и мысленно нарисуйте картинку к этому рассказу.
Ё) работа с пословицами.
- У вас на столе лежат конверты, в них слова. Из данных слов составьте пословицы и объясните, как вы понимаете их значение.- Работать будете в парах.
- Какие пословицы у вас получились?
1.За добро добром и платят.
- Как вы понимаете значение этой пословицы? (Если ты поступишь с людьми хорошо, то и с тобой хорошо поступят)
- Какую еще пословицу вы сложили?
2.Добрые дела красят человека.
- Как вы понимаете значение этой пословицы? (Если человек делает добрые дела, то это показывает его с хорошей стороны).
Какая пословица получилась у вас?
3.Худо тому, кто добра не творит никому.
(Плохо будет тому человеку, кто ни кому не делает добра).
4.Доброе слово лечит, а злое калечит.
(Хорошие, добрые слова помогают человеку, а злые могут его убить)
5.Добро помни, а зло забывай.
(Нужно помнить только хорошее, а всё злое плохое надо выбросить, забыть)
- А теперь подумайте и скажите, какая пословица подходит к нашему рассказу?
-Почему вы так думаете?
- К кому можно отнести эту пословицу?
ИТОГ Ребята , так какими нам всем нужно быть? ( Нам нужно быть добрыми, отзывчивыми.)
Учитель: помните о том ,что добрым и отзывчивым людям легче жить, общаться друг с другом.
А теперь послушайте стихи и песню о доброте, о том, какой дорогой мы с вами должны идти по жизни.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте!
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту.
Как бы жизнь не летела
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело.
А не тлело во мгле.
(все вместе)
Делай доброе дело
Тем живём на земле.
Песня «Дорогою добра»
Сейчас вы вы увидели на экране сколько добрых дел совершают ребята нашей школы, и услышали песню, которая указывает путь по которому мы должны идти по жизни.
Так какой дорогой вы должны идти по жизни?
7.- Подведём итог урока.
А)-Какой рассказ мы читали на уроке?
-Назовите героев этого рассказа?
- Как вы думаете, какая главная мысль этого рассказа?
(Вокруг нас живут люди, которые нуждаются в помощи)
-Какой вывод вы сделали, прочитав этот рассказ?
(Нужно всегда помогать пожилым людям как делом, так и добрым словом, нужно быть внимательным друг к другу и к окружающим тебя людям)
Учитель
И в заключении нашего урока я хочу пожелать вам ребята и вам уважаемые взрослые
Я желаю, чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей,
Чтобы были справедливы
И в решениях мудры.
К людям будете добры вы-
Люди будут к вам добры.
Пусть эти слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребёнок на земле хочет, чтобы окружающие его люди любили, заботились о нём. Но не каждый знает, как это заслужить. Запомните ребята крепко-накрепко, что только к вежливому, воспитанному, доброму человеку люди всегда относятся по доброму.
Б)Комментированное выставление оценок. / За урок я поставлю оценки:
В) Задание на дом:
читать рассказ О.Бондарчука «Слепой домик»,
1гр. Разделить текст на части, составить план и подготовить пересказ по плану.
2гр. Читать и отвечать на вопросы.
3гр. Читать по букварю стр.
Ребятам всех трёх групп нарисовать в тетрадях рисунок к рассказу.
Дети на этом наш урок окончен, встали, всем спасибо.
Литература:
1.Большая хрестоматия для начальной школы, Москва «Эксмо», 2008г
2. Писатели в учебной литературе, ООО «Вако»,2010
3. «Дружок». История России в рассказах, Москва «Стрекоза», 2009г
4. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов, Москва «Эксмо», 2008г
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»