Программа спецкурса «Школа юного краеведа». 2 класс.
Краткое описание
Цель спецкурса: формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности учащихся, расширение их историко-географических представлений о своём крае, воспитание чувства любви и гордости за свой город.
Приложение - рабочая тетрадь по всем занятиям курса.
Приложение - рабочая тетрадь по всем занятиям курса.
Описание
ГУ «Средняя общеобразовательная школа №4 им. К.Макпалеева»
Программа спецкурса «Школа юного краеведа». 2 класс. Программа спецкурса утверждена методическим советом школы. Протокол №1 от 27 августа 2013 года.
Авторы программы: Юрченко Е.В., Евсюкова Т.А., учителя начальных классов
г.Павлодар 2013 г.
Пояснительная записка.
Программа спецкурса составлена на основе требований Государственного общеобязательного стандарта РК утвержденного постановлениемПравительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 и учебной программы по предмету «Познание мира». Предназначена для обучающихся начальной школы. Краеведение служит мировоззренческой основой изучения родного края. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее, всегда было необходимо. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свой край, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться. В своем выступлении Н. А.Назарбаев сказал «Нет богатства дороже земли: будет земля — быть и народу, будет народ — родятся и герои». Программа рассчитана на 34 часа обучения (1 час в неделю). Соответствует требованиям государственного стандарта, и, являясь вариативным курсом, дополняет типовую программу по предмету познание мира. Адресована учителям начальных классов, которые ведут дополнительные к основному курсу занятия. Служит ориентиром для деятельности педагога и дает ему необходимый практический материал для подготовки и проведения занятий. Предлагаемая рабочая тетрадь дает возможность для организации самостоятельной работы учащихся и для составления учебного материала. В документе «Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 – 2016 годы» определено три вида, одним из которых является естественнонаучная грамотность. Естественно – научная грамотность — это способность использовать естественно – научные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений. Актуальность представленного курса состоит в том, что он содержит краеведческий, языковой, речевой и коммуникативный материал, освоение которого дает учащимся основу для коммуникации, осознание влияния естественных наук и техники на развитие общества. Формируется готовность быть вовлеченным в осознанную деятельность, связанную с естественнонаучным идеями и проблемами. Овладение учащимися основными естественнонаучными знаниями и умениями дает возможность их использования для приобретения новых знаний, формулирования вопросов, проблем и выводов с последущей аргументацией. 1. Аспекты формирования экологической культуры младшего школьника.
Человек рано осознал свою зависимость от растительного мира, поэтому первые практические знания относятся к древнейшим стадиям развития человечества. Во второй половине двадцатого века на первое место вышли проблемы биосферной роли растительного покрова, его охраны как компонента биосферы. Для понимания сложных взаимоотношений в природе у человека должна быть сформирована система соответствующих знаний. Уровень этих знаний определяет его общую экологическую культуру, основы которой закладываются в начальной школе. В настоящее время под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний, ценностныхориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей социально-природной среде. Экологическое образование представляет целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Интеграция естественнонаучных знаний в начальной школе позволяет сформировать представление о единстве природы, создает определенную базу для дальнейшего изучения наук о природе. При изучении окружающего мира закладываются основы понимания материальности и познаваемости мира, взаимосвязи явлений, идеи закономерности и эволюции. Наблюдения детьми сначала простых, а затем и сложных природных явлений в окружающей их природе, проникновение в суть этих явлений определяют основу экологического образования. Задачи экологического образования решаются успешнее, если процесс строится на краеведческом принципе, так как ближайшее окружение повседневно дает убедительные примеры для раскрытия разных аспектов взаимодействия человека с природой, вооружает навыками жить с ней в гармонии. Одной из задач экологического образования в начальной школе является формирование системы знаний об окружающем мире.
2. Цели и задачи курса. Цель спецкурса: формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познаватель
ной и творческой активности учащихся, расширение их историко-географических представлений о своём крае, воспитание чувства любви и гордости за свой город. Задачи спецкурса: Ø дать представление о природных богатствах, климате, животном и растительном мире нашего края; Ø расширить представление учащихся о истории города; Ø ознакомить учащихся с историко-культурными памятниками города; Ø показать особенности населения, его промыслы, художественную деятельность и творчество; Ø развивать творческие способности учащихся. 3. Особенности психологического развития младших школьников. Психолог Л.С.Выгодский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Чтобы развитие было успешны им нужна помощь со стороны учителя. Для этого требуется знание особенностей психического развития младшего школьника, а также понимание конечных целей. Ребёнок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями, часто подменяет аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опирается на аналогию, далеко не всегда правомерную. К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться сопоставлять, сравнивать, анализировать находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Необходимо показать ребёнку дифференцированный подход к признакам предмета (существенным и несущественным), научить его давать обоснованное доказательство, понимать причинно-следственные вязи. В связи с преобладанием деятельности первой спиральной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память. Они склонны к механическому запоминанию, без осознания смысловых связей к переходу в среднее звено у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла материала, аргументации логических схем рассуждений. В начальной школе следует учить самостоятельно, мыслить и творчески работать. На развитие этих качеств и направлен факультативный курс. 4. Методологическая основа программы. Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы: ® лекции, чтение художественных и научно-познавательных текстов, рассказ учителя; ® творческие задания, викторины, театрализация; ® практические работы; ® самостоятельный поиск; ® экскурсии, встречи с интересными людьми, просмотр кино, видеофильмов Формы и методы должны быть такими, чтобы давать возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем, повышать интерес к предмету, к своей родине. Методической основой программы является самостоятельное творчество детей с использованием игр, изобразительной и театральной деятельности, чтения, экскурсий, бесед, викторин, праздников, наблюдений. Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребёнка разнообразной деятельности как в классе, так и вне школы. Работы могут выполняться самостоятельно и с помощью родителей. Целесообразно использование таких форм организации учебного процесса, как экскурсиии практические работы, во многом определяющие развитие исследовательскихнавыков. Значимо также применение на занятияхтаких натуральных наглядных пособий, как гербарий, фотографии, звуки и виды родной природы. Изучение экологии на растениях и животных своего края способствует развитию у младших школьников интеллектуальных операций. Определение соответствия учебных целей с уровнем развития интеллектуальных операций, позволяет оценить результативность обучения.
5. Планируемый результат первого года обучения: Ø В сфере личностных результатов будет сформирована адекватная мотивация на изучение родного края. Ø В сфере регулятивных учебных действий дети овладеют способностью понимать задачи, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия. Ø В сфере познавательных результатов обучающиеся познакомятся с географическим положением края, его природными богатствами и разнообразием животного и растительного мира, будут развивать творческие способности. Ø В сфере коммуникативных учебных действий учащиеся приобретут умение учитывать позицию собеседника, организовать сотрудничество. Проведение занятий подкрепляется учебно-методическим комплектом, состоящим из рабочей тетради на печатной основе.
Содержание программы.
1. Введение в курс –1 час. Знакомство с целями и задачами курса. Формирование познавательного интереса к миру природы, который послужит отправной точкой в понимании и овладении содержанием курса.
Проявление интереса к предметному миру, в том числе и к миру природы. 2. Моя малая Родина — 3 часа. Географическое положение города и района. Знакомство с краеведением, как фактором нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, личностного развития. Знакомство с различными особенностями и условиями своей малой родины с целью формирования у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации. 3. Времена года – 10 часов. Сравнение состояния природы в различное время года, «открытие» многоцветия мира, многообразия форм и «настроений» родной природы. Экскурсия в осенний парк с целью наблюдения за природой, изменением ее по временам года. Формирование собственного отношение к увиденному, передача впечатлений в творческих работах. Знакомство с литературным и художественным наследием павлодарской земли с целью привития любви к книге.
Формирование эмоций на красоту различных времен года, своего видения окружающего мира. Экскурсии в детскую библиотеку, художественный музей. 4. Водоёмы нашего края — 3 часа. Сформировать представления у учащихся о водоемах нашего края. Познакомить с видами водоемов их значением и охраной. Развивать познавательный интерес, умение работать с картой, учебником. Воспитание гражданственности, патриотизма, формирование личной ответственности за сохранение и приумножение природных богатств края. Источники загрязнения местных водоемов. Богатство водоемов Прииртышья. Правила поведения у водоемов. Практическое занятие, работа с картой. Географическая игра «Покажи на карте». Рисунки детей «Загадки под водой». 5. Растительность нашего края – 7 часов. Рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, знакомство с многообразием культурных растений и домашних животных Павлодарской области. Знакомство с видами деревьев, кустарников и трав родного края (клён, тополь, берёза; шиповник, боярышник; полынь, одуванчик, крапива). Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека. Сбор трав и изготовление гербария, композиционное панно из растений. Исследовательская работа «Мир растений родного края». Ролевая игра «Я лечу». Дидактическая игра «Угадай гриб». Практические, игровые занятия. Выступление агитбригады. 6. Животный мир – 8 часов. Путешествие по страницам Красной книги. Экскурсия в краеведческий музей. Животный мир. Разнообразие видового состава. Охрана животного мира своей местности. Экскурсия в природу с целью зарисовки и описания отдельных видов животных. Расширение представления о диких животных, птицах, о том где живут, как добывают пищу, зимуют. Установление причинно-следственные связи между временем года и жизнью диких животных. Проект «Малая Красная книга Павлодарской области». Численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу. 7. Итоговое занятие – 3 часа. Анализ работы по изучению родного края. Задание на лето по сбору краеведческого материала и заготовке природного материала. Ответственность за состояние окружающей среды, любовь к красоте родного края. Тестирование. Игра «Брейн – ринг», выставка творческих работ учащихся и их семей «Мама, папа и я – экологическая семья». Цель – привлечь внимание родителей к экологическому воспитанию, показать значение экологического воспитания в семье и роль экологических знаний в жизни человека. Игра юных краеведов.
Календарно-тематическое планирование. 2 класс (34 часа).
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Артыкбаев Ж. История и культура ПавлодарскогоПрииртышья / Ж. Артыкбаев. – Астана: Фолиант, 2002. -72 с.
2. Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Павлодарская область. Алматы: Аруна, 2010. – 600 с.
3. Соколкин Э.Д. Улицы нашего города. Павлодар, 2007гг.
4. Тереник М. Печать в ПавлодарскомПрииртышье / М. Тереник. — Павлодар ТОО «Дом печати». - 2009.- 160 с.
5. Тереник М.С. Почетные граждане города Павлодара / М.С. Тереник, Э.Д. Соколкин. – Павлодар: ТОО «Дом печати». - 2003.- 80 с.
6. Хазыров Б. Чтобы помнили / БикбулатХазыров. — Павлодар: ТОО НПФ «ЭКО», 2004. — 216 с.
7. Шевченко С. Очерки истории Павлодарского Прииртышья. 4.2 XX век. — Павлодар: ЭКО, 2000. — С.139 — 159
Литература края:
1. Васильев П. Н. Собрание сочинений в 2-х томах / Павел Васильев. – Алматы, 2009. 2. Наследие Павла Васильева в его ретро и перспективном окружении: материалы междунар. науч.- практ. конференции. Алматы: Нурай Принт Сервис, 2009. -238 с. 3. Григорьева О. Никогда не оглядывайся: стихи / Ольга Григорьева. – Павлодар: Дом печати. - 2005.- 80 с. 4. Окольничья Т.В. Золотое мое горенье / Татьяна Окольничья. – Павлодар: НПФ ЭКО, 2005. -86с. 5. Приймак Д. Моя душа: избранное. – Павлодар: НПФ «ЭКО», 2001.-192с. 6. Семерьянов В. Песнь о батыре Жасыбае: по мотивам преданий. /Виктор Семерьянов. — Павлодар: НПФ ЭКО,2001.- 44с. 7. Семерьянов В. На добрую память: избранное / Виктор Семерьянов.-Павлодар: НПФ ЭКО, 2002.-236с. 8. Семерьянов В. Мәшһүр шыңы: поэма / Виктор Семерьянов. – Павлодар: ЭКО, 2008. -58
Программа спецкурса «Школа юного краеведа». 2 класс. Программа спецкурса утверждена методическим советом школы. Протокол №1 от 27 августа 2013 года.
Авторы программы: Юрченко Е.В., Евсюкова Т.А., учителя начальных классов
г.Павлодар 2013 г.
Пояснительная записка.
Программа спецкурса составлена на основе требований Государственного общеобязательного стандарта РК утвержденного постановлениемПравительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 и учебной программы по предмету «Познание мира». Предназначена для обучающихся начальной школы. Краеведение служит мировоззренческой основой изучения родного края. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее, всегда было необходимо. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свой край, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться. В своем выступлении Н. А.Назарбаев сказал «Нет богатства дороже земли: будет земля — быть и народу, будет народ — родятся и герои». Программа рассчитана на 34 часа обучения (1 час в неделю). Соответствует требованиям государственного стандарта, и, являясь вариативным курсом, дополняет типовую программу по предмету познание мира. Адресована учителям начальных классов, которые ведут дополнительные к основному курсу занятия. Служит ориентиром для деятельности педагога и дает ему необходимый практический материал для подготовки и проведения занятий. Предлагаемая рабочая тетрадь дает возможность для организации самостоятельной работы учащихся и для составления учебного материала. В документе «Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 – 2016 годы» определено три вида, одним из которых является естественнонаучная грамотность. Естественно – научная грамотность — это способность использовать естественно – научные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений. Актуальность представленного курса состоит в том, что он содержит краеведческий, языковой, речевой и коммуникативный материал, освоение которого дает учащимся основу для коммуникации, осознание влияния естественных наук и техники на развитие общества. Формируется готовность быть вовлеченным в осознанную деятельность, связанную с естественнонаучным идеями и проблемами. Овладение учащимися основными естественнонаучными знаниями и умениями дает возможность их использования для приобретения новых знаний, формулирования вопросов, проблем и выводов с последущей аргументацией. 1. Аспекты формирования экологической культуры младшего школьника.
Человек рано осознал свою зависимость от растительного мира, поэтому первые практические знания относятся к древнейшим стадиям развития человечества. Во второй половине двадцатого века на первое место вышли проблемы биосферной роли растительного покрова, его охраны как компонента биосферы. Для понимания сложных взаимоотношений в природе у человека должна быть сформирована система соответствующих знаний. Уровень этих знаний определяет его общую экологическую культуру, основы которой закладываются в начальной школе. В настоящее время под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний, ценностныхориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей социально-природной среде. Экологическое образование представляет целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Интеграция естественнонаучных знаний в начальной школе позволяет сформировать представление о единстве природы, создает определенную базу для дальнейшего изучения наук о природе. При изучении окружающего мира закладываются основы понимания материальности и познаваемости мира, взаимосвязи явлений, идеи закономерности и эволюции. Наблюдения детьми сначала простых, а затем и сложных природных явлений в окружающей их природе, проникновение в суть этих явлений определяют основу экологического образования. Задачи экологического образования решаются успешнее, если процесс строится на краеведческом принципе, так как ближайшее окружение повседневно дает убедительные примеры для раскрытия разных аспектов взаимодействия человека с природой, вооружает навыками жить с ней в гармонии. Одной из задач экологического образования в начальной школе является формирование системы знаний об окружающем мире.
2. Цели и задачи курса. Цель спецкурса: формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познаватель
ной и творческой активности учащихся, расширение их историко-географических представлений о своём крае, воспитание чувства любви и гордости за свой город. Задачи спецкурса: Ø дать представление о природных богатствах, климате, животном и растительном мире нашего края; Ø расширить представление учащихся о истории города; Ø ознакомить учащихся с историко-культурными памятниками города; Ø показать особенности населения, его промыслы, художественную деятельность и творчество; Ø развивать творческие способности учащихся. 3. Особенности психологического развития младших школьников. Психолог Л.С.Выгодский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Чтобы развитие было успешны им нужна помощь со стороны учителя. Для этого требуется знание особенностей психического развития младшего школьника, а также понимание конечных целей. Ребёнок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями, часто подменяет аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опирается на аналогию, далеко не всегда правомерную. К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться сопоставлять, сравнивать, анализировать находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Необходимо показать ребёнку дифференцированный подход к признакам предмета (существенным и несущественным), научить его давать обоснованное доказательство, понимать причинно-следственные вязи. В связи с преобладанием деятельности первой спиральной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память. Они склонны к механическому запоминанию, без осознания смысловых связей к переходу в среднее звено у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла материала, аргументации логических схем рассуждений. В начальной школе следует учить самостоятельно, мыслить и творчески работать. На развитие этих качеств и направлен факультативный курс. 4. Методологическая основа программы. Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы: ® лекции, чтение художественных и научно-познавательных текстов, рассказ учителя; ® творческие задания, викторины, театрализация; ® практические работы; ® самостоятельный поиск; ® экскурсии, встречи с интересными людьми, просмотр кино, видеофильмов Формы и методы должны быть такими, чтобы давать возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем, повышать интерес к предмету, к своей родине. Методической основой программы является самостоятельное творчество детей с использованием игр, изобразительной и театральной деятельности, чтения, экскурсий, бесед, викторин, праздников, наблюдений. Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребёнка разнообразной деятельности как в классе, так и вне школы. Работы могут выполняться самостоятельно и с помощью родителей. Целесообразно использование таких форм организации учебного процесса, как экскурсиии практические работы, во многом определяющие развитие исследовательскихнавыков. Значимо также применение на занятияхтаких натуральных наглядных пособий, как гербарий, фотографии, звуки и виды родной природы. Изучение экологии на растениях и животных своего края способствует развитию у младших школьников интеллектуальных операций. Определение соответствия учебных целей с уровнем развития интеллектуальных операций, позволяет оценить результативность обучения.
5. Планируемый результат первого года обучения: Ø В сфере личностных результатов будет сформирована адекватная мотивация на изучение родного края. Ø В сфере регулятивных учебных действий дети овладеют способностью понимать задачи, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия. Ø В сфере познавательных результатов обучающиеся познакомятся с географическим положением края, его природными богатствами и разнообразием животного и растительного мира, будут развивать творческие способности. Ø В сфере коммуникативных учебных действий учащиеся приобретут умение учитывать позицию собеседника, организовать сотрудничество. Проведение занятий подкрепляется учебно-методическим комплектом, состоящим из рабочей тетради на печатной основе.
Содержание программы.
1. Введение в курс –1 час. Знакомство с целями и задачами курса. Формирование познавательного интереса к миру природы, который послужит отправной точкой в понимании и овладении содержанием курса.
Проявление интереса к предметному миру, в том числе и к миру природы. 2. Моя малая Родина — 3 часа. Географическое положение города и района. Знакомство с краеведением, как фактором нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, личностного развития. Знакомство с различными особенностями и условиями своей малой родины с целью формирования у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации. 3. Времена года – 10 часов. Сравнение состояния природы в различное время года, «открытие» многоцветия мира, многообразия форм и «настроений» родной природы. Экскурсия в осенний парк с целью наблюдения за природой, изменением ее по временам года. Формирование собственного отношение к увиденному, передача впечатлений в творческих работах. Знакомство с литературным и художественным наследием павлодарской земли с целью привития любви к книге.
Формирование эмоций на красоту различных времен года, своего видения окружающего мира. Экскурсии в детскую библиотеку, художественный музей. 4. Водоёмы нашего края — 3 часа. Сформировать представления у учащихся о водоемах нашего края. Познакомить с видами водоемов их значением и охраной. Развивать познавательный интерес, умение работать с картой, учебником. Воспитание гражданственности, патриотизма, формирование личной ответственности за сохранение и приумножение природных богатств края. Источники загрязнения местных водоемов. Богатство водоемов Прииртышья. Правила поведения у водоемов. Практическое занятие, работа с картой. Географическая игра «Покажи на карте». Рисунки детей «Загадки под водой». 5. Растительность нашего края – 7 часов. Рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, знакомство с многообразием культурных растений и домашних животных Павлодарской области. Знакомство с видами деревьев, кустарников и трав родного края (клён, тополь, берёза; шиповник, боярышник; полынь, одуванчик, крапива). Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека. Сбор трав и изготовление гербария, композиционное панно из растений. Исследовательская работа «Мир растений родного края». Ролевая игра «Я лечу». Дидактическая игра «Угадай гриб». Практические, игровые занятия. Выступление агитбригады. 6. Животный мир – 8 часов. Путешествие по страницам Красной книги. Экскурсия в краеведческий музей. Животный мир. Разнообразие видового состава. Охрана животного мира своей местности. Экскурсия в природу с целью зарисовки и описания отдельных видов животных. Расширение представления о диких животных, птицах, о том где живут, как добывают пищу, зимуют. Установление причинно-следственные связи между временем года и жизнью диких животных. Проект «Малая Красная книга Павлодарской области». Численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу. 7. Итоговое занятие – 3 часа. Анализ работы по изучению родного края. Задание на лето по сбору краеведческого материала и заготовке природного материала. Ответственность за состояние окружающей среды, любовь к красоте родного края. Тестирование. Игра «Брейн – ринг», выставка творческих работ учащихся и их семей «Мама, папа и я – экологическая семья». Цель – привлечь внимание родителей к экологическому воспитанию, показать значение экологического воспитания в семье и роль экологических знаний в жизни человека. Игра юных краеведов.
Календарно-тематическое планирование. 2 класс (34 часа).
№ темы |
Тема |
Кол-во часов |
Виды деятельности учителя и обучающихся |
Выход |
1 |
Введение в курс |
1 час |
Знакомство детей с целями и задачами курс и правилами при проведении наблюдений и практикумов. |
Инструктаж. Представление курса на родительском собрании. |
2-3 |
Географическое положение города и района |
2 часа |
Рассказ учителя, виртуальное путешествие по Павлодару |
Стенгазета «Моя малая Родина». |
4 |
Воспоминание о лете |
1 час |
Беседа учителя + практическое занятие учащихся. |
Панно «Лето». |
5 |
«Эти удивительные листья» |
1 час |
Экскурсия в осенний парк |
Эссе «О чем мне рассказал осенний листочек». |
6 |
«Путешествие по осени» |
1час |
КВН | |
7-8 |
Царство грибов (грибы ядовитые и съедобные) |
2 часа |
Беседа учителя + практическое занятие учащихся |
Дидактическая игра «Угадай гриб» Аппликация. |
9 |
Павлодарские поэты и художники олете и осени. |
1 час |
Знакомство с творчеством Павлодарских художников и поэтов | |
10 |
Соседи- жильцы |
1 час |
Игровое занятие |
Рассказ «Интересные люди рядом». |
11 |
Реки нашего края |
1 час |
Беседа учителя + практическое занятие учащихся, работа с картой |
Географическая игра «Покажи на карте». |
12-13 |
В гостях у жителей подводного Царства |
2 часа |
Игра «Поле чудес» |
Рисунки детей «Загадки под водой». |
14 |
Растения — лекари |
1 час |
Устный журнал |
Ролевая игра «Я лечу». |
15 |
Зеленая аптека |
1 час |
Выступление агитбригады |
Памятка «Заповеди сбора лекарственных растений». |
16 |
Растительный мир родного края |
1 час |
Путешествие по страницам Красной книги |
Рисунок растения из Красной книги. |
17 |
«Эти удивительные растения» |
1 час |
Игра «Умники и умницы» |
Коллективное панно «Мое любимое растение» |
18 |
Краски и звуки зимы |
1 час |
Беседа учителя +практическое занятие учащихся, экскурсия в парк |
Рисование на снегу |
19 |
Павлодарские поэты и художники о зиме |
1 час |
Посещение детской библиотеки |
Конкурс чтецов |
20-21 |
Животный мир родного края |
2 часа |
Путешествие по страницам Красной книги Экскурсия в краеведческий музей |
Рисунок животного из Красной книги. |
22 |
Друзья человека |
1 час |
Беседа о домашних животных |
Сборник забавных историй о домашних животных |
23 |
Птицы нашего двора |
1 час |
Пресс- конференция |
Рисунок, интересные случаи поведения птиц. |
24 |
Изготовление кормушек для птиц |
1 час |
Практическое занятие |
Вывешивание кормушек. |
25 |
В гостях у жителей лесного Царства |
1 час |
Театрализованное представление |
Фоторепортаж |
26 |
В гостях у жителей Царства степей |
1 час |
Беседа- диалог |
Фоторепортаж |
27 |
Дикорастущие растения луга, водоема и леса |
1 час |
Игра путешествие |
Описание дикорастущего растения. |
28 |
Экологические памятки для взрослых и детей |
1 час |
Творческая мастерская |
Экологические памятки. |
29 |
Весенние изменения в жизни природы |
1 час |
Конкурс знатоков |
Рисунок «А из нашего окна весна — красна видна». |
30 |
Павлодарские поэты и художники о весне |
1 час |
Посещение художественного музея |
Мини-сочинение «Чему ты удивился?» |
31 |
Проект «Малая Красная книга Павлодарской области» |
1 час |
Презентация проекта | |
32 |
«Знатоки отчего края» |
1 час |
Игра «Брейн- ринг» |
Написание другу письма, в котором выражена тревога об экологической обстановке в нашем городе. |
33-34 |
«Тайник Вселенной» |
1 час |
Праздничное мероприятие |
Выставка творческих работ учащихся и их семей «Мама, папа и я – экологическая семья» |
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Артыкбаев Ж. История и культура ПавлодарскогоПрииртышья / Ж. Артыкбаев. – Астана: Фолиант, 2002. -72 с.
2. Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Павлодарская область. Алматы: Аруна, 2010. – 600 с.
3. Соколкин Э.Д. Улицы нашего города. Павлодар, 2007гг.
4. Тереник М. Печать в ПавлодарскомПрииртышье / М. Тереник. — Павлодар ТОО «Дом печати». - 2009.- 160 с.
5. Тереник М.С. Почетные граждане города Павлодара / М.С. Тереник, Э.Д. Соколкин. – Павлодар: ТОО «Дом печати». - 2003.- 80 с.
6. Хазыров Б. Чтобы помнили / БикбулатХазыров. — Павлодар: ТОО НПФ «ЭКО», 2004. — 216 с.
7. Шевченко С. Очерки истории Павлодарского Прииртышья. 4.2 XX век. — Павлодар: ЭКО, 2000. — С.139 — 159
Литература края:
1. Васильев П. Н. Собрание сочинений в 2-х томах / Павел Васильев. – Алматы, 2009. 2. Наследие Павла Васильева в его ретро и перспективном окружении: материалы междунар. науч.- практ. конференции. Алматы: Нурай Принт Сервис, 2009. -238 с. 3. Григорьева О. Никогда не оглядывайся: стихи / Ольга Григорьева. – Павлодар: Дом печати. - 2005.- 80 с. 4. Окольничья Т.В. Золотое мое горенье / Татьяна Окольничья. – Павлодар: НПФ ЭКО, 2005. -86с. 5. Приймак Д. Моя душа: избранное. – Павлодар: НПФ «ЭКО», 2001.-192с. 6. Семерьянов В. Песнь о батыре Жасыбае: по мотивам преданий. /Виктор Семерьянов. — Павлодар: НПФ ЭКО,2001.- 44с. 7. Семерьянов В. На добрую память: избранное / Виктор Семерьянов.-Павлодар: НПФ ЭКО, 2002.-236с. 8. Семерьянов В. Мәшһүр шыңы: поэма / Виктор Семерьянов. – Павлодар: ЭКО, 2008. -58
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Дидактические материалы
Окружающий мир
2 класс
14 января 2014
Файлы
Рабочая тетрадь.docx
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО